САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ в СССР, популяризация санитарно-оздоровительных мероприятий, пропаганда постановлений партии и правительства в области здравоохранения и вооружение гигиеническими и медицинскими знаниями и навыками широких масс трудящихся в целях вовлечения их в ряды активных и сознательных строителей социалистического здравоохранения. С п. в СССР резко отличается от С. п. в капиталистических странах, где оно сводится, с одной стороны, к гиг. просвещению буржуазных групп населения и гиг. воспитанию их детей, с другой стороны—к распространению среди широких масс населения минимума гиг. знаний и навыков, в к-рых заинтересована буржуазия как господствующий класс. В советских условиях С. п. направлено на улучшение сан.-культурного обслуживания строителей социализма, на укрепление диктатуры пролетариата. Методологические установки советского С. п., как и всего здравоохранения и всей полит.-просвет. работы в СССР, полностью базируются на учении классиков марксизма о про- летарской революции, культуре и воспитании, об агитации и пропаганде, о массовой работе и т. д. Наряду с термином «санитарное просве-щение»в практике сов. здравоохранения широко распространен термин «массовая санитарно-культурная работа». С. п. в капиталистических страна х. В классовом государстве С. п. всегда направлено на обслуживание интересов господствующего класса и т. о. используется им для укрепления данного гос. строя. Развитие С. п. в капиталистическом обществе было связано с непосредственными интересами торговой, а впоследствии промышленной буржуазии (борьба с эпидемиями, охрана личного здоровья, затушевывание классовых корней пролетарских б-ней, сокращение потерь предпринимателей, связанных с их долей материальной ответственности за промышленный травматизм, интересы капиталов, вложенных в определенные отрасли промышленности, страховых обществ и т. д.). Маркс указывает, что «страх буржуазии перед заразными болезнями» вызвал к жизни появление целого ряда сан. актов, обследований и пр., имевших целью создать для буржуазии известную безопасность в отношении развития и распространения заразных б-ней. «Господа капиталисты не могут безнаказанно доставлять себе удовольствие обрекать на эпидемические заболевания рабочий класс; последствия падают на них самих» (Энгельс). Отсюда большой удельный вес в тематике С. п. в капиталистических странах занимают вопросы борьбы с заразными б-нями (в том числе и с т. н. социальными б-ыями). Политическое значение буржуазной сан-, пропаганды, направленной на борьбу с соц. б-нями, заключается в затушевывании классовых корней этих б-ней, в выпячивании моментов личной профилактики (как основных) в борьбе с этими б-нями, в переложении ответственности за распространение соц. б-ней с буржуазии на рабочий класс («Туберкулез можно победить, стоит только захотеть», см. Плакат), в пропаганде классового мира. Большого развития достигает здесь сан.-просвет. деятельность различного рода филантропических обществ (лига борьбы с tbc, с вен. б-нями, антиалкогольные об-ва и т. п.). Пропагандой борьбы с «социальными болезнями» филантропические об-ва создают у рабочих иллюзию, веру в возможность уничтожения вен. б-ней, tbc, алкоголизма и пр. в рамках капиталистического' общества и тем самым выполняют совершенно определенный политический заказ буржуазии. В этом же плане можно рассматривать и сан.-просвет. работу в колониальных странах, где она ведется отдельно для белых и отдельно для туземцев, отражая общую политику капитала в колониях по линии здравоохранения. В этом отношении яркой иллюстрацией может служить деятельность т. н. Рокфеллеровской миссии (Rockfeller Foundation), а также отдельных национальных комитетов об-ва Красного креста. Наибольшего развития санитарное просвещение достигло в передовых капиталистических странах, особенно после мировой войны, в связи с революционной ситуацией. Завоеванное рабочим классом законодательство о частичной материальной ответственности предпринимателей за травмы на производстве стимулировало буржуазию в отношении борьбы с пром. травматизмом; наряду с быстрым развитием техники безопасности получают широкое распространение методы агитации и пропаган- ды за правильное использование этой техники и меры личной профилактики. Разумеется вся эта пропаганда (гл. обр. в виде десятков тысяч плакатов и предупреждающих текстов) насквозь пропитана буржуазной идеологией и наряду с сообщением соответствующих технических и сан.-технических знаний преследует цели политической обработки рабочего. Развитие техники (конвейер, тонкая конструкция машин и пр.) потребовало более высокой общей и сан. культурности рабочих, более высокой сан. дисциплины на производстве (трезвость, чистота), что естественно отразилось также и на сан.-просвет. деятельности в капиталистических странах. Конкуренция капиталов, вложенных в нек-рые отрасли промышленности, приводит к использованию сан. пропаганды как «научной» рекламы выпускаемой продукции. Американская фирма «Maltine Company», выпускающая питательный продукт для детей «Мальтин», в своей рекламе подробно разъясняет пользу витаминов для детей, отмечая, что все четыре вида витаминов имеются в «Мальтине». Тут же говорится: «Каждая мать должна иметь экземпляр нашей брошюры—„Доктор говорит о витаминах"». Фирма «Хлородонт», выпускающая зубные щетки, порошок и пасту, широко пропагандирует чистку зубов как гиг. навык. Когда это выгодно буржуазии, «наукообразную» форму могут принимать даже положения, противоречащие основам гигиены. Здесь можно упомянуть напр. о брошюре д-ра Бергмана «Bier und ■Gesundheit», доказывающей, что пиво является полезным гиг. напитком. Интересно отметить, что такой крупный мировой ученый, как Крепе-лин, не имел возможности печатать в германской прессе статей, направленных на выяснение вреда алкогольных напитков. Пресса боялась потерять выгодно оплачиваемые алкогольным капиталом объявления, рекламирующие богатый ассортимент алкогольных напитков. В ряде стран антиалкогольная пропаганда ведется при участии и на средства капиталов, конкурирующих с алкогольным. Отчасти как саморекламу можно рассматривать и пропаганду медицины как науки, проводимую дипломированными врачами в борьбе со знахарями, гомеопатами и т. п. (борьба за клиентуру). С другой стороны, можно отметить, что реакционные врачи идеалистического лагеря естественно относятся с предубеждением, а иногда и с открытой враждебностью к С. п., разрушающему «веру» во врача путем объяснения «непосвященным» «тайн» медицины. [«Если быть откровенным, то я лучше предпочел бы видеть врача, продающего сосиски, чем коллегу, объясняющего фильму или надрывающегося во время недели здравоохранения». (Э. Лик.)] С. п. в капиталистических странах тесно связано с религией. Связь эта имеет как совершенно открытый характер, так и более завуалированный. Фогель ставит в деле гигиенического просвещения священника рядом с врачом. Санитарное просвещение в СССР осуществляет в своей области политические, задачи, выдвигаемые историческим ходом социалистического строительства. Задачи эти в области агитации и пропаганды четко сформулированы в пост. ЦК ВКП(б) (1929 г.) «О постановке агитации среди рабочих». «В условиях перестройки всего народного хозяйства политическая агитация должна мобилизовать широкие массы рабочего класса для активного и созна-тельногоучастия в социалистическом строитель- стве, направить энергию масс на преодоление трудностей этого строительства. Она должна развить революционную бдительность пролетариата, научить понимать особые формы классовой борьбы переходного периода в их конкретном проявлении, показать лицо классового врага, научить бороться с непролетарским влиянием внутри самого рабочего класса. Конкретные, мелкие подчас, вопросы отношения к труду и к производству необходимо поднимать на политическую высоту. На живых злободневных фактах из жизни данного предприятия, отношении рабочих к своим обязанностям, успехах и недочетах производства воспитывать классовое сознание рабочих, давая отпор проявлениям групповых и цеховых интересов отдельных групп рабочих». Классово чуждые влияния проявлялись и проявляются в С. п. как по линии содержания, так и по линии методов и форм работы (аполитичность, отрыв теории от практики, механистическая и идеалистическая трактовки отдельных проблем, неправильное понимание взаимоотношения формы и содержания, извращение ленинского учения об агитации и пропаганде, недооценка значения массовой сан.-культурной работы как рычага вовлечения масс в работу по здравоохранению и пр.). Все эти вопросы С. п. разрешает на конкретном здра-воохраненческом материале. Напр. работники здравоохранения, борясь с непролетарскими влияниями внутри рабочего класса, вскрыли реакционную антипролетарскую сущность «теории» об изнашиваемости рабочих в связи с ударничеством и соц. соревнованием; памятуя, что агитация заключается не только в том, чтобы убеждать, но и в том, чтобы разоблачать, работники здравоохранения выявляют в области своей работы конкретных вредителей, классовых врагов, лиц, проходящих мимо требований рабочих об улучшении их сан. условий; воспитывая классовое сознание рабочих, сан. пропаганда заостряет внимание на отношении к здоровью как к общественной собственности, на классовой оценке кулацкой агитации против прививок и т. п. «Культурность гигиеническая—обязательный спутник культурности политической» (Н. Крупская). «Мы являемся представителями политпросвета среди работников медицинской специальности и представителями медико-санитарного просвещения в общей системе политпросвета» (Я. Лифшиц). Являясь агитпропом здравоохранения в широком смысле этого слова, советское С. п. тесно увязывается с политпросветом по линии тематики оборонной, антирелигиозной, культурно-бытовой и т. д. Большое влияние на развитие сан. пропаганды в СССР оказало постановление ЦК ВКП(б) от 5/VІII 1931 г. о технической пропаганде. Постановление это выдвинуло задачу—ускорить темпы овладения техникой со стороны хозяйственников и рабочих в целях повышения производительности труда, улучшения качества продукции, усиления темпов производства и т. д. Всестороннее овладение техникой производства включает в себя и овладение известным минимумом сан. знаний, и потому органы здравоохранения и врачи тесно связались с системой тех. пропаганды, включая свои вопросы в общие программы тех. учебы. Содержание и методы сан.-культурной работы в основном определяются конкретными задачами вовлечения в строительство соц. здравоохранения широких масс рабочих, колхозников и трудящихся. В системе советского здравоохране- ния сан.-культурная работа является функцией каждого мед. работника (врача, среднего мед. персонала). Кроме того имеются врачи-специалисты по сан. культуре, разрабатывающие вопросы организации, методики и технического вооружения массовой сан.-культурной работы. Сан.-просвет, работа в школе в основном осуществляется педагогами при организующем и консультативном участии школьного врача. Проводниками сан. культуры являются также широкие массы полит.-просвет, работников, здравактива и др. История С. п. в России богата материалами, еще далеко не разработанными. Зачатки сан.-просвет, деятельности в России могут быть обнаружены уже в те годы, когда сложился и окреп торговый капитал. В это время заметно начало развиваться здравоохранение, в столицах России появились в значительном числе врачи, главы, обр. иностранные (середина 18 в.). Нек-рые из них были авторами оригинальных популярных брошюр как для «ученых людей», «добрых помещиков, пекущихся о сохранении здоровья своегЪ и своих подданных», так и для «простого народа» и «всякого состояния людей». Часть этих брошюр носила рекламный для авторов характер. Часть представляла собой «лечебники», популяризовавшие различ,-ные способы лечения болезней и находившие широкий сбыт в виду отсутствия врачей. В это же время появляется ряд переводов иностранных популярных книг (Пекен, Епиш, Эйзен, Тис-сот, Гофман и др.). В конце 18 в. издается ряд брошюр и листовок гос. мед. коллегией («Краткое описание сибирской язвы», «Краткое наставление, как утопших оживлять», «Краткое начертание способов предохранить себя от заразительных болезней» и т. д.). Первые русские профессора мед. факультета в Москве проявляли себя в области широкой популяризации мед. науки (Е. Мухин, «Разговор о пользе прививания коровьей оспы», М. Мудров, «Краткое наставление, как предохранить себя от холеры, излечить ее и останавливать распространение оной» и др.). Интересы торгового капитала, требовавшие усиления военной мощи страны, побудили правительство серьезнее заняться вопросами здоровья армии и в частности пропагандой нек-рых сведений по военной гигиене (листовки по гигиене похода и др.). Тяжелое эпидемическое состояние страны (в частности эпидемии оспы, связанные с этим народные волнения и т. д.) было одной из причин, постоянно заставлявших помещичье-бюрократическое правительство предпринимать нек-рые шаги к распространению гиг. знаний как в дворянских кругах, так и среди «низших слоев населения» (плакаты-лубки о пользе оспопрививания в эпоху Екатерины II). Некоторый сан.-просвет, характер имели «наставления», «способы», «слова» религиозно-нравственного порядка, принадлежавшие перу духовенства (протоиерей Левшин, иеромонах Антоний и др.). Этого рода литература пропагандировала заботу о здоровьи ссылками на евангельские тексты и пр. «Здоровье, равно как и жизнь, есть неоцененный дар божий; следовательно небрежение об оном есть неблагодарность» (свящ. Воскресенский). В издававшихся для дворянских кругов общих журналах помещались статьи по различным медицинским вопросам. Разложение крепостнического хозяйства,развитие капитализма и вместе с тем революционного движения в России вызвали ряд социаль- ных реформ («освобождение крестьян», организация земских учреждений). С развитием земской медицины случайная деятельность в области С. п. входит в более определенное русло и получает новые общественные стимулы для своего развития. Получили широкое распространение т. н. народные чтения по различным общеобразовательным вопросам, в том числе чтения по медицине и гигиене. Выпускались листовки, брошюры. Это отчасти вызывалось необходимостью вести борьбу со знахарством в деревне и приучить население к пользованию врачебной помощью. С другой стороны, народнически настроенные врачи видели в популяризации мед. знаний один из путей сближения с народом. Учитывая этот момент, царское правительство сурово искореняло возможность использования популяризации медицины в целях революционной пропаганды. Правила об устройстве народных чтений в губ. городах (1876 г.) гласили: «Назначенные для публичного чтения сочинения не произносятся, а читаются по тексту без всяких изменений и дополнений. Если чтения сопровождаются опытами или объясняются картинами, то допускается разъяснение тех и других на словах, не выходя из пределов содержания текста. В случаях нарушения в чем-либо установленных для народных чтений условий, чтения сии подлежат немедленному прекращению...». В 1894 году на V съезде Об-ва русских врачей в память Н. И. Пирогова была основана «Постоянная комиссия по распространению гигиенических знаний в народе» (см. Пироговское общество, съезды). Эта комиссия развила довольно интенсивную деятельность , особенно по линии издания листовок, брошюр, организации библиограф.-реценз. работы, выпуска диапозитивов, альбомов и пр. В докладе комиссии XI съезду приведены данные, указывающие, что за 15 лет существования комиссии ею было издано 13 брошюр и 26 листовок—около 61/гмлн. экземпляров. Наибольшего расцвета издательская деятельность комиссии достигла в 1905 году. Только в течение одного этого года было распространено до 2 182 760 листовок и 227 200 брошюр. К XI Пироговскому съезду было продано более 40 000 экз. световых картин. Каталог их, изданный в 1903 г., включал 1 081 название. Из более поздних изданий комиссии надо отметить тщательно проработанные: альбом заразных болезней (104 таблицы), альбом «Вредные условия промышленного труда и охрана здоровья рабочих» (100 стенных таблиц). В большинстве случаев эта продукция отражала общую политическую позицию Пироговского об-ва, которое было «прогрессивно и радикально» лишь постольку, поскольку это было в классовых интересах либеральной буржуазии, добивавшейся уничтожения самодержавия. Культурническая работа земства блестяще охарактеризована В.Лениным как «насаждающая культуру в рамках, дозволенных самодержавием». В начале 20 в. стали развивать пропагандистскую работу некоторые филантропические об-ва (лига борьбы с tbc, лига борьбы с детской смертностью и др.). В 1911 г. впервые проводится в России «день белой ромашки», который повторяется затем ежегодно. Просветительная деятельность в «день белой ромашки» и в прилегавшие к нему дни заключалась главн. обр. в организации публичных бесплатных и общедоступных лекций, в распространений отчетов, летучек с воззваниями и правилами борьбы с tbc, плакатов и пр., в работе в прессе. Вся эта пропаганда как правило носила либеральный, культурнический характер, такой же характер имел и «день розового цветка» (лига борьбы с детской смертностью). Октябрьская революция поставила дело С. п. на совершенно новую почву. Советская медицина с первого же дня своего существования высоко подняла лозунг «охрана здоровья трудящихся— дело самих трудящихся». Широкие массы рабочих и крестьян крепко взялись собственными руками за дело здравоохранения. Этим были созданы впервые в истории особые условия для бурного развития С. п. Эпоха гражданской войны, явившейся выражением наиболее острого периода классовой борьбы—вооруженного столкновения классов, характеризуется массовым вовлечением мед. работников в сан.-просвет, работу, массовым выпуском листовок, лозунгов, плакатов, бурным ростом домов сан. просвещения. «Неделя чистоты», «банные недели», «недели водоснабжения», «недели очистки» и др. кампании по борьбе с эпидемиями сыпного тифа, холеры и пр. мобилизовали в широчайших размерах самодеятельность трудящихся в области здравоохранения. Это была серьезнейшая задача, разрешая к-рую санпросвет теснейшим образом увязывал свою агитационно-пропагандистскую и организационную работу в области здравоохранения с непосредственными интересами пролетариата. Исключительной высоты и размаха достигло дело С. п. в Красной армии, где в борьбе с эпидемиями широко применялся метод мобилизации самодеятельности красноармейцев. «Результаты... самодеятельности стоят в прямой зависимости от сан.-культурного уровня красноармейской массы. Правильное направление красноармейской самодеятельности может обеспечить лишь широкая постановка санитарного просвещения» (3. П. Соловьев). Сан.-просвет, работа в Красной армии строилась как часть полит.-просвет. работы и в этом отношении получала активную помощь от политработников армии. Необходимость активнейшей борьбы с эпидемиями заставляла изыскивать новые и самые разнообразные формы сан. агитации и пропаганды. Для руководства этой работой еще в 1918 году создаются в управлениях сан. частей различных фронтов, прежде всего восточного, специальные сан.-просвет, отделы. В Красной армии раньше, чем где бы то ни было, С. п. перешло от эпизодической работы к систематической ликвидации сан. неграмотности. Приказом Реввоенсовета Республики и НКЗдр. от 11/VІ 1921 г. за № 1242 указывалось: «В настоящее время представляется необходимым в ряд задач, поставленных общей и полит.-просвет. работой в Красной армии, включить ликвидацию санитарной безграмотности — неизбежного спутника общей безграмотности и невежества и создать из красноармейца такого же стойкого защитника на фронте охраны народного здоровья, каким он был на фронте боевом». Организационное руководство делом С. п. в Республике было оформлено в 1918 году созданием особого отдела С. п. в аппарате НКЗдр. В 1921 г. состоялось в Москве (15—20 марта) первое Всероссийское совещание по С. п. Участвовало в нем 209 чел. Совещание оценило пройденный этап работы, подытожило опыт и вынесло резолюцию: «...признать санитарное просвещение ударным в деле организации народного здравоохранения в республике... При- знать необходимым обратить особое внимание на сан.-просветительную работу в деревне, среди широких масс крестьянства... Признать срочной и особо важной работу среди национальных меньшинств». Для дальнейшего развития дела С. п. является необходимым: «увеличение кадров квалифицированных санпросветчиков на местах как путем равномерного перемещения.. и распределения между военным и гражданским ведомством санпросветчиков, так и путем организации специальных курсов для подготовки работников С. п.; проведение в жизнь штатовг намеченных в докладе НКЗдр. по организационному вопросу». В 1924 году (20—26 мая) в Ленинграде состоялось второе совещание по С. п. (секция 8-го Всероссийского съезда эпидемиологов и сан. врачей). Основными вопросами программы этого совещания были: работа в школе, среди крестьянства, среди профсоюзов, опыт массовой ликвидации сан. неграмотности, роль диспансера в деле сан. просвещения и др. Было проведено еще несколько совещаний: два всесоюзных совещания военных сан.-просвет. работников, три всеукраинских совещания и др. В восстановительный период, в связи с большими сдвигами в экономике страны и улучшением материально-бытовых условий рабочих г тематика С. п. значительно расширилась и в основном перестроилась на обслуживание работы по оздоровлению условий труда и быта» Наряду с агитационными формами большее распространение получила углубленная пропагандистская работа (кружки, курсы, музеи). Второй Всероссийский съезд Красного креста РСФСР дал директивные указания к широкому развертыванию по всей стране кружков первой помощи как самодеятельных ячеек, готовящих население к сан. обороне. Задачи Красного креста в этом периоде 3. П. Соловьев определял следующими словами: «Вовлечение масс рабочего и крестьянского населения в дело охраны здоровья Красной армии и всего трудящегося населения в период военных действий, а затем создание обширных кадров подготовленных рабочих и крестьян, могущих организованно проявить свою самодеятельность и принять в этой охране сознательное и умелое участие». Значительные массы мед. работников были вовлечены в проведение кружков первой помощи. В реконструктивный период С. п. вместе со всей организацией здравоохранения круто повернулось лицом к производству. Углубляется диференцированный подход к обслуживанию отдельных отраслей промышленности и проф. групп рабочих. Значительное внимание уделяется соц. сектору сельского хозяйства. Вся работа ставится на рельсы массового вовлечения трудящихся в здрав оохраненческую работу, на рельсы социалистического соревнования и ударничества. «Методы ударного бригадни-чества и соцсоревнования есть действительно те-методы, где агитация и пропаганда перестают быть словесным методом и переходят в массовые, исключительной силы, действия (организация ударных бригад по проведению тех или иных конкретных задач сан.-гиг. порядка, соцсоревнование как внутри данного объекта, так. и между ними, на проведение в жизнь тех или иных сан.-гиг. мероприятий, напр. на улучшение столовых, организацию общественного питания, на организацию общественной бани, прачечной, улучшение водоснабжения, повышение санитарной грамотности, обучение приемам первой помощи и т. д.» (С. Волконская). Возни- кают новые массовые формы сан.-культ. работы—сан.-культ. походы, сан.-культ. эстафеты, рейды и др. Борьба за сан. культуру становится подлинным делом широких рабочих и трудящихся масс. Широко пропагандируются поста-ловления партии и правительства, касающиеся вопросов здравоохранения. Изданное в 1930 г. СНК РСФСР постановление о санитарном минимуме (см.) явилось новым этапом в массовой •сан.-культ. работе, т. к. оно четко определило значение общественности в деле борьбы за сан. культуру. В марте 1931 г. опубликовывается ВСФК положение о значке «Готов к труду и обороне», ставшее основой массового физкульт. движения в СССР (см. Физическая культура). Перед врачами была поставлена задача активно пропагандировать сдачу норм и испытаний на значок ГТО, так же как и другие виды массовой ■физкультурно-оздоровительной работы (напр. туризм, охвативший к концу 1932 г. до 300 000 чел.). В отношении массовой работы Красного креста следует отметить, что с 1933 г. он, не ►ослабляя оборонной работы, ближе подошел к вопросам оздоровления условий труда и быта, пропагандируя их через «кружки санитарных и военно-санитарных знаний» и организуя сан. посты на предприятиях, в жилищах рабочих, в колхозах, в школе. Число членов об-ва Красного креста и Красного полумесяца достигло к концу 1933 г. 4 500 000 чел. В 1928 г. собирается в Ленинграде четвертое совещание по С. п. и в 1930 г. в Одессе—пятое. На этих совещаниях обсуждались вопросы пятилетнего плана развития С. п., научно-исследовательские работы, работы в клубах и др. В начале реконструктивного периода возникает научный ин-т сан. культуры в Москве (1929 г.) и несколько ин-тов в УССР, укрепляются отделения сан. культуры в отраслевых научных ин-тах, вводятся в мед. ■образование курсы методики санитарного просвещения. Усиливается выпуск научно-методической литературы. Общая методика санитарно-просветительной работы. Врач, ведущий сан.-просвет, работу, в основном пользуется общими методами и формами полит.-просвет. работы. В основе этой работы лежит тесная связь агитации и пропаганды с задачами социалистического строительства. «Надо перевоспитать массы, а перевоспитать их может только агитация и пропаганда, надо связывать массы с строительством общей хозяйственной жизни, в первую голову. Это должно быть главным и основным в работе каждого агитатора-пропагандиста и, когда он это усвоит, тогда успех его работы будет обеспечен» (Ленин, том XХV). Врач должен через С. п. вовлекать широкие рабочие и трудящиеся массы в строительство соц. здравоохранения, в оздоровление ус-.ловий труда и быта. Конкретное выражение это участие масс в проведении сан.-оздоровительных мероприятий и организации мед. помощи находит как в повседневной работе здравактива (секции здравоохранения советов, общ. сан. инспектора, группы содействия здравоохранению в цехах, в МТС, в совхозах, здравячейки в жактах, колхозах, школьные здравячейки, сан. уполномоченные в общежитиях, сан. постыипр.), -так и в массовом сан.-культ. движении трудящихся, принимающем различные формы (сан.-культ. поход, санитарно-культурная эстафета, рейды, штурмы, месячники, декадники, субботники, авралы, санитарно-культурные займы ж др. виды самообязательств). В состав секций здравоохранения входят, с одной стороны, члены совета, избирающие данную секцию для своей практической работы, с другой стороны—рабочие, колхозники и трудящиеся, для к-рых работа в секции совета является выражением их общественной активности. Секции здравоохранения тесно связываются с органами здравоохранения и ведут свою работу в различных мед.-сан. учреждениях. По профсоюзной линии активность рабочих в области здравоохранения оформлена в виде организации на предприятиях цеховых групп содействия здравоохранению при фабзавкомах. Врачи здравпунктов должны принимать активное участие в руководстве работой этих групп. В жактах, общежитиях, школах создаются здравячейки, сан. комиссии, выделяются сан. тройки, сан. уполномоченные и т. п., работающие под руководством лечащих участковых и сан. врачей. Чрезвычайно большое значение в работе сан. организации имеет ин-т общественных сан. инспекторов, выделяемых предприятиями, жактами и др. Общественные сан. инспектора являются помощниками сан. врачей по линии сан. надзора и осуществляют свою работу без отрыва от производства. При лечебно-профилактических учреждениях организуются т. н. КОТИБ'ы (комиссии оздоровления труда и быта). Текущая повседневная работа здравактива в отдельные периоды принимает форму ударной кампании, в к-рую вовлекаются новые силы рабочих, колхозников и трудящихся. На основе единого плана проведения сан.-культ. кампании активнейшее участие в массовой сан.-культ. работе принимают партийная, комсомольская, профессиональная, советские и общественные организации. Являясь выражением общественной активности, все это массовое сан.-культ. движение строится на основе социалистического соревнования и ударничества. Эффективность самодеятельности трудящихся в области здравоохранения должна измеряться действительным оздоровлением условий труда и быта. Для этого органы здравоохранения совместно с здравактивом разрабатывают конкретные планы сан.-оздоровительных мероприятий, распределяют силы, намечают сроки, проверяют выполнение, обобщают опыт. Расстановка сил может производиться или по методу прикрепления к участкам (заключающим в себе различные объекты) или по методу маршрутов (по однородным объектам). Втягивая в практическую работу сотни тысяч трудящихся, массовое сан.-культ. движение наряду с проведением оздоровительной работы является хорошей школой сан. культуры. Массовые сан.-культ. походы могут организовываться как самостоятельно органами здравоохранения, так и представлять собой «маршруты» в походах более общего характера. Эти «маршруты» в свою очередь могут разбиваться на маршруты более узкого значения. Так напр. Сталинская эстафета в Замрайоне Москвы б 1932 году состояла из следующих маршрутов; 1) коммунально-бытовые учреждения, 2) учреждения общественного питания, 3) промышленные предприятия, 4) школы и дошкольные учреждения, 5) общежития, 6) жакты, 7) лечебные учреждения. Кроме того особым маршрутом проводились профилактические прививки в районе. Здравпоход в Московской области в 1932 г. проходил по следующим маршрутам: 1) за лучшую организацию здравактива, за кадры, 2) за сан. минимум, за снижение заболеваемости и 641                                                              САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ                                                                 642 сел .-хоз. травматизма, 3) за массовое развертывание яслей и детских площадок, 4) за приближение мед. помощи к полю, за организацию показательных здравпунктов и здравпостов. Примером объединения ряда наркоматов, учреждений и организаций в целях совместного проведения похода может служить дагестанский сан.-культ, поход (1931 г.). Этот поход проводился на основе генерального договора, устанавливавшего обязательства каждой организации по линии кадров, финансирования и пр. Договор подписали следующие организации: НКПС, ВЛКСМ, профсоюзы, НКЗдр., Колхозсоюз, Рыбакколхозсоюз, Кустпромсоюз, Потребсоюз, ОДН, Востоккино, редакции газет, издательства, Радиоцентр и др. Контрольные цифры культ-армии были намечены следующим образом: комсомол— 2 500 культармейцев, профсоюзы — 6 000 человек, Даг-колхозсоюз—7 000 чел., Рыбакколхозсоюз — 500 чел., Потребсоюз—1 000 чел. и т. д. Финансовый план похода: госбюджет—1 4 55 000 руб., профсоюзы —300 000 руб., дотация крайисполкома—50 000 руб., ОДН—200 000 руб., Дагрыбтрест—50 000 руб. и т. д. По линии здравоохранения сан.-культ, поход намечал проведение следующих мероприятий: охватить оспопрививанием не менее 500 000 чел., пропустить через мед. осмотр 119 000 школьников, охватить договорами на проведение сан. минимума все предприятия, совхозы, МТС, колхозы, новостройки и сельсоветы, охватить постоянными и сезонными яслями 20 000 детей, подготовить 150 ясельных работников, организовать 800 ячеек содействия здравоохранению, издать плакаты и брошюры по сан. минимуму и пр. Основными признаками похода (эстафеты, рейда, декадника и пр.) являются: массовость, оперативность, точный план и учет работы, четкая расстановка сил, высокая общественная дисциплина и т. д. Трудящиеся массы, вовлекаемые в сан. поход, из объекта сан.-культ, воздействия превращаются в субъект этого воздействия, в активных бойцов сан.-культ..армии. План сан. похода составляется из отдельных конкретных заданий с указанием ответственных исполнителей и сроков. В основу четкости и оперативности работы кладется четкая структура организации сан. похода: руководящий центр, руководители отдельных маршрутов, инструктора, бригадиры и т. д. Учет находит свое выражение в оперативных сводках. Общественная активность, сознательная дисциплина укрепляются рядом мер общественного поощрения и порицания (красная и черная доски, выдача грамот ударникам, материальные премии, переходящее знамя—почетное и рогожное, оценка работы через печать, «сигналы» и пр.). Одним из чрезвычайно эффективных средств активирования трудящихся при проведении сан. похода являются разного рода самообязательства (договоры и пр.). Большое распространение получила особая форма самообязательства — сан.-культ, заем. Сущность его заключается в выпуске облигаций, погашение к-рых производится путем участия в тех или иных оздоровительных мероприятиях. В УССР в 1932 году был выпущен Всеукраинский заем санитарной культуры. Тираж займа был установлен в 25 млн. часов. Облигации выпускались стоимостью в 10, 25, 50 и 100 часов и распространялись в соответствии с контрольными цифрами по системе профсоюзов, Об-ва Красного креста, Об-ва оздоровления труда и быта, и др. Владелец облигации либо прикреплялся к определенному объекту на время, обозначенное в облигации, либо работал по определенным заданиям здравотдела и мед. учреждений. Каждый вид работы переводился на часы. Примерные нормы расценки работы по займу сан. культуры: сан. осмотр объекта—3 часа, .составление акта сан. осмотра—2 часа, проработка сан. минимума для эбъекта—6 часов, организация сан. субботника—10 час, устройство фортозки в сельской хате (за каждое окно)— 3  часа, статья в стенгазету—1 час, организация сан. уголка и библиотечки—4 часа, организация на сельском цворе примитивной уборной—25 часов, ящика для мусора—10 часов и т. д. Именные облигации, по которым выполнены все обязательства, проверялись и поступали в-тиражную комиссию. Был установлен премиальный 1>0нд— 60 000 руб. и 25 000 разных наград. Врачи и другие работники в области сан. культуры должны учитывать в массовой агитационной и пропагандистской работе ряд усло- вий, повышающих ее эффективность. Содержание сан.-культ. работы, так же как и общей сан.-просвет. работы, должно строиться на местном материале и исходить из злободневных вопросов текущего дня. Однако сан.-культ. работа, отправляясь от частных практических конкретных вопросов, должна поднимать массы к осо-. знанию более общих политических задач, интересов своего класса в целом; так напр. пропаганду личной гигиены на производстве надо увязывать с задачей снижения заболеваемости, а последнюю с общими задачами повышения производительности труда, т. к. «производительность труда—это в последнем счете самое важное, самое главное для победы нового общественного строя» (В. Ленин). Таким же образом пропаганда гигиены общественного питания должна быть увязана с политической задачей улучшения материально-бытового положения рабочих. Эффективность сан.-культ. работы, как и полит.-просвет, работы, в значительной степени зависит от умелого диференцированно-го подхода к отдельным группам в рабочей и колхозной массе.«К массам,—говорил Ленин,—-надо научиться подходить особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя, профессии и т. п. этой массы» (Ленин, из тезисов об основных задачах 2-го конгресса Коминтерна). Эффективность сан.-культ. работы будет тем выше, чем более будет сан.-просвет, работник вооружен методикой и техникой агитации и пропаганды,ибо«искусство всякого пропагандиста и всякого агитатора в том и состоит, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делать для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой» (Ленин). Широко применяя общие методы и формы полит.-просвет, работы, сан.-культ. работа имеет в то же время и свои специфические особенности, вытекающие как из тематики, так и из характера обслуживаемых групп населения (не только здоровые, но и больные) и из специфики нек-рых мест работы (диспансер, б-ца и т. п.). В сан.-культ. работе надо учитывать возможность иатрогенных заболеваний (сифило- и гонофобии, канцерофобии и др.) и возможность использования С. п. в качестве психотерап. фактора (на амбулаторных приемах, в санаториях и т. д.). В сан.-культ. работе широко применяются все методы и средства агитации и пропаганды. Общий обзор этих средств дан в постановлении ЦК ВКП(б) о техпропаганде. «Основные средства технической пропаганды сводятся примерно к следующим: а) литература (от технической прокламации до технической энциклопедии); б) устная пропаганда (доклады, лекции, семинары, конференции и т. п.) и массовое краткосрочное заочное обучение; в) радио; г) кинематография, фото, -диапозитивы; д) выставки, музеи, дома техники и т. д.; е) технические библиотеки, хранилища моделей, патентов, диаграмм; ж) учебные пособия всех видов (диаграммы, мод ели, фонари и т. д.); з) экскурсии; и) передвижные средства пропаганды (агитавтомобили, пароходы, уличные установки); к) техническая игрушка. В зависимости от конкретных задач * сан.-культ. работники используют в своей работе различные методы и средства пропаганды. Одни и те же сан.-культ. темы могут быть освещены на летучем митинге, в серии лозунгов, в ярких призывающих плакатах и на кружковом углу- бленном занятии, в научно-популярной мед. книге, в серии учебных наглядных пособий. Методика сан.-культ. работы чрезвычайно разнообразна (подробнее см. Выставки, Кинематография—кинематография в санитарном просвещении, Лекция, Наглядный метод, Печатное слово). Значительную ценность представляет для мед. работников метод живого слова. Это-— самый распространенный, доступный, гибкий метод, позволяющий максимально конкретизировать материал и «вживаться» в аудиторию. С ликвидацией неграмотности в СССР и ростом общей культурности населения все большее и большее значение приобретает печатное слово как фактор, повышающий сан.культурность населения. Эффективность сан.-культ. воздействия повышается при применении наглядности и образности. Наглядность и образность как приемы воздействия могут иметь место в живом и печатном слове, но для наглядного метода эти приемы являются специфическими; наиболее сильным действием обладает художественный образ (С. п. через театр, кино, живопись, художественную литературу). Каждый врач должен быть знаком с вопросами общей и частной методики сан. пропаганды. «Без правильной методики пропаганда либо совсем не приведет к цели либо же будет сопряжена с излишним расходованием сил как учащих, так и учащихся... Именно поэтому при подготовке кадров пропагандистов надо заботиться о том, чтобы пропагандисты овладели не только соответствующими теоретическими знаниями, но и методами преподавания» (Тезисы о пропаганд, деятельности КИ и его секций; приняты V конгрессом КИ). Плакат, брошюра, лозунг, фильм, диапозитивы и т. п. составляют т.н. техническое вооружение сан.-просвет, работы (см. Плакат, Кинематография, Выставки, Наглядный метод, Печатное слово). Создание технических средств сан. агитации и пропаганды ведется рядом организаций и учреждений (Медгиз, издательство изопродукции, фабрики наглядных пособий, фильм, диапозитивов и пр.). Санитарно-просветительная работа на предприятиях проводится по плану и в основном силами здравпунктов, на к-рые возложено «проведение общесанитарной и сан.-культ. работы среди рабочих предприятия» (из Положения о здравпунктах). Сан.-культ. работа является здесь одним из наиболее эффективных методов проведения массовых оздоровительных мероприятий при участии самих рабочих. На предприятии мед. работник имеет дело с рабочим коллективом, объединенным общими конкретными производственными и культ.-бытовыми интересами (заводскими, цеховыми, бригадными). Заводские рабочие организации, система рабочего образования и тех-пропаганды, отдельные звенья заводоуправления (техника безопасности и др.) активно помогают развертыванию массовой сан.-культ. работы. Содержание сан.-культ. работы на предприятии полностью вытекает из здравплана предприятия и подчинено задачам повышения уровня здоровья и .производительности труда рабочих, снижения заболеваемости и травматизма, улучшения культ.-бытового обслуживания рабочих (общественное питание, ясли, организация отдыха, внедрение физкультуры на производстве и пр.), выполнения промфинплана как по количественным, так и по качественным показателям. На ряде предприятий качество продукции непосредственно связано с уровнем сан. культурности рабочих. Постановление ЦК ВКП(б) от 22/XII1933 г. предлагает особое внимание уделить сан.-культ. работе на пищевых предприятиях, увязывая ее с борьбой за изготовление продуктов хорошего качества. ЦК предлагает: «1) Добиться строжайшего соблюдения сан.-гиг. режима на предприятиях, в частности соблюдения рабочими правил личной гигиены... 2) Развернуть среди рабочих систематическую пропаганду основ гигиены и санитарии пищевого производства путем организации лекций, кружков, распространения наглядных пособий, организации социалистического соревнования за образцово поставленные цеха и т. д. 3) Установить, чтобы каждый мастер, бригадир и остальной руководящий технический персонал предприятий обязательно сдал экзамен на сан.-гиг. минимум». В инструкции НКЗдр. о массовой сан.-культ. работе на пищевых предприятиях указывается, что задачей этой работы является: «а) активное вовлечение рабочих в улучшение качества продукции и повышение производительности труда через усвоение ими сан.-гиг. стороны производственных процессов и путей гиг. рационализации производства, б)на основе заинтересованного сознательного участия рабочих в оздоровлении производства содействие выполнению промфинплана предприятия по количественным и качественным показателям» (инстр. НКЗдр. о массовой сан.-культ. работе на пищевых предприятиях). План сан.-культ. работы на предприятии включается в единый культ.-быт. плац или план культ.-полит, работы на предприятии. В сан.-культ. работе на предприятии тесно увязываются гиг. темы с актуальными полит, проблемами: воспитанием социалистического отношения к труду, к общественной собственности, повышением производительности труда, укреплением обороноспособности СССР, интернациональным воспитанием, антирелигиозной работой и т. п. Сан.-культ. работа включается во все большие хозяйственно-политические кампании, проводящиеся на предприятии: заключение коллективного договора, перевыборы совета, перевыборы ФЗК, заключение договора по социалистическому соревнованию, сбор рабочих предложений и т. д. В этих случаях сан.-культ. работа имеет задачей мобилизовать активность рабочих для включения в наказы и договоры требований по линии здравоохранения. Методы и формы сан.-культ. работы на предприятии чрезвычайно разнообразны. Широко развернутая система технической пропаганды на предприятиях (кружки технического минимума, кружки повышения квалификации, массовая техническая пропаганда) открывает широкие возможности для внедрения сан.-тех. знаний в массу рабочих. Комплекс санитарных и сан.-тех. знаний и навыков вносится как обязательный в программы технических кружков и курсов. Так, в программах по техминимуму, изданных в 1932 г. техпропом НКТП, имеются включения сан.-тех. знаний в комплекс общетехнических знаний для различных проф. групп. В плане вводных в производство .занятий здравпункт организует для новых рабочих санитарный и сан.-тех. инструктаж (минимум сан.-тех. знаний и навыков, необходимых для того, чтобы приступить к работе). В дальнейшем сан.-тех. инструктаж рабочих приобретает более углубленные и диференцированные формы. Материал по сан.-тех. пропаганде вклинивается в технические выставки, производственные ж технические кабинеты, технические конференции и пр. Здравпункт организует специальные кружки и курсы для здравактива, работников кухни и столовой, комендантов и уборщиц. Массовая работа ведется во всех звеньях предприятия (цех, бытовые учреждения, клуб, стадион и пр.) по заранее выработанному плану. Кроме1 этой планируемой части работы следует отметить индивидуальные указания и групповые беседы, проводимые мед. работниками во время повседневной текущей работы (обход цехов и бытовых объектов, участие в заседаниях). Выставочный метод находит свое применение в виде выставок, сан. уголков и «досок здоровья» в клубе, ожидальне, на здравпункте, в красных уголках цехов. Выставки эти строятся гл. обр. на местном материале. Здравпункт обеспечивает необходимую сан.-просвет, литературу в заводской библиотеке и цеховых передвижках, популяризуя ее различными методами (см. Печатное слово). При наличии на предприятии собственной радиоустановки здравпункт использует радио в целях своей пропаганды. Здравпункт вовлекает в сан.-культ, работу клубный актив, драмкружок (постановка сан. живых газет и пр.), изокружок (изготовление плакатов и лозунгов), литературный, рабкоровский и фотокружки (составление материалов для драмкружка, для фабрично-заводской многотиражки, для выставок). Большую сан.-культ. работу на предприятии в контакте с здравпунктом проводят ячейки Об-ва Красного креста и Красного полумесяца (сан. посты, кружки сан. и военно-сан. знаний, борьба за чистоту и т. д.), физкультурные организации (сдача испытаний на значок ГТО) и др. организации. Особое внимание в развертывании массовой сан.-культ. работы на предприятии уделяется, как и во всем здравоохранении, рабочим ведущих отраслей промышленности (металлургия,химия,уголь,транс-порт и др.). Для этих отраслей выпускается специальная литература, специальные плакаты и т. п. Специфические условия определяют формы еанитарно-культурной работы на транспорте. Работа эта охватывает здесь как рабочих транспорта, так и пассажиров (в особенности переселенцев) и население пунктов, расположенных по линиям железных дорог и рек. На железнодорожном транспорте основным видом санитарно-культурного учреждения является вагон-выставка. Санитар но-культурная работа в клубе должна осуществляться при активном участии здравпункта. Клуб самой своей обстановкой должен воспитывать в рабочем навыки культурной жизни. Надо, чтобы клуб агитировал своим уютом, чистотой, хорошим буфетом, детской комнатой, вешалкой, состоянием уборной, сан. оборудованием (урны, плевальницы) и т. п. «Клубы при заводах и фабриках, являясь наиболее распространенным типом клубов, должны приспособить свою работу к конкретным особенностям и нуждам данного предприятия. , Эти клубы должны вести широкую техническую пропаганду применительно к характеру данного предприятия. Не дублируя работы цеховых красных уголков, клубы должны организовать оолее высокие и сложные формы культурного обслуживания, недоступные в условиях цеха» ;из. пост. Президиума ВЦСПС от 19/VІII1932г.). Такими формами являются вечера вопросов и этветов, лекции с диапозитивами, сан. суды, кино, театр, вечера художественной литературы. Сан. суды и сан. постановки широко вошли в практику С. п. с первых же лет развития советского здравоохранения. Вначале эти формы осуществлялись гл. обр. силами самодеятельных рабочих драматических кружков. В дальнейшем возникли проф. театральные коллективы в виде передвижных театров. К 1934 году по СССР существовало около 15 проф. сан.-, просвет, театров. Первые сан.-просвет. пьесы представляли собой или обработку старых литературных произведений (Брие—«Порченые», О. Мирбо—«Эпидемия», Л. Толстой-—«Первый винокур», «От нее все качества», Г. Ибсен— «Привидения», «Д-р Стокман», Г. Гауптман— «Перед восходом солнца» и др.) или грубо сделанные агитки. В дальнейшем художественная ценность сан. пьес значительно возросла, к созданию их были привлечены крупные литераторы и драматурги. Наряду с большими формами развивался и театр малых форм (кукольный, скетчи, живая газета и пр.). С сан. постановками могут быть скомплексированы различные формы сан.-просвет. работы: выставка в фойе, беседы в антрактах, распространение литературы и пр.—Значительная сан.-культ. работа проводится в парках культуры и отдых а—в этом новом типе массового учреждения, сочетающего широкую полит.-просвет. работу с культурным отдыхом. Здесь сан.-культ. воздействию подвергаются широчайшие массы трудящихся. При клубах и парках культуры и отдыха организуется здравактив, помогающий создать гиг. условия отдыха и воздействующий на сан.-культ. поведение посетителей. Санитарно-просветительная работа на селе является одним из средств, мобилизующих колхозников и рабочих МТС, совхозов на борьбу за укрепление колхозного строя, за социалистический труд на полях, за зажиточную жизнь и культурный рост сельского населения. Коллективизация сел. хозяйства уничтожила основные препятствия, стоявшие на пути к резкому и быстрому оздоровлению деревни. На базе растущей экономики коллективизированной деревни дырастают у колхозников новые потребности и новые возможности их удовлетворения. Многочисленные письма колхозников к тов. Сталину, опубликованные в советской печати, характеризуют бурный рост сан. культуры на селе. Колхозники тянутся к сан. знаниям. «Надо создать и библиотечку из книжек, написанных простым языком, о санитарии и гигиене...» (из обращения первой конференции по культурному строительству колхозов района деятельности политотдела Шагин-ской МТС Сев. Кавказа). Колхозники требуют мыла, бани, благоустройства, удобств в жизни. «Мы хотим жить в чистоте, культурно. Пусть наши фабрики выделывают побольше хорошего мыла, в особенности туалетного, душистого мыла» (письмо тов. Сталину от колхозниц района деятельности Советской МТС Георгиевского района Сев. Кавказа). Этот бурный рост сан. культуры явился результатом правильной политики партии на селе, результатом внимания и руководства партии в вопросах улучшения быта колхозников. «Борьба за чистую, выбеленную хату, за культурную баню и парикмахерскую на селе должна сейчас занять почетное место в работе наших парторганизаций» [Посты-шев,изречинапленумеЦККП(б)У19/Х11933г.]. В этих новых условиях значение массовой еанитарно-культурной работы на селе значительно возрастает, ответственность врачей в этой области значительно повышается. Особенности сел .-хоз. производства выдвигают особые формы массовой сан.-культ, работы на селе. В соответствии с организацией сел.-хоз. работ каждая полевая бригада выделяет из •своего состава здравактивиста (так называемый сан. пост) без освобождения от основной работы, к-рый должен уметь оказать первую помощь товарищам в поле и вести элементарный сан. надзор и сан.-культ, работу в поле (полевые станы, общественное питание, водоснабжение, отдых и пр.), а также бороться за сан. культуру в быту колхозников (оздоровление жилищ, борьба с алкоголизмом и пр.). Эти санпостовцы являются низовым здравактивом, проводником сан. культуры в массы. Подготовка их осуществляется мед. работниками в порядке кружковой работы. Важной задачей органов здравоохранения на селе является подготовка из среды колхозниц персонала для летних сезонных яслей,поварих для общественного питания и пр. При прохождении агро-техминимума отдельные группы сел.-хоз. рабочих и колхозников проходят комплекс сан.-тех. знаний (трактористы, доярки, рабочие местной пищевой промышленности и т. д.). Преимущественно в плане курсовой работы (иногда в форме курсов-конференций) проходит подготовка здравактива на селе (общественных сан. инспекторов, членов здравячеек, культ.-бытовых комиссий). Руководство массовой сан.-культ, работой в районе должно осуществляться районной сан.-культ. базой. Последняя помимо районной стационарной выставки по охране здоровья имеет передвижные выставки. В сан.-культ. базе врач находит необходимое для сан.-культ. работы техническое вооружение: наглядные пособия, литературу, кинопередвижку, проекционные аппараты и диапозитивы, фонд плакатов, лозунгов и пр. Сан.-культ. работа на селе тесно увязывается как со всей системой хозяйственных, бытовых и здравоохраненческих мероприятий, так и с планом общей полит.-просвет, работы (единый план, выставки, кружки, газеты, работа по радио, через библиотеку и пр.). Изба-читальня на селе является одним из массовых опорных пунктов сан.-культурной работы. Школа — один из важнейших участков сан.-просвет, и сан.-воспитательной работы, к-рая ведется здесь гл. обр. педагогами в контакте с врачом и под его руководством. Вопросы охраны здоровья в школьных программах находят свое отражение с первого года обучения. За первые 4 года обучения школьник овладевает краткими систематизированными знаниями о строении и работе человеческого тела, личной гигиене, физкультуре, гигиене жилища, питании, благоустройстве населенных мест, о заразных б-нях, организации здравоохранения и др. В связи с введением всеобщего обязательного начального обучения школа с каждым годом приобретает все большее и большее значение в ряде факторов, поднимающих сан. культуру в СССР.Постановление ЦК ВКП(б) от21/Г71932 г. «О работе пионерской организации» обращает особое внимание на борьбу за сан. грамотность в школе. Наряду с этим школьник приобретает твердые гиг. навыки как в личной, так и в общественной жизни. Воспитанию и закреплению этих навыков содействуют общие методы работы в политехнической школе, организация школьной самодеятельности в области здравоохранения и вовлечение школьников в массовую оздоровительную работу («Наркомпросу усилить ознакомление учащихся с вопросами санитарии и гигиены и оздоровительными мероприятиями в городах, широко вовлекая их в активную борьбу за чистоту». Из постановления СНК РСФСР «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния городов и новостроек», 1932 г.). Мед. работник, организующий сан.-культ. работу в школе, должен строить ее по следующим руслам: а) подготовка и, переподготовка педагогов.в области сан. культуры, б) работа со школьниками, в) работа среди тех. персонала школы, г) работа с родителями. Получая гиг. воспитание, школьники проводят оздоровительную работу не только в школе, но и у себя в семье, в быту. В строительстве сан. культуры громадную роль играют комсомольские и пионерские организации. Вопросы сан. культуры часто прорабатываются комсомолом и пионерами—в этой проработке врачам принадлежит почетная роль инициаторов, организаторов и. консультантов. Особенно эффективна сан.-просвет. и сан.-воспитательная работа врача в пионерских лагерях. Санитарно-культурная работа в лечебных учреждениях имеет целый ряд специфических черт. Кроме общих задач сан.-культ. работа призвана здесь активно содействовать улучшению качества работы данного учреждения путем пропаганды методов работы учреждения, создания атмосферы доверия б-ного к врачу, обеспечения выполнения б-ным всех указаний лечащего врача и пр. При лечении б-ного сан. культурность последнего является фактором, ускоряющим процесс излечения. Поэтому сан.-культ. работа в лечебно-профилактических учреждениях является элементом амбулаторного приема и лечебного воздействия на б-ного (особенно в диетстоловой, ночном санатории и т. п. учреждениях). В кабинете врача б-ной получает ряд гиг. советов, относящихся как к режиму его жизни (б-ные сердечные, почечные, с б-нями обмена веществ и пр.), так и к профилактике распространения б-ни. Часто для этого Лечащий врач назначает б-ным с однородными заболеваниями повторное посещение в одно и то же время и проводит со всей группой беседу по поводу данного заболевания (т. н. профилактический прием). Практикуется в кабинетах врачей выдача б-ным так наз. «рецептов на книгу», по к-рым.б-ные могут или купить в аптеке или получить в библиотеке соответствующую книгу. Большое значение имеет выдача б-ным листовок и памяток, закрепляющих гиг. указания, даваемые врачом б-ному. В ожидальне лечебно-профилактического учреждения организуются выставки как по общим вопросам здравоохранения, так и по специальностям отдельных кабинетов (напр. у кабинета по зубным б-ням, хирургического, гинекологического устраиваются выставки по гигиене зубов, профилактике хир. заболеваний, профилактике женских заболеваний и т. п.). Тут же практикуются объяснения выставок и краткие выступления врачей (пятиминутки), чаще всего информационного характера. Из форм печатного слова чаще всего используются: лозунги о правилах сан.-культ. поведения б-ного как в стенах данного учреждения, так и вне его; стенгазета, выпускаемая коллективом мед. работников совместно с здравактивом и б-ными; сан.-просвет, брошюры, выдаваемые в ожидальне (иногда в кабинетах лечащими врачами) или распространяемые путем продажи (в более крупных учреждениях организованы специальные киоски). Большое значение имеет связь коллектива учреждения с б-ными через ящик вопросов и доску ответов и книгу жалоб и предложений. В стационарах и полустационарах является возможность более длительного сан.-культ, воздействия на больных. Здесь работа диференцируется не только по отделениям, но и по группам б-ных с разными заболеваниями. Длительное соприкосновение мед. персонала с б-ными создает в стационарах особо благоприятные условия для проведения бесед, устройства громких читок и пр. Кроме обслуживания б-ных сан.-культ. работа охватывает здесь персонал учреждения (нянь, санитарок и др.), что имеет большое значение для повышения качества ухода за б-ными, правильной постановки борьбы с внутрибольничными инфек-г циями и пр. Сан.-культ. работа мед. персонала вне стен мед. учреждения (помощь на дому и пр.) является чрезвычайно эффективной, т. к. она помогает проведению массовых сан.-оздоровительных мероприятий, превращает эту работу в своеобразную школу санитарной культуры для широких масс трудящихся и содействует выдвижению и росту здравактива и проведению работы через него. Сан.-культ. работа в домах отдыха, санаториях и на курортах является одной из наиболее важных функций этих учреждений. Здесь сама обстановка и режим воспитывают в рабочих и трудящихся навыки личной гигиены и общественную активность в области охраны здоровья. Вновь прибывающие в дома отдыха, санатории и курорты тотчас же инструктируются в специальной беседе врача о значении режима, отдельных процедур и аккуратного выполнения всех правил внутреннего распорядка для повышения эффективности лечения и общего укрепления здоровья. Эта разъяснительная работа обычно закрепляется заключением соцдоговоров (палатных я индивидуальных) по наиболее рациональному использованию своего пребывания в домах отдыха и пр..Договоры эти следует устно опубликовывать и вывешивать. Всякая процедура в доме отдыха и пр. должна быть использована в целях сан.-культ. воздействия (беседа на пляже, в столовой, в палатах перед отходом ко сну, сдача испытаний на значок ГТО и т. д.). Постоянная систематическая проверка, как проводится например «мертвый час», мытье рук перед едой и т. п., оказывает огромное воспитательное значение. Из форм сан.-культ. работы наиболее эффективными являются следующие: беседы врача, вечера вопросов и ответов, сан. викторины с премиями; сан. лотереи, стенгазета, кино, выступления сан. театра и др. Целесообразно организовать дачу гиг. наказов уезжающими остающимся и приезжающим товарищам. В Красной армии сан.-просвет. работа проводится как в плане школьных занятий в тесной связи с задачами боевой подготовки бойца, так и в плане внешкольной работы (в клубе, в ленинских уголках, в библиотеке). Работа по сан. подготовке в Красной армии-имеет задачей: 1) обучить красноармейца и краснофлотца приемам оказания самопомощи и взаимопомощи в бою; 2) поднять сан. культурность красноармейца на уровень, необходимый для обеспечения боевой подготовки и сознательного отношения к проводимым в РККА оздоровительным мероприятиям; пробудить и организовать самодеятельность красноармейцев в области охраны здоровья; 3) подготовить из отпускного красноармейца активного борца за здоровье на пред- приятии и в колхозе, способствующего социалистической реконструкции труда и быта. Сан. подготовка бойца начинается с периода допризывной подготовки и проводится гражданскими организациями здравоохранения. Поставленные перед РККА задачи могут быть осуществлены только при активном участии командного и политического состава части. Подготовка ком-политсостава к работе в области охраны здоровья осуществляется как в военных школах, так и в порядке специального инструктажа. С. п. в национальных республиках и районах стало развиваться только при советской власти, вместе с их экономическим и общекультурным ростом. «Период диктатуры пролетариата и строительства социализма в СССР есть период расцвета национальных культур, социалистических по содерясанию и национальных по форме» (И. Сталин). Трудность работы в национальных республиках и районах в первые годы революции обусловливалась слабым развитием в них сети мед. учреждений, отсутствием достаточного количества мед. работников-националов, полной безграмотностью населения, большим распространением знахарства и пр. Советский строй обеспечил быстрое преодоление этого тяжелого наследия царизма. Почти во всех столицах национальных республик были открыты дома С. п.; стали выпускаться плакаты и литература на местных языках. Вначале эта литература была по преимуществу переводной (с русского), в перевод вносились изменения в связи с национальными особенностями той или иной республики или района. Впоследствии появились кадры собственных авторов-националов. Выпуск сан.-просвет. литературы для национальных меньшинств обеспечивался специальным издательством—Центриз-датом. Позже были организованы национальные секторы в отраслевых издательствах. Сан.-культ. работа в ряде национальных республик имеет чрезвычайно важное политическое значение. Напр. детские консультации были тем местом, где впервые женщина-националка приоб-' щалась не только к санитарной, но и к общей культуре. Громадное значение имеет массовая санитарно-культ. работа в национальных частях Красной армии. Велика роль мед. работников также в деле перестройки быта и в борьбе с религией. С массовым вовлечением националов в медицинские средние и высшие школы появились кадры мед. работников-националов, которые ближе могут подойти к трудящемуся населению, лучше знают особенности его быта и национального уклада и могут вести работу на родном языке. На 1/1 1932 года в медвузах СССР обучалось 1700 студентов-националов. Организация массовой санитар-но-культурной работы. Базами.С. п. являются различного типа специальные учреждения: ин-ты сан. культуры, дома сан. культуры (см. Дом санитарного просвещегшя), сан.-культ. базы при районных домах соц. культуры, стационарные и передвижные (напр. на транспорте) выставки, мастерские наглядных пособий, сан. театры и др. Наряду с сан.-культ. работой в системе органов здравоохранения врач может эту же работу активно развивать через ряд добровольных обществ и других организаций (Об-во Красного креста и Красного полумесяца, Об-во оздоровления труда и быта, Друг детей, ОПТЭ, Об-во воинствующих безбожников, физкультурные организации и др.). Научно-исследовательская работа в области массо- вой сан.-культ. работы имеет своей главной задачей изучение способов повышения эффективности массовой сан.-культ. работы, что должно выражаться в наиболее быстром и качественно высоком росте сан. знаний, гиг. навыков и общественной активности рабочих и трудящихся в области оздоровления условий труда и быта. Ряд вопросов, подлежащих научному изучению в области сан. культуры, является общим и для других отраслей полит.-просвет, работы (организация массовой самодеятельности населения, методика живого слова, печатного слова, наглядный метод и пр.), но кроме того С. п. имеет и свою специфическую тематику (организация и методика С. п. в системе лечебно-профилактических учреждений, специфика работы с б-ными, вопросы психотерапии и иатрогенных заболеваний в связи с С. п. и др.). Центрами научной работы в области сан. культуры являются ин-ты сан. культуры, дома сан. культуры, кабинеты при отраслевых научных ин-тах и др. учреждениях. Подведение итогов и обобщение опыта проводится как в форме литературных трудов, так и на созываемых периодических совещаниях сан.-культ. работников. Преподавание вопросов сан. культуры осуществляется в вузах, ин-тах усовершенствования врачей и мед-техникумах на кафедрах соц. гигиены, часто в виде специального доцентского курса. В УССР созданы в мед. ин-тах специальные кафедры по С. п. (сан. педагогика). Лит.; Гигиеническое воспитание в ш^оле, М., "1933; Лапин К., Санитарное просвещение, М.—Л., 1932 (отзыв бригады Ин-та санитарной культуры на книгу К. Лапина в Критико-библиографичееком бюллетене ЧЭГИЗ'а Медицина, биология, физкультура, 1933, №2); Массовая санитарная культура на предприятиях, Л., 1933; Методика санитарного просвещения, вып. 2—3, Харьков, 1928—29; Мильман И., Санитарное просвещение в школе, М., 1931; Санитарная культура, сборник статей под ред. С. Волконской, вып. 7, М.—Л., 19 31; Санитарное просвещение, сборник 1, под редакцией И. Страшуна. и А. Эделыптейна, M., 1928; Санитарное просвещение на промышленном предприятии, сборник под ред. Г. Фридмана и И. Вольперта, М.—Л., 1930; Советов С. и Пигида И., Библиографический указатель по методике и организации санитарного просвещения, Харьков, 1929; Теория и практика санитарного просвещения, сборник материалов Санпросвета Мосздравотдела, под ред. С. Волконской и Ф. Бермана, вып. 1—6, М., 1925—28; Трахтман Я., За чистоту марксистско-ленинской: теории в санитарно-просвети-тельной работе, Гиг. и соц. здравоохр., 1932, № 4—5; о н да е, Санпросвет в капиталистических странах как орудие буржуазии в классовой борьбе, ibid., № 7; Ф о-гель М., Гигиеническое просвещение, М., 1928; Ну-gienischer Wegweiser (Zentralblatt fur Technik und Me-thodik der hygienischen Volksbelehrung, herausgegeben von С Adam, C. Hamel und M. Vogel, Dresden); Vlb-o-rel S., La technique moderne de la propagande, Paris, 1930-                                     Л. Каневский, Я. Трахтман.
Смотрите также:
  • САНИТАРНО-ПРОПУСКНОЙ ПУНКТ является сан .-профилактическим учреждением, выполняющим задачу массовой сан. обработки прибывающих и движущихся по путям сообщения масс гражданского населения и воинских частей; одновременно с массовой сан. обработкой санитарно-пропускной пункт обеспечивает возможность ...
  • САНИТАРНЫЙ ВРАЧ, практический врач, специализировавшийся в области сан. дела и обычно уже не работающий в клин, областях медицины. С постепенным развитием предупредительных методов здравоохранения среди мед. врачей стали выделяться отдельные группы, ...
  • САНИТАРНЫЙ МИНИМУМ, вся та масса простейших и наиболее доступных для своего осуществления сан.-оздоровительных мероприятий, к-рые проводятся в жизнь при непосредственном участии самых широких групп населения и при привлечении дополнительных материальных и ...
  • САНИТАРНЫЙ НАДЗОР, одна из основных форм практической деятельности сан. органов. Поддержание определенного сан. уровня жизни тех или других групп населения и его постепенное улучшение, с одной стороны, и защита от вредных ...
  • САНИТАРНЫЙ ПОСТ, место пребывания и работы санитара, поставленного для выполнения определенных функций. Эти функции бывают обычно самостоятельными и могут состоять: а) в наблюдении за порядком пользования какими-либо сан. устройствами, напр. водоисточниками, ...