ПАЛОМНИКИ
ший паломничество получает звание «хаджи», дающее ему почет среди правоверных мусульман. Желая увеличить свою славу, хаджи имеют обыкновение расписывать свое путешествие в «священную страну» всеми цветами фантазии. К этим рассказам присоединяется агитация специальных агентов, направляющихся из Геджаса во все концы мира для вербовки П. Для жителей Геджаса паломничество является основной доходной статьей: каждый шаг П. на «святой» земле оплачивается полновесным золотом; святые места являются ареной беззастенчивого обмана и обворовывания П. и злостного вымогательства. Обирание П. начинается задолго до приближения к Гед-жасу: на П. наживаются пароходные компании, филиалы подозрительных банков, всевозможные поставщики и агенты колониальных держав, в руки к-рых переходит и львиная до-
в предыдущем году, совершая т. о. 33-летний цикл, согласно к-рому хадж с летних месяцев' передвигается на весенние, затем зимние, осенние, снова летние месяцы и т. д. Это обстоятельство не лишено эпидемиол. значения. Движение мусульманских П. к Мекке происходит обычно морским или караванными путями. Морским путем П. прибывают с юга через Баб-эль-Мандеб из Голландской Индии, Стретс-Сеттлементс, Британской Индии, Китая, Афганистана, Персии, Ирака; с севера—из Турции (ныне совершение хаджа турецким гражданам воспрещено), Сирии, Палестины, из Балканских стран, с северного побережья Африки; из стран, расположенных вдоль берегов Красного моря: Египта, Судана, Эритреи (через эти страны идут также транзитом П. из Центральной и Западной Африки), Сомали и Йемена. Морской путь в Геджас до щ$тщшт середины 19 в. представлял значительные сан. опасности. Численность пассажиров утлых парусных судов нередко сильно уменьшалась на длинном пути из Сингапура или других дальних гаваней вследствие лишений и эпидемий. С введением пароходного сообщения количество П. из Индии и Зондских о-вов значительно возросло. Все страны, из портов к-рых направляются пароходы с П., имеют специальные правила, фиксирующие минимум сан. условий на паломнических пароходах. Эти правила в общем соответствуют в наст.'|время положениям санитарной международной конвенции 1926 г. и содержат ряд дополнительных пунктов о размещении П., о запасах провианта и т. п. Несмотря на эти правила сан. состояние паломнических пароходов до сих пор не всегда достаточно удовлетворительно. На нек-рых пароходах количество П. превышает положенное по нормам число. Обращение с П. со стороны владельцев судов, для которых бессловесная масса темных людей, какими являются большинство П., представляет лишь объект наживы, отличается крайним бессердечием. В прежние годы неоднократно бывали случаи, когдаП., подгоняемые лодочниками, стремившимися перевезти возможно больше народу, срывались с трапов и падали в воду. Нередко под перевозку П. и теперь кое-как оборудуются «корабли смерти»—старые суда, годные только на слом. На многих судах свидетельства о дератизации оказываются давно просроченными и т.д.—С ухим путем в . прежние годы двигались караваны из Египта, Дамаска, из Персии (Багдад), из Неджда, из Ассира и Йемена. Условия передвижения для дальних караванов, напр. из Дамаска, были необычайно тяжелы: около 40 дней по |безвод-ной пустыне при разности дневной и'рочной t° до 25—35°. Большое облегчение принесла построенная незадолго до мировой войны Гед-жасская железная дорога, сократившая путь от Дамаска до Медины до трех дней. С разрушением этой дороги (во время мировой войны) сухопутное движение Дамаск—Медина почти прекратилось. Наибольший процент П. прибывает в Гед-жас из Голландской Индии; их обычно называют яванцами, хотя они далеко не все являются уроженцами острова Явы. Они составляют около V4 всего числа П. Следующими по мощности являются группы индусов и египтян. Общее число П. за последние годы таково: 1927 г.—129 000,1928 г.—99 000,1929 г.— 89 000, 1930 г.—85 000, 1931 г.—45 000. До мировой войны некоторое количество П.-мусульман шло и из России. П., прибывающие в Геджас со всех концов мусульманского мира, несут с собой свои б-ни. Скученность, отсутствие элементарных гиг. условий и навыков,. сильное переутомление и колоссальная инсоляция во время массовых передвижений по «священным» пунктам (Арафат, Муна) создают благоприятные условия для распространения эпид. заболеваний среди П. И действительно, в прежние годы во время хаджа неоднократно вспыхивали тяжелые эпидемии, разносившиеся потом в страны, куда возвращались П., а оттуда по всему миру. Из эпид. б-ней, распространение к-рых связано с мусульманским паломничеством, первое место по справедливости принадлежит х о-л е р е. Мировой эпидемический очаг холеры—Британская Индия—поставляет ежегод- но большое количество П. Второстепенные холерные очаги также находятся в странах, откуда идут П. (Ирак, Афганистан, Персия). За последние 50 лет до войны, т. е. с 1860 по 1913 г., эпидемии холеры дали среди П. в Гед-жасе около пятнадцати крупных вспышек. В эпидемию 1907—08 гг. погибло от холеры. 20 000 паломников. В 1912 г. в разгар эпидемии ежедневно умирало по 800—1 000 человек. Мировые очаги чумы также лежат в пределах мусульманского мира (Бомбей, Месопотамия, Кашгария, Юнань, англо-египетский Судан). Небольшие вспышки чумы до последнего времени наблюдаются в ближайшем соседстве с Геджасом, в странах, из к-рых идут П. (Египет, Алжир, Тунис, Марокко, Ирак). Небольшие вспышки бубонной чумы среди П. наблюдались за последнее пятидесятилетие в t 1889,1897,1898,1899 и 1900 гг. В самой Мекке и в Медине случаев чумы не было. Заноса П. чумы в другие страны не наблюдалось. В связи с развитием за последние годы воздушного сообщения приобретает известную реальность и угроза распространения в Геджасе желтой лихорадки, т. к. переносчик желтой лихорадки (комар Aedes argenteus) в огромных количествах встречается в Джедде и в Мекке, а расстояние от очагов последних вспыше'к этой болезни (Сенегал, Лагос, Акра, Того) может быть покрыто на аэроплане в весьма короткое время. Сан. опасность, представляемая мусульманским паломничеством, вызвала к жизни целый ряд мероприятий международного характера, оформленных соответствующими международными конвенциями. В большинстве стран—источников паломничества проводится в наст. время строжайшая регламентация движения П.; перед посадкой на пароходы П. производятся прививки против холеры, оспы, дизентерии и брюшного тифа. На Красном море устроены три основных и несколько мелких карантинных пунктов. Основные пункты: гарантийная станция Египетского морского и сан. карантинного совета в Эль-Торе на Синайском полуострове, остров Камаран в южной части Красного м. (карантинная станция, управляемая на основе специального соглашения Англией и Голландией) и три карантинных острова у гор. Джедда (порт Мекки). Возвращающиеся из Геджаса П., следующие в порты Средиземного моря, высаживаются в Эль-Торе, и первая тысяча или две тысячи обследуются на наличие холерного вибриона в испражнениях. В случае отрицательного результата хадж объявляется чистым; в случае обнаружения холерных вибрионов П. сверх положенного при отсутствии эпидемии трехдневного срока обсервации подвергаются наблюдению до пяти суток со дня последнего заболевания. Пребывание в карантинном лагере Эль-Тор сопряжено с большими неприятностями для П.: помещения переполняются в несколько раз против нормы; мужчины помещаются, вперемешку с женщинами, практикуются физич. воздействия и всяческие издевательства. В отношении Камарана известный знаток арабского мира Снук Хургронье писал в конце 19 в.: «Другой цели кроме обиратель-ской карантинная система не преследует... Кто наблюдал такие вещи на близком расстоянии, тот даже может усомниться во власти истины. Но П. постепенно привыкают к тому, что во имя общего блага они до въезда в Джедду должны на время быть заключены на нездоровом острове, где они за все платят вдвойне, вносят еще карантинные сборы и s откуда нередко вывозят лихорадку». В наст, время эти слова еще в значительной мере сохранили свою силу. Карантинные учреждения на Красном море в большей степени являются источниками дохода, чем гарантией от распространения инфекций; нет полного охвата П., эффективность дезинфекционных мероприятий оставляет желать лучшего. Нерациональность современной постановки карантинного дела. является продолжением традиций, установившихся с самого начала организации карантинных мероприятий в отношении паломничества. Со стороны европейских держав имелись и имеются тенденции сделать хадж объектом специальных воздействий и под флагом благодетельных для человечества сан. мероприятий проводить меры далеко не медицинского характера. Последние сан. конференции по паломничеству (в Бейруте в 1929 т., в Париже в 1930 г.) обсуждали по преимуществу постановления, касающиеся регламентации движения П. и контроля над ними; даже вопросы о вакцинации П. разрешались не столько с точки зрения их эффективности, сколько в отношении связанных с ней возможностей усиления полицейского контроля за П., вынужденными повторно являться на прививки. Результатом этих конференций было создание местного соглашения стран ближнего Востока об .единообразных мерах обслуживания П. при проезде их через эти страны* Турция, Персия и СССР в этом соглашении не участвуют. Наглядным образцом подчинения сан. органов целям политики является деятельность Египетского морского и сан. карантинного совета и его учреждений, в к-рых решающий голос, вопреки статутам, принадлежит не Египту, а державам, контролирующим всю экономическую и политическую жизнь на Красном море. Последние годы дали вопиющие примеры использования карантинных мероприятий в отношении паломничества для политических целей, борьбы с национальным .движением среди мусульманских народов, воспрепятствования распространению коммунистических идей, экономического нажима на Геджас (являющийся объектом особого внимания империалистических держав в связи с прохождением по соседству с его границами нефтепровода Моссул-Хайфа). В последние годы мировой кризис, вызвавший понижение спроса на каучук, добываемый в Голландской Индии, и обесценение египетского хлопка, национально-освободительное движение в Брит. Индии сказались на резком сокращении паломничества из англ. и голландских колоний и из Египта; значительно уменьшился приток П. и из других стран. Согласно последнему за 1931 г. отчету Египетского совета число П. резко сократилось «благодаря экономическому кризису,к-рыйсвирепствует во всем мире». Как сообщает тот же отчет за 1931 г. из Персии и Северной Африки не было совершенно паЛОМНИКОВ. Ш. Мошковский. Специальные постановления Международной сан. конвенции 1926 г. относительно П. касаются следующих вопросов: к лицам и предметам, имеющим местом назначения Геджас или Иракское королевство и подлежащим посадке на паломническое судно, применяются постановления ст. 13-й этой конвенции («Меры в пораженных портах при отходе судов») даже тогда, когда порт посадки является незараженным. Если в порту имеется случай чумы, холеры или другой эпид. болезни, посадка на паломнические суда производится только после того, как лица были подвергнуты обсервации. Перевозка П. на дальние расстояния разрешается только, судам с "механическим двигателем. Международной сан. конвенцией предусматривается далее сан. режим, применяемый к судам с П., направляющимся в Геджас с юга. Паломнические суда, идущие с Ю. в Геджас, должны предварительно останавливаться в Санит. станции в Камаране и подвергнуться сан. режиму. Незаражен-н ы е суда получают свободную практику после врач, осмотра П. и санитарных мер— душа или купанья в море, дезинфекции грязного белья и бактериол. исследования. Продолжительность всех этих санит. мер не должна превышать 48 часов. Незараженные суда освобождаются после врач, осмотра от указанных мер в след. случаях: если П. были иммунизированы против холеры и оспы, если предписания Международной сан. конвенции в точности выполнены и если на судне не было случаев чумы, холеры или оспы. Суда, подозрительные по чуме или холере, подвергаются следующему режиму: П. высаживаются на берег для принятия душа или купанья в море, грязное белье подвергается дезинфекции и в случае надобности производится бактериол. исследование. Продолжительность этих мер также не должна превышать 48 часов. Зараженные суда, т. е. имеющие на борту случаи чумы или"холеры или имевшие случаи чумы по истечении более 6 дней после посадки, или холеры в течение 5 дней, или на борту к-рых были обнаружены зараженные чумой крысы, подвергаются следующим мерам: б-ные лица изолируются в госпиталь, остальные пассажиры высаживаются на берег и изолируются в сан. станции в течение 6 дней при чуме и пяти дней при холере; грязное белье, предметы пользования, одежда пассажиров и экипажа дезинфицируются, судно подвергается дезинфекции. Суда незараженные, подозрительные и зараженные по прибытии в Джедду подвергаются врач, осмотру на борту,и при благоприятных условиях судно получает свободную практику.—К паломническим судам, и д^у-щим с севера из Порт-Саида и направляющимся в Геджас, применяются следующие меры. Если не констатированы случаи чумы или холеры ни в порту отправления ни в его окрестностях и если не было ни одного случая чумы или холеры во время перехода, судно допускается к свободной практике. Если констатированы случаи чумы или холеры в порту отправления или в его окрестностях, или если случай чумы или холеры произошел во время перехода, судно подчиняется в сан. станции в Эл-Торе правилам, установленным для судов, идущих с юга и останавливающихся в Камаране. После этого судно получает свободную практику. Меры, принимаемые к паломническим судам, возвращающимся обратно по направлению к северу, состоят в том, что каждое такое судно обязано направляться в Эль-Тор, чтобы подвергнуться там обсервации и необходимым сан. мерам. Суда, везущие П. 54 9 обратно и направляющиеся в Средиземное море, проходят Суецкий канал только на карантинном положении. К П., возвращающимся по направлению к югу, применяются те же меры. В случае появления среди них заразных заболеваний паломническое судно должно остановиться в Камаране, чтобы подвергнуться там врач, контролю.—Египетский санитарный и карантинный совет согласно конвенции периодически посылает сан. властям заинтересованных стран и в Международное бюро общественной гигиены сан. отчеты и информацию о паломничестве и о сан. состоянии Геджаса и местностей, через к-рые проходили паломники. Правила перевозки П. на судах из черноморских портов Союза ССР, установленные в 1928 г.: мусульмане-П. могут направляться из портов Союза ССР в паломничество в порты Геджаса и возвращаться оттуда только через порты Черного моря, располагающие оборудованными морскими сан. станциями. В указанных сан. станциях П. как перед отправлением в паломничество, так и при возвращении из паломничества подвергаются врач.-сан. мерам, к-рые устанавливаются НКЗдр. в соответствии с постановлением Международной сан. конвенции. Перевозкой морем П.-мусульман из черноморских портов СССР в Геджас и обратно могут заниматься те из судов, к-рые получили удостоверение особой портовой паломнической комиссии о пригодности судна для перевозки поломников (в этой комиссии участвует портовый санит. врач). На каждом судне, перевозящем П., должен быть врач (при количестве П. свыше 1 000 назначается второй врач). Врач назначается на судно за 10 дней до отплытия судна. При перевозке П. в отношении размещения их на судне и наличия сан. и сан.-технических устройств должны соблюдаться особые сан. нормы. На каждого П. должно приходиться 1,5 ж2 свободной площади, а на верхней прогулочной палубе отводится еще 0,5ж2 на одного П. На каждом паломническом судне должно отводиться помещение, приспособленное для подачи мед. помощи П. и приема б-ных, а также должна иметься аптечка с необходимыми медикаментами, вакцинами, де-зосредствами согласно особому списку НКЗдр. и бактериол. лаборатория. Для стационарных б-ных должен быть лазарет, рассчитанный на 5% всего количества П. на судне при 3 ж2 свободного пространства на каждую лазаретную койку. Кроме того на судне должно иметься оборудование для устройства временного лазарета на палубе из расчета на 2% П. Амбулаторное и коечное лечение и снабжение медикаментами производятся бесплатно. Кроме судового врача на паломническом судне должны быть 2 пом. врача на 500 человек П. и 2 санитара на 1 000 человек. На судне должна быть пароформалиновая камера. Посадка на судно П. допускается не ранее 3 суток до отхода судна в море. За последние годы из СССР идут почти исключительно лишь транзитные П. (из Афганистана, из Западного Китая). Паломничество в «святые» места (Палестина, Иерусалим) прекратилось совершенно с начала революции благодаря ликвидации религиозных предрассудков. (См также Конвенции, Карантины). А. Метакса. Лит.: Кригер А. и Минчин М., Паломничество, его сан. характеристика и сан. охрана, Профил.0ж
мед., 1928, № 3; Правила по сан. охране границ СССР, офиц. изд. НКЗдрава РСФСР, М.—Л., 1932; Rapports sur le pelerinage, publies par le Conseil sanitaire, maritime et quarantenaired'Egypte, Caire, с 1928 (ежегодно). См.также лит. к ст.Конвенция, Парантины.- ПАЛЬМЕРА ТРУБКА (Palmer), прибор для забора проб пыли из воздуха, предложенный Пальмером в 1916 г. и получивший широкое распространение при проф.-гигиенических исследованиях запыленности воздуха рабочих помещений. Прибор представляет собой стеклянный сосуд (см. ...
- ПАЛЬМИТИНОВАЯ КИСЛОТА, С15Н31. .СООН, принадлежит к высшим жирным к-там и является главной твердой жирной к-той, входящей в состав жиров человека (у взрослого—8,1%, у детей—28,0%); в значительном количестве содержится также в жирах ...
- ПАЛЬПАЦИЯ (от лат. palpatio—ощупыва-нно, прощупывание), метод исследования тела или органов при помощи осязания с целью обнаружения нек-рых явлений в организме, а также изучения физ. свойств органов и топографических соотношений между ними.—■ ...
- ПАМЯТЬ. В деятельности памяти обычно различаются три момента: запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение. Воспроизведение имеет несколько видов. 1. В о с-поминани е—наиболее часто проявляющаяся форма воспроизведения. Примером может служить ...
- ПАНАРИЦИЙ (panaritium), все неспецифические гнойные процессы пальцев. Ни один из* органов человеческого тела не подвергается столь частым повреждениям и заболеваниям, как кисть руки. По данным Ключарева 43,4%. общего числа всех повреждений ...