АНОРЕКСИЯ
АНОРЕКСИЯ (от греч. а—отриц. част, и orexis—аппетит), отсутствие аппетита, полная потеря желания принимать пищу. Различаются три формы А.: 1) А. как один из симптомов органического заболевания желудка, полости рта или носоглотки (катарр, рак, стоматит, аденоиды и пр.); 2) А. на почве общей интоксикации (tbc, morb. Ba-sedowi, анемия и др.) и 3) А. либо как проявление общей неврастении, либо в виде моносимптоматического невроза (A. nervosa). А. является результатом торможения целого ряда психомоторных и вегетативных рефлексов, в результате чего организм лишается способности ощущать физиологическое чувство голода.—В психиатрии описывается, как особая форма, А. ментальная, расстройство влечения, даже отвращение к пище, наблюдающиеся при психич. заболеваниях с подавленным чувственным тоном (так наз. депрессивные состояния), а также при истерии, при к-рой А. может явиться символическим проявлением скрытого в подсознании переживания. А. ментальную следует отличать от отказа от пищи, вызванного бредовыми идеями и галлюцинациями (бред отравления, отвратительный запах и т. п.). Вопреки представлению старых авторов, при А. секреция желудка далеко не всегда понижена, а может быть нормальной и даже повышенной. Наиболее серьезным последствием А. является общий упадок питания, симулирующий тяжелое органическое страдание (катарр, рак), особенно при одновременном наличии ахилии. Диференциаль-ная диагностика должна исключить катарр и рак желудка, анемию, начальную стадию tbc, циклотимию. — Лечение должно устранить этиологический момент (интоксикацию, хлороз, катарр, а главное—психическую травму). Вместо излюбленных вста-рину горечей (amara) предпочтительно общее стимулирование (режим, мышьяк, nervina) И психотерапия.
М. Певзнер, С. Цетлин.
Аноревсвя у детей проявляется отсутствием аппетита, отказом от еды. Наиболее частая жалоба матерей, что их дети плохо едят, далеко не указывает на истинную А., на отсутствие у ребенка желания есть. Всякое заболевание полости рта (как напр., стоматиты, ангины, иногда—ландкар-тообразный язык), вызывая болезн. ощущения и, вероятно, извращение вкуса, могут мешать ребенку в еде. Замена острой или царапающей пищи (на время) полужидкой, обволакивающей, нередко исправляет дело. Чаще А. симулируется всякими неправильностями в пищевом режиме ребенка, из которых наиболее часто встречаются: слишком долго продолжающееся одностороннее корм-ление жидкой пищей, чаще всего молоком, или же слишком концентриров. пища (особенно даваемая с утра), как напр., каша, сливки, яйца, много масла; излюбленные многими матерями мнимые или действительные «особо питательные» продукты, обладающие способностью заглушить нормальное чувство голода (какао, шоколад, желтки, тертые с сахаром); наконец, неправильности в распорядке кормлений (короткие или долгие промежутки, поздний обед, утоление жажды ребенка молоком, беспорядочное кормление хлебом, сласти). При анализе калорийности всей действительно принимаемой такими детьми пищи, оказывается нередко, что они не только не голодают, но часто получают еще и нек-рый избыток. Надо также принимать во внимание и сильно колеблющуюся индивидуальную потребность различных детей в пище. Настоящая А., нежелание есть, в разные возрасты встречается неодинаково часто и носит различный характер .У грудных детей она бывает, в общем, реже и обычно сопровождает какое-либо острое заболевание, чаще всего—грипп, корь, пиэ-лит. Главной заботой врача при этих состояниях является введение достаточного количества жидкости во избежание высыхания тканей ребенка; кормить следует часто, с ложечки, сцеженным грудным молоком, ка- лорийность к-рого увеличена прибавкой сахара, творога или концентрированных смесей. Более длительная А. у старших грудных детей нередко является следствием одностороннего состава пищи (много молока, мучных углеводов) и сопровождается явными признаками дистрофии. Борьба с А. здесь сводится к лечению дистрофии; нек-рую пользу порой приносит и обильное введение витаминов; в тяжелых случаях—кормление через зонд.—Следует еще упомянуть о встречающейся изредка у грудных детей периодической А., к-рая служит первым ранним признаком идиотии. — В раннем детском возрасте (от 1 до 3 лет), при переходе на разнообразную по вкусу и консистенции пищу, встречаются наибольшие затруднения с едой даже у здоровых детей. Лучшей профилактикой является раннее приучение грудного ребенка к разнообразным вкусовым ощущениям (соленые бульоны, пюре, разнообразные кисели), к жеванию хлеба, уменьшению количества молока, а главное—правильное чередование между кормлениями, без излишней их частоты, с целью создания естественного рефлекторного автоматизма в отправлениях пищеварительного тракта. Другая категория А. этого возраста представлена детьми-рахитиками с слабым развитием статических функций, вяло реагирующими на окружающее. На ряду с обычным лечением рахита здесь надо принять меры к обогащению психики ребенка внешними впечатлениями (пребывание среди других детей, подвижность). Наиболее тяжелая группа А. раннего возраста—это А. невропатов. Обычно это дети физически и умственно чрезмерно подвижные, бледные, худенькие; почти все они едят нехотя, особенно новые блюда, отказываются жевать твердую пищу и легко реагируют на принуждение привычной рвотой. Они показывают иногда длительные остановки веса, но их общая подвижность и жадность, с которой они иногда едят какое-либо одно блюдо, ясно указывают на психогенный характер их анорексии. Борьба с этой формой исключительно трудна, т. к. у них особенно легко образуются всякого рода тормозящие условные рефлексы. В легких случаях нек-рый результат нередко можно получить, если в течение нескольких дней совсем не кормить ребенка, заботясь только о достаточном питье; голод, в конце-концов, заставляет его просить о пище, к-рую теперь и дают ему, медленно повышая дозу, вначале не до полного удовлетворения потребности. Иногда назначают редкие кормления концентрированной пищей; иногда, наоборот— более частые кормления, одновременно заботясь и об общих мерах укрепления организма (прогулки, гидропроцедуры), о сне и о правильной педагогике (отвлечение внимания от еды, спокойная среда, общество детей). Больше чем где-либо, здесь нужна индивидуализация, отказ от шаблона.—Много общего с А. невропатов представляет и А. единственных детей в семье, изнеженных и избалованных, «искусственных невропатов». Лучшее лечение здесь—помещение ребенка в детский сад, подчинение его воле здорового детского коллектива или постороннего человека.— У более старших детей встречаются гл. обр. две формы А.; это—А. при хрон. инфекции (tbc, малярия) и А. школьников. Первая требует, кроме лечения основной болезни, систематического применения указанных выше методов и частого кормления небольшими порциями концентрированной пшци; А. школьников обусловлена диспропорцией между усиленными требованиями, предъявляемыми к организму школьника, и еще недостаточной его готовностью в период сильного роста. Лечение этой формы А.: урегулирование режима, в особенности школьного, горячие завтраки, движение; иногда употребляют мышьяк и железо.—Медикаменты при лечении А. приносят мало пользы; stomachica показаны иногда у реконвалесцентов, пепсин и соляная кислота—при дистрофических состояниях, рыбий жир и железо—у рахитиков, sedativa-— у невропатов. Истерическая А. лечится, большей частью с успехом словесным внушением и переменой обстановки.
Лит.: Кисель, Случаи истерической анорек-сии, «Мед. Обозрение», стр. 410, 1894, стр. 893, 1895; G-oppert F. u. LangsteinL., Prophylaxie u. Therapie d. Kinder krankheiten, p. 369—373, B. XX— XXII, В.. 1920; Lowenburg H., Anorexia in children, Archives of pediatrics, v. XLIII, № 8,1926; Shapiro F., Anorexia in infancy a. childhood, ibid., v. XLII, № 3, 1927; В a 11 1 e у S., Refusal to take food in small children, ibid., v. XLIV, № 9, 1927; Barbier A., Anorexie chez les nourrissons et ga-vage, Bulletin de la societe de pediatr. de Paris, v. XXIII, J\fi 1—2, 1925; Engel S., Schlechtessende Kinder, Monatsschr. f. Kind., B. XXX, p. 270, 1925; Helmreich B. u. Nobel E., Zur Kenntnis d. Appetitstorungen im Kindesalter, Zeitschr. f. Kin-derh., B. XXXVI, p.164; H a i n i s s, E 1 e m e r, Zur Atiologie d. Appetitlosigkeit im Kindesalter, Zentralbl. f. d. ges. Kinderh., B. XVIII, p. 861. Ф. Крвузе.
Смотрите также:
- АНОРХИЗМ, анорхия, анорхидия (от греч. а—отриц. част, и orchis—яйцо), врожденное отсутствие обоих яичек; очень редкое уродство. Общий habitus субъектов остается детским с признаками евнухоидизма (см.) или асексуализма, иногда же гермафродитизма ...
- ANOSMIA (от греч. а—отриц. част, и osme—обоняние), отсутствие обоняния. А., в зависимости от вызывающих их причин, разделяются на 1) A. respiratoria—бывает при затруднении носового дыхания; 2) А. gustatoria—связана с плохой проходимостью ...
- АНОТИЯ (от греч. а—отриц. част, и ous, otos—ухо), уродство развития, заключающееся в полном отсутствии ушных раковин с одной или с обеих сторон; иногда сочетается с явлениями недоразвития среднего и внутреннего уха; ...
- ANOPHELES, род комаров, подсем. Апо-phelinae, сем. Culicidae. Многие виды А. способны переносить малярийного плазмодия, чем и определяется их огромное мед. значение. В СССР живет несколько видов А.; из них важнейшие: ...
- ANSA (лат.—ручка сосуда, петля), в анатомии обозначает те или другие анат. образования, имеющие форму ручки сосуда или gn S г ел с с . .. :\.; '/ h. \ d с ...