МОЛОЧНАЯ КУХНЯ
Рисунок 1. Моечная машина.
-бутылок достигается тем, что они многократно опрыскиваются горячим раствором щелока. После очистки на машине бутылку нужно или просушить горячим воздухом, или прокипятить, или же простерилизовать горячим паром. Вся употребляемая в М. к. утварь чистится с помощью горячей воды и мыла. В учреждении большого размера применяются для чистки утвари специально для этой цели устроенные аппараты. 3. Приготовление детской пищи. Питательные смеси в М.к.пригото- вляются или из молока с добавлением к нему других продуктов—сахара, муки, масла и пр., или же из производных молока—творога, сливок, пахтанья и пр. Некоторые виды детской пищи, как напр. белковое молоко, пища Черни и Клейншмидта требуют для своего изготовления специальной техники и иногда спедиальных приборов. В общем однако детская пища изготовляется ручным способом, к-рый остается одним и тем же независимо от размеров учреждения. Для изготовления сливок М. к. должна располагать сепаратором. Составные части детской пищи смешиваются в должных количествах вместе, и полученная т. о. питательная смесь (см. Молочные смеси) разливается в бутылки. Для разлива применяются специальные б. или м. сложного устройства аппараты. Некоторые из них дают возможность наполнять за один раз только одну бутылку. С помощью аппаратов более сложной конструкции можно одновременно наполнять большие количества бутылок. В самых крупных учреждениях необходимо применять такие машины, которые вслед за наполнением бутылки ее закупоривают.— 4. Приготовленная и разлитая в бутылки пища должна быть прогретадо 100°. Для этой цели бутылки помещаются в стерилизатор. Имеются два главных типа стерилизаторов: водяная и паровая баня. Существует очень много видов стерилизаторов, к-рые все сводятся к варьированию одной и той же идеи. При пользовании водяным стерилизатором (рисунок 2) ставят бутылки с приготовленной пищей в воду и доводят t° последней до 100°. В паровом стерилизаторе (рис. 3) помещают бутылки в атмосферу нагретого до 100° пара.— 5. При м е н е н и е холода. Существеннейшее значение при работе в М. к. принадлежит применению холода. Холод нужен в М. к. как для того, чтобы сохранить всю массу доставляемого в нее молока, так и для того, чтобы приготовлять определенные виды детской пищи. В учреждениях среднего масштаба можно ограничиться для получения холода дворовыми ледниками, с надземным или боковым хранением льда (см. Лед). В больших учреждениях центрального типа необходимы холодильн. машины.—При устройстве центральной М. к. нужно стремиться к тому, чтобы увеличение объема работы не отразилось на срочности изготовления, т. к. вся продукция М. к. всегда должна быть готова к определенному часу. Этого можно достигнуть только при том условии, если благодаря механизированию будет устранено влияние тех моментов, к-рые служат обыкновенно причиной замедления работы М. к. К этим моментам относятся 1) охлаждение по-Рисунок 2. Водяной стерилизатор.
ступающего молока, 2) охлаждение приготовленной детской пищи после ее стерилизации, 3) разлив и 4) чистка бутылок. Для ускорения всех этих стадиев работы центральная М.к. должна быть механизирована. М. к. изготовляет детскую пищу по назначению врача и вследствие этого осуществляет контроль над вскармливанием ребенка. Поскольку идет речь о сан. свойствах продукта, из которого изготовляется детская пища, М. к. может сделать весьма мало. М. к. не допускает в обращение очень кислого молока и с помощью своевременного и достаточного охлаждения и стерилизации препятствует дальнейшему прокисанию продукта. Но М. к. принуждена пользоваться тем молоком, к-р ое ей присылают. Если же она путем охлаждения и прогревания парализует размножение и жизнедеятельность микроорганизмов, то она во всяком случае не в состоянии удалить из молока содержащиеся в нем мертвые бактериальн. тела. Точно также М. к. не может повысить содержание витаминов в молоке. Другими словами М. к. не может сделать из плохого молока хорошее. Из этого вытекает, что М. к. должна получать хорошее молоко, чистое и богатое витаминами. Т. о. цель работы М. к.—оздоровление детского населения,—поскольку оно зависит от качества пищи, может быть достигнута лишь при том условии, что М. к. и молочная ферма будут работать совместно, дополняя одна другую. Соответственно приведенной схеме работы М. к. устраивается ее помещение. Наиболее целесообразной представляется следующая последовательность помещений соответственно стадиям работы: 1) для доставки молока и его испытания, 2) для охлаждения молока, 3) для сепарирования, 4) для изготовления питательных смесей, 5) для стерилизации, 6) помещение для выдачи матерям. Далее нужны помещения для: 1) обратной посуды, 2) чистки посуды, 3) хранения чистой посуды. Персонал. Помещения для персонала: 1) помещение для врача и лаборатории, 2) для среднего и младшего персонала, 3) канцелярия.—С л у ж б ы: 1) кладовая, 2) инвентарная.—Для работы в М. к. пользуются персоналом, получившим специальную подготовку. Такую подготовку дают прежде всего мед. техникумы, в к-рых изучается весь комплекс наук, знание к-рых необходимо для работников в области охраны материнства и младенчества и в состав к-рых входят и сведения, относящиеся к М. к. Кроме того в нек-рых б. или м. крупных М. к. производится практическое и теоретическое обучение лиц, к-рые желают по- святить себя этой работе. Персонал М. к. состоит прежде всего из сестер М.к. Они изготовляют непосредственно детскую пищу Эти работники должны быть хорошо знакомы с молоком как с рыночным товаром и сырым материалом для изготовления детской пищи. Они доляшы уметь производить все применяемые в М. к. исследования молока и должны быть знакомы со всеми методами изготовления детской пищи.—Кроме работы по непосредственному изготовлению пищи в М. к. приходится выполнять довольно большую счетную работу. Для облегчения счетной работы НКЗдр. изданы образцы ведомостей, содержащие в себе уже готовые раскладки для всех видов детской пищи и для всех ее количеств.—М. к. должна находиться под наблюдением врача, в особенности в тех случаях, когда учреждение имеет крупные размеры, и выполняет обязанности центральной М. к., а в особенности, если в нем ведется преподавание. В настоящее время молочная кухня встречается всюду, где ведется работа по охране младенческого возраста. В связи с особенностями диететики грудного возраста, принятыми в каждой отдельной стране, содержание и методы работы М. к. приобретают местный отпечаток. В этом отношении заслуживают внимания особенности работы М. к. в Америке. В Зап. Европе и в СССР принято составлять детскую пищу из отдельных, входящих в ее состав про-Рисунок 3. Паровой стерилизатор.
дуктов (молоко, вода, отвари пр.), отсчитываемых количественно (напр. 120 cmz молока, 60 см3, воды, 9 г сахара и т. д.). В Америке составные части|отсчитываются по количеству содержания в них основных питательных элементов. Предварительно вычисляется количество жира, белка, углеводов и др. составных частей, потребных для соответствующего возраста и веса ребенка; затем уже соответственно этому вычисляется количество молока, сливок, сахара и пр., содержащих в себе эти составные части. Американский метод конечно точнее, но существенной разницы нет, т. к. в СССР и Зап. Европе исходят из того же принципа, только берут средние величины содержания в пище питательных веществ. Число М. к. в наст, время значительно, и вся их совокупная работа имеет огромное значение в деле понижения детской смертности. Консультации сельских местностей как правило еще не имеют М. к., гл. обр. вследствие недостатка работников. За последние годы, когда поставлен вопрос об организации общественного детского питания, функции М. к. расширяются, и намечается тенденция их развития в центральную пищевую станцию для детей грудного и раннего возраста. Центральная пищевая станция строится как крупное механизированное учреждение под квалифицированным врач. руководством и состоит из а) М. к., изготовляющей простые и леч. молочные смеси, цельное молоко и прикорм для детей грудного возраста; б) витаминной кухни, изготовляющей специальные детские блюда, богатые витамино-содержащими продуктами; в) детской кухни для малых детей, изготовляющей обычную, но соответств. возрасту пищу для детей от 1 до 3—4 лет. Центральная пищевая станция приготовляет пищу для консультаций, диетическ. столовых для детей раннего возраста, для раздачи пищи на дом, для яслей и др. учреждений охраны материнства и младенчества. Так. обр. М. к. отрывается от консультации, снова превращается в самостоятельное учреждение, но уже неизмеримо большего размаха и значения и становится важным звеном в деле социалистической организации воспитания будущих поколений. Первый опыт такой организации ставится Гос. научным ин-том охраны мат. и млад. НКЗдр. РСФСР в Москве. Лит.: Антонов А., Из прошлого «Капель молока», Охрана мат. и млад., сборн., Одесса, 1927; Гиль С, К вопросу об учете и оценке работы молочной кухни, Профил. мед., 1927, № 2; Ж о р н о Я., Молочная кухня, М.—JL, 1931,- он ж е, Из практики молочной кухни, Ж. ран. детск. возр., т. VI, № 3, 1927; о н »к е, Ведомости и книги в молочной кухне, М., 1930. Я. Жорно.
Смотрите также:
- МОЛОЧНИЦА (Soor, от старонемецк. sor— сухой), специфическое грибковое местное поражение слизистой полости рта. В народе это заболевание носит еще названия «плесневицы», «детского цвета». В медицине М. известна давно. Гиппократ описывал аналогичное ...
- МОЛОЧНОКИСЛЫЕ БАКТЕРИИ, микробы, вызывающие в молоке (resp. молочных продуктах) молочнокислое брожение, выражающееся в сбраживании молочного сахара в молочную кислоту; вследствие образования к-ты происходит свертывание молока. К М. б. относятся палочки и ...
- МОЛОЧНЫЕ СМЕСИ включают в себя целый ряд модификаций пищи, приготовленной из молока, начиная с простых его разведений водой и добавкой сахара и кончая очень сложными, в к-рых помимо добавки отдельных ингредиентов и ...
- МОЛОЧНЫЕ ЭПИДЕМИИ, различного рода эпидемии, возникающие вследствие загрязнения молока патогенными микробами, для которых молоко является прекрасной питательной средой. К числу патогенных микробов, способных вызывать М. эпидемии, относятся: Вас. typhi abd., Вас. ...
- МОЛЧАНОВ Василий Иванович (род. в 1868), видный педиатр. Окончил мед. факультет Московского ун-та в 1894 г. С 1896 по 1899 гг. был ординатором, с 1904 по 1923 гг. ассистентом детской ...