ЛЕСНАЯ ШКОЛА
ЛЕСНАЯ ШКОЛА возникла первоначально как учреждение для оздоровления и обучения физически слабых детей, отстающих по школьным занятиям в силу своего плохого здоровья от своих сверстников. В основе Л. ш. лежит широкое применение режима открытого воздуха. Режим этот в наст, время начинает все шире и шире применяться в системе школьного и дошкольного воспитания, притом не только как мера учебно-и лечебно-вспомогательная, но и в чисто профилактических целях—ради того, чтобы поставить детей в условия здорового воспитания. Л. ш., получившая видимо свое название потому, что первая школа (Шарлот-тенбург; 1904) была устроена в сосновом бору, постепенно преобразуется в школу «на открытом воздухе». Последняя получает свое распространение в Германии, Англии и Америке частью как вспомогательная школа для слабых и отсталых, частью как новая «реформированная» школа, обслуживающая нормальных детей. Помимо загородных стали формироваться такие школы и в городской черте—иногда на плоских крышах домов. Для слабых и отстающих детей строятся или отдельные павильоны или отводятся и приспособляются отдельные классы в больших школах для занятий с открытыми окнами, что требует не только усовершенствования отопления, но и специальной одежды детей. В Нью Йорке в каждом школьном здании одна комната отводится под класс на открытом воздухе. В этих классах поддерживается температура не ниже 10°. Шко,лы на открытом воздухе нашли себе широкое применение и на Западе. На ряде совещаний и конгрессов за границей и у нас неоднократно указывалось, что каждая нормальная школа должна стремиться к режиму, типичному для школы на открытом воздухе. Особое место занимает «школа на солнце», организованная в 1910 году Ролье в Лейзене. В этой школе дети продолжительное время остаются под лучами солнца. Подобного рода «школы на солнце» имеются также и во Франции. Под названием «лесные школы» (Waldschule) в Германии и Австрии можно встретить и такие учреждения, которые функционируют только лишь летом (в теплое время года), принимая группы детей на относительно короткое время (около месяца) — своего рода летние школы-здравницы или разновидность летней школы-колонии. Вопрос об организации Л. ш. в России возник впервые в 1912 г. (съезд деятелей по народному образованию и I Всероссийский съезд детских врачей). В 1913 г. Лефортовским попечительством о бедных была устроена Л. ш. в Москве в Сокольниках. Несмотря на несколько лет существования ее, опыт этот до революции остался не использованным. В 1918 г. по инициативе В. М. Бонч-Бруевича была основана в Москве в Сокольниках опытная лесная школа, находящаяся в настоящее время в ведении Института охраны здоровья детей Наркомздрава; постепенно лесные школы для физически слабых детей стали распространяться по территории союза (Москва, Кострома, Нижний-Новгород, Новгород, Орел, Уфа, Неволь и др.). Самая идея необходимости организации Л. ш. пустила в СССР глубокие корни. В обычные лесные школы ослабленные дети принимаются обычно на 6 месяцев, т. е. на срок, в течение к-рого можно провести ребенка не только через курс укрепляющего режима, но и через систематический педагогический процесс, к-рый, как и весь остальной режим школы, подчинен основной идее— оздоровлению и укреплению ребенка путем целесообразного использования солнца, воздуха, воды, укрепляющих движений и рационального питания. Опыт лесных школ в советских условиях •приводит к следующим основным положениям их организации. Лесная школа как учреждение для слабых детей устраивается за городом или же на его окраине при условии удобного трамвайного и др. сообщения. Участок для школы в 50 чел. должен быть площадью не менее 1—2
га. Для солнечных и воздушных ванн устраивается особая площадка. На случай ненастной погоды должен иметься навес или открытая •с боков веранда под крышей. Для зимнего времени необходимы застекленные веранды. В школе на 50 чел. обычно устраиваются следующие помещения: комната для чтения и письма—30—40
м2, 1—2 комнаты для рисования и черчения по 40
м2, мастерская в 60
м%, комната для пребывания в свободное от занятий время в 60
м*, раздевальня в 15 ж
а, кухня в 20
м*, столовая в 0,75— 1 ж
а на ученика, учительская в 12
м2, мед. кабинет в 12 jvt
3,-дежурная сторожка в 7,5
м%, умывальная, уборная; высота помещения—4
м. Л. ш. устраиваются как для приходящих при условии удобного сообщения с населенными пунктами, так и для живущих в школе. В последнем случае необходимы спальни на 5—10 чел. каждая, из расчета •6—8 ж
2 на человека, при высоте 3—5
м, изоляционная комната площадью в 28 ж
а и комната дежурной надзирательницы в 5— 8
м*. В интересах обеспечения интернатов от заноса заразы нежелательно в одной и той же школе смешивать приходящих с постоянно живущими. Отопление может быть центральное, голландское или утермарков-скими печами. Необходимы приспособления для постоянного доступа воздуха летом и ■зимой, днем и ночью во все помещения детей. Этой цели удовлетворяют хорошо устроенные фрамуги; допустимо устройство и деревянной рамы, затянутой кисеей, вставленной в отверстие форточки. Темп, в комнатах зимой при постоянно открытых фрамугах не должна 15ыть ниже 9—10°. Мебель в Л. ш. должна быть легкая, переносная для того, чтобы дети могли сами переносить ее из комнат на воздух и обратно в зависимости от состояния погоды. Для лежания ■на воздухе наиболее удобной представляется деревянная рама, обтянутая полотном. В целях достаточного пользования воздухом независимо от времени года и состояния погоды дети в Л. ш. должны быть снабжены соответствующей одеждой. В климате средней полосы Союза необходимо иметь три комплекта одежды—для летнего, зимнего, осеннего (а также весеннего) времен года. Кроме того для лежания зимой на воздухе необходимы теплые одеяла-мешки. Педагогический персонал Л. ш. также должен быть снабжен соответствующей одеждой. Отбор детей в Л. ш. должен производиться весьма тщательно и осторояшо; дети отбираются из школ обычного типа. Показания- ми к приему являются 1) длительное малокровие, 2) хрон. упадок питания, 3) tbc без местных проявлений процесса (хрон. туб. интоксикация, по А. А. Киселю). Противопоказаниями являются 1)'случаи тяжелого tbc, 2) тяжелые поражения органов кровообращения, 3) тяжелые нервные явления (эпилепсия, хорея, истерия и т. п.), 4) умственная и моральная дефективность, 5) кожные заразные б-ни: парша, сифилис, стригущий лишай, чесотка, а также зловонн. насморк.—Основными факторами режима Л. ш. являются 1) возможно большее пользование наружным воздухом, 2) достаточное питание, 3) правильное гиг. распределение дня у детей. Все занятия и работы детей по возможности выносятся на воздух, не исключая холодного времени года. Как показал опыт Л. ш. и санаторных учреждений г. Москвы, при условии достаточного снабжения целесообразной одеждой и подбора подходящих занятий удается большую часть занятий проводить на воздухе. Письменные занятия производятся в комнатах вперемежку с устными занятиями, проводимыми на воздухе. Самый метод преподавания в Л. ш. отличается от такового в обычной школе в смысле большей наглядности и приближения к окружающей природе. Наблюдение показывает, что дети в условиях Л. ш. успевают гораздо больше сравнительно с обычной школой даже при условии меньшей затраты времени на занятия. Кроме достаточного общего количества калорий в зависимости от возраста дети должны получать смешанную разнообразную пищу через определенные промежутки времени 4 раза в день. Примерное меню: утром—сытный завтрак, напр. каша или яичница, хлеб с маслом, кофе с
х/г стакана молока; обед: суп или щи, на второе—мясо или рыба с картофелем или др. овощами, стакан молока; вечером—чай с молоком или бутербродом,
хлеб, масло, ветчина или сыр; ужин: каша и кисель, 1 стакан молока. Необходимо доставлять детям достаточное количество витаминов. К гиг. навыкам, обязательно проводимым в Л. ш., относятся уход за кожей, гигиена рта, мытье рук перед каждой едой, приучение к поддержанию чистоты и порядка в комнате и вещах. Уход за кожей заключается в ежедневном обмывании кожи до пояса или в душе комнатной водой и еженедельной мыльной ванне. Летом необходимо также ежедневное мытье ног перед сном (если существует интернат). Примерное зимнее расписание: от 7V
2 ДО 8
1/
2 ч. вставание, измерение t°, утренний туалет, уборка, медицин. осмотр (утренний туалет: холодный душ, обмывание или обтирание, чистка зубов и т. д.); от 87
2 до 9V
2 ч. завтрак; от 9
г/
2 до 127
2 ч. школьные занятия (4 занятия с перерывами для игр на воздухе). Летом в 11 ч. солнечные ванны и душ; с 1 до 2 ч. дня обед; с 2 до 4 ч. послеобеденный отдых на воздухе; с 4 до 4
х/
2 ч. измерение t°, чай с закуской; от 47
2 до 6Vg ч. клубная работа (мастерские, пение, организованные игры, спорт, развлечения и гимнастика); с 6V2 до 7 ч. ужин; после ужина с 7*/
2 до 8
1/
2 ч. клубная и кружковая работа; с 8V
2 до 9 ч. вечеоний туалет, приготовление ко сну. Самообслу- oft Болезни Возвратный тиф Брюшыой » Сыпной
» Корь...... Скарлатина . . живание вводится как один из элементов соц. воспитания. Трудовые процессы, доступные для контингента детей Л. ш., таковы: уборка постелей, приведение в порядок вешей, классов, выметание влажным способом, вытирание пыли влажным способом, дежурство при еде, мытье чайной посуды, носка дров, садоводство, огородничество, нек-рые виды ручного труда—все с дозировкой и индивидуализацией. Физ. упражнения со строгим отбором, индивидуализацией, дозировкой и под контролем врача являются одним из факторов физкультуры, проводимой в Л. ш. Во главз учреждения стоит врач; в помощь ему—опытная сестра или фельдшерица. На каждые 20 детей—педагог. В случае наличия интерната необходимы особые воспитательницы или же соответствующее увеличение числа педагогов.
Лит.: Жаворонков Ю., Физическая культура в лесной школе, Педиатрия, 1925, №1;Киричко| Н., Библиография по школам на от-крытом воздухе, Свободное воспитание, 1913—14, № 7; Майзель И., Физическое и педагогическое значение лесных школ, Общественный врач, 1913, № 2; он же, О лесной школе, Борьба с туберкулезом, М., 1923, № 4—5; он же, Школы на открытом воздухе в Западной Европе и Америке, Вопросы туберкулеза, 1923, № 3—4; Майзель И. и Радин'Е., Лесная школа и школа на открытом воздухе, М., 1924; Медицинская и педагогическая работа с физически слабым школьником, М., 1929; Ра дин Е. и Майзель И., Из душных классов на свежий воздух, М., 1926 (популярное издание); С h а р 1 е i n G., Les ecoles de plein air, P., 1921; Hoffa Th., Schulkmderfiirsorge (Handb. d. soz. Hygiene, hrsg. v. A. Gottstein, A. Schlossmann u. L. Telekv, B. IV, В., 1927); M а с d о n a 1 d M e i 1 S., Open-air schools, Toronto, 1918; Rollier A., Die Schule an der Sonne, Bern, 1916.
И. Майзель.
Смотрите также:
- ЛЕТАЛЬНОСТЬ (франц. lethalite), .смертельность, процентное отношение числа умерших к числу заболевших той же б-нью. Л. исчисляется за определенный период, обычно за год. В Москве напр. в 1926 г. зарегистрировано б-ных скарлатиной ...
- ЛЕТАЛЬНЫЕ ГЕНЫ, гены (см.), вызывающие смертельный исход в гомозиготном состоянии. Наряду с ними известно большое число полулетальных факторов, приводящих очень часто к рождению различного рода нежизнеспособных уродов или просто тем или ...
- ЛЕТАРГИЯ (от греч. lethe—забвение и argia—бездействие), летаргический сон, летаргическое состояние, мнимая смерть, похожее на сон состояние неподвижности, возникающее самопроизвольно или под влиянием гипноза и длящееся от нескольких часов до нескольких суток ...
- ЛЕТУЧАЯ МАЗЬ, Linimentum volatile, Linimentum ammoniatum, смесь легко омы-ляющегося жирного масла с аммиаком (нашатырным спиртом). По Ф VII Л. м.—смесь 3 частей подсолнечного масла с 1 частью нашатырного спирта, содержащего 10% ...
- ЛЕТЧИКИ, см. Авиационная гигиена. ЛЕФЛЕР Фридрих (Friedrich Loffler, 1852—1915), один из основоположников мед. микробиологии. Вскоре по окончании ун-та (1879) поступил в гиг. лабораторию Вольф-гюгеля (Wo If huge 1) при ин-те ...