ЯСЛИ
ЯСЛИ, учреждение, целью которого является обобществление ухода и воспитания детей раннего возраста и их оздоровление. Коллективное воспитание раннего детства про-•водится в значительной своей части через Я, В условиях второго пятилетия Я. становятся основным учреждением охраны материнства •я младенчества. Я. имеют своей главной задачей организацию быта ребенка и способствуют .наряду с консультацией для женщин органи-еации труда и быта матери-работницы, разрешая тем самым задачу вовлечения в производство новых кадров женщин. От развития и качества работы Я. в значительной степени зависит не только выполнение плана по женскому труду и тем самым всего народнохозяйственного плана по промышленности и сельскому хозяйству, но и создание базы рационального ухода за ребенком, коллективного воспитания здорового детства. В яслях должны быть заложены основы правильного физ. и общего развития детей— •будущих строителей коммунистического общества. Качества и навыки, которые обязательны для участника соц. строительства, основы творческой трудовой деятельности человека закладываются с самого раннего детства. Развитие познавательных способностей, умение ориентироваться в пространстве, в об--становке, интерес к трудовым процессам, знакомство с трудом взрослых закладывают в ясельных детях основы для развития коммунистического отношения к труду. Умение жить .в коллективе, считаться с желаниями и удобствами других вырабатывает уже в раннем детстве способность к «сплоченной солидарной дисциплине». Вот почему во втором пятилетии по охране материнства и младенчества.большой раздел уделен развитию педагогической работы в Я., коммунистическому воспитанию раннего детства. Особую ценность вся система детских учреждений приобретает при сравнении с положением работниц в капиталистических странах, где нет ничего подобного нашим учреждениям, нашей системе охраны материнства и младенчества. Обслуживание детства является такой дотацией к индивидуальному бюджету рабочей семьи, о к-рой даже нельзя и мечтать в условиях капиталистической системы. С первых шагов организации охраны материнства и младенчества яслям придавали громадное значение, но рост сети Я. в первые годы значительно отставал от роста других учреждений. Т. к. первое время организация охраны материнства и младенчества росла шире возможностей и имеющихся в ее распоряжении материальных ресурсов, то органы ОММ и старались материальные затраты переложить на те организации, средства к-рых можно было привлечь к этому делу, и в первую очередь на хозорганы. Эта связь с хозорганизациями первое время определяла характер Я. Органы НКЗдрава до 1924 г. осуществляли гл. обр. контроль над Я., но почти не организовывали их. Хозяйственные органы управляли Я., и Я. далеко не всегда соответствовали всем требованиям гигиены и педагогики и оставляли желать много лучшего. С 1930 г. финансирование Я. идет гл. обр. за счет средств Цус-страха (ВЦСПС) без специальных начислений на зарплату. Мощный размах соц. строительства сопровождался громадным ростом бюджета Цусстраха. В 1934 г. из средств Цусстраха выделено 120 млн. руб., а в 1935 г.—175 млн. руб., к-рые пошли на содержание Я. В 1931 г. Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановили: 1. Установить обязательное отчисление из фондов улучшения быта рабочих и служащих на организацию и содержание яслей в размере 10%, дошкольных учреждений в размере 8% с повышением указанного размера этих отчислений по соглашению с соответствующими профессиональными союзами для отдельных промышленных предприятий с значительным применением женской рабочей силы. 2. Установить с 1 января 1931 г. для всех государственных и кооперативных, промышленных и торговых предприятий на территории РСФСР, находящихся в ведении ведомств, учреждений и организаций Союза ССР, насчитывающих не менее 25% женской рабочей силы или же имеющих не менее 200 работниц, обязательные взносы в размере */*% общего фонда выплачиваемой этими предприятиями заработной платы на организацию и содержание яслей и дошкольных учреждений. Но развитие ясельной сети упиралось не столько в отсутствие средств, сколько в отсутствие помещений для яслей. Жилищный фонд, который можно было использовать, исчерпан был целиком и полностью. Поэтому с 1929—1930 гг. усиленно начало развиваться строительство специальных помещений noj Я. Строительство Я. идет гл. обр. за счет ассигнований по бюджету Цусстраха и за счет трестов и объединений промышленных наркоматов- Жилстройкооперация специальный постановлением СНК с 1929 г- обязана былг выделять на строительство Я, 5% строитель S01 ясли ных сумм и 10% квартирной платы, но распыленные по большому количеству кооперативов эти суммы не вносили существенного улучшения в дело строительства Я. Поэтому очень важно было добиться, чтобы при строительстве жилых домов помещение для Я. выделялось натурой. Это было достигнуто в 1931 г. Постановление СНК РСФСР от 22/IV 1931 г. прямо говорит: «6. В целях обеспечения яслей и дошкольных учреждений помещениями, предложить: а) Совнаркомам автономных республик, краевым и областным исполкомам и горсоветам, а также Центрожилсоюзу, ВСНХ РСФСР обязательно выделять во всех новых крупных домах и группах домов, вновь строящихся или вступающих в эксплоатацию, часть жилой площади для развертывания яслей и дошкольных учреждений». В целях привлечения средств трудящегося населения на организацию и оборудование Я. еще в 1929 г. на IV Всесоюзном совещании охраны материнства и младенчества была принята резолюция о введении частичной платности в Я. Поднятие уровня зарплаты, широкое вовлечение в производство жен рабочих, ведущее к поднятию жизненного уровня рабочей семьи, и наконец движение за соц. воспитание в самих рабочих массах сделали вполне возможным постановку и положительное решение этого вопроса. Совершенно очевидно, что без широкого материального и организационного участия жилстройкоопера-ции, потребкооперации, Цустраха, профсоюзов и участия самого населения было бы невозможно достигнуть действительного массового охвата Я. детей работниц и сделать из Я. необходимую составную часть сов. социалистического быта. Как велик ясельный фонд, точнее, в каких цифрах выражается единый финансовый план развертывания ясельной сети, можно судить по плану на 1935 г. (в млн. руб.): Табл. 1. Ясельный фонд Местный бюджет . . Средства соцстраха.
'/t% зарплаты. . . . Фубр......... Средства родителей. Промкооперация . . Прочие средства . . Всего . 1934 г. 1935 г. 37,0 127,1 76,3 113,7 15,2 48,5 4,8 20,1 £3,5 9,6 17,2 15,7 24,4 178,0 348,8 Декретом СНК СССР от 28/VІ 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам...» дается мощный размах и развитию Я. На расширение ясельной сети дополнительно к бюджету 1936 г. ассигновано 346 млн. руб., причем внесены существенные изменения в самый порядок финансирования: в изменение пост. СНК СССР от 6/VІI 1935 г. об обязательном взносе всех учреждении и предприятий в размере
1/i% к фонду зарплаты на содержание Я. и детсадов установлено прямое Лсигнование на эту цель из госбюджета и на 1936 г. отпущено 300 млн. руб. Статистические показатели обслуживания Я. женского пролетариата. Статистика показывает, что с 1923 по 1928 г. рост детей в Я. составил 63%, а рост женской рабочей силы 121%, что видно из табл. 2. Эта таблица показывает кривую роста ясельных коек, дает количественные показатели. Нужно отметить сдвиг в ясельном обслуживании детей работниц с 1929 г. С этого года рост сети начи- нает перегонять рост женской рабочей силы, и количественные показатели обслуживания детей из года в год повышаются, особенно с 1931 г. Табл. 2. Динамика обсл уживания яс ля- ми ж енщи н—
ч ленов профсоюзов. Годы Число женщин чл. профс., зан. по пайму Число обсл. детей Рост женской рабочей силы Рост обслужив. детей На юоо работниц, обслужив'. детей 1 015 700 19 659 100 18,8 1 220 800 21 633 | 117 17,7 1 660 600 24 094 15,5 1 913 800 24 609 12,8 2 121 700 26 600 12,4 2 311 800 32 046 13,8 2 411700 52 000 21,5 3 174 000 59 000 S04 18,5 4 204 800 122 500 29,1 5 056 800 189 096 37,3 в 855 800 232 205 1 180 33,8 7 175 900 264 510 36,8 — 366 000 — Тем же декретом СНК СССР от 28/VІ1936 г. НКЗдр. союзных республик предложено к I/I 1939 г. удвоить существующую сеть ясельных коек для детей по городам, совхозам, раб. поселкам и на ж.-д. транспорте, доведя их общее количество до 800 тыс. коек. Социалистической реконструкцией народного хозяйства определились два момента, к-рые потребовали перестройки ясельной работы. Во-первых высокие темпы, взятые на индустриализацию страны, сопровождаются быстрым вовлечением новой женской рабочей силы в производство. В 1928 г, мы имели 2 140 тыс. женщин, занятых в производстве, а в конце первой пятилетки эта цифра возросла почти до 6 млн. и до 33,7% к общему числу занятых в производстве. В 1935 г. процент вовлеченных в производство женщин составляет 35% к общему количеству рабочих. Второй момент, связанный с социалистической реконструкцией промышленности,— это введение 7-час. рабочего дня, связанное с вовлечением работниц в ночные смены. Первые изменения ясельной работы были связаны с задачей обслужить ночные смены. Т..к. опыта в этом отношении не было, то наметились сначала два варианта. В Ивановской Промышленной области работа пошла по типу перестройки и реорганизации типа Я. на 3 смены. Это вызвало невероятную дезорганизацию жизни учреждений, потому что введение 3 смен происходит не равномерно по всему производству, а по цехам; смены по пятидневкам меняются между собой и т. д. Было сплошное передвижение детей, к-рое вредно отражалось на жизни учреждения, на состоянии самих детей, и воспитательное значение Я. для детей значительно снизилось. Состав детского коллектива постоянно менялся; текучесть детей мешала проводить режим детского дня. Бытовое значение таких Я. было неполноценным с точки зрения и воспитания детей и обеспечения отдыха работнице. Поэтому Отдел охраны материнства и младенчества НКЗдрава, обсуждая этот вопрос, остановился на другом варианте введения длительного ясельного дня, при к-ром ребенок проводит в Я. весь день—12—13—14 часов. На ночь ребенок возвращается домой. При введении этой системы яслей удлиненного дня быстро выявились как ее преимущества, так и ее недостатки. Преимуществом является то, что ребенок не остается дома беспризорным, и для него не пропадает воспитательное влияние Я., а мать имеет возможность отдохнуть без ребенка после ночной смены. Самым существенным недостатком было то, что ночью ребенок часто оставался без присмотра. Поэтому наметился еще новый тип Я.—суточные, в к-рых ребенок остается круглые сутки всей пятидневки, пока мать занята в ночных сменах. Суточные Я. наиболее соответствуют интересам матери и ребенка, т. к. задачей Я. является не только освободить мать на время работы, но и повысить производительность ее труда, создать условия для ее полного отдыха, освободить ей время для учебы, для общественной работы. Но развитие суточных яслей тормо-л зится пока дороговизной и сложностью организации, т.к. они превращаются уже в учреждения для почти постоянного пребывания в них детей; при недостатке персонала и низкой его квалификации вести такие учреждения чрезвычайно трудно. Поэтому суточные Я. пока сравнительно немногочисленны. Пока же можно сказать с уверенностью, что тип Я. с 8—9-час. пребыванием в них детей не вполне содействует вовлечению женщин в производство, общественную работу и учебу, и основным типом Я. следует считать Я. с длительным пребыванием в них ребенка—в течение 12—14 часов. Сменные Я. с 8—9-час. пребыванием детей допустимы на данном этапе лишь временно, в виду недостатка ясельных коек. Все новые и новые повышенные требования к ясельной сети, выдвигаемые соц. реконструкцией народного хозяйства, массовым вовлечением женщин в производство, и резкое отставание роста Я. от потребности в них заставили Отдел охраны материнства и младенчества искать новых, более упрощенных форм ясельного обслуживания детей. Необходимо было шире развернуть сеть, добиться массового охвата Я. детей работниц. Отдел охраны материнства и младенчества встал тогда на путь развертывания т.н. домовых Я., к-рые в виду упрощенности организации назвали «примитивами». Организация домовых Я. является своего рода «кооперированием» населения вокруг строительства бытовых учреждений. Домовые Я. строятся за счет бюджета органов здравоохранения, но с обязательным привлечением средств населения—потребкооперации, жил-стройкооперации и самих родителей. Не получили они до сих пор необходимого размаха в силу острого жилищного кризиса, затрудняющего выделение помещений. Домовые Я. имели своей целью организовать инициативу и самодеятельность рабочего населения в деле социального воспитания детей раннего возраста с помощью и под руководством органов охраны материнства и младенчества. Домовые Я. организовывались при крупных жилкоопах и рабочих поселках. Они обслуживают детей как работниц, так и жен рабочих, служащих—членов жилкооперации, населяющих данный жил-кооп. Домовые Я. предназначаются для детей в возрасте от 1 г. и до 4 лет. Число детей в каждых Я.—15—17. Помещение должно состоять не менее как из 2 комнат, исключительно для пользования детей. В крайнем случае допустима одна большая комната с площадью не менее 4
м* на одного ребенка. Кроме того необходимо иметь туалетную-уборную для детей и кухню. Необходимо наличие чистой площадки во дворе или садика для пользования Я.—для прогулок и дневного пребывания в теплое время года. При отсутствии отдельной комнаты для туалетной-уборной допускается приспособить под детскую уборную изолированную часть коридора, прихожей. При отсутствии отдельной кухни Я. должно быть предоставлено право пользования общей кухней. Питание детей как правило должно проводиться в Я. Пища готовится под наблюдением сестры Я. При невозможности организовать питание полностью в Я., дети завтрак получают в Я., на обед же в определенные часы должны разбираться по домам. Обслуживающий персонал Я. на 15—17 детей должен состоять из одной сестры и одной технички. В помощь им в обязательном порядке должны привлекаться дежурные матери (1—2). В отношении мед. обслуживания и надзора Я. прикрепляются к ближайшей консультации. Средства, необходимые на организацию и содержание Я., изыскиваются из следующих источников: а) местного бюджета, б) жилкооперации, в) средств родителей. — а) На долю бюджета должны относиться расходы по содержанию персонала и хозрасходы (стирка белья, мелкий текущий ремонт), канцелярские расходы.—б) Жилкооперация представляет соответствующую жилплощадь и оплачивает коммунальные услуги и расходы по отоплению.— в) На долю родителей относятся расходы по питанию детей и вступительный взнос на оборудование Я. Фактически плата вносится пропорционально заработку по определенной шкале НКЗдрава. Во второй пятилетке Страна советов достигла столь высоких ступеней хоз. развития, когда можно неизмеримо больше, чем ранее, уделить внимания непосредственному удовлетворению потребностей живого человека, строителя социализма. Поэтому в историческом постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10/VІI 1935 г. «О реконструкции Москвы», в разделе о культурно-бытовом обслуживании трудящихся, тип детских учреждений поднимается на высшую ступень. В новой Москве «ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают неправильным стремление к замкнутому размещению всех этих учреждений в каждом большом доме только для жильцов этого дома: школы, амбулатории, столовые, детские сады, детские Я., театры, кино, клубы, больницы, стадионы и другие виды культурно-бытового обслуживания населения должны размещаться в центре ряда кварталов, в расчете на обслуживание населения, проживающего не в одном, а в десятках домов». Поэтому домовые Я.-примитивы постепенно будут свертываться. Другая форма примитивов наметилась в виде площадок при Я., жактах и консультациях и в виде т. н. прогулочных групп. Развертывание площадок связывается с оздоровительными кампаниями и практикуется гл. обр. летом, но наиболее организованные площадки функционируют и зимой и повышают число обслуживаемых мед. и педагогическим уходом детей. Прогулочная группа состоит из 12—15 детей одного или нескольких соседних домов, к-рые ежедневно гуляют по нескольку часов в определенное время под общей ответственностью и руководством одной дежурной матери. Организуют и инструктируют прогулочную группу участковый врач и сестра детской консультации данного района. Одна участковая (патронажная) сестра консультации может иметь под общим своим наблюдением 3—4 таких прогулочных группы на своем участке. Матери дежурят по неделям, иногда по.декадам. Первое время прогулочные группы организовались на 2—3 утрецних часа. Жизнь показала, что прогулочные группы могут функционировать более продолжительное время при условии организации, общественного питания детей. Если есть помещение, где дети могут отдохнуть, и им обеспечено хотя бы однократное питание, то дети остаются в прогулочных группах по 5—6 часов. Эта форма работы вошла в план второго пятилетия по охране материнства и младенчества как одна из форм оздоровительных массовых мероприятий для детей ясельного возраста. Нужно сказать, что Я. являются учреждением, еще не завершившим, цикла своего развития. Они перестраивались не раз в связи с изменениями нашей хоз. политики и будут перестраиваться еще. Вполне, естественно, что развернутое соц.. наступление, не могло не поставить вопроса о приспособлении работы Я. к темпам вовлечения работниц в производство, ■ о пересмотре и изменении еще раз их форм и методов работы, о более тесной увязке работы Я. с производством, к-рое они обслуживают. Без массового развертывания сети домовых Я., ясельных площадок, ясельных групп с последующим их перерастанием в нормаль-, ную; стационарную ясельную сеть невозможно осуществление того громадного количественного роста ясельной сети и охвата ясельной помощью старых и вновь вовлекаемых кадров работниц, к-рый намечен, директивами партии и правительства. В деле развертывания сети домовых Я., ясельных' площадок и ясельных групп огромная роль принадлежит организации самодеятельности рабочего населения. Полное осуществление яслями поворота «лицом к производству» будет иметь место тогда, когда Я. превратятся в органическую составную, часть предприятия. Для этого Я. должны рассматривать себя как звено, и притом важнейшее, всей системы организации охраны материнстваи младенчества, на предприятии, имеющее своей задачей заботу' об обслуживании детей.ясельного возраста всех работниц данного предприятия. С этой целью Я. выявляют потребность в ясельном обслуживании и берут на учет всех детей ясельного возраста работниц своего предприя-, тия. Я. берут на себя инициативу в расширении и дополнительном развертывании ясельной сети для детей работниц своего предприятия, привлекая к этому всю организацию ОММ и ставя этот вопрос перед заводскими организациями. Я., добиваются, выделения необходимой жил-, площади для расширения ясельной сети при осуществлении строительства рабочих жилищ для рабочих предприятий, при расширении и реконструкции предприятия. Я. добиваются выделения заводоуправлением и заводскими организациями средств на расширение ясельной сети для обслуживания работниц предприятий. Я. должны активно участвовать в проработке контрольных цифр и промфинплана предприятия, выдвигая вопросы, связанные с закреплением и дальнейшим ростом женского труда на предприятии, добиваясь" осуществления необходимых мероприятий. При. вовлечении новых кадров женской рабочей силы Я. проводят работу по развертыванию ясельной сети для их обслуживания. При организации на предприятии курсов по повышению квалификации работниц Я,, .приспосабливают свою работу к обслуживанию работниц на время учебы. Я. обращают особое внимание на обслуживание стахановцев ударных цехов, бригад и отдельных работниц-ударниц. Дети стахановок, ударниц должны приниматься в Я. в первую очередь. Наряду с этим внимание Я. должно.' быть приковано и к «прорывам», отстающим цехам. Совместно с здравпунктами и группой содействия здравоохранению Я. выясняют причины прорыва и прогулов у работниц, намечают ряд jtiep к их устранению. Одной из весьма частых 'и существенных причин прогулов у работниц являются плохая организация и постановка работы самих Я. В частности заболеваемость детей в Я., особенно инфекционными заболеваниями, является одной из существенных причин прогулов у работниц. Борьба по снижению заболеваемости у детей в Я. является! поэтому одним из важнейших элементов работы в борьбе за выполнение промфинплана. С этой целью Я. должны организова,ть у себя обслуживание ясельных детей при целом ряде заболеваний, для чего при Я. должны быть организованы изоляторы. (Циркуляром НКЗдрава от 7/III1932 г.. № 32 предложено всем местным органам в каждом новом ясельном здании предусматривать помещение под изолятор из расчета 10% всех ясельных коек и выделить такое помещение в наличных Я,) В изолятор; направляются дети с капельными инфекциями и инфекциями, передающимися через соприкосновение. Они должны заполняться детьми с грипозными заболеваниями в остром их стадии, с кожными гнойными (пиодермия, фурункулез), с кожными паразитарными (чесотка, стригущий лишай) болезнями, с легкими колитами, с инфекционными диспепсиями (не токсическими) и наконец при невыяснившемся состоянии, по своему течению не., грозящем тяжелыми инфекциями. Могут также принят маться и дети, больные коклюшем. Первые случаи летучих инфекций—ветряной оспы, краснухи и свинки—должны быть оставлены дома
. Если изолятор спланирован так, что может. быть разделен четко на две изолированные" части, то при одновременном заболевании 2- -3 детей одной из этих инфекций их можно,.принять в одну из частей изолятора. При pacijno-странении же инфекций на большое количество детей прием их должен производиться в помещении одной из детских групп, имеющем отдельный вход в приемную. Особое внимание обращается на биологические методы: борьбы с инфекциями,, путем проведения активной иммунизации против скарлатины и. дифтерии, а также широкой организаций противокоре-вых прививок. Я. организуют вокруг себя группу актива из числа членов цеховых групп содействия здравоохранению, работников соц.-быт., сектора фабзавкома, делегаток, который вовлекается во всю работу Я. Раз органы охраны материнства и младенчества встали на путь широкого привлечения самодеятельности и ишь, циативы рабочих масс в дело коллективного воспитания детей, нужно было.организовать эту инициативу, теснее связать, рабочих с жизнью учреждения, обслуживающего их детей; с этой целью при Я. были созданы ясельные советы.— Вовлечение в социалистическое строительство новой массы женщин—домашних хозяек,—начатое по инициативе ясен инженеров и техников тяжелой промышленности, создало новый; мощный актив советской общественности, инй-
•%% пиатива и энергия к-рого направились прежде всего на улучшение детучреждений, в том числе и Я. Постановление
XVІ съезда ВКП(б) о том, что «во всех планах нового строительства должно обязательно предусматриваться строительство жилищ, культурных и соц .-бытовых учреждений (столовые, клубы, ясли, прачечные, бани и т. п.) в первую очередь в важнейших фабрично-заводских районах», а также постановление июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 года о коммунальном строительстве, об усилении культурно-бытового обслуживания рабочих создали новые необычайно благоприятные условия для развития Я. Благоустройство городов, жилищное строительство, к-рые широко входят в контрольные цифры и планы капиталовложений, начиная с 1932г., сопровождаются и строительством Я. Партия придает огромное значение вопросам перестройки быта на новых социалистических началах, а работа по охране материнства и младенчества является одним из важнейших моментов перестройки быта, т.к. через учреждения охраны материнства и младенчества в первую очередь происходит обобществление функций воспитания и освобождение от них работницы и колхозницы. Слова тов. Сталина на XVІ партсъезде: «Вырастить новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество советской страны на должную высоту и защитить ее грудью от покушений со стороны врагов»,—относятся и к органам охраны материнства и младенчества. Перестройка быта на новых социалистических началах предполагает прежде всего массовый рост учреждений охраны материнства и младенчества, в первую очередь Я. Ясли должны охватить миллионы детей и охватить их обслуживанием высокого качоства. Чтобы выполнить эту задачу, чтобы поднять работу на новую высшую ступень, органы охраны материнства и младенчества должны суметь мобилизовать вокруг своей работы широкие слои трудящихся Советского союза, привлечь к ясельному строительству общественные организации, прежде всего профсоюзы, кооперацию, включить в эту работу хоз. органы, равно заинтересованные в обслуживании женского пролетариата, поднятии производительности труда, культурно-бытовом обслуживании рабочей семьи. Особое значение это приобретает теперь, после закона 28/VІ 1936 г., к-рым перед органами охраны материнства и младенчества Поставлена грандиозная программа развертывания учреждений, обслуживающих мать и ребенка, в первую очередь Я. Повышение рождаемости, рост детского населения потребуют от органов ОММ огромных усилий и резкого повышения количественного и особенно качественного роста Я. Ясли в сельских местностях организовывались еще земствами на время летних полевых работ, но это были единичные учреждения, имевшие ничтожное значение с точки зрения культурно-бытового обслуживания крестьянства и ничтожный удельный вес с точки зрения облегчения условий труда крестьянок. С Октябрьской революции вместе с развитием работы по охране материнства и младенчества Я. прочно вошли в новый быт деревни. Но до 1Т)29 г. не было достигнуто массового охвата детей: Я. были сезонные, работа Я. приурочивалась только к посевной и уборочной кампаниями они только частично и слабо ставились на службу выполнению производственных заданий в сельском хозяйстве. Когда коллективизация мощным потоком охватила крестьянство, резко поднялось значение Я. в производственном обслуживании колхозницы, и была выдвинута новая форма Я.—постоянные Я. в совхозах и колхозах. В первую очередь обслуживаются постоянными Я. совхозы с массовым применением женского труда (свеклосахарные, животноводческие, огородные, садовые, хлопководческие и др.). В летнее время постоянные Я. в качестве своего филиала организуют для постоянных и сезонных работниц совхоза полевые передвижные Я., к-рые следуют за бригадами. Организация отходничества за счет избытка рабочей силы и полное вовлечение колхозниц в работу колхоза особенно остро поставили вопрос о развертывании сети постоянных Я. в социалистическом секторе деревни. Базовые Я. с сестрой-инструктором при них в колхозе стали опорным пунктом для развертывания в колхозе всех мероприятий и учреждений по охране материнства и младенчества. Базовые Я. организуются в центре колхоза. Они обслуживают постоянных кадровых работниц колхоза, колхозниц, занятых в различных производственных предприятиях колхоза, в механизированных отраслях сельского хозяйства, активисток и общественниц. Сестра-инструктор при базовых Я. организует подготовку сестер для сезонных Я. при базовых колхозных Я. с участием персонала консультации, врачебного участка и акушерского пункта; держит на учете всех работников сезонных Я., используя их в зимнее время как актив для проведения различных мероприятий по охране материнства и младенчества в отдельных бригадах; организует посылку ясельных работников, получивших подготовку при базовых Я., на переквалификацию в районы и областные центры. В базовых Я. хранится твердый и мягкий инвентарь для развертывания полевых Я. Во время прополочной и уборочной кампаний в непосредственной близости от участков работы матерей-колхозниц организуются полевые Я. для грудных детей. Базовые Я. передают в бригадные сезонные Я. определенный коечный фонд в сформированном виде для развертывания по требованию, бригадира в намеченных участках полевых Я. Организация их носит чрезвычайно гибкий оперативный характер (подвижность, переброска на участок наибольшего скопления матерей, количество коек расширяется и сокращается в зависимости от выхода матерей на работу и т. д.). При невозможности организовать полевые Я. сестра-инструктор базовых Я. организует доставку из ближайших стационарных Я. в поле грудных детей для кормления матерями. Во время уборочной кампании, когда требуется максимальное использование всей рабочей силы колхоза, организуется дополнительное известное число ясельных групп, с целью поголовного охвата всех детей бригады ясельным обслуживанием. Сезонные бригадные Я. берут эти группы под свое наблюдение, организуя снабжение их пищей и самым необходимым инвентарем. Таким образом в крупном колхозе в разгар полевых работ имеется целая сеть Я.: базовые Я. в центре колхоза, сезонные Я. и ясельные группы в бригадах, полевые Я. в бригадах, на отдаленных участках полевых работ. Мед. обслуживание детского населения грудного и раннего возраста как организованного в Я. и ясель-
г- ных группах, так и неорганизованного осуществляется детскими консультациями и мед. персоналом медицинского участка и акушерскими пунктами. Табл. 3. Постоянные ясли в совхозах и колхозах. На 1/1 1929 Г. 1930 г. 1931 Г. 1932 г. 1933 г. 1934 г. 1935 г. 164 2 145 313 4 534 3 392 99 728 8170 212 836 11590 £87 958 14 000 349 113 г. Число детей в сезонных Я. на 1/1 1929 было 141 306; 1930 г.—174 695; 1931 г.—430425; 1932 г.—1 352 915; 1933 г.—2 214 821; 1934 г.— 2 809 700; 1935 г.—3 194 900. Декретом СНК СССР от 28/VІ 1936 г., знаменующим собой истинно сталинскую заботу о матери и ребенку, сеть ясельных коек в сельских местностях удваивается к 1/1 1939 г., так же как и в городах, и увеличивается на 500 тыс. в постоянных Я. и на 4 млн. в сезонных Я. Ведущим типом Я. в сельском секторе являются во втором пятилетии постоянные Я. удлиненного дня. Наряду с этим широкое распространение имеют сезонные Я. Большое развитие получили полевые Я. для .грудных детей, организуемые вблизи места работы матерей. Как в постоянных, так и в сезонных Я. выделяются суточные группы детей. Порядок работы я с л е й. Я. организуются и находятся в системе органов здравоохранения. В ясли принимаются дети трудящихся—работниц, служащих, учащихся, военнослужащих и кооперированных кустарей, в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Обслуживание детей Я. проводится как по месту работы, так и по месту жительства родителей. В соответствии с этим ясли организуются в рабочих поселках, жактах, в районах города. Очередность приема в Я. различных групп трудящихся устанавливается НКЗдравом совместно с ВЦСПС. Прием детей в Я. производится заведующими яслями по направлению соц .-бытовых секторов фабзавкомов в Я., обслуживающие определенные производства, и по направлению консультации—в остальные Я. Ясли должны быть обязательно обеспечены врачебным наблюдением. Правила внутреннего распорядка и организация режима Я. разработаны Гос. научным ин-том ОММ в Москве. Персонал. Во главе Я. стоит заведующий, который несет полную ответственность
за, всю работу Я. Заведующий Я. назначается Управлением ОММ Здравотдела из числа: работниц предприятия, активисток домохозяек, работников яслей, проявивших себя как хорошие администраторы, ясельных врачей. Заведующие, назначаемые из лиц, не имеющих специальной подготовки, должны в процессе работы пройти через курсы заведующих яслями. Заведующий Я. ведет прием в ясли в соот-ветствиис инструкцией НКЗдр.; принимает меры к обеспечению Я. питанием, оборудованием, медикаментами и т. п.; ведет прием и увольнение персонала в соответствии с КЗоТ и налагает взыскания за невыполнение служебных обязанностей или невыполнение распоряжений зав. яслями; является распорядителем кредитов, отпускаемых яслям, и отвечает за правильность их расходования; осуществляет связь Я. с производством и организует массовую работу Я.— Врач Я. несет ответственность за всю мед.- пед. работу Я. Врач следит за состоянием здоровья детей в Я., проводит периодический осмотр детей, ведет записи в истории развития, обслуживает мед. помощью изолятор Я., посещает впервые остро заболевших ясельных детей для выяснения диагноза и систематически лечит на дому больных детей яслей, живущих в районе Я.; проводит все мероприятия по борьба с инфекциями и оздоровительные мероприятия; составляет режим для всех групп детей, соответственно возрастным особенностям; разрабатывает меню и раскладку продуктов и утверждает образцы мебели, белья и одежды при заготовке оборудования; руководит работой всего персонала по уходу и воспитанию детей; совместно с заведующим яслей проводит работу на производстве и массовую работу среди населения; ведет систематическую работу с персоналом по поднятию его квалификации и сан.-просветительную работу среди матерей. Назначение и увольнение врача производится непосредственно Управлением ОММ здравотдела.
t,-. Сестра-инструктор подчиняется непосредственно врачу и является его ближайшим помощником повеем мед.-педагогич. вопросам; проводит в жизнь все назначения врача, касающиеся питания, ухода и лечения детей, и наблюдает ва гиг. содержанием учреждения; совместно с врачом составляет режим для каждой группы, план педагогической работы, игровой и трудовой режим и руководит проведением его в жизнь; проводит ежедневный прием детей; в соответствии с общими указаниями врача руководит работой всех сестер по уходу и воспитанию детей путем систематических совещаний, наблюдений за работой каждой группы, практического показа рабеты. При всех происшествиях (всякого рода несчастные случаи с детьми) принимает меры, оказывает неотложную помощь и немедленно сообщает врачу; следит за приготовлением детской пищи и за кормлением детей; составляет требования на порции, различные предметы по уходу, лечению детей и воспитанию детей с представлением этих требований на подпись врача; ведает аптечкой учреждения и медицинским инвентарем; проводит сан.-просветительную работу в учреждении по указанию и под руководством врача, ведет мед. отчетность под руководством врача.—С е с т р ы -воспитательницы непосредственно подчинены сестре-инструктору. На обязанности сестер-воспитательниц лежит весь уход и воспитание детей: сестры проводят все принципы гиг. режима и мед. назначения под руководством сестры-инструктора; производят взвешивание и измерение детей; организуют игры; проводят групповые и индивидуальные организованные занятия с детьми, прогулки; ведут ежедневный учет педагогической работы и физ. состояния детей. Сестры следят за порядком и гиг. содержанием детских комнат (чистота помещения, инвентаря, белья, проветривание помещений); следят за состоянием здоровья детей и о каждом заболевании и повреждении ребенка немедленно сообщают сестре-инструктору, а в случае ее отсутствия—врачу. Сестры-воспитательницы обязаны периодически повышать свою квалификацию на курсах по повышению квалификации и переквалификации, eii
ясли организуемых здравотделом.—Н'ян
!я' подчи-йяется непосредственно групповым сестрам-воспитательницаМ, помогает сестрам в уходе' за детьми
1. По указанию сестры одевает, кормит детей, помогает при купании, при прогулках и' т. п., убирает помещение своей группы и отвечает за чистоту помещений и всех находящихся в нем предметов; Сдаёт ГряЬное и получает чи
1-стое белье,- приносит' ёду иё кухни, моет посуду своей группы'. Количество персонала зависит от емкости и типа яслей и устанавливается из следующего расчета: один врач на 100 детей, если он не" заведует' яслями, одна сестра-инструктор на' 50 детей, сестра-воспитательница и няня на 18 детей в каждый данный момент работы' Я.; административно-хозяйственный персонал
1 устанавливается согласно принятым нормам. В' суточных группах на ночь могут оставаться одна' сестра'и
: одна няня на 2 группы детей. Я. принимают меры к поднятию квалификации персонала, направляя в обязательном порядке сестер и нянь на курсы по поднятию квалификации и переквалификаций и организуя систематическую плановую работу с персоналом
1 внутри Я. (по вопросам ухода и воспитания детей раннего возраста). Персонал Я. обязан без отрыва'от производства пройти й сдать установленный техминимум. Работа Я. строится на основе социалистических форм труда. Я. широко внедряют в' работу персонала Методы соцсоревнования, ударничества и бригадный метод. Сестры й втяни прикрепляются на длительный промежуток времени к определенной группе' детей, образуя бригаду данной группы; внутри бригады прикрепляются друг к другу сестра й няня. Я. должны быть обеспечены достаточным количеством игрового материала и педагогических пособий. Я. должны обеспечить правильное питание детей соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Питание каждого ребенка проводится согласно назначению" врача. Меню и раскладка продуктов утверждаются врачом. Для'улучшения снабжения Я. организуют подсобные хдзййства (молочные хозяйства, огороды, куроводства и'т. п.), самостоятельные'для отдельных Я., для группы Я. или вместе с обслуживаемыми предприятиями'. О р"г анйзаци я ре жима. Каждый по-ступакйций' й' Я. ребенок йредварит&ЛьйЬ'осма-тривается врачом Я. или консультации и обследуется патройажной сестрой Я. на дому. Дети, больные заразными заболеваниями, в ясли не принимаются. ЧаСы ежедневного приёма и раздачи детей стрбго фиксируются'й устанавливаются в зависимости от типа Я. (табл. 4—6): В сменных группах должно быть установле-нб чёткое распределение Смен. Дети матёрей, работающих в ночную смену, могут оставаться в Я. всю'рабочую неделю, но обязательно берутся домой* на выходной день матери. Для правильной организации работы дети в Я. разделяются'на группы не больше 18 человек, ссютветствёйнЬ' возрасту и психо-физ. развитию. Чйслб детей' в Я. может быть различно; в зависимости от потребйости' Я', могут быть в' 36, 54, 80, 120 й
: 180'коек. Для обслуживания небольших коллектйвбВ'Могут'организовываться Я. в' одну-две группы (36—54 человек); эти Я. рабо'+атот как'филиалы более крупных близлежащих
1 Я. Дети из Труппы в группу переводятся йо возможности периодически и груп-паийгпо 3—4 чёл., а не йоодиночкв. Дети стар- ше трех лет переводятся в организованном порядке в детсад, для чего Я. должны быть прикреплены к определенному детсаду, иметь с ним систематическую связь и' согласовывать план работы старшей группы с планом работы младшей группы детсада. Основным мероприятием по борьбе с детской заболеваемостью является укрепление и повышение сопротивляемости детского организма путем организация гиг. режима и правильного ухода за детьми. Я. должйы широко использовать все оздоровительные мероприятия: максимальное пребывание на воздухЪ зимой и летом, широкое применение ванн и душей, вывоз детей летом за город или
1 нсад. В Я. проводится
-тщательное наблюдение за состоянием здоровья детей путем систематического врачебного осмотра и периодического взвешивания. Остро, заболевший ребенок не должен приноситься в Я., а посещается на дому в тот же день врачом. Ребенок, не посетивший Я. по неизвестной причине, не поЗд-нее следующего дня посещается патронажной сестрой яслей. Ребенок из суточных групп не выдается домой, если дома' имеется инфекционное заболевание. Строительные нормы ясель ОСТ Всесоюзного совета по делам.' коммунального хозяйства при ЦИК СССР (утвержд. 29/V 1935 г.; срок введения— 15/Х 1935 г.). § 3. По объему ясли могут устраиваться на 2, 3, 4,5, 6 и 9 групп детей, т. е. на Зб, 54, 80, 120 и 180 детей с непременным добавлением 10—12% от указанного числа на изолятор.—§ 4. По возрасту в яслях, устраиваемых для детей разного ясельного возраста, принимается следующее распределение групп: а) при двух группах— 1 младшая и I старшая группа; б) при трех группах — 1 группа дар грудников иполаунков и 2 старших группы; в) при четырех; группах—1 группа для грудников, 1 группа для'ползунков' и 2 старших группы; г) Припяти группах—1 группа для грудников, 1 для полвунков и 3 старшие группы; д) при шести группах —1 группа для грудников, 1 для ползунков и 4 старшие группы; е) при восьми группах—1 группа для грудников, 2 **ля ползунков и 5 старших групп; ж) при девяти группах—2 группы для грудников, 2 для ползунков и 5 старших групп. [При-мечание: 1. При предприятиях ясли ограничиваются количеством в 54 койки исключительно для грудных детей (включая койки изолятора)].—$21. Здание яслей должно быть не выше 2 этажей, [Примечание: 1. В виде исключения, . в условиях затесненного городского . участка» допускается с особого в каждом случае разрешения НКЗдр. строительство трехэтажного огнестойкого или несгораемого здания для яслей; в трехэтажных зданиях веранды; должны быть огнестойкие или несгораемые. 2. Устройство подвалов' И полуподвалов в зданиях яслей допускается лишь' для размещения: в Подвале-—котельной со складом топлива при центральном отоплении и в полуподвале— кухни с подсобными помещениями и прачечной].—§25. Надземная ориентировочная кубатура каменных зданий яслей, не считая веранд и служебных зданий (ледник, погреб, прачечная и пр.), принимается в 65—70 д
8 на 1 ребенка.—§ 31. Размер земельного участка определяется из расчета не, менее 60
м* на 1 ребенка; для самых малых по объему яслей (на 30 детей) площадь участка должна быть'не менее 0,3
га. [Примечание: для яслей грудников, устраиваемых при предприятиях, размер земельного участка определяется из расчета не менее 30
м' на 1 ребенка, но во веяном случае участок должен быть не менее 0,2 го].—§38. Высота помещений в яслях—3,5
м. Связь с к о нсу ль т'ац и ей. В целях лучшего Обслуживания детей Я. устанавливают тесную систематическую Связь с'консультацией: консультация обслуживает на дому больных ясельных детей, живущих вне района Я.; консультация обслуживает Я. квалифицированной врачебной помощью; консультации и Я. взаимно сигнализируют о случаях острых
- инфекционных' заболеваний; консультации и Я, проводят совместно по единому плану массовую'работу. В связи с тем, что Я. должно быть охвачено почти полностью все Детское население Союза при повышении качества обслуживания и с развитием целого ряда оздоровительных мероприятий и профилактических мер борьбы с инфекциями, Я. вб второй пяти-
8W Табл. 4. Примерный решим в яслях для детей от 8 до 6 мер. i №M ре- 1 Колич. час. | жима 1 преб. в яслях Прием Кормление Бодрствование Туалет • Укладывание Сон Кормление Еодрство- i 1
i 2 ! 3
i -* а 6 ■8
.8 6-7 в—7 е—7 «-7 8-8V2. li/a-2 8-61/2 6—61/2 6—6i/a 6-61/
8 6—*i/a i ;в»/а—8 .■ei/
a—8 '61/j—8 «1/2—8 7-7»
U .7-7
3/l ?-7
s/l 7-7 Vi -7»/v-8 -7»/
4-8 7Vi-^ 7
aA-S .8—9Va 8-91/, 8—91/2 8-91/а '8-г91/, 91/
а—10 91/
а—10 91/2-10 9i/
a—10 ei./a-lO 10—Ц 10-rll 10-^11 10—11
• 10—11 1 Сон ' Кормление Бодрство-
с вание
vu" Кормление Бодрствование
'■ Сон Кормление • Сон ночной Раздача 11—1 1—11/2 11—1 1—11/j 11—1 1—11/
2 11—1 1—11/2 и—l 1—ц/, lVa-3 И/2-3 H/2-tS И/а—3 IV»—s
иг-з ■ 3-41/2 ': ■8—41/« .8-41/a : 8—41/2 ' 41/а-Б 41/а-б .41/2-5 41/2—6 4i/a—6 5—7 5—7 5—7 8 8 До 11 10—11 ■ '' —■ 7—8 — .41/2-^5 ■ — ' ,2—3 , — 1 41/а—Б До 11 | 10—11 Та б л. 5. Л р име р ный решим в я.сля.х для детей от в до.. 9 ме с.
№ЗЪ режима Время пребыв. ребенка в яслях в часах Прием Кормление Бодрство-'Вание туалет Укладывание ' Сон Кормление ■■■(■•■ 1 | 16 2 1 14 3 1 11 4 1 8 5 j 8 в | 8 6-71/2 6-71/а 0-7'/а В—71/
а S—81/
2 Д1/2-2 6—61/а в—ei/j 7—71/2 7—71/а 6-r.i/a . Bi/j-7'/, 6i/a-7i/a 61/2-71/а 61/а—7Va 7V«—8»/< 7V2-8'/i 71/2—81/4 71/2-81/4 8I/4—8I/2 ., 81/J—81/2 aVi—8V« 81/4-81/1 81/j—10 8» /а—10 81/а—10 81/а—Ю 8Va—W . 10—101/, 10—10i/a 10—101/а 10—101/а 10—101/а Бодрствование Сон Кормле- Бодрство-нке вание * ! Сов Кормление Бодрство-1 Сон вание j ночной Кбрмле- ние Раздача 101/2—12 12—2 l'Jl/а—12 ! 12_2 101/2—12. ! 12—2 101/а—12 ' 1 12—2 101/2—12 i 12—2 : i 2-21/а 2—21 /а 2—21 /а 2-21/а 2—21/а 2—21/2 21/2—4 21/2—I 21/2—4 21/2-4 21/2—4 4-51/а 4-5V2 4^5i
U 6»/*—« 6'/2-в 51/g—в i в—8 в—б 6-г8 8 3 10 10 19—11 71/а—8 • 4—5 2—S 4—5 10—11
: а б л. 6. Примерный режим в яслях для детей 9 ме с. до 1 г. 2 м е о. №М режима Прием, j Выеажи- | Корвгле- Бодрство-туаиет ] вание j Htie |" ванне Высаживание и укладывание Сон Поднимание, высаживание Кормление Бодрствование
: 1 2 3 4 5 6 16 14 11 8 8 8 6—7 6—7 6—7 6—7 8—Si/a li/a-2 .7—70/4 7-73/4 7—73/, 7—73/, 7-73Д" 7З/4—«i/a 7
3/4—81/
2 7»/4—в
1/» 73/4—81/а 73/4—81/2. 81/1-88/, 8V4-88/, 81/
4—83/i 81/4-8З/4 8.V4-88/4 81/а—И 81/а— И 81/2—11 81/а—11 81/а—Ц .n-ttVi 11—111/а 11—Hi/a 11—111/3 11—11V» ш/а-Ш/, Hi/a—12V, in/2—l2Vi Ш/2-121/4 lli/a-12i/4 12V4-1V4 i2V4-lVl ■121/4-11/4 121/1-11/4 123/4-11/4 Высаживание и укладывание Сон Поднимание и высаживание Кормление Бодрствование Кормление Укладывание и высаживание Сон ночной Раздача 1-11/2 l-li/a 1-li/a 1—11/2 j I-1V2 ! 1V2—2V4 lV2-2
a/4 ;lV-2-2
a/4 11/2-2V4 И/2-2З/4 23/4-31/4 23/1-31/, 23/4-31/4 23/4-31/1 28/4-31/1 3-31
/а 3—81/а 3-rSVa 3—31/
2 З—З1/2 Si/
2—6 З'/а-в ; 31/
а—5 31/2—5 31/а—в . в—61/2 6—6i/
г 6—61/2 61/2—7 61/2-7 63/4 вз/
4 10—U 71/2—8 41/а-5 2—21/а 4Va-5 ; 10—11 лотке .становятся мощным фактором в деле снижения детской заболеваемости и смертности. Воспитывая в условиях, намеченных второй пятилеткой, детей раннего возраста,'органы материнства и младенчества создают необходимую базу для роста и воспитания поколения, «способного к участию в коммунистическом труде... по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в прйвыч- _ку) отношению к необходимости труда на общую пользу», поколения, дляк-ро'го «коммунистический труд, есть первая жизненная потребность, потребность здорового организма», как 'говорил Ленин.
Лит.: Инструкции и'методические, указания по педагогической работе с детьми иреддойшольного возраета в яслях п омышленных районов, под ред. Бахмутской, Федер, Щульман, Делованова, М.—Л., 1933; ,|1 е,Д,е>-дев а.В.. Охиана матеиинства и младенчества й СтрЩй Советов, М.—Л., 1933; На фронте здравоохранения, 1932, J» 9,13—14, 30—31; Охрана материнства и младенчества, 1932, Л5 7 и 10. См. также лит. к ст.
Охрана материнства и младенчества. В. Лебедева.
ЯСПЕРС Карл (Carl Jaspers; род. в 1883), немецкий психопатолог и философ, основатель феноменологической школы в психиатрии. По окончании ун-та работал в Гейдельбергской психиатрической клинике. Уже диссертацией «Тоска по родине и преступление» (1909) обратил на себя внимание, выпущенной же вскоре после нее книгой по общей психопатологии положил начало совершенно новой эпохе психопатологического исследования, выступив с требованием строгого пересмотра и точного определения употребляемых в психопатологии понятий на основе описания и анализа действительных переживаний психических б-ных. Книга произвела громадное впечатление и привлекла к автору многочисленных последователей. Последней психопатологической работой Я. было патографическое исследование «Стринд-берг и ван Гог» (1919). С 1921 г. Я. занимает кафедру философии в Гейдельбергской ун-те и прекращает работу в области психопатологии. Из философских его работ крупнейшие: книга о мировоззрениях и двухтомное исследование «Система философии». По своим философским взглядам Я. неприкрытый идеалист.
Смотрите также:
- ЯТРЕН, Yatren (триен, ксантропон), желтоватый без запаха порошок, растворимый (с выделением С03) в горячей воде, нерастворимый в спирте, эфире и других органических растворителях. Содержит 26—28% иода. В продаже в виде ...
- ЯТРОГЕННЫЙ (иатрогенный) (от греч. iatros— врачи gennao—произвожу), термин, обозначающий отрицательное воздействие врача на б-ного, когда вместо терап. эффекта у б-ного создаются представления, усугубляющие его болезненное состояние, или образуется псих. комплекс новой ...
- ЯЧМЕННЫЙ САХАР (Saccharum Hordei), сахарная карамель, приготовляемая варкой сахара с небольшим количеством воды до достижения Ь" кипения при 145°. Вследствие начинающейся карамелизации и частичной инверсии Я. с! содержит примесь окрашенных и восстанавливающих ...
- ЯЩУР (лат.—aphthae epizooticae, франц.— fievre aphteuse, нем.—Maul- und Klauenseuche), острозаразная эпизоотическая б-нь двукопытных животных, принадлежит к зоонозам (см.), поражающим- человека в виде спорадических или групповых заболеваний. Эпизоотии Я. появлялись в Европе ...
- Смесь пищеварительных ферментов - эрепсин Эрепсин - это смесь ферментов-пептидаз, содержащихся в слизистой оболочке тонких кишок и кишечном соке. Ранее полагали, что эрепсин - единый фермент, неспецифически катализирующий гидролиз пептонов и альбумоз с образованием свободных ...