ИГРЫ

ИГРЫ, понятие, кажущееся на первый взгляд довольно простым, но с трудом поддающееся строго научному определению. По теории Шиллера-Спенсера И. детей — реализация избытка энергии: в молодом растущем организме имеется нек-рый избыток сил, остающийся после всех затрат на насущно необходимые процессы, и этот избыток расходуется на приятное искусственное упражнение сил. По мнению К. Грооса взгляд на И. как на проявление избыточной силы не вполне подтверждается фактами: дети (так же, как и молодые животные) играют до полного изнеможения и возобновляют И. после самого короткого отдыха, приносящего им не избыток сил, а только такое количество их, к-рое едва достаточно для возобновления забавы. Гроос считает И. упражнением заложенных в организме инстинктивных задатков: И. является как бы тренировкой для будущей полезной деятельности на основе врожденных предрасположений. Если по словам Грооса теория Спенсера стремится выяснить нам физиол. значение И., но не выясняет ее биолог, значения, то по словам Плеханова теория Грооса, давая биол. обоснование И., упускает из виду ее социологическое значение. Плеханов устанавливает положение, по к-рому И. исторически вырастает на основе труда; трудовые требования, функции утилитарной деятельности предопределяют характер И. На основе положения Плеханова Моложавый строит свою теорию И. в дошкольном возрасте: И. ребенка есть необходимая для растущего детского организма активная ориентировка в явлениях и процессах окружающей среды, недоступных ему в жизненном порядке; окружающая среда, а не инстинкты, формирует П.; среда дает стимулы к И., она определяет содержание И. Соц.-биол. значение И. в том, что человек, играя, развивает свои свойства, пригодные ему в его жизни и трудовой деятельности. Подражая явлениям окружающей жизни в И., и ребенок и взрослый получают те навыки и знания, к-рые закрепляют педагогически ценные качества, приобретенные в процессе воспитания. В отношении физического развития И. представляет форму естественных упражнений, заключая в себе элементы ходьбы, бега, прыжка, метания, борьбы и пр. Преимущество игр перед искусственными упражнениями еще и в том, что игры связаны с возбуждением эмоциональной сферы играющих. Игры кроме того являются также средством развития ряда психо-физических функций (комбинаторные способности, внимание, память, воображение, решительность, самообладание и пр.). Повышенное настроение в И. содействует установлению соц. связей, благодаря чему И. легко создает коллектив и воспитывает через добровольное подчинение правилам И. коллективистические навыки; но с другой стороны надо учитывать, что игра при антисоциальной направленности может стать средством развития и закрепления ряда отрицательных качеств (жестокость, корысть и пр.), почему вопрос подбора и руководства играми является актуальной педагогической задачей, осуществляемой при помощи врача. И. делятся на 2 основных вида: свободные и организованные. Свободные И. не ограничены правилами; в них имитируется окружающая среда; они отображают или соц. события (например война, революция, демонстрация, перевыборы советов и пр.), или производственные явления (фабрика, кооператив, транспорт), или бытовые (уход за детьми, обед и пр.). При желательной направленности И. педагогическая практика стремится использовать И. путем обогащения детского опыта через рассказ, экскурсию, организованную игру и пр. Свободные игры обычно практикуются детьми в дошкольном возрасте и младшем школьном.—О рганизо-ванные И., ограниченные правилами, проверенными на опыте, входят в наст, время в систему соц. воспитания. Организованные И. делятся по степени и характеру моторной активности на подвижные (простые и партийные подвижные с делением на партии, ритмические, драматизированные, гимнастические, спортивные, военизированные) и на малоподвижные интелектуальные: состязания в комбинации слов, шарады, загадки и пр.; настольные, сопровождаемые передвижением фигур по доске (напр. шахматы, шашки), карты и пр. Промежуточным видом И. являются спортизированные настольные И. с упражнением в меткости (биллиард, пинг-понг и пр.).—-При проведении подвижных И. учитывается соц.-биол. их основа. Должны быть приняты во внимание биол. особенности каждого возраста, т. е. степень развития двигательного аппарата (костей, связок, мышечной системы), развития внутренних органов (сердца, кровеносной системы, легких), центральной нервной системы. Необходимо учитывать пол играющих; так напр. после 12 лет не все И. можно проводить вместе; в И. девочек желательно вводить больше элементов ритмики, пластики и пляски; характер соц. начала в И. находится в зависимости от возраста; так, примерно можно применять след. ориентировочные данные: И. детей б—8 лет основываются на индивидуальной ответственности каждого, 9—11 лет— на согласованности действий одного игрока с другим и на товарищеской поддержке, 12—13 лет—на ответственности перед коллективом; с 14 лет устанавливается более сложная организация коллектива. Соц. состав играющих в значительной степени предопределяет содержание и характер И., поскольку И. развивают качества, необходимые в трудовой деятельности (например деревенские И. рассчитаны на довольно сильные физ. движения, с большой затратой физ. силы, в то время как игры фабричных детей требуют больше ловкости и проворства). Подбор и характер проведения игры находится в зависимости от ее установки: является ли она уроком на занятиях физкультуры или проводится как отдых в клубе или на празднике. Врачебный контроль над проведением И. осуществляется в виде предварительного осмотра играющих, анализа плана построения занятий, осмотра места И., наблюдения над играющими. Абсолютные противопоказания к подвижным И. те же, что и по отношению к другим моторным средствам физкультуры: травмы, воспалительные процессы, нагноения, геморагии, болезни, сопровождаемые лихорадкой. Относительные противопоказания и показания даются врачом в зависимости от сан. условий, при которых игра проводится (площадка, комната и пр.), а также, как указано выше, биол. особенностей возраста, пола и состояния здоровья. С этим согласуется и дозировка подвижных игр (длительность игры, сложность моторики, степень эмоционального подъема, темп и пр.). Особо осторожный подбор И. необходим для физически слабого ребенка и ребенка неуравновешенного—психоневротика (в лесных школах и психоневролог, школах-санаториях). В отношении больных (не только детей, но и взрослых), в частности находящихся в больницах и особенно с длительным пребыванием, на враче лежит забота об организации для них И., являющихся часто средством как врачебной гимнастики, так и психотерапии. Также важное место должны занять И. в общем режиме санаториев, курортов и домов отдыха, поскольку эмоциональная окраска И. вносит оживление в организм и продукты утомления и обмена веществ быстрее элиминируются. Возможность внесения момента сан. просвещения в содержание как интелектуальных игр (шарады, ребусы, викторина, настольные И.), так и подвижных (напр. эстафеты, построенные на состязании в переноске пострадавших, в оказании помощи раненым и т. п.) должна быть использована врачом в своей работе ПО ВрачебНОМу КОНТРОЛЮ. А. Родин. Игра спортивная, организованная подвижная И., в к-рой две партии подготовленных и тренированных игроков, соревнуясь на определенной площадке, в определенное время, по точным правилам, стремятся добиться выигрыша, учитываемого в числах. С вра-чебно-профилактической точки зрения особо важное значение имеют продолжительность И., размеры площадки и элементы, из которых составлен комплекс движений: бег, прыжки, метание легких или тяжелых предметов, борьба. Большую роль при оценке играет также длительность напряжения каяедо-го участника спортивной И. Спортивная И. должна быть поставлена под врачебный контроль, особенно во время состязания.—Спортивные игры можно разбить на четыре группы по степени получаемой от игры психо-физиол. нагрузки, к-рая зависит гл. обр. от характера борьбы партий в данной И. Это определяет применение спортивной И. среди разных возрастов. I группа спортивных И. характеризуется разделением противников средней чертой, сеткой или лентой; партии должны достигнуть выигрыша, не переходя на чужую половину площадки, не вступая в непосредственную борьбу и действуя поочередно (городки, волейбол, итальянская лапта, теннис и др.). I группа вполне пригодна для подростков (школа II ступени) с 14 лет и для женщин.— Спортивные И. II группы отличаются разметкой площадки: игроки частично находятся па чужой половине площадки, но ее разметка и построение игры позволяют игрокам вступать в непосредственную борьбу одновременно в ограниченном количестве (мяч капитану, шведская гонка мяча, русская лапта и др.). Эта группа особенно пригодна для подростков,. так как вырабатывает ловкость, быстроту и lee ориентировку.—В III группе спортивных И. игроки вступают одновременно в непосредственную борьбу в неограниченном количестве и после начала игры имеют право двигаться по всей площадке (баскетбол, ручной мяч, гандбол, хоккей и пр.).—Признаки IV группы спортивных И. такие же, как и третьей, но игроки имеют право во время борьбы вступать в непосредственное соприкосновение с противником (футбол и др.). Игры III и IV групп пригодны для возраста 17— 18 лет, IV группа непригодна для женщин. Спортивные И. III и IV групп при проведении их среди подростков должны быть облегчены путем ограничения времени, размера площадок, изменения веса и размера снарядов и изменения отдельных правил, с расчетом уменьшения психо-физиол. нагрузки в И. соответственно возрасту. Такие поправки не должны искажать сущности данной И. II ЛИШатЬ ее ЭМОЦИОНалЬНОСТИ.          М. Козлов. Игра воепно-санитарная, один из видов групповых упражнений на картах или планах, в к-рых участвующие распределяются по должностям, образуя учебную организацию, имитирующую практическую работу того или иного военно-сан. аппарата (напр. сан. службы армии, корпуса, дивизии и т. п.). Целью проведения военно-сан. И. является выработка у занимающихся организационных навыков в управлении воен.-сан. службой и практика в использовании в различных условиях воен.-сан. учреждений и сан. частей войск. Воен.-сан. И. кроме того дают возможность теоретически проверять правильность расчетов и целесообразность структуры воен.-сан. аппарата для выполнения отдельных задач, стоящих перед военным здравоохранением в современной войне. Как метод учебных занятий с начальствующим составом воен.-санит. службы воен.-сан. И. дают возможность в живой, наглядной и увлекательной форме вырабатывать у занимающихся единство взглядов по вопросам управления воен.-сан. службой, закреплять навыки в оценке обстановки, в составлении планов действий, в уменьи конкретно мыслить и конкретно формулировать решения и задачи, в применении графических способов для изображения решений, планов действий и пр. Для организации и проведения военно-сан. И. пользуются обычно определенным оперативным фоном («обстановкой»), характеризующим общие условия деятельности воен.-сан. службы в данной задаче; оперативная обстановка дополняется условной или фактической, заимствованной из исторических примеров или современной деятельности, характеристикой сан. состояния войск, района их расположения, местного населения; в качестве «исходного положения» руководителем воен.-сан. И. дается расположение и общая характеристика состояния сан. аппарата, работу к-рого предполагается «проиграть». Один из занимающихся, выполняющий по игре должность старшего сан. начальника, на основе оперативного решения командования составляет план действия подчиненного ему сан. аппарата и распределяет частные задачи среди других, играющих роль подчиненных ему санит. начальников; последние решают эти задачи в масштабе своих санит. частей или учреждений. Руководитель воен-сан. И. влияет на ее ход дачей дополнительных и «вводных» данных, на которые занимающиеся должны быстро реагировать, отражая таким образом практику действительной обстановки деятельности военно-сан. службы. Воен.-сан. И. сопровождается разбором руководства деятельности всех занимающихся. Разбор воен.-сан. И. является неотъемлемой частью ее организации, т. к. здесь руководство устанавливает ошибки играющих и делает выводы из опыта игры. Различают частные разборы и разбор заключительный; частные разборы проводятся после отдельных эпизодов И.; заключительный подводит итоги по ее окончании. Воен.-сан. И. были введены в русской армии в 1911 г. и имели вначале существенные недочеты. В Красной армии с усовершенствованием методики военного обучения начальствующего состава воен.-сан. И. постепенно получают все. большее и большее применение при проведении занятий по подготовке сан. службы к деятельности в военной обстановке. Особую поучительность военно-сан. игры приобретают, когда игре предшествует непосредственное ознакомление с районом, в котором разыгрывается тот или иной эпизод из жизни воен.-сан. службы. Такое ознакомление с местностью носит название полевой поездки, сопровождающейся сан. рекогносцировкой. В последнее время методом воен.-сан. И. пользуются при проведении занятий с врачами по вопросам воздушной обороны. Впервые такие воен.-сани-тарные игры были организованы на курсах по химической обороне НКЗдр. РСФСР В 1926 году.                                              Б. Леонардов. Игры санитарно-просветителыше, форма санит.-просвет, работы, заключающаяся в использовании игр для целей санитарного просвещения; применяется как в детской, так и во взрослой аудитории. И. сан.-просветительные могут быть использованы не только как первичная форма работы, увлекающая своей занимательностью, но и в процессе углубленной кружковой работы для проверки полученных знаний по различным вопросам оздоровления труда и быта. Сан .-просвет. И. как пособие для сан. просвещения могут проводиться в клубе, избе-читальне, в школе, в леч.-профилактич. учреждениях и семье. Появились они впервые в Красной армии («Сан. бой за здоровье и победу»), а затем начали применяться и в учреждениях гражданского ведомства. Для большинства существующих сан.-просвет. И. используются обычные И., но они насыщаются сан.-просвет, содержанием. В данное время распространены два типа сан.-просвет. И.: 1) сидячие (настольные) и 2) подвижные. К сидячим И. относят гл. обр. игры типа «гуська», лото, домино, карт, также и И., изданные Наркомздравом, Мосздравом и изд. «Молодая гвардия». Обычные подвижные И. (см. выше) также приспосабливаются, и в них вкладывается сан.-просвет, содержание. При переделке подвижных И. нужно всегда иметь в виду, что нек-рые И. не поддаются коренной переделке; если они переделываются, то теряют интерес как И. и становятся скучными.—Сан.-просвет. игры могут быть использованы как собственно И. и как пособие и материал для беседы на соответствующие темы. Беседа при сан .-проев, И. может проводиться самыми разнообразными способами: до игры, после игры и во время игры, а иногда сопровождая объяснения ее правил. В некоторых И. можно беседу разбить на 2 или 3 части. Беседа не должна быть скучной, сухой и утомлять играющих, должна соответствовать возрасту и силам играющих. Руководитель не должен сразу начинать с сан.-просвет, игр, необходимо начинать с обычных И., а затем перейти на И. сан.-просветительные.                к. Лапин. Лит.: Гори невский В., Марц В. и Радив Е., Игры и развлечения, М., 1922; К о р -нильева-РадинаМ. и Радии Е., Новым детям новые игры, М., 1927; они же, Игры переходные к спортивным и летние игры военного характера, Москва, 1928; Лапин К., Игры—форма сан-просветработы (Санит. просвещение, сб. 2, М., 1925); о н же, Санитарное просвещение через игры (Теория и практика санитарного просвещения, вып. 3, Москва, 1926); он же, Методика санитарного просвещения, М.—Л., 1930; Лесгафт П., Руководство по физическому образованию детей, ч. 2, СПБ, 1901; Марц В., Беседы по методике и теории игры, М., 1925; Мошков В., Игры на курортах, в санаториях и домах отдыха, М., 1928; Сорохтин Г., Влияние сторонних раздражителей на игровой процесс ребенка, Вопр. воспит. личности, 1927, № 1—2; Фп питие Н., Подвижные игры, М., 1919; Чу-л и ц к а я Л., Подвижные игры для детей дошкольного возраста, Л., 1925. Военно-санитарные игры.—Л ео нардов Б., В вопросу о методике оперативной работы санитарных начальников, М., 1925; Руководство по ведению групповых упражнений и военных игр, М.—Л., 1928.
Смотрите также:
  • ИГУМНОВ, Сергей Николаевич (род. в 1864 г.), известный деятель земской медицины. По окончании мед. факультета в 1889 г. работал в качестве земского участкового и сан. врача в Тамбовской, Херсонской и ...
  • IDEES FIXES, фиксированные идеи, термин устарелый и в наст, время употребляемый редко. Старые франц. психиатры подразумевали под этим названием все случаи, когда у лиц с сохраненной ориентировкой в окружающем и относительно ...
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ (от французск. identification—отождествление), отождествление себя с другим существом; одно из основных понятий психоанализа. Особенно отчетливо процессы И. проявляются в сновидениях, где они представляют частичный вид сгущения, т. е. соединения в ...
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ В СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ, установление тождества (идентичности) личности на основании определенных признаков и особенностей, являющихся отличительными для того или другого лица. И. пользуются в целях выяснения личности преступников-рецидивистов, при опознавании трупов неизвестных лиц ...
  • ИДЕНТИЧНЫЕ ТОЧКИ СЕТЧАТКИ, симметрично расположенные на сетчатках обоих глаз точки, одновременное раздражение которых оптическими образами вызывает представление об одиночном предмете. Расположение этих точек легче всего уяснить симметричным наложением сетчаток левого и правого ...