ГИГИЕНА

ГИГИЕНА, (от греч.—hygieia—здоровье; Гигиея-—богиня здоровья, дочь Эскулапа), наука о здоровьи, имеющая своей целью, с одной стороны, изучить все влияния, к-рые оказывают на здоровье населения внешние физико-химические, а также и биол. и соц. условия жизни, а с другой—выработать те нормы здоровой жизни, которые на основе этого изучения могут быть проведены в той или иной форме в жизнь (законодательство, быт, просвещение). Обычно наряду с термином «гигиена» употребляется и другой термин «санитария», в повседневной жизни часто подменяющий термин Г. В настоящее время термин «санитария» обозначает собой практическое приложение в жизни требований Г. как науки; санитария—это искусство практического применения в жизни гигиенич. указаний («сан.мероприятия»). Содержание Г.-—«столь же старо, как род человеческий» (Baginsky); во всяком случае эмпирические правила (или попытки к ним) здоровой жизни можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в далекие, доисторические времена. Но о Г. как науке можно говорить лишь с недавнего времени. С историч. точки зрения развитие Г. как науки и как практического искусства можно разбить на несколько периодов, отражавших на себе влияние соц. и экономических условий каждой данной эпохи. Первый период—древняя история (Г. Египта, Иудеи, Греции и Рима)—представляет в известной степени лишь исторический интерес, тем более, что за ним следовал длинный ряд столетий мрачного средневековья, прекратившего какое-либо развитие Г. С начала XVIII века промышленное развитие Европы и первые, начальные формы капитализма обусловили собой уже новые этапы развития Г., при чем здесь можно отметить свои периоды, также отразившие на себе соц. изменения в жизни. Наибольший расцвет Г. начался со второй половины XIX века. Исторические данные. В древнем ми-р е гигиена имела преимущественно практическое направление. В Моисеевом законодательстве находятся детально разработанные правила индивидуальной профилактики (пищевой режим, половая гигиена, изоляция заразных больных и пр.); общий надзор за выполнением этих правил лежал на священниках, связывая, таким образом, религиозные и санитарные предписания в одно целое. В Греции развитие практической гигиены шло, гл. обр., в области так наз. физической культуры, укрепления физических сил и красоты, а также и правил диететики. «Гигиастика», т. е. некоторые положения диететики и физич. культуры, сформулированы были в сочинениях Гиппократа (456—356 до хр. эры). Из числа его работ надо указать также трактат «О воздухе, воде и почве», где дается оценка гиг. влияния этих факторов на здоровье. Одновременно с этим в Греции наблюдаются и первые попытки создания мероприятий сан. характера, выходящих за пределы личной Г. и имеющих целью оздоровление уже массовых групп населения в целом. Сюда надо отнести сан .-технические сооружения в городах Греции (водоснабжение, удаление нечистот и пр.). В Риме эти мероприятия получили еще большее развитие, и римские акведуки для водоснабжения, сточные канавы для удаления отбросов явились своего рода инженерным чудом для того времени. Были, далее, попытки к организации общего сан. надзора за строительством, пищевыми продуктами, были попытки учреждения штата санитарных чиновников и т. д. Однако, громадные эпидемии той эпохи (чума, оспа и пр.), опустошавшие страны древнего мира, подчеркивали крайне слабые сан. достижения того времени и малое развитие гигиенических знаний. Средние века являются классической эпохой забвения всех гигиенич. требований. Примитивная жизнь того времени, крепостничество, феодализм и беспрерывные войны давали почву для развития бесконечных эпидемий и пандемий. «Черная смерть» (чума) в XIV веке унесла в Европе одну четверть всего населения; вспышки оспы, тифов, эпидемического грипа и появление массового сифилиса шли наряду с крайне низкой ступенью санитарной культуры. Христианство средних веков, с проповедью аскетизма и суеверия, убило и те слабые ростки личной гигиены и физ. культуры, к-рые наблюдались в древности. Нечистоплотность, грязь, антигигиенические бытовые привычки и навыки вели к крайнему развитию также и бытовых болезней— кожных, венерич. и глазных. Общественная санитария и сан .-технические сооружения были незнакомы городам эпохи средних веков. Только в XVII в. впервые стало вводиться освещение городов (Лондон), в 1782 г. впервые в Париже устроены тротуары; еще в XVIII в. в Берлине в самом городе были общественные выгоны для скота; только в 1780 г. в Париже стали бороться с обычаем выливать все нечистоты прямо на улицу. Когда в 1662 г. была произведена очистка Парижа от отбросов в виду появления чумы, то это было так необычно, что в честь этого события слагались поэмы и были выпущены медали. Изобретение ватер-клозета было историческим событием (начало XIX века). Общественные здания (церкви, дворцы) обычно бывали так загрязнены, что населению приходилось страдать от зловония разлагающихся в них нечистот (клозеты отсутствовали). Обилие насекомых (паразитов) казалось естественным; умывания, полотенец, тазов—не было в практике до XVIII в.; французскому королю по утрам подавалось лишь «мокрое» полотенце. Люди «вполне чистые» были исключительным явлением. Постельное и носильное белье было также до XVIII в. сравнительной ред- костью. В области питания царило то же самое. Ели только руками, вилки появились в XVII веке и вызывали всеобщее удивление; отдельная посуда появилась в XVI веке. Алкоголизм был чрезвычайно развит. Мед. факультет Парижа в XV веке давал темы для диспута «полезно ли пьянство?»; большинство оппонентов высказывалось в положительном смысле. Проституция была чрезвычайно распространена. Неудивительно, что в этих условиях, в связи с войнами и голодовками, указанные выше эпидемии находили себе благодарную почву, а смертность населения была очень высока (40—50 на 1.000). Только с XVIII в. можно отметить возрождение гиг. знаний. Изменение экономических условий, рост промышленности и городов, установление повсеместно б. или м. единообразных форм полит, устройства (абсолютизм, падение феодализма) шло с соответствующим новым подъемом и развитием научных знаний, и все это отразилось и на сан. состоянии населения и на развитии Г. С этого периода начинается постепенное вступление в современную эпоху, характеризующуюся быстрым ростом Г. как науки и быстрым распространением сан. мероприятий. Этапы развития современной гигиены. С о-временный период развития г и г и е н ы можно разбить на три отдельных этапа: 1) Г. как наука, посвященная, главн. образом, изучению форм и методов административного и государственно-полицейского вмешательства в вопросы здоровья отдельного человека, т. н. «медицинская полиция», имеющая целью проведение таким путем, гл. обр.,правил личной гигиены; 2) Г. как экспериментальная наука, изучающая преимущественно внешние условия жизни и их влияние на здоровье больших масс населения, пропагандирующая широкие сани-тарно-техя. оздоровительные мероприятия, иначе называемая «общественной гигиеной», и 3) Г. как наука, все более и более внедряющая в себя соц. мотивы и методы, изучающая соц. факторы, воздействующие на здоровье и требующие соц.-гиг. мер (социальная Г.). Все три стадия развития гигиены связаны с общими историческими условиями развития современного экоиомич. строя. Личная Г. После средневековой эпохи период XVII в. и особенно XVIII в. и начала XIX в. характеризуется в этом отношении системой так наз. «просвещенного абсолютизма» и резкой регламентации общественной и частной жизни. В политике в начале XIX века это выразилось в создании системы полицейско-бюрократического режима «Священного союза» (1815). Государство как власть считало возможным вмешательство, и самое тесное, во всю общественную и частную жизнь, при чем это вмешательство носило характер чисто полицейского надзора и попечения о своих подданных. В развитии Г. это выразилось в особом направлении этой науки и ее практического применения. Интересы личной Г., естественно, выдвинулись в этот переходный экономический период на первое место, и первые шаги возрождающейся Г. как науки ознаменовались появлением ряда [ исследований из области, гл. обр., диететики. Правила хорошего питания, правила личной жизни, правила, как достигнуть долголетия,—все это особенно привлекало внимание, и в то же время казалось, что легко могло быть регламентировано также и законом как «правила поведения» граждан. Наиболее значительным научным произведением этой первоначальной эпохи развития Г. данного периода были известное сочинение Гуфелянда (Ch. Hufeland): «Makrobiotik oder die Kunst das menschliche Leben zu verlangern», Jena, 1768 (Макро-биотика или искусство долгой жизни) и, с другойстороны,сочинение Франка (J.Frank): «System einer vollstandigen medizinischen Polizei», Bande I—VI, Wien, 1788—1819 гг. (Система медицинской полиции). Первая работа давала ряд практических указаний и ставила перед новой наукой—«макро-биотикой»—особую, отличную от целей медицины, задачу—«дать человеку долголетнюю жизнь» (цель же медицины—лишь «восстановить здоровье в случае его нарушения»). Практически—«макробиотика» была гигиеной того времени. Вторая работа-— известного ученого Франка (некоторое время работавшего и в России)—свела в единое целое все тогдашние сведения по здравоохранению и Г., подчинив все это одной общей идее—путем государственного надзора и законодательства («медицинской полиции») внедрить в население гиг. правила («личная Г.») и дать государству здоровых подданных. Т. о., указанный период развития Г. может быть охарактеризован как период изучения и развития, гл. обр., «личной, индивидуальной Г.», безразлично, достигалась ли эта цель отдельным лицом или государством; методы Г. были лишь методами личного воздействия и убеждения. Термин медицинская полиция заменял в то время на практике и в преподавании термин Г. Само развитие общих биол. и физ. наук не давало тогда возможности выйти за пределы этой чисто личной трактовки гиг. проблем. Их разрешение шло лишь в порядке грубых эмпирических наблюдений и выводов. Экспериментальная гигиена. Середина XIX века характеризуется, как известно, усилением промышленного роста Европы, с постепенным раскрепощением личности от гос. надзора; это—эпоха либерализма и демократии, когда т. н. лозунги политической свободы в значительной степени сузили сферу полицейско-государ-ственного вмешательства в жизнь населения. Одновременно с этим начался рост всех биол. и физ.-хим. наук; работы и открытия Гельмгольца, Либиха, Кл. Бернара, Вирхо-ва и др. дали возможность и Г. перейти на новые экспериментальные методы и использовать прежде всего все то, что дали новые взгляды в области физ.-хим. изучения окружающей среды. Эти же условия и создали почву для развития и начала нового, второго периода Г., в сущности, впервые оформившего эту науку как самостоятельную дисциплину. Полумистическое, полуэмпирическое объяснение влияний внешней [ среды на здоровье и на причины болезней, о чем говорилось еще и в сочинениях гигиенистов древней Греции и Рима, уступило теперь место реальному, экспериментальному изучению этих условий. Гигиена стала на рельсы эксперимента, и лаборатория сделалась постепенно неизменной принадлежностью гиг. исследований; разработаны были и самые методы этих исследований, и термин, ныне употребляемый в СССР,— «экспериментальная Г.» лучше всего, может быть, определяет сущность и методы Г. этого периода. Изучение внешней среды (климата, воды, почвы, воздуха), пищи и питания, одежды и т. д.,—вот объем этой новой экспериментальной Г.; хим. состав и физ. состояние этих факторов и связь их со здоровьем человека составляют теперь обычный предмет гиг. исследований. Это новое, чрезвычайно плодотворное по своим результатам направление в Г. связано прежде всего с именем Макса Петтенкофера (1818—1901), в лаборатории которого (Мюнхен) получил свое образование ряд европейских гигиенистов, распространивших в дальнейшем повсюду те же методы эксперимента (в том числе и проф. Ф. Эрисман). Такую же известность приобрел и Фойт (Voit), работы которого по физиологии и Г. питания составили также эпоху в развитии Г. Едва ли найдется в Г. какой-либо отдел, где не сказалось бы влияние Петтенкофера. Ему гигиена обязана прежде всего выработкой основной методики гиг. исследований. Исследование углекислоты в воздухе (метод Петтенкофера) как способ определения порчи последнего дал возможность Петтен-коферу провести его классические работы по вентиляции («естественная вентиляция», «объем вентиляционного воздуха», «методы исследования» и пр.). Изучение почвы И почвенного воздуха дало возможность Петтен-коферу научно обосновать значение очистки населенных мест и в частности значение канализации и процесса самоочищения рек. В той же области Петтенкофер создал свою т. н. локалистич. теорию развития кишечных эпидемий, согласно к-рой преобладающую роль играют почвенные условия. Известны, далее, работы Петтенкофера по Г. одежды, по питанию (аппарат для изучения газообмена и т. д.). В области питания и пищевой Г. Петтенкофер работал вместе с Фойтом; последнему принадлежат работы по выработке и обоснованию первых гигиенич. норм питания (суточные нормы белков, жиров и углеводов) и по установлению рационов. Направление в гигиене, данное Петтен-кофером, полностью было поддержано в Германии учениками и соработниками его—■ Рубнером, Флюгге и другими. Трудами этих ученых выработан был ряд других гигиенич. норм в области сан. оценки воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, жилища, которыми пользуется и ныне со времен, гигиена. Физ.-химич. направление в гигиене счастливо сочеталось с новыми методами, связанными с развитием бактериологии. Труды Пастера, Листера, Коха, Мечникова создали новую отрасль мед. знаний, чрезвычайно пополнивших выводы гигиены. Изучение заразных болезней, их этиологии и внешней среды как передатчика инфекции вы- двинуло и здесь на первое место гиг. и сан. мероприятия в борьбе с этими б-нями и создало новую отрасль Г.—эпидемиологию, к-рая в известной мере является и отраслью бактериологии. Быстрый и пышный расцвет бактериологии создал даже известное увлечение и переоценку значения этих методов в Г.; следствием этого было т. н. «бактериологическое направление» в гигиене, крайние сторонники к-рого обнаруживали тенденцию считать всю Г. лишь своего рода частью бактериологии (Флюгге). Этому способствовало и то обстоятельство, что, особенно в Германии, ряд бактериологов занял кафедры гигиены в ун-тах. Как известно, Р. Кох также занимал такую кафедру (Берлин). Во всяком случае сочетание физи-ко-хим. лабораторного метода с бактериологическим дало возможность более точного изучения всех внешних воздействий окружающей человека среды, выделения вредных влияний и выработки мер оздоровления. Расцвет гигиены в Германии вызвал и появление в ней ряда крупных печатных руководств и курсов по Г., отражавших в себе успехи этой науки и ее достгокения. Таково прежде всего руководство под ред. Петтенкофера и Цимсена—«Handbuch der Hygiene u. Gewerbekrankheiten» (Lpz.,1882— 1887), известный курс Г. Вейля, далее, Руо-нера, Гюппе, Флюгге, Пр'аусница и др. Наконец, следует отметить, что в описываемый период развития Г., в середине XIX в. и позже, получил большое распространение и метод описательный, связанный с тем же изучением внешней среды. Это—так наз. медико-топографические обследования тех или иных местностей, при чем содержанием этих обследований являлось тщательное описание климата, топографии, почвы, условий расселения и занятий—в связи с наблюдаемыми в данной местности заболеваемостью, смертностью и физ. состоянием населения. Это последнее направление особенно привилось в России (см. ниже), где в 50—70-х гг. XIX в. был опубликован ряд таких обследований разных местностей страны, обследований, в дальнейшем связавших эту работу с соответствующими обследованиями земской санитарии. Это обследовательское направление в Г. проявилось также и в соответствующем изучении эпид. болезней; создалась т. н. медицинская география, тесно связанная с Г., так как ее задачей было выяснить связь массовых заболеваний (не только лишь эпидемических) с условиями местности, т. е. связь этих заболеваний с данной внешней средой (живой и мертвой). Таковы работы Гирша, Гезера, Будена. В известной степени все эти последние работы были широким приложением в Г. статистического метода, который применялся и раньше. Массовые заболевания, изучение смертности и рождаемости населения, естественно, влекли научную мысль к широкому применению здесь статистического метода, чтобы найти ту или иную закономерность в этих явлениях и уловить соответственную связь с другими категориями фактов. Еще в XVIII веке работа Зюс-мильха (J. Stissmilch) «Die gottliche Ord-nung in den Veranderungen des menschli- chen Geschlechts» (В., 1742—Божественный порядок в изменениях человеческого рода) установила известные закономерности в естественном движении населения. Работы Кетле по «соц. физике» уже в XIX в. дали новый, неисчерпаемый материал и новые методы и в этой области. Применение статистики для изучения гиг. фактов и сан. состояния создали еще новую отрасль Г.,т. н. «санитарную статистику», иначе «медицинскую статистику», «витальную статистику» (терминология отдельных стран). Применение статистического метода резко подчеркнуло связь гигиены с общественными науками; ряд исследований, естественно, выдвинул связь сап. факторов с экономич. и социальными; однако, для этого периода развития гигиены применение статистического метода имело главное значение в изучении эпидемиологии, демографии и мед. отчетности лишь у отдельных авторов и школ, выдвигая уже и свои самостоятельные цели и задачи (русская земско-саи. школа 1880—90 гг.). Т. о., середина и отчасти конец XIX в. создали ту «экспериментальную» Г., которая, опираясь на физ.-хим. экспериментальный метод, на бактериолог, исследования и на применение статистического изучения, дала основу для быстрого расцвета также и практической санитарии. Экспериментальная Г., так сказать, практически этим оправдала себя. Как известно, начало и середина XIX в. ознаменовались для Европы новыми многочисленными эпидемиями, резко поставившими перед гос. властью и общественным мнением вопросы практического здравоохранения. Затруднения, вносимые эпидемиями в экономическую жизнь отдельных стран, в частности и в международные сношения и торговлю, поставили резко вопрос о своего рода самозащите против этих стихийных бедствий. С начала XIX в. в Европе начались периодические вспышки неизвестной дотоле азиатской холеры, заносимой с Востока: колониальная торговля грозила постоянной опасностью заноса чумы; эпидемии паразитарных тифов опустошали целые области (Ирландия, Верхняя Силезия); оспа, несмотря на знание противооспенных прививок, вспыхивала повсюду (Германия 1860—70 гг., Франция). Одной из первых стран, фактически поставивших вопросы применения Г. для целей практического здравоохранения, была Англия, где в 30-х гг. образована правительственная комиссия по изучению холерных эпидемий. Англия была первой страной, где практически и стали осуществляться те гиг. мероприятия, к-рые в то время стала научно обосновывать экспериментальная Г. (см. Великобритания). Установленная гигиеной и бактериологией связь ряда эпидемических заболеваний с санитарным состоянием воды и почвы в городах, связь между высокой смертностью населения и санитарными условиями его жизни—послужили отправным пунктом и для сан. законодательства Англии и санитарно-технич. мероприятий' в ней, а затем и в других странах. С этого периода начинается эпоха быстрого оздоровления (в рамках и пределах существующих экономических отношений отдель- ных классов) городов и других населенных пунктов ряда стран. Устройство водопроводов, рациональная очистка и обеззараживание воды, устройство сплавной канализации с различными методами очистки сточных вод и их дезинфекцией, установки для уничтожения сухого мусора, дренирование почвы,— все это, помимо общего понижения смертности, дало резкое снижение кишечных инфекций и малярии. Жилищная Г., изучение элементов здорового жилища (вентиляция, отопление, освещение, кубатура, планировка)дали основу для более рационального строительства и для борьбы с жилищными болезнями . Изучение условий питания и пищевых продуктов, пищевого рациона, его состава, калорийности, усвояемости—дало материал для сан .-пищевого законодательства и надзора. Борьба с эпидемиями встала на твердую почву, используя эпид. данные и организуя на основании их сан. мероприятия (общие меры, прививки, дезинфекция и т.д.). Развитие промышленной жизни выдвинуло специальные задачи в области Г. труда и профессий (проф. Г.), а также и отдельных групп населения. Конец XIX века и начало XX века в противоположность прежним эпохам, знаменуются поэтому постепенным неуклонным понижением общей смертности населения во всех странах, снижением и отчасти исчезновением ряда инфекционных заболеваний и увеличением средней продолжительности жизни. Наряду с другими причинами, вызвавшими эти факты (подъем общей культуры, рост сознательности рабочего класса и его борьба за лучшие условия жизни, экономический подъем Европы и Америки во 2-ю половину XIX в.), рост сан. культуры и развитие гигиены сыграли здесь также свою важную роль. В отличие от предшествующего периода Г. (лич^ ная, индивидуальная Г.), этот период с его практическими мероприятиями, направленными на оздоровление масс населения, можно назвать поэтому также и периодом начала так наз. «общественной Г.». В Англии новое экспериментальное направление в Г. отразилось в большом руководстве по Г.Паркса(Рагкез,1857),где все вопросы Г. трактуются под углом лабораторного и ста-тистич. методов. Во Франции нек-рый переход к новым методам Г. был выражен уже в известном, долгое время переиздававшемся курсе гигиены М. Леви(М. Lewy, «Traite d'hygiene privee et publique», v. I—II, P., 1844).. В этом руководстве'все же более половины занято «индивидуальной гигиеной», но значительную часть II тома автор отводит общественной Г., изучение которой у Леви опирается, гл. обр., на статистические методы. Из курсов Г., более поздних, отразивших уже вполне новое направление, во Франции надо отметить работы Флери, Пруста, Арну и Бушарда (Fleury, Proust, Ar-nould, Bouchardat). Развитие гигиены как науки экспериментальной составляет, таким образом, второй, чрезвычайно яркий период—середины и конца XIX века. Социальная Г. Наше поколение является современником третьего периода развития Г., отчасти обозначившегося и в последние десятилетия XIX в. и давшего 747                                                                                      ГИГИЕ значительный рост в XX в.,-—периода развития новых гиг. дисциплин, объединяемых общим термином «социальная гигиена» (см.). Конец XIX в. и XX в. можно назвать периодом растущих соц. противоречий и столкновений и более резкого выявления соц. проблем. Принцип невмешательства государства в соц. отношении уже отживает свое время; государство как одна из форм классового господства, а следовательно, и определенного проведения соц. мероприятий, снова приобретает большее значение. Во всех областях жизни соц. моменты начинают играть все большую роль; соц. законодательство, соц. страхование накопляют массу новых фактов; Г. все ближе сталкивается с вопросами соц. быта, с влиянием соц. факторов на здоровье и от «общественной Г.» предшествующего периода переходит в новый фазис гигиены—«Г. социальной». В известной степени соц. Г. в отдельных своих элементах имелась и в работах ряда прежних авторов-гигиенистов, но лишь в наше время социальная гигиена выделяется и оформляется не только как отрасль Г., но уже и как отдельная научная дисциплина. Труды Дюкло, Гротьяна, Фишера и др. дали в Европе первые обоснования этого нового направления в Г. К прежним областям экспериментальной Г. (см. выше) прибавились ныне новые отрасли «социальной Г.»—соц. патология, соц. антропометрия и антропология, расовая Г. и евгеника, проблемы соц. болезней и борьбы с ними, проблемы соц. Г. материнства, младенчества и детства, вопросы соц. педологии и психогигиены, соц. проблемы жилищ и общественного питания и пр. Сюда же относятся и общие проблемы организации здравоохранения. Сан. статистика, естественно, в значительной мере вошла ныне в сферу ведения уже соц. Г., где наряду со статистическим методом приобретает значение и новый еще метод—антропометрический (см. Антропометрия). Влияние этого нового направления в Г. сказалось в жизни значит, ростом соц.-гиг. законодательства последнего времени, проведением повсюду особых соц.-гиг. мероприятий и созданием соц.-гиг. учреждений (диспансеры, консультации, ясли, ин-т сестер соц. помощи, сан. просвещение и пр.). Соц.-гиг. направление оказывает свое влияние на постановку здравоохранения в отношении и леч. помощи (диспансеризация леч. дела, профилактические методы в нем). Связь соц.-гиг. направления с современными соц.-экономическими изменениями в обществе служит в то же время и верным залогом дальнейшего развития этого фазиса Г. Наряду с продолжающимися успехами экспериментальной Г. соц. Г. ставит еще более широко дело оздоровления трудящихся масс населения; сама же Г. как наука далеко выходит за пределы ее прежнего понимания. Новое направление в Г. не только создало новую науку—«соц. Г.», но и в рамках прежней экспериментальной гигиены внесло новое освещение фактов, выйдя из стен чисто лаборат. исследований в гущу изучения самой жизни. Соц.-гиг. направление (третий, современный период развития Г. как науки) имеет широкое и плодотворное приме- нение как новый и чрезвычайно могучий метод оздоровления условий жизни широких масс населения. То законодательство и те мероприятия, к-рые ныне повсюду имеют место в области соц.-гиг. обслуживания населения, теснейшим образом связаны с успехами и с развитием соц. Г. Вместе с тем, это новое направление резко ставит вопрос о переходе к новому экономическому строю, являясь в рамках социалистического хозяйства и социалистической организации общества естественным выражением социалистических идей и в деле народного здравоохранения. Широко и правильно понимаемая соц. Г. в своем логическом развитии, естественно, составляет одну из форм социалистического строительства. Развитие гигиены в СССР проходило в общем те же этапы, как и в Западной Европе. Научная гигиена шла у нас под влиянием почти исключительно немецкой школы. Г. как административная дисциплина («мед. полиция» в ее понимании конца XVIII века и начала XIX в.) была официальным выражением академической и практической Г. и в нашей стране. Соответственно этому пониманию преподавалась она и в высшей школе (см. ниже); соответственно этому строился практический сан. надзор (функция правительственных «городовых и уездных» врачей, объединение этих функций с другими государственно-полицейскими функциями—по судебной медицине). Лишь со второй половины XIX века наблюдаются в России первые проблески научной экспериментальной Г. под непосредственным влиянием соответствующего расцвета Г. за границей. Пионерами и основателями экспериментальной Г. в России были проф. А. П. Доброславип (СПБ) и особенно профессор Ф. Ф. Эрисман (Москва). Проф. А. П. Доб-рославин (1842—89)—первый профессор по Г. в Военно-мед. академии—и проф. Ф. Ф. Эрисман (1842—1915)—первый профессор по гигиене в Московском ун-тете (оба ученики Петтенкофера)—явились у нас яркими представителями экспериментального метода в Г. и одновременно яркими представителями общественного направления в этой науке. Воспитанники западноевропейской науки в эпоху ее расцвета, они оба вместе с тем были и типичными представителями русской общественной мысли 60-х гг. XIX в. с их материалистическим и реалистическим подходом к фактам, с демократизмом в практической жизни. Доброславип и Эрисман впервые создали в России школы Г., дали ряд последователей-учеников, внесли идеи и принципы Г. в практику и организацию здравоохранения. Имя Ф. Эрисмана теснейшим образом связано с земской санитарией, в работах к-рой он непосредственно участвовал. Им же принадлежат и первые оригинальные русские курсы по Г. (Добро-с лавин А., Гигиена, 2 тт., СПБ, 1882—84; Эрисман Ф., Гигиена, 3 тт., СПБ, 1872; его ясе, Курс гигиены, неоконченный,2тт., 1887). Имя проф. Добро'славина как преподавателя Военно-мед. академии связано также и с курсами военной Г.; Эрисман в ряду других работ руководил большим санитарным обследованием фабрик и заводов Московской губернии (изд. Моск. губ. земства, 1881—93). Деятельность Эрнсмана и Доброславина, как уже указано выше, не ограничивалась новой постановкой в нашей высшей мед. школе преподавания Г. Постоянное участие обоих ученых на русских мед. съездах (Эрис-ман был почти бессменным председателем Пироговских съездов) дало им возможность широко ставить вопросы практической Г. во врачебной среде и в мед. организациях; сан. органы земств и городов того времени именно в эти же годы и получили свое оформление. Благодаря инициативе и личным трудам Эрисмана была создана в России первая городская сан. станция (Москва, 1891). Он же первый организовал и гиг. лабораторию Московского ун-та, а затем по его инициативе построен и открыт Гиг. институт Моск. ун-та (1890; см. план). В 1883 г. от-___,_ крыта была гиг. лаборатория и при Военно-мед. академии, " также в отдельном здании. В 1925г.при Военно-мед. академии создан особый Институт профилактических зна-

Гигиенический институт 1 Моск. ун-та.

1—бактериологический кабинет; 2—кабинет профессора; 3—оптическая комната; 4—лаборатория для врачей; 5—кабинет прозектора; 6—вестибюль; 7—уборная; «—коридор; 9—лаборатория для студентов; 10—весовая комната; 11—лаборатория для врачей; 12—лаборатория ассистентов; 13—помещение городской санитарной станции; 14—комната для исследования газов; is—библиотека; 16—музей; 17~аудитория; IS—главный вход. ний (имени 3. П. Соловьева), куда вошли кафедры общей, социальной и военной гигиены и бактериологии (см. отд. табл., рисунок 1). С 70-—80-х гг. XIX в. преподавание Г. постепенно входит в России во все ун-ты, и повсюду развертывается при них сеть гиг. лабораторий. Из ряда гигиенистов, занимавших в этот период и позднее кафедры Г. в русских ун-тах и бывших проводниками того же экспериментального метода в этой науке, надо указать М. Я. Капустина (Казань), Орлова (Киев), Скворцова (Харьков), Левашева (Ленинград), Шепелевского (Юрьев) и др. К более поздним деятелям гиг. преподавания и практической Г. надо отнести наиболее крупных современных гигиенистов СССР—Г. В. Хлопина, а затем П. Н. Диатроптова, получивших ныне звание «заслуженных деятелей науки» и продолжающих и сейчас свою работу, и далее ряд других гигиенистов, работавших в различных университетах: П. Н. Лащенкова (Томск), В. Фавра (Харьков), С. Ф. Бубнова, С. С. Орлова, М. Б. Коцына, Н. К. Игнатова (Москва) и другие. Соц.-гиг. направление в русской Г. было заметной струей еще в прежние годы. В ра- ботах Эрисмана это подчеркивалось неоднократно. В своем предисловии к курсу Г. (изд. 1887) Эрисман указывает, что «чрезвычайно важно развитие сан. направления в медицине».—«Я лично твердо уверен», говорит он дальше, «что сан. направление в медицине одержит блестящую победу над чисто лечебными тенденциями», т. к. «врач должен не только лечить больных, но и предупреждать заболевания, и что, собственно, в этом и заключается идеальная сторона его призвания, самая лучшая и самая полезная сторона его практической деятельности». В очень интересном и с большим подъемом написанном предисловии-статье к сборнику «Общедоступное руководство к предупреждению болезней и сохранению здоровья» (3 выпуска)—Эрисман еще резче подчеркивает значение соц. факторов в Г. и здравоохранении, ярко характеризуя полную «беспомощность отдельного человека в отношении опасных для его здоровья моментов в окружающей его обстановке», т. к. человек в современном обществе живет «по чужой воле» и зависит от соц. и экономических условий. «Здоровье отдельной личности повсюду находится в зависимости от тех или других общественных мероприятий, способных улучшить сан. состояние».—«Материальные условия, соц. строй и культурное развитие населения»,—вот те элементы, при благополучном сочетании к-рых может получить свое развитие и гигиена; от их уровня зависит сан. состояние страны. Хотя Эрисман был уволен из ун-та правительством и оставил Россию, но его идеи привились и сказались как в работах и направлении обществ .-сан. организаций того времени, так и в гиг. литературе. Эту же точку зрения проводит в своем курсе гигиены и Хлопин: «Гигиеническая наука имеет общественный, социальный характер». Проф. Гюппе в предисловии к своему «Руководству по гигиене» причисляет Г. даже к одной из отраслей государственного социализма. Наиболее полное выражение социально-гигиеническое направление в гигиене нашло лишь в наши дни, после Октябрьской Революции, когда, с одной стороны, создались новые, благоприятные условия для свободного проведения в жизнь этого направления, а с другой стороны, в «советской медицине» создалась определенная идеология «профилактики» как естественного в пролетарском государстве проявления соц.-гиг. идей. В лице ряда новых деятелей соц. Г. получила широкое развитие (Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, А. В. Мольков, М. М. Гран, 3. Г. Френкель и др.). Необходимо отметить, что экспериментальное направление в русской гиг. науке, при всем его плодотворном значении в свое время, до нек-рой степени все же замкнулось в своем академическом выражении; университетская Г., в противоположность тенденциям ее основоположников Эрисмана и Доброславина, во многом после них потеряла связь с действительными запросами жизни и перешла на теоретические рельсы работы. Создался разрыв между академической наукой и практической санитарией (б. земские санит. организации и съезды). Интересно выделить в этом отношении работы харьковского проф. И. Скворцова, к-рый в своей «Гигиологии и гигиене» (1900) предлагал даже новую терминологию, раздвигая рамки физ.-хим. основ Г. далеко за обычно принятые. Поэтому и то соц.-гигиен. направление, о к-ром говорится выше, росло и развивалось, гл. обр., вне ун-тетских кафедр и только после революции пришло и в наши ун-ты. Не случайно, что и все новые работники соц.-гиг. направления в ун-тах вышли из среды практических сан. работников. Ныне лишь постепенно заполняется этот разрыв высшей школы с жизнью. Таким образом, к настоящему времени можно считать б. или м. законченной ту эволюцию, которую в историч. ее развитии совершила гигиена как научная дисциплина, постепенно расширяясь, охватывая новые области, используя новые методы и проникаясь новыми идеями и взглядами. Наиболее точное и полное разграничение и определение гигиены представляется ныне в следующем виде. Прежнюю единую гигиену, охватывавшую все отделы и отрасли гигиенических знаний, заменяют теперь две самостоятельные научные дисциплины: а) гигиена общая, или экспериментальная, и б) Г. социальная. В круг изучения экспериментальной Г. входят — внешняя среда и ее физико-химические и биолиогиче-ские стороны, установление гиг. норм взаимоотношений человека с этой средой и выработка соответствующих мероприятий оздоровления этой среды («санитария и санит. техника»). Ее отделы: воздух и климат, вода и водоснабжение, почва и очистка населенных мест, жилище, планировка и общее благоустройство населенных мест, пища и питание, общая эпидемиология и дезинфекция, одежда; ее методы: лабораторный эксперимент и отчасти статистич. изучение. Свои выводы и законы Г. экспериментальная строит на близкой связи с такими науками, как физика, химия, метеорология, геология, бактериология и физиология.— В круг изучения социальной Г. входят: социальная среда и ее влияние на здоровье человека, установление социально-гигиенических норм, обеспечивающих здоровье отдельных групп населения, и разработка необходимых социально-гиг. мероприятий («соц. медицина и профилактика»).—Отделы соц. Г.: соц. патология и соц. б-ни, соц. условия и меры охраны здоровья материнства и младенчества, детей и подростков, условия охраны труда и проф. б-ни, соц.-гиг. проблемы коллективной жизни (жилищный вопрос, питание), организация здравоохранения и др. видов соц. помощи (соц. страхование), расовая гигиена; ее методы: статистика и антропометрия. Свои выводы соц. Г. строит на связи с такими науками, как политическая экономия и социология, статистика и антропология и в известной мере биология и физиология. В современных условиях наблюдается уже и дальнейшее диференцировапие; из соц. Г. как единой дисциплины уже выделились в известной мере «гигиена труда» и «гигиена воспитания». До настоящего времени нет еще окончательного и общего признания такого деления Г., к-рое приведено выше. В ряде европейских стран еще не установились окончательная терминология и точное содержание, вкладываемое в эти понятия. Так, в Америке и Англии термин «соц. Г.» применяется, гл. обр., к проблемам лишь соц. патологии и соц. болезней, и курсы общей Г. объединяют и ныне проблемы не только общей, но и соц. Г. То же самое во Франции, где наряду с термином «социальная Г.» часто употребляется термин «социальная медицина», «предупредительная медицина». В Германии понятие «соц. Г.» более точно и близко совпадает с соответствующим понятием и объемом этой дисциплины у нас в СССР.—Наконец, в пределах тех же гиг. дисциплин выделяются иногда отдельные главы, а иногда и курсы Г., охватывающие вопросы гиг. изучения и обслуживания отдельных групп населения. Таковы: Г. военная, Г. морская, Г. транспортная, Г.тюремная, Г. сельская. В сущности, это—главы проф. Г. в широком смысле этого слова. Обычно их изучение входит в специальные курсы. Точно так же близкой к Г. дисциплиной является ныне и т. н. «санитарная техника», под которой разумеют ряд технических дисциплин, преподаваемых в технических учебных заведениях (курсы водоснабжения, удаления отбросов, планировки, отопления, вентиляции и др.), или более общие курсы «коммунального хозяйства и благоустройства». Курс санитарной статистики входит в соц. гигиену. Гигиена как предмет преподавания в высшей школе. В связи с указанным историческим развитием гиг. знаний преподавание Г. в высшей мед. школе претерпело ряд изменений, пока в наст, время Г. не оформилась в виде отдельной академической дисциплины с самостоятельной кафедрой. При малой диференцировке мед. знаний в прежнее время те области знания, к-рые входили в круг Г., обычно присоединялись ранее к какой-либо другой мед. науке, нередко в причудливом сочетании. Так, преподавание Г. входило иногда в задачи кафедры фармакологии, затем—судебной медицины, акушерства, общей терапии и пр. Связь Г. с судебной медициной держалась всего дольше в виду того направления в Г., к-рое связывало ее задачи, гл. обр., с гос. надзором и контролем. Поэтому долго еще, -и при самостоятельном оформлении кафедры Г., ее точное наименование в ун-тах как академической дисциплины было «Г. и медицинская полиция». В России это название держалось до революции 1917 г. Известный франц. гигиенист Бруардель был не менее известным судебным медиком. Самостоятельное преподавание гигиены на медицинских факультетах в Западной Европе ведет свое начало лишь с эпохи расцвета экспериментальной Г., т. е. с 50—60-х гг. XIX в., когда повсюду стали возникать отдельные кафедры Г. В'России преподавание Г. пережило ту же эволюцию. В Военно-мед. академии одним из первых курсов Г. был т. п. курс «суд благочиния» (западно-европейская «медицинская полиция»); у проф. Ринге-бройга (1799—1802) этот курс входил в «судебную науку и materia medica», а у проф. Дьякова (1803—06)—в курс акушерства.

\'w. 1. Ииспии (t|ti>ifM.i*KiM4i»K»» H»J* hwhii -i, и, гпдчтм-м » Лммкрмс

;\>\к-.А, Шк1*и1 i-HMiuiiHi ■« nft'iicriiuiiimHii ир*>тг.%ршпчт* n ■ Гории-т Цйнил**

i .1

УЖ, 3 lllhlllhl 111.....11- » ИирШЦНк'

»i!ni in""'

iv i Huiiilan trilro,

U.....«ТРОИШЬ. i.maiirii.rtjriHb!iliM 1ЦШ fa|MU|Ui'Mil» VIIII4J1. IIMTT (CAl * III ts ir l«w*u. В 1805 г., при реформе академии, Франк (см. выше) выделил Г., но объединил ее с физиологией; фактически все же с 1808 г. Г. была слита с судебной медициной. По уставу 1824 г. она была слита с фармакологией, и лишь в 1837 году вновь была образована единая кафедра судебной медицины, мед. полиции и Г. (проф. Пелехин). Наконец, по инициативе и при участии известного проф. Чистовича, в 1862—66 гг. вопрос о самостоятельном преподавании Г. был разрешен окончательно, и создана кафедра Г. (1866) «с включением в нее сравнительной статистики б-ней и изложения военно-мед. учреждений». Кафедра эта была занята в 1871 г. П. А. Доброславиным (первая вступительная лекция в курс Г. прочитана им 19 ноября 1871). Проф. Доброславин занимал эту кафедру до своей смерти (1889). После него кафедру гигиены в Военно-мед. академии занимали последовательно—проф. С. В. Шидловский (1890—1909), В. А. Ле-вашев (1910—16) и ныне (с 1917 года)— Г. В. Хлопин. Такое же постепенное развитие получило преподавание Г. в Московском ун-те, где лишь в 70-х гг. выделен был самостоятельный доцентский курс Г., к-рый и читал до 1882 г. д-р П. Медведев. Самостоятельная кафедра Г. была создана лишь в 1884 г., и заведывать ею был приглашен проф. Ф. Ф. Эрисман, который заведывал кафедрой Г. до 1892 г., когда он был уволен по распоряжению правительства из ун-та и покинул навсегда Россию. Последовательно кафедру Г. в Московском ун-те занимали затем следующие лица: проф. С.Ф. Бубнов (1892—1909), проф. С. С. Орлов (1909—24) и ныне с 1924 г.—проф. А. Н. Сысин. Преподавание Г. намедиц. факультетах в России до 1917—18 гг. развивалось лишь в виде постепенного расширения единого курса Г. (одна кафедра) и преимущественно в духе чисто экспериментального ее направления. Г. читалась обычно на 4-м и 5-м курсах, при чем отдельно читались курсы сан. статистики, эпизоотологии и мед. полиции (см. «учебные планы» ун-тов довоенного времени). Практические занятия шли на 5-м курсе и состояли в лабораторных упражнениях по сан. исследованию воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов и одежды. После революции в СССР наблюдается значительное изменение и объема и характера преподавания Г., соответственно новым направлениям в деле организации здравоохранения в Союзе («советская медицина») и тому расширению задач Г., которые выдвинулись в этой науке и на Западе («социальная медицина»). По учебному плану Наркомпроса, ныне действующему в РСФСР и—с некоторыми изменениями—в других союзных республиках, па мед. факультетах имеется 4 самостоятельные кафедры Г.: общая, или экспериментальная Г. (3-й курс), Г. труда (4-й курс), Г. воспитания (4-й курс) и соц. Г. (5-й курс). На экспериментальную гигиену по учебному плану (для РСФСР) отводится 256 учебных годовых часов. Программа Г., утвержденная Главпрофобром в 1927 г. (см. учебный план мед. факультета, изд. Главпрофобром Наркомпроса, Москва, 1927), заключает в себе след. основные отделы: введение, эпидемио- логия с дезинфекцией, воздух и климат, вода, почва, благоустройство населенных мест (так наз. «коммунальная Г.»), жилище, пища и питание, одежда. В практические занятия входят: а) лабораторные занятия по воде, воздуху, почве, пищевым продуктам, исследование жилища и дезинфекции, б) семинарии, в) экскурсии в сан. учреждения, г) рефераты, д) кураторства в санит. учреждениях. По окончании курса и при переходе с 3-го курса на 4-й—экзамен. Практически в большинстве провинциальных ун-тов не осуществлено полностью введение всех 4 указанных кафедр, и обычно имеются лишь две (экспериментальная и соц. Г.). В заграничных ун-тах преподавание Г. обычно проводится значительно уже и сокращеннее и сосредоточено на 5-м курсе. Наряду с мед. высшими школами преподавание гигиены в той или иной форме имеет место ныне и в ряде высших технических школ с уклоном в область проф. и коммунальной гигиены. В СССР такие курсы ведутся во многих технических вузах (Моск. высшее техническое училище, Институт гражданских инженеров и др.). Кроме учебных заведений ун-тетского типа, самостоятельные кафедры Г. имеются в Гос. ип-те для усовершенствования врачей в Ленинграде и в Казанском ин-те. За последние годы в СССР возникла организация, имеющая целью известным образом объединить научно - педагогическую деятельность высших учебных заведений в области преподавания гигиенич. дисциплин. В 1925 и в 1928 гг. состоялось два всесоюзных совещания представителей профилактических кафедр по вопросам методики преподавания Г., программ их и т. д. Труды совещаний печатаются в сборнике «Социальная гигиена». Создано и особое постоянное бюро профилактических кафедр в составе 17 лиц (Москва). В связи с быстрым развитием Г. за последнее десятилетие и, особенно, с ее ди-ференциацией после войны, повсюду идет движение в пользу организации дополнительных учебных курсов или даже особых школ Г. для врачей. В России такие курсы для сан. врачей устраивались до революции при б. Еленинском институте для врачей в СПБ, при Московском ун-те и при лаборатории Диатроптова в Москве. Ныне нарком-здравами союзных республик такие курсы в той или иной мере организуются ежегодно в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Томске, Ростове-на-Дону и других городах. За границей подобные курсы (Франция, Англия, Германия) обычно сосредоточиваются ныне в особых ин-тах (высш. школы Г.). Таковы: Высшая гигиеническая школа в Балтиморе (в Северо-Американских Соед. Штатах, с 1916 г., «School of Hygiene and Public Health, of the John Hopkins University») и 'затем недавно организованные высшие гиг. школы в Варшаве, Будапеште, Загребе, Праге, построенные за счет известного фонда Рокфеллера. В 1927 г. с помощью этого фонда функционировали высшие гиг. школы в Торонто (Канада) (см. отд. табл., рис. 3), при ун-те Гарварда (С.-А. С. Ш.) (см. отд. табл., рисунок 4), в Лондоне (при Институте тропической медицины; ныне там строится 75в новое здание особой высшей гигиенической школы), в Осло, Праге, Варшаве (см. отд. табл., рис. 2), Будапеште, Загребе, Белграде и при Ин-те S. Paulo в Бразилии. При этих школах ведутся различные курсы не только для врачей, но и для других групп мед. персонала, техников, клерков и пр. Крупные субсидии, идущие на постройку этих ин-тов и школ Г. из Рокфеллеровского фонда, обеспечили чрезвычайно богатое оборудование этих учреждений и обширные помещения. В 1924 году, например, на соответствующие постройки из фонда Рокфеллера было ассигновано до 10 млн. долларов. Покупка участка земли в Лондоне для постройки нового здания школы Г.(около Британского музея) обошлась в 2 млн. долларов. Гигиенические конгрессы и съезды. В ряде стран уже давно имеют место свои национальные съезды гигиенистов и сан. врачей. Таковы во Франции ежегодные съезды по Г., в Англии—съезды сан. врачей и т. д. В России такие совещания имели место— вначале как «секции Г.» на Пироговских съездах и на съездах естествоиспытателей и врачей, а с 1911 г.—как отдельные совещания бактериологов и эпидемиологов, где обычно участвовали и санитарные врачи. Таких совещаний до войны было два (1911 г. и 1912 г.). С 1918 года эти совещания превратились, по инициативе НКЗдр., вначале во Всероссийские, затем во Всесоюзные съезды бактериологов, эпидемиологов и сан. врачей. С 1918 г. по 1928 г. этих съездов было 11, из них в 1918 г.—I, в 1919 г.—II и III, в 1920 г.—IV, в 1921 г.—V, в 1922 г.—VI, в 1923 г.—VII, в 1924 г.—VIII, в 1925 г.— IX, в 1926 г.—X, в 1928 г.—XI съезд. VIII и XI съезды состоялись в Ленинграде, X—в Одессе, а остальные в Москве. Для организации съездов существует Всесоюзное бюро. Труды съездов печатаются. Международные съезды по Г. носят название «конгрессы по гигиене и демографии» и ведут свое начало с Брюссельского (1851). Следующие международные конгрессы имели место каждые два-три года, начиная с 1876 г.; X конгресс был в Париже в 1900 г., XIV— в Берлине в 1907 г.; последний перед войной конгресс в Вашингтоне наметил местом будущего съезда Россию. Война и последующие события нарушили созыв этих конгрессов, и до настоящего времени не состоялось пока ни одного нового международного конгресса по Г.—отчасти, может быть, по той причине, что за это время Г. значительно диференцировалась и оформились многочисленные органы и съезды по разным отделам гигиены. Гигиенические научные общества. Почти во всех странах существуют ныне свои национальные общества по Г. и санитарии, объединяющие врачей, сан. инженеров и других лиц, работающих в этих областях, издающие свои журналы, созывающие свои съезды. Во Франции имеется «Общество общественной медицины и сапит. техники» («La Societe de medecine publique et de genie sanitaire»), которое созывает ежегодно конгрессы по гигиене. В Англии существуют: «Society of Medical Officers of Health» с ежегодными съездами, и съезды, созываемые Королевским санитарным институтом. В Германии имеются: 1) «Der deutsche Verein fur offentliche Gesundheitspflege», 2) «Der deutsche Verein fur Vclkshygiene», 3) «Die deutsche epidemiologischo Gesellschaft». Как постоянные международные организации по Г., действующие в наст, время, надо указать: а) Международное бюро обществ, гигиены (с 1907 г.), б) Секцию гигиены Лиги Наций (с 1921 г.), в) Организацию Рокфеллера (Америка; с 1913 г.). Все эти организации, кроме определенных практических целей в области сан. и профилактического дела, выполняют также и ряд научных задач путем организации экспедиций, обследований, анкет, съездов, изданий и проч.—В России существовало «Общество охранения народного здравия», имевшее свои филиалы в ряде городов и издававшее в течение 1891— 1917 гг. журнал («Журнал Общества охранения народного здравия»). Из числа филиалов общества выделились своей деятельностью—Саратовский (д-р Тезяков), Нижегородский (д-р Грацианов) и другие. Из других организаций можно указать «Московское гиг. об-во», возникшее в 1892 г. и существовавшее до войны; председателем об-ва был с его основания (до вынужденного отъезда) Эрисман. К подобным же организациям следует причислить и своеобразный по своей общественной'структуре «Музей гигиены и санитарной техники» в Москве, основанный по инициативе В. Д. Мешаева в 1896 году и развивший довольно широкую работу как выставочного характера (музей с большим количеством экспонатов), так и лекционно-консультативного. Большое участие в музее в конце его деятельности (1914—15) принимал известный гигиенист д-р А. В. Погожев. Большую роль играло Пироговское об-во врачей, фактически объединившее сан. врачей России, выпускавшее свой журнал («Общественный врач») и ряд других изданий и имевшее в межсъездные периоды отдельные комиссии. В настоящее время, с 1925 г., в СССР существует «Всесоюзное общество социальной и экспериментальной гигиены» с центром в Москве и с отделениями во многих городах Союза. В Москве при обществе «Ленинизм в медицине» существует также ряд особых секций по гигиене и санитарному делу. См. также статьи: Военная гигиена, Евгеника, Охрана здоровья детей, Социальная гигиена, Труд. Важнейшие периодические ивданпя по гигиене. «Архив судебной медицины и общественной гигиены», СПБ, 1865—72 (приложение к «Архиву»—«Эпидемиологический листок», 1870—72); продолжение «Архива»—«Сборник по вопросам судебной психиатрии, мед. полиции, общественной гигиены, эпидемиологии и мед. географии», СПБ, 1873—81; продолжение «Сборника»—«Вестник судебной медицины и общественной гигиены», СПБ, 1882—1917; «Журнал Русского об-ва охранения народного здравия», СПБ, 1891—1917 (последние годы—под назв. «Гигиена и санитарное дело»); «Журнал Пироговского общества врачей», М., 1895— 1908; продолжение «Журнала*—«Общественный врач», М., 1909—22; «Гигиена и санитария», СПБ, 1910—13; «Санитарное дело», СПБ. 1890—93; «Современная медицина и гигиена», СПБ, 1896—1910; «Гигиена и эпидемиология», М., с 1922; «Профилактическая медицина», Харьков, с 1923; «Военно-санитарное дело», СПБ, 1881—91; «Военно-санитарный сборник», М., с 1924; «Вестник железнодорожной медицины и санитарии», СПБ, 1912—17; «Гигиена и санитария путей сообщения», М., 1923—24; «Социальная гигиена», М., с 1922; «Гигиена труда», М., с 1923. Кроме того. Г. и сан. дело занимают большое место во всех периодических изданиях дореволюционных земских и городских сан. организаций крупных центров России, а также в возникших в последние годы журналах местных советских органов здравоохранения.—Deut-sche Vierteljahrsschrift fur ofi'entliche Gesundheits-pflege, Braunschweig, с 1869; Veroffentlichungen des Reichsgesundheitsamtes, В., с 1877; Arbeiten aus dem Reichsgcsundheitsamt, В., с 1881; Archiv (. Hygiene, Munchen—Lpz., с 1883; Hygienische Rundschau, В., с 1891 (вместо Hyg. Rundsehau с 1922—Zentralblatt fur die gesamte Hygiene); Zeitschrift f. Hygiene u. In-fektionskrankheiten, В., с 1886; Ver6ffentlichungen aus dern Gebiete der Medizinalverwaltung, В., с 1912; Ergebnisse der Hygiene, Bakteriologie, Immunitatsfor-sehung und experimentellen Thcrapie, В., с 1914; An-nales d'hygiene publique et de medecine legate, P., 1829—1922; Annales d'hygiene publique, industrielle et sociale. P., с 1923 (продолжение предыдущего); Revue d'hygiene et de police sanitaire, P., 1879—1927; Revue d'hygiene et de medecine preventive. P., с 1928 (продолжение предыдущего); Bulletin mensuel de '.'Office international d'hygiene publique, Paris,с 1909; Revue d'hvgiene et de prophylaxie sociale, Nancv, с 1922; Public health. London, с 1856; Journal of the Royal sanitary institute, London, с 1879; Journal of hygiene, Cambridge, с 1901; Public health reports, Washington, с 1876; American journal of public health, Boston, с 1910; Nation's health, Chicago, с 1919; American journal of hygiene, Baltimore, с 1921; Annali d'igiene sperimentale, Roma, с 1899; Rassegna della previdenza sociale, Roma, с 1914; La voce sanitaria, Napoli, с 1922; Archiwum hygieny, Wilna, с 1924. Кроме перечисленных изданий, во многих странах имеются журналы по отдельным ти-гиеническим дисциплинам—по военной, тропической, городской, пищевой Г. и др. Лит.: Руководства и справочные издания.—Э р и с-ман Ф., Гигиена, т. 1—III, СПБ, 1872; его же, Курс гигиены, т. I—II, Москва, 1887; его же, Профессиональная гигиена, СПБ, 1877; Добро-с лавин А., Гигиена, т. I—II, СПБ. 1882—84; Субботин В., Курс гигиены, Киев, 1877; Бек А., Руководство по гигиене и общественному здоровью, т, I—IV, СПБ, 1880; Скворцов И., Курс практической гигиены, т. I—II, Варшава, 1884—89; его те, Основы гшиологии и гигиены, М., 1900; К о в а л ь к о в с к и й К., Основы гигиены. Варшава, 1894; Лащенков П., Гигиена, Томск, 1926; Хлопин Г., Основы гигиены, т. I—II, М., 1921—23; его же, Сокращенный курс гигиены, т. I—II, М., 1926; его же, Методы исследования пищевых продуктов, и напитков, т. I—III, СПБ, 1913—17; Практикум но экспериментальной гигиене, под ред. А. Сысина, М., 1927; Игнатов Н., Практическое руководство по методике санитарно-гигиенических исследований, М., 1927; Смоленский П., Простейшие способы исследования и оценки доброкачественности съестных припасов, напитков, воздуха, воды, почвы, жилищ, осветительных матёрьялов и проч., СПБ, 1909 (лит.); Никитин А., Способы и приемы практических наблюдений и исследований по гигиене без приборов, с простейшими приборами и в небольших лабораториях, СПБ, 1911; Справочник санитарного врача, иод ред. А. Сысина, М., 1928; Розенталь И., Лекции по общественной и частной гигиене, СПБ, 1881; Равенгиль А., Практическая гигиена, СПБ, 1913; Hirsch A., Handbuch der historisch-geographischen Pathologie. В. I—II, Erlangen, 186 0— 1864; H a e s e г Н., Lehrbuch der Geschichte der Me-dizin u. der Volkskrankheitcn, Jena, 1845 (рус.изд.— СПБ, 1864); О e s t e г 1 e n F., Handbuch der privaten u. offentiichen Hygiene, Tubingen, 1877: Handbuch der Hygiene u. der Gewerbekrankheiten, hrsg. v. M. Petten-koferu. H. Ziemssen, B. i— IX, Lpz., 1882—87; Weyls Handbuch der Hygiene, hrsg. v. A. Gartner, B. I—VIII, Lpz., 1919—22; Handbuch der Hygiene, hrsg. v. M. Rubner, M. Gruber u. M. Ficker, B. I—V, Lpz., 1912—28; Enzyklopadie der Hygiene, hrsg. v. R. Pfeif-fer u. B. Proskauer unter Mitwirk. v. C. Oppenheimer, Lpz., 1905; Gartner A., Leitfaden der Hygiene, В.. 1909 (рус. изд.—СПБ, 1911); Lehman n K., Die Methoden der praktischen Hygiene, B. I—II, Wiesbaden, 1901 (рус. изд.—СПБ, 1903); Rubner M., Lehrbuch der Hygiene, В., 1895 (рус. изд.—СПБ, 1897); Esmarch E., Hygienisches Taschenbuch f. Medizinal-u. Verwaltungsbeamte, В., 1896 (рус. изд.— СПБ, 1898); Flilgge С, Grundriss fur Hygiene, bearbeitet v. B. Heyrnann, В., 1927 (рус. изд.—СПБ, 1893); Dresel E., Lehrbuch der Hygiene, В.—Wien, 1928; Grot jahn A., Soziale Pathologie, В., 1926 (рус. издание—M., 1925—26); Hiippe F., Handbuch der Hygiene, В., 1899 (рус. изд.—М., 1901); Handbuch dec sozialen Hygiene u. Gesundheitsfursorge, hrsg. v. A. Gottstein, A. Schlossmann u. L. Teleky, B. I—VI, В., 1925—27; Hndb. der hygienischen Untersuchungs-methoden, hrsg. von E. Gottschlich, B. I—III, Jena, 1926—28; Prausnitz W-, Grundziige der Hygiene, Munchen. 1902 и 1908 (рус. издание—СПБ, 1904); его же, Atlas u. Lehrbuch der Hygiene (Lchmanns medizmische Handatlanten, B. VII, Munchen, 1909); Uhlenhuth P. u. D о 1 d H., Hygienisches Prak-tikum, Berlin—Wien, 1923; Fleury L.. Cours d'hvgiene, Paris, 1852; Lewy M., Traite d'hygiene, v.I—II. P., 1844; Becquerel L., Traite elementaire d'hygiene priv6e et publique, P.. 1864; Proust A., Traite d'hygiene, P., 1877; Bouchardat A., Traite d'hygiene publique et privee, Paris, 1881; A r-nould .1., Nouveausx elements d'hygiene, P., 1881; Encyclopfidie d'hygiene et de medecine publique, sous la dir. de J. Rochard, v. I—VIII, Paris, 1889—97; D u-claux E., Hygiene sociale, P., 1902; Traite d'hygiene, commence sous la dir. de P. Brouardel, A. Chan-temesse et E. Mosny, v. I—XXIV, Paris, 1906—28; Courmont J., Lesieur A. et Rochaix A., Precis d'hygiene, P., 1924; Cours d'hygiene, sous la dir. de L. Bernard et R. DebriS, v. I—II, P., 1927; Paries E., Manual of practical hygiene, London, 1857 (pye. изд.— СПБ, 1869); Parkes L. and Ken-vood H., Hygiene a. public health, L., 1923; R o-s e n а и М., Preventive medicine a. hygiene, L., 1927. Библиографические и реферативные издания.— Ж банков Д., Библиографический указатель по земской медицинской литературе, Москва, 18 90; его ж е, Библиографический указатель по общественной медицинской литературе за 1890—1905 гг., М., 1907; Клирикова О., Библиографический указатель по общественной медицине за 1914 г., М., 1915 (то же, «Общественный врач», 1915, № 4 и 5); Ми леев С, Что читать по вопросам физкультуры и гигиены труда, М., 1926; Jahresberichtc fiber soziale Hygiene, Demographie u. Medizinalstatistik. hrsg. v. A. Grotjahn u. F. Kriegel, В., 1902—14 (лит. 1900— 1913); Bibliographischer Jahresbericht uber soziale Hygiene, Demographie u. Medizinalstatistik (VerSf-fentliehungcn aus dem Gebiete der Medizinalverwaltung, В., выходит с 1916,—лит. учтена с 1914): Zentralblatt f. die gesamte Hygiene u. ihre Grenzgebiete, В.. с 1922 (рефераты); Bibliographie d'hygiene industrielle, Geneve, с 1923.                                А. Сыеии.
Смотрите также:
  • ГИГИЕНА ВОСПИТАНИЯ, см. Социальная гигиена, Охрана здоровья детей.
  • ГИГИЕНА ТРУДА, см. Социальная гигиена, Труд.
  • ГИГИЕЯ (Hygieia), греческая богиня здоровья, от имени которой получила свое название медицинская дисциплина гигиена (см.). Гигиея почиталась наравне с отцом (или мужем) — Асклепием. Изображалась молодой и цветущей девушкой, кормящей змею ...
  • ГИГРОГРАФ, самопишущий гигрометр.На метеорологических станциях, а также в санитарной практике при обследовании жилых помещений, степени их сухости, исправности и пригодности приборов отопления и вентиляции, при контроле за процессом высушивания вновь ...
  • ГИГРОМА, hygroma, hygroma gangliiJdes (от греч. hygros—влажный), собирательное понятие для обозначения опухолевидных или узловатых образований (как правило Г. не есть опухоль в точном смысле слова), возникающих при различных пат. процессах ...