01/03/2016
Эмоциональное выгорание медицинских работников
В психологии есть такое понятие, как эмоциональное или профессиональное выгорание (сгорание) – деформация специалистов, профессиональная деятельность которых основана на взаимодействии с людьми. Поэтому эмоциональному сгоранию подвергаются индивиды, которые работают в системе человек-человек.
Огромную часть жизни людей занимает работа. Вместе с тем, практически каждый второй человек, неоднократно оказывался в ситуации, разрешение которой зависит от выполнения специалистами своих должностных обязанностей. Довольно часто встречается формальный подход к решению проблем, грубость и хамство сотрудников учреждений, таких как: больница, поликлиника, магазины, администрация и прочее.
Отчего же такое отношение к человеку? Низкая оплата труда, завышенные требования к работе, несовершенство системы, придирки начальства, большая загруженность, изнуренность, переутомление – все это вместе и приводит к эмоциональному сгоранию работников и, следовательно, к межличностным конфликтам.
Медицинские работники наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания. Ведь по роду деятельности они постоянно сталкиваются с человеческим горем, болью, страхами и неоправданными надеждами. Переживают из-за возможности совершения ошибки, ведь ценой такого промаха может быть человеческая жизнь. С первого дня работы медики каждого пациента пропускают через призму себя, своего отношения. И постепенно в них все меньше остается сочувствия и все больше растет равнодушие, которое ведет к халатности и потери интереса к профессии. Медики перестают самообразовываться, исчезает тяга к знаниям. Это губительный процесс, как для самих специалистов, так и для людей, обратившихся за помощью.
Медикам можно облегчить нагрузку на свою психику, делегировав часть работ специалистам в других сферах. Так, например, не обязательно главному врачу пристально отслеживать процесс разработки веб-сайта для клиники. Сегодня существуют определенные тренды в разработке медицинских сайтов, которые хорошо известны компаниям-разработчикам, например, агентству WebFormula. Снимая с себя эту обязанность, главный врач может переключить внимание на другие, более понятные ему вопросы.
Так что же делать в таких случаях?
Болезнь всегда лучше предупреждать, чем потом длительное время лечить последствия. И в этом лежит задача каждого руководителя. Грамотный начальник должен изначально нацеливать свою работу на формирование благоприятного климата в коллективе и создание оптимальных условий труда, на разработку системы поощрений, а потом уже на контроль и другую специфическую деятельность, соответствующую направленности организации.
На стадии последипломного образования необходимо ввести курс практической психологии, где будут учить поведению в конфликтных ситуациях, методах выхода из стресса, регулированию уровня напряжения, эмпатии.
Только совместно направленные усилия, как системы здравоохранения в целом, так и непосредственно самих медицинских работников приведут к стойким положительным результатам.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий: Войдите или Зарегистрируйтесь