ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ, название одного из основных психических процессов у человека, при помощи к-рого он познает окружающую его среду. Ассоциативная школа психологии, стремившаяся все психол. акты и состояния разложить на простейшие элементы, под В. понимала сумму ■ ощущений в том случае, если они дают нам впечатление о каком-нибудь предмете (напр., сумма зрительных, обонятельных, вкусовых и кин-эстетических ощущений составляла В. яблока). Ассоциативная школа психологии, объясняя природу восприятия, выводила ее, гл. обр., из деятельности памяти. Обычно различались три вида постепенно усложняющихся В.: простое, сложное и заключительное. Под первым понималось простое узнавание данного в ощущении раздражения (например, узнавание красного цвета предмета). Второй вид В. возникал тогда, когда воспринимаемый предмет наряду с красным цветом имеет, 'например, также определенный запах .и вкус. В таком случае субъект на основании прошлого опыта узнавал, припоминал, что воспринимаемый предмет есть, напр., яблоко. Но яблоко не может быть воспринято просто как яблоко— оно должно быть соотнесено к определенному времени и пространству. В процессе этого соотнесения и происходит заключительное В., именно в тот момент, когда субъект вспомнит, что находящееся перед ним яблоко такого-то сбрта или что оно оставлено здесь с такой-то целью и т. д. Однако, такого рода объяснение В. указывает лишь на значение для данного акта В. прошлых актов его, но не разъясняет самого процесса В. К наст, времени, на основании новейших экспериментально-психологических изысканий, возможно указать следующие условия образования восприятия. 1. Сложный предмет, воздействуя на организм, вызывает не мозаику отдельных ощущений, а целостное восприятие предмета (напр., шесть тонов какой-нибудь мелодии составляют нечто целое—музыкальную фразу, которая воспринимается как известный целостный образ, форма). 2. Формообразование как основа всякого восприятия имеет свои экспериментально доказанные законы и особенности, а именно: а) наличие предварительного периода, б) внезапность и динамичность образования, в) пронизанность чувственным тоном, г) своеобразие взаимоотношений целого и частей, д) наличие доминирующего значения. 3. (а, б, в) В. предмета, особенно нового или находящегося в неизвестных соотношениях с общей ситуацией, совершается не сразу. Примером может служить усвоение какой-нибудь незнакомой, не особенно понятной картины или карты. В таком случае принято говорить о предваряющем В. периоде, харак- теризующемся ббльшим или меньшим общим эмоциональным возбуждением субъекта. Это эмоциональное переживание связано с устремлением субъекта организовать цельное В. из разрозненных его частей. Этот процесс завершается внезапно реакцией, свидетельствующей о возникновении В. 4. (г, д). В формообразовании В. играет большую роль взаимоотношение целого и частей. Оказывается, что в акте В. целое определяет составляющие его части. Примером может служить прилагаемый рис., где, в о С) Р °обо° зависимости от вхождения в состав различных орнаментов, кружок а кажется наименьшим, с—наибольшим, а Ъ — средним между ними, в то время как математически они равны между собой. В музыкальной мелодии качественное значение отдель-' ного звука как чисти этой мелодии всецело определяется мелодией как целым. Один и тот же звук «до» может служить для передачи радости, грусти, восторга и т. п. Все зависит от того, в какую структуру мелодии он входит. Оказывается также, что и целое В. испытывает влияние со стороны его частей, при чем в формообразовании целого отдельные его части имеют различное значение. Например, какая-нибудь музыкальная фраза (лейтмотив) окрашивает собой все музыкальное произведение. Она доминирует над отдельными фразами. Она является «доминантой» данного музыкального произведения (формообразования). Физиологической основой восприятия является, повидимому, усложненная деятельность мозговых специальных органов, получающих восприятия (анализаторов). Кроме того, с процессом В. неразрывно связаны и определенные вегетативные и моторные реакции. Особенно ясно это проявляется в случаях особой затрудненности В. Вегетативные реакции состоят, гл. обр., в изменениях дыхания и кровообращения, а моторные—в целом ряде ориентировочных и установочных движений. Обратно: изменения физиологического порядка, напр., утомление, возбуждение или патол. состояние, резко меняют Свойства обычного процесса В. В. Артемов. Расстройства восприятий дают богатый материал для более детального выяснения структуры последних. Особенно ценными в этом отношении оказались агностические расстройства (см. Агнозия). Так, Поппель-рейтер (Poppelreuter), изучая расстройства зрения после мозговых ранений, обнаружил, что во всяком нормальном зрительном восприятии принимает участие целый ряд механизмов, которым соответствуют такие частичные системы качества зрительных образов, как система темно-светлого, цветов, форм, движений и, может быть, еще направления. При этом система цветов независима от других, тогда как системы форм и движений надстраиваются над системой темно-светлого. Самым ным положением, вытекающим из данных Поппельрейтера, является то обстоятельство, что расстройства в пределах каждой отдельной системы происходят не по принципу полного выпадения, а по принципу нарушения целостности и полноты. Впечатление не исчезает полностью, а делается только менее диференцированным. Соответственно этому, при мозговых ранениях полная слепота вообще не развивалась: у лиц с наиболее тяжелыми расстройствами все-таки удавалось обнаружить способность воспринимать световые ощущения,—такие субъекты различали только б. или м. светлое, при чем интересно, что и у них светлость воспринималась не как нечто однородное, но в виде определенных облачно-стей и пятен. Следовательно, даже в этих случаях впечатления имели характер образов, т. е. обладали структурой. На ближайшей высшей ступени получалось уже впечатление величины и неопределенное В. направления. Следующей является ступень аморфных форм, у которых, однако, отсутствуют всякие определенные очертания (например, треугольник воспринимался как «внизу больше и светлее, чем вверху»). Восприятие множественности удавалось только на еще более высокой ступени, которой соответствовали и более отчетливые восприятия формы. Дальше идет уже ряд переходов к нормальным зрительным образам, соответствующим восприятиям, вызываемым у здоровых отдаленными или расположенными вне поля ясного видения предметами (амблиопия). Цветовые впечатления в пат. случаях, повидимому, могут восприниматься независимо от предметов, как бы отделяясь от них: так, у слепорожденных, получивших зрение только после операции, соединение цветов с остальными зрительными впечатлениями происходит постепенно, по мере накопления опыта. Поппель-рейтер предполагает, что как онтогенетическое, так и филогенетическое развитие способности видеть проходит через такой же ряд ступеней возрастающей сложности и диференцированности, при чем всякие повреждения прежде всего поражают филогенетически более поздние системы. Естественным дополнением к собранным Поп-пельрейтером данным являются наблюдения Петцля (Potzl) и психологические эксперименты Гельба и Гольдштейна (Gelb, Goldstein). Последние два автора наблюдали б-ного, который после ранения затылочной доли потерял способность воспринимать очертания предметов, но позднее научился восполнять свой дефект, следя за этими очертаниями при помощи последовательных движений головы. Другой б-ной тех же авторов был не в состоянии воспринимать движение, а видел только ряд последовательных положений предмета, которые последний в этом движении занимал. Эти и многие другие наблюдения приводят к выводу, что двигательным факторам вообще принадлежит очень существенная роль в построении не только зрительных, но и вообще всех В. Более сложные расстройства В. характеризуются неспособностью, при относительно правильном узнавании простых форм, к усвоению более сложных сочетаний, и особенно к отождествлению их с данными прежнего опыта (напр., неспособность воспринимать буквы как определенные символические знаки). В подобного рода случаях иногда правильное В. все-таки совершается при более длительном напряжении внимания и при пользовании вспомогательными движениями (глаз, головы, ощупывания и пр.). Здесь, повиди-мому, иногда дело идет о компенсаторном замещении функции пораженного участка коры усиленной деятельностью других, смежных ей областей. Совсем другой характер, чем только что описанные очаговые расстройства, носят так называемые ненормальные В., характеризующиеся то изменением пространственных отношений образов, то углублением их оттенков, то приобретением ими характера необычности и т. д.,—явления, довольно часто наблюдаемые при отравлениях (мескалином, гашишем и пр.), а также в нек-рых острых схизофренических состояниях: время и пространство начинают казаться бесконечными, краски становятся необыкновенно яркими, предметы представляются изменившими свои пропорции и т. д. Подобного рода расстройства пока еще мало изучены. Кроме того, их трудно отграничить от таких, также относящихся к расстройствам восприятий, пат. явлений, как галлюцинации (см.) и иллюзии (см.). Небезынтересную группу случаев, стоящих на границе патологии, составляют т. н. автоматич. восприятия. Этим термином обозначается усвоение впечатлений, незамеченных и не привлекающих внимания и оставшихся поэтому вне поля ясного сознания. Следы таких В. часто обнаруживаются только при особых условиях, напр., из высказываний б-ных в лихорадочном бреду, в сумеречном СОСТОЯНИИ И Т. Д.         П. Зиновьев. Лит.: Бюпер К., Духовное развитие ребенка, М., 1924; В u h 1 е г К., Die Gestaltwahrnehmungen, В. I, Stuttgart, 1913; К о 1 f k а К., Die Grundlagen der psychischen Entwicklung, Osterwieck, 1925; Jaensch E. R., tjber den Anbau der Wahrneh-mungswelt und ihre Struktur im Jugendalter, Lpz., 1923; Poppelreuter W., Zur Psychologie und Pathologie der optischen Wahrnehmvmg, Zeitschrift f. die gesamte Neurologic u. Psychiatric, B. LXXXIII, H. 1, 1923; P б t z 1 0., Die Aphasielehre vom Stand-punkte der klinischen Psychiatric B. I, Berlin, 1928; Goldstein К. и. Gelb A., Zur Psychologie des optischen Wahrnehmungs- und Erkennungsvorgan-ges, Psycho logische Analysen hirnpathologischer Falle auf Grund von Untersucnungen Hirnrerietzter, Ab-handlung 1, Zeitschrift f. d. gesamte Neurologie u. Psychiatrie, B. XLI, H. 1, 1918. Восприятие положений и движений. Восприятие положения тела является результатом возбуждения целого ряда органов чувств (рецепторов положения); показания их распределяются сознанием относительно трех известных геометрических координат. Рецепторы положения, вместе с центральными окончаниями их центростремительных нервов, объединяются под общим термином «анализатора положения тела». Характерной особенностью устройства этого анализатора является множественность периферических рецепторов. Ре- цепторами положения являются: зрение, отолитовый аппарат, кожная чувствительность, проприоцептивная чувствительность мышц и сухожилий и (отчасти) кохлеарный аппарат. Самым совершенным определителем положения тела является зрение. Глазами легко определяется положение относительно неподвижных пространственных точек, играющих роль координат. Но и при выключенном зрении возможно определение положения; при этом различают В. положения головы, туловища и конечностей. Уже небольшое изменение плоскости симметрии головы представляется хорошо ощутимым; в данном случае основным рецептором является отолитовый аппарат преддверия; адэкватным раздражителем этого рецептора является сила тяжести. В. положения всего корпуса в целом основываются на показаниях отолитов, если вместе с корпусом испытывает одинаковое смещение и голова. В восприятии положения, особенно при выключенном зрении, имеют значение и другие рецепторы. Нормальные субъекты с закрытыми глазами в сидячем положении ощущают горизонтальное положение с точностью до 1—2°. У глухонемых с нарушением отолитовой функции предел ошибки при этом не увеличивается заметным образом. В. положения конечностей при выключенном зрении основываются на мышечном чувстве и на показаниях кожной чувствительности; при исключении прикосновения к предметам внешнего мира источником кожной чувствительности служит изменение натяжения кожи при перестановке концов костей в суставах. Кокаинизация кожи в области сустава затрудняет В. положения и, с другой стороны, оно не страдает при резекции суставных концов костей. Вспомогательным определителем В. положения тела может служить также способность определения положения неподвижного источника звука по отношению к медиальной линии наблюдателя. Точность определения положения уменьшается с утомлением; в рецепторах положения имеет место также и явление адаптации. В. движения. Различают В. активных и пассивных перемещений тела и его частей. При активных движениях имеет значение наличие волевого процесса и ощущение мышечных сокращений вместе со смещением в суставах наряду со зрительным контролем. При пассивных— перемещение может испытывать все тело в целом или отдельные его части в тех или других суставах. В последнем случае у порога чувствительности лежат перемещения величиной в 1°. Пассивное перемещение всего тела в целом, когда массе тела сообщает'-ся некоторое ускорение, разделяется на а) движение равномерно-ускоренное (прямолинейное или угловое), при чем ускорение остается величиной постоянной, и б) неравномерное, где ускорение представляется величиной переменной отрицательного или положительного значения. Основным рецептором движения в обоих случаях является зрение, давая относительное восприятие движения тела, основанное на перемещении неподвижных точек окружающего на пере- ««1 мещающихся сетчатках. При выключенном зрении мы воспринимаем только изменение ускорения. Специальным рецептором последнего являются полукружные каналы вестибулярного аппарата, эндолимфа которых приобретает момент инерции при изменениях равномерно ускоренного движения. При увеличении или уменьшении прироста ускорения свойство инерции могут проявлять и другие органы, превращаясь, т. о., в рецепторы перемещения (масса крови в сосудах, масса мозга, печени и др. б. или м. подвижных органов), и, наконец, может иметь место смещение в суставах отдельных частей тела; рецептором движения является также проприоцептивная чувствительность мышц при возникновении тонических рефлексов на перемещение. Оценка роли каждого из рецепторов положения и движения тела затруднительна. Зрение может иметь относительное значение при больших скоростях перемещения тела и точечных зрительных ориентирах; зрительная оценка пространственных координат связана не только с геометрической проекцией изображения на сетчатке, но и с нормальным ощущением направления линии тяжести (например, при наклоненной голове светящаяся вертикальная линия в темной комнате кажется помещенной под углом к горизонту—феномен Aubert'а). В конструкции анализатора положения осуществляется правило возможности заменить один рецептор другим, например, у слепых при пространственных локализациях особенное значение приобретают слуховые восприятия и кожная чувствительность (Крогиус). Глухонемые, лишенные вестибулярной функции, совершенно теряют ориентировку в направлении при пассивных поворотах тела в горизонтальной плоскости, если выключено зрение; следовательно, зрительные представления являются основными. Гельб и Гольд-штейн, исследуя больного с нарушением целости затылочной доли, обнаруживавшего явления душевной слепоты, нашли полное отсутствие способности локализации какого-либо кожного раздражения и различения двух пространственных точек. При накоплении тактильных и кинэстетических навыков появилась возможность локализации и восприятия положения. На основании этих, а также и других фактов полагают, что представления о положении и перемещении представляют собой психологич. интерпретацию показаний различных рецепторов и зрительных образов. В. скорости пассивного движения относительно и основывается на скорости перемещения зрительного ориентира через сетчатку. При перемещении на открытом воздухе некоторую помощь В. оказывает скорость встречной струи ветра. Центральная локализация В. положения и движения тела представляется неясной. И. П.Павлов локализует центральный отдел анализатора положения в двигательной области. Возможность образования условных рефлексов на положение и перемещение тела у собак можно считать доказанной. Однако, какая-нибудь специальная «статическая зона коры», повидимо-му, отсутствует, и представление о прост- ранстве, относительно координат которого мы локализуем В. положения и перемещения,—вторичное (Poincare), приобретаемое путем индивидуального опыта. Старый спор между «нативистами» (Hering, Muller) и«эм-пиристами» (Buffon, Helmholtz и др.) в настоящее время потерял свою остроту. Он решается в том смысле, что рецепторы анализатора положения начинают функционировать на очень ранней ступени онтогенеза; допускается ориентировка плода в матке по отолитовой функции; у новорожденных обнаружены отчетливые вестибулярные реакции. Зрительно-тактильные ассоциации начинают образовываться уже в первую четверть первого года жизни. Кожный рецептор анализатора положения является и филогенетически наиболее древним (эктодермаль-ные образования простейших, «боковая линия», волосковые образования летучих мышей, чувствительность окружности рта при ориентировке кошек в темноте и т. д.). Методы исследования В. положения конечностей. Исследования В. положения в практическом обиходе сводятся. к предложению испытуемому произвести при закрытых глазах то или другое движение (активные движения); для определения восприятия пассивных движений экспериментатор производит смещения в отдельных суставах и предлагает исследуемому описать или повторить их самостоятельно; при этом можно пользоваться шкалой или специальным прибором Жуковского. Для определения чувствительности корпуса к изменениям положения существуют специальные установки (наклонная плоскость Harten'a. ориентатор Роглса). Лит.: Воячек В. И., Современное состояние вопроса о физиологии и клинике вестибулярного аппарата, «Журнал Ушных, Носовых и Горловых Болезней», 1927, № 3—4; Крогиус А. А., Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики, Саратов, 1926; О е 1 1 h о г п Ж., Neuere Ergebnisse der Physiologie, Lpz., 1926; Kries .Г., Allgemeine Sinnesphysiologie, bpz., 1923; Magnus R., Kurperstellung, В., 1924.           А. Лебединский.
Смотрите также:
  • ВОССИДЛО, Ганс (Hans Wossidlo, 1854— 1918.), известный нем. венеролог.После окончания мед. факультета в 1879 г. и кратковременной практической деятельности изучал урологию под руководством Кольмана (Kollmann) и Оберлендера (Oberlander). В.—-автор ряда ...
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ, или редукция, химический процесс, заключающийся или в отнятии кислорода от данного вещества, или в замене кислорода водородом, или в присоединении к этому веществу водорода. Если реагирующее вещество находится в ...
  • VOCIFERATIO (лат.—крик), термин, в настоящее время малоупотребительный; старые психиатры называли так крики возбужденных душевнобольных; в более узком ■смысле это слово иногда употребляется для обозначения громкого, нечленораздельного крика, предшествующего у некоторых эпилептиков, ...
  • ВОЩЕНАЯ БУМАГА, Charta cerata, бумага, пропитанная белым или желтым воском. Применялась для завертывания гигроскопических или летучих порошков. Сравнительно легко приобретает прогорклый запах, вследствие чего заменена более дешевой и лучше отвечающей своему ...
  • ВОЯЧЕК, Владимир Игнатьевич, проф. Военно-мед. академии, известный ото-ларинголог (род. в 1876 г.); по окончании курса в Военно-мед. академии в 1899 году совершенствовался в клинике Н. П. Сима-новского, а с 1918 ...