МОРСКОЕ САНИТАРНОЕ ДЕЛО
МОРСКОЕ САНИТАРНОЕ ДЕЛО в РКК флоте охватывает систему здравоохранения в военно-морских силах и практическое проведение мер, направленных к оздоровлению санитарного состояния судов и к охране здоровья личного состава военно-морских сил. ff История и организация М. с. д. Первый русский военный корабль был построен в 1670 году, систематическое же развитие русского военного судостроения началось на четверть столетия позже. Сан. служба в течение первых ста лет была развита слабо и находилась в подчинении мед. канцелярии, впоследствии—мед. коллегии. В 1802 г. было образовано министерство военных морских сил, переименованное затем в 1815 г. в морское министерство. В состав последнего вошел мед. департамент морского ведомства, директор которого возглавлял военно-морскую сан. службу. В 1861 г. мед. департамент был преобразован в управление мед. части флота, возглавляемое флота генерал-штаб-доктором, а с 1886 г.—главным мед. инспектором флота; в 1911 г. управление и должность начальника санит. службы флота были наименованы: управление сан. части флота и главный сан. инспектор флота.—В 1858— 1859 гг. возникли в морских портах научные об-ва морских врачей, много способствовавшие разработке вопросов морской гигиены, а в 1861 году был основан журнал «Медицинские прибавления к Морскому сборнику», переименованный в 1911 году в журнал «Морской врач», издание к-рого прекратилось в 1919 г.
щ Врачи, поступавшие на службу в военный флот, не проходили какого-либо подготовительного курса, но знакомились с особенностями морской службы на практике под руководством старших корабельных врачей и путем участия в работе упомянутых научных обществ и чтения специальной литературы. Для подготовки среднего мед. состава существовали школы морских фельдшеров в Кронштадте и Николаеве; подготовка младшего сан. персонала производилась при морских госпиталях. Морские госпитали, первым из к-рых был Петербургский, основанный в начале 18 в., были учреждены во всех значительных военных портах. В нек-рых иностранных портовых городах, во Франции (в г. Вильфранш), а позже в Греции (в г. Пирее) и в Японии (в г. Нагасаки) были учреждены морские лазареты для обеспечения свозимым на берег заболевшим из числа судовых команд более привычных для них условий. В 1914 г. был открыт близ г. Ялты санаторий для б-ных tbc военных моряков. На больших кораблях русского флота раньше, чем в других флотах, были выделены уже при постройке отдельные помещения, специально предназначенные для устройства боевого перевязочного пункта и соответственно оборудованные. Схемой устройства такого пункта, разработанной морским врачом Р. И. Гловецким, и рядом изобретенных им для оборудования такого пункта приборов пользуются на военных кораблях и в наст. время. В военное время организовывались пловучие морские госпитали—госпитальные суда. После Октябрьской революции управление сан. части флота вошло в состав НКЗдр. РСФСР (1920), в 1922 г. было переформировано в морской сан. отдел Главн. военно-сан. управления; с 1924 года специального органа для управления сан. службой РКК флота не имеется, а таковое осуществляется в общем порядке Военно-сан. управлением РККА, входящим с 1929 г. в состав Нарком-военмора. На местах в отдельных флотах военно-морская сан. служба возглавляется начальниками военно-сан. управлений морских сил данного моря. Начальники военно-сан. управлений военно-морских сил морей в общем порядке службы и в оперативном отношении подчиняются непосредственно революционному военному совету морских сил данного моря, а в области специальной службы—начальнику военно-сан. управления РККА. Они ведают службой здравоохранения данного флота и разрешают все возникающие на судах и в береговых частях вопросы военно-санитарного дела. Сан. служба на кораблях флота каждого моря находится под общим руководством и наблюдением флагманского врача штаба морских сил моря. Флагманские врачи наблюдают за сан. состоянием кораблей и их экипажей, следят, чтобы корабли были укомплектованы всем необходимым по врачебно-санитарной части и чтобы личный состав сан. службы был вполне подготовлен к исполнению своих обязанностей в условиях мирного и военного времени; проверяют правильность организации и выполнения военно-сан. службы на кораблях и ведут установленную отчетность. Службой здравоохранения на соединениях кораблей ведают флагманские врачи штаба данного соединения; на отдельных же кораблях состоят корабельные врачи—старшие и младшие. Старший корабельный врач является помощником командира корабля во всем, относящемся к военно-сан. службе, и заботится о санитарном благополучии корабля, которое достигается 1) широким развитием предупреждающих заболевания мер, проводимых путем насаждения сан. знаний и воспитания гиг. навыков среди всего личного состава корабля, путем выполнения правил гигиены и санитарии всеми краснофлотцами, укреплением их физ. развития и здоровья надлежащими сан .-гиг. мероприятиями по отношению к личному составу и к самому кораблю; 2) своевременным и надлежащим оказанием мед. помощи б-ным и раненым. Старшему корабельному врачу подчинены младшие корабельные врачи, лекарские помощники, сан. старшины и санитары, а также назначаемые на военное время боевые санитары и носильщики. В своей деятельности старший корабельный врач руководствуется «Правилами службы здравоохранения на кораблях РККФ» (приложение III к Уставу корабельной службы РККФ) и соответственными статьями Устава корабельной службы РККФ. Правила службы здравоохранения на кораблях содержат' указания 1) о порядке проведения мер по охране здоровья и обеспечения сан. благополучия личного состава; 2) о порядке оказания мед. помощи б-ным и раненым; 3) о подготовке медидинск. и сан. персонала; 4) об обеспечении службы здравоохранения специальным имуществом; 5) о ведении воен .-сан. отчетности и статистики; 6) о боевой сан. службе. Указанная в п. 1 работа судового врача конкретно заключается во внимательном наблюдении за состоянием здоровья всех лиц корабельной службы, тщательном освидетельствовании всех прибывающих вновь или возвращающихся из отпуска, командировки или из леч. заведения, в наблюдении за правильным применением методов физкультуры, в частой поверке состояния здоровья лиц, имеющих отношение к приготовлению пищи, а также лиц с ослабленным здоровьем и в применении необходимых профилактич. мер—в производстве предохранительных прививок, в принятии предупредит, мер против заболевания вен. б-нями, дезинфекции и дератизации и пр.; на обязанности врача лежат также тщательный контроль за поступающими на судно и за хранящимися на нем пищевыми продуктами, за изготовлением и раздачей пищи, за содержанием в чистоте всех вообще помещений корабля, а в особенности камбузов (кухонь) и хлебопекарен; наблюдение за приемкой и хранением питьевой воды, за состоянием, очисткой и дезинфекцией питьевых цистерн, за хлорированием питьевой воды, за надлежащим состоянием воздуха жилых помещений, его темп-рой, влажностью и правильным проветриванием, за надлежащим освещением жилых и рабочих помещений, за соблюдением личной чистоты краснофлотцами, За соответствием их одежды времени года и погоде, за принятием мер по охране безопасности труда при производстве различных работ, за правильным удалением отбросов и надлежащим содержанием гальюнов (клозетов), мусорных рукавов и предметов уборки; кроме того врач должен стремиться осуществлять все необходимые для улучшения сан. состояния корабля меры как во время стоянки в портах СССР, так и во время плавания и при заходе в иностранные порты. Снабжение кораблей по мед. части производится по специальным табелям и каталогам, предусматривающим особые условия корабельного быта и плаваний. На больших кораблях предусматривается устройство корабельных лазаретов, аптек, пунктов мед. помощи, зубоврачебных кабинетов, лабораторий для производства химико-бактериол. и сан.-гиг. анализов, рентген. кабинетов и дезинфекционных камер. Для корабельного лазарета отводится приборт-ное помещение на средней палубе, вентилируемое и имеющее естественное освещение (бортовые иллюминаторы). На линейных кораблях имеется по два лазарета—по одному на каждый борт. Число лазаретных коек обычно соответствует двум процентам судовой команды. Кровати—железные с проволочной сеткой, располагаются в два яруса, в лазарете имеются обеденный стол, табуреты, прикроватные шкафики, шкаф для столовой посуды и белья; при лазарете находятся выгородки для ванны и ватеркло- зета. Кроме общего лазарета наибольших судах имеется изоляционный лазарет на 1—■ 2 койки с ванной и ватерклозетом. Для па-ро-формалиновой дезинфекции этого лазарета и его инвентаря установлена в переборке форсунка, к к-рой подведен паропровод и шланг от бутыли с формалином. На судах малого водоизмещения отдельного помещения для лазарета обычно не отводится, а имеется лишь выделенная в командном помещении койка и при ней шкаф для мед. имущества. В судовой лазарет помещаются б-ные, нуждающиеся в непродолжительном лечении, а во время плавания и нуждающиеся в лечении в госпитале, куда направляются после возвращения корабля в порт. Для хранения медикаментов и прочего медиц. снабжения выделяется на корабле каюта— судовая аптека; обычное ее оборудование— аптечный шкаф, стол, раковина с подведенной холодной и горячей водой, шкафик для аптечного инвентаря. В верхней части аптечного шкафа находятся полки с гнездами для склянок, в нижней—выдвижные ящики для перевязочного материала и прочего мед. снабжения. На больших кораблях имеется соответственно оборудованный пункт мед. помощи, предназначенный для подачи мед. помощи пострадавшим в бою (главный перевязочный пункт). На время боя развертываются 1 —
2 дополнительных пункта. В обычное время пункт медиц. помощи соответственно своему оборудованию используется для хир. лечения амбулаторных и лазаретных б-ных. Пункт мед. помощи устраивается в защищенной и доступной части корабля; снабжен искусственной вентиляцией и сильным освещением; его оборудование—умывальник с подведенной горячей и холодной водой, оперативный стол, шкапики для хир. инструментов и перевязочного материала, паровой стерилизатор для перевязочного материала, паро-электри-ческий стерилизатор для инструментов. Для подачи первой помощи пострадавшим во время боя в разобщенных отделениях) корабля, в них устанавливаются специальн. ящики с готовыми повязками раневыми и противоожоговыми, шинами, жгутами и проч. (посты первой помощи). В отделениях корабля с небольшим количеством людей ящики заменяются сумками первой помощи.—Б е-р е г о в ы е части флота, части береговой обороны, военно - морские учебные заведения и пр. в отношении организации службы здравоохранения почти не отличаются от остальных сухопутных воинских частей (см.
Военно-санитарное дело). Врачами военно-морская сан. служба комплектуется на общих со всей военно-са-нит. службой РККА основаниях. Врачи, призываемые для прохождения обязательной военной службы на льготных условиях, при прохождении этой службы в военно - морских силах приобретают на кораблях и в береговых частях флота путем самоподготовки и под руководством своих санит. начальников теоретические и практич. сведения, необходимые для самостоятельной работы по специальности на кораблях и в береговых частях флота, а в летнее время проходят практич. плавание. Врачи, прикоман- дировываемые из состава военно-морских сил к Военно-медиц. академии для усовершенствования, проходят краткий дополнит. курс морской гигиены и военно-морск. сан. тактики,—Сан.старшины, соответствующие сан. инструкторам сухопутных войск, подготовляются путем обучения при морских госпиталях по специальной программе в течение 10 месяцев из наиболее пригодных для того санитаров, окончивших 1-й год обязательной военной службы в военно-морских частях. Краснофлотцы-сани-т а р ы подготовляются по общей для санитаров РККА программе в течение 4 месяцев; предназначенные для корабельной службы проходят дополнительную практическую подготовку на судах во время плавания. Весь личный состав Красного флота получает основные сведения по гигиене и санитарии: начальствующий состав—во время обучения в военно-морск. учебных заведениях, а рядовой состав во все время прохождения обязательной военной службы по специальным программам в порядке школьных занятий, а также в порядке внешкольной сан.-просвет, работы. Морская сан. служба в иностранных флотах. В империалистических государствах, обладающих военными флотами, сан. службой во флоте ведают соответственные управления или департаменты, входящие в состав морского министерства, а в тех государствах, где отдельного морского министерства нет,—в состав морского отдела военного министерства. Так, в английском флоте существует сан. департамент (один из девяти),возглавляемый главным сан. начальником флота (Surgeon general) и подчиненный второму морскому лорду. В 1928 году в англ. флоте было 387 врачей и 56 зубных врачей. Врачи англ и иск. флота получают специальную дополнительную подготовку, а при продвижении на службе подвергаются соответственным испытаниям. Младший сан. состав комплектуется из поступающих во флот с обязательством оставаться на службе 12 лет; возраст поступающих колеблется от 18 до 25 и даже до 30 лет. Предназначенные для сан. службы проходят начальный курс обучения при морских госпиталях; успешный экзамен дает звание сан. служителя. Продвижение в звание старшего сан. служителя требует от 3 до 6 лет службы и выдержания экзамена по несколько расширенной программе (элементарная анатомия, уход за б-ными и ранеными, отчетность и пр.). Производство в чин младшего унтер-офицера требует трех лет практического стажа в должности старшего са-нит. служителя. При отличном знании дела младший санит. унтер-офицер производится через 3—6 лет службы в этом звании в старшие сан. унтер-офицеры. Сан. департаментом издается журнал: «Journal of the Royal Naval Medical Service» (4 номера в год). — В северо-американском флоте в составе морского департамента (министерства) находится сан. управление (Bureau of Medicine and Surgery), во главе к-рого стой* Surgeon general, назначаемый на 4 года президентом с согласия сената из числа морских врачей. Управление состоит из отде- лов: а) инспектирования, б) госпиталей, в) личного состава, г) инструктирования и опубликований, д) физ. подготовки и мед. отчетности, е) предупредительной медицины, ж) финансового. Для дополнительной подготовки врачей и для подготовки зубных врачей (к-рых в 1928 г. было во флоте по штату 180 чел.); фармацевтов, сиделок и санитаров учреждены особые морские школы. Имеется ряд морских госпиталей. В морских станциях учреждены мед. отделы. Издается журнал «United States Naval Medical Bulletin» (4 номера в год).—Во Франции в морском министерстве имеется главное сан. управление (Direction centrale du service de sante), возглавляемое directeur central; кроме того существует подчиненный также непосредственно морскому министру in-specteur general du service de sante de la Marine, являющийся председателем высшего совета здравоохранения флота. В морских округах образованы управления сан. службы округа; начальник управления'председательствует в совете здравоохранения и бюро морской гигиены округа. В 1922 году общее число морских врачей во Франции было 323 чел. Сан. управлением издается журнал «Archives de medecine et pharmacie nava-les» (4 номера в год).—В Италии в составе морского министерства имеется из числа 4 инспекторатов один санитарный, возглавляемый «direttore della sanita militare maritima». Издается журнал: «Annali di me-dicina navale e coloniale» (6 номеров в год).— В Германии службой здравоохранения флота ведает сан. отделение морского управления, входящего вместе с войсковым управлением в состав министерства обороны.—В Польше санит. управление флота входит в состав морского отдела военного министерства.—Во флотах не к-рых государств, напр. английском, северо-американском, имеются госпитальные суда для обслуживания эскадр, находящихся в дальнем плавании. В военное время число госпитальных судов может быть значительно увеличено.—Вторая международная конвенция о войне на море, заключенная в г. Гааге в 1907 г., определяет условия, обеспечивающие безопасность госпитальных судов от военных действий и их нейтральность. Конвенция эта признана СНК СССР имеющей силу для СССР.—В условиях мирного времени важное значение имеет охрана морских портов от заноса заразных б-ней судами, прибывающими из неблагополучных по этим болезням портов. Это относится прежде всего и гл. обр. к судам торгового флота, на к-рых перевозятся пассажиры и различные грузы и к-рые не всегда обеспечены квалифицированными работниками сан. службы. Указания о соответственных мерах изложены во «Временном положении о сан. охране морских границ СССР» (Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Союза ССР, № 69, 1926; см. также № 4, 1928). Заболеваемость во флоте.Всвя-зи со значительным улучшением гиг. условий на судах заболеваемость личного состава судов уменьшилась, особенно в отношении б-ней питания и заразных. Большая скученность на военных кораблях, обилие громозд- ких и тяжелых механизмов, тесные извилистые проходы, крутые трапы и по возможности малое применение дерева для прикрывания металлических частей и для изготовления предметов обстановки ведут к значительному количеству повреждений «от внешних причин». В большинстве случаев это—повреждения легкие, но среди заболеваний амбулаторных они занимают первое место, составляя до 20% всей обращаемости за амбулаторной мед. помощью. Заболеваемость б-нями, требующими коечного содержания, во флотах различных государств неодинакова по количеству заболеваний на 1 000 чел. состава в год, но сходна по относительному значению отдельных групп б-ней. В числе их видное место занимают заболевания простудные и желудочно-кишечные. Преимущественная причина первых—резкая температурная разница между внутренними судовыми помещениями и наружным воздухом в холодное время года. Заполнение корабля механизмами движения (паровыми котлами, турбинами) и вспомогательными паровыми механизмами, к к-рым ведется по кораблю мощный паропровод, обусловливает высокую t° воздуха не только в корабельных помещениях, в к-рых эти механизмы находятся, но и в соседних с ними служебных и жилых. Выходящий из таких горячих помещений на палубу или наверх подвергается действию сквозного холодного воздуха; поэтому мышечный ревматизм и поражения верхних дыхательных путей-—преимущественные заболевания судовых специалистов, обслуживающих помещения главных и вспомогательных механизмов. Особенно поражаются простудными заболеваниями кочегары, подвергающиеся комбинированному действию лучистой теплоты и вихря холодного воздуха, подаваемого вентиляторами к котельным топкам. Простудные заболевания личного состава, обслуживающего верхнюю палубу корабля и ее надстройки, обусловливаются морскими метеорологическими условиями {пронизывающий ветер, дождь, брызги забортной воды).—В связи с причинными моментами борьба с простудными заболеваниями ведется в направлении 1) возможного снижения высокой t° воздуха внутренних помещений корабля с помощью искусственной вентиляции и 2) соответствия одежды условиям службы. Санит. контроль за судовой вентиляцией и надзор за соответствием одежды лежит на обязанности корабельного врача. Массовые жел.-киш. заболевания, преимущественно диспептического характера, нередки на судах в летнее время и при плавании в южных широтах; причина—неумеренное питье воды, присутствие в питьевой воде солей морской воды при неисправности или неправильной работе опреснителей, случайное заражение воды в питьевых цистернах, микробное заражение пищи, чаще всего винегретов и др. холодных блюд. Тщательное сан. наблюдение за питьевой водой и питьевым режимом команды, санит. контроль за приготовлением дшщи в полной мере гарантируют предупреждение массовых жел.-киш. заболеваний.—Во всех военных флотах вен. заболевания (включаясифилис)встречаются значительно чаще, чем в соответствую- щих сухопутных войсках. Наибольшую заболеваемость этими б-нями в течение ряда последних лет имеет северо-американский флот. Так, за 1928 г. при численности личного состава флота САСШ в 116 047 человек было 14 403 вен. заболеваний, что составляет 124,01 pro mille, из них 71,98—гонорея, 29,44—мягкий шанкр, 22,59—сифилис. Эти цифры сохраняют свою стабильность на протяжении ряда лет. В то же время в РККФ имеется неуклонная тенденция к уменьшению вея. заболеваний. Если в 1907 г. было 179 заболеваний pro mille, то в 1923 г.—95 заболеваний, а в 1927 г.—85. Постоянное совершенствование наступательных и оборонительных средств корабля, увеличение числа и калибра орудий, а следовательно и емкости снарядных погребов, увеличение мощности механизмов движения, а вместе с тем и запасов топлива, идет за счет жизненных удобств личного состава корабля: кубатура жилых и служебных помещений снижается до минимума, температура воздуха повышается до предела, для жилых помещений приходится искать место в глубоких, лишенных естественного света и естественной вентиляции частях корабля. Технике совершенствования боевых качеств корабля должна сопутствовать техника защиты живой силы. Поэтому при постройке судов предъявляются весьма серьезные гиг. требования в отношении оборудования искусственной вентиляции, отопления, водоснабжения и пр. Подробно—см.
Судовая гигиена. Отсюда ясно, какое значение для флота имеет предупредительный санит.-технический надзор при постройке судов. Таковой с 1930 г. осуществляется благодаря введению в состав научно-технического комитета Военно-санитарного управления РККА морского врача соответствующей квалификации, одновременно являющегося представителем Военно-санит. управления (ВСУ) РККА кэ*к в научно-техническом комитете управления военно-морских сил, так и в комиссиях по наблюдению за постройкой кораблей и по приему их. В наст, время уточнен перечень судовых устройств и систем, рассмотрение и утверждение проектов которых, осуществление при постройке и поверочные испытания должны производиться при обязательном участии представителя ВСУ РККА. Систематически проводимыми мерами и общим оздоровлением судовых условий ряд б-ней, представлявших в прежнее время бич всех флотов, совершенно утратил значение для судового состава. Так, ц ы н г а в наст. время на военных кораблях вообще не встречается, между тем еще в половине 19 века наблюдался во время плавания случай заболевания цынгой 229 человек из личного состава судна в 450 чел. (испанский фрегат «La Blanca»), причем смертность среди цын-готных б-ных составила 19%. Брюшной тиф, еще в начале 20 в. причинявший большой урон судовым командам, теперь встречается лишь как единичные случаи. В 1912 г. во флоте САСШ были введены обязательные противотифозн. прививки, в результате чего число заболеваний сократилось до единичных случаев. В Красном флоте обязательные противотифозные прививки введены в 1922 году; результаты этой меры оказались вполне благоприятными. Боевая сан. служба. Во время войны морская сан. служба должна использовать все доступные ей средства и способы
Рисунок 1. Носилки типа Штиле.
для содействия военно-морским силам в выполнении их назначения. В частности на кораблях во время морского сражения «первой заботой медицинского персонала...должно быть возможно быстрое возвращение к своим местам по боевому расписанию тех раненых, к-рые в состоянии нести службу» («Правила службы здравоохранения на кораблях РКК флота», ст. 139). Организация и подготовка сан. службы в мирное время должны предусматривать эту обязанность, равно как оказание мед. помощи всем нуждающимся в ней раненым, обожженным и пострадавшим от ОВ. На кораблях основным правилом является размещение медперсонала в наиболее безопасных и вместе с тем легко доступных местах, в к-рых находятся заранее устроенные или развертываются временные пункты мед. помощи. Запасы перевязочных материалов, медикаментов и хир. инструментов должны быть распределены в нескольких местах на корабле во избежание уничтожения их одним попаданием артиллерийского снаряда или взрывом. В виду специфических условий корабля не обходимо, чтобы весь личный состав кораблей был обучен наложению первичной повязки, а также способам остановки кровотечения, а в броневых башнях, подле других артиллерийских орудий, в трудно доступных частях корабля и т.д. находились некоторые запасы пе-ревязочн. материалов (посты первой помощи). В пункты медицинской помощи раненые поступают преимущественно во время перерывов сражения и по окончании его, но некоторая часть пострадавших поступает и во время боя.—Морские сражения, происходящие между кораблями, обычно
Рисунок 2. Вертикальный подъем раненого на корабле.
находящимися в значительном расстоянии друг от друга, отличаются по характеру потерь в личном составе от сражений, происходящих на суше, где большое, значение имеют пулевые ранения, к-рые как правило на кораблях отсутствуют. Общая потеря для флота во время войны принимается в 20% личного состава. На отдельных кораблях, уцелевших после сражения, количество потерь может достигать 40 и больше процентов, но потери ранеными принимаются в среднем равными 15—16% личного состава. Морские сражения вообще непродолжительны, т. ч» раненые появляются в большом количестве в течение иногда очень короткого времени, напр. в первые полчаса боя. Наибольшее число потерь происходит от утопления. В самом крупном морском сражении, Ютландском (в 1916 году), англичане избО.000 человек потеряли убитыми и утонувшими 6 014 чел., из к-рых 5 553 чел. утонуло (некоторая часть утонувших была ранена или убита на затонувших после взрывако-раблях); установлен. число раненых было 534 человека, в том числе 370 челов. раненых осколками снарядов и 160 челов. обожженных. В гер-манск.флоте было убито (или утонуло) 2 545 чел
Рис.
3. Транспортировка неного по кораблю. ра- ранено 494 чел. Если исключить погибшие корабли.тообщеечисло убитых относилось к общему числу раненых» как 10 к 9. Тяжело и легко раненые распределяются приблизительно поровну. Ранения отличаются обширностью и множественностью; как правило они слабо кровоточат. Хотя ОВ в морской войне не применялись, наблюдались случаи отравления окислами азота и окисью углерода, развивающимися при сгорании взрывчатых веществ. Во время сражения возможно оказывать лишь первоначальную помощь, останавливая кровотечение и производя лишь неотложные хир. операции, успокаивая боль и принимая другие меры против шока. После боя необходимо при первой возможности эвакуировать пострадавших на госпитальное судно или в береговой госпиталь, а при невозможности этого проводить лечение раненых до ближайшей возможности освобождения корабля от раненых. Организация такого лечения на корабле, пострадавшем в бою, сильно затрудняется недостатком надлежащего помещения, необходимых материалов и недостаточностью мед. состава. Для транспортировки раненых по кораблю и для извлечения их из глубоких и вообще трудно доступных частей корабля пользуются особого вида носилками, различными в разных флотах; ни один из существующих типов носилок не удовлетворяет вполне на различных кораблях, и часто на большом корабле имеются одновременно носилки двух или трех (во франц. флоте) типов.—В РККФ применяются носилки типа Штиле (рис. 1—3), в английском—Нейль-Робертсона, в североамериканском—Стокса, во французском—■ Офре и Гезенека, в японском—Тотсука. Морское санитарное обслуживание торгового мореплавания—см.
Водные пути сообщения, Врачебное наблюдение, Врачебио-наблюдательные станции и пункты, Карантин, Конвенции, Паломники, Порт, Судовая гигиена. Лит.: Моркотун К., Морская гигиена, СПБ, 1907; П р а й о р Д., Морская гигиена, М.—Л., 1930; Устав корабельной службы РКК Флота, Москва, 1925; Chantemesse А., Во г el F. et Dupuy J., Traite d'hygiene maritime, P., 1909; Handbuch der Gesundheitspflege an Bord von Kriegs-schiffen, hrsg. v M. zur Verth, E. Bentmann u. a., Jena, 1914; Mann W., Medical tactics in naval warfare, U. S. Naval med. bulletin, v. XXIV, № 2, 1926; Sannemann K., Seeleute (Handbuch der soz. Hygiene, hrsg. v. A. Gottstein, A. Schlossmann u. L. Teleky, B. II, В., 1926); Traite d'hygiene, sous la dir. de P. Brouardel, A. Chantemesse et E. Mosny, v. X—Hygiene navale, P., 1906; U. S. Navy regulations, Washington, 1920.
Смотрите также:
- МОРСКОЙ ЛУК, Scilla maritima, луковица от растения Urginea maritima L., сем. Liliaceae, произрастающего по берегам и о-вам Средиземного моря. Яйцевидная или грушевидная луковица М. л. может достигать по весу 2,5 кг. ...
- МОРУЛА (уменьш. от лат. morum—ягода тутового дерева), эмбриологический термин, введенный Геккелем (Heckel) для обозначения заключительного стадия дробления, когда зародыш представляет собой компактную кучку клеток (бластомеров). В типичных случаях (яйца с полным ...
- МОРФА (от греч. morphe—внешний вид, форма), форма в широком смысле слова, охватывающем не только внешний вид, но и внутреннюю структуру организма. Исторически сложившаяся форма организмов характеризует данный их вид и повторяется ...
- МОРФИЙ, Morphium, s. Morphinum, C17HieN03+H20, алкалоид опия, содержащийся в нем в виде солей меконовой (СбНОа(ОН) (СООН)2], серной и молочной кислот в колич. от 3% до 26%, в среднем 8%—12%. М. ...
- МОРФОГЕНЕЗ, морфогения, формообразование, т. е. процесс развития органических структур (см. Морфология): при этом историческое развитие формы обозначается как филогенез, индивидуальное же развитие—как онтогенез. Изучение филогенетического и онтогенетического формообразования составляет предмет ...