МЕБЕЛЬ
Рисунок 1.
стей. Напр. для оценки роли поясничной спинки удобно пользоваться специально сконструированным (конструктором Павленко) динамографом (рис. 1), который позволяет производить измерение давления на спинку при определенной позе, а при условии присоединения к нему кимографа—и регистрировать графически изменения давления на спинку во время работы. Этот прибор без труда может применяться также в любой производственной обстановке, если подставить его к пояснице рабочего во время работы. Другой прибор— полиманометр (рис. 2), сконструированный также во ВЦИООТ'е (Зальцгебер) на другом принципе,—позволяет количественно учесть распределение давления тела сидящего человека на различные опорные поверхности. Для этого напр. испытываемое сидение снабжается несколькими десятками отверстий, в к-рые вставлены стеклянные трубки, наполненные жидкостью, и пристегивается к столику со стойкой для манометрических трубочек. Каждая манометрическая трубочка соединяется с трубкой в сидении резиновым шлангом, а открытые концы трубок в сидении покрываются тонкой резиной (наподобие капсулы Марея).—2) И й физиологических методов, применяющихся в качестве косвенных методов, оценивающих аффективность М., можно назвать исследование газообмена. Однако надо иметь в виду, что он дает только данные о степени тяжести позы для человека при разной М., но не дает прямых указаний о связи ее с реакцией опорной поверхности. Вообще говоря, здесь могут употребляться и все методы, служащие для характеристики степени утомления, в том числе и психотехнические. 3) Важным фактором для оценки может служить способ учета производительности. 4) Не менее важен анкетный опрос самих работников. Разумеется сравнительные опыты должны ставиться над людьми, одинаково хорошо привыкшими к рациональной и нерациональной мебели. Важней ш и е наметившиеся типы рациональных конструкций производственной М. следующие: I. Производственная мебель,дающая рациональную опорную поверхност ь.—■ 1) Универсальный стул (из железа и дерева, рис. 3), сконструированный во ВЦИООТ'е. Особенности, которые выгодно отличают его от стульев других конструкций, следующие: а) Чрезвычайно простое передвижение сидения по высоте при легком нажатии ногой на пе--даль, б) Правильная седлообразная форма сидения, имеющая передне-задний . наклон. в) Вариативность вращательной способности сидения, как-то: у опасных работ—полное стопорение; при работе с подсобной зоной— вращение на 120° и наконец полное вращение. г) Возможность прикрепления различных подлокотников и подножек, д) Взаимозамепяе-чь-"
Рисунок 2. мость различных частей стула, е) Вариативность перемещений спинки (не только по вертикали, но и по горизонтали). Рисунок 4 ясно доказывает необходимость таких смещений спинки в связи со смещениями центра тяжести верхней половины тела при разных позах и разных длинах туловища.— 2) Универсальный стул типа ВЦИООТ, упрощенный и удешевленный (дерево), в основном обладает теми же свойствами, что и первый стул. Эта конструкция чрезвычайно удобна тем, что в ней несмотря на универсальность совершенно отсутствуют металлические детали, что имеет значение в виду наличия в нашей стране большой сырьевой базы лесных материалов. Вместо стальных рессор употребляется гнутая пружинящая березовая доска. Стоимость этого стула также значительно ниже.—3) Сидение стула (рис. 5) представляет еще большее упрощение вследствие того, что не может изменяться по высоте. Эти стулья заказывают по номерам. Высота различных номеров отличается на 3 см друг от друга.—4) Принципы конструирования универсальных стульев дают указания и для различных паллиативныхРисунок 3.
РИС. 4.
мероприятий в области рационализации старой мебели. Рисунок 6 дает иллюстрацию рационализи-рования простой табуретки, к к-рой приделывается спинка и локотник.—5) Для обслуживания длинных рабочих мест намечаются 'под- вижные рабочие стулья двух видов (рис. 7 и7а): а) подвижные на ножных колесиках, б) подвижные на роликах у самого сидения.-—6).Для профессий, работающих то сидя то стоя, делаются откидные стулья (рис. 8).—7) Для ра- ооты у наклонных раоочих мест создаются и соответствующие наклонные стулья.—8) В Германии, где после войны и во время ее широко применялся труд инвалидов, употреблялисьРисунок 5.
Рисунок 6.Рисунок 7.
специальные подвешенные локотники для культи, прикреплённые к станку (рис. 9).— 9) Для движущихся напряженных рук таких профессий, как гавеи-мотористки, перфористки и т. д., рекомендуются подвижные локотники, укрепленные на хорошо растягивающейся пружине и повторяющие естественные движения.—■ 10) Рабочим, к-рые по характеру профессии не могут работать сидя, дается возможность отдыхать в перерывах между работой на специальных откидных стульях, не занимающих места в проходе (захлопывающиеся).—11) При некоторых стоячих работах делаются и специальные подпорки (проект Н. Haeberle) для разгрузки спинных' мышц при стоянии (рис. 10).—12) Для работы, где имеются крупные движения одной ноги, а также для инвалидов пригодны стулья с вырезами в сидении для этой ноги.—13) В условиях работы, когда имеется сотрясение пола, целесообразно применять пружинящие прокладки (резину) под ножки стула, как указано на рис. 11 (проект Гилбре-та), а также употреблять пружину.—14) Для комнат отдыха, находящихся рядом с цехом, удобны и дешевы складные сидения из дерева и брезента, изменяющие по желанию степень своего наклона. Другие виды рациональной производственной М.: 1) Моясио отметить рационализацию М., произведенную аптечным управлением главн. образ, в московских аптеках в общем довольно удачно, если не считать слишком низкого расположения нижних ящиков и полок в тумбах. 2) Внимания заслуживает проект сортировочного стола для сортировки писем (Рудник). 3) ВЦИООТ'ом прорабатывается вопрос о пересмотре конструкции верхней поверхности рабочего стола. Все с большей ясностью вырисовывается целесообразность для нек-рых профессий устройства небольшого наклона поверхности стола, дающего возможность сидеть более прямо за столом и работать с нормальным углом зрения. 4.) Необ- ходимо также упомянуть и о М. для раздевален: а) рациональных шкафчиках для одежды (Германия) и б) о ящиках-табуретах для чистки обуви, устанавливаемых в раздевальнях пыльных и грязных цехов. Необходимо отметить, что первые шаги по внедрению у нас рациональной мебели в промышленность дали уже свои результаты. В наст, время закончены 3 работы, доказавшие экономическую эффективность рациональных стульев конструкции ВЦИООТ'а. Собрано большое количество положительных отзывов рабочих и производственников о первых образцах рабочей мебели, к-рая проверялась Ин-том на ряде фабрик и заводов. Чертежи рабочих столов и стульев соРИС. 7 а.
всеми отзывами переданы в ВКС для стандартизации во всесоюзном масштабе.—Успешность введения рационализации производственной М. требует, разумеется, большой культурно-просветительной работы и специального обучения рабочих правильному использованию предложенной конструкции. о. Заиьцгебер. М. детских учрежден и.й также должна быть сконструирована на основании физиол. требований, предъявляемых к правильному положению тела во время работы, причем не должны быть нарушены функции дыхания, кровообращения, органа зрения и костно-мышечного аппарата. Правильное положениеРисунок 8.
тела во время работы достигается активной работой мышечных групп, поддерживающих туловище в положений устойчивого равновесия. Утомление мышечных групп, наступающее при неблагоприятных условиях работы, напр. при чрезмерной длительности ее, отсутствии достаточного освещения, при нерационально устроенной М., ведет к ослаблению мышечного тонуса и перемещению центров тяжести телаРис.
и отдельных сегментов его, следствием чего являются неправильные, вредные для здоровья ггозы. В результате длительного неправильного положения тела развиваются стойкие изменения в организме—сутулость, сколиоз, ослабление зрения и пр.; уменьшается общая сопротивляемость организма, развивается малокровие и пр.—Особое значение имеют для детей, находящихся в процессе роста и развития, сохранение правильного положения тела и выработка соответствующих навыков, связанных с пользованием мебелью. Ослаблению мышечных усилий в значительной степени способствуют внешние точки опоры, предусмотренные в правильно устроенной рабочей М.; так, правильно устроенная спинка дает опору в поясничной и нижне грудной части позвоночника, правильная высота стула способствует опоре ноги о пол или подставку и пр. Требования, предъявляемые здесь к правильной М., заключаются в'том, что размеры и взаимоотношения частой стола и сидения должны соответствовать пропорциям детского тела. Длин-ники тела, определяющие основные размеры М., находятся в прямой коррелятивной связи с ростом, и поэтому рост служит показателем при определении размеров М. для разных возрастных групп населения. При опре-Рисунок 10.
Рисунок 11.
эксперимента и антропометрическим. Метод наблюдений и измерений был впервые применен в Америке Бернардом (1838) для определения размеров детской М. Затем ряд авторов разработал таблицы размеров школьной М., к-рые были в разных странах приняты законодательствами. В России первая таблица размеров М. для школьников разработана Эрисманом по данным измерений и длительных наблюдений над учащимися СПБ гимназий (1871 — 1905). В 1927/28 г. в Государственном ин-те социальной гигиены в Москве этот вопрос вновь проработан с применением специальной методики антропометрических измерений детей, принимавших правильное положение тела на специальном измерительном кресле Стефани, и последующей вариационно-статистической обработкой материалов. Аналогичная работа по несколько видоизмененной методике проведена в 1931 г. Институтом охраны материнства и младенчества НКЗдрава над детьми ясельного возраста. В результате массового обследования детей из детских яслей, садов и школ г. Москвы разработана таблица размеров мебели для детей и подростков от 1 года до 19 лет (табл. 1). Данные антропометрических измерений детей дают большие колебания отдельных размеров тела, по к-рым определяются основные размеры М., и поэтому точно приспособленная М. должна быть индивидуальной или изменяться в основных своих размерах, гл. обр. по высоте стола, сидения и спинки. Правильность посадки зависит гл. обр. от правильно установленных размеров диферепции, т. е. расстояния от края стола, обращенного к сидящему, до края сидеция; от дистанции спинки, т. е. расстояния Табл. 1. Основные размеры мебели для д е т е й и подростков (в см). Размеры стула Диференция Размер ы стола Sa В и « >• Ь V <в в о, в В сота верхнего ая пояснич-й спинки над дением о v га В В Я Хй Н о В § и те высота края, обращенного к сидящему i н с; О, я! Е- О) СО d ft f а к о о. н_>а а « о й и 2 ширина ск и глубина (передне-за размер) р.чан я 2 « 8 _ а *. н g 'В S О К щ 8 я Р я к к « те о в в р. в s Л 8 5 3 g £§£• — ге wj Н 1 СО а а>« а в а _^ о " « га с в ^ в w ! 2 Ив 3 я) о 2 со в те р,д Н rt и в в а и X В о OS&K о й "а S В о, «а i Ясли 65—74 75—8i 16,5 — 85—94 — 1 4 Детский сад 90—99 — 100—109 — — 110—119 30,5 18,5 20,5 — —■ ' 7 Школа 120—129 27,5 ! 8 ISO—139 21,5 59,5 i 9 140—149 150—159 22,5 25,5 69,5 189—169 " Примечание. Номер 7-й годлн также для детей старшей группы детсада при уменьшении высоты стула на 1 см и среднем размере высоты стола. делении размеров- М. пользуются методами: наблюдений над процессами работы в естественных и лабораторных условиях; физнол. от края стола до сгсшки сидения (по горизонтали), и дистанции сидения, т. е. отношения переднего края сидения к диферепции (рис. 12 17» н 13). Конструкции школьных с т о -л о в различны в зависимости от назначения: кроме удовлетворения общим требованиям, предъявляемым к М., они должны способствовать проведению принципа индивидуальной изоляции; с этой целью наиболее желательны индивидуальные столы; допустимы и двухместные. Доступ к рабочему столу должен быть хотяРисунок 12. Схематический разрез стола: А—высота сидения; Б—ширина скамьи или глубина стула; В—высота поясничной спинки; Г—добавочная величина для спинно-поясничнойспинки; Д—дифе-ренция; Е—дистанция сидения; Ж — дистанция спинки; 3—ширина наклонной части доски; И—ширина горизонтальной части доски!стола; К—подъем крышки стола; Л—высота края_стода, обращенного к сидящему.
бы с двух сторон. Одно-, двухместные столы портативны и могут использовываться для различных группировок в процессе работы; одни и те же столы могут быть приспособлены и для разных видов работы. Столы с наклонной доской, наилучше удовлетворяющие требованиям гигиены зрения при чтении и письме, можно превращать в столы с горизонтальной доской, более удобные для других работ. Индивидуальные складные столы особенно желательны в виду возможности иеггользовывать их для работ на воздухе. В целях экономии места, легкой и быстрой уборки помещения применяются и откидные столы, напр. для еды. Специальные верстаки должны быть приспособлены для детей разного роста и удовлетворять всем требованиям трудового процесса в условиях работы сидя и стоя. Столы в школьных лабораториях — химической, физической и биологической—различны по форме и устройству специальных ящиков для хранения материалов и пособий, к ним требуется подводка электричества, газа, воды и пр.—Наиболее рациональные в гиг. отношении с и д е н и я—это стулья или скамьи с поясничными и спинно-Рисунок 13. Правильная и неправильные посадки за школьными столами (слева направо): при низком столе и положительной дистанции епдения; при низком столе и низкой скамье; за высоким столом и за столом соответствующих размеров.
поясничными спинками; вполне удовлетворительны спинки в виде отдельных горизонтальных или изогнутых брусков. Такие спинки, высота к-рых определена на основании данных высоты поясничного изгиба и высоты нижнего угла лопаток над сидением, вполне обеспечивают опору позвоночника. Необходимым усло- вием правильного устройства этих спинок является отсутствие продольных перекладин между брусками, мешающих правильному сидению. Сплошные спинки должны соответствовать изгибам позвоночника. Для лабораторий наиболее приемлем стул, разработанный ВЦИООТ (см. выше). Непременным условием правильного снабжения детских учреждений рабочей М. является правильный подбор столов и стульев по размерам соответствующих номеров М. иДлвиа стола-100 си
Рисунок 14.!Типы"школъ-ньгх столов: 1—парта Эрисмана; 2—стол Шют-те; 3—стол Ивановского; 4—универсальный стол.
правильное распределение ее по детским группам. С этой целью в продажу должны поступать столы и стулья со штампами определенных номеров. Процентное распределение детей из разных детучреждепий по росту должно служить ориентировкой при заказах для них мебели (рис. 14). Вспомогательной М. в детских учреждениях служат шкафы различного назначения—для книг и пособий, для индивидуальных и' коллективных работ, специально выставочные шкафы, шкафы для платья и пр. Шкафы не долзкны вытеснять много воздуха и способствовать скоплению сора и пыли. По высоте шкафы должны соответствовать росту детей и иметь небольшую ширину в целях удобного доставания вещей и легкой очистки. Шкафы должны стоять либо на ножках высотой в 15—20 ел* либо должны быть портативны, легко сдвигаемы с места, на сплошной раме, плотно прилегающей к полу. Индивидуальные закрытые шкафы для платья с полками для головных уборов должны иметь вентиляционные приспособления. При отсутствии таковых предпочтительны шкафы с открытой передней стенкой. В целях разгрузки помещения целесообразно «79 мкбиуса болезнь устраивать стенные шкафы как в рабочих, так и подсобных помещениях детских учреждений. Кроме того в детских учреждениях устраивают специальные сушильные шкафы (для белья и платья) с подачей теплого воздуха.—Детская М. в домашней обстановке ребенка должна отвечать тем же гиг. требованиям.— Разработка сан.-гиг. требований и норм М. для детей и подростков производится в ин-тах охр. мат. и млад, и охраны здоровья детей и подростков НКЗдрава, а разработка образцов политехнического оборудования—в Ин-те политехнического образования Наркомпросн. В Ин-те социальной гигиены (1929) разработан вопрос о размерах стола и стула для работников умственного т р у д а на основании специальных измерений студентов Высшего технического училища в Москве (табл. 2). "Г а б л. 2. Таблица средних размеров М. для работников умственного труда (в си). Для групп с ростом Мебель I от 155 до от 165 до I Ш см 174 см I 1 Размеры стола Ширина (передне- j задний размер) . . Длина рабочего ме- ста за общим сто- Длниа индивидуаль- ного стола..... Размеры стула Высота сидения . . . Глубина (передне- задний размер) ■ . 3S Высота верхнего края спинки над ОТ 175 ДО 185 см 120 30 47,5 38 40 81 60 120 31 40 43 Процентное распределение М. по указанным в таблице ростовым группам дало для номера 1-го 16%, для номера 2-го—62%, для номера 3-го—22%. Имеющаяся в СССР на рынке М. конструируется по средним «стандартным» размерам и т. о. может быть правильно применима примерно только для 62% мужского населения. Принимая во внимание, что рост женщин в среднем ниже, чем у мужчин, правильное использование этой М. еще меньше. При массовом изготовлении и снабжении общественных учреждений М. с постоянными размерами ростовое распределение должно быть принято во внимание.—Проблема М. у нас еще только поставлена; для правильного ее разрешения необходимо проработать типы, размеры и конструкции и установить сорта и качество строительных материалов, соответствующих гиг. требованиям культурного жилища, и организовать стандартное производство основных предметов М. Проблема М. должна разрабатываться в связи с реорганизацией условий труда л быта и в тесном контакте с новым социалистическим жилищным строительством. М. б о л ь н и ч н а я—см. Больнгща, больничное Оборудование. М.. Кореунсвап. Лит.: Бекарюков Д., Основы школьной гигиены, М., 1914; Берн штейн Н., Проект переустройства рабочего места вагоновожатого трамвая, Психотехника и психология труда, т. II, в. 1, 1929; он же, Современная биомеханика и вопросы охраны труда., Гиг., безопасность и патология труда, 1930, № 2; Бюхлер Р., Столярпо-мебельное дело, М., 1930; Заглухин-ская Л., Мебель и обстановка в детских учреждениях с, гигиенической точкизрения, М.—Л., 1 933; 3 а л ь ц -гебер О., Рационализация рабочей мебели на производстве, Охрана труда, 1930, № 1 и 10, и 1931, № О и 11 (отд. изд.—M., 1931); она ж е, Рабочая мебель, М., 1931; Здание трудовой школы первой ступени, под ред. А. Молькова, вып. 2—Уход за школьным зданием и школьной обстановкой, М.—П., 1923; Коган В. и Шпигель Ю., Опыт рационализации рабочей мебели распределительной телефонистки, Гиг. труда, 1924, Л? 10; К о ж и и М., Проблема рационализации мебели и столярно-строителышх деталей, Лесопромышл. дело, 1928 и 1929 (серия статей); Кор суп ска я М., К вопросу о стандартах размеров детской мебели, Соц. гиг., 1928, № 1 (11) (лит.); она же, Стандарты размеров мебели для ясельных учреждений, Охр. мат. и млад., 1932, № 12; К о р с у к с к а и М. и Заглу-хинская Л., Размеры стола и стула для работников умственного труда, Гиг. и эиид., 1931, J4» 1; М а л о в С. и И а л е х о в А., Оборудование здания политехнической школы, М., 1 933; М и р с к и й М., О значении некоторых сторон физического развития для проф. пригодности мультипельной телефонистки, Соц. гиг., 1928, <№ 2—3 (12—13); Организация рабочего места, Техника и металлист, 1929, № 14; Рудник А., Режим дня и рабочее место сортировщика писем, Труды Ин-та техники управления ПК РКИ СССР, т. III, 1930; Школьная гигиена, под ред. А.. Молькова, М., 1934; Эрисман Ф., Соображения по вопросу о наилучшем устройстве классной мебели, Сборник постановлений и распоряжений по Моск. учебному округу, Ы., 1894; он же, Классные столы в наших учебных заведениях, Вестн. воспитания, 1896; A s с h e r, Zweckmassige Gestaltung von Arbeits-tisch u. Stuhl, Psychotechn. Zeitschr., B. IV, 1929; В e n k e г t H., Arbeitsplatzstudien in der Werkstatt, Industr. Psychoteehnlk, 1925, № 1; Der Arbeitssitz, Sonderveroffeiitliclnmg des Keiclisarbeitsblattes, В., 1929; G-elbrich H., Arbeitsstiihle fur Werkstatten, Arbeits-scliutz, 1928, № 26; H 1 r s с h b e r g, Die Verwendung ernes Stojfstuhles in der Textilmdustrie, Zentralbl. I. Gewerbehyg., 1930, № 9; Hoffmann II., Gute Mobel, Stuttgart, 1929: К о 1 b, Ubermassige Lendertkrum-mung als Sitz- u. Haltungsschaden, Munch, raed. Wo-chenschr., p. 1 097, 1927; Rosenberg F., Der Arbeits-platz in der Fabrik (глава в книге—E. At'zler, H. Hil-debrandt u. a., Der Mensch im Fabrikbetrieb, hrsg. v. E. Ludwig, p. 125—143, В., 1930); S e h n e с k A., Das Mobel als Gcbrauchsgegenstand, Stuttgart, 1929; Seats for workers in factories a. workshops, publ. by the Home office, Welfare pamphlet, №0, 1920; Stolzen-b e г g II. и. E } ] i e n b e r g K., Arbeitsplatzstudien, Industr. Psychotechnik, 1929, № 12. Периодические издания.—Строительная промышленность, М., с 1923; Строительство Москвы, М., с 1924; Dentsche MObelzeitung, Halle, с 1904; Die Form, В., с 1925.- МЕБИУСА БОЛЕЗНЬ (Moebius), изолированные параличи черепномозговых нервов вследствие гибели ганглиозных клеток в ядрах соответствующих черепных нервов; объединяются под названием Kernschwund; представляют семейно-наследственное заболевание. Клинически чаще всего выражается врожденным опущением верхнего века одного ...
- МЕГАОБЛАСТЬ (от греч. megas—большой и blastos—зачаток), по Эрлиху (Ehrlich), ядро-содержащие незрелые красные кровяные клетки, по величине (10—20//) значительно больше нормальных эритроцитов. При особенно крупных размерах клетки эти называются гиганто-бластами. Для молодого ...
- МЕГАЛОМАНИЯ (от греч. megas—великий и mania—сумасшествие), бред величия, по старинной терминологии «горделивое помешательство». Больные считают себя обладателями несметных богатств, занимающими высокое общественное положение, наделенными сверхъестественными силами и т. п. Этот бредовой ...
- МЕГАСФЕРЫ (от греч. megas—большой и sphaira—шар), эмбриологический термин, предложенный В. Гисом (W. His) для обозначения больших желточных шаров, лежащих в полости под зародышевыми листками у птиц. Они отшнуровываются от поверхности желтка, ...
- МЕД, сахаристый продукт, вырабатываемый . рабочей пчелой (Apis mellii'era L.) из нектара цветов медоносных растений. Для выработки М. пчела может пользоваться кроме нектара медовой росой, выступающей в жаркие дни на ...