ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ (от греч. epidemia—эпидемия и logos—учение), учение об эпидемиях, наука, ставящая своей задачей изучение законов возникновения, развития и угасания эпидемий . В этом смысле слово Э. полностью вытеснило старое слово «лоймология», обозначавшее прежде в более широком понимании учение о заразных б-нях, а в более узком—учение о чуме . На основе изучения законов движения эпидемий Э. делает определенные практические выводы, заключающиеся в разработке рациональных мер борьбы с распространением заразных б-ней. Э. подобно другим наукам возникла и развилась исторически из непосредственных практических мероприятий, предпринимавшихся людьми в целях борьбы с заразными б-нями. Все эти практические мероприятия, до тех пор пока они не были систематически критически обработаны современной наукой, в соответствии с различными представлениями о сущности заразных б-ней, господствовавшими в разные исторические эпохи, в большинстве случаев были или просто нелепы (сжигание «ведьм», мистические таинства, жертвоприношения) или носили сугубо эмпирический, мало рациональный характер (напр. прививки человеческой оспы детям с целью предохранения от заболевания ею в более позднем возрасте, применявшиеся с давних пор в Китае, древнееврейское законодательство, запрещавшее употребление в пищу отдельных видов мяса для устранения нек-рых связанных с ними б-ней, средневековые 40-дневные карантины для недопущения завоза чумы в Европу и пр.). Среди всего материала этого периода мы лишь редко встречаемся с правильными эпидемиологическими взглядами, сохранившими свое значение до наших дней. Революция в области Э. произошла лишь во второй половине 19 в., в связи с установлением и научным подтверждением того взгляда, что в основе заразного (инфекционного) заболева- ния всегда лежит проникновение в организм человека или животного специфического возбудителя этого заболевания. С этого момента открылась впервые возможность поставить борьбу с заразными б-нями на рациональную почву, причем богатейший опыт крайне успешного развития противоэпидемических мероприятий в сравнительно короткий срок дал возможность сделать ряд ценнейших обобщений и открыть ряд законов, вскрывающих сущность развития эпидемий отдельных инфекционных б-ней, а путем обобщения этих частных законов установить еще более общие законы данной науки. Наряду с этим Э. накопила чрезвычайно богатый фактический материал, касающийся как вопроса о передаче инфекции от индивидуума к индивидууму, так и условий массового (эпидемического) распространения инфекционных б-ней. В результате мы имеем возможность говорить уже в наст, время об общей Э. как той части науки, к-рая изучает наиболее общие законы эпидемий, и о частной, или специальной Э., которая занимается особенностями эпид. распространения отдельных заразных б-ней. Как та, так и другая часть науки в свою очередь подразделяется на 2 отдела: один, изучающий собственно законы эпид. развития (теоретический), и другой,—на основе установления этих законов вырабатывающий наиболее рациональные меры противоэпидемической борьбы (практический). Еще почти до конца 19 в. в Э. пользовалась большой популярностью т. н. локалистическая школа, во главе к-рой стоял один из крупнейших гигиенистов второй половины 19 в. Пет-тенкофер. Отдельные элементы его учения, б. или м. приспособляемые к современным взглядам, еще и до сих пор поддерживают немногочисленные ученые (см. Почва). Хотя сущность этого учения, пытавшегося свести эпидемиологические законы к местным свойствам почвы, и оказалась по всеобщему почти признанию ошибочной, тем не менее в свое время учение Петтенкофера сыграло большую полезную роль в деле оздоровления условий жизни множества городов Зап. Европы, поскольку под его влиянием города эти получили удовлетворительные условия их благоустройства, канализации и водоснабжения. По мере развития микробиол, взгляда на природу заразных б-ней все более и более укреплялась другая научная эпидемиологическая школа, идейным вдохновителем к-рой по праву считается другой крупнейший германский гигиенист, Р. Кох. Это учение, в общем исходившее из правильного по существу взгляда об этиологической (причинной) связи момента проникновения микроба в человеческий организм и факта заболевания последнего, приняло однако несколько упрощенную схему данного процесса. Получившее название контагионистского, учение Коха считало, что проникновение возбудителя в человеческий организм является не только обязательным предварительным условием, но и вполне достаточным моментом, чтобы вслед за этим неизбежно наступило заболевание. Углубленное изучение развития инфекционного процесса в человеческом организме в связи с ответными реакциями последнего на проникновение в него возбудителя и условий массового (эпидемического) распространения инфекционных заболеваний среди человеческого населения при разных условиях хотя и подтвердили в основном первоначальную установку Коха, но значи- тельно уточнили понимание этого процесса, внеся в него целый ряд дополнительных, ранее совершенно не учитывавшихся моментов. Изучение вопросов восприимчивости и иммунитета, открытие явлений бацилоношения и роли высших животных (в частности грызунов) и насекомых в распространении заразных б-ней, современное понимание значения соц. моментов в деле распространения эпидемий, открытие ряда «новых» (до того неизвестных) заразных б-ней, наряду с перспективами и даже реальными достижениями на путях ликвидации ряда других,— все эти вопросы, проработанные за последние 3—4 десятилетия, представляют ряд животрепещущих проблем, открывших перед данной наукой совершенно исключительные горизонты как теоретические, так и практические.- Ставя своей .задачей изучение законов распространения эпидемий заразных болезней и разработку мер борьбы с их распространением, Э. по своему характеру, содержанию и методике значительно отличается от большинства общеизвестных практических «медицинских», в прямом смысле этого^ слова (т. е. лечебных), дисциплин. В то время как эти последние имеют дело с индивидуумом, Э. всегда имеет в виду коллектив, к-рому грозит распространение в его среде эпидемии, причем устранение этой угрозы достижимо лишь мерами, охватывающими весь коллектив и в значительной степени направляемыми на окружающую его среду. Эти особенности Э. заставляют квалифицировать ее как науку: ^профилактическую, т. е. преследующую цель предупреждения, и 2) организационную, т.е. использующую в качестве основного метода своей работы приемы организационного характера. В процессе своей организационной деятельности Э. применяет и целый ряд специальных, ею разрабатываемых технических противоэпидемических приемов, куда относятся напр. дезинфекция, прививочное дело, изоляция б-ных, обезвреживание здоровых носителей инфекций и пр. Как практическую, так и теоретическую свою часть Э. разрабатывает при содействии ряда смежных дисциплин, среди к-рых наибольшую роль играют микробиология, клиника и пат. анатомия заразных б-ней (см. Инфекционные болезни), но наряду с ними огромную роль в разработке эпидемиологических проблем играет также санитарная статистика. Соответственно указанному Э. использует довольно широко основные методы, применяемые при научном исследовании вообще. Экспериментальный метод нашел чрезвычайно широкое и плодотворное применение при разрешении громадного количества частных вопросов, правильное разрешение к-рых чрезвычайно содействовало прогрессу Э. Этот метод в основном применяется в форме единичного лабораторно-бактериологического эксперимента на животных, в отдельных случаях и на людях, в последнем случае обычно экспериментаторами на самих себе или на своих сотрудниках и других лицах, добровольно предоставляющих себя для этой цели. При разрешении нек-рых вопросов применяются также эксперименты физического (напр. при изучении процессов т. н. «капельной» и «пылевой» инфекции) или химического (напр. при изучении дезинфекционных процессов) характера и пр. За последнее время рядом авторов (Топлей, Вебстер, Флекснер, Нейфельд и др.) был разработан новый метод массового лабораторного эксперимента на животных, получивший методологически ошибочное название «экспериментальной эпидемиологии». Само собой понятно, что основное явление, к-рое служит объектом изучения Э., а именно эпидемия, т. е. массовое распространение заразной б-ни среди человеческого населения, никак не может быть воспроизведено в форме эксперимента. Потому Э. наряду с экспериментальным методом широко использует также метод наблюдения во всех тех его формах, в которых его можно применять к процессам соц. порядка, какими в значительной степени являются эпидемии, развивающиеся в человеческом обществе. Сюда относятся: 1) статистический метод, особенно в его современной разработке (вариационная статистика) достигший весьма большой точности; 2) метод непосредственного наблюдения, в свою очередь применяемый в форме наблюдения за ходом эпидемии в целом, в форме эпидемиологического обследования очага и наконец в форме наблюдения за отдельными случаями заражения. Только совместное использование всех перечисленных методов обеспечило Э. тот громадный прогресс и практические достижения, к-рые характеризуют историю этой науки за последние десятилетия. Но отсюда понятно также, насколько беспомощными при разрешении очередных эпидемиологических задач оказываются те исследователи, которые пытаются основывать свои выводы, относящиеся к процессам эпидемиологического порядка, на изолированном применении лишь одного метода (б. ч. это наблюдается в форме исключительного использования или одного экспериментально-бактериологического или статистического метода).' Несмотря на значительные успехи Э. и развитие ее в самостоятельную обширную и практически важную дисциплину, она до сего времени не нашла себе полноправного места в программе высшей медицинской школы. В заграничных мед. факультетах Э. часто преподается в виде необязательных приват-доцентских, иногда доцентских курсов; лишь в некоторых американских мед. школах организованы кафедры Э. В СССР первая кафедра Э-была организована в Одессе в 1920 году, первым заведующим этой кафедрой был в течение 1920—22 гг. академик Д. К. Заболотный. Кафедра эта разработала подробную программу курса и методику преподавания Э. С организацией в СССР сан .-проф. факультетов в учебный план последних Э. вошла в качество обязательного предмета. Распространенность Э. как практической дисциплины, находящей себе применение в системе органов здравоохранения, довольно широка как в других странах, так и в СССР. Врачи-эпидемиологи являются неотъемлемым звеном в каждой сколько-нибудь развитой сан. организации; элементы эпидемиологической практической работы в форме прививочного, дезинфекционного дела и т. п. должны составлять неотъемлемую часть работы каждой, даже самой примитивной, ячейки здравоохранения, а внедрение эпидемиологического, т.е. активно-действенного и основанного на данных современной науки, оздоровительного направления в работу всех бактериологических и лечебно-профилактических учреждений (стационарных и амбулаторных лечебно-профилактических учреждений, лабораторий, малярийных и пастеровских станций и пунктов и пр.) составляв']' общепризнанную и важную очередную задачу . ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________*__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 523                                                                          ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ЭНЦЕФАЛИТ                                                                  534 Органами научно-исследовательской работы в области эпидемиологии в СССР служит сеть специальных институтов (подробнее см. Бактериология): Центральный ин-т эпидемиологии и микробиологии в Москве и свыше 35 аналогичных институтов на периферии в пределах РСФСР, 6 ин-тов того же характера в УССР, 3 и ЗСФСР, 2 в БССР и по одному в Узб. ССР, Туркм. ССР и Тадж. ССР.—Периодическая литература, специально занимающаяся вопросами Э., представлена в РСФСР тремя журналами: 1) «Журнал эпидемиологии и микробиологии», выходивший в Москве с 1932 г. и являвшийся продолжением эпидемиологической части журнала «Гигиена и эпидемиология», выходившего по 1931 г., с 1935 г. стал ивдаваться под наименованием «Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиоло-гии>; 2) «Вестник микробиологии, эпидемиологии и паразитологии», выходящий в Саратове; 3) Журнал «Медицинская паразитология и паразитарные болезни», в Москве, занимающийся гл. обр.вопросами малярии и гельминтологии; является продолжением б. «Журнала тропи-ческоймедицины».ВУССРвыходитжурнал«Про-филактическаямедицина»(с 1929 г.наукр. яз.). Из остальных журналов многие уделяют место отдельным эпидемиологическим статьям. (См. также данные о периодической литературе в статьях Бактериология и Инфекционные болезни.) Лит.: ГотштейнА. иДобрейцер И., Учение об эпидемиях, М., 1933; Громашевский Л., О преподавании эпидемиологии на медфакультетах, Прсфил. мед., 1928,^9—10;он же, К построению программы курса общей эпидемиологии, Журн. эпидемиол. и микробиол., 1932, ■№ 3—4; Заболотный Д., Основы эпидемиологии, ч. 1, Л., 1927; Мюллер П., Лекции по общей эпидемиология, II., 1917; Сталлибрасс К., Осноеы эпидемиологии, М.—Л., 1936 (лит.); Abel К., tjberblick uber die geschichtliche Entwieklung der Lehre von der Infection, Immunitat und Prophylaxe (Hndb. d. patho-genen Mikroorganismen, hrsg. v. W. Kolle, R. Kraus u. P. TJhlenhuth, B. I, Jena—В.—Wien, 1927); Dopter et tie La vergn e V., Epidemiologie (Traite d'hygiene, eons la dir. de L. Martin et G. Brouardci, f. XIX—XXI, P., 1925—27); G111C, Genesis of epidemics, L., 1928; Gottstein A., Die Lehre von den Epidemien, В., 1929; H ii b e n e г Е., Allgemelne Epidemiologie und Immunitat (Wevl's Handbuch der Hygiene, hrsg. v. A. Gartner, B. VІII, 1. Abt., Lpz., 1918); Kisskalt K., Allgemeine Epidemiologie (Handbuch d. pathogenen Mikroorganismen, herausgegeben v. W. Kolle, R. Kraus u. P. Uhlenimth, B. Ill, Jena—Berlin—Wien, 1928, лит.); Seligmann E., Seuchenbekampfung, В., 1928; V a u -gb an V., Epidemiology and public health, v. I—II, L., 1922—23.                                                     Л. Грпмаше,»'. r.mi.
Смотрите также:
  • ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ЭНЦЕФАЛИТ, см. Энцефалиты.
  • ЭПИДЕРМИС, epidermis (от греч. epi—над и derma—кожа), надкожица, верхний эпителиальный слой кожи (см.), состоящий из многослойного плоского эпителия [см. отд. табл. т. XXXIV, ст. 479—480), рис. 5 и 6]. ...
  • ЭПИДЕРМОФИТИЯ, epidermophytia (от лат. epidermis — надкожица и phyton—растение), грибковое заболевание гладкой, т. е. непокрытой длинными волосами, кожи человека. Э. поражает гл. обр. взрослых. Различают два вида Э.: паховую Э. ...
  • ЭПИДИДИМИТ (epididymitis), воспаление придатка яичка. Э. может развиться: 1) как осложнение общей инфекции, гематогенным путем (грип, паротит, фурункулез, тиф и т. п.). 2) При травме, в результате кровоизлияния в интер-стициальную ткань ...
  • ЭПИЗООТИЯ, одновременное заболевание б. или м. значительного числа животных какой-либо из инфекционных б-ней. При охвате Э. больших территориальных пространств (целой страны) говорят о панзоотии. Когда в определенной ограниченной местности инфекционное ...