ДИСГАРМОНИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ
ДИСГАРМОНИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ, отсутствие соразмерности между различными сторонами личности: одаренностью, влечениями, аффектами и пр. Д. п. лишает личность единства и цельности, обусловливает наличие внутренних противоречий в ее строении, создает препятствия для ее нормального, свободного развития и не дает ей возможности правильно приспособляться к внешним условиям ее существования. Простейшими видами Д. п. являются некоторые состояния неравномерного псих, развития. Таковы случаи частичной одаренности, напр. у лиц, соединяющих музыкальные и художественные дарования (обыкновенно однако не творческие, а преимущественно репродуктивные), исключительно развитую механическую память, феноменальную способность'к счету и пр. с недостаточным интелектом (даже со слабоумием). Практически более важную и значительно более широкую группу составляют случаи частичных задержек развития таких псих, свойств, как напр. моральные чувства (моральное слабоумие — moral insanity), волевые качества (неустойчивость, слабость воли) и т. д. Подобные частичные «инфантилизмы» Кре-пелин (Kraepelin) считает причиной ненормального формирования большинства психопатических личностей. Учение о психопатиях, основу которых Кан (Е. Капп) например видит в «количественной дисгармонии» свойств личности как между собой, так и по отношению к последней как целому, вообще представляет главную область применения понятия о Д. п. Дисгармоничное строение личности психопатов является чрезвычайно благоприятной почвой для возникновения конфликтных переживаний и, сказываясь преимущественно в динамике психопатий, обусловливает особое богатство форм и оттенков т. н. пат. «реакций» и «развитии» (в том числе и всевозможных «невротических» состояний). Особого внимания заслуживают псих, конфликты, возникающие с одной стороны из наличия в одной и той же личности элементов силы и слабости, а с другой—из сосуществования в ней противоречивых или даже прямо враждебных друг другу тенденций,—две группы явлений, к-рые нет возможности вполне отграничить друг от друга. Сюда прежде всего относятся сочетания остро ощущаемой в том или ином отношении недостаточности или слабости с повышенным самолюбием, сочетания, ведущие к Адлеровским (см.
Адлера учение) «гаперкомпенсациям». В этих случаях, кроме действительного чрезмерного развития какой-нибудь функции для компенсации недостаточной, создаются и многочисленные маскировки—попытки заменить действительность видимостью. Так, неуверенность в себе, чтобы ее не заметили, надевает личину вызывающей грубости и резкости, физ. непривлекательность стремится прикрыться щегольством, а внутренняя пустота ищет возможности казаться содержательной и значительной во-вне. Подобного рода процессы лежат в основе развития многих форм «нервного» характера: так, в частности создаются «ищущие признания», «истерические» личности—люди, не удовлетворенные данными им от природы возможностями и чувствующие поэтому потребность казаться перед другими и собой больше, чем они есть, переживать больше, чем они способны. Несколько более сложное строение представляют описанные Кречмером (Kretsch-mer) контрастирующие характеры, развитие которых обусловливается тем, что у одних стеническая основа возбуждается и приводится в действие астеническим «жалом», у других, наоборот, небольшая примесь стенических компонентов будоражит по существу астеническую личность. Первую группу характеров Креч-мер называет экспансивными, а вторую— сенситивными. Экспансивные натуры—люди высокомерные, агрессивные и фанатичные, «борцы» с чрезмерной переоценкой собственной личности. Однако в глубине их психики таятся элементы чрезмерной ранимости и нежной чувствительности, обусловливающие существование у них больных и вечно держащих их в состоянии неприятного напряжения мест. Создаваемый подобным противоречием конфликт ведет к образованию носящих яркую аффективную окраску «сверхценных» и бредовых идей— сутяжничества, преследования и ревности (литературный пример—«Михаил Колгааз» Клейста). Сенситивные личности, наоборот, в основе своей—люди слабые, нежные, чувствительные и совестливые,—-качества, сочетающиеся у них с налетом обидчивого самолюбия и уязвленной гордости. Им свойственны переживания стыда, этической недостаточности и самобичевания, на основе к-рых могут развиваться с одной стороны навязчивые состояния, а с другой—-бредовые идеи отношения. Хотя в изложенных концепциях Кречмера еще очень много спорного, однако повидимому основное его утверждение о важности борьбы антагонистических свойств и тенденций для развития личности в общем вполне правильно. Что касается объяснения причин возникновения подобных «антиномии» характера, то Гофман (Н. Hoffmann) на основании разработки ряда генеалогий пытается доказать, что во всех таких случаях имеется несомненное смешение контрастирующих между собой наследственных псих, предрасположений, полученных от отца и матери. Это предположение страдает несомненным преувеличением: хотя- соотношение унаследованных от предков свойств и имеет очень важное значение для структуры личности, однако приписывать ему исключительную роль ни в коем случае нельзя. Для гармоничного строения личности не в меньшей степени, чем наследственное предрасположение, важны и внешние факторы, под влиянием к-рых происходит ее развитие, а также и условия, в к-рых ей приходится действовать. В частности неблагоприятная соц. среда сама по себе является моментом, обусловливающим Д. п.: так, энергичные, одаренные натуры, попадая в среду, препятствующую осуществлению их стремлений, и вступая с ней в конфликт, в случае невозможности преодоления препятствий легко соскальзывают на путь наименьшего сопротивления, совершенно не соответствующий основе их личности. Результатом обыкно- • венно является неразрешимое внутреннее противоречие, часто ведущее к разнообразным пат. реакциям. Возникающие под влиянием подобного рода факторов явления Д. п. во многих случаях однако уже выходят из пределов патологии в узком смысле этого слова, благодаря чему они еще недостаточно изучены психопатологами.—-Важным источником Д. п. является половая сфера. Отсутствие соответствующего воспитания нередко ведет к тому, что период полового созревания застает юношу и особенно девушку неподготовленными к переработке возникающих у них новых, необыкновенно сильных, одновременно и влекущих и отталкивающих ощущений и переживаний. Свойственная и нормальной сексуальности аффективная
амбивалентность (см.) в случаях половых психических травм или дурного полового воспитания, а также при недостаточности или наоборот чрезмерной силе полового влечения, равно как и при наличии качественных его аномалий, легко ведет к глубоким псих, конфликтам, лежащим в основе многих невротических явлений. О соотношении явлений Д. п. и творческой одаренности—см.
Гениальность. Лит.: К р е ч м е р Э., Медицинская психология, М.—Л., 1927; A d 1 е г A., tlber den nervusen Charak-ter, Miinchen—Wiesbaden, 1928; Hoffmann H.,
1 Das Problem des Charaktcraufbaus, В., 1926; К a h n E., Die psychopathischen Personlichkeiten (Handbuch der OelsteskranMieitcn, hrsg. v. O. Bumke, B. V, В., 1928); KretschmerE., Der sensitive Beziehungs-wahn, Berlin, 1927.
П. Зиновьев.
Смотрите также:
- ДИСГЕВЗИЯ, dysgeusia, субъективное расстройство вкуса в сторону его извраще- ния. Больные с Дл едят с особым удовольствием такие вещества, которые здоровыми людьми принимаются с большим трудом или с отвращением. Наблюдается ...
- ДИСКАНТ, см. Голос. ДИСКЕРАТ03, dyskeratosis, термин, введенный в дерматологическую литературу Дарье (Darier) для обозначения своеобразных изменений эпителия, состоящих гл. обр. в том, что нек-рое количество клеток Маль-пигиевой сети претерпевает значительные ...
- ДИСКИНЕЗИЯ ВЕН, отсутствие способности закрывать один глаз и одновременно держать другой глаз открытым, в то время как обоюдостороннее замыкание век протекает вполне нормально. В нормальном состоянии способность закрывать или открывать один ...
- ДИСКОМПЛЕКСАЦИЯ (от лат. dis—частица, означающая разделение, и complexus— соединение), потеря взаимной связи. В гистологии под Д. разумеют процесс постепенной или внезапной потери связи клетками в порядке развития тканей. Наиболее тесно сплоченными ...
- ДИСКРАЗИЯ (от греч. dys—приставка для обозначения качественного нарушения и kra-sis—смешение), термин, широко употреблявшийся в прежней медицине, начиная с Гиппократа, введшего его для обозначения конституциональных б-ней,при к-рых предполагался испорченный, по сравнению с ...