ДИАГРАММА

ДИАГРАММА, наиболее распространенная форма графических изображений (см.), состоящая в том, что для выражения тех или иных количественных свойств явлений или для выражения закономерностей, установленных при помощи статистики, пользуются различными геометрическими фигурами. В зависимости от характера геометрических фигур различают Д. линейные, плоскостные и пространственные. Линейными называются такие диаграммы, в которых величины исследуемых явлений выражаются изображениями, имеющими одно измерение. Наиболее употребительной формой линейных Д. являются т.н. кривые. При их построении пользуются системой координат. Координатами называются величины, при помощи к-рых определяется положение точек, линий и плоскостей в пространстве. Так, на рис. 1 (табл. I) координатами точки Р будут расстояния РМ и PN или равные им ON и ОМ. Стороны угла YOX, относительно к-рых определяется положение точки Р, называются осями координат, при чем сторона ОХ называется осью абсцисс, a OY—осью ординат; образуемый ими угол YOX называется углом координат. Координата ON называется абсциссой, а координата ОМ— ординатой. Построение кривой сводится к следующему (рис. 2, табл I.): проводится ось абсцисс и на крайней точке ее восстанавливается перпендикуляр — ось ординат; на оси абсцисс откладываются отрезки, соответствующие принятым единицам той или иной группировки, напр. отдельным годам (а); затем на конце каждого такого отрезка— деления абсциссы—восстанавливается перпендикуляр — ордината, параллельная оси ординат (б); далее на оси ординат откладываются равные отрезки, пропорциональные величине исследуемого явления, напр. коефициента общей смертности и т. п., и из конечных точек каждого отрезка проводят прямые,параллельные оси абсцисс;получается сетка (в), на к-рой уже отмечаются точками различные выражения исследуемого явления (смертность), соответственно группировкам, изображенным на абсциссе (годы). Наконец отдельные точки соединяются прямыми линиями, в результате чего получается ломаная линия (г) или, как ее называют, кривая, дающая отчетливое представление о постепенности в изменениях изучаемого явления. Обыкновенно на абсциссе откладываются измерения того явления, которое считается фактором изучаемого явления. На ординатах строятся величины, изображающие то явление, к-рое рассматривается как функция первого; «в результате получается изображение,представляющее различные величины функции в непосредственной связи с различными величинами производящего фактора» (Кауфман). Сказанным определяется и значение линейных диаграмм в форме кривых: в тех случаях, когда на сетке нанесена только одна кривая, целью диаграмм является раскрыть или наглядно изобразить зависимость между фактором, изображенным на делениях абсциссы, и функцией, величины к-рой нанесены на ординатах. Д., на к-рых имеется несколько кривых, иногда, так же как и Д. с одной кривой, преследуют цель показать зависимость нескольких изображенных на ор- динатах фнкц. величин от изображенного на абсциссе фактора. Но обычно Д. с несколькими кривыми имеют не столько эту цель, сколько выяснение взаимоотношения между различными фнкц. величинами, нашедшими себе выражение в разных кривых,выявление между ними параллелизма или антагонизма. Так, на Д., изображенной в томе IV, ст. 211, имеется в виду не столько показать изменение за ряд лет заболеваемости брюшным тифом и изменение вакцинации, но гл. обр. выявить влияние вакцинации на заболеваемость брюшным тифом; точно так же напр. на Д., изображенной в т. VIII, ст.45, имеется в виду не столько показать изменение за ряд лет смертности, рождаемости и заболеваемости сыпным тифом или изменение продукции промышленности, работы транспорта и числа рабочих, сколько выявить параллелизм между первой группой кривых, которые характеризуют социальное здоровье, и второй группой кривых, характеризующих экономические условия, являющиеся факторами социального здоровья. Отрезки времени, изображенные на абсциссе, в данном случае являются просто группировочными единицами. При построении линейных Д. в форме кривых должны соблюдаться след. основные правила (Янсон). 1. Части, откладываемые на абсциссе, должны быть непременно равны и соответствовать равным величинам явления, изображенного на абсциссе. Нарушение последнего правила, допущенное наприм. на рис. 4 а, табл. I, где в левой половине Д. каждый отрезок абсциссы соответствует периоду времени в 10 лет, а в правой половине Д.—периоду в 1 год, ведет к неправильному представлению о более крутом и резком понижении детской смертности в течениеXIX в. по сравнению с XX в. Примененные на рис. 4 6 приемы — отделение левой половины Д. от правой перерывом в кривой, а также изображение левой половины кривой прерывистой линией, в отличие от сплошной линии в правой ее половине,—могут лишь частично восполнить нарушение правильности и наглядности Д., происшедшее в результате допущения различных масштабов в разных частях этой Д. 2. Данные или факторы должны представлять собой непрерывный последовательный ряд. Нарушение непрерывности этого ряда, напр. в случае отсутствия сведений за нек-рые годы, должно быть показано перерывом в кривой, как это сделано напр. на Д. 10 в т. IV, ст. 178. 3. На ординатах должны быть изображены полные количества изучаемого явления, а не только та часть его, к-рая изменяется, что могло бы дать совершенно ложное представление о степени изменчивости и колеблемости данного явления. (Напр. рис. 3, табл. I—неправильное построение той же Д., к-рая изображена на рис. 2: на оси ординат деления начинаются не от 0, а от 14, в результате чего получается кривая, дающая представление о более резких относительных колебаниях смертности, чем это имело место на самом деле.) 4. Шкала или масштаб ординатдолжны показывать изменение данных в арифметической прогрессии, а не в геометрической, при чем все деления шкалы должны быть одинаковы: «только шкала, построенная в простой арифметической прогрессии, удовлетворяет тому постулату графических изображений, чтобы кривая соединяла концы линий, пропорциональных изображаемым величинам» (Мауг). Иногда однако в статистике пользуются т. н. логарифмическими шкалами, при к-рых отрезки шкалы пропорциональны логарифмам чисел, соответствуя изменению логарифмов в арифметической прогрессии. Между тем, как известно, возрастание логарифмов в арифметической прогрессии соответствует возрастанию чисел в геометрической прогрессии. Поэтому на любой логарифмической шкале (например рис. 5 6, табл. ^расстояние от 10 до 20 будет такое же, как от 20 до 40, как от 40 до 80, от 80 до 160 и т. д. Поэтому же при графическом изображении на логарифмической сетке (вернее—полулогарифмической, т. к. обычно в данных случаях применяется обыкновенная горизонтальная и логарифмическая вертикальная шкала) всякий численный ряд, возрастающий в геометрической прогрессии, образует прямую линию, а одинаковый наклон кривой соответствует одинаковому же коефициенту возрастания или снижения, тогда как на обыкновенной сетке одинаковый наклон означает увеличение на одно и то же число. Вследствие своеобразия неравномерной логарифмической шкалы, Д., построенные на ней, усваиваются не легко, вследствие чего они применяются почти исключительно в исследовательских целях, когда речь идет об изображении выражения коефициентов прироста или снижения, т.к. относительное увеличение чисел отражается на логарифмах этих чисел в виде увеличения на определенные слагаемые, равные при одинаковом относительном увеличении чисел. Так, на рис. 5 а и б, табл. I, приведено изображение на обыкновенной и логарифмической сетке одного и того же явления: количества жителей за ряд лет в городе с первоначальной численностью населения в 10.000 человек при приросте за каждые 10 лет на 20 % (в результате одинакового относительного прироста на лога-рифмическ. сетке получается прямая линия). Логарифмическая сетка дает далее возможность размещения на одном чертеже результатов наблюдений, численные значения которых отстоят друг от друга настолько далеко, что изображение их на одном чертеже с обыкновенными шкалами заставило бы взять слишком мелкий масштаб, при к-ром разница между малыми числами была бы едва заметна. Между тем на логарифмической шкале как раз малые числа представлены относительно ббльшими делениями, чем большие числа, и верхняя часть Д. является как бы в сокращенном виде (рис. 5 б). 5. Большое число кривых можно наносить лишь в том случае, если масштаб Д. достаточно велик; в противном случае пересечение большого числа линий не позволит следить за ходом каждой линии и за взаимоотношением колебаний различных линий. 6. При выборе масштаба для шкалы на абсциссе и ординате следует стремиться к тому, чтобы характер получаемой кривой (т.е. степень ее изломанности или, наоборот, отлогости) соответствовал степени действительного постоян- ства или изменчивости явления. Так, применение различных масштабов для шкал на абсциссах и ординатах на рис. 6 а и б при построении Д., иллюстрирующих одно и то и;е явление (падение смертности в германских городах за ряд лет), приводит к совершенно различным представлениям о характере изучаемого явления (смертности): рисунок 6а создает впечатление резкого снижения смертности; на рис. 6 б вследствие того, что масштаб на оси ординат меньше, а масштаб на оси абсцисс больше, чем на рис. 6 а, получается впечатление более медленного падения смертности (более отлогая кривая). Линейные Д. в форме кривых применяются а) для выражения изменения различных явлений во времени (см. напр. Д. в т. IV, ст. 670, 672 и.др.); б) для изображения зависимости различных явлений от нек-рых факторов, поддающихся равномерной, непрерывной количественной градации, напр. для изображения изменений заболеваемости, смертности, питания и т. п. в зависимости от размеров дохода; для изображения повозрастных изменений роста, веса, брачности,смертности и т. д. В этих случаях кривая лучшим образом выявляет тенденцию изменения того или иного явления в зависимости от факторов, расположенных в определенной градации; в) для изображения различного количественного распределения какого-нибудь признака в той или иной совокупности, т. н. «кривая распределения» в вариационной •статистике (рис. в т. IV, ст. 422).—К линейным Д. относятся также Д. на системе т.н. полярных координат (радиальные Д.), при к-рых различные величины явлений изображаются различными отрезками радиусов круга. Д. этого тина применяются в тех случаях, когда имеется в виду изобразить явления, замыкающиеся и возобновляющиеся в известном круге, проявляющие правильную периодичность, напр. распределение по месяцам года браков, рождений, смертей или распределения по дням недели несчастных случаев и т. д. Обычно радиус круга берут равным средней из помесячных или понедельных цифр; в таком случае будет с первого взгляда ясно, какие месяцы или дни дают цифры выше, какие—ниже средней (табл. I, рисунок 7). При этом радиусы, соответствующие различным месяцам года или различным дням недели, откладываются по направлению часовой стрелки, начиная с положения, соответствующего положению часовой стрелки в 12 часов (январь на рис. 7). Нек-рые статистики отрицают целесообразность полярных Д. (Schwabe); другие указывают на графические обманы зрения при восприятии их зрителями (Whipple); следует однако согласиться с Кауфманом, что только на полярной Д. смежные по времени месяцы декабрь и январь будут изображены смежно, а между тем эти месяцы очень близки друг к другу и по климатич. и по некоторым экономическим условиям; именно на полярной диаграмме лучше всего выявляется влияние воскресного разгула на повышение числа несчастных случаев, распространяющееся также на следующие два дня недели (похмелье), часто даже и на субботу (получка заработной платы). Плоскостными (планиметрическими) Д. называются такие Д., в к-рых использованы геометрические фигуры, имеющие два измерения (прямоугольники, квадраты, треугольники, круги и т. д.). При этом фигуры вычерчиваются в таком масштабе, чтобы отношения их площадей соответствовали отношениям изображаемых ими величин. Поэтому при пользовании формой квадратов или кругов стороны квадратов или радиусы кругов должны вычисляться путем извлечения квадратного корня из отношения меж-ду величинами; при пользовании прямоугольниками с равными основаниями (столбиковая Д.) отношение между величинами равно отношению высот прямоугольников и т. д. (рис. 1, табл. II). В статистике применяются два, вида плоскостных Д.—обособленные, или изолированные и связные. Изолированные Д. применяются: а) для сравнения независимых друг от друга величин (в отличие от линейных Д., когда изображаемые явления рассматриваются как функции других явлений), напр. численности населения или рождаемости и заболеваемости в различных странах, губерниях и т. п. (см. Д. 9, т. IV, ст. 178—179, «Заболеваемость брюшным тифом в разных государствах в 1926 г.» и «Заболеваемость брюшным тифом в отдельных губерниях РСФСР», или Д. 1, т. IV, ст. 637—638, «Распространение сифилиса по отд. губерниям»); б) для изображения расчленения массы на составные части, т.е. для изображения коефидиентов экстенсивности. Наиболее часто употребляются для последней цели прямоугольники и круги. В прямоугольнике отношения величин приравниваются к отношениям отрезков высоты (рис. 2 А, 2В, табл. II). В круге целое принимается равным 360°, а для каждого слагаемого определяется сектор соответствующего количества градусов (1% равен 3,6°) — секторная Д. (рис. 2Б,2Г, табл. II). Связные, или сложные плоскостные Д. подобно линейным строятся на прямой линии, принимаемой за абсциссу, на к-рой откладываются равные части. Величины, подлежащие построению, делятся на два множителя, из к-рых один, общий для всех, есть часть абсциссы. Отсюда ясно, что фигуры, построенные на абсциссе, могут быть только или прямоугольниками или треугольниками. Первым в этом случае должно быть отдано предпочтение, так как на них можно удобнее наносить и составные части целого, т. е. внутреннее расчленение того или иного явления. Плоскостные связные диаграммы применяются а) для изображения изменения какого - нибудь явления как в целом, так и в расчленении на составные части, напр. постепенный рост приходного или расходного бюджета с распределением его по статьям (рис. 2 и 3, табл. II), б) для изображения параллельного изменения нескольких серий независимых друг от друга явлений. Демонстративное значение сложных плоскостных Д. не подлежит сомнению. По аналитическому же значению плоскостные Д. далеко уступают простой линейной Д.,т. к. на плоскостной Д. никогда не может быть нанесено столько явлений, сколько на линейной. Но плоскостная Д. имеет и преимущество: только она позволяет изобра- Таблица I. б. 19Й2 \ \ \ Рисунок 1. Система координат. Рисунок 2. Общая смертность в г. Москве 1920—1924 г.г. Начало делений на ординате не от нуля

1920[l92lll922|l923|l924

Рисунок 3. Тот же материал, что и на рис. 2 при построении' Д. на обыкновенное (а) и логарифмической (6) шкалах. 6о--Кривая дает извращенное лредстав-(—|лание о темпе, снижения детской— СМЕРТНОСТИ В ХП И XX ВНС 2(К1 '■ ' 18U- "\ \ \ ', ^ * ^*^ Ч,- Ослабление недостатков Д. 4д. перерывом в. кривой и различным ее изображением (прерывистая и сплошная линия) | 901 В 1Л Е 1 321 (831 [ асюк so вы т 8JI юс Ю! 9Я 1П *Я Id № Кб Рисунок А. Детская смертность на 1-м году жизни на 1000 родившихся е Швеции. ВЫБОР МАСШТАБА ПРИ ПОСТРОЕНИИ • КРИВОЙ. (а) / у s IB70 1S80 18S0 1900 1910 \Ъ\ > И' / Ркс. 5. Уисло жителей в городе А с 1870 по 1930 г. г. || 1 " ш ' го» Г(Т1 1UU »и lljlll II 1 1.1. II . и 780 86 90 ffi ЯМ ОС ш ш Кривые на рис 6а..и 6С построенные на £2 основании одних и тех же данных,дают различное представ- ,sni eeo 88i 8S0 •» 9и0 ,эоа пение о темпе снижения смертности,благодаря применению при из построении различных масштабов. ПОЛЯРНЫХ ^_--------^КООРДИНАТ. Кривая на рис. вв..благодаря пропорциональному уменьшению масштаба, сохраняет тот же характер, что и на рис. 6а. ■* г 1ВО :■ 7 80 85 ВО Ю9 »(5 Рисунок 6. Смертность населения в германских городах на 1000 жит. с 1877 по 1905 г.г.

Рис.7. Детская смертность по месяцам года в Европ. России в возрасте от 0 до 1 года.

Таблица II.

РисЛ. Численность населения в разных городах: Л—1000 чел. Б— 4000 чел- 8—9000 чел. ИЗОБРАЖЕНИЕ РАСЧЛЕНЕНИЯ МАССЫ НА ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ (а) И СЕКТОРНОЙ (Б) Д- ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ И СРАВНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ЦЕЛОГО. : Прочие 14% = $ Помещ. отопл.^

ПРИМЕНЕНИЕ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ (В) И СЕКТОРНОЙ (г) Д.ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ И СРАВНЕНИЯ ОДНОВРЕМЕННО-КАК АБСОЛЮТНЫХ, ТАК И ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН.

Помещ. отопл. осаещ. f =зр 05К 14°'с i ♦ 15К 14,4%; ! 4р"г7к 19,5°/. I ° 100% :Пр88кШ I a { w Li

Рисунок 2. Строение расходного бюджета рабочих СССР.-при разной величине бюджета- (1925 г)

Таблица III. ПАРНАЯ, Возраст вол и более...___ 1897г. Возраст 90 л. и более.-. _ 19fr- Возраст. -0.04 Lo.06 ______зал и более _____0.08 1 0.08_________Ж____ ___85-89 _- _- -0,ов] 10.oj.-_______Ж____85-89 80-84. 75-79- -„O.EI ад о.зо________________ ---80-84_______ ___75-79_______ - у _0._о| O.aaj |о.ж_ ______. ..80-84 ао.з5._ .".___75-79 _ж_ - -0.e2J ЖАОЛ».-- _ _Н_____ _ .70-74 ..... ж 0-S5H |±0.м ___Л_. 70-74 —Ч______ -- И--- — D,82J| Щ0,81---------Щ----- .--.65-69_______ -60-64---. . Що.98-. . Щ___65-69 Щ| 1,85.. -И — 60-64 -—Н--..... а К£йЙ ЩЬ.-------н—.. ||||L-.o-____ы — . .55-59____. -Н - -1 50 wg!t™ н SS-КЯ ..а 1 78 J§&|| 4 J$l§l| ...45-49_______ - Ы______1,87 _________2.BJ Щ||р2.29----Ь1-----50-54 ^Щя.1. —------45-49 ---------- 2 48 .40-44____ ------ 2.W& SS§S?Sf я,™ . 40-44 ::::-;Г| ЖйЩЩ^З.м______ ___35-39.__ . 30-34. _____ —2,мК - 2.001 ^xSsSxSl я,« Я5-.ЧЯ Ш$Щ$1 я..» ЯП-34 $ j^W"1'1 _. 25-29_______ . .20-24—..... 15-19____4,78 .. 10-14...7,ooJ| ______2,шШ ШЩЩЧ я, к» ?Я-?Я -%"ж$Ж ^ЖШЩ4.«, . _ 20-24 ^ШШШШ К,и lfi-ЧЯ 10—1*-^ ^^^^^^^МЛ87.Ю-14 е.», iifl Ш^^^ШШШ!^. ____5-9-.-7,49Ш .81.-0-4.-___5. 7Н ЙЖЙ^ЙЯЙЯ ^МШШ^^^ЖЗ?,!- S-9 0-U. 7.5 ШШ& 1ШШШ» **\$К§Ш$«Ш1 К w П-4 Возраст 60 л. и более м- вэ 40—49 ао—за 2В—_9 -0—34Рис I. состав населения России и СССР, по возрасту и полу [по данным переписей 1897 г. и 1920 г] [Составленная из 4-х отдельных диаграмм^] 1897 г. Ш1шь™шшкашжшааташ1жшж^^535^^ 12 13 19 20—24 25—29 30—39 40—49 60—69 60 л. - более Возраст. м у ж ч и и ы

SSB-bwaaai^^

Возраст.

боа. и более. 50—Б9 40—49 30—39 26—29 20—24 1920 г. 40 — 49 Б0—БЭ бо л. и более. Возраст 1000. 900. 800. 700. 600. Б00. 400. 300. 200. 100- О- 100. 200. 700. 800. S00. 10) Х$ШШ. ГРАМОТНЫЕ.                                          ^Ш^ НЕГРАМОТНЫЕ. Рис.2.грамотность населения России и с с. С. Я по возрасту и полу [по данным переписей 1897 г.. % 1920 г]                  [По А.д.Демкану 1 ^Образи^и duaz.paMMj Таблица IV. Средний врачебный участок в губерниях Европейской России перед мировой войной (1913 г.)

\г Средний радиус

(р верстах) Население врачебного участка (^ тысяча^ По П. И. Куркину Санитарно - статистические таблицы." зить внутреннее расчленение явлений и изменения в нем. Плоскостные Д. уместны для изображения явлений, относящихся к обособленным периодам времени, тогда как идея непрерывных изменений во времени лучше выражается кривой линейной Д. Особый вид плоскостных Д. представляют двусторонние, или пирамидальные Д., идея к-рых совершенно ясна из прилагаемых рисунков (табл. III, а также Д. на ст. 185, т. IV—«Заболеваемость брюшным тифом по возрасту и полу»). Обычно они применяются в тех случаях, когда желательно изобразить две такие серии явлений, к-рые по существу представляют собой как бы две стороны одного более широкого явления, напр. рождаемость и смертность среди мужчин и женщин—две составные части общей рождаемости или общей смертности населения и т. д. Так напр. двусторонняя Д. повозрастного состава населения, изображенная на рис. 1, табл. III, ярко выявляет ущерб в мужской части населения призывных возрастов (а в возрасте до 5 лет и у обоих полов), образовавшийся в результате империалистской и гражданской войн. Сложная двусторонняя диаграмма, изображенная на рис. 2, табл. III, позволяет одновременно показать и различие в грамотности мужской и женской части населения и изменения в состоянии грамотности, происшедшие с 1897 г. по 1920 г. в каждой из этих групп населения. Пространственные Д.(стереограм-мы), при построении которых пользуются изображениями, имеющими три измерения (кубы, пирамиды, шары), применяются главным образом для популяризации статистич. выводов. Особенно большое распространение в деле популяризации получили т.н. иллюстрированные Д., в к-рых величины различных явлений изображаются условными фигурами (символами), человеческими фигурами, гробами, крестами и т. п. Наиболее частая ошибка, встречающаяся при составлении подобных Д., состоит в том, что различные величины явлений изображаются различной величиной предметов; между тем изображение предмета, имеющего сложную форму, нелегко поддается правильному измерению. Поэтому в случае необходимости прибегнуть в целях популяризации к построению иллюстрированных Д. следует различные величины явлений изображать не различной величиной тех или иных фигур, а различным их количеством. Наряду с Д. в собственном смысле этого слова, для графического изображения цифровых величин и явлений, изменяющихся по территории, применяются т. н. картограммы. Картограммами называются графические изображения, состоящие в нанесении цифровых данных на' географическую карту. Картограмма дает топографическое распределение статистических выводов, о чем таблица никогда не может дать достаточного представления. В этом состоит преимущество картограмм перед Д.: они не только наглядно изображают цифровые данные, что делают и Д., но в то же время показывают распределение этих данных по определенным территориям, чем облегчается усвоение наблюдаемых явлений. Наиболее распространенный тип картограмм—это тот, где различная величина статистических данных изображена посредством тонов различной густоты, получаемых заштриховкой или закраской. Способ заштриховки имеет преимущество большей дешевизны и при удовлетворительном выполнении может отвечать самым строгим требованиям наглядности: редкая и бледная штриховка сама собой вызывает представление о малой, густая — о большой интенсивности явления (т. IV, ст. 179—181—«Заболеваемость брюшным тифом в Европейской и Азиатской части СССР в 1926 г.»). Для наглядности картограммы необходимо предварительно все многообразные коефициенты, вычисленные для отдельных территориальных единиц, разбить на небольшое число групп (от—до), из к-рых каждая будет иметь свое отличное от прочих обозначение. Обычно в целях наглядности число таких групп не должно превышать пяти. Картограммами этого типа пользуются тогда, когда имеют дело с изменением по территории одного явления. В тех случаях, когда требуется одновременно изобразить изменение по территории различных явлений или различных функций одного фактора, прибегают к построению картодиаграмм. Картодиаграмма состоит из диаграммы (столбиковой, круговой и др.), нанесенной на карту (табл. IV). В других случаях факты, имеющие статистическое значение, изображаются на картах путем нанесения условных знаков—иероглифов (см. т. IV, ст. 171—172, картограмму «Смертность от брюшного тифа в крупных городах Европы в 1926 г.»). Техника приготовления Д. Для черчения Д. необходимы нек-рые основные приборы: линейки, треугольник, циркуль и т. д. Значительно облегчает работу употребление готовой линованой бумаги (напр. миллиметровой бумаги и т. п.). Надписи на Д. надо делать четко, при чем главные надписи настолько крупно, чтобы их можно было читать на том расстоянии, с к-рого предположено рассматривать Д.; второстепенные надписи и объяснительные тексты могут изображаться более мелко. Изображенные на Д. линии, выражающие то или иное явление, должны иметь пояснительную надпись (экспликацию). Заголовок Д. требует тщательной редакции и должен, особенно в Д., предназначенных для целей популяризации, указывать ее содержание, сущность изображенных явлений и вывод (например «понижение смертности», а не «смертность», и т. п.). В Д. должно быть указано время и место, к к-рым относятся статистические данные, и источник, из которого взяты цифровые материалы. Лит.— см. литературу к статье Графические изображения.                                              Н. Тененбойм.
Смотрите также:
  • ДИАДОХОКИНЕЗ (от греч. diadochos— следующий друг за другом и kinesis—движение), способность выполнять в быстрой последовательности те или иные альтернативные движения (супинацию и пронацию предплечья, сгибание и разгибание предплечья или кисти, сжимание ...
  • ДИАЗОРЕАКЦИИ в том смысле, как этот термин употребляется в лабораторной практике, заключаются в образовании окрашенных продуктов в результате воздействия диазореактива на исследуемые вещества. Веществ, дающих соединения сдиазореакти-вом, известно много. Наиболее интересны ...
  • ДИАЗОСОЕДИНЕНИЯ, органические вещества, содержащие подобно азосоединениям группу N2.H3 всех Д. особое значение имеют соединения, отвечающие структурной фор- Аг . N = N муле,          |      ...
  • ДИАЗОСОЧЕТАНИЯ, хим. реакции между диазониевыми солями (см. Диазосоединения) с одной стороны и ароматическими аминами или фенолами (нафтолами)—с другой. При Д. группа—N2—сохраняется, образуя связь между обоими компонентами реагирующей системы. При помощи ...
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И МЕДИЦИНА. Вопрос о применении Д. метода в медицине и биологии, несмотря на все его огромное принципиальное и практическое значение, отнюдь не является достаточно разработанным. Лишь в самые последние годы стали ...