ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ(darstel- lende Funktionen), термин, употребляемый многими нем. психологами для обозначения того компонента выразительной деятельности, к-рый, постепенно наслаиваясь в процессе эволюции человеческой психики над более элементарной формой выражения переживаний — непосредственными выразительными движениями, ложится в основу способности человека делиться с другими людьми образами наблюдаемых им предметов и явлений. Будучи прежде всего средством междучеловеческого общения, проявления И. ф. особенно характеризуются употреблением условных форм, знаков и символов, однако лишь в пределах обозначения конкретных явлений. Как только символы лишаются конкретного образного содержания и начинается образование отвлеченных понятий,—мы переходим уже на следующую ступень выразительной деятельности—в область проявления абстрагирующей (или «смысловой») функции (Bedeutungsfunktion). Конечно такое трехстепенное деление может иметь только условное значение, т. к. в каждом отдельном выразительн. явлении внимательный анализ всегда может обнаружить одновременное наличие продуктов разных | ступеней. И. ф. принадлежит особое практическое значение потому, что она с одной стороны играет чрезвычайно важную роль в создании таких форм общения между людьми, как язык и письмо, а с другой—лежит в основе худоя-сественного творчества. Для понимания действующих при ее осуществлении психологических механизмов существенную помощь оказывает изучение как-раз наиболее примитивных, начальных фаз развития всех этих продуктов человеческой культуры, а именно—первобытного языка и рисунка. Одной из самых примитивных форм языка является совокупность односложных сочетаний звуков — слов-корней, из которых каждое имеет задачей выразить определенный индивидуальный образ. Слова эти не располагаются, как в современной культурной речи, в определенном синтаксическом порядке, а нанизываются друг на друга по мере последовательного возникновения в воображении говорящего различных наглядных картин, образуя то, что Кречмер (Кге-tschmer) называет асинтаксическими сериями образов. Дальнейшее развитие такого примитивного языка идет в двух направлениях: прежде всего в сторону усложнения самих подлежащих передаче образов, а затем—в сторону создания грамматики, т. е. усовершенствования формы слов и структурного оформления связей между ними, Что касается эволюции образов, то она совершается не только вместе с развитием языка, но и одновременно в разных других областях изобразительной деятельности человека, нагляднее всего обнаруживаясь в рисунке. Примитивный рисунок изобилует многочисленными фантастическими фигурами, соединяющими в себе разнородные формы: людей с головами животных, хвостами, копытами или когтями и пр., животных, растения и даже неодушевленные предметы с лицом человека, и т. д. Это сгущение нескольких образов в одном обыкновенно называется аглютинацией. К аглюти-нациям относятся т. н. смещения значения с целого на какую-нибудь отдельную его составную часть. Другой важной особенностью примитивных изобразительных процессов является склонность к стилизации, в которой можно различить следующие психологически наиболее важные тенденции: а) к выделению существенного, б) к упрощению формы (особенно к сведению реальных образов до степени геометр, фигур) и в) к повторению одних и тех же форм в виде ли двусторонней симметрии или многократного орнаментального вплетения в рисунок одного и того же мотива. Эти примитивные тенденции находятся под влиянием аффективных отношений и оценок и, значительно изменяя действительную форму изображаемых явлений, ведут к образованию символов и к подмене последними того, что есть на самом деле. Т. о. знак становится на место вещи, нередко сохраняя однако в сознании употребляющего его человека равную с последней ценность и кладя т.о. начало целой системе магических сопоставлений и толкований, получивших с одной стороны особое значение в религиозной символике, а с другой—в изображении эротическ. отношений. Описанные примитивные механизмы и тенденции в процессе развития творческой деятельности человека подвергаются значительному изменению и в большой степени вытесняются деятельностью более сложных закономерностей, обусловленных новыми формами соц. отношений; однако их влияние сказывается и в современных проявлениях И. ф. как в простых формах междучеловеческого общения, так и в искусстве. Патология И. ф. захватывает чрезвычайно широкую область. В области речи сюда относятся те расстройства, при к-рых страдает кристаллизация речевых структур и образов. Сюда относятся, если исключить грубые афазические явления, преимущественно ошибки и соскальзывания, наблюдаемые нередко и без значительных органических поражений, а также нарушения ассоциативного процесса, к-рые мешают понятности речевых продукций или даже уничтожают ее совершенно. Таковы т. н. скачка идей, речевая спутанность и пр. Что касается рисунка, то наиболее авторитетный исследователь особенностей его у душевнобольных (преимущественно схизофреников) Принцгорн (Prinzhorn) считает самым характерным возвращение его к примитивным формам: с одной стороны обилие «магических» символов, а с другой—господство бесцельной игры формами, склонность к повторению одних и тех же мотивов, иногда также и стремление к проведению какого-нибудь одного чисто формального принципа за счет достигаемого впечатления и даже смысла. Благодаря всему этому возникает резкое противоречие между тем, чтб изображено, и использованными для этой цели средствами, к-рые как бы приобретают самостоятельную жизнь. Нередко вообще не удается установить никакой связи между рисунком и приписываемым ему художником значением. Наконец иногда стремление к изображению чего-нибудь осмысленного совсем исчезает, и остается лишенное содержания зарисовывание стереотипно повторяемых завитушек, головок и т. д. (аналогично тому, как часто это делает и нормальный человек в состоянии рассеянности).—Взгляды на природу И. ф. представляют собой гл. обр. продукт чисто психологического анализа, не подтвержденного пока данными физиологии нервной системы; в связи с этим для своих пат. проявлений И. ф. не имеет еще достаточного анат.-физиолог. объяснения. Можно только предположительно сказать, что ее нарушения стоят в связи с такими поражениями отдельных мозговых систем, которые ведут к общим расстройствам всего аппарата высшей нервной деятельности в его целом.
Лит.: Карпов П., Творчество душевнобольных, М.—Л., 1926; Кречмер Э., Медицинская психология, М.—Л., 1927; Prinzhorn H., Bild-nerei der Geisteskranken, В., 1923; Stockert F., t)ber Umbau und Abbau der Sprache bei Geistessto-rung, В., 1929; W u n d t W., Die Volkerpsychologie, B. Ill—Die Kunst, Lpz., 1914.
П. Зиновьев.
Смотрите также:
- ИЗОГАМИЯ, наиболее простой тип полового процесса у простейших, когда обе соединяющиеся половые особи (resp. гаметы) морфологически между собой неразличимы, являясь т. о. изогаметами. И. встречается у грегарин и некоторых жгутиковых.
- ИЗОГЛЮКОЗИЯ, правило для подсчета количеств белка и жира, эквивалентных 1 з глюкозы пищи при мышечной работе. Если человек не совершает работы, то 1 г глюкозы его пищи по правилу изодинамии ...
- ИЗОДИНАМИЯ (от греч. isos—равный и dynamis—сила), равносилие, термин, впервые введенный Рубнером (Rubner) в 1883 г. при формулировании т. н. «закона изодинамии» пищевых веществ. Рассматривая процесс обмена веществ с энергетической точки зрения, ...
- ИЗОЛЯТОР (от франц. isolation—разобщенность), понятие, говорящее о полной разобщенности с остальным миром. В мед. практике слово И. нашло себе разнообразное при-менениев различных формах преимущественно стационарного содержания б-ных и здоровых людей, причем ...
- ИЗОЛЯТОРЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ, приборы или вещества, изолирующие электричество. Заряженное электричеством тело теряет, находясь в воздухе или газах, свой заряд, причем заряд уводится или через подставки или через воздух. Уведение заряда является, вообще ...