ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ

ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ. Учение об истерических душевных расстройствах развивалось и видоизменялось в соответствии с общим учением об истерии в направлении постепенного сужения понятия И. п. и все большего ограничения его самостоятельности. В период воззрений на истерию как на самостоятельную конституциональную б-нь с определенной симптоматологией диагноз И. п. ставился чрезвычайно часто, причем наряду с истерической дегенерацией описывались скоропреходящие, затяжные и хронические (с исходом в слабоумие) И. п., а также «психозы на истерической почве» (истерическая меланхолия,истерическая мания, истерическое помешательство). Основанием для диагноза служило сочетание явлений душевного расстройства с физ. симптомами истерии. С противопоставлением собственно истерии т. н. истерических (истероид-ных) симптомов, с выделением маниакально-депрессивного психоза и раннего слабоумия и с расцветом нозологического направления в психиатрии диагноз И. п. стали ставить значительно реже. Истерическая дегенерация, истерическая деменция и психозы на истерической почве напали подвергаться сомнению и исчезать из психиатрического обихода, уступая постепенно место понятиям об истерическом характере, психогениях и истерических наслоениях. За последние годы, с развитием учения о психогенных реакциях и пат. конституциях и с отрицанием истерии как б-ни, содержание и объем понятия И. п. стали еще более неопределенными и условными. Истерич. конституция в значит, степени растворилась в других конституциональных типах, а И. п. стали рассматриваться как чистые психогении, причем отличие их от др. психогенных реакций и по существу и по форме сделалось очень затруднительным.—В наст, время по наиболее принятому взгляду психогенная реакция признается истерической, поскольку заключает в себе, согласно Бонгёфферу (BonhCffer), элемент мотива, желания ради той или иной выгоды быть или казаться больным, ясно просвечивающую цель б-ни, а с другой стороны, по Крепелину и Креч-меру (Kraepelin, Kretschmer), пользуется для этого инстинктивно или рефлексообраз-но биологически предуготовленными механизмами . Однако даже и в таком ограниченном и условном смысле истерические психозы в настоящее время являются наиболее важным по чистоте и яркости типом психогенных душевных расстройств. Истер, душевные расстройства (по мнению, еще разделяемому многими) развиваются на основе тех особенностей истерич. психики, к-рые составляют т. н. истерический характер (см. Истерия). По новейшим воззрениям они могут, наоборот, возникать на любой конституциональной основе у субъектов, обыкновенно не имеющих ничего общего с истер, характером, чаще у психически неполноценных примитивов, со слабыми этическими и соц. задержками. Равным образом соматические истер, симптомы (стигматы) не характерны и не обязательны для истер, психогенной реакции, поскольку могут возникать при самых различных болезненных состояниях и внутренне не связаны ни с истер, реакцией ни с истер, характером. Способность к истер. реакции в той или иной степени присуща всем людям, и эти реакции должны считаться интерхарактерологическими (К. Schneider). Связанные с архаическими механизмами, локализующимися повидимому в подкорковых областях мозга, психогенные истер. реакции являются, по новейшим воззрениям (Краснушкин, Braun), не столько синдромом, сколько степенью реакции. С точки зрения послойного строения личности истер. реакция, как вытекающая из полусознательных, неоформленных мотивов, занимает середину между реакциями внепсихического, биологически-соматического типа (реакции глубинной личности) с одной стороны и сознательными, целевыми реакциями (симуляция)—с другой, причем возможны и сочетания элементов указанных степеней реакции и переход реакции из одного слоя в другой: напр. превращение истер, реакции в целевое поведение и обратно—симуляции в истер, реакцию. Во избежание недоразумений, неизбежно связанных с общим термином «истерический», для трех категорий явлений, по существу различных (истер, характер, истер. реакция, истер. стигматы), Браун предлагает называть истер, психогенную реакцию «эпитимической» (от греч. epithymia— желание), поскольку в основе ее всегда лежит неосознанное желание. В рудиментарной форме истер, душевные расстройства проявляются в тех кратковременных изменениях псих, деятельности, которые возникают или как компонент истер. припадка, или в качестве его эквивалента, или наконец самостоятельно. Сюда относятся: фаза истер, бреда в классическом припадке, приступы сна (нарколепсия), летаргия, каталепсия, ноктамбулизм, истер, фуги и т. д. Подобные состояния эпизодичны, кратковременны, но иногда могут получать более длительный и выраженный характер, нередко комбинируясь или чередуясь между собой. Будучи связаны между собой своеобразным изменением сознания, они составляют переход к тем сумеречным состояниям, к-рые являются основной и главной формой истер, душевных расстройств. Истер, сумеречные состояния крайне разнообразны и могут быть даны здесь лишь в схематизированном изображении. Их характерной особенностью является сновидное состояние сознания, в котором действительные впечатления частью совсем не доходят до сознания, частью воспринимаются неотчетливо, не давая соответствующей реакции и переплетаясь самым странным образом с крайне пестрыми, причудливыми, фантастическими переживаниями. Больные как-будто живут двойной жизнью: то возвращаясь до известной степени в реальный мир то погружаясь в свои фантазии и грезы. Они дезориентированы, видят себя в совершенно другой обстановке—в аду, в подземельи, на небе; вокруг них совершаются странные, замечательные, таинственные события. Часто воспроизводятся действительно пережитые или только воображаемые тяжелые события и сцены, половые покушения, насилия, оскорбления и т. п. В других случаях переживается исполнение желания, невыполнимого в жизни. Иногда, наоборот, выключаются из сознания, утверждаются как несуществующие действительные неприятности или несчастья вместе со всем, что с ними связано. В нек-рых случаях вместо сноподобных преобладают галлюцинаторно-бредовые переживания, нередко крайне устрашающего характера, в к-рых трудно отыскать логическую связь или вскрыть комплексные механизмы. Эмоциональное состояние б-ных обыкновенно очень неустойчиво, представляя состояния то страха, то подавленности, то гневного возбуждения, то экстаза, то ребячливой веселости и т. п. Соответственно этому и поведение их бывает различным: то возбужденным, иногда с наклонностью к агрессивности и разрушению, то экзальтированным, то нелепым или детским.то циничным, то театральным. В общем на поведении б-ных лежит обычно отпечаток нек-рой неестественности, нарочитости, распущенности, внушающих мысль о притворстве или игре, к-рую б-ной может по произволу прекратить. Те или иные элементы сумеречного состояния могут в нек-рых случаях играть доминирующую роль, выступать на передний план, сообщая картине сумеречного состояния своеобразную окраску и давая возможность выделения некоторых наиболее типичных видов истерич. сумеречных состояний. Сюда относятся: 1)т.н. пуерилизм, при котором психика и поведение б-ных принимают характер детскости и подражания ребенку, представляя возвращение к переживаниям детства; 2) синдром Ганзера, когда в сумеречном состоянии на первый план выступает явление неправильных ответов на простейшие вопросы и высказывание как бы нарочито абсурдных и нелепых утверждений; 3) псевдодеменция, для которой характерно непонимание простых вопросов, незнание самых элементарных вещей и отношений, утрата обиходных сведений, производящие впечатление грубо имитируемого слабоумия; 4) истер, ступор с недоступным, безучастным настроением, психомоторным заторможением, прерываемым несвязным бредом, преходящим возбуждением. К истерич. сумеречным состояниям относятся повидимому нек-рые состояния религиозного экстаза в мистических сектах (хлыстовство и др.), припадочные состояния у кликуш, явления раздвоения личности, медиумические трансы, а также (до известной степени) некоторые эпизодические психогенно возникающие состояния у отсталых народностей («мерячение» у сибирских народностей). — Истерич. душевные расстройства возникают обычно в связи с теми или иными потрясающими психику переживаниями: опасность для жизни, испуг, насилие, утрата близких, семейный конфликт и особенно— тюремное заключение с перспективой суда и ответственности. Течение и продолжительность их в значительной степени определяются обусловливающими переживаниями и ситуацией. Обычно они непродолжительны: от нескольких часов и дней до нескольких недель, но иногда, в зависимости от условий ситуации (особенно в судебных случаях) могут затягиваться на продолжительное время (от нескольких месяцев до года и более). Воспоминание о сумеречных состояниях обычно или совершенно отсутствует или бьшает неотчетливо, но в некоторых случаях обнаруживается с достаточной ясностью. Иногда пережитое в сумеречном состоянии вспоминается только в аналогичном состоянии, иногда оно может быть вызвано в гипнозе. Предсказание и исход обычно благоприятны, хотя в зависимости от конституциональной основы, жизненных условий и ситуационных моментов может существовать опасность затяжного течения, рецидивов и истер, привыкания.-— Р аспозна-в а н и е истерических психозов может представлять значительное затруднение: во-первых поскольку истерический симптомо-комплекс может осложнять разнообразные болезненные состояния и процессы (схизо-френия, эпилепсия, органические психозы и т. п.) и возникать на различной конституциональной почве, а во-вторых в связи с условностью и неопределенностью самого понятия «истерические психозы». Помимо общих критериев, имеющих значение для распознавания истерии, для диагноза истерических психозов важны: наличие мотива, желания быть или казаться больным, соответствующая система поведения в отношении к окружающему, живость эмоциональных реакций, возможность положительного или отрицательного контакта с б-ным, очевидная зависимость состояния от переживаний и ситуационных изменений.—Профилактика и лечение истерических психозов в общем совпадают с таковыми при истерии (см.): чрезвычайно важно устранение повода для травматизи-руюших переживаний, соответственное изменение ситуационных моментов; в большинстве случаев необходимо больничное содержание. Лит.: ГанПушкин П., Психика истеричных, Соврем, психиатрия, 1909, № 1; К р а с п у ш к и и Е., К вопросу о классификации психогений, Труды психиатрии. клиники, вып. 3, М., 1929; Bleuler E., Lehrbuch der Psychiatrie, Кар. XII—Psychopathische Reaktionsformen, В., 1923; Braun E., Psychogene Reaktionen (Handbuch d. Geisteskrankheiten, hrsg. v. 0. Bumke, T. V, В., 1929); Bum fee 0., Lehrbuch der Geisteskrankheiten, p. 414 u. 417, Miinchen, 1924; Kraepelin E., Psychiatrie, B. IV, Т. З, Кар. XIII, Leipzig, 1915; Schneider K., Die psychopathi-schen PersSnlichkeiten (Handbuch der Psychiatrie, he-rausgegeben v. G. Aschaffenburg, Abt. VII, ТеЦ 1, Lpz.—Wien, 1923); о н ж е, Die abnormen seelischen Reaktionen, ibid., Abteilung VII, Teil 2, Heft 1, Leipzig—Wien, 1927.                            И. Введенский.
Смотрите также:
  • ИСТЕРИЯ. Содержание: Этиология................... 800 Патогенез.................... 802 Симптоматология............... 805 Диагноз и прогноз .............. ...
  • ИСТЕРО-НЕВРАСТЕНИЯ, термин, часто употребляемый в повседневной врачебной практике для обозначения полиморфных картин, нередко наблюдаемых у б-ных из той широкой группы невропатов, resp. психопатов, которую принято называть «конституциональными неврастениками»,«астениками» или даже ...
  • ИСТЕРО-ЭПИЛЕПСИЯ, термин, берущий свое начало еще со времен Шарко (Charcot), когда он применялся к случаям т. н. «большой истерии», дебютировавшим припадками, трудно отличимыми (или вовсе неотличимыми) от эпилептических. В настоящее ...
  • ИСТИЦИН (Istizin), но.С6На/ ^с,н,.он, 1,8-диоксиантрахинон, синтетически получается из антрахинона. Кристаллич. порошок оранжевого цвета, без запаха и вкуса, плавится при 190—192°; трудно растворим в воде. Истицин усиливает перистальтику толстых ...
  • ISTHMUS (от греч. isthmos—перешеек), анат. термин для обозначения тех узких мест или перешейков в солидных и полых органах, которые являются в известной степени границами между различными отделами этих органов. Так, говорят ...