МЕРЯЧЕНИЕ

МЕРЯЧЕНИЕ, своеобразное псих, заболевание, в дореволюционное время широко распространенное среди нек-рых народностей Вост. Сибири, гл. обр. якутов и бурят; им однако заболевали и русские, долго жившие в Якутской области (о распространении М. в наст, время точных данных нет). Болезнь характеризуется гл. обр. неудержимой наклонностью б-ных к подражанию словам и действиям окружающих лиц. (эхолалия и эхопраксия) и к исполнению даваемых последними приказаний (Befehlsau-tomatie нем. авторов). Мужчины и женщины, по Токарскому, подвержены заболеванию в одинаковой степени; по Мицкевичу, женщины заболевают чаще.—К ли н. картина М. разными авторами описывается не вполне одинаково. Согласно Токарскому оно обнаруживается внезапно и сразу во всей полноте его проявлений без каких бы то ни было заметных предвестников: человек, до того считавшийся вполне здоровым, неожиданно начинает, как эхо, повторять произносимые перед ним приветствия, вопросы и пр. Если говорящий сопровождает свои слова жестикуляцией, последняя также как бы фотографируется больным в его телодвижениях. Подвергаются воспроизведению и всякие другие замечаемые б-ным движения и действия окружающих лиц, даже если это воспроизведение должно причинить им вред: если кто на глазах у б-ного подпрыгнет или ударит себя, то же сделает и б-ной; он может бросить ценимый им хрупкий предмет или даже находящегося у него на руках ребенка, если перед ним кто-нибудь бросит любую вещь. На слова команды или приказания реакция может быть разная: в одних случаях автоматическое их повторение, в других же—преимущественно в ответ на короткие и произнесенные внушительным тоном окрики («бей», «брось» «сядь» и пр.)—беспрекословное выполнение содержащегося в них указания. Иногда М. охватывает сразу целую группу людей; Кашин например наблюдал, как одно из отделений роты забайкальского казачьего полка во время строевого учения при командных словах начало повторять их; рассерженный командир стал кричать и ругаться и вдруг к своему удивлению услышал те же крики, брань и угрозы, которые он произносил, повторяемые уже устами солдат, одновременно с чем все отделение побросало ружья. Течение болезни, по описаниям наблюдавших ее, преимущественно хроническое, с большими колебаниями; за исключением случаев множественного М. прочного выздоровления обыкновенно не наступает. От истинного М. Токарский отличает ложное, представляющее проходящее состояние, развивающееся под влиянием аффекта, чаще-всего испуга, поддерживаемое путем умышленных пуганий, щекотки, неожиданных толчков. в бок и выражающееся в различного рода рефлекторных движениях. Одни при этом только-вздрагивают, другие делают движения руками, бросают находящиеся в их руках предметы, сопровождая иногда это ругательствами, третьи подскакивают или приседают, что, забавляя окружающих, служит поводом к повторению-пуганий. При исчезновении последних исчезают и рефлекторные движения.—Мицкевич, в течение ряда лет систематически наблюдавший М. во время своей ссылки в наиболее глухих местах Якутии (Колымском крае), несколько иначе описывает течение этой болезни. Он считает ошибочным выделение в особую-группу «ложного» М. То, что у Токарского носит это название, по Мицкевичу, представляет просто начальную фазу заболевания, к-рое как правило возникает вовсе не внезапно среди полного здоровья, а развивается постепенно. Первоначальные симптомы болезни, легко поражающей, по Мицкевичу, чрезвычайно склонное к истерическим проявлениям население Якутского края, имеют нерасчлененный, как бы зачаточный характер («ложное» М. Токарского). Под влиянием запугивания и других производимых для забавы экспериментов у больных постепенно, иной раз уже к старости, развивается типичная выше описанная картина. Соответственно этому Мицкевич считает М. одной из форм примитивной истерии: во время приступов, по наблюдениям этого автора, состояние сознания больных очень напоминает некоторые гипнотические состояния. Отмечая в М. ряд особенностей, роднящих его с кликушеством (см.), Мицкевич, как до него Токарский и другие авторы, совершенно правильно считает его близким и во многих случаях даже тождественным с лата (см.) малайцев, «jumping» (прыгание) североамериканских индейцев, «имубакко» айносов и другими подобными формами. Разногласия в описании и оценке различных случаев М. повидимому объясняются тем, что, как и др. вышеупомянутые формы псих. расстройств у примитивных народностей, М. нозологически является не отдельной самостоятельной болезнью, а лишь могущим встречаться при различных заболеваниях симпто-мокомплексом, котсрый своим своеобразием в такой же степени обязан свойствам примитивной психики его носителей и соц.-бытовым условиям их жизни, как и характеру пат. процесса, его обусловливающего. По существу М. представляет проявление псих, автоматизма и чрезмерной пат. внушаемости, причем внушающим стимулом часто является не содержание того или иного восприятия, а лишь его внешняя форма. Этот синдром нередко наблюдается и у «культурных» б-ных в обычных условиях, особенно при кататонической форме схизофрении, реже—у эпилептиков, находя- 92f, щихся в сумеречном состоянии. У людей примитивных, которым вообще свойственна повышенная внушаемость, он возникает особенно легко, придавая своеобразный характер картине всех вообще наблюдаемых у них псих. заболеваний, в частности схизофрении и эпилепсии. Чаще всего однако он служит у них формой реакции на сильные аффективные переживания (родственен истерическим реакциям), являясь нередко и следствием прямого внушения и результатом псих, индукции (т. е. заражения). Непродуктивность, подражательность и монотонность этого синдрома находят свое объяснение в том, что духовное развитие народов, у которых он наблюдался, как и тех колониальных народов, у которых встречаются родственные формы (лата, jumping и др.), насильственно задерживалось политической и экономической эксплоатапией и вызываемыми ею убогостью и однообразием условий жизни. Особое внимание на эту последнюю группу факторов обратил Мицкевич, приписывавший решающее для распространения М. значение влиянию скудной северной природы и тяжелых материальных и связанных с этим гиг. и моральных условий жизни. — Среди народностей СССР М. как явление культурной психопатологии исчезло вследствие огромного улучшения жизненных условий и поднятия культурного уровня. Лечение в собственном смысле должно иметь в виду ту б-нь, проявлением к-рой в данном индивидуальном случае является М., и заботиться об устранении таких факторов М., как пугание или насмешки. Лит.: Мицкевич С., Мэнэрик и эмиряченье—• формы истерии в Колымском крае, изд. Акад. наук СССР, Л., 1929 (лит.); ТокарскийА., Мерячеыье и болезнь судорожных подергиваний, М., 1893. П. Зниовьеи.
Смотрите также:
  • МЕСКАЛИН, один из 4 алкалоидов, содержащихся в мексиканском кактусе Anhalonium Lewinii; применяется под названием «пейотль» мексиканскими индейцами как опьяняющее средство, в особенности для вызывания экстатических состояний во время религиозных празднеств. ...
  • МЕСМЕРИЗМ, см. Гипнотизм.
  • МЕТА (греч.—«вместе с чем-либо», а также «после чего-либо», «потом»), чрезвычайно распространенная приставка к различным терминам биологического, химического и патологического характера. Присоединение приставки мета к основному термину изменяет смысл последнего. Это изменение ...
  • МЕТАБОЛИЗМ (от греч. metabole — превращение), термин для обозначения всей совокупности превращений веществ (в том числе и пищевых) в живых организмах, объединяющий следовательно в себе как ассимиляторную (см. Анаболизм), так и ...
  • МЕТАБОЛИИ (Metabolin), препарат, получаемый из дрожжей и из поджелудочной железы. Полагают, что в М. содержится инсулиноподоб-ное вещество, к-рое и оказывает действие у диабетиков, понижая содержание сахара в крови и повышая способность ...