11/03/2014
Методика проведения информатизации ЛПУ
Какие стратегические задачи можно решить с помощью автоматизации медицинских организаций? В первую очередь это: • повышение удовлетворенности пациентов; • повышение качества предоставляемых услуг и развитие новых форм работы; • управление эффективностью работы медицинской организации, поиск новых направлений, маркетинговых решений и т. п.
Например, целью автоматизации записи на прием является маршрутизация пациентов и анализ загрузки персонала и оборудования (а не возложение функции записи на самого пациента или ведение расписания в компьютере вместо «амбарной книги»)…
Проводить автоматизацию только «по команде сверху» или потому, что это «модный» тренд – заведомо провальное мероприятие…
Как минимум нужно описать основные правила работы организации, создать необходимые регламенты, назначить ответственных лиц и определить зоны их ответственности, установить правила внесения записей в информационные системы. Все это является основой для проведения автоматизации.
Как лучше провести информатизацию – поручить все внешнему подрядчику или выполнить все работы силами собственной команды IT-специалистов?
Успешная автоматизация возможна только при совместном участии в этом процессе команды внедрения со стороны поставщиков информационных систем и рабочей группы со стороны медицинской организации…
Создание общей архитектуры не означает, что надо будет внедрять все одновременно. Однако системный комплексный подход позволяет исключить (или минимизировать) двойной ввод данных, закрепляет логику решений, создает возможность модульного внедрения новых и интеграции (или постепенного вывода из эксплуатации) уже существующих IT-решений...
Нелишним будет составить бюджет на автоматизацию в среднесрочной перспективе. В частности, он должен включать в себя расходы на обучение персонала, интеграцию существующих систем, перенос данных, внедрение и поддержку вводимых новшеств…
…Планируя любое очередное внедрение, необходимо сразу закладывать средства на его поддержку и развитие.
Определившись с архитектурой системы и объемом работ на ближайшую перспективу, стоит обратить внимание на организационную составляющую…
…В частности, следует определить:
• круг лиц, принимающих решения ( далее – ЛПР);
• состав рабочей группы и ответственность ее членов в рамках проекта;
• круг лиц, привлекаемых к проекту, степень их вовлеченности и обязанности;
• утвердить план-график работ.
Однако эти меры останутся лишь формальностью, если со стороны медицинской организации не будет выделен авторитетный ответственный представитель, осознающий важность происходящего и способный обеспечить контроль над выполнением всего, что предусмотрено приказами и планом работ…
Из каких этапов может состоять проект? Обозначим основные укрупненные блоки:
1. Обследование состояния рабочих процессов.
В зависимости от того, какие блоки автоматизируются, необходимо описать определенные рабочие процессы (порядок и правила работы, информационные потоки, взаимодействие врачей и пациентов, документооборот). Причем, помимо определенного процесса работы (например, записи к врачу), нужно обследовать смежные процессы.
2. Описание текущих процессов, формализованное структурирование записи результатов обследования и анализ результатов обследования, обсуждение и утверждение корректности зафиксированного…
3. Частичный реинжиниринг процессов работы.
В ходе анализа можно выявить неоптимальные процессы, обусловленные ограничениями, которые когда-то существовали и будут изменены (оптимизированы) в результате предстоящей автоматизации…
4. Адаптация программного обеспечения.
…В ходе адаптации будут настроены и согласованы экранные формы, состав справочников, интеграция, мастер-базы и пр.
5. Работа с данными (перенос данных из старых систем, первичное наполнение справочников).
К этому моменту необходимо принять решение о судьбе «исторически используемых» систем, справочников и т. п…
6. Обучение пользователей системы и тех, кто будет осуществлять сопровождение и поддержку систем…
7. Опытная эксплуатация системы.
Это процесс имитации деятельности МО в настроенной и адаптированной системе для выявления недостатков и недоработок, в котором активно участвуют сотрудники организации…
Необходимо создать рабочую группу и наделить полномочиями принятия окончательного решения определенный круг людей, которые будут анализировать запросы на изменение (с участием команды исполнителя). Их решения должны быть зафиксированы и являться
неоспоримыми (иначе дело может дойти до того, что кнопка «ОК» будет несколько раз в день перемещаться из одного угла экранной формы в другой). Это качественно не изменит продукт, но займет время и в итоге негативно скажется на качестве проекта…
При выборе системы следует учитывать базовые принципы, которыми нужно руководствоваться при выборе решений:
• Модульность. Внедряемая система должна состоять из различных изолированных модулей, интегрированных между собой в единое информационное пространство…
• Надежность. Система должна быть надежной, строиться на базе проверенных платформ и систем управления базами данных (далее – СУБД), обеспечивающих сохранность и целостность информации, простоту интеграции и доработки;
• Стоимость эксплуатации. Система должна работать на общеиспользуемых решениях, максимально открытых платформах и СУБД. Это снизит стоимость эксплуатации, риски и потери, связанные с ее простоем из-за невозможности своевременной настройки при изменении рабочих процессов…
Существует проблема, связанная с действующим законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд. Не всегда удается выбрать поставщика, готового к конструктивной работе над сложным проектом, что снижает шансы на получение задуманного результата…
Нужно очень настороженно отнестись к поставщикам, которые обещают внедрить систему, автоматизирующую деятельность учреждения, всего за месяц, так как у них «уже все готово». Готовых решений не бывает, а «коробочные решения» подходят лишь некоторым клиникам с пятью врачами и тремя компьютерами – и то не всегда…
… При внедрении информационной системы необходимо пересмотреть реализованные мероприятия по обеспечению информационной безопасности и защите персональных
данных на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». При необходимости нужно разработать план мероприятий по приведению в соответствие с требованиями Закона как IT-составляющей, так и документации. Почему-то многие руководители МО не осознают серьезности этой задачи, в то время как ее невыполнение грозит серьезным наказанием…
Планируя автоматизацию деятельности, следует помнить о необходимости ежегодных затрат на сопровождение автоматизированных процессов.
*Статья приведена на сайте zdrav.ru с сокращениями,без приложений, полностью публикацию читайте в бумажной версии
Комментарии
Чтобы оставить комментарий: Войдите или Зарегистрируйтесь