ПАВЛОВ
я.^
ственно на нервной регуляции пищеварения, на иннервации желез жел.-киш. тракта. Логическим продолжением этого «нервизма» является третья глава его плодотворного научного творчества—теория условных рефлексов. Научно-исследовательская работа в этой области была начата П. в самом начале текущего столетия. Первая работа д-ра То-лочинова по условным рефлексам была опубликована в 1902 г. Первый доклад, сделанный самим П. по этим вопросам, относится к 1903 г. (речь на Международном мед. конгрессе в Мадриде на тему: «Экспериментальная психология и психопатология на животных»). П., опираясь на экспериментальные работы многочисленных сотрудников своей школы, создал новый, отдел физиол. науки — физиологию высшей нервной деятельности. Теория условных рефлексов П. нанесла смертельный удар всяким метафизическим и спиритуалистическим построениям о душе и душевной деятельности, вскрыв с большим экспериментаторским мастерством материальные основы псих, деятельности. В этом ее величайшее историческое значение. Теория условных рефлексов дала толчок для развития «рефлексологии» В. М. Бехтерева, «дрессур»-метода Отто Калишера, положила начало множеству экспериментальных работ по изучению высшей нервной деятельности у человека; метод условных рефлексов является одним из методов современного бихэвиоризма. По теории условных рефлексов имеется около 300 работ, сделанных под непосредственным руководством и при самом активном участии П. Самим П. опубликовано две книги: «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» (4-е издание, М.—Л., 1929), где собраны доклады, речи и статьи Павлова в историческом порядке, и «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (2-е изд., Москва—Ленинград, 1927), где дано впервые полное систематическое изложение теории условных рефлексов (см. Условные рефлексы). Из внешних фактов в жизни П. за последние годы следует отметить его участие во всех международных физиол. съездах, где ему каждый раз устраиваются овации. Несмотря на консервативность политических убеждений П. и не раз высказываемое им неверие в социалистическое строительство, Советское правительство всегда окружало его максимальным вниманием и заботливостью. В связи с его 80-летним юбилеем СНК СССР было принято особое постановление «о дальнейших мероприятиях по обеспечению наиболее благоприятных условий научно-исследовательской работы физиологической лаборатории при Гос. ин-те экспериментальной медицины НКЗдр. РСФСР, руководимой академиком И. П. Павловым». В этом постановлении было между прочим сказано: «...Поручить Наркомфину СССР особо предусмотреть в бюджете на 1929/30 бюджетный год 100 000 рублей на переоборудование звуконепроницаемых камер указанной лаборатории и для постройки нового здания состоящей при ней биологической станции в Колтушах... Предлоншть Совнаркому РСФСР в целях обеспечения специальных условий научной работы этой лаборатории поручить Ленинградскому совету отвести движение из прилегающей к ней части Лопухин- ской улицы».—В последние годы П. все больше и больше интересуется вопросами психиатрии и невропатологии и пытается интерпретировать нек-рые псих, и нервные заболевания, ' напр. схизофрению и истерию, с точки зрения физиологии высшей нервной деятельности. П. как идеологический руководитель школы. сложился в исторической борьбе механицизма с витализмом в области биологии и физиологии. Являясь главой русской физиол. школы после И. М. Сеченова, П. является вместе с этим и прямым продолжателем того дела, которое было задумано последним в «Рефлексах головного мозга»,—свести псих, процессы к физиол. основам. П. смело встал на этот путь исследования и претворил мысль Сеченова в экспериментально обоснованную теорию. К объяснению поведения животных был установлен строгий научно-объективный подход. «Мысль о машинности мозга, при каких бы то ни было условиях, для всякого натуралиста клад» («Рефлексы головного мозга», стр. 32, Л., 1926). Эта мысль Сеченова, мысль о машинообразности рефлекторной деятельности животных и человека является методологической базой всей работы П. и его школы в области изучения высшей нервной деятельности. Методологической основой теории условных рефлексов и всей Павловской школы являлся и является механистический материализм. Еще в своих лекциях о работе пищеварительных желез П. прочно стоял на базе механистического материализма. В 1906 году в Лондоне в речи, посвященной Гексли («Естественнонаучное изучение так наз. душевной деятельности высших животных»), П. было сказано: «Я очень рад, что памяти великого естествоиспытателя, к-рый понимал физиологию как „Maschinenlehre des lebenden Mechanismus", я имею случай посвятить мысли и факты, освещающие с этой единственно плодотворной точки зрения самый верх, самый сложный отдел этого механизма» -(«Двадцатилетний опыт...», стр. 71). П. не создал механистической методологии, а взял ее готовой, каковой она была в современном ему естествознании и физиологии. Все развитие экспериментальной работы Павловской школы шло под знаком этой механистической методологии, доставшейся по наследству от Людвига, Гей-денгайна, Сеченова и др. Но вместе с этим следует подчеркнуть, что вся история Павловской школы показывает, как вскрываемая ею диалектика фактов не умещается в узких рамках механистической концепции творца теории условных рефлексов. Большая и ответственная задача показать на тщательно разработанной истории школы Павлова, как в процессе ее развития все больше и больше обнаруживалась недостаточность механистических построений [непонимание качественного своеобразия биологических явлений («теория равновесия»), тенденция к подмене социальных закономерностей физиологическими и т. д.]. Механистическое мировоззрение П. с неизбежностью претерпевает судьбу всякого механистического мировоззрения в силу его непоследовательности как материализма. Во введении к «Двадцатилетнему опыту...» он пишет: «И теперь я глубоко, бесповоротно и неискоренимо убежден, что здесь главнейшим образом, на этом пути, окончательное торжество человеческого ума над последней и верховной задачей его—познать мехачш- мы и законы человеческой натуры, откуда. только и может произойти истинное, полное и прочное человеческое счастье. Пусть ум празднует победу за победой над окружающей природой, пусть он завоевывает для человеческой жизни и деятельности не только всю твердую поверхность земли, но водяные пучины ее, как и окружающее земной шар воздушное пространство, пусть он с легкостью переносит для своих многообразных целей грандиозную энергию с одного пункта земли на другой, пусть он уничтожает пространство для передачи его мысли, слова и т. д. и т. д.— и однако же тот же человек, с этим же его умом, направляемый какими-то темными силами, действующими в нем самом, причиняет сам себе неисчислимые материальные потери и невыразимые страдания войнами и революциями с их ужасами, воспроизводящими межживотные отношения. Только последняя наука, точная наука о самом человеке—а вернейший подход к ней со стороны всемогущего естествознания—выведет его из теперешнего мрака и очистит его от теперешнего позора в сфере межлюдских отношений». Павлов недооценивает значения общественных наук, изучающих соц. бытие человека. Причины войн и революций ставятся на одну доску и отыскиваются в каких-то «темных силах», заложенных в самом человеке. Его позиция в этом вопросе идеалистическая. В связи со всем вышесказанным стоит и отрицательное отношение П. к философии. Отрицание философии объединяет П. с нашими советскими механистами, выкинувшими лозунг ^философию за борт». П. и его школа никогда не могли бы создать нового физиол. направления, имеющего мировое значение, если бы стояли только в замкнутом кругу фактов. Гипотезы и теории, создаваемые П. и выходящие далеко за рамки фактов, разрушают этот порочный круг «ползучего эмпиризма» и являются логическим планом дальнейшего экспериментирования всей школы. Для методологической оценки П. и его школы решающее значение имеют три основных проблемы: 1) проблема социального и физиологического, 2) проблема объективного и субъективного и 3) проблема анализа и синтеза. Механистическое сведение социальных закономерностей к физиологическим—один из основных камней преткновения павловской школы. Реакционная сущность работ в области т. н. «физиологической .социологии* нек-рых учеников П. (как напр. проф. В. В. Савич и др.) достаточно освещалась в печати и в соотв. документах. Конечно основанием для их работ служит отчасти ряд ошибочных высказываний П.: учение о «рефлексе цели», о «рефлексе свободы», высказывания о воспитании и др. Вопрос об отношении между объективным и субъективным, физиологическим и психическим есть вопрос об отношении между физиологией и психологией. Позиция П. в этом вопросе такова: субъективный мир существует и нелепо было бы его игнорировать и отрицать. Задача "науки в том, чтобы его до конца понять и объяснить. Для этого надо при изучении высшей нервной деятельности человека учитывать и субъективные переживания. Таким путем мы придем в будущем к полному слиянию, отождествлению субъективного с объективным, психического с высшей нервной деятельностью, т. е. в конечном счете П. стоит на механистической точке зрения сведения, не усматривая в этом единстве никакого различия. Из двух путей научного исследования: от простого к сложному и от сложного к простому—П. признает только один первый,т. е. путь аналитический, индуктивный. Этот момент пронизывает работу всей школы в целом и придает ей характер аналитической односторонности. Как попытку некоторого преодоления этой аналитической односторонности надо рассматривать новейшее учение П. о «системности». Современное учение о высшей нервной деятельности несомненно открывает большие научные перспективы в отношении развития сравнительной физиологии высшей нервной деятельности животных, а также физиологии и патофизиологии' высшей нервной деятельности человека. Но это дело требует глубокого критического подхода к самой теории условных рефлексов и коренной ее методологической переоценки на основе диалектического материализма. Лит.: Сборник, посвященный 7 5-летию академика И. П. Павлова, под редакцией В. Омелянского п Л. Орбели, Ленинград, 1924 (биографический материал и воспоминания). Ф. Майорш.
Смотрите также:
- ПАВЛОВСКИЙ Евгений Никанорович (род. в 1884 г.), известный зоолог; окончил курс Еоенно-мед. академии: с 1913 года состоит приват-доцентом, а с 1921 года профессором зоологии, а потом общей биологии и паразитологии в ...
- PAVOR NOCTURNUS, ночной испуг, нередко встречающееся у детей в возрасте 2—8 лет своеобразное расстройство сна. Ребенок, заснувший с вечера спокойно, через несколько часов вскакивает с б. или м. резким выражением страха ...
- ПАЕК (от татар, цай—часть, доля, порция), установленное количество выдачи натурой какого-либо довольствия на определенное время—сутки, месяц и т. д. П. может быть продовольственный, табачный, мыльный, фуражный; возможны также и другие виды ...
- ПАЙР Эрвин (Erwin Payr, род. в 1871 г.), виднейший современный германский хирург. Работы П. касаются самых различных областей хирургии. Мировую известность создали ему многочисленные блестящие его работы по изучению патологии суставов ...
- ПАКЕЛЕНА АППАРАТ (син. термокаутер) введен в медицину франц. хирургом Пакеле-ном (Claude Andre Paquelin) в конце 19 в. Дей- Рис ствие аппарата основано на применении металла (железа), нагретого до белого каления (идея лечения ...