• Темы видео
  • Педиатрия
  • Детская хирургия
  • Терапия
  • Хирургия
  • Акушерство и гинекология
  • Анестезиология и реанима...
  • Генетика
  • Диагностика
  • Онкология
  • Организация здравоохране...
  • Первая помощь
  • Профилактическая медицина
  • Психология
  • Стоматология
  • Травматология и ортопедия
  • Фармакология
  • Фундаментальные науки
  • Прислать
    видео
    Симптом
    чекер
    Подпишись
    на рассылку
    
    12.02.15

    Цены на лекарства будут взяты под контроль

    Цены на лекарства будут взяты под контроль


    Сложности экономической ситуации в нашей стране особенно отразились на стоимости лекарственных препаратов. Зимой, когда иммунитет ослабевает и многие оказываются в плену коварных вирусов, лекарства становятся одним из самых ходовых товаров. Стоит отметить, что не все лекарства можно заменить «народными методами», а часть препаратов и вовсе являются жизненно необходимыми. К сожалению, в этом году в России цены на лекарства, которые считаются жизненно важными, только в январе поднялись на 3,4%, рыночные препараты - на 11%, а лекарственные препараты низкой ценовой категории подорожали в полтора-два раза. Госдума РФ намерена обеспечить «лекарственную стабильность» в стране, и установить контроль за ценами на медикаменты жизненной важности.

    Президент Российской Федерации подписал указ, согласно которому будет контролироваться ценообразование в области фармацевтики. Кабмину отныне придется заняться мониторингом цен на лекарства, которые входят "в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, не входящие в указанный перечень". Первый доклад должен быть представлен до 29 марта 2015 года, а далее Кабмин должен будет отчитываться о ценах на медикаменты ежемесячно.

    Что касается Министерства здравоохранения, теперь его работникам придется разработать автоматизированную систему мониторинга движения лекарств от производителя к потребителю. При этом мониторинг необходимо осуществлять с соответствующей маркировкой, и упаковки препаратов также должны быть идентифицированы.

    Разумеется, реформы в фармацевтической сфере не могут быть реализованы, если они не обретут своего законного основания в правовом поле. В ближайшее время планируется принять правовые акты о создании национальных научно-практических медицинских центров. Также будет рассмотрен вопрос о том, чтобы передать госбюджетные учреждения, которыми руководит Федеральное агентство научных организаций, Министерству здравоохранения. Важно, что рассматривается вопрос создания государственных, муниципальных аптечных организаций, чтобы обеспечить население доступными лекарствами - речь идет о недорогостоящих медикаментах и о сильнодействующих обезболивающих. Кроме того, до середины весны должен быть разработан механизм для поддержки таких аптек, система их функционирования в рамках низкой ценовой политики.

    В целом лекарственный рынок в России состоит из двух основных частей. Первую из них, около 40%, составляют жизненно необходимые и важнейшие лекарства (ЖНВЛП), вторую,  60% - "нерегулируемые" лекарства, цены на которые устанавливают сами производители и реализаторы. Если перечень жизненно необходимых лекарств тщательно контролируется на государственном уровне, и насчитывает всего 608 препаратов, то «нерегулируемый» сегмент фармацевтического рынка сильно зависит от рекламы продукции, создавая на нее спрос, а также от происходящих социальных процессов в стране. Например, в условиях нынешней экономической ситуации в ближайшие полгода эксперты прогнозируют повышение цен на лекарства примерно на 20%. Соответственно, недорогие препараты (стоимостью ниже 500 рублей) подорожают сильнее, нежели более дорогостоящие лекарства.

    Нам была предоставлена юридическая консультация в компании «Легисперити», в ходе которой мы уяснили главное: «изменения в фармацевтическом законодательстве в последнее время происходят довольно интенсивно». К примеру, в начале февраля этого года был утвержден список иностранных медицинских изделий, которые нельзя будет приобретать для государственных и муниципальных потребностей, если существуют отечественные аналоги. Таким образом, сделать заказ на заграничные изделия, если на тендер поданы как минимум две заявки из таких стран, как Российская Федерация, Республика Беларусь, Армения и Казахстан. В перечне оказались хирургические инструменты (иглы, пинцеты и ножницы), медицинские приборы - томографы, рентгены, электрокардиографы, и некоторые предметы медицинской одежды.

    Кроме того, на прошлой неделе несколько ведомств - Минздрав, Минэкономразвития, Минфин и ФАС - одобрили постановление о недопуске иностранных лекарств к госзакупкам, если в конкурсе заявлены два или более производителей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Кстати, упаковка тоже должна быть изготовлена в пределах ЕАЭС. Разработана госпрограмма «Фарма 2020», согласно которой отечественные лекарственные препараты должны будут составлять 90% к 2018 году. Уже с 2016 года российские фармацевты должны будут осуществлять всю технологическую цепочку или создавать лекарственную форму препаратов.

    И это еще не все. В рамках антикризисного плана глава ФАС Игорь Артемьев, обративший внимание Госдумы на сферы, которым стоит уделить больше внимания, одной из таких сфер назвал именно фармацевтику. По его предложению, уместным было бы ввести принудительные патенты на лекарства. Глава ФАС настаивает, что  система принудительного лицензирования фармацевтических препаратов необходима России, поскольку может защитить население в чрезвычайной ситуации от срыва поставок жизненно необходимых лекарств. Игорь Артемьев утверждает, что принудительное патентование лекарств — утвердившаяся практика во всем мире, и Российская Федерация чуть ли не единственная страна, в которой не активирован подобный механизм.