НОСИЛКИ
Рисунок 1. Обыкновенные носилки. Рисунок 2 и 3. Носйлки-возикв на двух и на одном колесе. Рисунок 4. Складные носилки. Рисунок 5. Носилки-стол.
лее далекие расстояния пользуются вьючными животными, лучше всего мулами или верблюдами, причем Н. в числе 1—2 устанавливаются или подвешиваются на особых седлах. В горах, по узким тропинкам с крутыми поворотами, спусками и подъемами пройти 2 носильщикам с длинными прямыми Н. невозможно. Поэтому в альпийских странах жизненный опыт выработал целый .ряд креслоподобных горных Н., обший империалистской войны на западном фронте специальные окопные Н. или напоминали горные образцы или представляли собой различного рода импровизации. Из шинелей и полотнищ палаток, шестов, брусков, ремней и веревок составлялись гамаки или короткие Н. Вообще изготовление самодельных восрлок из подручного материала с давних времен практиковалось широко и многообразно при подаче первой помощи в не- носилки ечастных случаях. Особой разновидностью таких импровизированных носилок являются волокуши. В болотистых лесах это— простейшее, иногда единственно возможное транспортное средство. Два молодых дерева срубаются, укладываются параллельно на известном расстоянии друг от друга, скрепляются в этом положении распорками и настилаются ветками сверху. Оставшиеся на нижней стороне ветви пружинят, когда уложенного на такой раме пострадавшего волочат по земле. При мягкости грунта той же цели служит установка Н. на полозьях. Не переносимые на руках грузы в альпийских горах перевозятся зимой и летом на особых санках, легко приспособляемых также для транспорта раненых. В равнинных местностях зимой при обилии снежного покрова необходимость л ы ж-н ы х носилок бесспорна. Б. К. Леонардов различает четыре категории санно-лыжных сочетаний с обыкновенными носилками и выделяет в особую группу превращение лыж для ходьбы в средство для перевозки и переноски раненых. К последней группе относятся лыжи-носилки Татаринова и Цыганкова: полозья скрепляются двумя поперечными надставками, на к-рых устанавливается полотнище Н. с лыжными палками вместо жердей.—По обыкновенным проезжим дорогам носилочный транспорт значительно облегчается и ускоряется колесными приспособлениями к ручным Н. Число колес колеблется от 1 до 4. Соответственно этому приспособление вместе с Н. имеет вид тачки, двуколки или китайской «рикши», трех- или четырехколесной повозки.— Последняя категория специальных Н., еще не упомянутых выше, это—м о р с к и е Н. (см. Морское санитарное дело). Ыек-рое сходство с условиями морского сан. транспорта представляет обстановка в горной промышленное т и. Для вывоза по штрекам пострадавшего в рудниках и для подачи его на поверхность земли («выдача на гора») также с успехом применяются Н.-ш и н ы и Н.-г а-м а к и. Подобные же Н. лучше других отвечают техническим условиям погрузки, выгрузки и транспортировки при эвакуации больных и раненых на самолетах. Значение Н. как основного сан.-транспортного приспособления выступает особенно рельефно во время войны Стремление сделать войсковые Н. портативными заставляет изготовлять их складными или разборными. Наиболее удобным видом разборных Н. являются Н., делимые на две одинаковые половины, из к-рых каждая может применяться в качестве окопных Н. для переноски раненых в сидячем положении. Так как перекладывание раненых с одних Н. на другие обычно болезненно и вредно для раненого, возникла идея создать единый по размерам образец Н., применимых для помещения в любой вид сан. транспорта (повозка, автомобиль, ж.-д. вагон и др.). Надобность в очень большом количестве Н., приспособляемых не только к разнообразным внешним условиям, но и к различным лечебно-профилактическим задачам, еще более остро ставит вопрос о стандартном образце. Международный комитет Краснг го кре- ста в Женеве на конференции 1925 г. решил создать постоянную техническую комиссию для стандартизации предметов сан. снабжения. В первую очередь намечено было решение носилочного вопроса. В наст, время соглашение достигнуто относительно размеров и общих свойств таких унитарных Н. В 1927 г. комиссия установила следующие обязательные для всех государств размеры Н.: максимальная длина жердей 230 см; максимальная ширина Н. (на уровне поперечных распорок) 59 см; расстояние между наружными краями жердей не более 55 еж; максимальная высота вместе с приподнятым изголовьем 40 см, без изголовья—20 см; расстояние по длине жердей ближайших друг от друга точек опоры для установки или подвешивания Н. 119 см, длина пояса опоры в головной и ножной части каждой жерди 10 см, длина свободных концов жерди с той и др. стороны 45,5 см, максимальный вео 12 кг. Что касается общих свойств, то признано желательным, чтобы Н., сохраняя национальные особенности, удовлетворяли следующим конструктивным требованиям: 1) поперечная делимость Н. на 2 строго идентичные половины; 2) взаимозаменяемость обеих половин каждой жерди и скрепление их в одну длинную жердь простым и прочным механизмом; 3) полная съемность каждого полуполотнища; 4) отсутствие мелких частей, болтов, цепей и т. д.; 5) портативность каждой половины Н. на плечевых лямках; 6) пригодность полуносилок для работы в окопах.—Принятые на снабжение в РККА полевые носилки образца 1927 года имеют деревянные бруски (жерди) длиной 221,5 см; металлические, шириной в 55 см, поперечины, складываемые на шарнирах по направлению к ручкам; низкие петлеобразные металлические ножки; несъемное полотнище, прибитое к наружным краям брусков и защищенное от прогибания книзу 2 поперечными полосами. Для большей прочности при установке и подвешивании бруски окованы железной муфтой в центральных частях ручек вблизи прикрепления полотнища. Вес Н. около 9,5 кг, высота ложа над уровнем земли 16 см. Изголовье импровизируется, лямки для носильщиков, пояса для фиксации бессознательных раненых и одеяла для сбережения тепла заготовляются отдельно по мере надобности. Большое сходство с описанными Н. имеют американские военно-сан. Н.—С мед. точки зрения полевые Н. должны представлять собой бессменное до места госпитализации санитарно-транспортное приспособление, обеспечивающее раненому покой без напряжения мышц туловища или конечностей и без стеснения дыхания и кровообращения. притом же предохраняющее больного от солнца, дождя и почвенного холода, наконец допускающее переноску на руках и перевозку на колесных и других транспортных средствах без перекладки. Лит.: Леонардов Б., Организация мед. помощи в поле, М.—Л., 1929; он же. Наставление для санитаров по оказанию первой помощи, М.—Л., 1929; Die deutsche Chirurgfe im Weltkrieg, hrsg. v. A. Borohat'fJ u. V. Schmieden, Leipzig, 1920. D. Octah-Синен. I НОСОВЫЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ,cu.Epistaxis. «15 61в
Смотрите также:
- НОСОГЛОТОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО, носоглотка, верхняя часть глотки, cavum retro-nasale или pharyngo-nasale, представляет собой полость, расположенную позади носа и непосредственно переходящую в средн. часть глотки (история развития—см. ГлогАка). Анатомия. Величина носоглотки у взрослого ...
- NOSTALGIA (от греч. nostor — возвращение на родину и algos—боль), ностальгия, тоска по родине. Проявляющееся у многих людей в первые моменты жизни в новой непривычной обстановке, на новом месте, среди чужих, ...
- NOTENCEPHALUS, уродство развития черепа и мозга, при котором части мозга выступают через отверстие в задней части черепа, образуя вид мозговой грыжи — notencepha-locele.
- НОГНАГЕЛЬ. Герман (Hermann Nothna-gel, 1841—1905), знаменитый клиницист- терапевт; в 1865—68 гг. был ассистентом у Лейдена сначала в Берлине, а потом в Кенигсберге, где получил ...
- НОТНАГЕЛЯ СИНДРОМ наблюдается при заболевании области четлерохолмия и характеризуется мозжечковой атаксией, параличом пп. III и глухотой; зависит ф) участия в процессе nucleus ruber или ЬгЩйит conjunctivum, ядер nn. Ill и corp. genidulat. ...