КИНЕМАТОГРАФИЯ
Рисунок 1. Трипаносома в крови.
в сравнении с действительным и притом во столько раз, во сколько раз киносъемка производилась медленнее нормальной. Рост стебля, раскрывание почки, повертывание растений под влиянием света и других агентов (тропизмы), перемещение нек-рых животных и многие другие явления могут быть запечатлены и затем подробно изучены при многократном просмотре на экране. В противоположность замедленной съемке ускоренная киносъемка применяется для регистрации очень быстрых движений, как напр. бег, прыжки и т. п. Для этой цели применяются особые, специально сконструированные кинокамеры, т. н. «рапидкино» и «лупа времени» (Zeit-Luppe), дающие возможность делать обычно 200—300 снимков в 1 сек. Современная техника выработала аппараты, позволяющие делать до 10.000—15.000 снимков в секунду (ультрарапидкино), не имеющие однако сколько-нибудь широкого практического применения. Технические затруднения при конструировании и применении подобных съемочных камер заключаются в необходимости непрерывно, а не толчками, как в обычном съемочном аппарате, передвигать пленку. При этом расход последней чрезвычайно велик, достигая 240 л* в 1 мин. Ускоренная съемка для регистрации и изучения движений людей и животных была применена сначала Мареем, а после него Ш. Рите (Ch. Richet).—Большие успехи достигнуты путем комбинирования К. с микроскопом. Новейшие модели микрокиноаппаратов позволяют легко снимать процессы питания и размножения одноклеточных животных и растении, культуры тканей высших животных (пионером явился Levaditi), движение спирохет и трипаносом (рис. 1) в крови б-ных сифилисом или сонной б-нью и многие другие аналогичные картины.В нек-рых случаях приходится комбинировать , пользуясь специальным часовым механизмом, микрокинематограф (рис. 2) с замедленной съемкой (напр. выпускание псевдоподий амебой, заглатывание кусочка пищи одноклеточным, сложные процессы деления ядра, вплоть до митоза). Комбинация К. с телеобъективом дает возможность натуралистам снимать издали карти- &ТТЧ*!. ' ны из жизни диких "" животных и изучать их привычки в обычной для них обстановке. Значительное распространение получили аппараты с автоматическим управлением, позволяющие производить киносъемки без участия оператора. Для зоологов и биологов такие киносъемки представляют огромный интерес. Кинематографический метод завоевал себе определенное место в ряду других научных методов, сделав доступным исследование процессов, ранее не поддававшихся измерению и регистрации вследствие их медленности или же, наоборот, огромной
ИХ СКОРОСТИ. К. Кекчеев. Рентгенокинематография. При рентгеноскопии мы видим работу легких, сердца, желудка, кишечника в динамике, но эту динамику не можем надолго зафиксировать. Наоборот, при рентгенографии мы можем навсегда зафиксировать картину органа, но это будет статика, т. к. фиксируется один момент. К. восполняет этот крупный дефект, что имеет огромное значение при диагностике. Она в сочетании с рентгеновской аппаратурой позволяет закрепить надолго динамику заболевшего органа. Благодаря К. возможно сколько угодно раз, пропуская на экране фильму, посвященную напр. сердцу, наблюдать пат. изменения последнего. Данное сочетание К. с рентгеном создало новую ветвь в К., которая получила название рентгено-кинематографии. Еще в 1907 г. в Висбадене на III Конгрессе Нем. рентгенологич. об-ва Келер (Alban-Kohler) демонстрировал фильму, к-рую он снял с серии фотопластинок при помощи обычной киносъемочной камеры. В 1908 г. известному рентгенологу Гределю (Groedel) удалось с помощью кинофильмы зафиксировать динамику легких, желудка, сердца. За последние годы рентгено-К. сделала значительные успехи. Интересные работы в данной области связаны с именем берлинского рентгенолога В. Готтейнера (V. Gotteiner), к-рый уже много лет работает по рентгенокинематографии совместно с известным нем. фотохимиком К. Якобсоном (К. Jacobson). Киноциклография. Широкое поле применения открывает К. в деле изучения рабочих движений и рационализации процессов труда. Ученик Тейлора, инженер Ф. Джиль-берт (F. Gilbert), применял с успехом К. в процессах рационализации технических работ и отбора рабочей силы; на одном примере сборки машины он при помощи кино показал, как можно этот производственный процесс сократить с 37]/2 мин. до 87г мин. Проф. Мюнстерберг из Говардского ун-та проводил психотехнические испытания при помощи К. В последнее время стали пользоваться методом сочетания К. с циклограммами. В отличие от метода циклографии, к-рый совершается фотографическим путем, данный метод называется «киноциклография», т. к. он производится при помощи К. Немецкий инженер Р. Тун (R. Thun) был одним из первых, к-рый стал применять широко киносъемку циклограмм. Преимущество нового метода он формулирует так: «Такие кривые движения можно найти также непосредственно фотографическим путем. Первый метод составления их по кинематографической фильме имеет однако то преимущество, что может быть изображена кривая любой точки, вызывающей во время изучения интерес, между тем как при втором способе все эти точки твердо должны быть выбраны до съемки. Кроме того первый способ позволяет отмечать периоды полного спокойствия или незначительного продвижения, в то время как при изображении кривых фотографическим путем такие отметки совпадают с предыдущими и делаются невидимыми». Для получения стереоскопических изображений движений применяется одновременная засъемка двумя маленькими киноаппаратами. Сложные рабочие процессы снимаются по отдельным этапам рабочей операции в несколько смен. К фиксации времени в киноциклограммах Тун подходит двояко: 1) он или снимает одновременно на пленку также и специально устроенные часы, 2) или же применяет так наз. счетную пленку. Эта пленка имеет длину 2 м, является круговой (бесконечной) и содержит сто пронумерованных кадров. Во время проекции на экране счетная пленка вкладывается в аппарат вместе с проецируемой фильмой и благодаря просвечиванию цифр счетной пленки кадры фильмы получают на экране нумерацию, которая позволяет судить о времени. Цейтрафер. Кроме быстрых и сверхбыстрых движений, когда для съемки применяется рапид-К.,в природе наблюдаются медленные и весьма медленные процессы, изменения в к-рых недоступны подчас человеческому глазу. При замедленной засъемке этих процессов и нормальной их проекции на экране темп изменяется соответствующим образом в зависимости от степени замедления; так, если мы будем снимать со скоростью одного кадра в секунду, а проецировать со скоростью 18 кадров в секунду, то мы получим числовое выражение, равное 1/1Я, к-рое выражает уплотнение времени в 18 раз. Т.о. в 1 секунду пробегает перед глазами зрителя явление, к-рое в природной обстановке длится 18 сек. Сконструированные для этих целей аппараты получили название «цейт-рафера». Предположим, что изучается бутон цветка розы, к-рый должен скоро распуститься. Этот процесс в нормальных условиях требует около семи часов. В заснятой фильме весь этот процесс должен ориенти- ровочно быть показан в течение одной минуты. В одну минуту при нормальной проекции пробегает 20 м пленки. Следовательно для выявления этого процесса потребуется 20 метров. На каждом метре пленки помещаются 52 кадра.Следовательно в распоряжении исследователя имеется 20 х 52=1.040 отдельных кадров. Производя соответствующий процесс деления 7 часов на 1.040 моментов, мы получаем,что каждый снимок должен производиться с интервалом, равным приблизительно 0,4 мин. Стоять 7 час. у аппарата и делать по одному снимку каждые 0,4 мин., является делом чрезвычайно трудным. Поэтому съемочный аппарат соединяется с цей-трафером Работа цейтраферавесьма интересна. Аппарат сам автоматически перед съемкой через определенные промежутки времени зажигает свет, производит засъемку, а затем выключает свет до следующего снимка. Так, совершенно автоматически производится чрезвычайно ценная исследовательская работа. В медицине и биологии цейтрафер имеет огромное значение, т. к. позволяет изучать процесс развития замедленных Явлений. Л. Сухаревский. К. как метод преподавания. Показ редких видов животных и растений, постановка многих экспериментов в средней или высшей школе бывают затруднительными вследствие дороговизны аппаратуры или сложности самого эксперимента. В таких случаях пре^ красным выходом из положения является демонстрация соответствующей кинофильмы. Преимуществами К. как метода преподавания являются обычно наглядность и экономия во времени. Многие опыты или хир. операции обычно могут быть видны одновременно лишь 5—6 находящимся вблизи лицам; К. же позволяет заснять все течение опыта или операции, показать сразу тысяче зрителей во всех подробностях, а нек-рыедетали— в увеличенном виде (т. н. «первым планом-»). Кинодемонстрация занимает всего несколько минут, т. к. из фильмы исключены не-> нужные для зрителей подготовительные операции, повторения, несущественные части опыта или хир. операции. Огромную роль играют т. н. мультипликации, или живые чертежи. Если излагаемое в уроке или лекции место курса представляется сложным, то обычно прибегают к вычерчиванию на доске схем, упрощающих объясняемое явление и выделяющих из него самое основное. Теперь же при изготовлении культурфильм все чаще и чаще прибегают к вычерчиванию схем на большом числе листов бумаги в строго последовательном порядке. Каждый новый чертеж соответствует положению частей предмета через определенный промежуток времени, напр. Vie секунды. Если заснять последовательно все эти чертежи и затем про-демонстировать на экране, то ход эксперимента или протекание того или иного явления запечатлеваются с огромной силой и запоминаются надолго. Методом мультипликации пользуются для иллюстрации процессов копуляции одноклеточных, амитотическ. и митотического деления ядра, для разъяснения механизма тропизмов, сущности физиол. эксперимента (регистрация работы мышпы, передачи нервного импульса по афферентным «72 и эфферентным нервам, движение крови в сердце и сосудах и т. п.), схемы родов или хир. операции и во многих других случаях.— Кроме того кинематографическая демонстрация имеет еще преимущество перед непосредственным экспериментом в том отношении, что обычно к созданию культурфильм привлекаются крупнейшие специалисты в данной научной области. Надо однако признать, что еще недостаточно быть большим знатоком своего дела, чтобы создать очень хорошую культурфильму. К. имеет свои законы съемки, монтажа и показа и в этом отношении отличается напр. от законов композиции научно-популярной книги. Безукоризненность в смысле научности, интересность материала, его понятность школьнику или студенту,—вот те требования, к-рым должна' удовлетворять хорошая культурфильма. К. как метод школьного преподавания не завоевал себе еще в СССР должного признания, и количество школ, снабженных проекционным киноаппаратом, все еще невелико . В Германии, сеть таких школ весьма значительна и обслуживается специальной организацией: «Об-вом школьного кинематографа», имеющей особый ассортимент кинофильм и свою прокатную сеть (рис. 3 , и 4). Из числа биол. кинофильм следует особо выделить т. п. экспедиционные фильмы. Впервые такую фильму заснял во время одной из своих экспе*-диций за дикими животными Гагенбек, известный владелец зоологического сада в Гамбурге. Эта фильма имела выдающийся успех и окупила все расходы по экспедиции. Такие фильмы имеют большое образовательное значепие, очень интересны и одновременно весьма доходны.—В высшей школе, на мед. и физ.-мат. факультетах К. должна применяться, естественно, несколько в ином виде, нежели в средней школе. Здесь на первый план выдвигаются короткометражные фильмы на одну тему, напр. по хирургии могут демонстрироваться студентам фильмы, изображающие различные варианты одной и той же хир. операции или редкие случаи. Одним из первых, применивших К. к съемке хир. операций, был известный франц. хирург Дуайен.—В последнее время для съемок применяется особая камера в виде шара, подвешенная над операционным столом. Она управляется с помощью электричества из соседней комнаты. Съемщик может повернуть камеру в любом направлении, приблизить или удалить ее от операционного поля (одновременно изменяя наводку на фокус), варьировать освещаемость снимаемых деталей (лампы помещены внутри шара). Снятые фильмы демонстрируются затем хирургом на лекцияхисопровождаютсяего специальными объяснениями отдельных моментов опера-Рис.
3. Школьная кинопередвижка. ции.На лекциях по акушерству могут демонстрироваться фильмы, изображающие процесс нормальных и пат. родов и соответствующие акушерские приемы; на лекциях по гигиене—методы определения примесей в Рисунок 4. Раскрытая кинопередвижка. атмосферном воздухе, устройство водопровода, канализации, полей орошения; по десмургии—способы наложения повязок. Курсы нормальной и пат. физиологии могут иллюстрироваться кинофильмами, в к-рых засняты опыты по кровообращению, дыханию, с исследованием газообмена, опыты, показывающие деятельность моторной сферы (фильма «Удар») или органов чувств (фильмы «Глаз», «Ухо», «Звук», «Радио»). Засняты опыты Павлова с вызыванием у собак и других животных условных рефлексов («Механика головного мозга»), опыты по питанию и пищеварению («Проблема питания»). В СССР имеются фильмы: «Алкоголь», «Утомление», «Омоложение» и еще несколько других, иллюстрирующих различные главы из биологии и физиологии. По данным германского «Verzeichnis deutrcher Filme» за 1927 г. немецкие кинофильмы по медицине распределяются по отдельным дисциплинам следующим образом: патология—19 фильм, внутренние б-ни—7, неврология и психиатрия—37, хирургия—101, ортопедия—13, гинекология и акушерство—18, фармакология—9, ото-рино-лярингология—1, глазные б-ни—12. дерматоло гия—4, бактериология— 9. Большинство из них изготовлены известной кинематографической фирмой «UFA» при участии соответствующих институтов И КЛИНИК. К. Кевчоев. Институт медицинской кинематографии. Значение К. в медицине стало настолько актуальным, что назрела необходимость в организации специального ин-та. Такой ин-т возник в 1923 г. в берлинских клиниках (Charite) по инициативе д-ра Рота. Ин-т занимает два больших этажа хир. поликлиники. Съемочные процессы в нем механизированы и автоматизированы. Наибольший интерес вызывает оборудование операционного зала, где производится засъемка хир. фильм (рис. 5 и 6). Кроме операционной имеются ателье для съемок нервных больных, ателье для засъемок работ над животными, микрокинокабинет и т. д. Значение ин-та огромно. Его фильмы проникают во все страны мира. По ним учатся многие тысячи врачей. Они демонстрируются на научных конференциях и съездах. Кинематография в сан. просвещении получила за последние годы чрезвычайно широкое распространение и является в наст. время одной из наиболее массовых форм гиг. пропаганды. Совершенно естественно, что К., ставшая могучим средством политического воспитания масс, широко использующаяся в агитационно-пропагандистской работе, не могла не быть использована и в сан. просвещении. В противоположность академической, оторванной от непосредственных задач жизни, иностранной сан.-просвет. фильме, показывающей борьбу за здоровье «человека вообще», советская фильма с первых же дней взяла в своей тематике упор на обслуживание задач борьбы за здоровье трудящихся. Сначала преобладали вопросы, посвященные эпидемическому фронту, борьбе с соц. б-нями; сейчас их сменяют проблемы оздоровления труда и быта. Реконструкция быта, коренные сдвиги в жизни деревни на почве коллективизации сельского хозяйства вызывают появление на экране соответствующих новых фильм на темы здоровья. В основном все сан.-просвет. •фильмы можно разделить по характеру сценария — на художественные и научно-популярные, по размерам—-на полнометражные и короткометражные. Единичные попытки создания сан.-просвет. фильм имели место еще до революции, когда были созданы ленты: «Алкоголизм», «Туберкулез», «Чума». После революции, в период граясданской войны, были поставлены фильмы: «Сыпной тиф», под ред. Марциновского, и «Дети—цветы жизни»— Отдел, охр. мат. и млад. НКЗдр. Серьезный рост производства сан. фильм начинается лишь с 1924 г. За последние 5 лет различными киноорганизациями ло заданиям НКЗдр. РСФСР и союзных республик было заснято около 25 научно-популярных и художественных санит. фильм. Из наиболее крупных следует назвать: «Борьба за жизнь» (о малярии), «Особняк Голубиных» (tbc как соц. б-нь) — худ. картина, «Правда жизни» {сифилис), «Расплата» (гонорея), «Дорога к счастью» (охрана мат. и млад.), «Механика головного мозга» (учение об условных рефлексах), «Проблема питания», «Аборт», «Первая помощь», «За ваше здоровье» (алкоголизм), «Больные нервы» и ряд др.. Около десятка короткометражных фильм имеется по технике безопасности и охране труда, несколько учебных военно-сан. фильм («Личная гигиена красноармейца», «Пакет первой помощи» и др.). В последнее время начинают создаваться небольшие фильмы, своеобразные киноплакаты, как напр.: «Минуту внимания» (не покупайте с лотков), «Берегите жилище», предназначенные специально для демонстрирования в качестве обязательного добавления к обычной программе. Среди фильм для школы также имеется несколько лент на темы охраны здоровья, служащихпо-собием при прохождении школьниками соответствующего комплекса. В целях сан. просвещения прибегают также к демонстрированию нек-рых не специально санитарных художественных фильм, но косвенно затрагивающих те или иные соц.-гиг. проблемы— половой вопрос, проституцию, алкоголизм, аборт и т. п. В наст, время сан. фильмы выпускаются гл. обр.«Совкино» и «Межрабпом-фильм», а также киноорганизациями союзных республик (ВУФКУ, Белгоскино и др.). Методические вопросы применения К. в сан. просвещении были впервые поставлены на I Всероссийском совещании по санитарному просвещению в 1921 г. Использование К. для сан. просвещения происходит по линии общего проката, когда сан.-просвет. лента идет в обычных кино, либо заполняя собой целую программу либо в виде дополнения к сеансу художественных фильм (согласно декрету СНК СССР от 7/XII 1929 г. в каждую программу должна быть обязательно включена по лит.-просвет, фильма); основной же формой использования сан. фильм является клубный и деревенский прокат (в последнем случае преимущественно через кинопередвижку). Являясь в своей основе одной из наиболее живых форм наглядного метода, К. дает фактическую возможность синтеза всех методов сан. просвещения. Демонстрация сан.-просвет. фильмы должна сопровождаться или, вернее, предваряться кинолекцией, по своему методическому построению существенно отличающейся от обычной лекции. Весьма целесообразным является также развертывание в фойе временных выставок на тему, освещаемую лентой, а также организация гигиенической консультации специали-Рисунок 5. Рисунок 6.
Рисунок 5. Операционная в Институте Рота, киносъемка. Рисунок 6. Кадр из фильмы, поставленной Институтом Рота: типичная апендектомия. стами-врачами, в перерывах между сеансами продажа соответствующей популярной литературы и составленных под определенным углом зрения либретто к сан.-просвет, фильмам. В настоящее время начато изучение методики применения К. в сан. просвещении и изучение интересов зрителя и эффективности кинолент в деле внедрения гигиенических знаний и навыков. Работа эта—в стадии первоначальных исканий. В части демонстрационной весьма важно изобретение дневного проектирования с помощью киноустановки типа «Дуоского и др., особая, сравнительно несложная конструкция к-рого делает возможным демонстрирование в любом помещении, без специального, дорогостоящего затемнения. А. Эдепыптейн. Перспективы развития К. Развитие науч-но-технич. мысли поставило на очередь разрешение ряда важнейших технических проблем, которые делают целую революцию в К. Бывшее до сих пор немое, бесцветное и плоскостное кино сходит со сцены, умирает. На смену идет звуковое, цветное и сте-рёоскопич. кино. Звуковое кино имеет в медицине и биологии огромное значение. В медицине звуковая фильма позволит слышать работу сердца и легких. За границей уже демонстрируются звуковые фильмы, показывающие работу сердца. Зритель видит здоровое сердце и слышит чистые тоны. Затем показываются различные дефекты клапанов, сердечной мышцы и т. д., причем эти пат. изменения сопровождаются изменениями тонов. Чистота тонов исчезает, появляются шумы, расщепления тонов, глухота и т. д. То же самое имеет место и по отношению к легким: различные изменения в легочной ткани—уплотнения, фокусы, воспалительные процессы—меняют нормальное дыхание, выслушиваемое при помощи аускультации, и дают различные изменения, к-рые улавливаются хорошо даже малоопытным ухом. Понятно, что в деле мед. преподавания это открывает большие возможности. В области биологии звуковое кино найдет еще большее применение: крики диких зверей, пение птиц, звуки, издаваемые насекомыми,—все это явится ценнейшим материалом как по линии научного исследования, так и по линии преподавания. Цветное кино позволит в медицине показывать все в натуральных цветах. В Германии, Франции и САСШ уже демонстрируются цветные хир. фильмы, которые показывают операции в естественных красках. Кровь здесь красная, марля белая, инструментарий сверкает серебристостью никеля и т. д. В Берлине в клинике проф. Бира имеется специальная киноустановка, демонстрирующая цветные хир. фильмы. Цветное кино найдет также широкое применение при засъемке лабораторных исследований (моча, кровь, мокрота, кал), хим.реак-ций и т. д. В биологии цветному кино также предстоит большое будущее: показ животного мира в натуральных цветах. Стереоскопическое К. позволит в хир. фильмах дать представление рельефности. Плоскостная операция умрет. Зритель будет видеть отдельные слои тканей, напр. кожу, подкожную клетчатку, различные мышечные слои, кишечник и т. д., все это будет представляться в объемном, рельефном виде и будет давать представление глубины. Аналогичное еще в большей степени будет наблюдаться в биологии.—В настоящее время за границей уже демонстрируются фильмы, к-рые обладают всеми этими достоинствами: они звуковые, цветные и стереоскопические. Показ этих фильм оставляет у зрителя неизгладимое впечатление. В медицине и биологии к этому только подходят. Здесь предстоит огромная работа. Однако огромное значение ее оправдывает все те усилия, к-рые по этой линии будут затрачены. Несомненно, что завтрашний день в медицине и биологии принадлежит звуковой, цветной и стереоскопической фильмам. Киноюраиия. Проблема кинотерапии является новой. Она только начинает ставиться в порядок дня. Благодаря этому не накопился еще тот практический и экспериментальный материал, к-рый мог бы послужить нек-рой основой для обобщений и определенных директивных выводов. Тем не менее уже сейчас можно сделать небольшую наметку, к-рая после проверки ляжет в основу будущей разработки вопросов кинотерапии. Как известно, К. оказывает огромное влияние на психику человека. В зрительном зале кинотеатра зритель часто плачет над трогательными эпизодами фильмы и весело смеется над юмористическими ситуациями. Как часто приходится слышать, что после нек-рых фильм, насыщенных «ужасами» и т. д., зритель чувствует себя разбитым, усталым и, наоборот, есть фильмы, которые бодрят его, поднимают активность и т. д. На этом зиждется огромное агитационное действие К. Это влияние К. на психику, на эмоциональную сферу человека можно при умелом подходе использовать в терал. целях. Теоретически рассуждая, можно создать специально подобранные фильмовые программы, составленные на основе научного изучения восприятий зрителей различных категорий, в том числе и больного,к-рые будут иметь определенное положительное психотерап. воздействие . Данный метод применения фильмовых программ в лечении б-ных получил название метода «кинотерапии». Особенное значение метод кинотерапии может получить в той рубрике заболеваний, которые называются психогенными реакциями. При умелом подходе врача кинотерап. метод в условиях правильной его дозировки может оказаться одним из наиболее ценных звеньев в общей системе лечения б-ного. Эта дозировка должна заключаться в том, что необходимо тщательно изучать, какие б-ные и в каком стадии развития б-ни воспринимают те или другие фильмы и как последние на них действуют. При таком изучении можно для каждого заболевания или для группы однородных заболеваний создать серии градуированных психотерап. фильм. Так, по неврастении может быть создан рчд программ, ряд кинотерапевтических дозировок. Каждая из этих программ имеет свой определенный номер, к-рый определяет ее установку и содержание. Грубо сравнивая, здесь можно указать на практику диетстоловых, где имеются столы разных номеров и каждый из них предназначается для определенного заболевания (язва желудка, ахилия и т. д.). Следовательно и здесь можно подобрать специальные программы для неврастении в легкой форме. В такой программе должен быть подобран материал успокаивающего и развлекающего характера. Поэтому в данной программе должны найти себе место небольшие видовые (географические) фильмы, бодрящая сюжетная фильма, комическая. На основе экспериментальных наблюдений кинотерапия должна дозироваться и во времени. Для одной группы заболеваний достаточно 30 минут сеанса, для другой—50 минут, для третьей-—70 мин. и т. д. В известной мере рациональная кинотерапия может выполнять функции психотерапии и являться инструктивной по линии трудовых процессов. Возможности здесь открываются большие. Исследовательская работа в этом направлении нервно-психиатрических учреждений позволит приступить к разработке типовых программ и постепенной кинофикации сети лечебных учреждений,создаст реальные предпосылки для быстрого развития кинотерапии как МОЩНОГО леч. фактора. Л. Сухаребский. Влияние кинематографа на детей и подростков весьма велико. Значение К. определяется колоссальным ростом сети кинематографов. Во всем мире насчитывается до 55.000 кинематографов. В САСШ функционирует в настоящее время (1930) более 20.000 постоянных кинематографов, и ежедневная посещаемость их достигает 22 миллионов чел. Средняя посещаемость кинематографов детьми в Нью-Йорке доходит до 100.000 чел. ежедневно. В СССР по приблизительным подсчетам проходит через кинематографы до 200 млн. зрителей в год. Дети составляют до 40% всех посетителей. Данные специального обследования в нек-рых школах показали, что 83% опрошенных детей является постоянными посетителями кинематографа. По другим подсчетам 40% детского досуга падает на кинематограф. Входя в общую сумму факторов среды, определяющих развитие ребенка, К. оказывает тем большее влияние, что детскому возрасту свойственны в большей степени зрительные образы. Благодаря этому К. играет роль воспитательного фактора большой силы. В основном значение К. определяется воздействием на эмоциональную сферу ребенка. Давая яркое зрительное восприятие, кинематограф может заполнять в значительной степени псих, переживания ребенка.—В общей системе воспитания К. является одним из важнейших педагогических средств воздействия, к сожалению в СССР еще недостаточно использованным. Позволяя сделать преподавание наглядным, К. тем самым обеспечивает более прочное усвоение школьных знаний. В этом отношении перспективы развития школьного кинематографа велики, и несомненно «кинематограф в школе скоро займет- такое же твердое положение, как классная доска или книга» (Луначарский). Проблеме влияния К. на детей в последнее время уделяется много внимания. Наряду с этим большим положительным значением кинематографа в его сегодняшнем развитии, когда содержание кинематографа на Западе определяется исключительно коммерческими соображениями и стремлением угождения вкусам мещанской публики, а кинематограф в СССР далеко еще не освободился от вредного влияния капиталистического кино,—кино оказывается также и отрицательным фактором не меньшей силы. Среди отрицательных влияний кино можно разграничить 2 основные группы. Часть— чисто физические моменты (темнота, духота и пр.) и часть—моменты чисто психологические (благодаря отрицательным образам различных детективно-приключенческих фильм). Кино является чрезвычайно сильным раздражителем, не дающим возможности адекватной «на себя» реакции. Кино воздействует все время на глаз, на один и к тому же наиболее развитый анализатор. Благодаря этому в нервном аппарате образуется один сильный очаг возбуждения. Многочисленными экспериментами установлен факт огромного влияния самой демонстрации кинофильм на сетчатую оболочку глаз. Сильные световые лучи, резкая перемена освещения, быстрая прогонка ленты на экране, дрожание и непрерывное мерцание, частые разрывы ее нередко дают блефарит (воспаление век) и конъюнктивит.—Добавочные вредные влияния на организм зрителя проистекают от длительного пребывания в душном зрительном зале. Нередки явления паталоги-ческого утомления, доходящего до мозгового истощения. Однако явления утомления обусловлены не исключительно внешними условиями показа; они наблюдаются также в лабораторных условиях экспериментального кино при соблюдении всех требований общей гигиены. Ряд исследований в СССР и за рубежом показал, что просмотр кинофильм даже в условиях особо благоприятных понижает работоспособность детей в большей степени, нежели целый учебный день. Так, по данным Нечаева средний коефициент снижения памяти после кино был 8% (тогда как после уроков он равняется только 6%), коефициент внимания снизился на 19% (после уроков, наоборот, он поднялся на 4%). Скорость письма после кино снижалась на 4% (после же уроков она поднималась на 6%). Бельгийский исследователь Рувруа (Rouvroy) на основании своих исследований утверждает, что трудоспособность детей после утреннего сеанса, продолжающегося 2 часа, включая 10 двухминутных перерывов, уменьшилась на целых 20%. У слабых детей утомление оказалось вдвое больше, чем после дня занятий, проведенного в школе. Утомление особенно сильно у детей нервных, анемичных, страдающих неправильным кровообращением и «дефектами зрения». Попытки оздоровления внешней обстановки демонстрации фильм, правильный выбор картин соответственно возрасту кинозрителей и другие меры гиг. характера не избавляют от утомления. Вследствие этого большинство исследователей приходит к тому выводу, что кинематограф не может рассматриваться как целесообразная форма отдыха. Музыкальное сопровождение фильмы, как всякий побочный раздражитель, совпадающий во времени с основным, усиливает еще более образовавшуюся доминанту. В результате этого получается общее перевозбуждение нервной системы. Давая зрителю с головокружительной быстротой самые разнообразные и сменяющие друг друга раздражения, кино не представляет ему необходимого минимума времени для их переработки в центр.нервной системе. Получается усеченная неоконченная реакция. В частности ребенка кино лишает возможности образовывать устойчивый ориентировочный рефлекс: он не может задавать своих вопросов «почему» и «как». Раздражения кино остаются неотреагированными. Зрительные образы вообще довольно живучи, тем более кинематографические жесты. Благодаря приобретению ими стереотипного характера (в игре даровитых исполнителей) они действуют на моторные центры с особой силой. Импульсы неотреагированные, в частности у детей и подростков, переходят в область бессознательного.Виденные движения, жесты впоследствии воспроизводятся ими уже помимо и вне контроля сознания—автоматически. Эксперименты Рувруа над детьми, стоящими по своему психо-физическому развитию ниже нормы, показали, что эти дети автоматически повторяют все виденные ими на экране движения и продолжают их даже после внезапных перерывов демонстрации. У детей—завсегдатаев кино, страдающих киноманией, наблюдаются частые ночные кошмары, судороги и непроизвольные движения общей мускулатуры, являющиеся следствием перевозбуждения их нервной системы. По наблюдениям московских педагогов дети, часто посещающие кино, выбитые из нормальной жизненной колеи, отстают в учобе, дезорганизуют школьный коллектив и нуждаются в психотерапии. Больше того: по свидетельству Рувруа наблюдался ряд случаев, когда кино разрушало с большим трудом восстановленное здоровье невропа-тичных детей. Влияние кино на преступность детей и подростков. Неограниченное влияние кино на восприимчивую и легко внушаемую детскую психику может превратить это огромной важности педагогическое средство в средство разрушения растущей личности. Уголовная хроника богата случаями, в которых методы преступления и само оно внушены той или иной кинематографической картиной. Докладная записка Главсоцвоса гласит: «Кинопьесы сенсационного характера с героями уголовного типа, окруженными романтической удалью и головокружительным успехом, губительно отражаются на псих, природе детей. Сплошь и рядом толчок к преступлению дается подросткам именно фильмой в кино». В числе факторов, толкнувших молодую девушку на проституцию, по мнению проф. Люблинского, нередко встречается «стремление к красивой и легкой жизни, виденной на экране». Влияние кино на несовершеннолетних правонарушителей легко обнаруживается из приемов, какими они работали. Часты случаи, когда само стремление пойти в кинематограф толкает мало устойчивых подростков на совершение мелких краж, вымогательств, даже ограблений, но это относится к киноманам. Влияние кинематографич. детективн. романтики на поведение молодежи сказы- >АФИЯ 689 вается в семье и школе. У юных правонарушителей роль кино выявляется из первого же опроса. В СССР таких специальных обследований не проводилось. В Германии же в 1926 г. были обследованы учащиеся берлинских проф. школ в целях установления характера и степени влияния на молодежь т. н. уголовной-литературы, включая кинематографические сюжеты. Каждому школьнику предлагалось написать самую увлекательную уголовную историю. Не помня названия известных им уголовных рассказов и фильм, подростки в своих сочинениях с достаточной определенностью отреагировали обильную кровавую романтику, к-рой их питает современный кипорепертуар. Характерно, что эту молодежь, если судить по данным обследования, интересует само преступление, а не его мотивы. В этом сказывается примитивность и внешняя логика различных кинодрам с их потрясающими сценами убийств, насилий, краж и грабежей, захватывающими детское воображение и не дающими осмыслить виденное. Немногим отличны от этих картин т. н. детективные картины, героями которых обычно является сыщик с его пленяющими юного зрителя «трюками». Герой этот морально небрезглив. Вделе борьбы с влияниемкино на преступное поведение подростков преувеличенные надежды возлагаются на цензуру. Но она не учитывает ни степени детской восприимчивости ни того факта, что и в самых хороших. картинах имеются сцены насилия и преступлений, к-рые по разному воспринимаются взрослым и юным зрителем. Влияние кино значительнее, чем книг и картин, а потому в киноцензуре необходимо участие педолога, к-рый учитывал бы специфичность детского восприятия. Наряду с цензурой практикуются обычно возрастные ограничения при посещении того или другого фильма. Однако эти меры успокаивающе действуют на родителей и педагогов, подростки же всеми мерами обходят такого рода запреты. Однако было бы совершенно ошибочным на основании вышеизложенного впадать в панику и пессимизм в оценке значения К. для детей в целом. Все сказанное выдвигает перед педагогами, врачами-педологами и киноработниками серьезную задачу нейтрализации этих вредных сторон и максимального использования богатейших положительных возможностей, заложенных в К. и позволяющих сделать из кинематографа могучее орудие социального воспитания подрастающего поколения. В этих целях крайне важна постановка планомерного изучения влияния кинематографа на детей и их восприятия. К сожалению систематическая исследовательская работа в этой области еще слабо поставлена. Методика изучения кинозрителя и учета его реакций на различного рода киностимулы только еще разрабатывается рядом научных учреждений (ин-ты методов школьной и внешкольной работы, Ин-т экспериментальной психологии и др.). Изучение это затруднено тем, что реакции кинозрителя по большей частью являются скрытыми. Зритель реагирует на киностимулы комплексно и подчас после значительного периода времени. Наиболее широкое распро- странение нашел лишь один метод анкет. Он вышел за пределы лаборатории и охватил много тысяч детей и подростков в ряде мест. Этим массовым методом выясняются интересы детей разного возраста, пола и социального положения к разного рода фильмам (революционным, научным, художественным и т. д.). В целях полного использования возможностей благотворного влияния К. на детей и подростков необходимы как подбор фильм, пригодных для этого возраста по спискам, составляемым компетентными педагогическими организациями, так особенно важно создание специальных детских фильм, рассчитанных на различные возрастные группы (дошкольники, школьники и т. д.). Наряду с этим в детском кино должна быть развернута широкая педагогич. и врачебно-педоло-гическая работа.—-Учитывая биол. особенности детского возраста, необходимо сугубое внимание обратить на гигиену киноработы. В школе как правило демонстрация учебной фильмы не должна превышать 15— 20 мин. Вне школы на детском утреннике максимальная кинодемонстрация не должна превышать 60 мин., причем посередине демонстрации (после первых 30 мин.) должен быть устроен перерыв, во время к-рого дети могут отдохнуть, побегать и поиграть. Далее необходимо обязательно ввести целый ряд гиг. мероприятий, которые нейтрализуют вредные стороны кино в физиологическом смысле (размер экрана, ритм, темп прохождения фильмы, расположение сидящих и т. д.). Здесь необходимо помнить основные моменты: 1) фильма должна итти ровно, несколько замедленным темпом, юный зритель без излишнего напряжения должен успеть просмотреть все надписи и хорошо усвоить содержание картины; 2) фильма не должна дрожать при демонстрации—это утомляет аудиторию; 3) экран должен быть большой, тогда его содержание наглядно и четко; 4) освещение экрана на всей его поверхности должно быть одинаково равномерным; 5) переход от света к темноте и обратно в зрительном зале должен совершаться постепенно, без резкости, чтобы дать привыкнуть глазу; 6) дети должны сидеть не ближе 5 метров к экрану; 7) надписи должны быть крупные, четкие и должны быть хорошо видны всем зрителям. с. Гинцбург. Проф. вредности кинопроизводства. Кинематографическое производство включает в себя разнообразнейшие специальности физического и творчески-художественного труда. По признакам общности нек-рых основных факторов проф. вредностей и характера участия в производстве можно разбить всех киноработников на след. основные группы. 1. Работники павильона, участвующие в съемке или непосредственно обслуживающие ее: артисты, режиссеры, операторы, осветители. Общим для этой группы является воздействие ультрафиол. лучей значительной мощности, т. к. открытые дуговые лампы богаты короткими ультрафиолетовыми лучами до длины волны около 232 пщ. При достаточной мощности источника лучи около 300 тц и короче могут вызвать глубокие изменения в клетках и тканях организма. При съемке павильон освещается многочисленными дуговыми и ртутными лампами с общей силой света, измеряемой сотнями тысяч свечей. Работа при ярком свете занимает обычно до 7з всего рабочего времени этой группы. Между тем достаточно уже меньшего времени для того, чтобы при помощи одной из средних ламп вызвать ожог кожи, и еще меньшего для ожога слизистых. В связи с воздействием ультрафиолетовых лучей у работников ателье нередко встречается в качестве специфического проф. заболевания острое заболевание глаз, известное под названием ophthalmia optica (поражение соединительной оболочки и роговицы). Чаще других при этом пострадавшими оказываются киноартисты, к-рые по характеру своей профессии не могут пользоваться защитными очками и кроме того принуждены подавлять как сознательные, так и рефлекторные защитные движения против света (смыкание век, зажмуривание глаз, движения глазного яблока и головы). Применяемые при съемке лампы обладают яркостью, доходящей до 15.000 свечей на см2. С этим связана опасность «ослепления», особенно для осветителей, к-рым приходится следить за правильным горением ламп. Характерной проф. вредностью для работников ателье являются также напряженность и резкие колебания темпа работы, а также неблагоприятные сан. условия павильонов: плохо проветриваемые помещения, воздух которых загрязняется продуктами дыхания людей, пылью, выделяемой при разборке и перестановке декораций, переноске и сборке осветительной аппаратуры, и продуктами физи-ко-хим. изменения состава воздуха под влиянием излучения (озон, окислы азота).— Профилактические мероприятия: 1) остекление всей осветительной аппаратуры, чем исключается воздействие на работающих лучей короче 313—320 т/j, (эти лучи почти полностью поглощаются зеркальным стеклом); 2) снабжение работников очками с оранжевыми, сине-зелеными или серо-зелеными стеклами; 3) устройство рациональной приточно - вытяжной вентиляции; 4) просторные фойе и комнаты отдыха и 5) общесанитарное благоустройство павильонов.— 2. Работники павильона, занятые постановкой и обстановкой декораций: художники, маляры, постановщики. Их характеризуют следующие общие условия труда: 1) упомянутые выше особенности сан. неблагоустройства павильона, где протекает большая часть рабочего времени этой группы; 2) нервно-психическое напряжение, обусловленное резкими колебаниями темпа работы, почти полное отсутствие автоматизма в работе вследствие разнообразия заказов и необходимости быстро приноравливаться к требованиям разнообразных картин; 3) необорудованность и непостоянство рабочего места и необходимость без всяких приспособлений поднимать любые тяжести, что благоприятствует травматизму .•—К основным мероприятиям по о х-ране труда относятся переноска возможно большего количества работ в мастерские (малярную и столярную) и установка различных приспособлений для подъема тяжестей и для внесения некоторых удобств в работу в павильоне.—3. Работники подсобных мастерских павильон а—бутафоры, гримеры, костюмеры, реквизиторы. Бутафор—одновременно и скульптор, и слесарь, и столяр, и переплетчик, и пиротехник. Работа его протекает в крайне неблагоприятных сан. условиях (неприспособленность рабочего места, отсутствие инструментов , плохая вентиляция) и требует значительного нервно-психического напряжения вследствие разнообразия, спешности и неточной формулировки заказов. Работа гримера, костюмера и реквизитора в основном сходна с работой парикмахеров, портных и хранителей музейных коллекций; от них требуется знакомство с вопросами художественного оформления быта, знания различных эпох, национальных особенностей и т.д. Работа их протекает при крайне неблагоприятных общесанитарных условиях (теснота, пыль, опасность простуды и инфекции).—4. Работники лаборатории, занятые в темных помещениях (проявщики, фиксажисты, копировщики, намотчики). Непривычный человек при слабом красном свете едва различает очертание предметов на расстоянии 1 м. Эта обстановка вызывает психическую депрессию и большую утомляемость. Проявщики и фиксажисты кроме того работают в сырых, плохо вентилируемых помещениях, воздух к-рых загрязняется выделениями фиксажных и проявочных баков (S02, следы амил-ацетата, продукты разложения органического вещества проявителя). Работа проявщика требует напряжения зрения при контроле процесса проявки, а работа фиксажиста—обращения с холодной водой и значительного мышечного напряжения. Копировщики работают в перегретых, дурно вентилируемых помещениях, вдыхают пары амил-ацетата и ацетона (см.). Проявщикам часто приходится выходить на свет для проверки проявленной ленты, что связано с адаптацией к резко различным степеням освещенности. Этот момент еще резче выражен у копировщиков при наблюдении за движением ленты в копировочном аппарате, причем происходит быстрое мелькание света. К основным мероприятиям по охране труда этой группы относятся устройство общей приточно-вытяжной вентиляции, удаление газообразных продуктов фик-сажного бака на месте образования, периодическая промывка баков формалином, замена деревянных баков гончарными, устройство сушильных шкапов для одежды, выдача непромокаемой обуви.—5. Работники монтажного отделения: монтажницы, подборщики и установщики по свету, контролеры, склейщицы, метражистки и чистильщики. Общим для работников всей этой группы является вдыхание паров ацетона и амил-ацетата, входящих в состав клея, применяемого для склеивания ленты. Этот фактор проф. вредности соединяет в одну группу работников по существу различных профессий. Амил-ацетат был обнаружен в еклеечной мастерской ф-ки Совкино № 1 в количестве около 100 мг на 1 J№3 воздуха, ацетон — в количестве 5 — 7 мг на 1 ж*. Литературные данные и наблюдения поли- клиники Ин-та им. Обуха определенно указывают на влияние амил-ацетата на кровь и сосудистую систему данной проф. группы. По характеру своей работы неизбежно должны иметь дело с амил-ацетатом только склейщицы и монтажницы; остальные имеют дело с этим ядом, поскольку они работают в общем помещении'с последними. Монтажницы, контролеры и установщики света являются группой работников умственного труда, требующего значительного напряжения нервно-психической сферы и органа зрения. Напряжение зрения резко выражено и у склейщиц. Наблюдение за быстро движущейся лентой вызывает у последних, а также и у контролеров отчетливое нистагмоидное движение глазного яблока, к-рое должно влиять утомляющим образом. У всей группы рабочий день сильно уплотнен. Рабочая поза вследствие несовершенства моталки для ленты, рабочего стола и сиденья неправильна, слегка кифосколиотична.—Необходимые мероприятия по охране труда: 1) отделение лиц, имеющих дело с клеем, от остальных профессий, 2) устройство рациональной рабочей мебели (стулья и монтажные столы), 3) снабжение склейщиц и монтажниц специальными ножницами для резки и клейки ленты, 4) удаление ацетона и амил-ацетата на месте их образования. — 6. Для рабочих промывочного отделения основной проф. вредностью является работа в сыром помещении и обращение с холодной водой, красителями и виражами, в том числе «коричневым», выделяющим H2S. Для рабочих сушильного отделения—повышенная t° воздуха (до 30°) при большой относительно влажности; для рабочих аналитического отделения—вдыхание HaS hS02.—Особняком стоят фотографы, обслуживающие павильон во время съемки, исъемщики надписей. Для первых проф. вредности общи частью с операторами, частью с проявщиками; для съемщиков надписей основной профессиональной вредностью является работа при искусственном свете и обращение с очень яркими лампами. Н. Лондон. Лит.: Гельмонт А., Изучение влияния кино на детей, Кино и культура, 1929, № 4; 3 а к, Кинематограф и детская преступность, Журн. уголовн. права и процесса, 1913, № 3; Кино, дети, школа, сборник под ред. А. Гельмонт, М., 1929; Культработа вокруг сан.-просвет, фильмы, изд. Сан.-просвет. бюро Лешгагр. облздрава.Л.—М., 1930; Культурфиль-ма, сборник под ред. К. Шутко, М., 1929; Люблин-с к и й Л., Кинематограф и дети, М., 1925; Правдолюбов В., Кино и наша молодежь, М.—Л., 1929 (обработка анкетных данных); Сухаревский Л., Научное кино, М., 1926; о н ж е, Обзор сан.-просветительных кинофильм за 10 л. пролетарской революции, Теория и практика сан.-просве-шения, вып. 6, М., 1928; о н ж е, Кинолекции, М., 1928; о н ж е, Рентгенокинематография, Кино и культура, 1929, № 7—8; он at е, Учебное кино, Мэсква, 1930; Тягай А., Кино и медицина, Вестн. совр. медиц., 1929, № 18; Фогель М., Гигиеническое просвещение, М., 1928; 3 мдин П., Кинематография в медицине, Врач, дело, 1927, № 16; Сшё-matographe, Commission consultative pour la protection de l'enfance et de la jeunesse, Societe des Nations, Geneve, 1928; Fuchsig H., Rund ш den Film, Wien—Lpz., 1930; Jones H., Conrad H. and Horn A., Psychological studies of motion pictures, Berkeley, 1928; Liesegang P., Wissen-scaaftliche Kinematographie, Diisseldorf, 1920; Mar-chant .Т., The cinema in education, L., 1925; Jt o-reck K., Medizin und Film, В., 1926; он же, Lehr- u. Kulturfilme, В., 1927; он же, Sittenge-schichte des Kinos, Dresden, 1928; Perry C, Attitude ot high school students towards motion «85 68в pictures, N. Y., 1923; Rot he A., Kinegrammata medica, В., 1926; Sardi A., Cinque anni di vita dell" Istituto nazionale L. U. С. Е-, Roma, 1930; Scbrott P., Leltfaden f. Kinooperateure u. Kino-besitzer, В., 1928; Sellnick G., Kinematogra-phle u. Schule, Lpz., 1926; V о g e 1 M., Hygienische Filme, Dresden, 1927; Weiser M., Medizinische Kinematographie, Dresden—Lpz., 1919. Периодические издания по культурфильме.—Кино и культура, М., с 1929; Bildwart, В., с 1926; Jahr-buch der Filmindustrie, В., с 1922; Medizin u. Film, В., с 1926; Revue internationaie du cinema educatif, Rome, с 1928.- КИНЕСТЕЗИЯ (от греч. kinesis—движение и aisthesis—ощущение), ощущение положения и движения отдельных частей тела, сопротивления и тяжести внешних предметов. Это сложное ощущение (кинестетическое), раньше неправильно называвшееся «мышечным чувством», обусловлено одновременной деятельностью нескольких ...
- КИНЕТИКА ХИМИЧЕСКАЯ (от греч. kinesis—движение), отдел теоретической химии, посвященный изучению законов хим. реакций. Можно наметить несколько типов хим. взаимодействий и прежде всего отличать реакции, протекающие в гомогенной (однородной) среде, от реакций, совершающихся ...
- КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (от греч. kinesis—движение), основана на представлении о веществе как совокупности молекул, связанных молекулярными силами и находящихся в непрерывном движении.Наиболее простым случаем является случай газа, который согласно К. т. в первом ...
- КИНЕТИЧЕСКОЕ ОЩУЩЕНИЕ (кинестезия), двигательное чувство, способность определять направление и объем движений в различных суставах. К. о. относится к разряду глубокой чувствительности (проприо-цептивные импульсы от суставных концов костей, сухожилий и мышц) и входит ...
- КИНЕТОПЛАСТ, морфологический комплекс, образуемый у трипаносом и близких им жгутиковых блефаропластом и параба-зальным тельцем и связанный со жгутом. Называется также кинетонуклеусом.хотя никакого отношения к ядру не имеет.