ШКОЛА

ШКОЛА, учебно-воспитательное учреждение для детой и подростков школьного возраста, к-рое в СССР охватывает детей от 8 до 18 лет. I. Основные принципы организации советской III.: всеобщее обязательное бесплатное обучение, единство воспитательной системы (единая школа), политехнизм, со-

&т„

W%2$?fW"' вместное обучение детей обоего пола, обучение на родном языке. Советская Ш. по своей целенаправленности резко отличается от III. капиталистических стран, где Ш. является в руках буржуазии орудием подчинения рабочего класса. «Вся старая школа, будучи целиком пропитана классовым духом, давала знания только детям буржуазии. Каждое слово ее было подделано в интересах буржуазии. В этих школах молодое поколение рабочих и крестьян не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии» (Ленин, Сочинения, т. XXV, стр. 386). Задача советской власти превратить школу «из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества. В период диктатуры пролетариата, т. е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, Ш. должна быть не только проводником принципа коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетариат и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм» [из программы ВКП(б)]. В царской России в начальной и средней III. обучалось 7 800 тыс. детей, причем лишь незначительная часть из них—дети рабочих и крестьян. В годы гражданской войны и разрухи 9 780 тыс. детей обучалось в Ш., к началу первой пятилетки—ужо свыше 12 000 тыс. детей, а в период между 1930 и 1934 гг. число детей рабочих, колхозников и трудящихся увеличилось с 17 600 тыс. до 22 000 тыс. в начальных и средних Ш. нашего Союза. К концу первой пятилетки выполнена директива о всеобщем обязательном начальном обучении в Союзе [постановление ЦК ВКП(б) от 25/VH 1930 г.], охарактеризованная Сталиным на XVІ партийном съезде в 1930 г. «как решающий шаг в деле культурной революции». В 1933 г. начальное обучение было в основном закончено по всем союзным республикам, причем из числа обучавшихся в городских Ш. значительная часть детей (от 70% до 90% в разных местах) охвачена семилетним обучением, и успешно развивается Ш. с 10-летним обучением. В Союзе школьное преподавание ведется на 70 языках.—В СССР установлены постановлением СНК от 15/V 1934  г. три типа общеобразовательных школ: начальная с четырьмя классами (с 1-го по 4-й включительно), неполная средняя Ш. с семью классами (с 1-го по 7-й включительно) и средняя Ш. с десятью классами (с 1-го по 10-й включительно). Общее число учащихся в СССР в 1935 г. составляло 25,6 млн., в 1936 г. намечен охват в 27,9 млн. и в 1937 г. в 29,9 млн. учащихся. Контингент учащихся в начальной, неполной средней и средней III. в РСФСР в 1935  г. в сравнении с данными 1934 г. вырос на 9,4%, а на 1936 г. намечается увеличение учащихся на 10,7% (абсолютный прирост учащихся составляет 1 848,5 тысяч). Особенно большой набор учащихся намечен на 1937 г. в старших классах, что обеспечит дальнейшее развитие и упрочение полной средней Ш. с 10-летним курсом обучения. Содержание и методы работы советской III. основаны на приципах политехнизма. В основу советской системы воспитания положена «триада» Маркса: «Под образова- нием надо понимать три вещи: 1. Умственное образование. 2. Физ. развитие, к-рое дают гимнастические Ш. и военные упражнения. 3. Политехническое воспитание, знакомящее с общими научными принципами всех производственных процессов и в то же время дающее ребенку и подростку практические навыки в обращении с элементарными инструментами всех производств». Развивая и конкретизируя эти положения, Ленин указал на то, что «нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение, ни образование без производительного труда, ни производственный труд без параллельного обучения не могли быть поставлены на ту высоту, к-рая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания» (т. II, стр. 288). «Коммунистом стать можно только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которые выработало человечество...». «А наша Ш. должна давать молодежи основы знания, давать умение вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей» (Ленин, Сочинения, т. XXV, стр. 388 и 394). Замечания Ленина на тезисы Крупской о политехнизме и речь на III Всероссийском съезде ВЛКСМ от 2/Х 1920 г. послужили основой для разработки принципов советской Ш. Однако в программах, методах и содержании работы Ш. до 1931 г. наряду с достижениями в области соединения обучения с производственным трудом и общественной работой был ряд существенных недостатков, осужденных постановлением ЦК ВКП(б) от 5/IX 1931 г. Ш. не давала достаточного объема общеобразовательных знаний, неудовлетворительно разрешала задачу подготовки для техникумов и для высшей Ш. вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук; среди применявшихся методов работы имел место и «метод проектов», вытекавший из антиленинской теории «отмирания школы». Роль учителя была резко снижена, не было четких учебных программ, дисциплина в Ш. была слаба, весь внутренний распорядок в Ш. был резко нарушен. «Всякая попытка оторвать политехнизацию Ш. от систематического и прочного усвоения наук, особенно физики, химии и математики, преподавание к-рых должно быть поставлено на основе строго определенных и тщательно разработанных программ, учебных планов и проводиться по строго установленным расписаниям, представляет собой грубейшее извращение идеи политехнической школы» [из постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5/IX 1931 г.]. Специальное постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 29 августа 1932 г. дало конкретные руководящие указания по выработке учебных программ, организации учебной работы, укреплению школьного режима, подготовке учительских кадров и реорганизации семилетней политехнической школы в десятилетнюю. Эти постановления мобилизовали партийные и советские организации на борьбу за улучшение качества работы Ш. В 1932 г. введены новые предметные программы, дающие систематическое изложение знаний, связь теоретических дисциплин с жизнью и социалистическим строительством, обеспечивающие высокое общее образование уча- щихся. Основой учебного процесса в Ш. стал организованный школьный урок, введен индивидуальный и систематический учет знаний учащихся и проверочные испытания. Стали применяться испытанные методы преподавания, повысился удельный вес учителя в Ш. и объявлена решительная борьба за повышение дисциплины в Ш.—Первые годы 2-й пятилетки и в особенности 1935 г. ознаменовали общее повышение благосостояния Ш. и бурный рост и улучшение ее материальной базы, к-рая долго отставала от общих темпов социалистического строительства. Еще в 1931 г. было отмечено, что «материальная база Ш.—строительство новых зданий, ремонт существующих, производство учебного оборудования и учебных пособий—крайне недостаточна и становится одним из препятствий к улучшению работы Ш.» [постановление ЦК ВКП(б) от 5/IX 1931 г.]. Первым широким мероприятием оказалось издание стабильных учебников, без которых нельзя проводить систематического курса обучения основным наукам (химии, физике, математике, географии, родному языку и т. д.). Эти учебники по содержанию отвечают установленным программам и по внешнему оформлению удовлетворяют ряду гиг. требований в отношении шрифта, формата, рисунков и др. В 1934 г. Ш. РСФСР получили 42 млн. учебников, в 1935 г.—72 млн. За время с 1933 по 1935 г. издано свыше 200 млн. учебников и из них половина нерусских учебников для народов СССР. Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 7/VІII 1935 года внесены основные указания к дальнейшему развертыванию издательского дела и выпуску полноценной продукции; открыта свободная торговля учебниками по номинальным ценам. Эти мероприятия обеспечивают их массовость и распространение. Особое внимание обращено на качество учебников. Отпущены большие средства на составление учебников, в первую очередь по русскому языку и истории, В основу разработки учебников по истории положены замечания тт. Сталина, Жданова и Кирова от 9/VІII1934 г. Специальной правительственной комиссией под председательством Жданова ведется просмотр учебников истории и объявлен конкурс на составление новых учебников по истории [постановление СНК и ЦК ВКП(б) 3/II 1936 г.]. Большое внимание обращается на снабжение Ш. письменными принадлежностями. Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 14/IX 1935 г. предусматривает значительное количественное увеличение письменных принадлежностей; обязывает промышленные организации составить твердый график выпуска ряда пособий улучшенного качества: тетрадей, перьев, ручек, чернил, резинок, мелков и т. д., а также предметов хранения этих пособий—сумок, ранцев,. портфелей и пр. В 1936 г. СНК СССР намечена программа производства 1 323 млн. тетрадей, 275 млн. карандагдей, 650 млн. перьев. Организованы специальные тресты для изготовления школьных письменных принадлежностей, а также учебных пособий и учебного оборудования. II. Школьное строительство и благоустройство являются основным мероприятием, обеспечивающим материальные нужды III. Грандиозная реформа этого дела начата в 1935 г. по личной инициативе тов. Сталина. За годы 1-й и 2-й пятилеток количество Ш. увеличилось с 118 тыс. до 167 тыс., гл. обр. в деревне. «Территориальное размещение школ не совпадало с острыми потребностями городов и рабочих поселков, строительство школ отставало от прироста обучающихся» [из пост. СНК и ЦК ВКП(б) о строительстве школ в городах от 22/П 1935 г.]. В результате создались двух- и трехсменные занятия в Ш. Этим же постановлением СНК и ЦК ВКИ(б) предписано развернуть массовое строительство новых Ш. в городах с таким расчетом, чтобы в 1936 учебном году ликвидировать третьи смены и т. н. «бродячие классы», не имевшие своих постоянных учебных помещений, а также порядок занятий в Ш.без единого дня отдыха (непрерывка). В 1937 г. в крупных городах, а в 1938 г. во всех городах Союза будут ликвидированы полностью вторые смены. В 1935 г. выстроено в СССР в городах и рабочих поселках 533 Ш. на 286 тыс. ученических мест и 2 829 Ш. в сельских местностях на 513 тыс. ученических мест. В 1936 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 6/Ш 1936 г. развернуто в городах и рабочих поселках СССР строительство 1 507 школ на 890 530 ученических мест, а в сельских местностях—2 802 школы на 568 865 ученических мест. Помимо этого под Ш. передано 72 новых здания ФЗУ (Ш. фабрично-заводского ученичества) и возвращаются старые, специально выстроенные школьные здания, находившиеся в ведении разных ведомств и учреждений и использовавшиеся не по назначению. Установлены специальные бюджеты на школьное строительство и твердый порядок отпуска ассигнований; капиталовложения в школьное строительство достигают в 1936 г. 910 млн. руб. против 338 млн. руб. в 1935 г. и направлены гл. обр. на строительство Ш. в тех городах, где имеется высокий уровень сменности. Организованы специальные управления школьного строительства при НКПросах и отделы по школьному строительству на местах, осуществляющие руководство этим строительством. Ликвидирована бесплановость и установлен порядок строительства Ш. по типовым проектам, утверждаемым в центре, что является также залогом улучшения качества работы. Осуществление мероприятий партии и правительства, предпринятых в отношении Ш. в первые годы второй пятилетки, является ярким примером роста культурных потребностей, возможного только в условиях социализма. Рост строительства новых Ш. в годы 2-й пятилетки является таким же беспримерным во всемирной истории фактом, как и рост заводов и фабрик нашей страны в период индустриализации. Это строительство, ставя массу в условия односменной учебы во вполне благоустроенных и непереполненных помещениях, повышает не только качество педагогического процесса, но и эффективность оздоровительной работы. Поэтому в строительстве новых школ активное участие принимает Гос. сан. инспекция по линии консультаций в процессе разработки проектов и сан. экспертизы. Сан. требования, предъявляемые к строительству школьных зданий, заключаются в том, что: школьное здание должно быть обеспечено земельным участком достаточных размеров, на котором производится и педагогическая и оздоровительная работа; школьное здание по его планировке, конструкциям и сан.-техническим установкам должно отвечать ряду специфических условий, вытекающих из особенностей учебного процесса и особенностей физиологии детей и подростков. Это сказывается в требованиях к набору помещений и их величине (площадь, кубатура), организации пространства, освещения, отопления, водоснабжения, с учетом правильного графика движения детей в здании и легкой связи с наружным воздухом. Применяемые на практике показатели площадей и кубатуры подчиняются в основном производственным (педагогическим) требованиям и лимитированы экономич. соображениями. Гиг. регулятивы вносят ряд коррегирующих моментов, обеспечивающих состояние воздуха, освещение, чистоту и т. д. В классах для детей младшего школьного возраста дается площадь не менее 1,25 м2 на ученика, в классах для детей старшего возраста—не менее 1,5 м2, в лабораториях— 1,75 м2, мастерских—от 3 м2 до 5 м2 в зависимости от характера работы в последних, физкультурном зале—по 4,5 м2 на ученика, в школьной столовой—0,65 м2, рекреационном зале—0,5 м2, рекреационные коридоры—общей площадью не менее половины площади прилегающих классов, умывальные с уборными— из расчета 0,20 л*2 на ребенка, раздевальни— 0,25 л».2. Затем выделяются помещения для работы обслуживающего персонала: канцелярия, кабинет директора, врачебный и педагогический кабинеты, комната для технического персонала, комната детских общественных организаций и ряд подсобных помещений для хранения инвентаря и пособий. При школах отводятся также жилые помещения для директора и школьного сторожа, отвечающие общим требованиям жилищно-коммунальной гигиены и имеющие совершенно изолированные входы и земельные участки (дворы). Основные типы школьных зданий (в новом строительстве 1935—1936 г.): в городах—это школы на 880, 400 и 280 мест, в сельских местностях—на 280, 160 и 80 мест. В рабочих поселках, крупных совхозах и колхозах строятся также Ш. на 880 и 400 человек. Требования к сан. благоустройству здания состоят в устройстве в школьных зданиях специальных вентиляционных и отопительных систем. В наст, время применяются водяная и печная системы отопления и разные системы приточ-но-вытяжной вентиляции, из к-рых наиболее эффективна в гиг. отношении система вентиляции, обеспечивающая хорошо действующую вытяжку и одновременную подачу наружного неподогретого воздуха, поступающего непосредственно в классное помещение во время занятий через особые каналы (короба) с многочисленными отверстиями, чем обусловливается малая скорость его движения. Возможность проветривания обеспечивается устройством хорошо открываемых окоп, фрамуг и форточек; для сквозного проветривания классов устраивают фрамуги во внутренних стенах для сообщения с односторонними хорошо освещенными коридорами. Свежий воздух должен подаваться в Ш. чистым, незапылен-ным, из хорошо организованной школьной территории, отделенной от близлежащих владений зеленой зоной. Земельный участок III. должен иметь площадь, достаточную для организации учебно-производственной работы детей, для физкультурных площадок, хоз. двора и обязательно зеленых насаждений. Общая площадь участка для Ш. определяется из расчета 35—40 и не менее 25 мг на ученика. При- мерный набор элементов участка и их минимальные размеры для городской Ш. на 880 детей: площадь под застройку—4 400 м2 (не ■более 20% всей площади), площадь для устройства физкультурных площадок для игр и занятий—7 040 (по 8 м2 на ученика), оздоровительные площадки для организации классов для занятий на воздухе (3—4 класса площадью по 60 м2 каждый) и для устройства солярия, душей—2 024 м2 (по 2,3 м2), площадь для организации занятий по естествознанию, опытный огород, цветник, фруктовый сад, птичник, крольчатник и т. д.—3 960 м2 (по 4,5 .и2), дополнительные зеленые насаждения, ограждения, декоративные цветники и пр.—3 520 ж2 (по 4,0 ж3), хоз. двор—ок. 1 060 м2. В местностях с отсутствием центральной канализации рекомендуется отводить дополнительную площадь для устройства местных очистных сооружений в виде полей орошения (по 10 м2 на умника). При Ш. в сельских местностях отводится еще дополнительная площадь для организации подсобного хозяйства: опытное поле, огород, птичник и т. д. Ш. должна быть обеспечена водопроводом с достаточным количеством кранов и приборов для удовлетворения сан. нужд здания и участка (гидранты, короткие рукава, брандспойты и т. д.); обязательными сан. установками являются: смывные уборные, умывальники, душевые установки, фонтанчики. На участке устраивают также душевые установки при солярии, декоративные фонтаны, бассейны и т. д. ОсвещениевШ. (естественное и искусственное) должно прежде всего дать равномерную и достаточную освещенность рабочих мест и наряду с этим обеспечить отсутствие темных или хотя бы затененных пространств и углов во всем здании. Коеф. дневного освещения в классах равен 1% освещенности открытых мест и световой коеф. равен 1:5 при высоте верхного края окон над полом, равной половине глубины (ширины) класса. Искусственное освещение "в классах должно обеспечить равномерную освещенность рабочих мест и не давать блескости и резких теней, поэтому арматуры даются отраженные или полуотра-женныо. Нормы освещенности рабочих мест в школьных помещениях: все учебные помещения, классы, лаборатории, библиотеки-читальни—по 75 люкс, все служебно-подсобные помещения (учительская, врачебная, буфет, зав. учебной частью и пр.)—по 50 люкс, залы и рекреационные коридоры—по 30 люкс, служебные переходы и лестничные клетки—по 15 люкс, уборные, вестибюли, душевые — по 25 люкс. Оборудование Ш. составляет: стационарное оборудование различными санитарно-техническими приборами и сооружениями, а также внутристенные хранилища (шкафы) для учебных пособий и материалов, продуктов, инвентаря и др.; портативное оборудование Ш. мебелью (см. Мебель) и наглядными учебными пособиями (книги, атласы, таблицы, разборные модели, макеты и т. д.). III. Организация школьного режима. Организация школьного учебного года и школьного режима выражается в основном в установлении твердых нормативов в отношении длительности занятий и перерывов между ними, распределении учебной, производственной и общественной нагрузок и установлении правил поведения и режима детей в школе и вне школы. Основные нормативы [по данным постановлений СНК и ЦК ВКП(б) от 3/IX 1935 г. и постановлений ЦК ВКП(б) от 5/IX 1931 г. и типового распорядка и норм нагрузки двух наркоматов]: 1. Начало учебного года во всех Ш. Союза—1 сентября, окончание в первых трех классах—1 июня, в 4—7-м классах—10 июня и в 8—10-м классах—20 июня. 2. Каникулы зимние—с 30 декабря по 10 января, весенние—в продолжение 6 дней. 3. С 1935/36 учебного года количество ежедневных классных уроков: в первых четырех классах—4 урока в день (в 4-м классе допускаются два дня в неделю по 5 уроков), в 5—10-м классах—5 уроков (и два дня в неделю по 6 уроков). В союзных и автономных республиках, а также в национальных Ш. РСФСР начиная с 5-го класса допускается еще один шестой урок в неделю для дополнительного изучения русского языка и литературы. 4. Продолжительность перемен: первой, третьей и четвертой— 10 мин., второй—30 мин., допуская в отдельных случаях продолжительность второй и третьей перемены по 20 мин. 5. Начало ежедневных занятий для начальной и средней Ш.— не ранее 8V2 час. утра. 6. Окончание учебных занятий при двусменной работе III. для детей первых двух классов—не позже 8 час. вечера, для детей остальных классов—не позже 9 часов вечера. 7. Общая нагрузка всеми видами общественной работы не должна превышать: Возраст В декаду В день Для детей 8—10 лет ..... » » 11—13 » ...... ь » 14—16 »...... 4 часа 6 » 8 » 1      час IV. » 2        » 8. Длительность детских собраний не должна превышать для детей 8—9 лет—30 мин., 10—11 лет—1 часа, 12—13 лет—1,5 часа, 14— 16 лет—2 часов. 9. Общая продолжительность занятий на дому по подготовке уроков: для школьников 1 и 2 классов—30—45 мин., для школьников 3 и 4 классов—1 час и для школьников старших классов—1,5 часа в день. Школьный режим и правила поведения детей в Ш. и вне ее входят в общий школьный устав для каждого типа III. (проект устава для каждого типа Ш. должен быть утвержден в 1936 г.). Устав носит категорический и обязательный характер для учащихся и является основным документом, определяющим цель и задачи, организационную структуру, учебный режим и основы внутреннего распорядка Ш. и правила поведения. Согласно директивы ЦК ВКП(б) «В основу правил поведения учащихся положено: строгое и сознательное соблюдение дисциплины, вежливое отношение к преподавателям, товарищам и старшим, привитие культурных навыков, бережное отношение к школьному и общественному имуществу, а также меры решительной борьбы с проявлениями хулиганства и антиобщественными поступками среди детей». Всеми этими качествами должен обладать каждый сознательный гражданин Советского союза, воспитанный в нашей советской III., являющейся мощным орудием воспитания и перевоспитания самых широких масс населения. От группы работников, поставленных во главе Ш., в числе которых имеется и школьный врач, зависит правильная постановка всей педагогической, воспитатель ной и оздоровительной работы Ш., направлен- ной на воспитание трудоспособных, жизнерадостных и здоровых кадров нашей страны. Гиг. обоснования суточного режима ученика устанавливаются на основании данных: анат.-физиол. особенностей детей, учета культурно-бытовой обстановки, характера учебно-трудовой нагрузки, учета сезонов года и метеорологических факторов. Основнымитребованиями являются: чередование во времени моментов труда и отдыха, сна и еды в специально организованных условиях закрытых помещений— Ш., квартиры, клуба и т. д.—и вне их на открытом воздухе на школьном участке, во внешкольных учреждениях, парках культуры и отдыха, туристских базах и т. д. под непосредственным руководством взрослых: педагогов, воспитателей, пионервожатых, родителей и т. д. Длительное пребывание детей на свежем воздухе имеет пока место гл. обр. в условиях летнего пребывания детей в пионерлагерях, в детских городках парков культуры и отдыха, школьных летних колониях и площадках, а также последнее время и в условиях зимних и весенних каникул в виде экскурсий и спортивных развлечений. В проведении школьного режима наиболее важно осуществить: соблюдение установленной длительности уроков и перерывов между ними, организацию горячих завтраков в школах (см. Питание) и систематическое пребывание детей на воздухе во время перемен, выведение уроков природоведения и физкультуры на свежий воздух, на специально организованные площадки на школьных участках, а также организацию диференцированного режима для физически ослабленных детей. Опыт выделения таких «оздоровительных» групп в условиях массовой Ш. показал, что у детей укрепляется здоровье и повышается работоспособность. Дети не отрываются от семьи и от обычной школьной жизни и учебы и находятся длительно под наблюдением и контролем врачебного и педагогического персонала III. Для этих групп организуется в Ш. продленное пребывание, добавочное питание, дневной отдых—сон на воздухе, прогулки и занятия на воздухе. Примерный режим для оздоровительных групп в зимнее время (для 1-го 2-го и 3-го годов обучения): 7—8 час.'—вставание, умывание, завтрак, дорога в Ш. 8—8 ч. 20 мин.—профилактический осмотр мед. сестрой, утренняя зарядка, душ. 8,20—9, 50 мин.—два классных урока с перерывом в 10 мин. 9,50—10,10 мин.—завтрак. 10,10—12 час—занятия на воздухе с перерывом для игр и прогулок. 12—12,10 мин.—перерыв. 12,10—2 часа—прогулка. 2—2,20 мин.—обед. 2,20—4 час.—лежание на воздухе (на веранде). 4—4,15 мин.—полдник (молоко или чай). 4,15—5,15 мин.—приготовление уроков, пионерработа. 5,15—6 час.—индивидуальные занятия, по преимуществу на воздухе. 6—6,15 мин.—уход домой. 7—7,30 мин.—ужин. 8,30—9 час.—сон. IV. Врачебное обслуживание Ш. в современном стадии ее развития является в СССР фактором оздоровления и укрепления подрастающего поколения, а Ш.—одним из плацдармов врачебной деятельности. Задачи мед. обслуживания школьников состоят в оказании диференцированной лечебной помощи в учреждениях больничной и внебольничной сети лечебно-оздоровительных учреждений, в организации и проведении систематического врачебного обслуживания школьников в самой Ш. и в лочебной помощи на дому. В отношении Ш. задачи мед. обслуживания заключаются в руководстве организацией оздоровительных мероприятий, осуществлении текущего и предупредительного сан. контроля над Ш. и другими местами пребывания детей и подростков. Осуществление этих задач требует разносторонних врачебных знаний и специализаций, среди которых особое значение приобретают в отношении организованного детского населения специальности врача-педиатра и сан. врача, обслуживающих непосредственно 'Ш. и другие детучреждения. Первые получают подготовку на специальных педиатрических, вторые—на сан. факультетах мед. ин-тов. Повышенные требования к сан. благоустройству насоленных мест и специфические требования к организации детских учреждений в них, грандиозный размах нового школьного строительства и перспектива дальнейшего развития специального строительства сети дошкольных и внешкольных детских учреждений разных типов выдвинули необходимость диференцированной подготовки сан. врача, могущего осуществить требования углубленного сан. надзора и контроля над планированием, строительством, сан. благоустройством и оборудованием Ш. и других детских учреждений. В развитие постановления СНК РСФСР от 20/Ш 1934 г. об организации гос. сан. инспекции во всех краях (областях) и крупных городах введены специальные должности гос. школьно-сан. инспекторов. В сельских же районах сан. надзор по всем объектам сан. наблюдения выполняется пока еще общим районным гос. сан. инспектором. Школьно-санитарные инспектора находятся в системе Государственной санитарной инспекции (НКЗдрава, край-, обл., горздравов). Врачи-педиатры, обслуживающие здорового и больного ребенка в учебно-воспитательных учреждениях, на дому и в амбулатории, в б-це и в сети лечебно-оздоровительных учреждений, находятся в ведении управлений (отделов) больничной помощи и охраны здоровья детей и подростков НКЗдр. и край-,- обл-, гор-здравотделов. Врач-педиатр в Ш. (школьный врач) вместе с сестрой ОЗДиП организует всю сумму мероприятий по ОЗДиП в Ш., руководствуясь положением и инструкцией ПКЗдр. РСФСР о работе врача-педиатра в Ш. (от 20/П и 28/VІ1935 г.). Содержание работы врача в Ш. в последнее время направлено на усиление врачебного обслуживания и руководства сан. работой в противовес имевшимся в прошлом отклонениям в сторону увлечения врачей пе-долого-педагогической работой в III. Врачебное обслуживание школьников в Ш. заключается: в систематическом наблюдении за здоровьем и психо-физическим развитием детой, в оказании мед. помощи нуждающимся в ней детям чероз систему мероприятий, получивших название диспансеризации (см. Диспансеризация), в руководстве оздоровительной работой в Ш. по линии создания сан.-гиг. условий для учебно-воспитательной работы с детьми, в создании гиг. режима и в частности питания детей в III., в контроле за постановкой физкультуры в Ш., в повседневном надзоре за сан. состоянием школьного здания и школьного участка, в руководстве проведением в Ш. сан. культуры и сан. знаний среди детей, педагогов и обслуживающего персонала. Врач-педиатр в Ш. является инициативным организатором и проводником профилактических и оздоровительных мероприятий. Имея помощника в лице школьной сестры ОЗДиП (введены штатные единицы с 1931 г.), он организует школьную общественность и педагогов, воздействует своим авторитетом и знаниями на родителей, педагогов и администрацию Ш. Данные о состоянии здоровья и физ. развития, к-рые получает врач в результате врачебного обследования детей, должны помогать Ш. правильно поставить работу по линии комплектования классов в начале учебного года, организации испытаний, профотбора и профориентации, отбора детей во вспомогательные учреждения и т. д. Своевременная подача соответствующих материалов является основной задачей врача, работающего в Ш., т. к. этот материал помогает более правильно организовать учебно-вспомогательную работу. В своей работе школьный педиатр опирается на имеющиеся организации лечебной и лечебно-профилактической помощи детям и на лечебно-оздоровительные учреждения, находящиеся в системе ОЗДиП. Для усиления врачебного обслуживания детских учреждений в сельских местностях вводятся районные сестры ОЗДиП и врачебные пункты ОЗДиП в мелких городах, состоящие из 2—3 врачей, работающих в контакте с местной лечебной организацией и организующие всю работу по ОЗДиП в городе и близлежащих сельских местностях. В городах школьный педиатр опирается в своей работе на детскую лечебно-профилактическую амбулаторию, детскую поликлинику или детское отделение единого диспансера. Последние являются методическими центрами работы по ОЗДиП, объединяющими на основе единого плана врачебное обслуживание больных и здоровых детей силами врачей-педиатров детских учреждений, врачей-педиатров, оказывающих помощь на дому, и врачей-специалистов, оказывающих по преимуществу амбулаторную помощь детям, а также выезжающих на консультацию на дом и в детские учреждения (психоневрологи, зубные врачи, отоляринголо-ги, офтальмологи и др.). В борьбе за снижение детской заболеваемости школьный врач опирается на санитарно-эпидемиологическую организацию, с помощью к-рой, в зависимости от эпидемиологических показателей, он проводит в Ш. специальные предохранительные прививки (против скарлатины, дифтерии, брюшного тифа и т. д.), ведет систематический сигнализационный учет заболеваемости среди детей, проводит специальные сан. мероприятия (карантин, дезинфекция, дезинсекция и пр.), предъявляет Ш. специальные сан. требования и правила по борьбе с детскими инфекциями. Проводя текущий сан. надзор и осуществляя руководство сан. работой в Ш., школьный педиатр и школьная сестра консультируют по всем сложным вопросам школьной гигиены и санитарии с гос. школьно-сан. инспектором, к-рый помогает им налаживать сан. работу в Ш., используя для этого все права гос. контроля (применение мер административного взыскания, передача дела прокурору, закрытие учреждения и т. д.). Помимо того над Ш. проводится плановый систематический контроль со стороны органов Гос. сап. инспекции (в городах—гос. школьно-сан. инспектора, в сельских местностях— районного гос. сан. инспектора) над выполнением школьной администрацией и пе- дагогами установленных сан.-гиг. и противоэпидемических требований, правил и мероприятий в Ш. Ответственность за выполнение в Ш. этих мероприятий, согласно школьному уставу и положению о гос. школьно-сан. инспекции, лежит на директоре и административно-педагогическом персонале Ш. Работа гос. школьно-сан. инспектора по линии осуществления предупредительного сан. контроля над Ш. протекает вне школы и связана со всеми организациями, ведающими вопросами планировки и строительства, снабжения и организации Ш.: с отделами народного образования или школьными отделами других ведомств, в ведении к-рых находится III., с отделами коммунального благоустройства, стройконтролем, архитектурными организациями, с промышленными организациями, производящими предметы сан. оборудования, учебного оборудования и т. д. Кроме того школьно-санитарный инспектор, согласно инструкции о его работе (инстр. №29/37 НКЗдрава от 14/II 1935 года), разрабатывает сан. правила и инструктивные материалы, по вопросам школьной санитарии и гигиены, организует сан. обследования, ведет систематический учет сан. состояния сети III., вводит сан. паспортизацию объектов. V. Школьная гигиена как отдельная отрасль гиг. знаний охватывает четыре раздела: 1. Изучение условий учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях и разработка нормативов, гиг. требований и условий для обеспечения здоровья и правильного пси-хо-физического развития детей и подростков. 2. Разработка требований к организации материальной среды в школах и других детских учреждениях, а также к организации домашних условий жизни детей, от к-рых зависит правильная постановка учебно-воспитательной,) и оздоровительной работы с детьми. 3. Разработка гиг. обоснований суточного режима ребенка (в Ш., в домашнем быту и в условиях внешкольной работы с детьми) и установление сан.-гиг. мероприятий к организации самого учебно-воспитательного процесса: регулировка занятий по их длительности и трудности усвоения, оценка методов преподавания, гиг. организация школьных уроков, школьных испытаний, каникулярных перерывов, физкультуры, спорта и т. д., ведущие в общей сложности к поднятию эффективности восприятия и успеваемости детей. 4. Выработка требований к постановке: гиг. воспитания детей и педагогов, преподавания гиг. знаний детям, педагогам и воспитателям, пропаганды сан. культуры среди детей и взрослых как основных предпосылок поднятия на высокий уровень личной и общественной гигиены детей и успешной борьбы с детской заболеваемостью. Доказана связь между заболеваемостью и неполноценной организацией материальной среды школы (в частности недостаточно полноценным питанием и воздухом), а также неправильным режимом занятий. Регламентация условий школьной работы и констатация факторов неблагоприятного воздействия школы на здоровье детей не могут сами по себе в условиях капиталистической системы, в силу внутренних противоречий этой системы, изменить положение школ, охватывающих пролетарские и полупролетарские круги населения. В условиях социалистического государства, где все усилия направлены на выращивание здоровой смены, обращено громадное внимание на такую организа- цию школьной среды, к-рая была бы фактором оздоровления широких детских контингентов; мероприятия по школьной гигиене, являясь делом государства, предусматривают охват оздоровительными мероприятиями ребенка как на всех последовательных этапах его прохождения через систему общественных воспитательно-образовательных учреждений (ясли, детсад, внешкольные учреждения), так и в условиях домашнего быта. Школа и семья в СССР представляют синтез воспитательных и образовательных систем. Советская Ш., превращенная Октябрьской революцией «в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества» [из программы ВКП(б)], несет на себе ответственность и за школьное и за внешкольное воспитание подрастающих поколений. Система внешкольного воспитания детей и подростков вызвала к жизни ряд своеобразных учреждений (дворцы пионеров, детские технические станции, спортивные и физкультурные учреждения, детские кино, театры и т. д.), к-рые находятся в связи со школой. Это расширило круг объектов, изучаемых школьной гигиеной. Диапазон вопросов, входящих в круг ведения школьной гигиены, весьма велик; сюда относится прежде всего: гигиена педагогического процесса (в частности в области политехнизма); вопросы физ. воспитания и культуры, личной и общественной гигиены детей и подростков, методики врачебного обслуживания детских учреждений; мероприятия по борьбе с детскими инфекциями, по сан.-гиг. режиму детей, сан. режиму школьных помещений, школьных участков, сан.уходу за зданием, оборудованием, учебными пособиями и т. д. Развитие школьной гигиены как науки. В конце 18 и начале 19 вв. отдельные разрозненные требования и правила по отношению к личной гигиене детей и гигиене Ш. были приведены в систему И. Франком в одной из глав его капитального труда («Система мед. помощи», 1788—1819). В середине 19 в. Р. Вир-хов и др. указали, что число б-ных среди учащихся весьма значительно и что наиболее часто встречаются определенные формы заболеваний, к-рые с известным основанием могут быть названы «школьными». К ним разными авторами были отнесены: малокровие, развитие близорукости, нервные расстройства, искривление позвоночника и др. Вопросы школьной гигиены обсуждались на ряде конгрессов и съездов, возникали общественные организации, в России систематически обсуждались вопросы в Пироговском об-ве и на губернских съездах земских врачей. Результаты доводились и до правительственных органов (напр. доклад Вир-хова в прусском министерстве, материалы по детскому законодательству комиссии Рейна в России). Однако устранение дефектов школьной жизни и борьба с детской заболеваемостью, к-рые являлись прямым следствием капиталистической системы, отсутствия государственной заботы о детях и низкого жизненного уровня рабочих масс, не могли и не могут быть осуществлены в условиях капитализма. Наследие прошлого века по вопросам школьной гигиены, выразившееся в ряде капитальных трудов (Уфельман, Зельтер, Бургерштейн, Нетолиц-кий, Эрисман и др.), подытоживших богатый опыт наблюдений и научно-исследовательской работы, упрочило школьную гигиену как специальную отрасль гигиены, получившую в нашем Союзе прочную базу для дальнейшего развития. Основоположником школьной гигиены у нас является проф. Эрисман, давший ряд научно обоснованных положений школьной гигиены, послуживших основой для дальнейшей работы ряда сан. врачей, применивших впоследствии свои знания и богатый опыт уже в условиях советской действительности. Последовательным проводником школьно-гигиенических идей является Д. Л. Бекарюков (1861— 1934), разработавший первое универсальное руководство по школьной гигиене на русском языке (изд. 1907 и 1914 гг.) и руководивший в условиях советской действительности практической работой по ОЗДиП в Москве и научной разработкой ряда проблем школьной гигиены (искусственное освещение, вентиляция и др.). Взгляды Эрисмана и Бекарюкова на вопросы школьной гигиены были гораздо шире уровня их современников. Эти авторы уже в конце 19 века широко рассматривали задачи школьной гигиены. Эрисман предлагал переименовать школьную гигиену в «гигиену воспитания», Бекарюков доказывал, что «ограничение роли школьной гигиены одними вопросами внешней обстановки не выдерживает критики и что голос гигиены должен быть выслушан и принят в расчет по всем вопросам, касающимся обучения и воспитания, в частности и по вопросам об учебных программах, методах и приемах обучения и воспитания», и считал необходимым для научного обоснования школьной гигиены «выяснение физиологических и психологических законов, по которым совершается правильное и всестороннее развитие человеческого организма и которые безусловно должны быть приняты в расчет при построении и практическом осуществлении систем воспитания». В системе университетского мед. образования школьная гигиена получила отражение в курсах общей гигиены, читаемых в России Хло-пиным, Эрисманом, Орловым, Игнатовым, Диатроптовым и др., и как отдельные курсы на курсах усовершенствования врачей. В СССР самостоятельное развитие курс школьной гигиены получил на мед. факультетах с 1924 по 1933 г. под разными названиями: «гигиена воспитания», «социальная гигиена детства» и др., а с 1934 г. под общим названием «школьная гигиена» преподается на всех факультетах, причем на санитарных и педиатрических имеется отдельная кафедра школьной гигиены, а на лечебных факультетах доцентский курс. Организатором и первым профессором школьной гигиены в Советском союзе является заслуженный деятель науки проф. А. В. Моль-ков, разработавший систематический курс преподавания школьной гигиены, подготовивший преподавательский и научный актив работников в области школьной гигиены и руководящий разработкой ряда научно-исследовательских проблем в области школьной гигиены. Под его редакцией и при непосредственном участии издан ряд руководящих сборников и материалов по вопросам школьной гигиены и первое советское руководство для пед. вузов по школьной гигиене (изд. 1934 и 1936 гг.). Научно-исследовательскими центрами, разрабатывающими вопросы школьной гигиены, помимо университетских кафедр, являются школьно-гиг. лаборатории при 4 ин-тах ОЗДиП. При научных ин-тах санитарии и гигиены в центре и на местах, а также при некоторых сан.-гиг. лабораториях и станциях имеются разделы работы по школьной гигиене. Лит.: Бекарюков Д., Основы школьной гигиены, М., 1914; Бургерштейп Л. и Нетолицкий Л., Руководство по школьной гигиене, СПБ, 1914; Ивановски й, Санитарный режим детских учреждений, М., 1934; Мильман, Санитарная культура в школе, Л.—М., 1934; Оздоровительные группы в массовой школе, сб. Ии-таохр. здоровья детей и подростков, М., 1934; Основные вопросы организации охраны здоровья детей и подростков, сб. под ред. Л. Молькова и Э. Шурпе, М., 1933; Очередные санитарно-гигиенические вопросы школьного строительства, М., 1933; Планировка детских учреждений в связи с реконструкцией городов, М., 1934; Политехническое воспитание и оздоровительные мероприятия в школе, под ред. Э. Шурпе, М., 1935; Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе, М., 1935; Цейтлин, Работа врача в школе, М., 1933; Школьная гигиена, под ред. А. Молькова, М., 1934. См. также лит. к ст. Охрана здоровья demeil и подростков.                    М. Кореунская.
Смотрите также:
  • ШЛЕЙДЕН (Matthias Jakob Schleiden; 1804— 1881). Первоначально получил юридическое образование. С 1831 года изучает естественные науки и медицину. С 1840 г. по 1862 г.'—профессор ботаники в Ионе, в 1863 г. в ...
  • ШЛИФОВКА металлоизделий в различных ее модификациях преследует троякого рода цели: 1)   удаление излишнего материала с поверхностей отделываемых предметов (грубая III.); 2)  оттачивание режущих инструментов по ребру или на концах (точка, заточка); ...
  • ШЛОСМАН Артур (Arthur Schlossmann, 1867—1932), выдающийся германский педиатр и социал-гигиенист; учился во Фрейбурге, Бреславле, Лейпциге и Мюнхене. Работал ассистентом в Берлине, а затем в Дрездене и Дюссельдорфе. В Дрездене создал детскую ...
  • ШЛЯПНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Из многочисленных производств различных видов шляп для гигиениста представляет интерес лишь та отрасль Ш. п., к-рая касается выделки фетровых шляп. Для выработки фетровых шляп служит пух заячьих и кроличьих ...
  • ШЛЯТТЕРА БОЛЕЗНЬ (Schlatter), называется обыкновенно б-нью Ocryfl(Osgood)-Шляттера по двум авторам, описавшим ее почти одновременно в 1903 г. и считавшим ее за повреждение эпифизарного отростка, из к-рого развивается tuberositas tibiae. Ш. б. принадлежит ...