БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, термин, принятый в психологии, точное содержание которого, однако, не может считаться окончательно установленным, поскольку вопрос касается психически-Б., т. е. существования актов, хотя и психических, но, вместе с тем, каким-то образом не подотчетных сознательной личности человека. Исторически учение о Б. восходит к Лейбницу, впервые высказавшему мысль, что, наряду с ясно переживаемыми и интенсивными восприятиями, имеются «малые восприятия» (petites perceptions) или «неощутимые перцепции» (perceptions insensibles). Вундт, сравнивая сознательную деятельность с полем зрения, признает в каждый данный момент фиксационную точку наибольшего внимания (акт апперцепции), окруженную несколькими концентрическими сферами все менее и менее отчетливых психических состояний, упирающихся в порог сознания, за которым начинается Б., понимаемое как полное отсутствие псих, жизни. На такой же, приблизительно, точке зрения стоят некоторые современные психологи-психиатры, напр., Шильдер, Кречмер (Schilder, Kretschmer) и др. По их мнению, однако, краевые области сознания, содержащие в себе не только интеллектуальные продукты (как напр., неясные представления, смутные понятия), но также и аффективные состояния и влечения, могут, несмотря на их значительную удаленность от фиксационной точки, обладать большим динамическим напряжением. Эти краевые зоны Шильдер называет «сферой» и целиком отождествляет ее с понятием психически-Б., оказывающего могущественное действие на все поведение человека и объясняющего целый ряд психоневротических симптомов и психотических картин. В каком-либо ином смысле Шильдер психически-Б. не признает. Между тем, наиболее непримиримые сторонники теории о психически-Б. утверждают, что все забытые человеком впечатления (сохрайившие, однако, способность к воспроизведению при подходящих условиях) продолжают существовать в области Б., оставаясь психическими в подлинном смысле слова. Против такого воззрения энергично восставал в свое время Вундт; он говорил, что все психич. процессы сознательны и что, следовательно, признавать психически-Б. значило бы признавать нечто психическое, которое в то же время не есть психическое. Несмотря на такое категорическое суждение Вундта, целый ряд фактов, гл. образом психопат, порядка, заставляет научную мысль упорно возвращаться к понятию о психически-Б., как о некоем совершенно своеобразном состоянии, не совпадающем с понятием смутного, не отчетливого или сферического, по терминологииШиль-дера. Например, процессы творчества указывают на наличие какой-то предварительной обработки псих, материала, протекающей где-то за пределами сознания, при чем готовый вывод (творческий акт, открытие) неожиданно вспыхивает в такой момент, когда сознательные мысли художника иле ученого интенсивно сосредоточены на совершенно других предметах. Очевидно (говорят сторонники гипотезы о психически-Б.), где-то в глубине личности разыгрывались, наряду с сознательными, какие-то другие псих, процессы, способные дать такой же конечный результат (а может быть, даже больший), как и самая интенсивная сознательная работа; иначе говоря, понятие о психическом шире, чем понятие о сознании. Точно также во время сомнамбулических приступов совершаются действия, не подотчетные сознанию субъекта, для объяснения к-рых необходимо допустить рядом с «верхним сознанием» еще какое-то другое, «нижнее сознание», по терминологии Грассе (Grasset). К этой категории явлений относятся, напр., целые путешествия, совершаемые б-ными в том состоянии, к-рое франц. авторы обозначают термином «второе Я», или «двойное сознание» (double conscience). Аналогичные факты можно найти в литературе о гипнозе. Все они получили детальную обработку в трудах П. Жане (Pierre Janet), наиболее яркого представителя франц. психопатологич. школы, родоначальниками к-рой были Шарко и Рибо. Однако, Жане, говоря о псих, материале, способном откалываться от сознательного Я и образовывать новое Я, лежащее вне сферы прежней личности, рассматривает этот процесс, во всех случаях без исключения, как явление пат. порядка или, по меньшей мере, как искусственный продукт, создаваемый, напр., гипнотическим внушением. Дальнейшее развитие теории Жане содержится в трудах американского психолога М. Принса (Morton Prince). На совершенно иной точке зрения стоят представители чисто физиологических школ. На вопрос, что делается с переживаниями человека, когда последние подвергаются временному забвению, физиологическая теория Б. утверждает, что эти переживания просто-на-просто перестают существовать как таковые; они остаются лишь в виде тех или иных изменений в нервной ткани, в виде следов, могущих (при достаточной интенсивности нервного процесса) вновь дать в результате психический акт, Такие явления, как подсознательное реше^ ние задач, внезапные открытия, истерические и сомнамбулические приступы и проч.* по этой теории, объясняются чисто нервными процессами. На такой точке зрения стоял Рибо, к ней всецело примыкают Мюн-стерберг (Mttnsterberg) и вся русская рефлексологическая школа. Для Бехтерева процессы Б. «суть рефлексы, пути которых проложены в нервной системе мозга, но воспроизведение к-рых в данное время зависит от активной части личности, а потому эти рефлексы и остаются не подотчетными последней». Как видно, эта теория целиком упраздняет весь вопрос о психически-Б> Совершенно своеобразное понимание Б. предлагает психоанализ Фрейда. Он различает два вида Б.: 1) забытый псих, материал, способный, однако, проникнуть в сознание (Bewusstseinsfahig)—это, по терминологии Фрейда, предсознательное (Vorbewusst, co-кращ. Vb.), и 2) псих, материал, состоящий 30G из влечений и желаний, которые в процессе развития ребенка были систематически подавляемы воспитанием и теперь вынуждены остаться бессознательными, т.к. социально-этические, эстетические и др. культурные навыки, достигшие большой силы, не допускают свободного проявления этих первоначальных (инфантильных) влечений. Культурные навыки Фрейд обозначает условным термином «цензура», а весь процесс называет «вытеснением». Сумма всех вытесненных влечений и составляет содержание Б. (Unbewusst, сокращ. Ubw.). Б., однако, обладая динамизмом, может прорываться наружу, но всегда претерпевает при этом искажение, которое производится теми же вытесняющими силами, или цензурой. Такие прорывы наблюдаются в сновидениях, оговорках, ошибках, описках и проч., а также в нервных симптомах—страхах, истерических припадках, навязчивых состояниях и проч. (см.
Психоанализ). Рассмотрение всех приведенных фактов и теорий приводит к неизбежному заключению, что психическое есть не только совокупность переживаний, но и тот сложный материальный процесс, одним из свойств которого являются эти переживания. Несомненно, что при определенных, еще не совсем выясненных условиях, когда псих, переживания исчеза- :
ют, их материальная основа не лишается ка-
: кой-то динамичности, в виде способности влиять на поведение человека. Т. о., Б. не психично как лишенное непосредственных переживаний, но оно психично как совокупность каких-то материальных процессов, ■ не менее сложных, чем те, которые управляют актами сознательного поведения. Теория Фрейда, в той ее части, где она трактует вопрос о конкретном содержании и ме-
, ханизмах Б., подлежит более специально- ' му изложению и разбору (см.
Психоанализ). ■ Лит.: Статья «Бессознательное», в сб. «Новые
-идеи философии», № 15, СПБ, 1914 (содержит изло-
' шение учения о Оессознательном Гартмана, Мюнстер-
: берга, Рибо и др.); Фрейд 3., Основные психологические теории в психоанализе, стр. 125—159, М.—
; П., 1923; его же, Толкование сновидений, М., 1911; его ш е, Лекции по введению в психоанализ,
. вып. 1 и 2, М.—П., 1922; его же, Я и оно, М., 1924; Жанэ П., Психический автоматизм, М.,
. 1913; Бехтерев В. М„ Общие основы рефле-
: ксологии человека, М.—П., 1923.
Ю. Каннабих. ; Бессознательное как судебно-медицинское понятие. Б. состояние—термин, обозначающий такие, большей частью внезапные, по- ; нижения норм, возбудимости коры головног го мозга, при к-рых восприятие раздражения от внешнего мира и собственного тела не вызывает никаких реакций или же вы- : зывает крайне пониженные. Следует отли- : чать бессознательное состояние в,мед. понимании от бессознательного состояния в юридическом смысле. При бессознательности имеется прекращение восприятия впечатле- ' ний, а также отсутствие псих, внутренних : переживаний. Б. состояние наступает при i очень тяжелых мозговых расстройствах ] вследствие инфекций, отравлений (алкоголь, , морфий,- хлороформ и т. д.), травматических ; повреждений, сотрясения мозга, эпилепти- j -ческих припадков, апоплексии и т. д. Бессо- ' знательность в указанном смысле, т. е. состояние, характеризующееся полной поте- рей сознания, при продолжении жизненно важных вегетативных проявлений, исключает всякую деятельность и поэтому не имеет существенного значения в судебно-медицинском отношении, за исключением отдельных случаев, когда лицо, впавшее в это состояние, подвергается, в силу своей беспомощности, каким-либо преступным действиям со стороны др. лиц.—Б. состояние в уголовном праве определяется как состояние, при котором человек не понимает свойств и значения того, что он совершает, и не может руководить своими поступками. В таком смысле Б. состояние является отграничивающим признаком, обнимающим все состояния, исключающие субъективную
вменяемость (см.). Выражение «бессознательное состояние» как законодательный термин не встречается в действующем советском Угол. кодексе. В советском законодательстве ему соответствует выражение: «в состоянии временного расстройства душевной деятельности или в ином болезненном состоянии, если эти лица не могли отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими». Понятие о Б. состоянии в юридическом смысле обнимает собой такие расстройства, при к-рых,псих, процессы не прекращены, но и не поднимаются до высоты самосознания, вследствие чего имеется нарушение правильного и ясного восприятия окружающего. Сюда относятся: 1) сонные состояния (просонки, сомнамбулизм), 2) скоропреходящие состояния в связи с нарушением кровообращения в головном мозгу, 3) состояния в связи с интоксикацией или инфекцией, 4) состояния болезненного псих, волнения (см.
Аффект). В этих случаях дело идет об изменении объема и ясности сознания. Объем сознания—количество представлений, единовременно заполняющих сознание; ясность—полнота представлений какого-либо понятия, при одновременном исключении представлений, сюда не относящихся. В норме содержание сознания в каждый момент невелико, и наряду с ясно сознаваемым, имеется сознаваемое менее ясно, другими словами,—ясно, четко сознается все, находящееся в фокусе, поля сознания, и туманно— находящееся на периферии его. При пат, условиях возможно, с одной стороны, перемещение фокуса сознания от центра к пе^ риферии, с другой—колебание центра нашей душевной жизни, сознания нашего собственного Я. Так. обр., имеются различные степени осознания псих, процессов и перег живаний. Здесь возможны те же переходы, что и в сумерках между потуханием яркого солнечного дня и наступлением глубокой темной ночи. Болезненные затемнения сознания сопровождаются обычно нарушен нием восприятия, ассоциативной деятельности, ориентировки во времени, месте и окружающем; при этом мышление замедляется, делается неясным,, репродукция прежних впечатлений ослабевает. Вследствие нарушения правильности и ясности восприятий иногда возникают иллюзии и галлюцинации, толкование, окружающег го становится нелепым, бредовым. Угнете" ние высших мозговых инстанций приводит
ц,. преобладанию низших, выражающемуся в рефлекторных и автоматических поступках. Субъект находится под властью изолированного круга идей с сильной чувственной окраской, чуждых обычному содержанию его мышления, и ими диктуются его поведение и поступки в данный момент. Во время таких состояний б-ные совершают часто как бы целесообразные поступки, хотя поведение их определяется некоррегируемы-мя со стороны разума впечатлениями и отсутствует контроль со стороны прежнего опыта. Внешнее, в некоторых случаях совершенно правильное, поведение не противоречит наличию расстройства сознания. Один только критерий—
беспамятство (см.)—хотя и представляет собой очень ценный клип. признак тех псих, процессов, которые протекают вне поля ясного сознания, однако, является явно недостаточным, так как расстройство воспоминаний может выражаться в различных степенях. Следует, вообще, иметь в виду, что не каждое затемнение сознания обязательно сопровождается амнезией; напр., при делириозных состояниях (и даже сумеречных) у нек-рых генуинных эпилептиков воспоминания о пережитом могут сохраняться. Расстройства сознания играют выдающуюся роль потому, что часто обусловливают тяжкие по своим последствиям расстройства критики, изменения настроения, нелепые идеи и обманы чувств. Криминогенное значение расстройства сознания определяется, с одной стороны, недостаточной координацией псих, функций, с другой—недостаточностью восприятий, понижением контроля всей личности в целом. , Отсюда—преобладание отчасти импульсив-
\ ных криминальных, отчасти совершенно -бессмысленных действий. Особенно большое ' криминогенное значение имеют те сумеречные состояния, к-рьге' сопровождаются гал-
] люцинациями, иллюзиями устрашающего ха- : рактера и бредовыми идеями. Среди них на
: первом месте стоят расстройства сознания у эпилептиков и у лиц в пат. опьянении, затем сумеречные состояния травматиков и истериков, белая горячка и пр. Криминогенное значение сновидного и спутанного сознания при инфекционных, схизофрениче-ских и маниакально-депрессивных заболева- -ниях довольно высоко. В гражданском праве бессознательное состояние является причиной, устраняющей дееспособность лица, : впавшего в это состояние
, Советское законо- I дательство (ст. 31 Гражданского кодекса) ; считает всякую сделку, к-рая совершается лицом, «временно находящимся в таком со- ; стоянии, когда оно не может : понимать своих действий», недействительной.
Лит.: Крафт-Эби н г Р., Судебная- психопатология, СПБ, 1895.
Н. Брухапский.
Смотрите также:
- БЕССОННИЦА (агрипния), состояние, проявляющееся чаще всего тем, что субъект дол- ' го не может уснуть или пробуждение насту- \ пает значительно раньше обычного срока, а сон несколько раз в продолжение ночи ...
- БЕССТЫДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, БЕССТЫДСТВО, см. Преступления против нравствен- Н067¥Ь%Ь
- БЕСТУЖЕВА КАПЛИ, Tinct. ferri chlo-rati aetherea, Spiritus aethereus ferratus (Ф VII), Tinct. nervina Bestuscheffi, предложены в 1725 г. графом А. П. Бестужевым-Рюминым, Б. к. представляют спиртно-эфир-ный раствор хлорного железа, подвергнутый действию ...
- БЕТАИН, Betain, | I , триме- со о ...
- БЕТА (/3)-ОКСИМАСЛЯНАЯ КИСЛОТА, СН3—СНОН—СН2—СООН, встречается в виде левовращающей модификации, преимущественно в крови и моче диабетиков; из последней она была впервые выделена Шта-дельманом (Stadelmann). Ее значение при ...