ЭМОЦИИ

ЭМОЦИИ [син. чувствования (Geffihle), аф-фективность (см. Аффект)], субъективное переживание удовольствия, наслаждения (положительные Э.) или неудовольствия и страдания (отрицательные Э.) при воздействии на организм внешнего раздражения (ощущения) или представления. Э. вместе с умом и волей составляют основную триаду психологических процессов классической психологии. Вундт кроме обычной антитезы удовольствие—неудовольствие насчитывает еще две пары основных Э.: напряжение (напр. при ожидании)—разрешение и возбуждение—успокоение, Шопенгауер полагал, что собственно реальным в области Э. является только «страдание», удовольствие же—не самостоятельный элемент псих, жизни, а только прекращение или отсутствие страдания. Большинство психологов отрицает это, однако и Вундт напр. признает, что страдания имеют вообще более резкий характер и оказывают более сильное влияние на поведение. Нек-рые психологи (Липпс, Вундт, Джемс) полагают, что удовольствия и неудовольствия могут сами по себе иметь различные качества и оттенки (напр. головная боль имеет иной характер, чем зубная; бывают боли режущие, колющие, сверлящие и т. д.), но другие (Фехнер, Эббингауз, Кюльпе, Тиченер) думают, что как страдания, так и удовольствия всегда одинаковы по качеству и имеют только различные степени силы, интенсивности. Их различие объясняется различием самих ощущений и представлений, а не характером эмоции. Классификация разновидностей Э. сводится к классификации ощущений, с к-рыми сочетаются Э., т. е. различаются вкусовые, обонятельные—«низшие» или «первичные» Э. (sinnliche Gefuhle Вундта) и «высшие», связанные с высшими, репродуцированными познавательными элементами. При этом под понятие высших Э. подводятся собственно не только самые Э. как таковые, но сочетания представления и 9., напр. любовь как сочетание представления известного лица и удовольствия, зависть—представление удачи другого лица с чувством неудовольствия и т. п. Кроме низших и высших Э. в качестве особых разновидностей эмоциональных состояний обычно упоминаются еще три категории псих, явлений: аффекты, настроения и страсти. Под аффектом разумеют «внезапное появление столь сильных Э., что ими вытесняется всякое другое содержание сознания» (Иодль), «чем нарушается нормальное течение психической жизни и свободное сочетание познавательных процессов» (Гефдинг). Под страстями разумеют укоренившиеся путем привычки и обычно господствующие направления Э. Настроение определяется в противоположность аффектам как не острое, бурное, а равномерное, диффузное, хрон. эмоциональное состояние. Общая, характерная для данного индивидуума установка эмоциональной жизни (темп, тонус) называется темпераментом (см.). Современное представление об Э. развилось далеко не сразу. Древняя философия (Платон, Аристотель), а также Локк, Лейбниц, Гегель рассматривали Э. как нек-рый вид деятельности познания, лишь Кант выделил Э. в особый класс псих, явлений рядом с умом и волей. Оттеняя неразрывную связь познавательных и эмоциональных сторон в одном психическом явлении, он однако указывал, что их нельзя смешивать и что они одинаково первичны. Э., по Канту, «то субъективное в известном представлении, что отнюдь не может быть составной частью познания—это соединенное с ним удовольствие или неудовольствие» («Критика способности суждения»). Протестом против метафизических теорий, к-рые рассматривали Э. «как какую-то вечную, неприкосновенную психическую сущность» (Джемс), явилась широко распространенная и до наст, времени теория эмоции Джемса-Ланге (1884—1887). По мнению Джемса: «Э., лишенная телесной подкладки, есть пустой звук», «Э. как внепространствен-ный душевный процесс есть фикция». Собственно мысль, что Э. представляет душевное явление, обусловленное физиол. возбуждением организма, существовала и до Джемса. Декарт, Мальбранш, большинство рационалистов 17 в. рассматривали Э. как смутное сознавание соответствующего ей физиол. возбуждения. Еще Кант обратил внимание, что Э. связаны с органическими ощущениями и локализуются в организме (в сердце, груди, внутренностях) и делил Э. на стенические, связанные с повышением деятельности организма, и астенические, связанные с ее понижением. Джемс и Ланге только подчеркнули эту мысль в своем афоризме: «Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим». Физиол. исследования в наст, время вполне установили связь Э. с изменением вегетативной иннервации, изменением кровообращения, дыхания, изменением электрической проводимости, мышечного тонуса (точные исследования Верагута, Зоммера, Ле-венштейна и др.), за последнее время особенно отмечается изменение внутренней секреции при Э. (Кеннон и др.). Однако теория Джемса-Ланге никоим образом не может быть признана правильной. Джемс стоял на точке зрения психо-физ. параллелизма: «каковы бы ни были физиол. условия образования наших Э.,—пишет он,—сами по себе, как психические явления, они все равно должны остаться тем, что они есть...», т. е. псих, явлением как таковым, независимым и лишь параллельным явлениям физическим. Джемс отрывал рефлексы от сознания, не понимал, как с историческим развитием сознания изменяется и сущность Э., высшие Э. для него лишь «бледный, слабый образ того, что было некогда эмоцией». Правильное понимание Э., их изменения и развития невозможно без понимания исторического развития организма, исторического развития сознания. Возникнув на почве биохим. реактивности низших организмов—тропизмов, Э. получили свою выраженную форму лишь на высших ступенях развития. Если в области т. н. общих чувств, к-рые создаются из диффузных, мало локализованных внутренних и внешних ощущений всего тела (чувствительность прикосновения, мускульное ощущение, ощущение t° и боли), ощущение и чувство оказываются еще недиференцирован-ными переживаниями, так что в разговорной речи употребляются одинаково, то на более высоких ступенях, на стадии развития сложного реагирования в виде инстинктов (см.), ощущение и аффект могут уже рассматриваться как действительно раздельные в переживании. Соприкасаясь с человеческим сознанием, Э. имеют различную глубину, то касаясь восприятия (боль, тепло, холод, вкус—sinnliche Gefuhle), витальных ощущений и рефлексов (голод, жажда, половое чувство—Vitalgefuhle), то переплетаясь с разными областями высшего сознательного поведения (высшие Э.: эстетические, моральные и т. п.). Высшие Э. в своем содержании тесно связаны с конкретным историческим сознанием человека. «Для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это—обман», говорит Ленин. «Моральная область относится к человеческой истории, является историческим продуктом», говорит Маркс. И так же, как классификация Э., общих всем животным, развившихся в эпоху жизни инстинктов, лучше всего удается в связи с пониманием биол. значения этих инстинктов (Мак Даугол: инстинкт бегства—Э. страха; половой инстинкт—Э. кокетства; родительский инстинкт—Э. нежности, дружбы и т. д.), так и высшие Э. могут быть поняты лишь в связи с особенностями развития соц.-экономической жизни, общественно-трудовой и классовой деятельности. Анат.-физиол. аппараты Э. в наст, время представляются в основном в таком виде (теория Хида и Л. Р. Мюллера): все идущие от периферии к мозгу чувствующие пути входят в зрительный бугор, откуда идут центростремительные пути отдельных ощущений к различным проекционным полям коры головного мозга. Зрительный бугор расположен рядом с моторными центрами полосатого тела (stria-turn, pallidum). Зрительному бугру приписывают основное значение в физиологии Э. Вместе со стриарными центрами и центрами вегетативной нервной системы, расположенными также близко от зрительного бугра в промежуточном мозгу, образуется род рефлекторной дуги для висцеро-эмоциональных, инстинктивных и пантомимических актов. Талямо-стриарные дуги через связанные с ними психомоторные функции рефлекторно-инстинктивного характера, не давая образа восприятия, дают повод к органическим установкам и эмоциональным переживаниям. Т. о. вопреки Джемсу-Ланге телесное выражение Э. является следствием мозговой деятельности. В дорсальной части ножки и моста (чепчике) проходят пути, связывающие зрительный бугор и striatum с мозговой корой. Разрушение корковых центров или кортико-талямических волокон, «развязывая» деятельность зрительного бугра и полосатых тел, обусловливает рефлекторную дисгармоническую вспышку телесных эмоциональных проявлений, тогда как уничтожение волокон этой же системы ниже зрительного бугра вызывает прекращение автоматической мимики. Рассматривая эволюцию Э. как псих, деятельность, мы видим, что на низшей ступени развития, до сознания, Э. являются главной инстанцией, содействующей биол. приспособлению животных к окружающей среде. Не представляя сами по себе зачатков действия, Э., показывая субъективно степень удовлетворения или неудовлетворения жизненных потребностей организма, содействуют изменению направления влечений—инстинктов. Для псих, жиз- ни простейшие Э. имеют то же значение, что изменения положения и следующие за ним ста-токинетические рефлексы (см. Магнус-Клейна рефлексы) для сложных движений; они направляют жизнь влечений по выработанному историей эволюции пути. В примитивной жизни выражение Э. и инстинктивное поведение еще мало диференцированы, но даже и здесь эмоциональная жизнь не представляется такой упрощенной, как изображает психофизиол. теория Джемса-Ланге. Животное испытывает одновременно множество ощущений, окрашенных в разные эмоциональные тона, и эти психические состояния сливаются в общее качественно своеобразное единство, направляющее вместе с ощущениями-восприятиями и инстинктами все поведение животного. В дальнейшем развитии над Э. вырастает рассуждающее сознание, являющееся у человека отражением его соц.-экономического бытия, эмоции переплетаются с познавательными процессами, двигательные проявления задерживаются, ставятся в связь с сознанием, как рудименты инстинктивных движений остаются только мимические, выразительные движения. Включаясь в процесс сложного развития человеческой психики, Э. перестают трактоваться как психологические состояния, связанные преимущественно с биол. процессами. Меняющиеся общественные отношения и связан -ные с ними изменения воздействия и роли труда могут вызвать совершенно новые комплексы Э., ранее неизвестные. Влияние Э. на течение представлений состоит в том, что они повышают биол. тонус, содействуют возникновению всех ассоциаций, соответствующих данному переживанию, и подавляют все противоположные. Под влиянием положительных Э. работа делается более оживленной, а под влиянием отрицательных—замедляется, вызывает усталость. Эмоциональный фактор есть фермент, без к-рого невозможно никакое творчество. «Без человеческих Э. никогда не было и не может быть человеческого искания истины»—говорит Ленин (рецензия на книгу Рубакина). Точно так же и Маркс говорит о «воспламеняющем влечении», трансформирующемся у человека в «интерес». При всем этом следует подчеркнуть, что не эмоции, а сознание человека определяет его поведение. Лит.: Грот Н., Психология чувствований в ее истории и главных основаниях, СПБ, 1879—80; Креч-мер Э., Медицинская психология, М., 1927; Кеннон В;, Физиология эмоций, Л., 1927; Bard P., Tlie neurohu-moral basis of emotional reactions, Oxlord, 1929. Х.Юдин.
Смотрите также:
  • ЭМПИЕМА, см. Плеврит.
  • ЭМС (Bad Ems), бальнеологический курорт в Германии, вблизи г. Кобленца, в долине реки Лан, впадающей в Рейн, на высоте 80 м над ур. м. Э. окружен горами, защищающими его от ветров. ...
  • ЭМУЛЬСИЯ, Emulsio [буквально «выдаивание» (молока), от лат. mulgere—доить], название дисперсной системы, в к-рой обе фазы жидки. Особо выделяются системы, в к-рых внешняя (сплошная) фаза жидка, а дисперсная фаза плотна; эти ...
  • ЭМФИЗЕМА, emphysema (от греч. empliy-SaO—раздуваю). Этим словом обозначают пат. состояние, при к-ром имеется или повышенное содержание воздуха в органе (легкое) или же необычное для данной ткани его скопление. В соответствии ...
  • ЭНГЕЛЬМАН Теодор-Вильгельм (Theodor Wilhelm Engelmann; 1843—1908), знаменитый физиолог-естествоиспытатель.С1861 г. по 1866 г. изучал естествознание и медицину в Иене, Лейпциге, Геттингене и Гейдельберге; в 1867 г. защитил в Лейпциге диссертацию о роговице ...