ВУЛЬПИУС
тельному характеру рациональной психоло-гии. Он привил этой науке методы и дух естествознания. «Психология,—говорит В.,— поскольку она существует как естественная наука, почти всецело лежит в области экспериментальных и измерительных изысканий. Многие из этих исследований относятся к довольно давнему времени, и они принадлежат не психологам, а физикам, астрономам, физиологам, которые часто наталкивались на них случайно и чаще всего не подозревали их психологического значения». Экспериментальный метод был впервые применен к психологическому исследованию не В., а учеными другой специальности. Фех-нер (Fechner) является истинным основателем экспериментального метода в психологии, но именно В., завершив работу предшественников, создал экспериментальную психологию как науку, как систематическую и самостоятельную дисциплину. Без эксперимента, по мнению В., психология обречена была «оставаться, в сущности, неизменной в продолжение веков, так как то, что в ней было научного, едва отделялось от того, что принадлежит обыденному опыту». Вместе с экспериментом в психологию проникла тенденция к точному измерению, к установлению «твердых законов, которые управляют явлениями», тенденция к преобразованию в объяснительную науку. В «Основах физиологич. психологии» В. развернул систему экспериментального исследования и измерения элементарных псих. процессов, исходя из физиол. условий их возникновения и протекания; фактически это означало отказ от исследования псих. процессов вне их связи с физиол. процессами, попытку утвердить психологическое исследование на объективных основах, допускающих точное измерение. Однако, сущностью психологического эксперимента для В. все же оставалось самонаблюдение. Аналогичное расширение опытной основы психологии произвел В.в CBoeft«V61kerpsycholo-gie». Правда, здесь, несмотря на огромный собранный В, фактический материал, ему не удалось обогатить психологию системой положительного знания, как в области физиол. психологии, и создать новую научную дисциплину. Крупнейшим недостатком этого труда является методологическая неразработанность проблем и метода этнической психологии. В. не удалось выяснить своеобразие этой дисциплины и ее методологические отличия от индивидуальной психологии. Принципиальные построения его этнической психологии обнаруживают явную аналогию с психологией индивидуальной и прямую зависимость от этой последней. «Этническая психология,—говорит В.,— желает быть не чем иным, как расширением и продолжением психологии в области феноменов общественной жизни»; поэтому трехчленное деление—язык, миф, обычай—соответствует, по В., трем группам псих, процессов—представлению (язык),чувству (миф) и воле (обычай). Другим следствием методологической неразработанности является, как уже сказано, недостаточно четко проведенное отграничение психологической точки зрения от исторической, этнографической,
лингвистической. Причина того, что В. не мог создать из психологии народов самостоятельную научную дисциплину, совершенно ясна: ему не на что было опереться, как при создании физиол. психологии; там была прочная и разработанная почва естествознания, здесь—полное отсутствие какой-либо подлинно научной теории социальных и исторических явлений. Научная и плодотворная теория исторического материализма была чужда В. Поэтому идея соц. психологии оказалась для В. неосуществимой. Психологическое учение В. основывается, гл. обр., на теории ассоциации и апперцепции. Ассоциация для В. обозначает всевозможные связи, вносимые субъектом в ощущения, представления, чувства и во все вообще элементарные псих, процессы и созидающие новые качества у возникающих таким путем комплексов—качества, не содержащиеся в элементах, образующих комплекс. Такие связи В. называл творческими синтезами психики. Вундт различал несколько форм ассоциации: слияние, ассимиляцию, компликацию и т. д. Отличие этого учения от традиционной ассоциацион-ной теории заключается, во-первых, в подчеркивании субъективной переработки псих. элементов при ассоциативном объединении их в «психические образования» и, во-вторых, в расширении понятия ассоциации: оно охватывает, по В.,. одновременные связи элементов;—равно как последовательные эмоциональные элементы, так и познавательные (ощущения). Наряду с ассоциативными связями В. различал апперцептивные, основное отличие к-рых состоит в том, что они переживаются нами как внутренняя активность нашего сознания, в то время как ассоциативные связи образуются при пассивном состоянии сознания. Апперцепция для В.—внутренний волевой процесс, сопровождающийся активным вниманием и чувством деятельности, В. сближает понятие апперцепции с волей, корни к-рой он видел в аффекте. Понятие апперцепции у В. насквозь проникнуто метафизически-идеалистическими воззрениями и стоит в связи с его философскими взглядами на психику. В. стоял на точке зрения психо-физического параллелизма и полагал, что этот принцип «с необходимостью приводит к признанию самостоятельной психической причинности». Он считал, что основным вспомогательным понятием психологии является душа, как материя является вспомогательным понятием естествознания. Он заменил при этом понятие субстанциональности души понятием актуальности, от чего идеалистическая метафизика этого учения не приблизилась к научному построению. Но, как уже сказано, сила и значение В. заключаются не в его философских построениях и даже не в положительном содержании его психологического учения, но, именно, в создании экспериментальной психологии.—Основные сочинения В.: «Volkerpsychologie», B.I—X, Leipzig, 1912 — 23; «Elemente der Volkerpsychologie», Leipzig, 1913; «Grundriss der Psychologie», Lpz., 1911 (пер.); «Logik», B. I—III, Stuttgart, 1906—08; «Naturwis-senschaft und Psychologie», Stuttgart, 1911; «Hypnotismus und Suggestion», Lpz., 1894; «Die Prinzipien d. mechanischen Naturleh-re», Stuttgart, 1910. В 1893—1902 гг. в Лейпциге выходили сборники трудов Вундта и его учеников: «Philosophische Studien». Главнейшие сочинения В., переведенные на рус. яз.: «Основы физиологической психологии», т. I—III, СПБ, 1912—13; «Лекции о душе человека и животных», СПБ, 1894; «Гипнотизм и внушение», СПБ, 1898; «Очерки психологии», М., 1912; «Введение в психологию», СПБ, 1912; «Введение в философию», М., 1902; «Фантазия как основа художественной деятельности», СПБ, 1914 (часть отдела об искусстве из «Volkerpsychologie»); «Этика», СПБ, 1887—88. Лит.: Р и б о Т., Современная германская психология, СПБ, 1895; Hall S., Wilhelm Wundt, der Begriinder der raodernen Psychologie, Lpz., 1925; К г u e g e г F., Wundt als deutsclier Denker, Erfurt, 1922; Nef W., Die Philosophic Wilhelm Wundts, Lpz., 1924; Passtonig O., Die Psychologie Wilhelm Wundts, Lpz., 1912; Petersen J., Wilhelm Wundt u. seine Zeit, Stuttgart, 1924.- ВУНДТА ВЕСЫ, психологический аппарат для экспериментального исследования ощущений давления, сконструированный Вундтом. Последний усовершенствовал служащие для той же цели весы Страт-тона. В. в. позволяют точно регулировать и измерять давление, производимое острием, покоящимся ...
- ВУЦИН, Vuzin, изооктил-гидрокупреин, относится к алкалоидам хининного ряда. Ди-гидрохлорид его C19H23(C8H17)N202.2HC1 + -f2H20 представляет бесцветные тонкие иголочки слабокислого вкуса, кислой реакции; вызывает на языке слабую, но продолжительную нечувствительность. В. растворим ...
- ВШИВОЕ СЕМЯ, см. Сабадилла.
- ВШИВОСТЬ, (лат. pediculosis, от pedicu-lus—вошь), или phthiriosis (от греч. phthei-rein—портить). Еще до середины XIX в. во вшах видели «продукт испорченных соков организма»; эта теория «вшивой болезни» рухнула, как только Гебра ...
- ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД, именуемый также методом репрезентативным, методом проб (Stichprobeerhebung,reprasentative Methode, laniethode representative, 1'investigation representative), является одним из методов частичного, не сплошного статистического наблюдения и исследования. Сущность В. м. заключается в том, ...