• Темы видео
  • Педиатрия
  • Детская хирургия
  • Терапия
  • Хирургия
  • Акушерство и гинекология
  • Анестезиология и реанима...
  • Генетика
  • Диагностика
  • Онкология
  • Организация здравоохране...
  • Первая помощь
  • Профилактическая медицина
  • Психология
  • Стоматология
  • Травматология и ортопедия
  • Фармакология
  • Фундаментальные науки
  • Прислать
    видео
    Симптом
    чекер
    Подпишись
    на рассылку
    24/06/2015

    Тактика лечения гонартроза

    Все умеют лечить артроз, но никто не умеет вылечивать, особенно это касается гонартроза. Максимум, что мы можем сделать – это попытаться всеми доступными средствами замедлить прогрессирование и обезболить сам процесс «дохождения» пациента до эндопротеза. Большинство пациентов это не очень понимают, возлагая чрезмерные надежды на различные методики, либо вообще отмахиваются от проблемы по типу « я умру раньше, чем мне понадобится протез».

    Автор поста: врач ревматолог Караева О.

    Конечно, сегодня медики больше знают о профилактике остеохондроза позвоночника и лечении воспаления сустава кисти руки, в частности, тут об этом написано довольно подробно и ясно. Лечение артрозов всегда комплексное и поэтапное - есть большой опыт в этом направлении. А что же по поводу гонартроза? Существует всем известный американский подход к лечению – снижение веса тела, ходьба, НПВП по требованию, когда это не помогает – эндопротезирование. Хондропротекторы ( глюкозамин, хондроитин) в рекомендации не входят, так как их эффективность порядка 40% признается слишком низкой, чтобы как-то учитываться. В результате, по данным американской статистики – протезы коленного сустава имеются у каждого двадцатого американца старше 50 лет и у каждого 10 американца старше 80 лет (публиковалось в 2012 году). То есть американский подход в отношении лечения гонартроза обеспечивает именно такие показатели. Может быть это и не плохо, если экономика страны позволяет, а если нет? Не лучше ли использовать эти 40%, чем совсем ничего? И можно ли найти терапевтическую нишу для получения этих 40%? 

    Понятно, что надо снижать вес и заниматься гимнастикой, но если в слово «лечение» вкладывать смысл «замедление дегенерации хряща», а не просто обезболивание , то основные предпосылки успешного лечения заключаются в том, что лечение должно начинаться вовремя и проводиться интенсивно. Вовремя - это при обнаружении либо достоверной 2 стадии гонартроза по Келлгрену, либо раньше, если возникает регулярный болевой синдрома в суставе на протяжении не менее 2-3 месяцев . Да, мы не можем спрогнозировать скорость прогрессирования 2-ой стадии в 3-ю, это зависит от многих факторов, но именно в этом интервале можно получить те самые 40%. Если на этой стадии начинать прием хондропротекторов в постоянном или курсовом режиме и регулярные 1 раз в 6 месяцев курсы инъекций препаратов гиалуроновой кислоты в сустав – удается замедлить прогрессирование артроза, но не остановить его. Не остановит его ничто – не обольщайтесь! Основная проблема – донести это до пациента. Вторая стадия обычно не сильно болит, только при подъемах-спусках по лестнице, и люди не готовы начинать лечиться, не верят в то, что артроз будет прогрессировать, не хотят заранее «соломки подстелить». А классика жанра в том , что готовность лечиться стандартно изъявляет пациент с 3 стадией, когда уже это поздно–пора готовиться к эндопротезу. И тут не надо использовать «готовность» пациента лечиться, идти у него на поводу, активно разводя на бестолково-бессмысленные процедуры, добавляя ятрогению, а надо совершенно жестко объяснять, что «поезд ушел», эффективность консервативного лечения стремиться к нулю, надо настраиваться на эндопротез.

    Далее, еще одна важная вещь – ведь и с протезом тоже можно опоздать, может и здесь «поезд уйти».Готовиться к эндопротезу надо на 3 стадии по Келлгрену, когда еще сохранена функция ходьбы и нет мышечных атрофий. Не надо доводить пациента до 4 стадии. Сейчас существуют механизмы для получения квоты на эндопротезирование, главное пациента вовремя отправить к ортопеду. Расхожая фраза «пока ходите – ходите» здесь часто вредит, так как пациент считает, что если он доходит по квартире до кухни и туалета, то он «ходит». Основной бытовой показатель – это выход из дома на улицу. Если пациент перестает выходить из дома – всё, тянуть дальше нельзя, ничего хорошего не будет, так как начинают быстро прогрессировать мышечные атрофии и даже получив протез, пациент не может потом адекватно реабилитироваться. А если пациент с коморбидностью, то тем более нет смысла тянуть с операцией, ибо с каждым годом промедления коморбидность может дать какое-то тяжелое осложнение, из-за чего операция может быть противопоказана совсем. Таких пациентов у нас больше, чем хотелось бы, только «доступная среда» в нашей стране чаще всего ограничивается квартирой, да и то, только после специального ремонта с расширением дверных проемов и туалетов.

    Иллюстрацию всего вышеизложенного можно просмотреть на следующем примере. Пациентка 66 лет, вес 75 кг, обратилась по поводу остеоартроза левого коленного сустава в 2006 году, по рентгеновскому снимку выявлена 2 стадия артроза ( снимки в положении лежа). С 2006 года по 2012 год – практически непрерывный прием хондропротекторов ( глюкозамин, хондроитин ) и регулярное введение в сустав препаратов гиалуроновой кислоты 1 курс в 6 месяцев. К 2012 году имеется хорошая 3 стадия гонартроза ( снимки в положении стоя), которая завершается успешной операцией эндопротезирования и удачной реабилитацией. Хэппи энд.




    Комментарии