ДОМ МЛАДЕНЦА

ДОМ МЛАДЕНЦА (для грудных детей), учреждение Охраны материнства и младенчества закрытого типа. Д.м. предназначены для воспитания подкидышей, а также тех груд- ных детей, к-рые вследствие б-ни или смерти матери лишены надлежащего ухода и вскармливания. Д. м. в том виде, как они существуют сейчас в СССР, до революции не было. Назначением старых воспитательных домов (см.) было лишь призрение детей-подкидышей. Учреждения типа наших Д. м. имеются и в Германии и в Австрии. Раньше эти учреждения'и у нас и на Западе были «домами смерти», и только за последние 20 лет удается успешно воспитывать грудных детей в закрытых учреждениях. В 1894 г. во главе Берлинской детской клиники стал Гейбнер (Heubner). Заслуга его заключается прежде всего в откровенном признании ужасающей детской смертности в закрытых учреждениях и в изучении причин ее. Гейбнер первый констатировал, что скопление грудных детей неминуемо ведет к большой смертности; что опасность для детей грудного возраста возрастает по мере их скопления и исчезает при разделении; отсюда и вытекает принцип устройства Д. м. таким образом, чтобы весь дом был разделен на группы, резко обособленные одна от другой. Высокий процент смертности в Д. м. зависит как от тяжелого состояния, в к-ром дети поступают, так и от тех заболеваний, к-рые они приобретают внутри самого учреждения.—Физ. состояние детей Д. м. характеризуется след. особенностями. Бблыная половина—это больные дети, вес их в сравнении с весом нормально развитых детей того же возраста значительно ниже. Поступая б-ными в учреждение, большинство их попадает под влияние целого ряда отрицательно действующих на них моментов—прежде всего инфекционного характера (кишечная инфекция и грип). Большинство детей в. первые дни поступления дает диспептиче-ский стул, падает в весе, что объясняется повидимому периодом приспособления ребенка к новой среде. Мейер объясняет это тем, что ребенок в новой среде—в учреждении—получает per os такие бактерии,к-рых у него до сих пор не было в кишечнике. Другие авторы также наблюдают, что поносы с последующим расстройством питания встречаются значительно чаще в закрытых учреждениях, чем у грудных детей в частных домах. Самое большое зло в грудных отделениях—это грип, к-рый является специфически тяжелым заболеванием в Д. м. и дает maximum осложнений и смертности. На втором месте стоят жел.-киш. заболевания. В основе устройства Д.м. лежат те же принципы, что и при устройстве больниц, для грудных детей: соответствующее помещение, квалифицированный мед. персонал, разделение детей на группы, применение тщательной гигиены, правильно поставленный уход и вскармливание. Каждая группа в 10—12 детей должна иметь помещение с отдельным ходом, состоящее из 2—3 комнат, имеющих общение между собой. Желательно, чтобы хотя бы одну из этих комнат при необходимости можно было изолировать через выходную дверь в коридор. Группа детей в возрасте 8—12 месяцев должна иметь помимо этого еще комнату для игр и комнату для высаживания детей на горшки. Кубатура помещения—27м3, minimum—13—18лг 4S5 на 1 ребенка и 1 лицо персонала. При Д. м. должен быть большой сад. Детские должны быть обращены на юго-запад или юго-восток. Примерное количество комнат Д. м. на 100 человек: 8 резко отграниченных одна от другой групп; отдельно помещение под изолятор с отдельным выходом наружу (изолятор должен быть забоксирован); карантин-распределитель для вновь поступающих, где дети выдерживаются в смысле инфекции до 3 недель (это должно быть помещение, отделенное от общего дома). Каждая группа должна иметь ванную комнату с несколькими ваннами. Кроме того должны иметься: 1) приемная и комната для осмотра вновь прибывшего ребенка, изолированная от всех детских; 2) кабинет врача; 3) аптека для приготовления и раздачи лекарств, предметов ухода и другого мед. инвентаря по группам; 4) лаборатория; в больших Д. м. желательно иметь рентгеновский кабинет и помещение для лечения горным солнцем; 5) молочная кухня; 6) помещение под контору, изолированное от детских; 7) комната для дежурного персонала; 8) помещение для кормления из расчета 12 л»а на 1 кормилицу; 9) столовая для кормилиц и персонала; 10) кухня для кормилиц и живущего персонала; 11) комната для занятий кормилиц (шитье, чтение); 12) ванная и уборная для кормилиц; 13) продуктовая кладовая; 14) две бельевые: расходная и для запасного белья; 15) прачечная с сушилкой и гладильней. Необходимы также погреб-ледник, сараи для хранения дров, угля и всякого дворового и хозяйственного инвентаря. При Д. м. должен жить персонал (врач, зав. хозяйством, сестра-инструктор, дворник), для к-рого необходимо помещение. Персонал учреждения состоит из врача специалиста-педиатра, хорошо знакомого с ранним возрастом (1 врач на 30 детей), сестры-инструктора, сестер, тоже получивших специальную подготовку по уходу за детьми раннего возраста, и технического персонала. Максимум количества детей, с к-рым сестра может справиться, чтобы удовлетворить минимум требований в смысле необходимого ухода, при к-ром развитие детей не должно страдать,— 12 человек. Для изолятора (для б-ных детей и для карантина) должна быть отдельная смена сестер независимо от количества детей.—Колоссальную роль играют вопросы вскармливания. Правильная методика вскармливания грудных детей в Д. м. связана с тем, чтобы учреждение имело всегда известный минимум грудного молока; чтобы при переходе на смешанное и искусственное вскармливание ребенок получал достаточные по калорийности смеси,к-рые он легче всего может усвоить, и наконец чтобы с 3—4 месяцев ребенок получал достаточное количество витаминов. Очень большое значение имеет снабжение Д. "м. хорошим коровьим молоком с правильно поставленной фермы. При соблюдении всех этих условий развитие детей в Д. м. может быть не хуже, чем при индивидуальном уходе. Если встречается еще госпитализм (см.), то он зависит от недостатка подготовленных врачей, малого штата сестер и их квалификации и недостатков оборудования. Путь к дальнейше- , му ограничению вредного влияния Д. м. должен заключаться в предотвращении заболеваний дыхательных путей, улучшении методов и техники вскармливания. Лит.: Боголепов П., Справочник по охране материнства и младенчества (Сист. сб. действ, законодательства и офиц. материалов с 1917 г. по 1 окт. 1927 г., М., 1928); М ей ер Л., Госпитализм детей грудного возраста, М., 1924; Медовиков П., О больничном лечении грудных детей, Охрана материнства и младенчества, 1917, № 2; о н ж е, О значении материнской любви для нормального развития ребенка, Журнал по изучению раннего детского возраста, т. I, № 2, 1923; Охрана материнства и младенчества, под редакцией С. Дулицкого и О. Ногиной, Москва, 1927; Сперанский Г., Опыт устройства и ведения специальной лечебницы для детей грудного возраста (Материалы по изучению грудного возраста, под ред. Г. Сперанского, вып. 1, М., 1914); Ш а с т и н Н., Материалы к вопросу о госпитализме, Журнал по изуч. раннего детск.возр.,т.Ш,.№1,1925; BahrdtH., Die Aufnahme-Beobachtungsstation des Kaiserin Auguste Victoria Hauses, Zeitschr. fur Kin-derheilkunde, B. XXI, 1919; S л a w H., Hospitals for babies, Arch.of pediatrics.v. XXXVIII, 1921; Schloss-m a n n A., Die Entwicklung d. Versorgung kranker Sauglinge in Anstalten, Erg. d. inneren Med., B. XXIV, 1923; Steinert E., Beitrage zur Ffage des Hospi-talismus, Zeitschrift fur Kinderneilkunde, Band XXVIII, 1923.                             А. Рудник-Андреева.
Смотрите также:
  • ДОМ ОТДЫХА, учреждение, имеющее целью предоставление рабочим и служащим возможности восстановить свои силы и энергию в наиболее благоприятных и здоровых условиях во время получаемого ими ежегодного отпуска. В отличие от санатория ...
  • ДОМ РЕБЕНКА, один из видов учреждений в системе охраны материнства и младен-чества{сж.), обслуживает беспризорных детей в возрасте от 1 г. до 3 лет, поступающих как из домов младенца, так и из ...
  • ДОМ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, учреждение (или вернее совокупность учреждений), которое является непосредственным местом приложения и осуществления различных форм сан. просвещения (см.) и играет роль основной базы для организации, в широком смысле слова, и ...
  • ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, в мед.-сан. отношении имеют большое значение для человека. Оставляя в стороне роль Д. ж. как источников питания, следует отметить другие положительные стороны значения их в специальн. отношениях длячеловека. Д.ж. ...
  • ДОМИНАНТА (в психологии), означает преобладание одного момента поведения над другим. В новейшей немецкой целостной психологии (Gestaltpsychologie) понятие Д. объясняет процесс возникновения целостного образа из составляющих его частей. Напр. показывают испытуемому в ...