ЛЖИВОСТЬ

ЛЖИВОСТЬ, умышленное или неумышленное пользование лгжью при общении с людьми, особенность, имеющая важное практическое значение и представляющая интерес в различных областях знания: социологии, педагогике, криминалистике, психологии и психопатологии. Л ежь не обязательно должна заключаться в словах, а может находить выражение также в жестах, мимике и др. способах взаимного общения людей. В широком смысле ложью называется всякое высказывание, искажающее действительность. Обычно принято различать следующие виды лживости. 1. Лживость примитивных людей, которая, возникая на первых . ступенях социального развития человека, зависит от преобладания в его суждениях эмоциональных моментов, воображения, поверхностного субъективного обобщения, заменяющего недостаток знания, недостаток развития логич. мышления и точности речи (см. Воображение). 2. Основанная на тех же причинах детская склонность к фантазированию, детская Л., неспособность к точной передаче действительности. 3. Пат. Л., также в большинстве случаев связанная с психич. недоразвитием, эмоциональной неустойчивостью. 4. Лживость—заблуждение взрослых(например неумышленная лежнесть свидетельских показаний) вследствие недостаточней точности восприятия, особенности внимания, памяти, вследствие фрагментарности и недостаточности данных для суждения фактов. Во всех этих случаях объективно неправильные, ложные высказывания являются субъективно достоверными в данный момент для высказывающего их и потому не являются Л. в настоящем смысле этого слова. Однако знать о возможности и такой лживости очень важно в практическом отношении. Наконец вполне сознательной ложью являются: 1) ложь конвенциональная , условная (альтруистическая— скрывание напрасно тревожащего неприятного известия, ложь в искусстве, шутках и т. п.); 2) сознательное искажение истины для обмана другого в целях личной или групповой выгоды. Патологическая лживость начинается там, где ложь становится предметом влечения сама по себе и т. о. из средства превращается до известной степени в самостоятельную цель. В этих случаях она часто принимает ф^рмы, приближающие ее к примитивной лжи дикаря и ребенка, особенно в отжше-нии роли, к-рую в происхождении этих форм играют чрезмерная возбудимость и богатство незрелой в своей основе фантазии. Это последнее обстоятельство^ дало Дельбрюку (Delbruck), автору одной из первых и самой обстоятельной работы о пат. лжи, повод назвать ее ложью фантастической—pseudologia phantastica [франц. авторы вслед за. Дюпре (Dupre) охотнее называют пат. Л. мифома-нией]. Пат. лгуны, или, как иногда еще их называют, псевдологи, или мифоманы, представляют собой своеобразные психопатические личности, больше всего обращающие на себя внимание склонностью к рассказыванию поражающих воображение, но по проверке оказывающихся в большинстве случаев неверными историй, в к-рых на первом плане чаще всего фигурирует их собственная личность. Описание этой группы психопатов дал Крепелип (Kraepelin), подчеркнувший то обстоятельство, что пат. лгуны не только выдумщики, но и личности эгоцентрически направленные, и объединивший соответственно этому в одну группу «лгунов и плутов» (Liigner und Schwindler). Чаще всего это—люди, не лишенные поверхностных способностей, нередко художественно одаренные; многие из них пишут недурные стихи, рисуют, занимаются музыкой, питают страсть к театру. Быстро завязывая знакомства, они хорошо приспособляются к людям и легко приобретают их доверие, тем более что обыкновенно умеют произвести впечатление манерой держать себя. Однако они всегда страдают полным отсутствием прилежания и выдержки и редко обнаруживают подлинный интерес к чему-либо кроме своей личности. Их духовная жизнь мелка; они живут только интересами минуты, не думая о будущем, труда не любят; всякая работа, особенно требующая упорства и тщательности, тем самым производит на них отталкивающее действие. «Их мышлению,— говорит К репе лин,—не хватает планомерности, порядка и связанности; суждениям—зрелости и обстоятельности, а всему восприятию жизни—глубины и серьезности». Они капризны в своих симпатиях и не завязывают прочных отношений с людьми. Им чуждо чувство долга, и любят они толькб самих себя. Будучи крайне легкомысленны и эгоистичны, они кроме того тщеславны и неразборчивы в средствах. В своих поступках они больше всего руководятся потребностью обязательно быть в центре внимания окружающих. Выдумка и ложь с одной стороны дают им в руки своеобразное орудие жизненной борьбы, позволяющее без затраты особенного труда и усилий достигать часто очень эффективных, хотя и мимолетных успехов, а с другой—доставляют им и своеобразное самостоятельное удовольствие, отдаленно напоминающее чувство удовлетворения, испытываемое художником в процессе творчества. Лгут такие люди талантливо, мастерски, сами увлекаясь своей ложью и почти забывая, что это—ложь. Часто они лгут и совершенно бесцельно, без всякого повода, только бы чем-нибудь поразить воображение собеседника. Особенно охотно они рассказывают о своем высоком происхождении, богатстве, своих связях и важных постах, к-рые они занимали или занимают. В увлечении своей ложью, к-рая начинает главенствовать в такой личности и заставляет ее одеваться в «чужое платье», они нередко прибегают и к разнообразным мошенническим проделкам, к самозванству, сюда же приходится отнести и нек-рых мелких уличных «жуликов», выманивающих у доверчивых людей деньги фантастическими рассказами о случившемся с ними несчастьи или обещаниями помочь осуществить выгодную сделку. Пока они не уличены, их ловкость и самообладание поразительны, но будучи приперты к стене и не видя выхода, они приходят в полное отчаяние и тогда совершенно теряют свое достоинство. Психопаты подобного рода благодаря своей активности иногда выплывают на поверхность общественной жизни (особенно в условиях за-гнивапия буржуазной культуры), чтобы затем сравнительно быстро осесть на дно. Стремление «казаться бблыним, чем есть» на самом деле, роднит пат. лгунов с кругом т. н. «истерических» характеров (Geltungs-suchtige Шнейдера). Ясперс и Кречмер (Jaspers, Kretschmer) даже прямо считают первых разновидностью этого круга. В самом деле оба понятия—дегенеративной истерии и пат. Л.—значительно выигрывают в определенности от сопоставления между собой; это последнее делает гораздо яснее закономер-ность сочетания с одной стороны детскости, незрелости, фантазерства, а с другой—самовлюбленности, эмоциональн. неустойчивости и до нек-рой степени сознательного обмана. Л.основного ядра истериков от Л. всей вышеописанной группы отличается только тем, что она редко переходит границы, определяемые уголовным законом, и менее фантастична, чаще сосредоточиваясь на выдумывании и прикрашивании болезненных симптомов. Из особенно эксквизитных ее проявлений надо упомянуть о повреждениях, причиняемых себе истериками с единственной целью доказать тяжесть своего страдания, а также о часто возникающих ложных обвинениях истеричками в изнасиловании лицами, с к-рыми они по той или иной причине оставались наедине, напр. с лечигшими их врачами. Повышенная деятельность фантазии несколько сближает пат. лгунов с фантазерами—«мечтателями», также иногда теряющими способность отличать созданный ими вымысел от действительности. По отношению к патолог. Л. без особых применимо и предположение о частичной задержке псих, развития, своеобразном псих. инфантилизме, к-рый Крепелин делает ответственным за возникновение психопатий вообще. Конечно биол. моменты создают только почву для развития личности псевдолога, конкретное же содержание, а в равной мере и импульсы для действия эта личность всегда получает из окружающей ее среды. Т. о. именно здесь видно, как классовое общество определяет тип и структуру развития личности. В картине собственно психозов ложь и Л. в прямом смысле играют второстепенную роль, возникая обыкновенно как явление, сопутствующее ослаблению социальных задержек или вызываемое бредом, а также различными практическими побуждениями; сюда между прочим относятся симуляция, диссимуляция и агравация. В литературе ставился также вопрос, не представляет ли; склонность к фантастическим конфабуля-циям, возникающая при нек-рых расстройствах памяти (напр. при Корсаковском психозе), также явления, родственного пат. Л., но развивающегося лишь при соответствующей фантастической конституции у б-ного. Наконец необходимо упомянуть о своеобразной форме псих, расстройства, развивающегося повидимому преимущественно у псевдологов обычно на очень короткое время под влиянием частью ослабляющих физ. факторов (утомление, инфекции и пр. ), частью псих, травм (тюремное заключение) и заключающегося в безудержной продукции самых невероятных выдумок, сопровождаемой субъективной уверенностью в их истине. Это т. н. бредоподобные фантазии дегенерантов. Предсказание и возможность лечения Л. всецело зависят от свойств лежащего в ее основе того или иного субстрата (будь то задержка биологического или социального характера). Выраженные степени фантастической лживости надо начинать лечить возможно раньше; невропатические и психопатические дети требуют специальных педагогических мероприятий, основанных на большом такте и крайней осторожности в применении каких-либо репрессивных воздействий; здесь иногда метод игнорирования и (главное) переключение творческой фантазии на социально-полезные цели оказывают хорошее действие, между тем как унизительные упреки и наказания приводят нередко к обратному результату. Приучение к соц.-полезному труду, соответствующему природным особенностям (искусство), под постоянным и длительным контролем среди трудового коллектива бывает полезно и для взрослых, нерезко выраженных псевдологов. Однако при резко выраженной психопатической конституции предсказание неблагоприятно. Необходимые в таких случаях терапевтические попытки, состоящие в полном перевоспитании личности, наталкиваются на неодолимые препятствия — дегенеративные свойства субъекта. В судебной психиатрии явления патологической Л. всегда привлекали к себе большое внимание. Трудности, возникающие здесь, главным образом обязаны чрезвычайной сложности и разветвленности сплетенной псевдологом сети лжи, распутать которую иногда не в состоянии даже он сам. Вопрос о мерах соц. защиты решается с применением принципа целесообразности. Это означает, что при суждении о таком психопате во главу угла выдвигается соображение общепредупредительного порядка, т. е. ставится вопрос о том, насколько такая личность социально вредна или опасна. Эта позиция принципиально не меняется и в тех случаях, когда правонарушитель целиком является игрушкой своих пат. влечений. Тогда мера соц. зашиты выражается лишь в интернировании в психиатрич. учреждении. Весьма важным является также помнить о постоянной почти неточности, неумышленной Л. всякого рода показаний (свидетельских на суде, показаний о ходе б-ни, анамнезе и т. п.). В этом отношении .особенно показательными являются экспериментальные работы В. Штерна. Образы на- ших воспоминаний не лежат в мозгу устойчивыми, чтобы сейчас же, как только потребуется, стереотипно и точно репродуцироваться. То, что через нек-рое время остается в памяти от пережитого, есть обычно только отрывки, при позднейшей передаче обычно пополняемые из общего запаса представлений рассказывающего. Особенно силен этот несознаваемый преобразовательный процесс памяти в тех случаях, когда описываемое событиевызывалотеилииные сильные эмоции, когда рассказчик заинтересован- в определенной версии факта. Тогда отдельные черты факта, аффективно не акцентируемые, вуалируются, вытесняются, а аффективно важные ярко выступают, причем рассказчик не сознает никакого преувеличения. Чем чаще рассказчик повторяет свой рассказ, тем больше в его пользу складываются рисующиеся ему картины, и наконец событие в таком виде так прочно закрепляется в его сознании, как какой-нибудь бред. Большое значение в неточности показаний имеют также и несовершенства органов восприятия, слабость внимания,внушаемость в зависимости от формы вопросов (наводящие вопросы); виденное часто перепутывается со слышанным от других и т. п. Эти неточности, неумышленная Л. показаний имеют значение не только для юриста (на суде), но и для врача при собирании анамнеза, сведении о причинах и течении б-ни, особенно в случаях травматизма, получения страх, сумм и т. п. Лит.: Аккерм'ан В., Юный мифоман, вор-аферист (Преступник и преступность, сб. № 2, М., 1927); Аронсон А., К вопросу о бредоподобных фантазиях дегенерантов, Труды психиатрической клиники 1 МГУ, вып. 3, 1928; Лобач Я., Pseu-dologia phantastica, Совр. псих., 1929, № 4—5; Т а м-бовцев Н., Об острых вспышках pseudologiae phantasticae, Каз. мед. ж., 1929, № 6; Юдин Т., Психопатические конституции, М., 1926; A s с Ь a f-fenburg G-., Uber pseudologia phantastica, Munch. med. Woch., 1908, № 11; Birnbaum K., Die psychopathologischen Verbrechen, Lpz., 1927; Del-b r ii с k A., Die pathologische Luge, Stuttgart, 1891; D u p r 6 E., Pathologie de l'imagination et de l'emo-tivite, Paris, 1925; Die Luge in psychologischer, philo-sophischer, juristischer, p&dagogischer, historicher, soziologischer, sprach- u. literaturwissenschai'tlicher und entwicklungsgeschichtlicher Betrachtung, hrsg.v. O. Lippmann u. P. Plaut, Leipzig, 1927; M о n k e-m б 1 1 er O., Psychologies Psyehopathologied. Aus-sage, Heidelberg, 1930; Schneider K., Die psy-caopathischen Personlichkeiten, Leipzig;—Wien, 1928; Stern W., .Jugendiiche Zeugen in Sittlichkeitspro-zessen, Lpz., 1926.                                   П.Зиновьев.
Смотрите также:
  • ЛИБАВА (Лепайи), портовый город и курорт в Латвии, расположенный на узкой песчаной косе, отделяющей Либавский залив (иначе называемый Малым озером) от Балтийского моря, на высоте 5,8 м над ур. м. под ...
  • ЛИБАНОЛ (Libanol Boisse), масло из €edrus atlantica Manetti, имеющее в своем составе 5-cadinen, небольшое количество •ацетона и около 5% кетона С9Н140. Предлагается при гонорее по 3 г в сутки (3 раза ...
  • ЛИБЕНА ПРОБА (Lieben) на ацетон; к испытуемой жидкости прибавляют несколько капель раствора NaOH или КОН, раствор иода в KJ до желтой окраски и слегка нагревают: образуется бледножелтый осадок йодоформа с характерным запахом, ...
  • ЛИБЕРМАНА РЕАКЦИЯ (Liebermann) на белки: при нагреваний (не кипятить!) сухого белка с избытком дымящейся НС1 или •смесью менее крепкой НС1 и концентрированной H2S04 жидкость приобретает фиолетовую окраску, буреющую при стоянии. Л. р. ...
  • ЛИБИХ Юстус (Justus v. Liebig, 1803— 1873), знаменитый немецкий химик.. Получив университетское образование в Бонне и Эрлангене, Л. в 1822 году отправился для специального изучения химии в Париж, где работал в ...