ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ
ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ. «С биологич.
точки зрения не существует сколько-нибудь резко разграниченных возрастов. Биология принимает жизнь как целое, как один беспрерывный путь сложнейших процессов» (Чулицкая). Поэтому В. к. все б. или м. искусственны, и, в зависимости от подхода исследователя, их классификация довольно разнородна. Так, Истрац по ходу роста мальчиков и девочек различает первое детство (до 8 лет) и второе детство (8—20 лет), Фирордт (Vierordt)—возраст грудного ребенка (до 8 мес), детство (до 8 лет) и юношество (до возмужалости). Имеется ряд делений по ходу психического развития, по отношению к соц. среде. Последнее лежит в основе наиболее распространенного деления на В. категории: 1) младенческий и преддошкольный возраст, 2) дошкольный и 3) школьный возраст. Первая категория— возраст младенческий (0—1 г.) и преддошкольный (1—3 л.)—характеризуется весьма быстрым темпом перехода от полной беспомощности и неприспособленности для жизни вне организма матери и от биолог, зависимости от матери (кормление грудью) к установлению определенных взаимоотношений с внешней средой и приобретению многочисленных приспособлений для этого—именно: сложной гаммы навыков, оформленной речи и других реакций на раздражения внешней среды. Все это связано с быстрым оформлением органов и функций, образованием проводящих путей мозга, процессами ассимиляции и дезассими-ляции большой интенсивности. Вследствие всего этого, несмотря на то, что взаимоотношения с внешней средой в этом раннем возрасте относительно элементарны, даже незначительные дисгармонии в последней вызывают резкие'пат. уклонения в ходе.развития ребенка, и если не ведут к полному его биолог, уничтожению, то накладывают тяжелый отпечаток на ход всего последующего развития. Неудивительно поэтому, что младенческий и преддошкольный возрасты в отношении воспитательного руководства до настоящего времени находятся в исключительном ведении врачей. Целая система учреждений, преследующих задачи биолог, охраны и соц. защиты этой детской группы, сосредоточивает на себе пристальное внимание врачей соответственной специальности, находящихся в ведении особого отдела НКЗдрава (Отдел охраны материнства и младенчества),—консультации,«Капля молока», детские ясли, разных типов дома ребенка, детский патронаж, лечебные учреждения (микропедиатрия). Обширный научный ин-т (Ин-т охраны материнства и младенчества) разрабатывает относящиеся сюда вопросы, научно освещая и обобщая их; имеются обширные армии врачей, посвятивших себя этому делу. Возрастный период от 4 до 7 лет—«д о-школьны й»—отличается большой эмоциональностью и подвижностью. Несмотря на постепенно возрастающую биолог, устойчивость по отношению к-влияниям внешней среды, ребенок в этом возрасте подвергается постоянным опасностям в отношении нарушения здоровья, с одной стороны, в виду малой приспособленности организма, с другой—в силу того, что он все теснее и теснее соприкасается с бытом взрослых, втягивается в него и подвергается его воздействиям. Нередки случаи в семейно-быто-вых отношениях, когда уже во второй половине дошкольного периода дети привлекаются к промышленному труду и к вредным развлечениям взрослых; это возраст начала детского алкоголизма, неосознанных первых впечатлений от половой жизни взрослых, возраст большой восприимчивости к острым детским инфекциям, к паразитарным б-ням и большой возможности (повышенной диспозиций) подвергнуться б-ням и детским травмам в силу отсутствия опыта, большой любознательности, подвижности и недостатка надзора со стороны взрослых. Обобществление системы воспитания путем массового втягивания детей этого возраста в детский сад есть очередная задача времени. -Количество этих учреждений прогрессирует, особенно в городах и промышленных центрах (деревня у нас еще не затронута этим движением). Поиски компенсаторных искусственных возбудителей, взамен отсутствия общих—натуральных,— приводят к созданию ряда воспитательных систем (Фребель, Монтессори и др.), к-рые, однако, далеко не получили всеобщего признания и во многом не отвечают задачам социалистического воспитания. Вопрос о выработке системы рационального воспитания в дошкольном возрасте у нас находится в периоде отыскания реальных форм связи дошкольных учреждений с жизнью (природа, быт, производство) и теснейшим образом связан с задачами санит. охраны от связанных со всем этим вредностей. Следующие возрастные группы: первый школьный возраст (8—12 лет), наиболее (почти что исчерпывающим образом) вовлеченный в орбиту общественного воспитания (массовые школы 1 ступени, пионерские организации), возраст (13—16 лет) школы 2 ступени и возраст неоформленной специализации (17—18 лет). В биолог. отношении, кроме продолжающегося роста и развития отдельных систем и органов (совершающегося, как и во всех остальных возрастах, под регулирующим влиянием сменяющих свой удельный вес эндокринных желез), особенно ярко выступают явления полового созревания, налагающего свой яркий отпечаток на все внешние проявления детской и отроческой жизни, к-рые сопряжены с субъективными переживаниями весьма большой сложности и напряжения. Взаимоотношения с внешним миром для детской массы этих возрастных периодов характеризуются все более и более нарастающей сложностью, комплексностью и разнообразием. Доминирующими факторами являются социальные взаимоотношения, определяющие связи со школой, бытом, промышленным трудом. В отношении реакций на дисгармонию внешней среды—■ особый тип заболеваемости на место детских инфекций, постепенно ослабляющих свои удельный вес в патологии этих возрастных периодов—выступают болезни, получившие не совсем правильное наименование школьных б-ней, б-ни социальные (tbc) и, наконец, профессиональные (в связи со вступлением в армию промышл. труда). Категория школьных б-ней, или, вернее, б-ней школьного возраста,—лишь частично обусловливается влиянием школы как таковой и в значительной мере зависит от причин, со школой прямо не связанных. Роль школы в образовании патологии этого возраста тоже весьма значительна. Школа сосредоточивает на себе пока что преимущественное внимание с точки зрения охраны здоровья данной категории детей; это обусловливается прежде всего тем, что при системе всеобщего школьного обучения, которое в большинстве европейских стран уже достигнуто (у нас же составляет вопрос текущего дня), обязательность прохождения всей массы детей через школу, организованную государством, налагает на последнее ответственность не только за педагогич. результаты, но и за санитарные последствия такой меры. Между тем, школе как таковой присущи специфические вредности, характер к-рых имеет известное сходство с вредностями профессионального труда. Жизнь и труд детей, протекающий при несоответствующих условиях, ведет к переутомлению и к разного рода морфологич. и фнкц. нарушениям в организме. Переутомление детей—типичная соц.-пат. форма возраста в сложном сим-птомокомплексе болезненных проявлений: оно обусловлено не только несоразмерной с силами организма нагрузкой, но и внешними условиями, при которых протекают детские, трудовые процессы.
Лит.: Басов М. Я., Педология, Л., 1928;
Ч у-п и ц к а я-Т и х е е в а Л., Дошкольный возраст и его особенности, М., 1923; А р к и н Е., Дошкольный возраст, М., 1927.
А. Моаыюв. Возраст призывной, возраст, декретированный высшими гос. законодательными органами, по достижении которого граждане привлекаются к военной службе. О призывном возрасте можно говорить лишь в странах, где установлена обязательная военная служба, как, например: в СССР, Румынии, Польше, Франции и др. В странах же, где комплектование армии производится на началах добровольчества (Англия, С.-А.С.Ш.), на военную службу принимаются добровольцы нескольких возрастов (напр., в Англии от 18 до 25 лет), т. к. при таком способе комплектования пополнить армию за счет контингента только одного возраста невозможно. При установлении призывного возраста учитывается целый ряд моментов как сан., так и соц.-бытового характера, а также интересы обороны страны. С точки зрения здравоохранения было бы желательным принимать на военную службу в таком возрасте, когда организм человека вполне закончил свое развитие. Но привлечение к прохождению военной службы в более зрелом возрасте, когда человек вполне определил свое положение в коллективе, обзавелся семьей и т. п., создало бы ряд неблагоприятных моментов соц. и морального характера, небезразличных и под углом здравоохранения. Установление высокого призывного возраста нежелательно и в интересах обороны: люди более молодых лет легче поддаются воспитанию в смысле военной дисциплины и успешнее усваивают военное обучение. Кроме того, привлечение к военной службе более молодых возрастов увеличивает численность обученного резерва. В условиях СССР надо учитывать и разноплеменность населения. Поскольку необходимо пополнять армию молодежью одного возраста, при установлении призывного возраста приходится равняться по национальностям, позднее заканчивающим свое развитие. Хотя полного развития организм человека достигает на 24—25 году жизни, а по некоторым авторам и позднее, но многолетние наблюдения русских и иностранных исследователей показывают, что к военному обучению без вреда для здоровья можно привлекать уже на 20-м году жизни. Поэтому в большинстве европейских стран призывной возраст установлен в пределах от 19 л. до 21 г. Для поступавших в русскую армию до 1912 г. требовался возраст в 21 г., но в связи с подготовкой к войне этот возраст законом 23 июня 1912 г. был установлен в 20 лет. Для поступавших в Красную армию первоначально был установлен возраст в 20 лет (декрет ВЦИК от 28 сентября 1922 г.), но по закону 1925 г. призывной возраст был повышен до 21 года. Фактически же призывной возраст в СССР даже несколько выше, т. к. в РККА подлежат призыву граждане, которым к 1 января года призыва исполнился 21 г., призыв же производится в сентябре—октябре.
Лит.: Закон об обязательной военной службе. утвержденный ЦИК СССР 18/IX—1925 г. п в новой редакции 8/VIII—1928 г.; Bischofl H., Hoffmann W. u. Schwiening П., Руководство но военной гигиене, т. III, СПБ, 1912; Редигер А., Комплектование и устройство военной силы, С.-Петербург, 1892; Молодцов II., Комплектование РККА с санитарной точки зрения, «Военный Вестник», 1925, Л"» 34.
Н.
Молодцов.
Смотрите также:
- ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ. Развитие человеческой личности не представляет собой равномерно идущего процесса, а в известные периоды прерывается быстрыми сдвигами, из которых каждый кладет начало новой фазе жизненного цикла; эти сдвиги и принято ...
- ВОЗРОЖДЕНИЕ ТКАНЕЙ, см. Регенерация.
- ВОЙНА. Содержание: Санитарные и соц.-биологич. последствия В. . . 523 Военная патология...............531 Военные психозы................5 37 Санитарные я социально-биологические последствия войны. Будучи крупным народным соц.-политическим, государственным и хозяйственным ...
- ВОЙСКОВЫЕ БОЛЕЗНИ, термин, в наст. время почти утративший свое практическое значение. Под В. болезнями старыми авторами (Frdhlich) понимались «болезни, к-рые обычно встречаются в войсках, уменьшают их боевую способность, нарушают военные предприятия ...
- ВОКЗАЛ, пассажирские зданияжел.-дор. станций, часть станционных зданий, предназначенных для нужд пассажиров и жел.-дор. агентов, обслуживающих пассажирское движение. Согласно «Техническим условиям проектирования и сооружения магистральных железных дорог нормального типа» (изд. НКПС), ...