ФРАНЦИЯ
ФРАНЦИЯ. Поверхность—550 986
км*. Население в 1932 г.—41 840 000. Плотность населения по переписи 1926 г.—74 чел. на 1
км2. Демографические данные. Ф.—страна, в к-рой, начиная с 60-х годов 19 в., рост населения почти приостановился. Объясняется это низкой рождаемостью и относительно высокой смертностью. По ронодаемости Ф. занимает одно из наиболее низких мест среди европейских стран; смертность же в ней выше, чем врядезап.-европ. стран (Англия, Германия и пр.). В результате естественный прирост в ней чрезвычайно ничтожный, в отдельные годы (1929) он даже был отрицательным (табл. 1). Табл.1. Естественное движение населения во Франции (н а 1 ооо ж и т.). Годы Рождаемость Смертность Естественный прирост 19,0 18,8 18,2 18,3 17,7 18,0 17,4 17,3 16,3 17,5 17,7 16,5 16,4 17,9 15,6 16,3 15,8 15,8 1,5 1,7 1,8 - 0,2 2,4 1,1 1,5 0,5 49% населения Ф. живет в городах. Быстрое промышленное развитие Ф. после войны и недостаток рабочих рук в связи с незначительным приростом населения вызвали огромную иммиграцию во Ф. из соседних стран— Италии, Испании, а также из Чехо-Словакии и Польши. Ежегодная цифра иммигрантов, вплоть до 1930 г., доходила до 250 000—300 000. Со времени экономического кризиса, т. е. в 1930 г., приток иммигрантов рабочих был сильно ограничен, а теперь в связи с резкой безработицей фактически почти закрыт. Организация здравоохранения. Несмотря на характерную для Ф. крайнюю централизацию государственной власти и ее органов организация здравоохранения децентрализована и рассеяна по ряду министерств. Организация здравоохранения основана на законе от 15/Н 1902 г., установившем и кодифицировавшем сан. правила и учредившем высший сан. орган—Высший совет общественной гигиены, сан. инспекцию и т. д. Закон от 27/1 1920 г. создал министерство здравоохранения, просуществовавшее до 1924 г., включенное затем в министерство труда и вновь восстановленное в 1930 г. как министерство гигиены. Высший совет гигиены (Conseil Sup6rieur d'Hygiene) имеет совещательный голос и включает 45 членов, назначаемых министром по списку, представленному мед. факультетами, Мед. академией и т. д. Советом обсуждаются вопросы общественной гигиены, мед. и аптекарской практики, изготовления и продажи минеральных вод и т. д. В 1925 г. при министерстве было организовано Бюро социальной гигиены, пользующееся известной автономией.-—В каждом департаменте (вся Ф. разделена на 89 департаментов и 3 в Алжире) префект ответственен за создание и функционирование сан. учреждений. При нем состоит с совещательным голосом Департаментский совет гигиены из 10—15 членов. Каждый департамент разделен на сан. округа, во главе к-рых стоят сан. комиссии из 5—7 членов под председательством супрефек-тов. В функции этих учреждений входит оздоровление населенных пунктов и жилищ, профилактика заразных б-ней, надзор за эпизо-отиями, заготовка и доставка оспенной вакцины, мед. помощь нуждающимся, гигиена в промышленности, школах и т. д., заботы о подкидышах, инспекция напитков и пищевых продуктов, надзор за опасными и вредными предприятиями и т. д. В коммунах (низовая административная единица) выполнение надзора за сан. правилами возложено на мэров, выборных, но подчиненных префекту. Они могут издавать сан. правила в пределах, предоставленных общими законами. В каждом городе с населением свыше 20 000 жителей, в каждом курорте с 2 000 жителей согласно закону имеются бюро гигиены для надзора за выполнением сан. правил. Директорами их являются врачи, утверждаемые Высшим сан. советом. Париж выделен в особый сан. округ со своей обособленной организацией. Тот же закон установил Департаментскую сан. инспекцию. В 1914 г. было 28 организованных инспекций, из них только в 11 инспекторами были врачи-гигиенисты. В 1924 г. инспекция была в 48 департаментах и в 36— врачи-гигиенисты. В 1931 г. было уже 77 департаментских инспекций, из них 70 в руках врачей-специалистов. С 1925 г. стало быстро расти и число местных отделов соц. гигиены, сперва ведших борьбу с tbc, потом включив- ших и другие функции. В феврале 1934 г. во Ф. имелось 55 департаментских бюро соц. гигиены (Office d'Hygiene Sociale) и 34 департаментских общественных отдела соц. гигиены, кроме того 185 муниципальных бюро гигиены. Закон 1902 г., на к-ром покоится вся эта организация, сильно устарел и теперь остро встал вопрос о создании нового сан. законодательства. В общем санитарная организация Ф. развита недостаточно и неравномерно по стране , многие ее отрасли слабо регламентированы и вместе с тем отсутствует какая-либо связь ее с лечебной медициной. Инспекторы и директоры муниципального бюро оплачиваются департаментами или городом, но обычно оплата труда ничтожна, и врач занимается частной практикой, отдавая только часть своего времени бюро. В предместьях Парижа, в к-рых имеются коммунистические муниципалитеты, созданы крупные бюро гигиены с хорошо оплачиваемыми врачами. Права всех врачей-гигиенистов очень ограничены, бюро же соц. гигиены никаких прав не имеют, а являются только органами информационными и отчасти объединяющими разрозненные местные организации. Целый ряд сан. отделов разбросан по другим министерствам. Так, министерство внутренних дел включает в себя общую инспекцию сан. администрации и комиссию для распределения сумм, получаемых от налога на игорные дома— крупный источник дохода для здравоохранения. Министерство труда включает управление соц. страхования и обществ взаимопомощи, гигиены и безопасности труда, инспекцию труда, Высший статистический совет. Военное министерство ведает здравоохранением в армии, а морское—во флоте, а также соответствующими военно-мед. и морской мед. школами. Министерство колоний заведует здравоохранением в колониях; министерство пенсий—мед. экспертизой, протезным делом и помощью увечным. От министерства земледелия зависит контроль пищевых продуктов и фармацевтических препаратов; от министерства просвещения—мед. факультеты, Мед. академия, Высший оспопрививательный ин-т и школьная мед. инспекция. В министерство юстиции включена мед. помощь заключенным, заведывание исправительно-мед. учреждениями для малолетних преступников. Министерство общественных работ включает отдел
тц-гиены вокзалов и путей. При министерстве финансов и почт и телеграфов имеются свои специальные сан. отделы. Наконец охрана границ регулируется особым законом от 26/1 1929 г. Все побережье Ф. разделено на 5 сан. округов, во главе каждого стоит директор—врач, назначаемый министерством внутренних дел. Заразная заболеваемость. По высоте заболеваемости инфекционными б-нями Ф. менее благополучна, чем ряд других зап.-европ. стран. Брюшной тиф во Ф. продолжает оставаться на относительно высоких цифрах. Смертность от него за последние годы составляет около 4,5 на 100 000 населения, в то время как в Англии показатель этот спустился до 1,0 на 100 000. В 1931—33 гг. на 100 000 населения умирало ежегодно от брюшного тифа в Париже—3,5, в Монпелье—-6,1,в Марселе—17,7, в Тулоне—20,8 чел., в то время как в большинстве городов Англии ежегодная смертность от брюшного тифа составляла около 1,0 на 100 000. Сыпной тиф во Ф. окончательно не исчез; он наблюдается в ней в легкой форме, типа б-ни Брилля (см.
Сыпной тиф). Не исчезла во Ф. и оспа: ежегодно регистрируется от 117 до 162 случаев оспы (1931—33). Оспопрививание по закону обязательно (на 1-м году, в возрасте 11 лет и 21 года). Борьба с дифтерией ведется путем массовой вакцинации по Рамону в школах.—Из хрон. инфекционных болезней большое распространение имеют tbc и венерические б-ни. По смертности от tbc Ф. занимает одно из наиболее высоких мест в Европе (см.
Туберкулез). Борьба с tbc во Ф. в основном носит филантропический характер. Первый диспансер основан был Кальметтом в Лилле (см.
Диспансер), но число их до войны росло медленно. После войны
, по инициативе и при финансовой поддержке американцев (Рокфеллеровской комиссии) стали значительно шире развертываться диспансеры и санатории.
В 1919 г. возник Национальный комитет борьбы с tbc и стали возникать общественные организации с правительственной субсидией. Борьба ведется через диспансеры, санатории, превентории для детей и молодежи и сан. просвещение. Т. к. в каждом департаменте организации автономны, то и Национальное бюро гигиены и Нац. комитет являются только органами связи, а не руководства и координации. В декабре 1933 г. функционировали следующие учреждения по борьбе с tbc (табл. 2).
m „ ' Табл. 2» Форма учреждения ттипттп ЧИСЛО
Число |коек в них Превентории общественные . . . Санатории морские: 15 28 19 9 43 16 40 30 17 24 6 815 12 3L0 6 062 7 183 2 807 2 090 3 975 976 7 627 4 772 6S3 Санатории горные: Общественные.......... Санатории равнинные: Общественные.......... Всего . . . 59 505 "■Основанные филантропическими организациями, но получающие субсидию от государства или муниципалитетов. В постройке находилось 6 превенториев^ 9 санаториев и 13 б-ц-санаториев. Надо однако-иметь в виду (см.
Диспансеры, Туберкулез),, что диспансеры во Ф. по существу филантропические учреждения, лишенные того соц. значения, к-рое они имеют в СССР. Широко применяется вакцинация по Кальметту. На, 1/11929 г. было привито 152 009 детей. Средства. на борьбу с tbc отпускаются правительством по министерству здравоохранения, затем из специального фонда (налог на игорные дома. и пр.); около 20 млн. в год дает продажа туб. марок Национальным комитетом. Кредиты по министерству здравоохранения, включая содержание санаториев, субсидии для превен-ториев, пособия туб. б-ным и длительные отпуска по tbc, составили в 1934 г. 58 995 000 фр
г., 6 2f Венерические болезни воФ. сильно распространены и не выказывают тенденции к снижению, несмотря на большой рост учреждений по борьбе с ними. За последние годы заболевания вен. б-нями представляются в следующем виде (табл. 3; свежие формы заболеваний). Табл. з. Годы
Сифилис Гонорея 1930...... 78 246 51 108 9 135 1931...... 99 712 59 291 9 843 1932...... 102 237 54 209 6 481 Эти данные относятся только к б-ным в общественных диспансерах и консультациях; сюда не вошли лечащиеся у частных врачей (огромная масса вен. б-ных лечится у частнопрактикующих врачей и не регистрируется). По данным французских сифилидологов от 10% до 15% всего населения так или иначе заражены сифилисом. Во время войны вен. б-ни настолько распространились, что правительство было вынуждено принять особые меры. Был создан специальный отдел при мин-ве внутренних дел и при мин-ве соц. обеспечения. Парламент ассигновал кредиты на борьбу с вен. б-нями. Развитие учреждений по борьбе с вен. б-нями пошло более быстрым темпом, но здесь, как и в борьбе с tbc, снижения заболеваемости не наблюдается. Среди беременных женщин в консультациях на 44 260 женщин в 1932 г. было обнаружено 7 155 сифилитичек (16,3%). В консультациях для грудных детей в том же году на 62 587 детей было обнаружено 8 711 случаев врожденного сифилиса. В тюрьмах в 1932 г. через вен. консультации прошло 17 372 мужчин венериков и 1 631 женщина. Число учреждений по борьбе с венерическими болезнями в 1932 г. составляло: диспансеров—552, сельских вен. пунктов— 87, тюремных—189, противогоноройных—188, учреждений по борьбе с врожденным сифилисом—803, специальных лабораторий—78. Проституция за последние годы в связи с углублением кризиса сильно растет. Проституция легализована, проститутки должны регистрироваться и подвергаться мед. обмотру в определенные сроки. С 1920 г. существует Национальная лига борьбы с вен. б-нями. Ей принадлежит крупный ин-т А. Фурнье в Париже с показательным диспансером, лабораториями, Школой серологии и т. д. Кроме того в Париже есть Профилактический ин-т А. Верна, субсидируемый городом и государством и имеющий отделения в провинции. Борьба с раком воФ. По статистическим данным смертность от рака во Ф. растет; это отчасти объясняется уточнением диагноза и лучшей регистрацией. С 1908 по 1912 г. средняя смертность от рака составляла 78,4 на 100 000 жителей, в 1920 г.—79, в 1925 г.— 74, в 1928 г.—96. В абсолютных цифрах от рака умерло в 1920 г.—28 327 чел., в 1928— 39 140 чел. Борьба ведется Французской лигой борьбы с раком, научно-мед. учреждениями и так наз. областными центрами. В Париже, Лионе, Бордо имеются в б-цах особые отделения для раковых б-ных. Самый крупный центр— Ин-т Кюри в Париже, имеющий 3 отделения: научно-исследовательское, биологическое и терапевтическое. Ин-т этот обладает наибольшим* количеством радия в мире—14
г—и 8 установ- ками для глубокой радиотерапии в 250 000* вольт каждая. В Вильжюифе под Парижем существует крупнейший и хорошо оборудованный ин-т рака при Парижском мед. факультете. В 1933 г. число противораковых центров выросло до 25, из них 12 областных и 13 департаментских. Все они связаны с местными мед. факультетами и с местными бюро соц. гигиены. Правительством были отпущены субсидии этим центрам в размере 23 млн. фр. за 1930—34 гг. Лига борьбы с раком распространяет большое количество литературы, в к-рой знакомит население с опасностью от рака и необходимостью-раннего диагноза для лечения. Муниципальная гигиена и' санитария. Государство субсидирует коммуны при постройке водопроводов и снабжении питьевой водой в размере 50% стоимости постройки. В 1930 г. эти субсидии составили свыше' 157 млн. фр. Многие коммуны соединяются вместе для сооружения водопроводов. В 1933 г. во всех городах с населением свыше 5 000 жителей имеется водопровод для питьевой воды. Из 1 554 коммун с населением свыше 3 000-жителей только в 261 (18,97%) нет водопровода. Но качественно снабжение питьевой водой обстоит не так блестяще, как количестаен-но. Так, в 1933 г. из 37 967 коммун Ф. только в 11 000 (30%) питьевая вода была хорошего качества, а в
б/в мелких коммун и деревень вода для водопровода часто берется из загрязненного источника, колодца и т. д. В 1933 г. канализация для сточных вод и нечистот имелась-во всех городах с населением свыше 3 000 жителей, но только в 25% этих городов организация ее стоит на уровне современной техники. Бойни почти всюду принадлежат городам и находятся под надзором специальных сан. инспекторов и ветеринаров. Уборка мусора в городах производится всюду муниципалитетами, в нек-рых сдается в подряд частным обществам. В крупных городах имеются мусоросжигательные станции. Медицинская помощьи медицинский персонал. Еще со времени Французской революции мед. помощь декларирована по закону всем нуждающимся. Но лишь.. с конца 19 в. помощь эта стала реально осуществляться, и то только в известных пределах; профсоюзы частнопрактикующих врачей ревниво следят за развитием общественной мед.. помощи. Закон 1902 г. уточнил правила закона. 15 июля 1883 г., по к-рому все неимущие имеют"' право на полную бесплатную мед. помощь. Закон от 30/VІ 1838 г., крайне устаревший, но в силе еще до сих пор, формулирует правила мед. помощи и интернирования псих. б-ных. Закон от 15/IV 1916 г., неоднократно дополняемый, установил бесплатную мед. помощь всем туберкулезным, беременным и роженицам. Организация мед. помощи зависит от совета департамента, а в Париже от особого отдела общественного призрения, в ведении которого находятся все б-цы. В каждой коммуне имеется официальное бюро благотворительности, получающее субсидию от властей и помогающее неимущим б-ным пособиями. За последние годы, отчасти под давлением профсоюза частных врачей, усилилась тенденция брать плату с б-ных в общественных б-цах в зависимости от доходов б-ного. Так, по правилам Больничного объединения от 1924 г. от всякой платы освобождаются лишь семьи с доходом ниже 15 фр. в день, с доходом 'от «8
ФРАНЦИЯ 16 до 18 б-ные платят
1/i больничной платы, с доходом выше 25 фр. платят полностью. Со введением соц. страхования в 1930 г. фактически
2/
3 населения Ф. получают мед. помощь бесплатно, но еще до соц. страхования ис начала 19 в. во Ф. широко развились общества взаимопомощи, обеспечивающие своим членам лечение в случае болезни, небольшую пенсию и страхование материнства. В обществах взаимного страхования материнства в 1926 г. числилось 147 573 члена, в школьных обществах в 1924 г. было 4 143 940 членов, сгруппированных в 18 787 обществах. Капитал всех обществ взаимопомощи в 1926 г. составлял 725 млн. франков. Государство выдает обществам пособие в размере 1,5 фр. в год на члена в возрасте свыше 18 лет. В крупных частных предприятиях (жел.-дор. компании, заводы и т. д.) существуют местные общества •взаимопомощи, в к-рых предприниматели вно-чугг часть расходов. В связи с развитием общественной мед. помощи, соц. страхования и т. д. за последние годы роль частнопрактикующих врачей несколько уменьшилась, хотя и остается еще до сих пор чрезвычайно значительной. Врачи во Ф. вербуются среди мелкой и средней буржуазии и являются элементом с узко индивидуальным, частническим подходом к .делу здравоохранения. Мед. образование поставлено след. образом: имеется 9 мед. факультетов и 15 мед. школ, в к-рых студенты проходят первые два курса. Для поступления на мед. факультет помимо диплома средней школы {баккалавр) требуется особый годичный курс на естественном факультете. До 1913 г. курс на мед. факультете был 4-летним, с 1913 г. мед. преподавание было преобразовано и курс продлен до 5 лет. По закону от 6 марта 1934 г. ■с 1935 г. курс продлен до 6 лет, что с естественным факультетом составит 7 лет. Содержание егудента в течение семи лет курса делает профессию доступной только учащимся из материально обеспеченной среды. Больничный стаж начинается с первого же года мед. факультета
я длится 6 лет. Процент студентов-иностран-дев очень высок (до 15% всех студентов-медиков), но они права практики не получают. До 1892 г. существовало звание фельдшера (oflicier de sante), тогда отмененное. В 1926 г. на миллион жителей приходилось 585 врачей, т. е. один врач на 1 710 жителей. Со времени войны наблюдается концентрация врачей в городах, причем отличные дороги и имеющийся обычно у каждого врача автомобиль позволяют ему обслуживать большой район. Число мед. персонал а в1932 г. составляло: врачей—25 255, дантистов—7 357, акушерок—11 011 и фармацевтов—10 893.—В Париже в 1932 г. было ■6 141 врач, 2 061 дантист, 978 акушерок и 1 991 фармацевт. В 1932—33 г. во всей Ф. и Алжире выдано 1 292 государственных мед. диплома и 170 университетских (без права практики). За последние годы благодаря кризису и безработице врачей наблюдается некоторое уменьшение числа студентов-медиков и выданных дипломов. Для среднего мед. персонала установлен в 1922 г. государственный диплом. Для них имеются довольно многочисленные частные и государственные школы, обычно с 2-летним курсом. Для сестер соц. помощи в 1933 г. было 85 спец. шкод с 3 000 студенток (28 больничных, 32 Красного креста, 21 частные), курс три года. В 1929 г. имелось 11 750 дипломированных сестер, 8 004 мо- нахинь-сестер, также дипломированных, 1 562 сестры соц. помощи по tbc, 820 сестер по матмладу. Больничное дело. Б-цы разделяются на государственные, коммунальные или городские и частные. К первым относятся военные госпитали, отчасти б-цы для псих, б-ных и нек-рые университетские клиники. Наибольшее число коек сосредоточено в городских и коммунальных б-цах. К этому надо добавить б-цы, созданные филантропами или благотворительными обществами. Последние обычно заключают договоры с городом для приема б-ных, за к-рых платит город по низкому тарифу. Число б-ц быстро за последние годы растет, многие старые б-цы выносятся за города и переоборудуются. В 1929 г. во всей Ф. числилось 1 301 государственных и общественных б-ц (не считая частных) с 151 514 койками, т. е. одна койка в среднем на 300 жителей. В 1934 г. (март) во всех департаментах, за исключением Парижа, была уже 1 631 б-ца с 163 879 койками. По своему качеству б-цы чрезвычайно разнообразны: менее благоустроенные (для бедных)—бесплатные, более благоустроенные—платные. Все оборудование и аппаратура изготовляются во Ф., к-рая является крупным поставщиком этого оборудования и на мировом рынке. Помимо б-ц в марте 1934 г. имелось 196 общественных лабораторий (муниципальных, департаментских и т. д.). Курортное дело. Курорты Ф. крайне многочисленны и разнообразны. Кроме того Ф. производит и экспортирует за границу колоссальное количество минеральных вод (Виши, Контрексвиль и т. д.). Всего насчитывается около 200 курортов (минеральных вод, грязевых, климатических станций). Почти все курорты эксплоатируются частными обществами, за исключением Экс ле Бен, принадлежащего и эксплоатируемого государством, а также Виши, принадлежащего государству, но сданного в аренду частной компании. 90% посетителей курортов принадлежит к крупной, средней и мелкой буржуазии. Главные доходы компаний, эксплоатирующих курорты, идут от игорных домов и рулетки, имеющихся почти на каждом курорте. 60% этого дохода идет в пользу государства. С посетителей курортов взимается особая плата в зависимости от отеля, в к-ром они останавливаются. Размер ее определяется местным муниципалитетом. Лечение производится всюду частнопрактикующими врачами. Охрана материнства и детства. Во Ф. женщина не пользуется политическими правами, а юридические права замужней женщины очень ограничены. Розыски отцовства не производятся. Охрана материнства фактически сведена к поощрению и субсидиям многочисленных семей, на что отпускаются довольно бесплодно крупные суммы в гос. бюджете. За последние годы наблюдается все же быстрый рост профилактических и лечебных учреждений для матерей и детей, но т. к. социальные основы законодательства не меняются, влияние этих учреждений очень слабо. Всякая пропаганда в пользу ограничения деторождения строжайше запрещена законом, что не мешает промышленности противозачаточных средств процветать и даже экспортировать свои продукты за границу. Пропаганда в пользу увеличения рождаемости по существу относится только к трудящимся классам, т. к. среди буржуазии ограничение деторождения стало системой. Закон от 30 июля 1913 г. разрешает женщине-работнице покинуть хозяина в случае беременности без предупреждения и без уплаты ему неустойки за уход. Беременная женщина имеет право на отпуск в течение 4 недель до и 4 после родов, но без всякого пособия от предприятия. Понятно, что такой порядок вынуждает беременную работницу работать и во время «права на отпуск». Пособие ей выдается коммуной в размере от 50 сантимов до 1,5 фр. в день. По закону 24 октября 1919 г. мать, кормящая ребенка, получает пособие в размере 15 фр. в месяц. В предприятиях с числом работниц свыше 100, закон может обязать хозяина отвести специальные комнаты для кормящих матерей и давать им по часу в день на кормление. Покинутые дети воспитываются за счет государства. Законом от 23 июля 1923 г. установлено особое «национальное пособие» для многодетных семей. Оно выдается семьям, не включенным в списки плательщиков подоходного налога. Пособие—в размере 90 фр. в месяц, начиная с 3-го ребенка до 15-летнего возраста, если этот последний не обучается в проф. школе или мастерской. Почти все департаменты выдают пособия рт 100 до 1 000 фр. в год на ребенка в многодетных семьях. Лечебная помощь по закону от 15 июля 1893 г. б-ным и беременным женщинам бесплатна в случае нужды. Наконец закон о соц. страховании 1930 г. установил все виды бесплатной помощи беременным и роженицам. Детская смертность постепенно понижается (табл. 4): Табл. 4. Детская смертность во Фран> ц и и. Годы Смертность на 1 ооо живорожденных Годы Смертность на 1 ооо живорожденных 1912 .... 1913 .... 1923 .... 106 114 1930. . . . 1931 .... 1932 .... 78 76 76 Число внебрачных детей в среднем колеблется от 8 до 10%, в Париже эта пропорция достигает 25—30%. Среди внебрачных детей смертность очень высокая. Так, в 1927 г. она достигала 137,5 на 1 000 против 78,5 среди «законнорожденных». Процент мертворожденных среди внебрачных детей также очень высок, так же как смертность среди покинутых детей, воспитываемых государством. В нек-рых департаментах за последние годы она достигала 80—$0%, средняя смертность для них в 1927 г. была 190 на 1 000. Роль мед. учреждений по охране материнства и детства пока еще очень слаба, но сама сеть этих учреждений за последние годы сильно вырастает (табл. 5). Табл. 5. Тип учреждения Число учреждений на 31/XII 1933 г. Консультация для беременных женщин.................. Родильные приюты и отделения при б-цах.................. Дома матери и убежища........ Диспансеры для грудных детей . . . . Ясли................... Центры для размещения в семьях . . Центры по охране материнства и младенчества ............... 418 114 4 482 570 105 В 1930 г. в 26 департаментах при Бюро гигиены имелись секции по охране материнства и младенчества. В Париже имеется центральная шкода по подготовке сестер и врачей для соц.-мед. обслуживания грудных детей и матерей— одно из наилучше оборудованных учреждений в Европе. Правительством и частными обществами субсидируются летние колонии для детей. Таких колоний было в 1931 г. 840, пропустивших 265 802 детей. Обязательной школьной инспекции нет; поэтому организация ее различна в разных департаментах. Фактически инспекция существует только в крупных городах и при начальных школах. В 1924 г. инспекция имелась в 19 департаментах, в 1931 г.—в 33. Для умственно отсталых детей, к-рых по данным д-ра Рубиновича (франц. психиатра) имеется около 50 000, есть 7 интернатов, 3 экстерната и 30 «дополнительных» специальных классов. Бюджет здравоохранения разбит по нескольким министерствам, хотя основные суммы фигурируют в смете восстановленного в*1930 г. Министерства гигиены. Бюджет этого министерства составлял в 1933 г. 1 303 073 100 фр.—В целом центральный бюджет на здравоохранение в последние годы почти не увеличивается, а с 1934 г. урезан на 30%. Зато быстро растут расходы на здравоохранение в департаментах. В 1927 г. ими было затрачено на здравоохранение 994 550 343 фр., в 1930 г.— 1 440 022 213 фр. Кроме того сюда надо добавить бюджет многочисленных частных филантропических учреждений. Но если проанализировать расходы министерства здравоохранения, то картина получится иная. Так, в 1933 г. из общей суммы этого бюджета 300 млн. были затрачены ца помощь многодетным семействам. Премии за рождаемость составили 21 млн.— цифра также ничтожная. 19 млн. идут на дополнительные пособия многодетным семьям. 405 млн. израсходовано на помощь старикам, увечным и неизлечимым б-ным. На субсидии при постройке дешевых квартир было израсходовано около 100 млн. франков. Т. о. расходы на чисто мед. мероприятия и на соц. гигиену в бюджете занимают небольшое место. Помимо бюджетных ассигновок крупную статью доходов министерства здравоохранения составляют доходы от театров, кино, клубов, тотализаторов на скачках, от казино и игорных домов.
Лит.: Г о р к е р Е., Борьба с венеризмом во Франции и ее колониях, Вопр. здравоохр., 1929, № 21; И х о к Г., Алкоголизм и борьба с ним во Франции, Гиг. и эпид., 1927, № 9; Медовиков П., О современной постановке дела борьбы с туберкулезом во Франции, Журн. для усоверш. врачей, 1927, № 3; Рубаки н А., Охрана материнства во Франции, Вестн. совр. мед., 1927, № 15—16; Annuaires des distributions d'eau et d'egouts, P., 1931; Annuaires sanitaires de la S. d. N., section d'Hygiene de la S. d. N., Geneve, 1924, 1925, 1927, 1928, 1930 (главы о Франции); Bernard L. et F о r e s t i e r G., L'hygiene publique en France, v. I—II, S. d. N., Geneve, 1931; Bulletin olliciel de 1'Office national d'hygiene sociale, P., 1931—34; Cours d'hygiene, sous la dir. de L. Bernard et R. Debre, v. II—Administration sanitaire, p. 53—239, P., 1927; G a v a i 1 1 о n, L'organisation de la lutte contre le peril venerien, P., 1933; Gouchon et Mouret, Manuel pratique d'assistance, Lyon, 1934; I c h о fc, Legislation sanitaire en France, Revue d'hygiene, 1930—34 (серия обзоров); L'armement sanitaire francais, P., 1930; Lois, decrets, arretes concernant la reglementation du travail, reunis par le Ministere du travail et d'hygiene, P., 1928; L'organisation de la lutte antituberculeuse en France, Publication du Comite National de defense contre la tuber-culose, Paris, 1931; Parisot J., Le developpement de l'hygiene en France, Nancy, 1933; Statistiques demo-graphiques officielles de la Republique Frangaise, S. d. N., Geneve, 1927; V i о 1 1 e H. et W i b a u x R., Manuel de legislation sanitaire francaise, P., 1923. А. Рубакин.
Смотрите также:
- ФРЕЗЕ Александр Устинович (1827—1884), I первый профессор психиатрии Казанского ун-та, строитель и первый директор первой психиатрической б-цы в провинции (Казанской окружной лечебницы). Родился в Ревеле. Окончил мед. факультет Московского ун-та в ...
- ФРЕЙД Зигмунд (Siegmund Freud; род. в 1856), основатель психоанализа. Мед. образование получил в Венском ун-те, где первоначально увлекался физиологией и еще студентом был демонстратором у Брюкке. Человек большого честолюбия, искавший широкого ...
- ФРЕЙДА УЧЕНИЕ, или фрейдизм, или психоанализ, течение в психологии и психопатологии, уделяющее особое внимание т. н. бессознательному, а в качестве механизмов организации этого бессознательного выдвигающее роль сексуальности в ее различных модуляциях ...
- ФРЕЙНД Вильгельм-Александр (Wilhelm Alexander Freund, 1833—1917), крупный немецкий гинеколог. Получил мед. образование в Бреславле. В 1876 г. произвел иссечение ра-ковоперерожденной матки путем чревосечения, в 1878 г. опубликовал работу «Eine neue Methode ...
- ФРЕНИКОЭИЗЕРЕЗ, ФРЕНИКОТОМИЯ (phre-nicoexaeresis, phrenicotomia) применяются по преимуществу при tbc легких. Цель этих операций сводится к получению паралича соответствующей половины диафрагмы путем прекращения проводимости грудо-брюшного нерва перерезкой его ствола (френикотомия) или ...