ВОКЗАЛ

ВОКЗАЛ, пассажирские зданияжел.-дор. станций, часть станционных зданий, предназначенных для нужд пассажиров и жел.-дор. агентов, обслуживающих пассажирское движение. Согласно «Техническим условиям проектирования и сооружения магистральных железных дорог нормального типа» (изд. НКПС), В., помимо технич. требований, должны удовлетворять и целому ряду правил санитарно-технического характера. Последними предусматривается строительный материал построек и условия, при к-рых разрешается постройка пассажирских станций в болотистых, затопляемых и малярийных местах. Планы В. должны соответствовать сан.-техн. нормам, издаваемым в развитие действующих на этот предмет законоположений НКПС и согласованным с НКЗдр. союзных республик.—Площадь пассажирских и служебных помещений В. определяется в зависимости от климатич. условий,- населенности района, тяготеющего к станции, плотности и характера движения поездов и т. д. Наименьшая площадь, не включая сеней, лестниц, коридоров, жи-I лой площади и помещений, устраиваемых для нужд других ведомств (.военного, почтового и др., кроме жел.-дор. охраны), определяется в 55 кв. м. На малых станциях и разъездах, где площади пассажирских и служебных помещений не превышают 90 кв. м, таковые могут быть отводимы при жилых домах, казармах и полуказармах, соответственно увеличенных. При проектировании новых больших станций размеры пассажирских зал, вестибюлей и багажных помещений временно рассчитываются применительно к нормам б. Инженерного совета, в связи с графиками накопления пассажиров в пассажирском здании. Напр., при составлении проекта нового В. станции «Ленинград» Октябрьской железной дороги, исходя из этого графика, считали след. нормы площади пола для пассажирских зал: на одного пассажира, занимающего жесткое место,-—0,77 кв. м и на одного пассажира, занимающего мягкое место,—1,5 кв. м, с добавлением на провожающих, в среднем, 20%. В служебных помещениях, при внутренней высоте не менее 3 м, на каждого занимающегося в них агента должно приходиться не менее 5,5 кв. м, а при высоте от 2,8 до 3 м—по 6 кв. м. В помещении дежурного по станции, независимо от внутренней высоты помещения, на каждого агента должно приходиться по 6 кв. ж площади, Внутренняя высота пассажирских и служебных помещений должна быть не менее 3,5 м. В помещениях В., устраиваемых в жилом доме, казарме или полуказарме, высота может быть уменьшена до 3,0 м. Служебные помещения желательно располагать на ю.-в. или ю.-з. сторонах. Во внутренних помещениях В. следует избегать темных или слабоосвещенных закоулков и коридоров. Коридоры без дневного освещения не допускаются. Центральные коридоры служебных помещений, при длине коридора до 2.0 м, должны быть не уже 2,5 м, а при длине свыше 20 м—3 м (при двустороннем естественном свете и возможности сквозного проветривания помещения). Длина коридора при одностороннем освещении не должна превышать 20 м. При расположении комнат с одной стороны коридора,, ширина его не должна быть менее 1,7 м. Световая поверхность пассажирских и служебных помещений должна быть не менее Ve площади пола. — Отопле-н и е пассажирских и служебных помещений должно быть рассчитано на t° в 18° внутри помещений. Для небольших зданий удобнее •отопление печами, для больших В.—центр. отопление. Кроме форточек в двойных оконных переплетах, обязательна еще и вытяжная вентиляция, устраиваемая при ■оборудовании печного отоплеггая так, чтобы из каждого отдельного помещения имелась вытяжка через обогреваемые каналы в стенах или через дымовые трубы. При централизованной вытяжке вентиляция устраивается из расчета двукратн. обмена воздуха в час, а для уборных и кухонь устраиваются самостоятельные вытяжки-камеры с расчетом троекратного обмена воздуха в час.— •Отхожие места общего пользования обязательно должны иметь прямое дневное освещение, отапливаться и иметь надежную и достаточную вентиляцию. При наличии водопроводной сети должны устраиваться промывные ватерклозеты; при отсутствии водопроводов устраиваются внутри В. люфтклозеты, соответственно изолированные от других помещений и снабженные надежно действующей вытяжкой. Во внутренних клозетах с одним очком площадь пола должна быть не менее 1 кв. м, при двери, открывающейся наружу, и 1,5 кв. м при двери, открывающейся внутрь. В клозетах с несколькими очками площадь пола для каждого очка не должна быть менее 0,5 кв. м, а на каждый писсуар—не менее 0,4 кв. м. Наружные отхожие места устраиваются отапливаемыми (при пассажирских зданиях) или простейшего типа, при условии обеспечения надлежащего сан. содержания их. Вентиляция выгребов и неотапливаемых отхожих мест производится вытяжными трубами, при плотно закрывающихся очистных крышках верхних частей выгреба. Отхожие места должны иметь на станциях не менее двух очков, а на разъездах—не менее одного.—На станциях с большим количеством пассажиров, узловых и с продолжительной стоянкой пассажирских поездов должны быть устроены помещения для буфета с кухней и кладовыми. На станциях с водоснабжением должны быть установлены кипятильники для снабжения пассажиров кипяченой питьевой водой.*—В е с т и б юл ь вместе с проходами составляет ок. Vs всей площади пассажирского здания и является одной из его наиболее важных частей; в нем обычно сконцентрированы билетные и багажные кассы, прием и выдача багажа, а на станциях с большим пассажирским движением—и почтово-телеграф-ное отделение, камера для хранения ручного багажа, книжный киоск и т. д. Вестибюли должны быть устроены так, чтобы пассажиры могли легко ориентироваться в расположении других пассажирских помещений, к-рые, как и платформы, должны быть достигаемы из вестибюля наиболее коротким, удобным и, по возможности, прямым путем. Пассажирские залы. В зависимости от размеров пассажирского движения устраивается один общий зал или несколько, при чем на некоторых центральных В. Германии имеются отдельные залы для поездов того или иного направления и отдельные залы для курящих и некурящих. Приказом НКПС № 7624 от 2 сентября 1925 г., п. 4, такие же специальные курительные комнаты предлагается отвести в вокзальных помещениях железн. дорог СССР. Для организованных людских контингентов (переселенцев, сезонных рабочих) обычно устраиваются отдельные пассажирские залы и билетные кассы (Бремен в Германии, Пенза, Ртищево и др. в СССР). Вход в пассажирские залы, особенно в местах с суровым климатом, делается из вестибюля и коридора, идущего внутри здания параллельно платформе. Оборудование пассажирских зал должно быть таким, чтобы содержание его в чистоте было возможно несложным. В пассажирских залах всех станций устраивается комната для женщин, а на вокзалах площадью не менее 135 кв. м—и для мужчин.— На больших пассажирских станциях должны быть парикмахерские, устроенные и оборудованные по нормам, предусмотренным приказом НКПС и НКЗдр. РСФСР (от 16 августа 1926 г., № 8863), подлежащие особому надзору сан. органов транспорта; открываются и переводятся они в другие помещения лишь по заключению последних. При каждой парикмахерской должен находиться сан. журнал и личный журнал сотрудников парикмахерской для занесения результатов их врачебного осмотра. Сан. правила должны вывешиваться на видном месте.—Буфеты. Устройство, оборудование и содержание их регулируются правилами, изданными 13 октября 1926 г. совместно НКЗдр. РСФСР и НКПС и согласованными с НКЗдравами союзных республик (приказ № 8950). По этому приказу отвод и устройство помещений под буфеты предварительно согласуются администрацией с органами транспортного сан. надзора, к-рый принимает участие и при заключении договора о сдаче помещений под буфеты. При оборудовании или при отводе готовых помещений под буфеты руководствуются общими сан. требованиями, а также принимаются во внимание размеры предприятия, его пропускная способность и пр. В буфетах с горячими кушаньями отводятся отдельные помещения: а) для кухни, кладовой при ней, погреба или ледника, а в случае надобности—для овощей и корнеплодов, б) для моечной и самоварной, в)'для буфетных зал, г) для обслуживающего персонала и храпения его одежды. Для буфетов с холодными кушаньями помещения могут быть ограничены только залой и кухней (она же кубовая, самоварная и моечная). Площадь помещения буфета должна быть такой, чтобы на ней свободно устанавливались столы, выставки, шкафы разного назначения, комнатные ледники, хранилище для напитков, кипятильники, столы для разливки чая и т. п. Проход между общими столами и отдельными столиками должен быть не менее 2Vj м. Доступ к столам выставки должен быть, по возможности, свободен со всех сторон. Выставленные блюда долншы быть защищены от пыли и насекомых. Для хранения одежды посетителей и для книжного киоска должно быть предусмотрено специальное место, не входящее в общий счет площади. Высота помещений должна быть не менее 3,0 м, и коэфициент дневного освещения не менее 1 : 12. Кухни должны быть светлые, просторные, изолированные от других помещений ; размер их зависит от пропускной способности буфета. В целях лучшей изоляции кухонь их следует устраивать в верхних этажах, обязательно снабдив лифтами для подачи кушаний в буфет и достаточной приточной и вытяжной вентиляцией. Устройство кухонь в подвальных и полуподвальных этажах воспрещается. Коэф. дневного освещения их не менее 1:12. Искусств. освещение должно быть достаточной силы. Отдельные помещения нужны и для установки кипятильников и самоваров. В небольших буфетах разрешается устанавливать кипятильники и не в отдельных помещениях (при соблюдении правил об устройстве приспособлений для отвода дыма, газов, паров и пр.), по согласованию с сан. надзором. Содержание в чистоте В., мероприятия к улучшению состояния и пользования пассажирскими помещениями, устранение неправильностей в пользовании ими, освобо-ждение их от загромождающих киосков, ларьков и т. п. и обязательное привлечение к обсуждению этих мероприятий органов сан. надзора предусматриваются приказами НКПС (№ 8345, от 20 марта 1926 г.; № 7750, от 6 октября 1925 г.; № 7983, от 28 ноября 1925 г.; №5, от 2 января 1924 г., ВПС№357; № 7293, от 19 октября 1923 г. и «Ns 1843 код. 5994 от 1924 г.), часть из к-рых согласована с НКЗдравами союзных республик. Лит.: Карейша С. Д., Железнодорожные станции, М., 1927; Блюм, Воррис и Баркгаузен, «Сооружение железных дорог», т. III—Устройство же-лезнодорожн. станций, М., 1904; «Справочник транспортного врача», изд. НКЗдр., М., 1928; Технические условия проектирования станций для дорог нормальной колеи, НКПС, Научно-технический комитет, М., 1926; К г а и е г W., Personenbahnnofe, В., 1909; Bahnhofe (Lexikon der gesamten Technik, hrsg. von O. Lueger, B. I, Stuttgart—Leipzig, 1904). M. Роихель.
Смотрите также:
  • ВОЛДЫРЬ (urtica, poniDhus, англ. — wheal, франц.—plaque ortiee, ном.—Quad-del), возвышенный, резко очерченный диск, самой разнообразной формы, плотный на ощупь, внезапно возникающий и обычно бесследно исчезающий через несколько часов или дней. Размеры—от ...
  • ВОЛЕЙБОЛ (от англ. volley—на лету и ball-мяч), вид командных спортивн. игр с мячом, появившийся впервые в Америке; В. в СССР начинает довольно широко распространяться, примерно, с 1924—1925 гг. Игра ведется на ...
  • ВОЛК, Canis lupus L., хищное млекопитающее сем. псовых (Canidae). Волки могут заболевать бешенством и передавать эту болезнь домашним животным. В. бывает также хозяином ленточной формы эхинококка; загрязняя яйцами этого паразита ...
  • ВОЛКОВИЧ, Николай Маркианович, известный хирург (1858—1928). После окончания в 1882 г. мед. факультета Киевского ун-та был 3 года ординатором госпитальной хирургич. клиники проф. Борнгаупта. С 1893 г. по 1903 г. ...
  • ВОЛНЫ, по определению основателя волновой теории света Юнга (Joung, 1802), представляют такое колебательное движение, к-рое распространяется через все точки среды, при чем после совершения колебания частицы среды прекращают свое движение. ...