ЛЕКЦИЯ
Простая синтетическая речь
' 3 "^**4 Нростая аналитическая речьСложно - синтетическая речь
Сложно - аналитическая речьПростая
Сложная Аналитике - сивтетическая речь Рисунок 1. Построение речи. печивает логическую стройность лекции, предупреждает возможность повторения вопросов, забеганий или отставаний их, внесения в лекцию лишнего материала. Он помогает выделить в лекции основное. Поскольку планом пользуются так сказать на ходу, беглым просмотром, он должен формулироваться кратко, сжато, но точно. Для удобства пользования планом он должен писаться с большим количеством красных строк, с выделением подчеркиванием условными значками основного. Существует два типа планов: постоянный и подвижной. В подвижном плане вопросы его пишутся на небольших отдельных листках, что позволяет комбинировать их и следовательно перестраивать план различным образом применительно к особенностям аудитории. Недостатки этого типа плана: лектор имеет пред собой подсказ .очередной идеи, ближайшей мысли, не видя всей логики темы, последовательного изложения ее в целом. Недостатки постоянного типа плана (обычно печатного, т. е. не учитывающего местных особенностей и запросов данной Y А. у Ml1. Нормальная речь ^
3. Неравномерно растянутая' V Речь5. Витиеватая речь, 6. Беспорядочная речь
Рисунок 2. График речи. аудитории)—в его неподвижности, застойности.—План представляет собой оглавление темы. Он не раскрывает самого содер- 1. Ровная речь с усилением на конце 2. Постоянно нарастающая (но настроению) речь 8. Вялая,постепенно ослабевающая (в настроении| речь '-----------------X----------------X----------------lU^v-------.................- 4. Ровная, речь с вялым концом ^""^-~*. i---------------ч у--------X--------' ^-----------------X-------------«-—......—-............ 5. Речь с неожиданными, отступлениями от-темы i------------у ST------X------^ ^~-----*--------------*—*....................... 6-Речь.с длинными отступлениями от. темы '--------\ ........ I------------------------х----------------------------X-----------------------------► 7. Речь не: на' тему 1—ЕГ '—"--------................. 8. Путаная речь i-------------------------------------------------------X--------X-----•■..........-------- 9. Неравномерно построенная речь с „скомканным ловцом" i--------------------------X--------------------—X---------------------------------------------......... Ю.Речь с растянутым концом. Оратор не знает как кончать * Рисунок 3. Схемы речи. жания ее. Это делает конспект, к-рый заключает в себе крайне сжатое изложение темы, необходимые формулировки, термины, статистические материалы, цитаты, даты и т. д. Здесь же могут быть указания по методике изложения темы, обозначение времени, намечаемого для проработки отдельных вопросов темы, и т. д. Конспект составляется применительно к плану, хотя он не. должен отвечать на все его вопросы. Это—«первая помощь в несчастном случае лектора», когда он забывает дату, факт, формулу и пр. Как и план, конспект составляется крайне сжато, телеграфным языком, с применением условных обозначений, с подчеркиванием основного и т. д. Практически полезен конспект из 3 вертикальных столбцов. В первом из них пишется план лекции, во втором—применительно к нему конспект в собственном смысле, в третьем— подсказывающий фактический материал, методические указания и пр. При проведении Л. чрезвычайно важно оживление ее с помощью наглядных пособий [моделей, муляжей, диаграмм (см.), диапозитивов и т. п.]. См. также Наглядный метод. Необходимое условие Л,-— изучение лектором конкретной аудитории, в которой ему приходится проводить работу. Для изучения аудитории необходимо определить ее социально-классовый, профессиональный, национальный, возрастный и половой состав, ее бытовые особенности, уровень образования и развития, общей и са-нит. культурности, общественное настроение, язык, знакомство с темой и т. д. Крайне полезно изучить психологические особенности аудитории: ее восприятие (активное, пассивное, точность), память (слуховая, зрительная, моторная, комбинированная), внимание (устойчивость, объем его), мышление (словами и образами^ по аналогии, контрасту, причинно-следственное), наблюдательность, сообразительность, усвояемость, работоспособность, утомляемость, интересы и запросы и т. д. Ознакомление с этими особенностями аудитории поможет лектору построить свою работу наиболее целесообразно, предупредить возможность грубых ошибок, обесценивающих лекцию. Приемы изучения аудитории разнообразны: а) непосредственное изучение аудитории (соотношение полов и возрастов, национальный состав, иногда соц. положение); б) наблюдение за аудиторией в процессе занятия с ней (поведение, культурность, интерес, усвоение); в) проведение т. н. летучей живой анкеты («подымите руки, грамотные, окончившие школу, рабочие, знакомые с вопросом темы» и т. д. ); г) заполнение аудиторией здесь же после лекции небольшой анкеты из 4—5 соответствующих вопросов; д) беседа до лекции с отдельными участниками аудитории и организаторами работы; е) изучение официальных материалов, характеризующих аудиторию, и т. д. Для изучения психологических особенностей аудитории в наст, время пользуются тестами и другими методами психотехники (см. Психотехника, Тесты).— Первичной примитивной формой лекционного дела можно считать- чтение. В дореволюционный период просветительной работы эта форма преобладала, т. к. чисто лекционная работа в истинном смысле этого слова, т. е. построенная на импровизации речи лектором и свободном изложении той или иной темы, подвергалась полицейским гонениям вследствие опасений царского правительства в привнесении политики. Поэтому широкой массовой аудитории разрешались преимущественно т. н. народные чтения (иногда с туманными картинами), т. е. чтение по готовому, заранее утвержденному тексту. В наст, время эта форма работы под названием громкочтений имеет ограниченное применение, напр. в сан.-просвет. работе сестер в больничной палате, в работе избача в избе-читальне, учителя в школе, т. е. лиц, не обладающих достаточной подготовкой для самостоятельного освещения той или иной темы. В частности весьма рекомендуются чтения отрывков из художественной литературы, затрагивающих проблемы здоровья, устройство литературных вечеров с соответствующими пояснениями. В чистом виде Л. в наст, время имеет ограниченное применение. Обычно она комбинируется с другими видами живого слова. Нередко она соединяется с элементами беседы. Привнесение последних в большей мере превращает такую лекцию в Л.-беседу. Она живей, интересней, доступней для аудитории. Она менее догматична, представляет место самодеятельности аудитории. Она облегчает усвоение материала, допускает бо ть-шее приспособление его к аудитории, дает возможность контролировать это усвоение, создает между лектором и аудиторией более интимный контакт. Л.-беседа применима в небольшой аудитории. Элементы Л. входят в диспут (Л. -диспут). Задача его—вынести в аудиторию тот или другой, обычно спорный вопрос в пестроте существующих мнений, осветить их перед аудиторией, наметить пути к разрешению вопроса (борьба с алкоголизмом в СССР, аллопатия или гомеопатия, современный кризис в медицине и т. д.). В диспуте участвует основной докладчик, содокладчик, оппоненты. Докладчик дает основное изложение вопроса, содокладчик освещает его с других сторон. Эти выступления в сущности носят характер лекции, но более живой, с элементами спора, нападения и защиты, со стремлением пере- _ тянуть аудиторию на свою сторону.—Г л у- ' б и н а постановки и освещения вопросов определяется особенностями аудитории.—■ Элементы Л. входят также в с а н. митинг. Задача его—привлечь внимание аудитории к животрепещущему вопросу, обычно сан.-эпид. момента, побудить аудиторию к действиям, вызываемым потребностями этого момента («ударные кампании» борьбы с эпид. и соц. б-нями и т. д.). Лектор должен осветить здесь научную сторону вопроса. В соответствии с особенностями этого вида работы и аудитории митинга это выступление должно быть кратко, доказательно, не перегружено научным содержанием, должно освещать вопрос с соц.-гиг. и общественно-политической стороны. Речь оратора-лектора должна быть ярка, эмотивна. Он должен ставить перед аудиторией практич. задачи, побуждать к осуществлению их. Разновидностью Л. являются т. н.кино-лекции, предпосылаемые демонстрированию фильма (научно-медицинского или бытового с мед.-сан. содержанием) или сопро- вождающие его. Эти Л. связаны с фильмом, оттеняют в нем те или другие моменты. Они сжаты, конкретны, произносятся короткими фразами, приспосабливаются к особенностям фильма. Подготовка к ним требует предварительного ознакомления с лентой на моталке или экране. Для сопровождающей кинофильм лекции лектор должен срепетировать свое выступление с механиком, ведущим фильм.—К кино-Л. близки Л. перед спектаклем, касающимся сан. вопросов. Они вводят аудиторию в пьесу, фиксируют внимание зрителей на соответствующих моментах пьесы, помогают раскрывать характеры действующих лиц, подготовляют аудиторию к восприятию пьесы. Такие Л. должны быть связаны с содержанием пьесы, окрашены в ее тон, проникнуты ее настроением, чтобы не создать диссонанса с ней. Лектор не должен раскрывать зрителям всего содержания пьесы, не должен подменять ее лекцией и тем делать ее менее интересной. В наст, время значительно распространены радио-Л. по разным медико-сан. вопросам. Их преимущество—одновременный охват огромной аудитории. Их отрицательные стороны и трудности—пестрота аудитории, отсутствие контакта с ней, невозможность наблюдать ее реакции на лекцию, за ее усвоением, краткость лекции (обычно 15—20 минут). Диференцировка современного радиовещания соответственно разным категориям слушателей (передача для рабочих, крестьян, домашних хозяек, матерей, школьников, комсомола, мед. работников) несколько сглаживает эти дефекты и трудности радио-Л. Последние должны ориентироваться на определенную аудиторию, приспособляться к ней. Они должны быть строго выдержаны в научном, идеологическом и организационном отношениях, безупречно построены и продуманы со стороны языка. Их следует прочитывать с записанного текста. Передача их производится громким голосом, не спеша, четко, раздельно, без дефектов произношения, по возможности приближаясь к типу разговорной речи, как бы направляя эту речь к невидимой аудитории. Радио-Л. могут быть эпизодическими и цикловыми. В последнем случае каждая Л. цикла должна иметь характер Законченного целого. Д. Лукашевич. Организация лекционного дела является одной из основных и важнейших задач сан. просветительной работы. Понимая под ним все формы живого слова, перечисленные выше, можно отметить, что после революции лекционное дело получило широчайший размах. Получив первый толчок в связи с эпидемиями 1918—20 гг., лекционное дело продолжало успешно разви-4 ваться и в последующие годы, меняя формы и содержание, переходя от эпизодических ; к систематическим Л., от эпидемиологических тем к общеоздоровительным. К сожалению мы не имеем никакого сколько-нибудь точного учета общего количества Л., прочитанных за эти годы в рабочих клубах и на селе. Б. или м. могут характеризовать размах лекционного дела цифры Л. по Красной армии, где ежегодно в среднем проводится свыше 200 тыс. лекций и бесед с чис- I лом слушателей—7—9 млн. чел. По всему Союзу эти цифры во много раз больше. По данным культотделов профсоюзов в работе клубов сан. лекции занимают доминирующее место (см. Клуб, Дом санитарного просвещения). Лекционная работа может организовываться местным здравотделом, домом сан. просвещения, профсоюзами, политпро-светами, участковыми врачами. В целях контроля за лекционной работой, улучшения методической подготовленности лекторов и изучения результатов работы лекторы объединяются при местном сан. просвет. органе (обычно при доме сан. просвещения) в методический семинарий, регулярно прорабатывающий как новые темы, так и самую методику работы, изучение аудитории и пр. Самая техника организации лекционного дела требует предварительной подготовки так же, как выше это указывалось по отношению к лектору. Поскольку в наст, время вся клубная работа носит строго плановый характер, необходимо заблаговрем. включение в планы клубной работы санитарн. лекций (спектаклей, сеансов, сан. фильм и пр.). Непосредственно перед Л. (не позднее 5—7 дн.) необходима надлежащая информация предприятий, обслуживаемых клубом (деревень, входящих в район работы избы-читальни), путем развески афиш или рассылки пригласительных билетов. Попутно нужно отметить и значение заголовка Л. Сухое, академическое название Л. способно отпугнуть посетителей и сорвать Л. Названия в призывной или вопросительной форме предпочтительнее. Для всех форм живого слова, будь то лекция в чистом виде или комбинированная форма, большое значение имеет личность лектора. Его авторитетность, популярность являются решающим фактором для заинтересованности аудитории, успеха лекции. Важным моментом является также одаренность лектора. Если для беседы это имеет сравнительно меньшее значение (хотя и здесь важно умение быстро установить контакт с аудиторией, активизировать ее, вовлечь ее в беседу), то для выступлений в большой аудитории с лекцией, докладом это особо существенно. Монотонность речи, глухой голос, шепелявость—все это может сделать аудиторию пустой еще до конца лекции. В этом отношении кроме формально правильной методики лекционной работы, о чем говорилось выше, важна работа лектора над самим собой (развитие голосовых средств, исправление четкости речи, упражнение в ораторском искусстве). Вопрос о проф. вредности лекционного труда и гигиене лектора является пока мало разработанным. Следует лишь отметить общие проблемы трудовой нагрузки, уто-; мления, отдыха. Среди вредностей публичных выступлений нужно подчеркивать нередкое волнение перед выступлением, к-рое может способствовать нарастающей общей возбудимости нервной системы. В отношении самого выступления с точки зрения предупреждения проф. вредности имеет значение продолжительность выступления. Обычная норма определяется до двух ча-I сов с десятиминутным перерывом. Ббльшая продолжительность является утомительной для лектора (не говоря об утомлении аудитории, что методически нежелательно). Основные вредности выражаются, теми или иными поражениями голосового аппарата. Излишнее напряжение голосовых связок, ведущее к гиперемии, утомлению, в дальнейшем—к лярингиту, является главнейшей опасностью для лектора. Многие ораторы полагают, что чем громче они говорят, тем лучше их слышат в зале, и потому сразу переходят на крик. Результатом этого бывают катары гортани, нередко при повторной многократной травме переходящие в хронические. Для предупреждения этого важны правильн. расчет лектором своих голосовых средств и правильная постановка ДЫХанИЯ. А. Эдепьштейн. Лит.: Василевский, Гигиена лектора, М., 1924; М еды н ски йК., Энциклопедия внешкольного образования, т. II—III, M., 1923—25; он же, Громкая читальня, М., 1925; Методика сан. просвещения, сб. 3, Харьков, 1929; Петров, Лектор и аудитория, М., 1924; Прусакова Л., Как готовиться к докладу ,.М., 1923; Сухаребский Л., Кино-лекции, М., 1928; Теория и практика сан. просвещения, вып. 5—6,М., 1928; Ф о г е л ьМ., Гигиеническое просвещение, М., 1928.
Смотрите также:
- ЛЕМАН Карл (Karl Bernhard Lehmann, род. в 1858 г.), крупнейший нем. гигиенист. Научные работы Л. относятся ко всем областям экспериментальной гигиены и физиологии. Занимая долгие годы кафедру гигиены в Вюрцбургском ун-те, ...
- LEMNISCUS LATERALIS, MEDIALIS (исковая и медиальная петли), пучки нервных волокон, в мозговом стволе: служащие для передачи головному мозгу импульсов глубокой и кожной чувствительности. Lemniscus medialis, s. principal is ...
- ЛЕНА ТЯЖИ (Lane), описаны Леном в 1911 г.; встречаются в области дистального отрезка подвздошной кишки и перекидываются через него ко входу в малый таз. Отрезок подвздошной кишки при этом как бы распластан ...
- LEMNISCUS LATERALIS, MEDIALIS образования не вызывают никаких болезненных явлений и оказываются случайной находкой во время операций или при аутопсии. В других случаях вследствие частичного сдавливания просвета кишки они вызывают стаз содержимого ...
- ЛЕНГЛИ (Ланглей) Джон Ньюпорт (John Newport Langley, 1852—1925), один из самых выдающихся физиологов последи, времени. В 1872 г. начал работать в физи-ологич. лаборатории Фостера, будучи студентом Кембриджского ун-та. По окончании курса ...