ДОМ РЕБЕНКА
ДОМ РЕБЕНКА, один из видов учреждений в системе
охраны материнства и младен-чества{сж.), обслуживает беспризорных детей в возрасте от 1 г. до 3 лет, поступающих как из домов младенца, так и из семей (сироты и полусироты). Д. р. заменил существовавшие в дореволюционное время
воспитательные дома (см.) и приюты, которые не оправдали даже возлагавшихся тогда на них надежд: они давали большой процент заболеваемости и смертности и создавали унылых, апатичных, мало подвижных, с низким инте-лектом детей (т. н. «приютских»). Помещение. Под Д. р. лучше всего отводить помещение за городом. В целях предупреждения распространения инфекций необходимо избегать большого скопления детей в Д. р. (средняя норма 30—40 детей). Дети делятся на группы (не более 10 в каждой), к-рые отделены друг от друга, имеют отдельный ход и обслуживаются отдельным персоналом. В этом отношении очень удобны загородные домики-дачи для каждой группы, составляющие как бы отдельные семьи. Каждая группа должна иметь спальню, комнату для игр (она же столовая для зимы и ненастной погоды), горшечную, умывальную и прихожую. Отдельно помещаются Список белья и одешды (ко кабинет врача, аптека, кухня и прачечная. В отдельном флигеле — забоксированный изолятор. — Прием детей. Из домов младенца в Д. р. принимаются дети, если в учреждении, где они находились, не было инфекционных заболеваний в течение 3 не-. дель, а из домашней обстановки—после того ребенок прошел через 3-недельный карантин; в последнем случае дети должны подвергаться еще освидетельствованию отдельными специалистами и находиться под наблюдением диспансеров. —О б с т а н о в-к а. Спальня: кровати на расстоянии 1
м друг от друга с откидными боковыми стенками, 110
см длины и 65
см ширины; над каждой кроватью картинки и номера; волосяные матрацы, обшитые во всю длину клеенкой, волосяные подушки; у каждой кровати стульчик. Комната для игр, она же столовая, светлая, окрашенная клеевой краской с изображением сюжетов из детской жизни; цветы в горшках, аквариум, пианино, столики и стульчики, окрашенные цветной эмалевой краской, шкаф с игрушками, шкаф для детской посуды, каталки, тележки, лестница Монтесори, часы, комнатный термометр.—Г оршечная: число горшков по числу детей; горшки отмечены определенными рисунками и номерами, соответствующими номерам над кроватями, чтобы каждый ребенок сам знал свой горшок; горшечная сообщается с уборной. — У м ы в а л ь-н а я: низкие детские умывальники с 3 кранами для одной группы; низко прибитые вешалки для детских (индивидуальных)поло-тенец; у каждого крючка—те же картинки и номера; определенный узор на полотенце; каждый ребенок должен знать свое полотенце, его место, сам снимать его и вешать обратно. Над вешалкой индивидуальные стаканчики для полоскания рта, зубные щетки и порошок; две детские ванны и душ; вешалка с детскими купальными простынями (те же картинки и номера).—П р и -х о ж а я: шкаф, разделенный на отделения для верхней одежды и головных уборов. мплект на одного ребенка). Подушки 50
см длины и 38
см ширины (50% в запасе).......1 шт. Матрац 106
см длины и 65
см ширины (50% в запасе).......1 » Клеенка на весь матрац......1 » (из расчета на 50% всех детей) Простыни..............3 » Наволочки.............3
» Пододеяльники...........3 » Одеяла теплые 106
см длины, 106
см ширины..............2 » Одеяла тканьевые 106
см длины, 106
см ширины..........2 » Мешки у кроватей.........2 » Пеленки холодные.........12 » » теплые...........6 » Полотенца личные.........з
» Купальные простыни мохнатые . . 2 > Рубашки ночные теплые до
пят . . 2 » (из расчета на 70% всех детей) Ночные теплые кофты.......з » (из расчета на 30% всех детей) » туфли из материи.....2 п. трех разм. Рубашки дневные.........4 шт. » » Штанишки короткие скощенные . 4 » » » Лифчики..............2 » двух » Подвязки резиновые........1 п. запас 50% Чулки длинные выше колен . . з п. на 70% трех разм. »
»
» » . . 6
» 9 30% & » Туфли из материи с завязками для ползунов.........3» » 30% » » Туфли-сандалии летн. и зимн. . 2 » трех разм. Высокие ботинки с галошами. 1 » »
» Бурки или валенки с галошами 1 » »
» Летние платья с открытым воротом и с короткими рукавами ..............з шт. Комбинации или трусики . . . 3 » (на 70% детей) Цветные лифчики и штанишки 9 » » 30% » Куртки и штаны для старших мальчиков после 2 лет.... 2 » » 25% » Зимние платья с длинными рукавами .............з & трех разм. Передники...........з » »
» Носовые платки....... . 6 » Пальто весеннее........1 » трех разм. Панамки........... . 1 » двух » Вязаные шапочки.......1 » »
» Зимнее пальто.........1 » трех » Капоры и ушанки ....... 1 » двух » Теплые варежки........2 п. »
» Длинные теплые штаны (рейтузы) ..............2
» трех разм. Салфетки для обеда......6 шт. Полотенца посудные для детей 6 » на группу » для вытирания стола з » » » » для рук.......6 » » »
49S Режим. В 8 ч. утра умывание, обтирание мохнатым полотенцем, утренний туалет (принцип самообслуживания—детям помогает сестра-воспитательница), приведение в порядок постели (дети помогают няне и сестре-воспитательнице). 9 ч. утра — завтрак за определенным местом столика. После завтрака—высаживание на горшки, 10 ч. утра—гулянье, 1 ч. дня—мытье рук, обед (из 3 блюд), 2 ч. дня—сон, 4 ч. дня—полдник (молоко+печенье), 5 ч. дня—игры, гимнастические упражнения, 7 ч. вечера—ужин (из 2 блюд), 8 ч. вечера—душ, укладывание, сон.—П ерсонал. Д. р. заведует врач-педиатр , знакомый с педологией и педагогикой раннего детства. Его помощником в отношении мед. и педагогических мероприятий является сестра-инструктор, руководящая работой сестер-воспитательниц. В каждой группе 3 сестры-воспитательницы, к-рые по очереди несут дежурства (дневное—с 8 ч. утра до 2 ч. дня, вечернее—с 2 ч. дня до 8 ч. вечера, ночное—с 8 ч. вечера до 8 ч. утра), и 2 уборщицы (по одной в течение дня). Помощником врача в хозяйственной жизни является заведующий хозяйством. Прочий персонал (кухарка, прачки, дворник, кастелянша)—в зависимости от величины коллектива и местных условий. Д. р. является медико-педагогическим учреждением; каждый момент жизни рассматривается под врачебным и педагогическим углом зрения. «Дети в Д. р. должны к трем годам самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, помогать одевать маленьких, ходить правильно по лестницам, быть приучены к опрятности, уметь дежурить за столом, быть знакомы со всеми предметами домашнего обихода, с домашними животными, с уличной жизнью, уметь говорить фразами (почти не коверкая слов), иметь определенные интересы и устойчивое внимание» (Гавеман и Штраус). После трех лет дети переходят в учреждения народного образования.
Лит.: Гавеман З.и Штраус С, Дом младенца для детей от 1 до 3 лет (Охрана мат. и млад., под ред. С. Дулицкого и О. Ногиной, М., 1927); Tugendreich G., Kleinkinderfursorge (Handbuch der sozialen Hygiene, hrsg. v. A. Gottstein, A. Schloss-mann u. L. Teleky, B. IV, В., 1927). А. Баландер.
Смотрите также:
- ДОМ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, учреждение (или вернее совокупность учреждений), которое является непосредственным местом приложения и осуществления различных форм сан. просвещения (см.) и играет роль основной базы для организации, в широком смысле слова, и ...
- ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, в мед.-сан. отношении имеют большое значение для человека. Оставляя в стороне роль Д. ж. как источников питания, следует отметить другие положительные стороны значения их в специальн. отношениях длячеловека. Д.ж. ...
- ДОМИНАНТА (в психологии), означает преобладание одного момента поведения над другим. В новейшей немецкой целостной психологии (Gestaltpsychologie) понятие Д. объясняет процесс возникновения целостного образа из составляющих его частей. Напр. показывают испытуемому в ...
- ДОМИНАНТА (в физиологии), очаг возбуждения в центр, нервной системе, способный усиливаться за счет сторонних раздражений, оказывая тормозящее влияние на течение этих последних (напр. когда у кошки создается подготовка к дефекации, то ...
- ДОМИНИРОВАНИЕ, термин, служащий для обозначения взаимодействия двух алле-ломорфных генов, находящихся в одном организме, к-рое выражается в том, что особь проявляет признак, отвечающий только одному аллеломорфу (доминантному), и не проявляет признака, ...