КЛУБ
Примерный проект рабочего клуба: 1—спортивный зал; 2—спортивные принадлежности; 3—уборные; 4—залы переодевания с душами; 5—комната врача физкультуры; б—ясли; 7—вестибюль; 8—аудитория клуба; 9—курительная комната; 10—комната отдыха; 11—столовая; 12—гардероб; 13—фойе; 13а—зал собрании; 14—гримировочные артистов; 15—ход для артистов; 16—режиссерская; 17—музыканты; 18—ход в помещение трюма; 19—громкие кружки; 20—комнаты.комсомола и пионеров; 21—тихие кружки; 22—канцелярия клуба; 23—заведующий клубом; 24—книгохранилище; 25—зал громкого чтения; 26—читальный зал (для тихого чтения); 27—выдача книг; 28—сторож! 29—истопники; 30—заготовочная и кладовая; 31—кухня; 32—моечная; 33— главные входы.
1в8 ло мест и вытяжка вверху зала, не может считаться в наст, время вполне решенным. При устройстве притока сверху свежий воздух при входе в помещение зала встречается с током воздуха, идущим снизу от посетителей; смешиваясь с ним, он доходит до публики уже в достаточной степени испорченным. При притоке снизу воздух неизбежно запыляется и тем самым понижается в своих качествах. Как компромиссное решение в последнее время в американских кино стали делать обратимую вентиляцию, т. е. могущую по желанию работать в ту или другую сторону; однако и это может дать плохие результаты, когда свежий воздух потечет по запыленным трубам, до тех пор работавшим как вытяжные.—-Зал собраний должен иметь непосредственное дневное освещение; если прилегающие к нему подсобные помещения не дают возможности расположить окна в нижней части стен, то таковые должны быть сделаны хотя бы в верхней части их и с таким расчетом, чтобы световой коефициент был бы не ниже 1 :10. Необходимыми помещениями при зале являются фойе, курительная комната и уборные. Фойе, необходимое для отдыха публики во время перерывов собраний и спектаклей и при киносеансах, планируется из расчета 80% от площади зала. Нередко можно встретиться со стремлением использовать помещение фойе помимо его прямого назначения и для других целей: как общественную столовую, гимнастический зал, помещение для выставок. В таком случае следует тщательным образом обсудить сан. стороны такого совмещения. Совмещение со столовой является мало желательным, так как требует хлопотливого удаления столов и стульев столовой для освобождения свободной площади для фойе, ежедневной очень тщательной уборки помещения для удаления той грязи и пыли, какая вносится часто сменяющейся публикой, и достижения той степени чистоты, какая требуется от помещения обеденного зала; кроме того надо усиленно заботиться о весьма совершенном действии вентиляции, чтобы запах приготовляемой и потребляемой пищи был бы вполне устранен из помещения к моменту функционирования фойе..Совмещение с гимнастическим залом должно быть отвергнуто более решительно: достигнуть в помещении фойе необходимых санитарных требований по чистоте воздуха и пола, полагающихся для зал физкультуры, совершенно невозможно. Использование фойе для устройства выставок, наоборот, можно только приветствовать, т. к. это дает возможность использовать с просветительной целью ничем не заполненный досуг ожидающей публики и попутно способствовать ее просвещению. Эта возможность должна быть учтена при самом проектировании фойе, и освещение его непосредственным дневным светом должно быть дано с высоким коефициентом—не ниже 1 : 6. Являясь помещением, непосредственно прилегающим к залу собрания, в иных случаях дополняя его, фойе, как и зал, должно хорошо гентилироваться со сменой воздуха не менее 2 объемов в час.—Размеры курительной должны соответствовать вели- чине зала; во всяком случае не следует делать ее менее 25 ж2 при условии обеспечения по крайней мере пятикратного обмена воздуха в ней в час путем исключительно вытяжной вентиляции. Уборные, отдельные для мужчин и для женщин, делаются из расчета одно очко на 50 человек посетителей зала; будучи тесно связанными с фойе, помещения эти однако ни в какой мере не должны являться источником порчи воздуха в нем; устройство промежуточного помещения и хорошая вытяжная вентиляция могут вполне гарантировать это.—При наличии обособленной от залы сцены при ней должны быть устроены уборные для артистов и помещения для оркестрантов, декораций и т. д. Размеры и количество этих помещений зависят от размеров сцены и характера театральных постановок; доступ к ним должен быть с особого подъезда со спец. раздевальней для артистов. Большое внимание должно быть обращено на устройство умывален. Непосредственное дневное освещение и хорошее проветривание являются обязательными условиями правильно устроенных артистических уборных. Клубные помещения для кружковых и других занятий должны иметь отдельный от зала вход со своим вестибюлем и раздевальней; исключение может быть допущено для клубов малых размеров , рассчитанных на единовременное пребывание не более 300 человек. Количество и размеры кружковых комнат колеблются в зависимости от численности той массы рабочих, к-рую призван обслуживать данный К. (предполагаемого числа кружков и их численности). Как бы однако ни были скромны размеры К., делать кружковые комнаты менее 20—25 м2 нецелесообразно. Комнаты, предназначенные для занятий, требующих специального оборудования (кружки кройки и шитья, фото-, радиокружки и пр.), должны проектироваться с учетом этого оборудования. При кружковых комнатах следует предусмотреть кладовую для хранения различного инвентаря кружков (музыкальных инструментов и т. п.). При компановке здания следует изолировать комнаты шумных кружков (музыкального, драматич. и др.) от комнат тихих кружков и особенно от библиотеки-читальни и мест массовых занятий.—Из клубных помещений специального назначения следует упомянуть о библиотеке-читальне и зале для физкультуры, наличие к-рых даже для сравнительно небольших К. должно считаться обязательным. Библиотека-читальня обычно обслуживает не только посетителей клуба, но и рабочих, берущих книги на дом; в силу этого при достаточной изолированности библиотека должна быть легко доступна для приходящих извне. Комплекс библиотеки-читальни должен состоять по крайней мере из трех помещений: книгохранилища, комнаты для выдачи книг и читальни. Размеры книгохранилища можно вычислить с известной степенью приближения из расчета 200 книг на 1 м2 площади; размеры читальни—1,5 лг2напо-сетителя.Одним из основных условий читальни помимо изоляции ее от всякого шума должно быть хорошее дневное освещение; жела- тельно двухстороннее, со световым коефици-ентом не ниже 1:5. Зал для занятий физкультурой должен быть в близком соседстве со спортплощадкой для возможности проведения физ. упражнений на воздухе, и в силу этого размещение его в нижнем этаже здания обычно является необходимым условием. В своем устройстве он должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к помещениям подобного рода: должен иметь подсобные помещения в виде комнат переодевания (отдельных для мужчин и женщин) с умывальнями и душами, комнату хранения инвентаря, а при более значительных размерах—комнату инструктора по физкультуре. К условно обязательным помещениям К. должны быть отнесены помещения отдельной аудитории, детских комнат, комнаты врача, буфета, комнаты правления и администрации К. Отдельная аудитория является весьма желательной во всяком б. или м. значительном К. (500 и более посетителей); доступ в нее следует иметь обособленный. При аудитории следует предусмотреть небольшую комнату для лектора или президиума; специального фойе при ней можно не делать, используя для этой цели другие клубные помещения. Детские комнаты в К. должны состоять из комнаты для приема детей площадью 10—15 м2, комнаты пребывания детей, не менее 40 ж2, умывальни и уборной, специально приспособленных для детей. Хорошее солнечное освещение детской комнаты должно быть обязательным требованием. Роль врача в работе современного рабочего К. настолько активна, что дает достаточно обоснований требовать для него особого помещения. Но независимо от этого наличие постоянных театральных постановок с числом зрителей до 1.000 и более человек требует и постоянного дежурства врача и помещения для оказания первой помощи; в силу этого при К. с залом вместимостью свыше 1.000 человек комната врача должна быть обязательной. В меньших К. она является условной.—Буфет в К. должен располагаться так, чтобы доступ в него был свободен как со стороны клубных помещений, так и со стороны зала; размеры его могут колебаться в зависимости от числа мест в зале; не следует делать его менее 50 м2. В случае устройства при клубе столовой с кухней они должны удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к устройству общественных столовых, с обращением особого внимания на изоляцию и вентиляцию кухни, чтобы кухонный чад не проникал в другие помещения клуба.—Число и размеры а д м.-х оз. помещений определяются величиной и характером работы К.; наиболее удобным является расположение их между клубными комнатами и залом собраний.— Наиболее целесообразным является устройство в здании К. центрального отопления и вентиляции. Отопление желательно водяное с тем, чтобы в большинстве помещений поддерживалась t° в 18°. В детских комнатах, уборных артистов и читальне t° должна быть 20°; для зала физкультуры t° должна быть снижена до 12°, а для вестибюля достаточна в 15°. Лит.: Горбов В., Сан. состояние клубов г.Москвы, Моск. мед. ж., 1929, № 2; Евреинов, Состояние и задачи культ .-просвет, работы профсоюзов к VIII съезду профсоюзов, М., 1929; Каневский А., Рабочий в борьбе за здоровье, Харьков, 1928; Культработа профсоюзов, сб. 2—Рабочий клуб, изд. ВЦСПС, М., 1928; Нормальный устав профсоюзного рабочего клуба, изд. ВЦСПС, М., 1929; О санитарном просвещении среди членов профсоюзов, письмо ВЦСПС и НКЗдр., Труд (газета), 1928, 18/VII, № 165; Санитарное просвещение в рабочем клубе, вып. 1, М., 1925. Периодич. издания.—Культ, фронт, орган культработы профсоюзов, М., 1924—30; Методика сан. просвещения, Харьков, с 1928; Сан. просвещение, М., с 1925. Санитарно-технические нормы строительства клубов.—В ольфензон, Вопросы клубного строительства, Строительная промышленность, 1928, № 1; Клубы металлистов, изд. ЦК Союза металлистов, М., 1928; Маневич, Проект клуба для рабочих текстильных предприятий, Строительство Москвы, 1927, № 9; о н ж е, Клубы коммунальников в Москве, ibid., № 11; Т а т а р и н о в, Клубное строительство, Строительная промышленность, 1928, № 6—7; Типовые проекты клубов на сахарных заводах, изд. ЦК Союза сахарников, Москва, 1928; Типовые проекты рабочих клубов, издание ЦК Союза железнодорожников, Москва, 1928. А. Прокофьев.
Смотрите также:
- КЛЮКВЕННЫЙ ЭКСТРАКТ (Extractum Охуcocci; ФУП), водная вытяжка из ягод клюквы (Vaccinium oxycoccus L., Vacc. mac-rocarpum Ait. и др.). Способ приготовления: вымытые водой ягоды раздавливают, сок отжимают и немедленно подвергают непродолжительному кипячению (5 ...
- КЛЮЧЕВОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ (Schlussel-erlebnis), термин, введенный Кречмером (Е. Kretschmer) для обозначения тех (преимущественно конфликтных) переживаний, которые по его выражению подходят к характеру данной личности, как ключ к замку, т. е. легче всего вызывают ...
- КЛЮЧИЦА (clavicula), парная кость плечевого пояса, сочленовно связанная у человека с грудиной и с лопаткой. Филогенетически ключица представляет собой покровную кость, развивающуюся впервые у костных рыб в дермалыюй (соединительнотканной) части кожи. ...
- КНИГА является постоянным объектом работы органа зрения у грамотного населения страны; качества ее, как показывают научные исследования и наблюдения, влияют на состояние зрения всего населения, в особенности тех его групп, для ...
- CNIDOSPORIDIA, обширная группа простейших, паразитирующих в тканях и полостях холоднокровных—беспозвоночных и позвоночных. Нек-рые формы описаны в качестве паразитов у теплокровных—кролика и человека, как напр. Encephalitozoon cuni-culi и Е. rabiei (предполагаемый ...