МАЛЯРЫ
МАЛЯРЫ, лица различных профессий, объединяющих весьма разнообразный комплекс работ, имеющий своей конечной задачей покрытие самых различных предметов красящими веществами в целях предохранения их от порчи и для придания им красивого внешнего вида. Всякая малярная работа начинается с подготовки окрашиваемой поверхности, причем с предметов, подвергавшихся уже предварительно малярной обработке, удаляются старые слои краски. Эта операция может производиться следующими тремя способами: 1) соскабливанием, 2) сжиганием и 3) травлением. Работа по первому способу, особенно же при применении "сухой очистки, связана со значительным образованием пыли и представляет большую опасность для здоровья рабочих, особенно в тех случаях, когда счищаются краски, содержащие свинцовые соединения. В наст. время в ряде стран вследствие законодательного запрещения сухой счистки этот способ стал вытесняться.'—Сжигание старой краски производится при помощи различных приборов (паяльной лампы, жаровни, установок для автогенной резки) и сопровождается образованием густого дыма и копоти. В последних в случае счистки свинецсодер-жащих красок обнаруживается свинец в чистом виде и в форме окиси свинца. В последнее время Фробезе (Froboese) обратил внимание на образование в воздухе при этих работах высоко дисперсного свинцового коллоида (luftkolloides Bleioxyd), благодаря к-рому ядовитая краска может легко проникнуть в самые глубокие отделы легких, где и происходит интенсивное всасывание свинца в организм. При сжигании красок попутно образуется также СО, отравляющая в свою очередь воздух рабочих помещений.-—При травлении старой краски применяются различные хим. вещества: нашатырный спирт, щелочи, алкоголь, эфир, керосин, бензин, бензол и др. Употребление этих очистителей сопровождается поступлением в воздух паров, вредно действующих на организм работающих и могущих вызвать при известных концентрациях острые проф. отравления (аммиак, бензин, бензол). Т. о. все указанные способы удаления старой краски заключают в себе ряд серьезных проф. вредностей, и выработка рационального и безвредного метода счистки краски является давно назревшей задачей. После удаления старой краски (а при окрашивании новых изделий—после обыкновенной счистки их и сглаживания шероховатостей) окрашиваемая поверхность покрывается грунтом, обычно состоящим из льняного масла или олифы с тонкой краской, б. ч. свинцовыми белилами, содержание к-рых в грунтовом слое доходит до 33%; вслед за этим производится шпаклевка, т. е. заполнение углублений и неровностей особой замазкой, в состав к-рой также часто входят свинцовые белила (до 50%), после чего поверхность подвергается ш к у р о в-к е посредством стеклянной или наждачной бумаги или шкурки, и производится шлифовка при помощи пемзы в сухом виде или с водой. На подготовленную т. о. поверхность наносится 2—4 слоя краски, смотря по характеру изделия, причем перед каждым последующим нанесением слоя предыдущий снова шлифуется, и наконец последний слой краски для придания блестящего и красивого вида изделию обычно покрывается лаком. Основной проф. вредностью при этом процессе окраски является образование пыли, к-рая в случае применения свинцовых красок, олиф и сиккативов служит причиной хрон. свинцовых отравлений. По данным ряда исследователей процент заболеваний с признаками накопления свинца и выявленной клин, картиной свинцовых отравлений среди М. довольно высок, и на основании большого количества наблюдений цифра эта может быть в среднем определена в 30—60% всех свинцовых отравлений. Во Франции по данным министерства труда согла-
сно закону от 25/X 1925 г. было зарегистрировано в 1927 г. 41 и в 1928 г. 43 случая свинцовых отравлений среди М. В Германии в 1928 г. было зарегистрировано 337 случаев свинцовых отравлений, к-рые можно почти полностью отнести за счет М. По данным апгл. статистики проф. заболеваний, систематически ведущей разработку этих случаев уже около 30 лет, было зарегистрировано в 1927 г.—119, а в 1928 г.—116 свинцо-ор??/
0ТР
авлений среди М., что составляет в среднем оо ^ всех случаев свинцовых заболеваний за соответствующие годы, причем на маляров-строителей падает в 1927 г. 82% и в 1928—75% всех случаев отравлении среди М., смертность же на почве свинцовых заболеваний среди лиц, запятых окраской зданий, за те же годы составляет свыше 50% (41 из 78) всех случаев смертельных исходов свинцовых заболеваний в Англии за 1927 и 1928 гг. Развитию свинцовых отравлений среди маляров-строителей чрезвычайно сильно содействуют те особенно тяжелые антигигиенические условия труда, которые присущи вообще строительным работам. Сюда прежде всего относится невозможность устройства вентиляционных приспособлений, отсутствие умывальников и душей, относительно более низкий уровень развития этой группы рабочих, не выполняющих существующих правил безопасности работ, а также затруднительность проведения контроля за исполнением этих постановлений на строительных работах. Бессилие оздоровительных мероприятий в деле борьбы со свинцовыми отравлениями в малярном деле при современном состоянии техники ручной малярной работы по сравнению с другими свинцовыми производствами можно продемонстрировать на примере Англии, где за 23 года количество отравлений среди фабричных М. сократилось всего в 2 раза, в то время как в другом значительно более вредном производстве—свинцово-белильном— улучшениями технологического процесса удалось уменьшить число заболеваний за тот же период в 15 раз.—Из других вредных факторов, встречающихся при работе М., следует отметить неблагоприятные ме-теорол. условия, в к-рых б. ч. протекают эти работы, в особенности при наружной окраске зданий, различных сооружений и железных конструкций (мостов, судов и т.п.). Сильная жара в летние месяцы, холода и йожда—в осенние являются нередко причи- j ной различных заболеваний у М.: ревматиз-мов, воспалений дыхательных путей, реже-тепловых ударов. В результате чрезмерного напряжения органов при долгом стоянии, особенно в неудобном положении на лестницах, на коленях;могут наступить изменения в суставах, заболевания суставных сумок, варикозное расширение вен, плоскостопие, ощущение тяжести в ногах и судорог в икрах. На пальцах от постоянного давления на них кисти образуются в соответствующих местах мозоли, подвывихи. От частого соприкосновения с разнообразными хим. веществами (смолами, растворителями красок, лаками и др.) на коже рук появляются мацерации, трещины, воспалительные процессы, упорные экземы, воспаления ногтевого ложа, нагноения; эти явления особенно часто наблюдаются при приготовлении разных замазок, жидких красок, травлений старой краски, полировке изделий, очистке кожи от остатков красок. Окраска предметов путем погружения их в сосуды с красящими веществами протекает в совершенно иных условиях. Основными проф. вредностями при этих работах являются испарения летучих веществ, применяющихся в качестве растворителей красок, а также загрязнения рук красками в тех случаях, когда погружение предметов производится ручным способом. Характер испарений обусловливается составом растворителя, к-рый может заключать в себе довольно ядовитые вещества, как бензин, бензол и мн. др. Еще ббльшие концентрации паров различи, растворителей образуются при производстве покрасок способом разбрызгивания, при к-ром краски распыляются под действием повышен, давления (в 2—3 атмосферы) и в виде тонкой струи наносятся на окрашиваемую поверхность. При этом способе окраски образуются также туманы и облака, состоящие из тонко раздробленных капелек красящих веществ, в состав к-рых в большом количестве входят органические растворители, как напр. ацетон, амилацетат, метиловый алкоголь, трихлор-эгилен, бензин, бензол, ксилол, толуол и др. Все эти вещества, входящие в состав нитроцеллюлезных красок и быстро сохнущих цапон-лаков, находятся в них в больших концентрациях (от 50 до 85%) и при распылении красок составляют основную часть загрязняющих воздух веществ. По исследованиям, произведенным Госуд. научным институтом охраны труда, количество взвешенной в воздухе краски в капельножидком состоянии при различных видах пневматической окраски сильно колеблется в зависимости от характера работы (крупная или мелкая покраска), вентиляционных установок и состава красок. При исследовании напр. работы по пневматической наружной окраске жел.-дор. вагонов обнаружено, что при действии мощной вентиляции содержание красок в воздухе колеблется в пределах от 0,3 до 27,5
мг/м*. При окраске же мелких предметов, но при плохой вытяжке, это количество было выше и колебалось от 11 до 245
мг/м3. Содержание летучих веществ в парообразном состоянии также соответственно изменялось в зависимо-
«93 стиот указанных условий. Значительно ббль-шую опасность,, чем при ручной малярной работе, представляет применение свинцовых красок при пневматическом способе окраски. Произведенное в 1927 г. пенсильванским и американским национальным советом безопасности обследование малярных работ, выполняемых способом разбрызгивания, показало, что среди обследованных рабочих большой процент обнаруживали признаки бензольного и свинцового отравления. Оздоровительные мероприятия в области малярных работ должны вестись по линии устранения тех особо вредных веществ (свинец, бензол и др.), к-рые обусловливают основную массу проф. заболеваний среди М. Законодательство в капиталистических странах в этом отношении идет весьма робкими шагами. Принятый на 3-й сессии Интернациональной конференции труда в Женеве в окт. 1921 г. проект конвенции о запрещении применения свинцовых белил, содержащих более 2% свинца при внутренней окраске, не в состоянии радикально разрешить вопрос об оздоровлении малярных работ. Сфера применения этого запрета весьма ограничена и касается только части малярных работ, причем и в отношении внутренних покрасок в проекте конвенции предусматривается целый ряд возможных отступлений, еще более обесценивающих значение его как средства борьбы со свинцовыми отравлениями среди М. Однако и этот проект Международного бюро труда до сих пор не ратифицирован всеми государствами, принявшими участие в его обсуждении. Всего до наст, времени конвенция ратифицирована лишь 19 государствами. Наиболее крупные европейские государства, как Англия и Германия, а также САСШ этой конвенции не ратифицировали. В большинстве европейских стран, а также в нек-рых странах других континентов (Индия, Австралия, Тунис), изданы специальные правила о мерах борьбы с вредностями и опасностями при малярных работах. Главное внимание в них уделяется вопросам личной гигиены, во многие постановления введены также запрещения работать с сухими свинцовыми красками, производить сухую счистку старой краски, а также введены ограничения в применении труда женщин и подростков при малярных работах со свинцовыми соединениями и установлены обязательные периодические мед. осмотры лиц, работающих со свинцовыми красками.—В СССР последовательно и твердо проводится политика полного устранения из малярного дела свинцовых белил. Рядом законодательных актов был постепенно подготовлен переход от свинцовых белил к применению бессвинцовых красок (цинковых и титановых белил, литопона) при всех малярн. работах, и только для ограниченной группы работ (для окраски судов, мостов) последним обязательным постановлением НКТ от 16/VIII 1929 г. допускается временно применение свинцовых белил, но не далее 1/1 1935 г.,
к каковому сроку должны быть закончены все технические изыскания об условиях замены свинцовых белил при этих работах другими безвредными красителями. Что касается мероприятий по борьбе с вредностями пневматической окраски, то здесь возможность проведения ряда оздоровительных мер облегчается тем, что более высокая машинная техника допускает устройство специальных вентиляционных установок, могущих во многих случаях разрешить в основном проблему оздоровления этих малярных работ; однако и здесь требуется нек-рое ограничение в отношении применения особо вредных красок и растворителей. Кроме того вопросы личной защиты рабочих (респираторами, противогазами) имеют здесь особо важное значение в виду невозможности устройства при нек-рых видах малярных работ (строительные) вытяжных установок. Наиболее развитое законодательство по этим вопросам имеется в Америке, где в ряде штатов (Висконсин, Мичиган, Массачузетс, Калифорния, Пенсильвания и др.) изданы кодексы специальных правил по охране труда лиц, занятых на ра-. ботах по пневматической окраске. Одним из первых европейских государств, издавшим обязательное постановление по охране труда для этих работ, является СССР; до него аналогичные постановления изданы были в Бельгии, а затем в последнее время и в Голландии. Обязательным постановлением НКТ СССР от 22/VI 1930 г. за № 215 (Известия НКТ СССР 1930, № 19) предусматривается обязательное устройство вентиляционных установок для всех работ, где применяется способ разбрызгивания красок, за исключением тех случаев, где это технически неосуществимо (строительные работы). Кроме того запрещается применение при этих работах свинцовых красок, олиф и сиккативов, а также бензола в качестве растворителя лаков, причем все красящие вещества, предназначенные специально для применения при пневматической окраске, должны быть стандартизованы. Далее правилами предусматривается обязательное устройст- . во умывальников, душей, отдельных комнат для принятия пищи и др. вспомогательных общесанитарных установок, необходимых для гиг. обслуживания рабочих. Наконец в этом постановлении предусмотрены также нормы спецодежды и других индивидуальных защитных приспособлений (респираторы, очки, рукавицы и т. п.), подлежащих выдаче рабочим для постоянного ношения при работе.
Лит.: Жмудская Р., Селиверстов А. и Тейс Р., Пути оздоровления труда в малярных'цехах авиапромышленности, Гигиена труда, 1927, № 12; Зосимович А., Обследование маляров острож-ских вагонных мастерских ю.-зап. жел. дорог, Гигиена труда, 1926, № 1; Труды Ленинградского ин-та гигиены труда и техники безопасности, т. III, в. 4, Л., 1930; Труды Ленинградского ин-та по изучению проф. заболеваний, т. II, Л., 1927; В a n i k, Die Gesundheitsgefahren beim Arbeiten mit Zaponlack und ihre Verhutung, Zentralblatt fur Gewerbehyg.,
B.VI; 1929; Smyth. H. a. S m у t b. H., Spray painting hazards as determined by tbe Pennsylvania and National safety Council surveys, J. of industr. hyg., v. X, № 6, 1928,- T e 1 e к у L., Maler, Anstreicher, Lackierer' (Handbuch der sozialen Hygiene, hrsg. v. A. Gottstein, A. Scblossmann u. L. Teleky, B. II, В., 1926); Wen-z e 1, Alvensleben u. Witt, Die Beseitigung der beim Tauch u. Spritzlackieren entstehenden Dam-pfe, В., 1927. См. также иностранную литературу к ст.
Краски. Д. Каган»
Смотрите также:
- МАММИН (Mammin, Mammae siccatae), препарат из высушенного вымени коров. «96 Предполагают, что в маммине содержатся гормоны грудных желез. У животных при введении в организм самки М. оказывает ...
- МАНАССЕИН Вячеслав Авксентьевич (1841—1901), выдающийся терапевт и общественный врач, профессор Военно-мед. академии, редактор журнала «Врач». М. изучал медицину в Московском, Казанском, Дерпт-ском ун-тах, Военно-мед. академии и за границей. Из Московского ун-тета ...
- МАНДРАГОРА, Mandragora, растение сем. пасленовых (Solanaceae-Mandragorinae), растущее в странах, прилегающих к Средиземному морю. Различают два вида: Mandragora ofiicinarum L. (M. vernalis Bertolini) со светлозелеными цветами и М. autumnalis Spr. с ...
- МАНЕВРЫ (от франц. manoeuvre — действие, передвижение), особый вид практического обучения организованных групп населения и в первую очередь войск в обстановке, наиболее приближающейся к боевым условиям. М. имеют целью обучение начальников ...
- МАНЕРНИЧАНИЕ, манерность, своеобразный способ держать себя, характеризующийся отсутствием естественности и простоты в поведении, к-рое соответственно этому делается странным и вычурным. Все движения «манерного» субъекта, его позы, жесты, мимика, речь, включая ...