ВЕЗИКУЛЯРНОЕ ДЫХАНИЕ

ВЕЗИКУЛЯРНОЕ ДЫХАНИЕ, нормальный дыхательный шум, слышный при аус-культации над здоровой легочной тканью. Состоит из неявного дующего шума, занимающего весь период вдыхания, и короткого неопределенного шума при выдыхании, выслушиваемого на протяжении 7в периода его. Теории происхождения В. д.: по Лаэн-неку (Laennec), В. д.—результат трения струи вдыхаемого воздуха о стенки бронхиол и инфундибул; по Баасу (Baas),— видоизмененное при прохождении через легочную ткань ларинго-трахеалыюе дыхание; по Гергардту (Gerhardt) (общепризнанная),—местное инспираторное движение легочной ткани. Короткий выдыхательный шум может быть трактуем или как видоизмененный и ослабленный ларинго-трахе-альный шум или как следствие местного экспираторного движения легкого (Sahli). В пределах физиологических бывают различные колебания в силе и оттенках В. д. У детей оно звучит резко и высоко вследствие большей сократителы-юсти легочной ткани и меньшей толщины стенок грудной клетки («пуерильное дыхание»). У взрослых самое громкое В. д. выслушивается на передней и верхней поверхности грудной клетки, особенно справа; наоборот, сзади над нижними долями легких, при покойном положении, оно ослаблено. Чем толще слой мягких тканей на груди и чем поверхностнее дыхание, тем слабее В. д.—П а т. изменения В. д.—У с и л е н и е дыхания, сопровождающееся нек-рым изменением характера выслушиваемого шума (жесткое или резкое В. д.), зависит от изменений условий прохождения воздуха через бронхи или от изменений условий звукопроводимости. Оно бывает разлитым (катарры мелких бронхов) и ограниченным (воспалительные инфильтрации легких, рубцовые процессы в окружности опухолей и т. д.).— В.д. с удлиненным выдохом наблюдается при диффузных бронхитах, у эмфизе-матиков, при астматических приступах; зависит от набухания слизистой дыхательных путей.—С аккадированным называется прерывающееся паузами или ослаблениями В. д. При правильной функции нервно-мышечного дыхательного аппарата оно возникает вследствие образования препятствий для прохождения воздушной струи через дыхательные пути.—О слабление В. д. наблюдается во всех случаях затруднения инспираториого расширения легких— при эмфиземе, вследствие потери легочной тканью упругости, при наличии препятствий в трахее или гортани, при сдавлении бронхов аневризмой, опухолью, рубцовой тканью (сморщивающиехронические процессы), вследствие сжатия легкого при эксудатив-ном плеврите, при гидротораксе и пневмотораксе.                                    А. Арутинов. ВЕЙГАНДТА МЕТОД (Weygandt),относится к методам тестов для исследования умственного развития городских детей-имбе-циликов или маленьких детей. Нормальный ребенок в 7 лет должен хорошо ориентироваться во всех заданиях; он исследуется посредством целого ряда игрушек, вполне соответствующих его интересам, и таким образом ставится в условия естественного эксперимента. Сначала дается целый ряд заданий, исследующих восприятия и осмышле-ние в постепенной последовательности от более простых к более сложным. С этой целью предлагается ребенку назвать целый ряд предметов из обыденной жизни, напр., чашку, ложку, нож. Затем даются объекты, похожие на действительные как по окраске, так и по величине (яблоко, груша, птица и т. п.). Далее идут предметы в уменьшенном виде, но похожие на настоящие (лошадь, петух, курица, овца, лодка и т. п.). Наконец, предметы в уменьшенном виде и не раскрашенные (лошадь, овца, поросенок); в заключение—предметы в плоском виде (лошадь, кошка). Затем испытываются более сложные процессы, как-то: практическая сметливость—уменье обращаться с подвижными игрушками, комбинаторная спо- собность—складывать картинки из кубиков, мозаики, строить дом из кирпичиков, двигательные процессы—уменье застегивать, зашнуровывать, пускать волчок, играть в бильбоке, мяч и т. п. Исследованию подвергаются эмоционально-волевая сфера—реакции на приятные и неприятные раздражения, слуховые восприятия и изобразительные способности.Большинство заданий предлагается в виде вопросов «что это такое?» или «сделай то-то». Протоколируется дословный ответ, оценка производится посредством плюса или минуса. Метод этот интересен тем, что во время обследования ребенка имеется полная возможность сделать целый ряд очень ценных наблюдений, выявляющих как эмоционально-волевую сферу, так и его интересы и влечения. Точно также легко уловить целый ряд расстройств в области двигательной сферы: возможность производить те или иные движения, ловкость движений, а главное, двигательные расстройства со стороны речи (именно—неправильность в произношении звуков, слогов, слов), все виды афазий, недоразвитие речи в форме своеобразного лексикона и детской речи и запаса слов. Этот метод часто помогает справиться с детьми, у к-рых имеются глубокие расстройства со стороны эмоционально-волевой сферы, как то: с детьми замкнутыми, негативистами, с нав'язчивыми состояниями, т. к. и такому ребенку трудно устоять при виде большого количества игрушек. В общем, исследование по этому методу дает общую картину развития ребенка, и хотя программа исследования очень далека от полноты и цельности, но представляется интересным дополнением к исследованию малолетних или глубоко отсталых детей по другим экспериментально-псих. методам. Лит.: Weygandt W., t)ber Hirnrindenver-Snderung bei Mongolismus, Kretinismus u. MyxOdem, Zeitschrilt fur Erforschung u. Behandlung des jugend-lichen Schwachsinns, 1912, № 5.            С. Рабинович.
Смотрите также:
  • ВЕЙГЕРТ, Карл (Karl Weigert, 1845— 1904), один из крупнейших нем. патологов. Окончив мед. факультет в Бреславле в 1868 г., он два года работал в качестве ассистента у известного анатома проф. ...
  • ВЕИГЕРТА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАКОН, иначе—закон гиперкомпенсации. Сущность его заключается в том, что в ответ на трату веществ или потерю тканей (в известных пределах) организм реагирует продукцией новых таких же веществ и тканей в ...
  • ВЕЙГЕРДА МЕТОДЫ ОКРАСКИ, употребляются при обработке нервной системы (для изолированной окраски миэлина, невроглии), эластических волокон, фибрина, бактерий и для ядер.—1. Для окраски миэлина необходимо продолжительное (не менее недели) уплотнение кусочков нервной системы ...
  • ВЕЙЕР, Иоганн (Johann Weyer, лат. Wie-rus, Wier, Wyer, 1515—88), герм, врач, ученик Агриппы Неттесгеймского, один из просвещеннейших людей XVI в., живший в разгар знаменитых процессов ведьм, когда тысячи женщин при ...
  • ВЕЙЛЬ-ФЕЛИКСА РЕАКЦИЯ (Weil-Felix), серодиагностич. проба для распознавания сыпного тифа путем агглютинации (см.) испытуемой сыворотки с Вас. proteus Xle. Реакция получила свое название по имени авторов Вейля и Феликса, выделивших в 1915 г. ...