ВОДНЫЕ ПУТИ СООБЩЕНИЯ
ВОДНЫЕ ПУТИ СООБЩЕНИЯ (мед-сан. обслуживание), играя огромную роль в экономике СССР, при недостаточном сан. надзоре могут представлять в санит.-эпид. отношении большую опасность для населения. До 1900 г. никакого сан. надзора на речных путях не было. Постоянное развитие эпидемий чумы й холеры в низовьях Волги и распространение их судами вверх по течению обратило, наконец, внимание б. царского правительства на В. п. с, и в 1900 г. впервые был организован санитарный надзор на р. Волге, именно в наиболее оживленном и чаще угрожаемом по холере плесе— от Нижнего-Ыовгорода до Астрахани. Затем, в последующие годы сан. надзор был распространен на реку Каму и на водный путь от Рыбинска до Петербурга (количество врачей для обслуживания столь громадного водного пути было Около 10). На остальных речных путях постоянных врачей не было, и врачи приглашались лишь для участия в комиссиях по освидетельствованию судов. В 1912 г. сан. надзор был учрежден на всех речных путях, и врачей уже насчитывалось около 40. Для организации и объединения деятельности сан. надзора при Управлении внутренних водных путей и при округах были введены должности старшего врача, а на местах организованы сан. участки во главе с сан. врачами. В непосредственном распоряжении Министерства путей сообщения на речных путях было небольшое число судов, мастерских, затонов и небольшое число рабочих; весь же громадный речной флот судов и плоты и рабочие на них находились во врачебно-сан. отношении вне прямого подчинения министерству. Правительственный сан. надзор за речными судами и плотами был ограничен в своих правах лишь наблюдением за сан. состоянием судов и плотов. Санитарной организации на морских путях, за исключением карантинной службы в портах (учрежденной на основании международной сан. конвенции), также не было. Во время эпидемий для наблюдения за санитарным состоянием судов и портовой территории приглашались городские врачи. Врачебная помощь на речных и морских путях была организована слабо, и то лишь для путейских служащих. При сан. участках были небольшие амбулатории, в к-рых прием вели сами сан. врачи; в портах были приемные покои, которыми ведали портовые врачи. Для судорабочих громадного морского и речного флота почти никакой врачебной помощи организовано не было (в особо крупных пунктах были больницы частных пароходовладельцев). .С национализацией речного и морского флота в 1918 г., когда бблыпая часть его перешла к государству и все работающие на водном транспорте были объединены в единый Союз рабочих водного транспорта, насчитывающий с семьями около 500.000 ч., советским правительством была учтена необходимость организации мед.-сан. службы на водном транспорте, при чем организовывать мед.-сан. дело в этой области пришлось совсем заново. С начала революции до 1918 г. организация мед.-сан. дела на водных путях находилась в медико-сан. отделе Главного управления водного транспорта, а затем в 1918 г. постановлением правительства была передана в НКЗдрав. В 1918 г. при НКЗдр. РСФСР был учрежден Водный мед.-сан. отдел, на к-рый и были возложены организация и объединение врачебно-сан. дела на водном транспорте (речном и морском). В 1924 г., постановлением СНК от 4 июля, мед.-сан. обслуживание транспорта союзных республик было передано НКЗдр. соответствующих республик. В настоящее время для организации и руководства мед.-сан. делом на транспорте (железнодорожном, морском и речном) в республиканских центрах при НКЗдравах РСФСР, УССР, ЗСФСР учреждены медико-сан. управления путей сообщения, а в центральных пунктах отдельных водных областей—водные отделы здравоохранения как периферические органы указанных управлений. До 1924 г. были след. водные отделы здравоохранения: Северо-Западный (Ленинград), Балтийский (Ленинград), Северный (Великий Устюг), Беломорский (Архангельск), Амурский (Благовещенск), Туркестанский (Ташкент), Сибирский (Омск), Каспийский (Баку), Волжский (Нижний-Новгород), Московско-Окский (Москва), Азово-Доно-Кубанский (Ростов-на-Дону), Верхне-Днепровекий(Херсон),Черноморский (Одесса). В настоящее время на водных путях часть отделов здравоохранения объединена, другие же присоединены к железнодорожным здравотделам. Отделы здравоохранения имеют в своем составе ряд специалистов по различным отраслям сан. дела. Постановлением СНК РСФСР от 7 августа 1928 г. предложено НКЗдравам приступить к постепенному объединению территориальной и транспортной мед.-сан. организаций. Все В. п. с. (речные и морские) в мед.-сан. отношении разбиты на врачебные участки и сан. районы, к-рые находятся в ведении соответствующих водных отделов здравоохранения (некоторые врачебные участки и сан. районы находятся в ведении дорожных отделов здравоохранения). Сан. районы учреждены во всех крупных пунктах (морских и речных). Количество сан. районов на 1 января 1928 г.—131. Для оказания мед. помощи на В. п. с. имелось на 1 января 1928 г. 210 врачебных амбулаторий, 50 поликлиник, 52 больницы; в крупных пунктах—туб. и вен. диспансеры. Ббль-шая часть водников, нуждающихся в лечении в туб. и вен. диспансерах, пользуется диспансерами губернских отделов здравоохранения. В местах, мало населенных водниками, где нет специальных транспортных леч. учреждений, водники пользуются леч. учреждениями губернских отделов здравоохранения. На водном транспорте, помимо постоянного типа леч.-сан. учреждений, на больших пристанях открываются временные врачебные пункты. В зимнее время в затонах во время зимовки судов также открываются врачебные пункты. Во главе санитарного района стоит санитарный врач, у которого имеется помощник. В распоряжении санитарных врачей на местах имеются.: сан.-гиг. и бакт. лаборатории (на 1 января 1928 г.—40), дезинфекционные отряды, в больших пунктах—крысоистреби-тельные отряды с соответствующими дезинфекционными установками и аппаратурой.
•10 В малярийных областях имеются малярийные станции (на 1 янв. 1928 г.—-12). На сан. врачей водного транспорта возлагаются обязанности: изучать условия работы на водном транспорте, условия быта водников, заболеваемость среди водников, санит. надзор за жилищами, питанием, водоснабжением водников, санит. надзор за судами, плотами, землечерпательными машинами, гидротехническими сооружениями (маяки, шлюзы, плотины), за портовыми территориями, бечевником, верфями, мастерскими, затонами, пристанями, дебаркадерами, борьба с эпидемиями на водных путях, сан.-просветительная работа среди водников и т. д. На обязанности сан. врачей лежит также изучение всех профессий водников и наблюдение за сан. состоянием мест их работы, а также за сан. состоянием водных путей. В деле наблюдения за сан. состоянием пловучих средств (судов, плотов и др.) сан. врачи руководствуются специальной инструкцией по сан. осмотру судов и плотов. Для судов имеются специальные санитарные правила, предусматривающие санитарные нормы, устройства помещений на судах, водоснабжение на судне, отопление, освещение, хранение продуктов на судне, содержание судовых помещений, а также меры санитарного характера.См.также:
Бечевник,Вра-чебно-наблюдательные станции и пункты. Лит.: Отчеты о деятельности врачебно-сан. надзора на pp. Волге и Каме и на Мариинской системе, СПБ, 1900—16; журнал «Гигиена и Санитария Путей Сообщения», П., 1923—24; «Материалы II Всероссийского совещания санит. врачей транспорта», М., 1924;«Труды
III Всесоюзного съезда сан. врачей транспорта в Тифлисе», М., 1925; «Труды врачей сап. организации Виленского округа», Вильна, 1913—14; Н и-к и т и н А. Ф., Практическая гигиена речного судоходства, СПБ, 1907; Десятов А.. А., Судовая гигиена, Казань, 1906; Фонсагрив Я., Морская гигиена, СПБ, 1860; Моркотун К. С, Морская гигиена, СПБ, 1907; Метакса А. В. и Соловьев В. В., Судовая гигиена, М., 1927; «Справочник транспортного сан. врача», М., 1928.
А. Метакса.
Смотрите также:
- ВОДНЫЙ СПОРТ, охватывает плавание, ныряние, прыжки в воду, игры на воде, греблю, парусный спорт. Занятие этими видами физ. упражнений связано с наиболее полным использованием естественных сил природы—-воды, воздуха и солнца, способствует ...
- ВОДОБОЯЗНЬ, см. Бешенство.
- ВОДОЛАЗНЫЕ РАБОТЫ. Для работ под водой применяются аппараты двоякого рода: индивидуальные—скафандры и коллективные—водолазный колокол и кессоны. В некоторых случаях, преимущественно в тропических морях, небольшие В. р. производятся без применения аппаратов (напр., ...
- ВОДОЛЕЧЕНИЕ, см. Гидротерапия.
- ВОДОПОДЪЕМНИКИ, приборы и сооружения, служащие для подъема и передвижения воды из нижележащего расположения в вышележащее. В. разделяются на две группы: 1) те сооружения и приборы, которые при посредстве различных приспособлений ...