28/04/2014
Правовые основы экспертизы качества медицинской помощи
Любая профессиональная деятельность нуждается в оценке качества. Медицинская деятельность (профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи) – не исключение. Согласно определению, данному в п. 21 ч. 1 ст. 2 Закона об охране здоровья, качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи,степень достижения запланированного результата.
Статья 64 Закона об охране здоровья (получите тестовый доступ и узнайте подробности в электронной системе "Экономика ЛПУ") посвящена экспертизе качества медицинской помощи (ЭКМП). В ней закреплены базовые положения и определены цели проведения экспертизы:
— выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в т. ч. оценка своевременности ее оказания;
— определение правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
— установление степени достижения запланированного результата.
Качество медицинской помощи оценивается по определенным критериям, которые формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти…
Стандартизация медицинской помощи
Прежде допускалось, что стандарты медицинской помощи могут иметь расхождения в зависимости от территории действия. Существовали федеральные стандарты, стандарты субъектов РФ, стандарты лечебных учреждений. Для упорядочения данной системы были приняты отраслевые стандарты, в частности ОСТ 91500.09.0001-1999 «Протоколы ведения больных. Общие требования»; ОСТ 91500.01.0001-20004 «Порядок разработки, согласования, принятия, внедрения и ведения нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении»; ОСТ 91500.01.0005-2001 «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении»; ОСТ 91500.01.0006-2001 «Порядок контроля за соблюдением требований нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении» и др.
Поскольку в отраслевом стандарте появилось такое понятие, как «протокол ведения больных», был начат процесс разработки и принятия таких протоколов. Содержание стандартов должно было охватывать практически все действия врача при обращении к нему гражданина за медицинской помощью в связи с тем или иным заболеванием. В течение некоторого времени были приняты отраслевые стандарты, которые утверждались Минздравом России, в частности: Отраслевой стандарт ОСТ 91500.11.0001-2002 «Протокол ведения больных. Пролежни» (приказ от 17.04.2002 № 123), Отраслевой стандарт ОСТ 91500.11.0003-2003 «Протокол ведения больных. Чесотка» (приказ от 24.04.2003 № 162) и др.
Однако после принятия Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» отраслевая система стандартизации утратила свое значение. Закон признавал только международные, национальные стандарты, а также стандарты организаций. В связи с этим Минздравсоцразвития России стал принимать протоколы ведения больных без соответствующих ссылок на отраслевой стандарт (например, Протокол ведения больных «Кариес зубов», подписанный заместителем Министра здравоохранения и социального развития РФ 17 октября 2006 г.).
Одновременно Росстандартом (национальным органом РФ по стандартизации) утверждались национальные стандарты РФ, которые также в своем наименовании содержат фразу «Протокол ведения больных». Несмотря на то что в общем случае национальные стандарты носят рекомендательный характер, в некоторых из них указывается на обязательность их выполнения.
В настоящее время ситуация снова изменилась. Протоколы лечения, а точнее – клинические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи в соответствии с Законом об охране здоровья разрабатываются и утверждаются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. Таким образом, протоколы утрачивают свой обязательный характер, хотя по содержанию их следует признать более полными по сравнению с порядками и стандартами. Получается, что теперь процесс оказания медицинской помощи регулируется целым рядом нормативных актов:
— порядок оказания медицинской помощи, утверждаемый Минздравом России;
— стандарт медицинской помощи, утверждаемый Минздравом России;
— отраслевой стандарт (принимались в 1990–2000 гг. Минздравом России);
— стандарт субъекта РФ (например, приказом Минздрава Московской области от 31.05.2013 № 641 установлены региональные стандарты медицинской помощи населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара);
— национальный стандарт (например, ГОСТ Р 53079.3-2008, утвержденный и введенный в действие приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 № 553-ст);
— муниципальный стандарт (например, постановление администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 28.12.2010 № 2958 «Об утверждении стандартов качества предоставления муниципальных услуг муниципальными бюджетными учреждениями здравоохранения Наро-Фоминского муниципального района»).
Несмотря на то что Закон об охране здоровья упоминает только о порядках оказания медпомощи и стандартах медпомощи, иные документы никто официально не отменял. В добавление ко всему перечисленному Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ в критерии качества медицинской помощи был включен такой показатель, как клинические рекомендации (протоколы лечения), которые должны разрабатываться медицинскими профессиональными некоммерческими организациями (ч. 2 ст. 76 Закона об охране здоровья).
*Статья опубликована с сокращениями на сайте zdrav.ru, полностью публикацию читайте в бумажной версии
Комментарии
Чтобы оставить комментарий: Войдите или Зарегистрируйтесь