ПСИХОГИГИЕНА
ПСИХОГИГИЕНА. С одержание: I. Предмет и задачи П...............749 II. История психогигиенического движения . . . 751
III. Методы и содержание психогигиенической работы: П. промышленная.................
753 П. умственного труда...............
755 П. отдыха ....................
757 Борьба с алкоголизмом и другими наркоманиями ......................
'758 П. половой жизни................
758 П. и евгеника...................
758 П. детского возраста ...............
759 П. в Красной армии...............759 Психогигиеническая пропаганда.........
760 Организация невро-психиатрич. помощи . . .
760 IV.
Организация психогигиенического движения . .
760
Психогигиена, наука об укреплении нервно-психического здоровья, предупреждении и борьбе с нервно-психическими заболеваниями. Советскую П. мы определяем как теорию и практику оздоровительных мероприятий в отношении нервно-психического здоровья, предпринимаемых в целях активного содействия социалистическому строительству в СССР. П. не должна быть искусственно противопоставлена и отделена от психо-профилактики, к-рую она охватывает, включает в себя как раздел своей работы. П. имеет дело как со здоровыми под углом зрения укрепления их нервно-психического здоровья, повышения его силы и устойчивости, сопротивляемости различным нарушающим его полноценность вредоносным факторам, так и с больными, ставя себе целью предупреждение развития этих заболеваний. Обе задачи—как укрепление нервно-психического здоровья, так и предупреждение появления и развития нервно-психических заболеваний— являются неразрывно связанными друг с другом. С этой точки зрения неправильно имеющее место в советской литературе утверждение, отделяющее ,П. от психопрофилактики, признающее за психогигиеной поле деятельности среди здоровых, а под психопрофилактикой мероприятия, имеющие отношение уже к неполноценному в отношении нервно-психического здоровья человеку.
I. Предмет и задачи психогигиены. П. едва насчитывает 25 лет своего существования (см. ниже) и по наст, время находится еще в периоде своего оформления. П. выросла непосредственно из психиатрии и охватила прежде всего ее организационные и профилактические проблемы. Вмест с тем П. тесно увязана с общей и ■соц. гигиеной. Широкое развитие П. в капиталистических странах в послевоенные годы обусловлено прежде всего огромным ростом нервно-психической заболеваемости, особенно увеличивающимся по мере углубления кризиса капиталистической системы, ухудшения материально-бытовых условий широких трудящихся масс, все большего усиления эксплоатации, обнищания, безработицы, фашистского террора и т.д. Способствуют этому росту также и неизбежные спутники ка- питализма—tbc, сифилис, алкоголизм. П. в буржуазных странах является гл. обр. паллиативным ответным мероприятием на растущую нервно-психическую заболеваемость и средством борьбы с революционной активностью широких пролетарских масс, путем вовлечения их в буржуазно-филантропическое движение. Затемняя коренные социальные источники нервно-психической заболеваемости, лежащие в условиях капиталистического общества, буржуазная П. подменяет неосуществимые при капитализме радикальные мероприятия разрозненными филантропическими начинаниями. В СССР мощное развитие П. имеет совершенно противоположные по своей классовой сути причины. В результате победоносного социалистического строительства, обусловившего и ведущего к коренному оздоровлению условий труда и быта в СССР, мы имеем с каждым годом растущее снижение нервно-психической заболеваемости. Развитие П. в СССР отражает общую оздоровительную политику Советской власти и широкие соц. мероприятия, направленные в частности на ликвидацию нервно-психической заболеваемости. Социальным заказом является развертывание психогигиенической работы на фабриках, заводах, в колхозах, учебных заведениях и т. п., психогигиеническое воспитание широких масс, оздоровление труда и быта, направленное на укрепление и развитие нервно психического здоровья как мощного фактора поднятия производительности труда и роста социалистической культуры. Классовая противо-. положность происхождения, сути и развития буржуазной и советской П. получает свое выражение также в определениях ее предмета и задач, даваемых буржуазными психогигиенистами. Так, американский психогигиенист Уильяме (Е. Williams) различает П. как организованное соц. движение и как научно обоснованное стремление к сохранению психического здоровья человека, включая сюда поведение и соц. отношения субъекта. П. стремится поднять интерес к псих, здоровью,выявить его важность, ущерб, причиняемый обществу псих, ненормальностью соотношения между этой последней и соц. проблемами (как преступность, осложнения домашней жизни, неустойчивость промышленности и соц. неурядицы). П. занимается также организацией помощи псих, больным, законодательством о псих, больных. Конечная цель П.—-предупреждение псих, и нервных заболеваний и их вредных влияний на социальную жизнь.— А. Майер (A. Meyer) определяет П. как гигиену человеческой личности. П. должна взять на себя организацию псих, здоровья и заниматься также вопросами школы, индустрии, быта, суда, разрешениями на брак, консультациями. В этой работе П. должна пользоваться содействием государства и общественности. Поте (Potet), автор руководства «L'hygiene mentale» считает, что «задача П. заключается в охране и улучшении человеческой психики; это попытки установить рациональные и научные данные для псих, деятельности, выработать указания для профилактики психопатий... П. старается в значительной мере способствовать длительному благополучию индивидуума в обществе и тем самым она составляет одну из частей социальной гигиены». Странский (Е. Stransky) определяет П. «как научно обоснованное стремление к сохранению псих, здоровья как в отношении психически здорового человека, так и предотвращения заболевания у тех, кому это угро- жает», Зоммер (Sommer), руководитель Германского психогигиенического союза, говорит: «психогигиена представляет расширенную психиатрию, постепенно выдвинувшуюся из психиатрической области в социальную жизнь для обеспечения псих, здоровья отдельных лиц, целых народов и всего человечества». Наконец устав Германского психогигиенического союза определяет П. так: «выражение „психогигиена" прежде всего охватывает стремление к соответствующему оформлению открытой и закрытой помощи псих, больным и психопатам на психо-•гигиенических основах (трудтерапия, патронаж, внебольничная помощь, учреждения для нервнобольных и пр.) и далее псих, гигиену и профилактику в собственном смысле и наконец распространение психогигиенических знаний среди разных слоев населения. П. в ее практическом применении должна действовать не только в рамках психиатрии, но и во всех областях социальной жизни». Во всех приведенных определениях характерно, с одной стороны, стремледие скрыть классовую сущность буржуазной П. под понятиями «надклассового», «внеисторического» характера содержания ее предмета (см. выше определение Зоммера и др.), с другой—неправомерное расширение предмета П., включая сюда вопросы изучения закономерностей развития общественной жизни (см. выше определение Уильямса), в результате чего П. подменяет политику, становясь на деле политикой господствующего класса, проводимой в целях укрепления экс-плоатации трудящихся масс. Это последнее— своего рода психогигиенический универсализм—Мендельсоном было перенесено в советскую П. Приводя слова Мюллер а-Лиера, что «врачи и особенно психоневрологи должны стремиться раздвинуть рамки медицины, создать новую науку, к-рая охватила бы все человеческое горе и все страдания и научила бы с ними бороться», Мендельсон полагает, что «такой новой наукой и будет психосоциология как синтез П. и социологии». Розенщтейн в своих ранних высказываниях также выявлял тенденцию подменять П. все воздействия соц. жизни и здравоохранения (так напр.: «психогигиеническое воздействие на личность нового общества ставит вопросы организации межлюдских отношений, быть может психогигиенических»). Задачи советской П. могут быть в основном сформулированы в следующем. 1) Научная разработка конкретных мероприятий по укреплению нервно-психического здоровья, форм и .методов практической работы в указанной области применительно к актуальным участкам социалистического строительства (промышленная П., учебная П., военная П. и т. д.). 2) Изучение невро-психической заболеваемости и ее корней (социальная патология и этиология) и разработка форм и методов учета и его надлежащей постановки (санитарная статистика). ^Разработка принципов организации невро-психиа-трической помощи. 4) Психогигиеническая пропаганда. II. История психогигиенического движения. Появление и развитие П. в капиталистических странах отражало глубокие сдвиги, происходившие в буржуазной медицине, в частности психиатрии, в сторону выхода из рамок индивидуального врачевания к социальному реформаторству в рамках капиталистического строя, к социальным мероприятиям в отношении борьбы с нервно-психическими заболеваниями и источниками их возникновения. Эти прогрессивные тенденции получили свое выражение у большинства выдающихся передовых психиатров буржуазной эпохи в разработке ими различных проблем соц. этиологии и соц. патологии нервно-психических заболеваний, поворот© в сторону изучения пограничных состояний,, «нервности», мягких и начальных форм псих-. заболеваний, в повышенном интересе к проблемам характерологии, одаренности, умственного труда и к организационно-психиатрическим вопросам. Организованное психогигиеническое движение ведет свое начало с 1908—1909 гг., когда в САСШ был учрежден «Национальный психогигиенический комитет». Он возник по инициативе Клиффорда Бирса (Clifford Beers) и Адольфа Мейера, крупнейшего американского психиатра. Бирс после трехлетнего пребывания в псих, больнице, связанного сострой психотической вспышкой, выступил поборником реорганизации псих, помощи, посвятив ей свою нашумевшую книгу «A Mind that found it self».. В основном работа развернулась после империалистской войны (за время последней был проделан большой интересный опыт психогигиенической работы в американской армии, в результате к-рого резко снизилась нервно-психическая заболеваемость в войсках). Основные направления работ шли по линии психогигиены детского возраста, психогигиены умственного труда (организация психогигиенических кабинетов в университетах, колледжах), пенитенциарной психогигиены. . В Европе раньше всего организовалось психогигиеническое движение во Франции, причем сначала был создан «Национальный комитет психогигиены» (1918), а в 1920 г. взамен него была основана «Французская лига психогигиены», руководителями к-рой являются Ту-луз и Жениль-П'еррен. Довольно большую деятельность развил «Германский союз психогигиены» несмотря на то, что Германия позже ■других включилась в психогигиеническую работу. Организованный в 1927 г. Зоммером, Ре-мером и др., этот Союз провел за несколько лет 2 совещания, на к-рых был проработан ряд вопросов организации П. Основное содержание работы сосредоточено на вопросах организации психопомощи. Аналогичные комитеты организованы за истекшие годы во всех странах Европы, Америки,в Австралии и др. (всего в 24 странах). В 1922 г. в Париже состоялась первая международная конференция по П. Следующая конференция состоялась там же в 1927 г. В мае 1930 г. в Вашингтоне состоялся первый международный конгресс по П., к-рый явился смотром достижений мирового психогигиенического движения. В конгрессе приняли участие 48 стран, было заслушано до 300 докладов. В конгрессе участвовали и представители СССР. 2-й международный конгресс намечен в Париже в 1935 г. Большой рост психогигиенического движения в САСШ в послевоенные годы был непосредственно связан с колоссальным ростом числа псих, заболеваний, к-рое увеличивается с каждым годом. Однако экономический кризис, который охватил капиталистический мир и который конечно еще больше способствовал росту псих, заболеваемости, сильно отразился да психогигиеническом движении, лишив большинство организаций средств для работы. В России первое упоминание о П. мы находим в трудах I Съезда отечественных психиатров (1887), где указанным вопросам были посвя- щены доклады Мержёевского и Сикорского. Однако оба доклада носили реакционный характер, вопросы психопрофилактики были теснб связаны с религией. В дальнейшем Сербский, Бехтерев и др. в годы после первой русской революции уже связывали задачи нервно-психического оздоровления с задачами освобождения страны от самодержавия. Свое настоящее оформление психогигиеническая работа получила лишь после Октябрьской революции. Однако среди других профилактических отраслей советского здравоохраненияперестройка психиатрии на новых началах резко запоздала. В то время как борьба с tbc и вен. б-нями получила широкое развитие с первых же дней существования НКЗдр., вопросы профилактической борьбы с нервно-психическими заболеваниями и оформления психогигиенической работы впервые встали в 1923 г. на II Всероссийском совещании невропатологов и психиатров [I Всероссийское совещание (в 1918 г.) прошло под флагом сохранения старых земских форм организации псих, помощи], где были проработаны основные проблемыП. [доклады-—об основных установках П. (Розенштейн), о невро-психиатрических диспансерах (Зиновьев), о борьбе с алкоголизмом (Страшун), о наркотизме (Шоломович), об евгенике (Юдин) и ряд др.]. На следующем совещании (уже всесоюзном) в 1925 г. эти установки получили дальнейшее развитие, и были подведены нек-рые предварительные итоги психогигиенической работы. Центром психогигиенической работы стал Гос. невро-психиатрический диспансер НКЗдр. в Москве. В дальнейшем вопросы П. стояли неизменно на всех невро-пси-хиатрических совещаниях и съездах (Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров— 1927 г., съезд по поведению человека—1930 г., Всеукраинское совещание психоневрологов—■ 1930 г.). За истекшие годы советское психогигиеническое движение, хотя и не приняло характера массового движения и не вышло за пределы органов здравоохранения, крайне недостаточно охватив наши детские контингенты, тем не менее в области организации психопомощи достигло широкого развертывания вне-больничной помощи, в первую очередь охватив большие массы т. н. «пограничников», а кроме того выработав свои отличные как по установкам, так и по методам формы психогигиенической работы. Правда на первых шагах развертывания был сделан ряд ошибок, проистекавших как из некритического переноса западноевропейских теорий в нашу обстановку без учета качественного отличия наших условий, так и недостаточного поворота к нуждам социалистического строительства (критику этих ошибок-—см. ниже при рассмотрении соответствующих разделов работы).
III. Методы и содержание психогигиенической работы. Психогигиена промышленная имеет своей задачей разработку и осуществление -мероприятий по снижению нервно-психических заболеваний на производстве, укрепление нервно-психического здоровья рабочих в целях повышения производительности труда. Хотя в этой области мы все еще не вышли за пределы опытно-показательной работы и П. на производстве не приняла массового характера, однако СССР является единственной страной, где ставятся и разрабатываются проблемы промышленной П. Нигде в мире, даже в САСШ с их сверхиндустриализацией, этими вопросами не занимаются. Един- ственный в своем роде опыт, описанный Андерсоном в его книге «Psychiatry in Industry» носит название промышленной П. по недоразумению, т. к. речь идет об опыте работы не на производстве, а В универмаге в Нью Иорке. Работа по существу имеет в виду прежде всего отсев сколько-нибудь опасных политически служащих—отбираться должны прежде всего люди,-умеющие уважать «авторитеты», в предприятия не должна допускаться «армия радикальных агитаторов». Разумеется это является отнюдь не случайным, а полностью проистекает из классового характера буржуазной П., к-рая по-самому своему существу (тем более в условиях кризиса капитализма с колоссальной армией безработных) не может ставить задач нервно-психического оздоровления рабочих масс, т. к. эта задача неосуществима в условиях капиталистической эксплоатации, где повышение производительности труда идет за счет усиления эксплоатации рабочих. Вот почему опыт советской П. представляет особый интерес как единственная реальная попытка развернуть промышленную
П. Однако нужно прямо сказать, что только в последние 2—3 года советская П. перестроилась в соответствии с потребностями социалистического строительства. Весь первоначальный период (примерно 1923—30 гг.) работа строилась, исходя из ошибочных методологических предпосылок, к-рые характеризовали в те годы всю профпатологию (Обух, Каплун, в психогигиене Розенштейн, Равкин и др.). Эти ошибки заключались в некритическом переносе положений буржуазных ученых в наши условия без учета принципиального отличия труда в стране строящегося социализма. Эти ошибки выражались также в том, что вся работа шла по линии голого описательства, нейтральной констатации фактов, к-рые не вооружали на действенное преодоление недостатков, а наоборот, создавая преувеличенные представления о якобы огромной «патологической пораженности» нервными и псих, б-нями, вели только к запугиванию и невольной демобилизации. Большое количество проведенных за эти годы обследований (гл. обр. в Москве силами Гос. невро-псих. диспансера и Ин-та им. Обуха) охватило основные профессии, как-то: различные специальности текстильщиц (прядильщицы, ткачихи), металлистов (гвоздильное, ламповое производство и др.), химиков (галошное, анилиновое производство) и ряд др. (работы Равкина, Бергера, Гольдовской, Чернухи и др.). Критически преодолевая методологические ошибки на основе положительного опыта, советская промышленная П. в настоящее время уже выработала определенную систему работы на производстве. В основном эта работа концентрируется на здравпунктах. При широком развертывании психогигиенической работы мыслится создание организа ционного центра в виде кабинетов промышленной П. Это пока может быть признано лишь задачей ближайшего будущего, когда психогигиеническая работа на производстве приобретает массовый характер. Содержание этой работы в основном можно наметить в следующих направлениях: начинаться работа на всяком новом производстве должна прежде всего с изучения производства на основе составления психо-санитарной характеристики соответствующего цеха. Используя данные общих сан. характеристик, психогигиенист на произвол стве обращает особое внимание на те произвол- «ственные факторы, к-рые. влияют на центральную нервную систему (напр. пары бензина, ртути, свинца и т. д.), на характер трудовых процессов (пользуясь отчасти данными хронометража). Параллельно с этим производится психогигиеническое изучение рабочих. Одновременно на основе изучения сигнализационного учета зцоавпункта выявляется нервно-психическая заболеваемость среди рабочих данного цеха или производства. Далее работа идет по двум направлениям: а) работа среди здоровых, -б) работа среди больных. Наибольшее значение имеет первая из них, хотя до сих пор обращалось больше внимания на вторую. Работа среди здоровых начинается прежде всего с участия в расстановке рабочей силы. С этой целью психогигиенист участвует в мед. отборе вновь поступающих на завод, дает указания о распределении их по цехам и внутри цеха, беря под последующее диспансерное наблюдение нуждающихся в том. На основе изучения трудовых процессов он принимает участие в рационализации их •с точки зрения психогигиенических мероприятий, в разработке трудового режима и т. д. Здесь П. тесно переплетается с психотехникой. Однако при этом в то время как психотехника по существу лишена возможности изучения отдельной индивидуальности, П. строит свои выводы на основе детального.изучения личности, внося т. о. существенную коррекцию в данные психотехнических исследований. Одновременно выявляются отстающие, бракоделы, повтор но травмирующиеся, прогульщики и берутся под индивидуальное изучение в целях выявления причин, обусловливающих указанные явления, и выработки мероприятий по устранению этих причин и включению указанных рабочих в общий производственный режим. На основе. .данных сигнализационного учета берутся под диспансерное наблюдение длительно и часто -болеющие нервно-психическими заболеваниями, производится их изучение в целях выработки конкретных мероприятий по снижению заболеваемости. Необходимо также упомянуть и о невроги-гиенической работе по профилактике органических нервных заболеваний, в частности поражений периферической нервной системы. Так напр. в литейном цехе завода «Динамо» в результате проведенной согласно указаниям невропатолога рационализации рабочего места •формовщика удалось снивить заболеваемость невритами. Вся эта работа закрепляется массовой работой, к-рая имеет своей задачей ознакомление всех рабочих цеха (производства) с задачами, содержанием и методами психогигиенической работы. Для этого проводятся беседы, .лекции, организуются кружки, выставки, уголки, помещаются статьи в заводской прессе, организуется психогигиеническая консультация. Сюда же нужно отнести работу по борьбе с алкоголизмом. Намеченная здесь работа основана на опыте психогигиенической работы на заводах «Динамо», «Каучук» и ряде др. (Москва), «Хэмз», «Большевик» (Украина). Психогигиена умственного тру-д а. Значение и задачи этой работы определяются теми сотнями тысяч и даже миллионами рабочих и колхозников, к-рые вовлечены в учебу. Беря впервые книгу, сплошь и рядом совмещая учебу с работой на производстве, эти новые кон-тингенты, опровергая на деле всякие «теории нажитой инвалидности», особенно нуждаются в привитии им навыков умственного труда, его организации, овладения его техникой. До настоящего времени однако эта отрасль психогигиенической работы не получила еще массового характера и пока гл. обр. поставлена в отдельных вузах и направлена на массовое поднятие учебной успеваемости учащихся путем не-вро-психического оздоровления их. Эта психогигиеническая работа ведется в различного типа школах в форме создания специальных психогигиенических кабинетов, организационно связанных не столько с сан. частью, где таковая имеется, сколько с учебной частью. Психогигиенический кабинет имеет в своем составе врача психиатра-психогигиениста, пси-холога-психотехника и специалиста по методике и технике умственного труда. В основном работа складывается из следующих этапов: 1) Отбор при поступлении путем психогигиенического обследования, выявляющего состояние здоровья и особенности нервно-психической организации личности с точки зрения значения их для процесса обучения (составление «психогигиенических журналов»). 2) Составление психогигиенической характеристики (состояние нервно-психического здоровья, общий уровень развития, особенности интелекта, особенности характера, состояние умственной работоспособности). Материалы для характеристики получаются как от общемедицинского обследования, так и от специальных—психогигиенического и психотехнического. 3) Динамическое наблюдение за отдельными выделенными группами и индивидами с учетом воздействия на них учебного процесса. 4) Массовая психогигиеническая работа по технике умственного труда, по организации отдыха. Эта работа должна быть увязана с массовой санитарно-культур-ной работой. Здесь, как и в промышленной П., стоит проблема разработки и выполнения «психогигиенического минимума». 5) Участие в организации педагогического процесса как для целых групп, так и для отдельных индивидов. Психогигиеническая работа переплетается со специальным амбулаторным психиатрическим приемом. В основном при наличии специального медицинского и психогигиенического отбора в большей мере имеем дело со здоровыми личностями. При отсутствии строгого отбора и в учебной П. ставится проблема приспособления к учебному процессу длительно и часто болеющих, разрешения вопросов умственной работоспособности при различных нервно-психических и соматических заболеваниях, не препятствующих учебе. Психогигиенические кабинеты должны иметь специальный фонд лечебной и профилактической помощи, как места в домах отдыха, санаториях, больницах, физио-терап. учреждениях и т. д. для предотвращения развития более стойких расстройств из первичных состояний утомления, истощения и т. д. Опытные показательные пункты этой работы существуют в Коммунистическом университете трудящихся Востока им. Сталина в Москве, на курсах марксизма в Харькове и т. д. Работа этих пунктов выявила особую ценность психогигиенических данных, периодически собираемых, и руководства по планированию и рационализации умственной работы при помощи системы записей, отметок, графического метода, специального технического и вспомогательного оборудования и т. д. Организационное положение этих кабинетов еще не вполне определилось: в нек-рых учебных заведениях они входят в состав сан. части (здравпункта), в некоторых—в учебно-методическую часть, в нек-рых они находятся на положении самостоятельной части. Вполне очевидным является диференциация этой работы в зависимости от особенностей того или другого учебного заведения (технического, социально-экономического, медицинского, сельскохозяйственного и т. д.).—Кроме СССР аналогичная работа ведется уже издавна в САСШ. Начало ее положено психологом Стенли Голлом (Stanley Hall) вместе с психиатрами; работа эта распространилась на многие колледжи и университеты. В нек-рых местах она связана с кафедрой профилактической медицины мед. факультета. В 28 колледжах САСШ имеются пункты-клиники, состоящие из психиатров, психологов и социальных работников (social worker). Из отдельных высказываний американских психогигиенистов видно, что у них нет единодушия в решении вопроса о сути этой работы. Одни считают ее больше медицинской, в основу кладут лечение, но помимо лечения они особенно интересуются ознакомлением со всем окружением студентов, чтобы найти источник трудностей приспособления, другие относят ее к учебно-воспитательной части. Индивидуальное ознакомление с не-приспособляющимися идет преимущественно по линии отыскиванияэмоциональныхконфликтов, среди к-рых предопределяется особая роль тем, к-рые лежат между «идеалами» родителей и воздействием среды. Все внимание направлено на нуждающихся в лечении б-ных, число к-рых доходит до 10—18% (по разным авторам). Далее идут случаи затруднений приспособления, причем нуждаемость в психогигиеническом руководстве нек-рыми определяется до 85%. В затруднениях приспособления огромную роль играют различные «проблемы», тревожащие молодежь. Большую роль американцы придают курсу лекций, семинарам по психогигиене как для студентов-новичков, так и для педагогов. Отдельные психогигиенисты требуют, чтобы педагоги были ознакомлены с особенностями каждого студента. Психогигиена отдыха. В качестве объекта здесь могут быть намечены ежедневный отдых после ра*боты, выходной день, использование ежегодного отпуска. До сих пор отдых проходит хаотически и не подчинен основной задаче—-восстановлению трудовых ресурсов и тем самым повышению производительности труда. Между тем организованное воздействие на нервно-психическую сферу является важнейшим моментом выполнения указанной задачи. Режим отдыха и должен составить основное содержание П. отдыха. В частности здесь могут •быть намечены такие вопросы как влияние йа нервно-психическую сферу переключения с одного вида труда на другой (физический труд для работника умственного труда и обратно), влияние тех или иных развлечений (кино, шахматы и т. д.). Практически здесь будет стоять участие психогигиенистов в работе парков культуры и отдыха, в работе домов отдыха, санаториев, участие в выработке в них режима. Особо должен быть поставлен вопрос о ф и з-к у л ьтуре и психогигиене. Положительное действие, физкультуры на нервно-психическую сферу ясно априорно, однако никто ■еще не занялся теоретическим обоснованием этой проблемы, выработкой специальных показаний в зависимости от тех или иных индивидуальных особенностей. Точно так же стоит во весь рост и задача изучения ту- ризма как психогигиенического фактора. Борьба с алкоголизмом и другими наркоманиями. Хотя алкоголизм с каждым годом теряет для нас свое значение, однако пока еще нельзя исключить эту проблему из П. Влияние алкоголя и других наркотиков на нервно-психическую сферу известно достаточно давно. Можно смело сказать, что алкоголизм является «старейшей» психогигиенической проблемой. В самом деле уже давно борьба с алкоголизмом шла не столько по пути лечебных мероприятий, являющихся разумеется паллиативом, сколько по линии профилактических мероприятий. Разумеется алкоголизм прежде всего проблема социальная, и потому радикально она разрешается социальными мероприятиями, что мы и видим при сравнении положения вопроса в САСШ, где запрет превратился в национальное бедствие, породившее небывалую преступность, и в СССР, где в результате победоносного завершения построения фундамента социализма и невиданного роста культурного уровня широких масс, алкоголизм потерял свою особую остроту. За годы нэпа была создана в ряде мест обширная наркологическая организация, к-рую пытались строить оторванно от общей психиатрической организации. Сеть наркодиспансеров (в наст, время влившаяся в систему единых диспансеров), значительные кадры врачей, мобилизация рабочей общественности в виде об-в «борьбы с алкоголизмом», «за здоровый быт»— все это отвечало тем годам, когда эта проблема еще не потеряла своей остроты. В наст, время повсеместно отмечено резкое падение числа алкоголиков, лечащихся в невро-психиатрических отделениях. Во всяком случае те немногие, к-рые еще остались, не нуждаются в особой сети и полностью могут быть обслужены существующей внебольничной псих, организацией. В порядке психогигиенической работы на производстве к борьбе с алкоголизмом должны быть привлечены здравпункты. Прочие наркотики (кокаин, морфий, опий и др.)не имеют для нас сколько-нибудь серьезного значения. Психогигиена половой жизни. Те или иные явления сексуальной патологии теснейшим образом связаны с непорядками в нервно-психической сфере. Но не только явно выраженные пат. явления, но и ряд моментов, связанных с физиологией половой жизни (экс-цесы в смысле интенсивности половой жизни, аборты, coitus interrupt us, импотенция и пр.), все это непосредственным образом отражается на нервно-психическом здоровьи и потому должно стать объектом П. Здесь можно наметить такие вопросы, как регулирование половой жизни (интенсивность ее), устранение сексуальных конфликтов и т. п. (см.
Половой вопрос). Особое значение нужно отвести
половому воспитанию (см.), к-рое должно устранить указанные выше моменты. Следует упомянуть о консультациях по половому вопросу. В Германии они довольно широко распространены и отчасти носят евгенический характер. Психогигиена и евгеника. Вопросы
евгеники (см.) в буржуазной П. занимают центральное место. Им посвящаются целые психогигиенические совещания. Это является прямым следствием выхолощенности П. на Западе и отсутствия у нее какого-либо другого содержания. Опираясь на буржуазную евгенику, особенно ярко выявившую свою классовую сущность в наст, время в «евгенических» мероприя-
психог: ИГИЁНА тиях правительства Гитлера, психогигиена Запада тем самым определяет и свое классовое лицо. В частности это находит свое выражение в антинаучных теориях стерилизации, которые пользуются таким успехом среди буржуазных евгенистов и психогигиенистов. Задачей советской П. является критическое освоение того положительного, что дает евгеника в деле борьбы с отдельными нервно-психическими заболеваниями, и использование этих данных в целях создания «здоровых строителей социализма» (Сталин).
, Психогигиена детского возрас-т а. Крупнейший американский психогигиенист Уайт (White) назвал детство «золотым временем для П.». В самом деле именно в эти годы формируется . личность, вырабатываются наклонности, создаются привычки, начинает складываться мировоззрение. В отдельных случаях опять-таки в этот же период зарождаются те или иные уклонения от нормы, к-рые в дальнейшем развиваются уже в сложные психопатологические картины. Отсюда ясны задачи П. детского возраста. Сюда относится прежде всего выработка мероприятий,обеспечивающих укрепление нервно-психического здоровья ребенка и подростка, максимальное выявление заложенных в нем положительных данных, для чего у нас имеются все условия, к-рых нет нигде в капиталистическом мире. Организованное детское коммунистическое движение играет первостепенную роль в этом формировании личности. По линии участия в пионердвижении, так же ■как и в школе, перед П. стоят огромные задачи. Здесь П. смыкается с педологией и работой врачей 03Д. Несомненно в той части, в к-рой педологи занимаются вопросами нервно-психического здоровья детей, они выполняют по существу чисто психогигиеническую работу. Необходимо при установлении режима дня, при организации педагогического процесса учитывать психогигиенические моменты. Большое значение имеет помощь психогигиенистов педагогам в деле создания дисциплины детского коллектива, исходя из учета индивидуальных особенностей детей. Вовлекая педагогов в психогигиеническую работу, следует воспитывать навыки умственного труда у школьников. Большое значение имеет ознакомление с вопросами П. как самих детей, так и педагогов и родителей. На основе этого последнего можно ставить вопросы П. ребенка в домашней обстановке. По линии внешкольной работы пойдет психогигиеническая работав пионеротрядах, для чего необходима консультативная помощь пионервожатым. Второе направление работы идет по пути профилактики нервных и псих, б-ней в детском возрасте. Тщательное наблюдение, выявление начальных явлений на основе изучения микросимптоматики должно обеспечить возможность принятия необходимых мер. В этих целях необходимо систематическое наблюдение за нервно-психической сферой детей, в первую очередь за т.н. «нервными» детьми, трудно воспитуемыми, отстающими. — Остается неосвещенным ряд проблем П., к-рые до сих пор не получили своего теоретического оформления. Среди них нужно назвать П. быта, П. индивидуума, возрастную психогигиену и т. п.- Все эти вопросы являются очередными проблемами П., требующими разработки и конкретизации. Психогигиена в Красной арМии, Опыт американской армии, проведенный в столь широком масштабе (охват
2 млн. чел. с отсевом 72 000 чел.), показывает весьма отчетливо, какое большое поле работы развертывается здесь перед П. Основной задачей П. в РККА является содействие укреплению боеспособности армии на основе укрепления нервно-психических сил и снижения заболеваемости. Система психогигиенической работы в РККА охватывает последовательно все этапы, начиная с подготовки призыва (когда необходимо, опираясь на гражданскую психиатрическую .организацию, выявление всех неполноценных в смысле нервно-психического здоровья), участия в медотборе (в целях своевременного отсева), участия в разбивке (на основе психогигиенической характеристики) и далее путем участия в рационализации обучения и быта, консультации в отношении трудно дисциплинируемых, плохо успевающих и т. д. Особое значение имеет психогигиеническая работа в военных школах и военных академиях, где она идет на общих с гражданскими высшими учебными заведениями началах с поправкой на особые условия военной службы. П. в Красной армии должна быть тесно увязана и с политработой. Особо важное значение имеет разработка вопросов психогигиены войны. Психогигиеническая пропаган-д а. Вся указанная выше работа должна найти свое подкрепление в широко поставленной психогигиенической пропаганде. Содержанием этой массовой работы должны явиться вопросы: борьба с «нервностью», предупреждение нервно-психических б-ней, П. умственного труда и отдыха, гигиена умственного труда, П. половой жизни, борьба с алкоголизмом, воспитание детей и т. д. Крайне важно увязать эту работу с антирелигиозной работой. Методами этой работы являются общие с сан. просвещением методы живого и печатного слова и наглядный метод— лекции, беседы, выставки, плакаты, лозунги, брошюры, кино, радио и т. д. В качестве объектов этой работы в первую очередь следует назвать педагогов, педологов, психотехников, техников-рационализаторов, пенитенциарных работников и т. д. Организация невр о-п сихиатри-ческой помощи. Как уже упоминалось, П. родилась прежде всего из задач реорганизации психиатрической помощи, и до наст, времени именно эта задача составляет главнейшее содержание психогигиенической работы в ряде стран (прежде всего в CACIIt, Германии и ряде др.). У нас дело психиатрической помощи характеризуется за истекшие годы прежде всего широким развитием внебольничной помощи, широким охватом «пограничников», созданием сети детских невро-психиатрических учреждений
. Вся эта сеть нашла законченное оформление принятием принципа«ступенчатости» (постановление коллегии НКЗдр. от 28/IV 1932 ^(подробно—см.
Психические больные). Построенная по этому принципу психиатрическая сеть дает опорные пункты для психогигиенической работы, осуществляя тем самым один из основных лозунгов советского здравоохранения о профилактических началах в лечебном деле (3. П. Соловьев). Эта сеть строится на основе учета нервно-психической заболеваемости. Вопросы учета являются одной из важнейших задач психогигиены.
IV. Организация психогигиенического движения. Международное психогигиеническое движение объединяется Международным комитетом по П., находящимся в Нью Иорке. В его» состав входят также, представители СССР. В большинстве стран имеются национальные комитеты или лиги П. Из учреждений следует назвать—гл. обр. в САСШ: Institute for Child Guidance в Нью Иорке (по линии П. школьного возрастаХ Institute of Human Relation при Ельском ун-те в Нью-Гафене с отделами психологии, психиатрии и П. и со специальной психоклиникой для детей самого раннего возраста, Institute for Juvenile Research в Чикаго (для трудно воспитуемых подростков), Clinic for guidance of childhood and youth в Бостоне, State Psychiatric Institute в Нью Иорке. Статистика псих, заболеваний разрабатывается специальным отделом статистики Национального комитета по П. и аналогичным отделом психиатрической организации штата Массачузетс. В Европе единственным психогигиеническим учреждением до известной степени может быть назван учрежденный Тулузом Centre de psychi-atrie et de prophylaxie mentale.—В ряде стран (САСШ, Франция, Германия и др.) издаются специальные журналы по П. (перечень—см. ниже в литературе). В СССР научными центрами являются: по РСФСР—Научно-исследовательский ин-т невро-психиатрической профилактики, преобразованный в 1928 году из упомянутого выше Невро-психиатрического диспансера НКЗдр. По УССР таким центром является Ин-т социальной психоневрологии и психогигиены Всеукраинской психоневрологической академии. Имеются институты психопрофилактики в Ростове, Горьком, Перми и Областной кабинет социальной психиатрии и П. в Москве. Преподав а н и е П. ведется в мединститутах в тесной связи с психиатрией или же в форме самостоятельных факультативных курсов (в 1 Московском мед. ин-те, в Ленинградском ин-те усовершенствования врачей). В Цен-тпальном ин-те усовершенствования врачей в Москве имеется кафедра психиатрии и П. с обязательным преподаванием по промышленной, учебной и военной П. В Харькове в Психоневрологическом ин-те кадров имеется специальная самостоятельная кафедра.
Лит.: Б р у с и л о в с к и й Л. Я., Профилактика за-' болеваний нервной системы, М., 192Ь; Вопросы нервно-психического оздоровления, сб. 1, йод ред. Я. Ильона, Харьков, 1928; II Вс?союзное совещание по вопросам психиатрии и неврологии, М., 1924; ГольдовскаяТ., Задачи и организация психогиг. работы в комвузе («На' нутях к рационализации педагог, процесса в комвузз», вып. 1, 1931); Канторович С, Психогигиена и социалистическое строительство, Современная психоневрология, 1931, № 1; Мендельсон С., Невпо-психиче-ская гигиена и профилактика, М.—Л., 1927; Наумов Ф., Организация, психиатрической помлци и психопрофилактика, Л., 1927; Профилактика нервных и психических заболеваний, под ред. С. Давиденкова и Л. Розен-штейна, М., 1928: Равкин И., Психогигиеническая работа на здравпункте, Сов. невропатол., психиатрия и психогигиена, 19 и 2, вып. 7; Розен штейн Л., Психогигиена и психопрофилактика. Новые задачи психиатрии, Гиг. и зпидемиол., 1924, № 1; он же, Психогигиеническое движение в СССР и его задачи в- связи с реконструкцией, Журн. невропатол. и психиатрии, 1931, № 1; Советская медицина в борьбе за здоровые нервы, сб. под ред. А. Мискинова, Л. Прозорова и Л. Розенштейна, Ульяновск, 1926; Bericht iiber die erste deutsche Tagung f. psychische Hygiene, Hamburg, 20 Sept. 1928, В., 1929; Grows E. а. Blanchard, Introduction to mental hygiene, N. Y., 1930; Handworterbuch der psychischen Hygiene mid der psychiatrischen Fursor-ge, hrsg. т. O. Bumke, Kolb, Roemer u. E. Kahl,, в., 1931; Lundahl J.. On mental hygiene, Copenhagen, 1932: Potet M., Hygiene mentale, P., 1926; Proceedings of the First internat. Congress on mental hygiene, vol. 1—2, N. Y., 1932; Roemer H., Xolb G. uFalt-jiauser, Die offene Fiirsorge in der Psychiatrie, В., 1927; StranskyE., Leitfaden der psychischen Hygiene, В.— Wien, 1931; To'ulouse E.etMourguc R., L'evo-lution de l'hygiene et de la prophylaxie mentale, Hyg. ment., v. XXI, 1926; T r a m e r M., Allg?meine Psvchohy- giene, Zurich, 19 31; Twenty years of mental hygiene, N. Y., 1929; Wevgandt, Psvchohygien aus Russland, Ztschr. f. psych. Hyg., B. I. Heft 1, 1929; White W., Mental Hygiene, В., 1919. Периодические издания.—Советская невропатология, психиатрия и психогигиена, М., с 1932; Allgemeine arzt-liche Ztschr. f. Psychotherapie und psychische Hygiene, Lpz., с 1928; Bulletin mensuel de l'Office internat. d'hygiene pubi., P., с 1909; L'hygiene mentale (приложение к l'Enceyhale), P., с 1926; Mental hygiene, New York, 1917; Zeitschrift fur psychische Hygiene, Berlin, с 1928.
Л. Розенштейн, Л. Рохлин, А. Эдельштейн.
Смотрите также:
- ПСИХОЗЫ. Под названием П. одними понимаются все приобретенные псих, б-ни вообще, другими лишь псих, б-ни—процессы, имеющие определенное начало, развитие и исход. П. в этом последнем случае противопоставляются, с одной стороны, ...
- ПСИХОИДА (Psychoide), термин, предложенный Блейлером для обозначения зачаточной формы психики. Эта зачаточная форма психики, по мнению Блейлера, свойственна всякой органической жизни, безразлично, протекает ли последняя в -нервной или какой-либо другой ткани. ...
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ, см.Профилъ.
- ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки ...
- ПСИХОМЕТРИЯ, в эмпирической психологии (Вундт и его школа) тот отдел, где излагались опыты с реакциями, позволившие якобы вычислить точное время протекания «чисто психических» процессов. Если в ответ на какое-нибудь простое ...