ЗНАХАРСТВО

ЗНАХАРСТВО, проведение лечения лицами, не имеющими соответствующей научно-медицинской подготовки, средствами и методами, не основанными на данных мед. науки, а черпаемыми б. ч. из устных преданий так назыв. народной медицины. Знахарь— лекарь-самоучка. К группе знахарей относятся как лица, искренне убежденные в целительной силе своих леч. средств и даже применяющие свои знания бесплатно («для спасения души», «для бога»), так и те, для которых знахарство является профессией. Знахаря следует отличать от шарлатана. «Последний сознательно морочит людей; он ничего не смыслит в этом деле, только шарлатанит, и легковерные за шарлатанство его приплачиваются» (Даль).—И с т о р и я 3. ведет свое начало от теургической (религиозной) медицины, когда господствовало верование в демоническое происхождение болезней: злым духам приписывалась способность насылать несчастия, болезни, смерть и вселяться в людей, чтобы их сильнее терзать и мучить («одержимые»). Бороться со злыми духами могли только служители религии—жрецы; в эту эпоху храмы являлись естественным средоточием лечебной деятельности, и жрецы были первыми знахарями. Врачевание таинственными средствами отчасти перешло от жрецов в народные массы и создало группы знахарей вне храма. Это были нередко лица, способные убедить окружающую наивную темную массу, что они могут входить в сношения с невидимым миром (волхвы), подчинять себе злых духов, посылать через них людям болезни и изгонять злых духов из б-ных (колдуны). Колдуны — лекари, действовавшие при помощи «дьявольской силы»,—обладали «способностью слышать шопот матери-земли»; перед ними были открыты «все тайны» природы; они «различали» шелест и говор трав; «знали и умели» находить «добрые» и «злые» травы, приготовляли из них соответствующие настои и т. о. подкрепляли определенным «зельем» действие заговоров («заклятий», «примоловок»). Среди бесконечного различия и разнообразия жизненных явлений при болезненном состоянии организма отдельные наблюдатели из народа успевали подмечать не- которые общие черты в отдельных картинах б-ни и приблизительные указания на причинную связь явлений. Эти наблюдения служили так. обр. основанием для народных представлений о болезненных процессах и исходной точкой для их лечения; в этом стадии своего развития народная медицина стала изучать действие трав и путем медленного и неосознанного опыта доходила до лечения тех или иных симптомокомпле-ксов определенными средствами растительного мира, накапливая постепенно разрозненные наблюдения и передавая их из поколения в поколение. Появились лекари-самоучки новой формации, которые хотя и лечили «во имя божие», прибегали к помощи креста, молитвы и заговоров, но перевели эти мистические процедуры своих предшественников из основного метода лечения в добавочный, выдвинув на первый план разнообразный арсенал лекарственных средств и воздействий. Постепенно изменялся и контингент знахарей: если вначале он составлялся преимущественно из лиц бывалых, побродивших по свету, из лиц, близких к природе (пастухи), то затем сюда вошли и коновалы и кузнецы, опытные в лечении животных, и—значительно позже— лица уже и от так наз. научной медицины (бывшие больничные служители, особенно из солдат), а затем и чистокровные экспло-ататоры больного человека под личиной знахаря, знающего тайны народной медицины, с приемами шарлатана, хорошо разбирающегося в психологии потребителя. С течением времени изменяется также и характер применяемых средств: наряду с травами, собираемыми в определенные дни (главным образом в день Ивана Купалы), в специальные часы, в точно указанных местах, применяются и такие сильнодействующие средства, как например купорос, сулема, окуривание серой, киноварью; применяются хирургические методы лечения, примитивная бальнеотерапия и растирание—«массаж». Причины 3. разнообразны, как разнообразны и его формы в разных странах и в разные времена; но характерно одно—именно теперь, как-раз в то время, когда успехи научной медицины достигли такой большой высоты, 3. особенно высоко подняло голову и широко распространилось в странах, отличающихся своей культурой (в Германии, Англии, САСШ). Особенно характерна история знахарства в Германии, где основной толчок к развитию его был дан в 1869 году, когда прошел закон о праве беспрепятственного лечения (но с обязательством не называть себя врачом). Несмотря на постоянное дискредитирование свободных целителей (уголовная хроника дает довольно точное представление об их моральном уровне), рост 3." вызвал организацию в Германии специального об-ва борьбы с этим злом, организацию специальных выставок, внесение проекта специального закона против 3. в рейхстаг (не принят). В Пфальце напр. врачи опубликовали воззвание к населению, в к-ром отказывались оказывать врачебную помощь в тех семействах, члены к-рых при повреждениях спер- ва обращаются к врачу, а затем, устраняя последнего, продолжают лечение у знахарей (помощь врачами оказывается тогда только в неотложных случаях).—В Англии 3. и шарлатанство также процветают сильно, и различные тайные средства, о к-рых производятся публикации в газетах, имеют огромный сбыт. Причины 3., несмотря на их многообразие, коренятся в известной степени в некультурности, особенно в сан. безграмотности широких слоев населения; примитивные 'представления о сущности заболеваний, о взаимодействии между здоровьем и б-ныо основаны и на предрассудках, передающихся из поколения в поколение; к знахарю толкает слепая в него вера. Рост 3. связан с отсутствием доверия к научной медицине и с недостаточным знанием ее основных принципов, а также с недостаточностью врачебно-сан. сети. Интенсивная популяризация мед. знаний не всегда удовлетворяет этой цели: давая много отрывочных сведений по патологии и терапии, она не освещает системности в современных биологических и медицинских знаниях, носит нередко «катехизисный» характер и порождает множество недоуменных вопросов, часто даже содействуя скептическому отношению к завоеваниям научной медицины. В настоящее время медицина освобождается от преувеличения значения личности и ее индивидуальных талантов; терапия приобретает прочные научные основания, становится знанием. С таинственного, чудесного срывается покров. Прогресс науки и техники повышает врачебные возможности, но умаляет вместе с тем престиж личного искусства врача. Медицина находится в непрестанном развитии; в науке многое еще спорно, и между учеными существуют разногласия. Между тем знахарь чужд сомнению; методы его лечения основаны якобы на том, что еще будто бы скрыто от науки, чего нельзя объяснить, во что можно только верить. Знахарь обладает вполне доступными средствами, которые могут быть применяемы в повседневной обстановке больного; у него против каждой болезни существует особое лекарство, действующее «магически». Связанное со всем строем понятий и укладом жизни малокультурного больного, знахарское лечение сильнее захватывает его психику и действует как внушение. Научная медицина, хотя и говорит о псих, воздействии, о лечении всего человека в целом, включая сюда и его психику, однако этому вопросу уделяла до сих пор сравнительно мало внимания. Систематическая психотерапия еще слишком мало проникла в общую медицину. Нередко больной чувствует, что беглое исследование с одним только последующим прописыванием леч. процедуры или рецепта без успокоения больного и возбуждения его надежд еще не есть врачебная помощь, и это не располагает его в пользу научной медицины. Между тем у знахаря нередко подкупает индивидуальная внимательность к каждому отдельному больному и его болезни; знахарь именно картину переживаний больного делает почвой для своих успехов. Знахарь бессознательно гипнотизирует. Таковы в основных чертах те психологические основания, к-рые толкают к знахарю неустойчивые, неспособные к критич. анализу умы, вовлекают иногда в поклонение 3. даже культурные слои населения и являются причинами роста 3. Эти психологические факторы создают то, что 3. существует и даже иногда процветает в культурной. среде, где казалось бы для него нет никакой почвы. Кроме всего этого к числу условий, содействующих росту 3., должны быть отнесены еще и сравнительно недо статочная доступность мед. помощи, затем существующее в научной медицине увлечение патентованными средствами, поддерживающее в населении представление о наличии безусловно специфич. средств, и особенно поддержка ни на чем не основанного убеждения о наличии в так наз. народной медицине еще не разгаданных тайн. Формы 3. различны в каждой стране, они находятся во взаимном соответствии с теми представлениями, какие имеет народ о возникновении б-ни, и поэтому меняются в зависимости от уровня культуры, от грамотности населения, от его предрассудков, от материального быта и связанного с ним характера болезненности населения. Бедность и скудость знаний крестьянства России, веками лишенного в силу исторических условий квалифицированной мед. помощи, дали широкий простор развитию в нашей деревне первобытных форм 3., сохранившегося в своей неприкосновенности в значительной степени и в наст, время. И до сих пор народные теории о причинах возникновения болезней почти сплошь основаны на суевериях, на причинах сверхъестественных, на происхождении б-ней от бога или нечистой силы. Так называемые реальные причины представлены очень мало: они древни и односторонни: простуда («простыл», «застудил нутро»), труд («надорвался», «болит с натуги», «сорвал пуп»). Такая этиология создала .и соответствующую диагностику: порча, «напуск по сердцам», от глаза, слова, от испуга, от дурного ветра. Методами диагностики являются гадания на воде, зеркале, картах и т. д. Сообразно диагнозу применяется самая разнообразная терапия. Против «нечистой силы» прежде всего действуют заговоры. Знание заговоров на те или другие более простые случаи жизни довольно распространено среди народа вообще, и знанием их обладают многие опытные и достаточно пожившие на свете люди, даже не носящие громкого названия знахарей. Однако умением применять заговоры, разобраться в них по отношению к более сложным заболеваниям владеют только настоящие знахари и знахарки, «бабы-угадки», «лочейки», «ведуньи», «шептухи» и «ворожеи». Редко знахарь обладает заговорами от всех болезней; большей частью знахарь избирает одну заговорную специальность, благодаря к-рой он становится особенно известным: одни заговаривают зубы и головную боль, другие—кровь, третьи—от укуса змеи и т. д. Заговоры, к-рыми владеют знахари, обыкновенно скрываются от пациентов (если сказать кому-либо слово заговора, он потеряет свою силу); по убеждению крестьян заговоры передаются только на смертном одре, наедине, в строгой тайне. Основная черта знахарской терапии—считаясь с мировоззрением больного, внести успокоение в его психику. Этой цели служат способ произнесения заговоров, напоминающий технику гипнотизирования (шопотом, однообразным и размеренным тоном), содержание их (перечисление ряда святых, что соответствует верованиям тех или иных больных), тавтология в содержании, обстановка, в к-рой проводят заговоры (требование тишины в избе, таинственные манипуляции с предметами заговоров), и наконец заключительный аккорд (обмывать и дуть на больного). Впечатление однообразия и чувство утомленности— необходимые элементы действия всех заговоров. Такое лечение, носящее характер своего рода священнодействия, имеет одну цель—воздействовать на психику больного, и это воздействие тем сильнее и глубже, чем сложнее и таинственнее приемы, чем авторитетнее с точки зрения крестьянина лицо, произносящее заговор, и чем больше заговор может «тронуть душу».—Необходимейшим элементом при всех заговорах и знахарских манипуляциях является во-д а: вода, после того как она «наговорена», «пропущена через дверную скобу», соединена при соответствующих манипуляциях «с угольками из печи», получает чудодейственную силу и способность снимать всякую б-нь; вода дается внутрь, водой опрыскивается б-ной («умыть больного»), водой производится «омывание глаза» (особыми специалистами— «умывалыциками»); водой лечат от «переполоха», лечат от «запугу». Наконец в воде дают всякого рода травы и лекарственные вещества.—В народной практике кроме наружного лечения (прикладывания пластырей из красного воска и серы, муки с медом, творога с тестом, засыпки ран сажей, золой, табаком, толченым саха-■ ром) широко применяется масса ж—растирание б-ных в пару в печах и банях (редькой, деревянным маслом, керосином, вином, красным медом и пр.); все это проделывается специалистами («трихами», или «парилыци-цами») в сопровождении молитв и заговоров. К наружной терапии надо отнести и лечение глазных б-ней путем вылизывания языком при попадании инородных тел в глаза, растирания через открытые веки глазных яблок при язвах роговицы. Знахари-рудо-меты и рудометки пускают кровь (одни «жильную», другие «баночную», или «роговую», третьи из «соколка»—вены на большом пальце); знахари-костоправы вправляют вывихи, помогают при переломах костей, накладывают примитивные повязки (сравнительно редко повязки из лубков, бересты и т. д.); знахари-правильщики и правилыцицы лечат от натуги и надрыва, когда человек «сорвал пуп», чтобы «направить» его, накидыванием горшка (характер сухой банки), «завертыванием пупа», «одергиванием пупа», «защипыванием пупа». Есть знахари, спе- циальность которых—отчитывание алкоголиков. Среди множества шарлатанов, съезжавшихся в Нижний-Новгород на ярмарку, имелись и «лекаря от запоя». Заговоры читаются сами по себе, или произношение их сопровождается разными рукодействиями, или присоединяют «лечебное» средство—вещества противные, вызывающие тошноту и рвоту: при белой горячке дают внутрь трех клопов или настой водки на двух живых щуках,- или теплую воду до наступления сильного отделения пота и мочи.-—Особое развитие получило лечение различными травами; оформившийся постепенно материал, которым пользуются знахари, дал возможность собрать целые сборники и руководства—«травники» и «цветники». Меры борьбы с 3. должны итти по линии анализа производящих причин. Как разнообразны формы знахарства в деревне и в городе, как разнообразны корни, питающие 3. в различных странах и местностях, так должны быть разнообразны и меры, предпринимаемые для борьбы с 3. в разных местах и в разное время. Только тщательный анализ причин и вовлечение всего населения в активную сознательную борьбу со знахарством может дать в этом отношении осязательные и сравнительно быстрые результаты. Но для этого прежде всего надо осознать, что знахарство—не выдохшаяся мертвая формула, а глубоко проникшее в жизнь народа зло, и это зло является огромным тормозом не только в деле восстановления здоровья отдельных лиц, но гл. Обр. в оздоровлении быта. Поэтому со знахарством должна вестись серьезная, планомерная, настойчивая борьба. Для успешности этой борьбы необходимо, как уже сказано, отрешиться от увлечения народной медициной во всех ее разновидностях и поставить основным заданием борьбу с ненаучным мировоззрением в области причин происхождения и течения б-ней. Научная медицина во всех ее обоснованиях должна стать народной медициной в лучшем смысле этого слова, должна войти в плоть и кровь народной культуры. Прогресс медицинской науки сам по себе не в состоянии ни искоренить ни ограничить в значительной мере знахарство. Научная квалифицированность при применении ее в мед. практике должна органически связать подаваемую мед. помощь с бытом народа, должна пронизывать подход к заболеванию учетом бытовых особенностей б-ного как продукта определенной среды. Слепая вера во врача и его действия должна быть заменена твердым доверием к научной медицине, в этом—основное направление борьбы с 3. Земская медицина, несмотря на краткость своего существования сравнительно с тысячелетней жизнью народа, оказала на него неоспоримое влияние, изменив несколько взгляды на лечение и некоторые заразные болезни; но она не повлияла на выработку общих разумных воззрений на здоровье и б-нь, не повлияла на миросозерцание народа (гл. обр. крестьянства) в целом. Огромный сдвиг, происшедший в этом отношении с Октябрьской революции, должен значительно облег- чить борьбу с 3., но борьбу надо повести коллективными усилиями самого населения. Законодательству в борьбе с 3. по существу принадлежит только подсобная роль: при известном культурном развитии населения запретительными мерами не удастся подавить ни. знахарства ни шарлатанства; борьба со знахарями и шарлатанами не есть еще борьба против 3. и шарлатанства. Однако и свободное проведение лечения лицами, не имеющими систематического медиц. образования не в интересах охраны здоровья населения. В Германии в 1869 году с введением промыслового налога установлена свобода врачевания, однако и тут последующие узаконения внесли ряд ограничений. Право выполнения должностных функций, право прививок, выдачи медицинских свидетельств предоставляется только апробированным врачам; не-апробированные лица, занимающиеся врачебной практикой, с 1902 года подлежат обязательной регистрации; эти лица не имеют права объявлять приемные часы в каком-либо месте вне своего дома; аптекам запрещено выдавать неапробированным лицам сильнодействующие средства. Германская суд. практика для борьбы с шарлатанством пользуется статьей уголовного уложения об обмане, если может быть доказано, что занимающийся лечением обещал пациенту успешное излечение. В России законодательство хотя и устанавливало, что никто из российских подданных и иностранцев не имеет права заниматься никакой отраслью врачебной практики, если он не имеет русского врачебного диплома, однако одновременно по статье 226 Уголовного кодекса «наказанию за незаконное врачевание не подвергаются лица, которые по человеколюбию безвозмездно помогают больным своими советами и известными им средствами лечения». Многочисленные сенатские разъяснения выявляли, что и «врачевание за плату может почитаться незаконным лишь в том случае, если применялись ядовитые и сильнодействующие вещества». В СССР все лица, не имеющие надлежаще удостоверенного медицинского образования и занимающиеся лечением как профессией, подлежат безусловной ответственности по ст. 109 (мошенничество), или ст. 145 (неосторожное телесное повреждение), или ст. 139 Уголовного кодекса (убийство по неосторожности), Однако необходимо признать, что наличие этого закона не остановило еще распространения 3. и шарлатанства в селах, городах и даже столицах. Лит.: В е д у х о в А., Заговоры, заклинания, обереги и др. виды народного врачевания,основанные на вере в силу слова, Варшава, 1907; Даль В., О повериях, суевериях и предрассудках русского народа, СПБ, 1880; Дембо Г., Очерки врачебного права, Врач, газ., 1915, № 22—23; он же, Медицина в знахарстве и знахарство в медицине, Вопросы здравоохр., 1929, № 6 и 8; Демич В., Обзор материалов по русской народной медицине, СПБ, 1891; он же, Очерки русской народной медицины (Лихорадочные заболевания и их лечение у русского народа, СПБ, 1894; Хирургия у русского народа, СПБ, 1911); он же, К вопросу о русской народной медицине, СПБ, 1902; он же, Русские народно-врачебные средства от пьянства, Рус. врач, 1904, № 4 (лит.); Кириллов Н., Тибетская медицина, Вестн. общ. гиг., т. XV, 1892; он же, Современное общественное значение знахарства, Врач, газ., 1904, № 48—50; он же, Эмпиризм в народной медицине, Вести, общ. гиг., 1912, кн. 4; Кондратковский Н., Малорусские знахари и знахарки и их способы лечения, Врач, 1892, №9—10; Лозинский А., Психология самолечения и шарлатанство в медицине, Врач, газ., 1911, № 41—44; Маргулис К., Подпольная медицина, Профил. мед., 1927, № 8—9; Панкратьев Б., Знахарство и хирургия, Новый хир. архив, т. VIII, кн. 3, 1925; Пантюхов И., О народном врачевании на Кавказе, СПБ, 1898; П л е т н е в Д., Религия и медицина, Практ. врач, 1904, № 27—28; Попов Г., Русская народно-бытовая медицина, СПБ, 1903; Флоринский В., Русские простонародные травники и лечебники, Казань, 1880; Я ш в и л и А., Народная медицина в Закавказском крае, СПБ, 1904; 6-г а а с k H., Kurpt'uscherei und Kurpfuschereiverbot, Jena, 1906; Wachtel С, Laien-arzte u. Schulmedizin, Lpz., 1923; он ш e, "Warum haben Kurpfuscher Erfolge, Munchen, 1925. См. также лит. к ст. Медицина.                               Г. Дембо.
Смотрите также:
  • ЗОБ. Содержание: Эпидемиология.................    715 Этиология....................     718 Патолого-анатомические изменения.....    721 Клиническая картина.............    724 Диагноз.....................    728 Профилактические мероприятия.......    730 Лечение.....................     731 Зоб (struma), в ...
  • ЗОБНАЯ ЖЕЛЕЗА, thymus(CHH.: вилочко-вая железа, подгрудинный узел), лимф, орган особого строения, к-рому за последнее время приписывают эндокринную функцию (см. Зоб). 3. ж. хорошо развита у новорожденных и продолжает расти до наступления ...
  • ЗОДЕН (Soden am Taunus, Bad), небольшой городок (4.000 жит.) и курорт в Германии (Гессен-Нассау) в ]/а ч- езды от Франк-фурта-на-Майне, на южном склоне лесистого Таунуса, на высоте 150—200 м над уровнем ...
  • ЗОЛИ, или солы (от лат. solutio—раствор), коллоидальные растворы.—Кла с с и ф и к а-ция. В ряду дисперсных систем 3. занимают промежуточное место между суспенсия-ми и эмульсиями с одной стороны ...
  • ЗОЛОТО (Aurum), хим. обозначение Аи, ат. вес—197,2; в периодической системе занимает по порядку 79-е место, 9-е—в 1-й группе; очень мягкий, в высшей степени тягучий и ковкий металл желтовато-красного цвета, очень тонкие ...