ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, комплекс правовых норм, определяющих порядок и условия пользования и распоряжения
: водами (в широком смысле этого слова). Под напором усложняющихся потребностей • жизни, с одной стороны, и технического
; прогресса, с другой, водопользование посте-
\ пенно переходит из стадия отдельных, раз-' розненных мероприятии в определенную систему водного хозяйства, т. е. в совокупность планомерных и взаимно согласован-; ных мероприятий, направленных к наиболее производительному использованию вод-
'. ных запасов, их сбережению, сан. охране и улучшению и к борьбе с вредным дей-: ствием неурегулированной водной стихии. ; Принятая в настоящее время классифи-: кация отдельных отраслей водного хозяйства устанавливает шесть основных областей ; водохозяйственных мероприятий, а имен-; но: 1) охрана вод в количеств, и качественном отношениях (мероприятия по учету водных запасов, по предупреждению порчи воды, по сан. охране чистоты вод и водое-
\ мов и пр.); 2) использование воды для до-; машних, хозяйственных, промышленно-тех-нических и сан. целей (мероприятия по
1 водоснабжению — городскому, сельскому, промышленному, канализации, противопожарные меры и пр.); 3) водно-земельные мелиорации (мероприятия по обеспечению достаточным количеством воды возделываемых земель путем увлажнения, орошения безводных участков, осушения заболо-■ченных пространств, по защите от наводнений и пр.); 4) использование водных сил | (мероприятия по устройству гидромеханических и гидроэлектрических сооружений); !5) использование вод для целей транспорта ; (мероприятия по обеспечению потребностей | судоходства и сплава) и 6) использование i содержимого вод (мероприятия по рыболовству и рыбоводству, добыче водорослей, солей и пр.). Уже один этот перечень показывает, как тесно переплетаются вопросы 'водопользования не только с нуждами на-! родного хозяйства в целом, но и с интере-
\ сами санитарии, гигиены и вообще народного здравия. Независимо от непосред-> ственного в этом отношении значения та-i ких водохозяйственных мероприятий, как
\ охрана чистоты вод, канализация, водоснаб-j жение, осушение заболоченных пространств, | проведение воды в засушливые и безводные [районы и пр., не меньшее значение имеет
1 и косвенное влияние соответствующих во-: дохозяйственных мероприятий, наприм., по | добыче гидроэлектрической энергии, являющейся не только могучим экономическим и техническим двигателем, но и крайне важ-
281 ВОДНОЕ 3 ным фактором оздоровления условий приложения человеческого труда и общей жизненной обстановки широких народных масс. В большинстве иностранных государств законодательное нормирование водного хозяйства находит себе разрешение в б. или
ж. подробно разработанных специальных водных кодексах, регулирующих различные стороны водного хозяйства, при чем в соответствии с развитием и усложнением водного хозяйства постепенно развивалось и В.з., переходя от нормирования отдельных отраслей водопользования к систематическому и планомерному регулированию водного хозяйства в целом. При этом, характерным явлением, общим для всего исторического процесса развития В.з., представляется медленный, но неуклонный переход от частноправовых идей в области водного хозяйства к публично-правовому началу, вплоть до перехода самой системы водного права в систему водного управления, т. е. подчинения частного интереса началу общественному. Такое направление В.з., очевидно, дает максимальные гарантии возможности обеспечения сан. интересов, связанных с той или иной постановкой водного хозяйства. Чрезвычайно далеко от этого направления стояло старое русское водное законодательство, всецело проникнутое началом частно-правовой концепции в области водохозяйственных отношений; исходя из принципа берегового права, наше дореволюционное законодательство рассматривало воды как принадлежность земли и тем самым распространяло на них действие норм, регулировавших право частной земельной собственности. Почти единственным мотивом к ограничению права частной собственности в отношении водных источников являлись интересы судоходства и сплава: вне этих интересов и нек-рых постановлений полицейского характера, направленных к ограждению питьевых источников от загрязнения, воды были предоставлены бесконтрольному распоряжению собственников земли. Только с большим трудом и крайне медленно, главн. обр., под влиянием потребностей с.-х. мелиорации, стало пробивать себе дорогу сознание необходимости законодат. вмешательства в дело водопользования для удовлетворения основных мелиоративных нужд—осушения, обводнения и орошения (закон 20 мая 1902 г.), но связанные с осуществлением соответствующих водохозяйственных мероприятий интересы санитарии и народного здравия и в этом случае оставались совершенно невыявленными и необслужен-ными. Что же касается упомянутых выше отдельных постановлений, рассеянных в различных частях и томах бывшего Свода законов [Устав о промышленности (т. XI, ч.2,ст. 68),Устав строительный (т. XIII, ч. I, ст. 165), Устав врачебный (т. XII, ст. ст. 657—658), Уложение о наказаниях (т. XV, ст. 863) и Устав о наказаниях (т. XV, ст. ст. 52, 53, 111)], то постановления эти не давали сколько-нибудь твердой базы для планомерного и последовательного направления водного хозяйства в соответствии с исключительно важным его значением в области санитарии и народного здравия. Коренное изменение соц. структуры и земельного строя СССР не могло не сказаться и на условиях нашего водного хозяйства: освобожденные от уз частной земельной собственности и от принципа берегового права, воды тем самым стали общенациональным, государственным достоянием, всецело предоставленным на служение народнохозяйственным интересам. Т. о., за совершившейся земельной реформой, наше водное хозяйство, по своему социально-правовому базису, оказалось впереди всех, даже самых прогрессивных иностранных В. з. Тем более остро выдвигается поэтому у нас необходимость законодательного урегулирования водного хозяйства в соответствии с теми сложными ■Техническими и экономическими условиями, к-рыми оно характеризуется в современном разрезе. В высших правительственных органах Союза в настоящее время разрабатываются общие начала В.з. СССР, на основе которых должны получить затем дальнейшее развитие более детальные водные кодексы отдельных частей Союза, ближайшим образом приспособленные к их местным особенностям и нуждам. В этих законодательных предположениях интересы санитарии и народного здравия, связанные с делом водного хозяйства, находят себе вполне определенное выражение. Наиболее активное в этом отношении значение имеют законодательные нормы и постановления, непосредственно направленные к охране чистоты вод—открытых, наземных и подземных—и, вообще, к обеспечению сан. требований, связанных с теми или иными сторонами водного хозяйства. Как и в дореволюционное время, действующее законодательство оставляет пока эту важную область без достаточного внимания: у нас до сих пор нет еще собственно В. з. как такового, т. е. в виде органически связанного и разработанного водного кодекса. Но в этом направлении за последние годы сделаны весьма значительные подготовительные шаги в виде разработки целого ряда проектов отдельных республиканских водных кодексов, а также основ общесоюзного В. з. и, вместе с тем, в виде нек-рых отдельных правительственных распоряжений. Основное в этом смысле значение имеет постановление СНК РСФСР от 13 сентября 1923 г. («Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1923, № 217) о порядке производства гидротехнических ра^ бот. Согласно этому положению, разработка плана гидротехнических работ, имеющих исключительно сан.-эпид. значение, возлагается на НКЗдр. совместно с соответствующими ведомствами; разработка же планов гидротехнических работ, преследующих другие цели, лежит на обязанности заинтересованных ведомств по соглашению с НКЗдр. Разработанные указанным порядком планы вносятся в Плановую комиссию для согласования и представления на утверждение правительства. Самое производство работ по утвержденным планам возлагается на соответствующие ведомства по принадлежности, при чем НКЗдр. предоставляется право следить за выполнением планов с точки зрения соблюдения сан. требований. Необходимые кредиты на производство вышеуказанных
28* ВОДНОЕ работ, согласно утвержденным СТО и СНК общегосударственным планам сан.-гидротехнических работ, должны проводиться особым параграфом по сметам соответствующих ведомств, предварительно согласованным с НКЗдр. в сан. части этих работ. В соответствии с приведенным декретом, последовал циркуляр НКЗдр. РСФСР № 248 от 24 октября 1923 г. об организации сани-тарно-гидротехнич. работ, для каковой цели при сан.-эпид. подотделах и отделах на местах созданы особые постоянные сан.-техн. комиссии, с участием заинтересованных ведомств и хозяйственных органов и с сосредоточением всего их делопроизводства в органах здравоохранения. В ближайшей связи с указанными выше мероприятиями по сан.-гидротехнич. строительству находится последовавший вскоре после этого циркуляр НКЗдр. и НКВД № 175/345 от 1 сентября 1924 г. о мероприятиях по улучшению центрального водоснабжения в населенных местах и установлению
зоны санитарной охраны (см.) водопроводов. Этим циркуляром на органы здравоохранения, совместно с органами коммунального хозяйства, возложено производство тщательного сан.-технического обследования всех установок центрального водоснабжения (водопроводов, фильтров, установок хлорирования воды и пр.), их ремонт, а также установление тщательного и постоянного сан. и технического надзора за содержанием в исправности и правильной работой указанных водных сооружений. Из других правительственных распоряжений в этой области должны быть упомянуты циркуляр НКЗдр. РСФСР № 290 от 22 декабря 1923 г. и № 4672/31 от 31 января 1925 г. о возложении на сан.-эпид. подотделы губ. и областных здравотделов постоянного сан.надзора за центральным водоснабжением и за сан.-техн. установками и сооружениями как по водоснабжению, так и по удалению и обезвреживанию нечистот и отбросов в крупных населенных местах. При этом местным органам сан. надзора были преподаны примерные формы записи сан. состояния водоснабжения и удаления нечистот и отбросов в целях единообразного собирания материала, к-рый в дальнейшем мог бы поступить для разработки в республиканском масштабе, в целях освещения сан. состояния водоснабжения и удаления нечистот и отбросов в крупных населенных местах РСФСР. В частности, для предупреждения опасного в сан. отношении загрязнения спуском сточных вод различного рода водоемов, служащих источниками водопользования населения, особым положением (циркуляр НКЗдр. РСФСР № 263 от 12 ноября 1923 г.) установлены специальные нормы чистоты сточных вод, допускаемых к спуску в водоемы с территорий городов, фабрик и населенных мест. В этом же направлении следует отметить обязательное постановление НКЗдр. и НКТ от 30 ноября 1922 г. по удалению и очистке сточных вод с кожевенных заводов и циркуляры НКВД №№ 19, 20 и 21 от 10 января 1922 г. об устройстве полей ассенизации и организации вывозки нечистот на земли с.-х. НаЗНа- чения, при чем особое внимание здесь обращено на недопущение загрязнения почвы и грунтовых вод и образования стоков в водоемы общественного пользования (реки, озера, пруды и т. п.), для предотвращения чего воспрещается устройство полей ассенизации на низменных и болотистых местах, по берегам рек и проточных прудов, а также на местах, затопляемых весенними водами. Заботы о сан. благополучии в отношении водных источников нашли себе выражение в свое время, между прочим, и в организации т. н. «недель очистки» и «недель водоснабжения» (инструкции НКЗдр. РСФСР №№ 131 и 132 от 14 марта 1921 г.). «Недели очистки» имели своей задачей привлечение широких масс населения к вопросам санитарии, в том числе к делу очистки от загрязнения почвы, окружающей колодцы, родники, бассейны и иные источники питьевой воды; «недели водоснабжения» имели задачей привлечь внимание к охране источников водоснабжения, а также проведение в ударном порядке практических мероприятий по их улучшению. На Украине основным является постановление СНК УССР от 29 июня 1925 г. (С. У. УССР, 1925, № 42) «О санитарной охране вод» и изданная в развитие его инструкция «О санитарной охране источников водоснабжения» (С. У. УССР, 1925, II отд., №27). Из мероприятий других ведомств по вопросам водного хозяйства, связанным с интересами санитарии и народного здравия, надлежит упомянуть об инструкции Нарком-зема РСФСР от 14 мая 1926 г. (по Управлению мелиорации и водного хозяйства) по устройству колодцев.Со гласно этой инструкции, при выборе места для колодца принимаются во внимание как удобство пользования, так и сохранность от загрязнения, для каковой цели предписывается наблюдать, чтобы выбранное место не заливалось весенними полыми или ливневыми водами, чтобы оно было вне тальвегов (водостоков), по которым стекают поверхностные воды, и пр. При заложении колодцев для питьевого водоснабжения должны быть учтены условия, грозящие ухудшению их сан. состояния: наличность выше по течению грунтового потока каких-либо источников загрязнения, действие поглощающих колодцев (не ближе 100
м от них) и пр.; в случае невозможности иных способов обеспечения питьевого водоснабжения, допускается устройство «нажимных» колодцев ниже прудовых плотин, т.е. каптаж шахтным колодцем фильтрационных вод из пруда, при условии достаточного улучшения фильтрацией качества этих вод в санитарном отношении и устройства кс-лодцев, во всяком случае, на расстоянии не менее 50
м ниже плотины. Другой ряд постановлений по сан.-водной части связан с мероприятиями по борьбе с малярией. Таков, в частности, циркуляр НКЗдр. и НКВД N° 186 от 15 сентября 1924 г. о противомалярийной работе, предусматривающий ряд таких мероприятий, как обследование заболоченных участков, водоемов со стоячей водой, рек и ручьев с медленным течением и с заросшими берегами в местах образования подпора воды, а
285 ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 2116 также производство работ по осушке заболоченных участков, спуск воды из болот и стоячих прудов, расчистка берегов от зарослей и пр. Аналогичные постановления содержатся также в циркуляре НКЗдр. от 25 марта 1921 г. об общем плане противомалярийной борьбы, в постановлении СЫК РСФСР от 12 мая 1924 г. («Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1924, X» 110) о мероприятиях по борьбе с малярией и пр. К этой же категории постановлений должны быть Отнесены и действующие в нек-рых местностях Средн. Азии и Закавказья, в районах искусственного орошения, ограничительные правила в отношении рисовых посевов, требующих для полива большого количества воды и тем самым заболачивающих почву в ущерб сан. интересам. Из других законодательных постановлений и правительственных распоряжений, касающихся вопросов водного хозяйства и в то же время затрагивающих интересы санитарии и народного здравия, можно отметить положение о рыбном хозяйстве (Собр. зак., 1925, №58, ст. 440), воспрещающее, между прочим, повсеместное применение для добычи рыбы взрывчатых и отравляющих воду и одуряющих рыбу веществ; затем, временное положение об устройстве, переустройстве и содержании водопроводных сооружений на мелкой речной сети РСФСР (Собр. узак., 1926, № 47, ст. 356), постановление СНК СССР от 22 ноября 1925 г. об использовании берегов судоходных рек и озер в интересах транспорта (Собр. 8ш., 1925, № 71( ст. 525), постановление СНК РСФСР от 23 марта 1927 г. о согласовании работ дорожных и водных отделов здравоохранения с территориальными отделами здравоохранения (Собр. узак., 1927, № 29, ст. 199) и др. К этим специальным положениям должно присоединить еще несколько постановлений, имеющихся в общем законодательстве: в Гражданском кодексе РСФСР—об устройстве водных сооружений застройщиками (ст. 78), в Земельном кодексе РСФСР—о праве на воду и водопоях (ст.ст. 1 и 166), в Лесном кодексе РСФСР—о защитных лесах и кустарниках (ст. ст. 41—44), в Положении о недрах земли и их разработке в РСФСР— о производстве гидротехнических работ и сооружений (ст. 20), в Ветеринарном уставе РСФСР—об устройстве боен и др., и, наконец, в Уголовном кодексе РСФСР—о неисполнении или нарушении при производстве строительных работ установленных законом или распоряжением власти санитарных правил (ст. 108).—Приведенный краткий обзор действующих постановлений и правительственных распоряжений показывает, что собственно В. з. как такового у нас в данное время еще не существует, а имеется лишь ряд отдельных, разрозненных положений, регламентирующих те или другие стороны водного хозяйства и, в частности, водно-сан. дела. Поэтому упомянутые уже выше попытки как со стороны союзных органов, так и со стороны отдельных республик, направленные к выработке цельного, органически связанного В. з., представляются особенно важными и ценными, т. к. только на основе законодательного урегулирования водного хозяйства в целом могут быть с достаточной полнотой обеспечены все связанные с ним интересы, в том числе, в первую очередь, и интересы санитарии и народного здравия. Основное положение, выдвигаемое вновь вырабатываемыми проектами водных кодексов отдельных республик в качестве принципиального начала, сводится к тому, что обязанность соблюдать правила об охране чистоты вод возлагается на всех без исключения граждан (проект Водного кодекса БССР, стр. 198). Что же касается самих правил об охране вод, то таковые устанавливаются прежде всего в зависимости от характера тех или иных водных источников: атмосферных вод, ключей, родников, текучих вод и пр. Наиболее подробные по этому предмету постановления можно найти в проекте Водного кодекса РСФСР, согласно которому право пользования водой из ключей, родников и иных источников подземных вод, а также устроенными при них водоемами для питья и водопоя скота, разрешается всем и каждому при условии соблюдения постановлений, определяющих порядок пользования и охраны этих источников от засорения и загрязнения. В местностях же, лишенных доброкачественных источников водоснабжения, на обязанности местных землепользователей лежит устройство колодцев, прудов и водоемов для снабжения населения водой для питья, водопоя скота, домашних надобностей и борьбы с пожарами. Уничтоженные, заросшие и аасоренные пруды и водоемы, существовавшие ранее и необходимые для удовлетворения надобностей населения в воде, подлежат восстановлению, по предложению водной власти, средствами местного населения (ст. ст. 47—52). Специальный ряд постановлений (ст. ст. 57—64) посвящен вопросу охраны вод и водоемов. Этими постановлениями, между прочим, предусматривается след.: 1) землепользователи не вправе спускать по естественному стоку атмосферных вод на соседние участки, воспринимающие от них эти воды, нечистоты, загрязненные, зловонные или вредные жидкости; 2) родники, ключи и источники питьевой воды, служащие для общего пользования, должны быть охраняемы от засорения и загрязнения и доступа скота путем устройства соответствующих ограждений и собирания истекающей из них воды в особые водоемы, с надлежащими приспособлениями для водоразбора; 3) в пруды, озера и другие водоемы, а также на образующийся на них лед, запрещается сваливать навоз, сор, трупы павших животных и птиц, выбрасывать твердые и отводить жидкие вещества, способные причинить порчу и загнивание воды и засорение водоемов; 4) берега означенных водоемов в пределах населенных мест должны быть очищаемы от навоза, отбросов и мусора и охраняемы от обвалов. Вспашка берегов всяких водоемов па определенном, устанавливаемом особыми инструкциями, расстоянии от высшего уровня весенних вод, а также пастьба скота на означенном пространстве воспрещается во избежание наносов вводоемы земли, песку инечистот. В частности, воспрещается мочка конопли, льна, а равно промывка кож, выческа шерсти в водоемах, служащих источниками водоснабжения; для указанных целей должны быть устроены особые ямы и сажалки или пруды на достаточном расстоянии от источников питьевой воды; точно также и для мытья белья, купания людей и скота в водоемах, не имеющих постоянного стока, должно быть отведено особое место, расположенное вдали от места забора воды для домашних надобностей. Служащие для водоснабжения колодцы должны содержаться в порядке и чистоте и быть ограждены от засорения и проникновения в них поверхностной воды. Еще более детальной регламентации подвергается пользование текучими водами, в виду большого общественного значения этой категории вод (ст. ст. 69, 74, 7э). Местные органы водного управления вправе принимать меры к упорядочению общего пользования и сосредоточению отдельных его видов в определенных местах, ограничить или вовсе воспретить такое водопользование в определенных местах в интересах чистоты воды, сохранности берегов и русел рек, транспорта, народного здравия, общественного порядка, местного хозяйства, рыболовства и рыбоводства. На использование текучих вод для домашнего хозяйства и кустарного производства путем искусственных приспособлений и сооружений (приладка труб, устройство механических подъемников воды и т. п.), устройство купален, портомоен, причальных лодочных приспособлений и пристаней, а также на проведение канав для спуска сточных вод должно быть испрашиваемо разрешение местной водной власти, к-рая вправе допустить эти виды пользования лишь с соблюдением общих интересов и на указанных ею условиях. В частности ни в коем случае не может быть допущен подтоц 287
ВОДНЫЕ ИНФЕКЦИИ
288 земель,хотя бы и с согласия прибрежных землепользователей, если он будет признан вредным в сан. и агрикультурном отношениях (ст. 145). На обязанности органов водного управления лежит постоянное | наблюдение за порядком пользования водными те- > чениями в целях охраны чистоты водных течений, i при чем всякое пользование водными течениями, ' вне пределов общего пользования, для спуска в них ; жидких и твердых тел может быть допущено лишь с j разрешения водной власти, которая при выдаче со- • ответствующих разрешений принимает во внимание
; общее состояние, многоводность, быстроту водного ! течения и способность его к самоочищению (ст. ст.
■■ 197, 198). Не может быть допущен спуск в водные течения, служащие источником водоснабжения на- ' селенных мест, жидких веществ, ухудшающих ка- ' чество воды и делающих ее непригодной для питья i и водопоя или вредной в сан. отношении, при чем .; особому надзору водной власти подлежит использование водных течений для спуска с фабрик, заводов ■ и ремесленных предприятий жидких веществ, вредным
] образом изменяющих состав или качество водного ■ течения. Существующие приспособления для отвода в водные течения нечистот из отхожих мест и помойных ям в городах и селениях подлежат постепенному устранению в сроки, назначаемые подлежащими органами водного управления; выдача разрешения . на дальнейшее существование прежних и устройство новых для указанной цели приспособлений не должна i быть впредь допускаема (ст. 203). Высшие органы вод- ! ного управления вправе установить границы при- | брежного пространства, в пределах которых, в целях охраны водного течения и берегов, всякого рода постройки и сооружения могут быть допускаемы лишь с предварительного • разрешения водной власти
- и i с соблюдением поставленных ею условий (ст. ст. 2.24, ; 229). К непосредственному надзору за соблюденй- ! ем постановлений Водного кодекса предположено привлечь волостные исполнительные комитеты и-Сельские советы, действующие в качестве низового an-
; парата уездных и районных водных учреждений I по инструкциям, вырабатываемым этими учрежде-
] ниями и утверждаемым, по принадлежности, водными i комитетами (ст. 341). Приведенное (в сжатом виде) содержание . основных постановлений проектируемого В. з. в части охраны вод показывает, что с •; введением соответствующих водных кодексов в жизнь интересы санитарии и народ-
; ного здравия, поскольку они связаны с вод- ; ным фактором, найдут себе необходимую , опору и защиту в В. з. СССР.
:
Лит.: Латышев С, Краткий очерк постано- ' влений важнейших иностранных законодательств об
\ ирригации и дренаже, СПБ, 1885; Унковский М., ; Законы Пруссии и Бадена, относящиеся к пользованию водами, СПБ, 1897; Флексор Д., Право на воды, СПБ, 1896; его же, Действующее закопо- : дательство по водному праву, СПБ, 1912; «Санитар- 1 ное законодательство», сб. под ред. А. Н. Сысина, М., 1926; «Малярия», сборник декретов, инструкций и ' распоряжений центра по вопросам борьбы с малярией, ;
: М., 1925; «Сельскохозяйственная Жизнь», М., с 1923 г.; R о n d a S., Beitrage zum Oesterreichischen Wasser- ■ reclite, Prag, 1878; Haller W., Wurtembergisches Wassergesetz, Stuttgart, 1902; Fischel A., Zur Re-
; form des Wasserrechts, Leipzig, 1911.
Д. Флексор.
Смотрите также:
- ВОДНЫЕ ИНФЕКЦИИ. Значение воды в распространении инфекционных заболеваний отмечалось еще в глубокой древности. , Уже Гиппократ рекомендовал для предохра- . нения от заразы ...
- ВОДНЫЕ ПУТИ СООБЩЕНИЯ (мед-сан. обслуживание), играя огромную роль в экономике СССР, при недостаточном сан. надзоре могут представлять в санит.-эпид. отношении большую опасность для населения. До 1900 г. никакого сан. надзора на речных путях ...
- ВОДНЫЙ СПОРТ, охватывает плавание, ныряние, прыжки в воду, игры на воде, греблю, парусный спорт. Занятие этими видами физ. упражнений связано с наиболее полным использованием естественных сил природы—-воды, воздуха и солнца, способствует ...
- ВОДОБОЯЗНЬ, см. Бешенство.
- ВОДОЛАЗНЫЕ РАБОТЫ. Для работ под водой применяются аппараты двоякого рода: индивидуальные—скафандры и коллективные—водолазный колокол и кессоны. В некоторых случаях, преимущественно в тропических морях, небольшие В. р. производятся без применения аппаратов (напр., ...