ИНТУИЦИЯ
ИНТУИЦИЯ обычно определяется как непосредственное познание истины при видимом отсутствии или явной недостаточности данных для последовательного ее познания. Термином И. охотно пользуются в разных случаях, однако давая ему различный смысл. Чаще всего его употребляют для обозначения догадки, напр. когда ученый, не имея еще в руках достаточного фактического материала, предвосхищает мысль, позднее ложащуюся в основу научного открытия, или, уже на следующем этапе научной работы, неожиданно сразу объединяет в стройное целое казавшиеся до того совершенно не связанными между собой данные опыта и факты действительности. И. называют также интелектуальный процесс, при помощи которого клиницист на основании неуловимых г для других людей и лишь неясно воспринимаемых им самим признаков ставит в темных н запутанных случаях точный диагноз и правильный прогноз. О ней же говорят ,и тогда, когда романист, педагог, следователь, наконец вообще какой-либо человек непосредственным «чутьем» угадывают переживания людей, с к-рыми приходят в соприкосновение. Несколько в ином смысле говорят о художественной И., желая указать, что художник создал тот или иной образ и вообще нашел правильный путь к решению поставленной им себе творческой задачи не в результате кропотливой работы по подбиранию и выдумыванию деталей, а «по вдохновению», т. е. сразу, не рассуждая. Понятие И. пользуется большой популярностью и среди представителей различных метафизических направлений современной западноевропейской философии. Особенно охотно употребляет этот термин Бергсон, определяющий И. как «род интелектуаль-ного вчувствования или симпатии, посредством к-рой мы проникаем во внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем есть единственного и следовательно невыразимого». По Бергсону, И. представляет простой и неразложимый на отдельные части акт познания, в к-ром человеку дается абсот лютное и к-рый будто бы принципиально противоположен сложному процессу анализа, составленному из многих отдельных актов и сводящему предмет познания к заранее известным элементам. Противопоставляя И. логическому мышлению, Бергсон умаляет познавательное значение последнего, а вместе с этим и всего научного познания, поскольку оно неизменно добывается и перерабатывается с помощью логических категорий (в свою очередь являющихся с точки. зрения диалект, материализма отражением
1 объективных закономерностей действительности). «Наша мысль,—говорит Бергсон,— под формой чисто логической неспособна представить себе истинной природы жизни, глубокого значения эволюционного движения». Т. о., несмотря на целый ряд маскирующих оговорок, Бергсон использует понятие И. для выводов агностического порядка. В области медицины понятием И. пользовались не раз в реакционных целях—как для того, чтобы внушить представление о недоступности вершин мед. знания для «простых смертных», так и для того, чтобы умалить значение патологии как науки и уподобить медицину «чистому искусству». В этом отношении очень показательны сравнительно недавние выступления нем. патологов Зауербруха ы Креля (Sauerbruch, Krehl). По Зауербруху, «интуиция есть особый род знания, нам врожденный,—одному больше, другому меньше. Может быть позволительно сказать, что он есть усовершенствованная в процессе человеческого развития форма инстинкта». Крель обозначает И. клинициста как «худолсественную И.», или «прозрение», и считает, что «для разбора и лечения б-ных людей эта форма прозрения разумеется имеет величайшее значение». Указывая на критич. состояние современной медицины, оба патолога рекомендуют культивирование И. как выход из тупика, затемняя этим научные пути изживания кризиса. И.—не идеал врачебн. действий, а неизбежный пока суррогат научного знания: рост последнего будет соответственно уменьшать значение И.—-С точки зрения научной мате-риалистич. психологии то, что обычно называется И., не имеет никакого принципиально особого, а тем более исключительного значения для процесса познания, так как является лишь частным видом обычного мышления, именно мышлением, основанным на очень быстрых, мимолетных, часто едва намечаемых, во всяком случае ясно не формулируемых и поэтому не доходящих до осознания восприятиях, ассоциациях и заключениях, только конечный результат к-рых всплывает в сознании как нечто готовое и законченное. Так же, как и все другие виды мышления, интуиция целиком опирается на опыт, т. е. возникает в результате воздействия материального мира на наш познавательный аппарат.
Лит.: А с м у е В., Адвокат философской интуиции, Под знаменем марксизма, 1926, № 3; Берг-•с о н А., Творческая эволюция, М., 1909; Бороду л и н, Кризис современной медицины, Под знаменем марксизма, 1928. JA 7—8; К г е h 1 L., tjber JStandpunkte in der inneren Medizin, Munch, medizini-sche Wochenschrilt, 1926,
3f> 38; Sauerbruch F., Uber Versuche schwere Formen der Tuberkulose ^urch di&tetische Behandlung zu beeinflusaen, ibid., 1926, № 2.
П. Зиновьев.
Смотрите также:
- ИНТУССУСЦЕПЦИЯ (от лат. intus—внутрь и suscipere—брать, воспринимать), восприятие внутрь." 1. Термин этот был применен ботаником К. Негели (С. Naegeli) для обозначения роста клеточных оболочек и крахмальных зерен путем внедрения новых молекул ...
- INULA HELENIUM L A HEENIUM ., s. EnulaHelenium {девясил подсолнечный, девясил высокий, девятисил, дивосил, j дикий подсолнечник, кровяк, колгока), многолетнее травянистое растение сем. сложноцветных.В диком состоянии встречается по сырым местам, близ ручьев, по ...
- ИНУЛИН [(СвН10О5)х + Н2О], коллоидальный полисахарид, служащий запасным углеводом вместо крахмала в клубнях и корнях нек-рых растений (цикорий, георгины, некоторые разновидности артишоков). С иодом дает только желтое окрашивание. В отличие от ...
- IN FI, сокращение, употребляемое в рецепте, от лат. слова infusum—настой и infunde— облей, завари.
- ИНФАНТИЛИЗМ, infantilismus (от лат. iufantilis—детский), отсталость физ. и псих. развития. Название впервые было предложено Ласегом (Lasegue). В 1871 г. Лорен (Lorain) под этим названием описал определенный тип задержанных в общем ...