ПОВЕДЕНИЕ
ПОВЕДЕНИЕ до конца 19 начала20 вв. понималось почти исключительно как общеупотребительный термин .в области практической педагогики, включавший в себя общественную оценку («хорошее», «плохое» П.) нравственного уровня учащегося в педагогическом процессе. Практически в П. включалась характеристика , идейной направленности в отно-
1 шении соответствия ее требованиям данной педагогической системы. В этом плане П. включало в себя обязательную характеристику степени дисциплинированности, выдержки, внешнего владения собой на основе соблюдения «общепринятых» общественных норм. (з!амо собой разумеется, что в основу оценки П. клались всегда нормы нравственности, морали, этики господствующего класса данной общественно-экономической формации. Практически понятие П. выступало не только в школьной педагогике, но и в обыденной жизни вообще как способ? общественно-этической характеристики данного конкретного человека (опять-таки на основе этических норм господствующего класса). Понимание П. в субъективной психологии.В истории развития психологии до второй половины 19 в. понятие П. было малоупотребительным и несущественным. П. в основном сводилось к совокупности поступков (Handeln). В этом понимании П. определяется особенностями волевой деятельности, с одной стороны, и особенностями всей предшествующей цепи психологического процесса -(восприятия, ассоциативного процесса, мышления и т. д.)—с. другой. Связывая поведение как совокупность поступков с волевой деятель- ностью, идеалистическая эмпирическая психология в то же время противопоставляла поведение психике как внешнюю форму внутреннему содержанию. Идеалистич..психология утверждала, что сознание само себя обосновывает и определяет, что оно есть начало и конец всей совокупности психологических процессов и может раскрываться только самому себе. Любое состояние сознания есть непосредственно мое состояние, субъективное по форме и по содержанию, данное только мне. Всякому другому человеку оно известно лишь условно, ограниченно, через отдельные случайные проявления во внешнем П. Это положение старой идеалистической психологии привело: 1) к утверждению самонаблюдения как психологической формы самопознания основным методом эмпирической психологии (см.
Психология), 2) к утверждению непознаваемости «чужой психики», наиболее ярко выраженному в положении: «чужая психика, недоказуема и неопровержима» (А. И. Введенский), и 3) к пониманию поведения как ограниченно внешнего, случайного и несущественного выражения сознания и психики. Поступки, слова, мимика и жесты выступают в этом плане лишь случайными, преходящими и недостоверными обозначениями содержания псих, процессов. ■ Понимание П. в механистической психологии. Понятию П. в современней психологии принадлежит одно из значительных мест, особенно в направлениях т. н. «объективной психологии» (см.
Психология, Бихевиоризм, Рефлексология), где понятие П. стало единственным основвым понятием. Для «объективистов» всех толков предметом психологии является не психика или сознание, а П. Основанием для этого взгляда является то, что «явления П. могут быть наблюдаемы так же, как и объекты других естественных наук» (Уот-сон). Превращение П. в предмет механистической психологии «объективистов» привело к коренному изменению понимания П. Установившееся понимание П. в «объективной» психологии рассматривает его как сложную совокупность внешних проявлений организма или личности человека (отождествлявшихся «объективистами»), возникающих из универсального механизма: стимул (раздражитель)—реакция (ответ на него). Согласно этой формуле St—R, St выступает как причина, a R как результат процесса. Стимулами являются воздействия внешнего мира или- внутренне-физиол. раздражения самого организма. Реакция П. всегда есть обязательный, временный или постоянный ответ организма, вынужденного приспособляться к новым условиям существования, данным в стимуле. Задача П. поэтому большинством авторов рассматривается как постоянное уравновешивание со средой, как приспособительный, механизм организма. Понимание П. в структурной психологии. Ничего существенно нового в этом отношении не вносит и точка зрения структурного, /«целостного» поведенчества новейших. психологических направлений (например гештальт-нсихологии). Критикуя формулу St—R как атомистическую, элементарную, эти течения возражают против разложения П. на части: стимул «А», утверждают они, никогда не действует только_^изолированно и непосредственно, а лишь сопряжённо и через стимулы «В», «С», «D» и т. д., образуя вместе с ними целостную, как бы замкнутую в данный мо- 72» мент ситуацию.- Сообразно с целостной ситуацией П. всегда функционирует как единое целое, как структура, как деятельный комплекс реакции'. St—R взаимопереходят друг в друга (обратимость реакции, превращающая ее в стимул для других реакций и изменение самой себя), определяя тем «поток активности» П. В состав этих сложных структур «поведения» включается интелектуаль'ная деятельность. Такое сложное (не укладывающееся в формулу St—R) П. называется ими интелектуальным. Таким образом П. в целом рассматривается не ' как. простое, а как сложное динамическое единство внешних движений и актов с Отраженными субъективными состояниями в форме псих, процессов. Однако здесь лишь смягчается отчетливый механизм классических поведенческих теорий, но отнюдь не выдвигаются возражения против них по существу. П о ни мание П. животных. Важнейшие поведенческие теории, объектом к-рых являются животные, дают следующие основные варианты понимания П. животных: 1) Понимание П. как деятельности организма и целом, как подвижного, уравновешивающего и приспособительного отношения к окружающей среде. При этом П. отождествляется с деятельностью организма вообще, психологическое превращается в общебиологическое, выступая основным законом развития организма. В америк. психологии этатозиция представлена Лебом, Дженнингсом, Уотсоном, Толменом, Вейсом (Loeb, Jennings, Watson, Tolman, Weiss), в русской—Бехтеревым с его пониманием зооре-флексологии как науки о «соотносительной деятельности» животных с ее физ.-механическими законами развития. 2) Понимание П. исключительно как отправления нервной системы, как совокупности реакций нервной системы (рефлексов) в их двигательном и секреторном выражении (см.
Рефлексология, Бихевиоризм). Предпосылки этой теории были заложены еще Сеченовым в России, Лебом и Торндайком" (Thorndike) в Америке, но наиболее последовательно и обоснованно в отношении эмпирического материала представлена она работами школы Павлова (отчасти и
; Бехтерева) в России и Лешли (Lashley) в Америке. 3) Понимание П. как одной из форм деятельности организма. Согласно Этой концепции П. есть особенная, своеобразная форма деятельности организма, изменяющаяся вместе с изменением способов приспособления организма и всей его морфо-физиологич.. пластики. Отличие функций П. от функций отправления заключается в сочетании всех отношений внутри организма (физиол. динамика) с его Отношением к окружающей среде (биол. способы развития). П. есть такая форма развития организма, через к-рую все стороны его деятельности участвуют в приспособлении к среде. Нервная система, в особенности -высшие ее отделы (гл. обр., кортикальные аппараты), выступает основным механизмом П. Содержанием П. является однако же не нейрофизиология, а вся деятельность организма животного. Биол. значение П. определяется его местом в эволюционном процессе, где одной из закономерностей является изменение П. животного в приспособительной деятельности без строго параллельного изменения анат. организации. В этом плане П. выступает в двух формах: а) наследственные изменения П. как продукт, наследственных приспособлений к очень медленным изменениям, среды и б) индивидуальное изменение П. животных «разумного» типа как продукт приспособления к относительно быстрым изменениям среды. Эта точка зрения,представлена гл. обр. в биологии (напр. Северцев). В зоопсихологии это отчасти нашло отражение в биопсихологическом, направлении (напр. Вагнер). Каждая из приведенных теорий теоретически и эмпирически пыталась преодолеть господствовавший в психологии животных и. человека идеализм, в- частности витализм. В этом смысле естественно-научные теории П. животных представляют собой материалистические учения. Положительным в них было в связи с этим всемерное и разностороннее подчеркивание зависимости поведения от окружающей среды, от приспособительных свойств организма и его материального субстрата (анат.-физиол. развития). Эти течения обогатили психологию животных рядом ценных материалов и научных теорий, имеющих, в строго ограни-? ченных пределах, огромнейшее значение для понимания законов П. животных (учение Ле- ' ба о тропизмах, работы Иеркса, Дженнинтса, Бете, Толмена, учение Павлова об условных рефлексах, работы школы.Бехтерева, америк. бихевиоризма и его советских последователей-и дрО- .Каждый из этих вариантов «объективно-психологического». (бихевиористского, рефлексологического) понимания П. имел свои вер>-ные и ценные стороны. Но в целом, претендуя стать общепсихологической теорией, каждое течение в своей односторонности приводило к ряду неприемлемых для нас положении, on
j ределяющих его механистическую сущность. Важнейшие из/ этих неприемлемых положений Следующие: а) в основе развития П. лежит простое приспособление и уравновешивание, со средой, безотносительно к степени сложности организации вида, б) П. исключает псих, процессы или растворяет их в себе, в) развитие мыслится как чисто эволюционный процесс и т. ш Объектив но-психологическое понимание П. человека. Объективно-психологические теории понимают П. человека как сложную совокупность внешних проявлений человеческого организма, прежде все- i го движений. Соц. сторона в П. по существу сводится наиболее последовательно-механистическими' поведенцами к конфигурации электронно-протонных взаимодействий (Вейс). Соц. и психологическая обусловленность поведения, мотивация П. как его направленность наце-, ло отрицались «объективным» поведенчеством. Напротив, социальная, общественная деятельность и общественные отношения людей ставятся
в зависимость от законов развития индивидуального П. Но так как П. есть форма-деятельности организма, то отсюда делается вывод, что общественная жизнь управляется законами деятельности организма, биологич. законами, и через эти последние сводится к закономерности ж-ивотногр мира. Т. о. «биосоциальное» поведенчество приходит к биоло-гизации и психологизации материальных и идеологических отношений общества и всего исторического процесса. «Биосоциальная» теория П. есть последовательно механистическое учение, определенно враждебное марксистско-ленинскому пониманию П. Одним из важнейших пороков этого учения является противопоставление биологич, сущности человека соц. среде (трактуемой как совокупность внешних, неизменных условий). Ничто по существу не -изменяло признания главного значения для развития человека не за «биологическим стер- .жнем», а за внешней средой («социо-биологи-ческий» вариант поведенчества). Это признание приводило лишь к утверждению неизменной данности внешних условий как фатальных путей развития человека, к пониманию П. человека как механически пассивного про-' дукта среды. Так. обр. здесь извращалась сущность человеческого П., к-рое, будучи взято в единстве всей-общественной деятельности чело- ■ века, выступает фактически как форма активного изменения условий среды. В этом смысле можно сказать, что П. развивается не только благодаря, но и вопреки условиям. Однако преодоление ■ условий возможно лишь тогда, когда оно основывается на понимании действительного содержания этих условий. «Именно люди, но лишь постольку, поскольку Они пра-. вильно понимают условия, к-рые застали в готовом виде, и постольку, поскольку' они понимают, как эти условия изменить,—делают. историю» (Сталин). Эта-то активная роль сознания, психики и П. человека в изменении условий среды и игнорировалась поведенцами всех толков. Игнорируя общественно-трудЬвую сущность человека, эта теория подменяла историческое единство П. человека и П. животных простым тождеством. В советских условиях поведенческие теории пытались выступить, маскируясь под марксизм, что по существу приводило к механистическому извращению марксистско-ленинской теории в психологии, к протаскиванию в советскую науку реакционной теории, оправдывающей с «биологических» позиций капиталистическую «цивилизацию». Исторически-классовая сущность П. человека. Действительное •определение П. человека начинается с установления общественной сущности человеческой личности, с раскрытия ее исторически-классового содержания (см.
Личность). П. человека прежде всего должно быть рассмотрено в этом общественно-историческом плане, но лишь в своей специфической, своеобразной психологической форме. П. не есть общественное отношение само по себе, общественная деятельность сама по себе, но П. определяется именно ими, выражая в себе общественное содержание личной деятельности. Какую бы форму П. мы ни, разбирали (поступки, речь, мимику, жестикуляцию, рабочие движения), в ее основном содержании везде для нее типична общественная деятельность, В этом процессе общения личность необходимо раскрывает свои цели, намерения и потребности, обнаруживает свои подлинные мысли, устанавливает ^-общественные меры своих индивидуальных возможностей. Отсюда следует, что П. необходимо есть основное средство объективизации субъективной жизни личности,
(ее псих, процессов и сознания. Таким образом поведение можно определить'как индивидуальную форму общения, являющуюся, основным средством объективизации психики и сознания человека. Развитие П. в истории общественно-экономических формаций. Исторически 'образовавшись в развитии чело-веч. общества, П. человека с изменением обще-ственно-экономич. формаций и форм классовой борьбы изменяет не только содержание, но и форму. Это же основное содержание П. определяет. его внутреннюю противоречивость. Детерминация и мотивация П. Анализируя поведение в этом плане, необходимо прежде всего различать детерминацию и мотивацию П. (для ряда психологических направлений характерно отождествление этих понятий). Детерминация П.—это причинные условия возникновения, изменения ,и преодоления процессов П. Мотивация—это внутренняя направленность, намеренность. Они не тождественны. Детерминация П. (социальная по своей основе) необходимо включает в себя мотивацию П. как одно из опосредующих ближайших причинных звеньев в оформлении П. Общественный характер обусловленности П., в конечном счете определяющий и его механизмы, есть основа П., его детерминация. Сюда же в отношении элементарных актов П. включаются неврофиэиол. механизмы П. Все это—действителйные причины, движущие силы П. на основе общественной закономерности. Причиной П. могут выступить и субъективные мотивы, но лишь в том случае, если в субъективном намерении, потребности, данной направленности в целом правильно отражены действительные причины. С другой стороны, нет ни одного недетерминированного момента П., однако в психологии известно множество немотивированных действий в случае отсутствия контроля сознания над П. Возможны и поступки, необоснованные рационально и представляющиеся непосредственному впечатлению как
4 беспричинный и бесцельный акт. Такие поступки и называются немотивированными. В связи с общей линией П. возникает известная стабильность характерных особенностей П. В психологии понятие о стабильности П. тесно связано с типологией П., которая устанавливает вариативность поведения в пределах определенного характера, ■темперамента, типа. Поведение ребенка. В учении о П. ребенка нашли отражение те же идеалистические и механистические течения, как и в общей теории П. При этом идеалистическая психология, полагавшая сущность человека в его сознании и отрицавшая возможность объективного изучения последнего, оказалась вообще бессильной раскрыть закономерность П. ребенка. «Объективно-психологические направления», одним из наиболее ярких выразителей которых является генетическая
рефлексология (см.), свели свою работу либо к чистому.описанию либо к изучению развития общих состояний организма ребенка, его неврофизиол. механизмов и "других физиол. отправлений. Своеобразие форм П. ребенка в разные возрастные периоды связано со своеобразием форм соц. среды, в к-рой развивается ребенок как активный член этой среды. Речь идет здесь о том, что в различных возрастах "решающую роль в жизни ребенка играют то одни то другие стороны общественных отношений. Так, в младенческом и дошкольном возрасте наибольшее влияние на ребенка оказывает семья (наряду с к-рой в СССР приобретают все большее значение ясли, очаги, детдома). В школьном возрасте на первый план выступает школа с ее организованным пед. процессом, с развертывающейся в ней работой пионерской организации. В подростковом возрасте ребенок наряду со школой включается в жизнь производства, и наконец в.юношеском возрасте непосредственно производственное окружение занимает первое место, и гоноша активно включается в соц. строительство, в работу комсомольской организации и т.' д. Т. о. общественно-пройй-водственные отношения выступают в процессе развития ребенка в преломлении через семью, детучряждение, школу и лишь в юношеском возрасте выступают в основном в той же форме, как и для взрослого.—Со своеобразием форм влияния соц. среды на ребенка в различные возрастные периоды связано и своеобразие форм активного участия ребенка в развитии этой среды и своеобразие форм П. ребенка. Так, в младенческом возрасте, на основе возникающих соц. связей и развития механизмов моторного аппарата и речи, происходит переход от спонтанной активности к а к т и в н о-н а п р а в-ленномуП. Это П. развертывается, гл. обр. уже в дошкольном возрасте, в организованное игровое П., к-рое вместе с начальными формами трудовой деятельности ведет к действенному обогащению детского опыта. В школьном возрасте на основе организованного пед. процесса идет систематическое развитие организованно-познавательной деятельности ребенка в форме учебного труда. Наконец через подростковый возраст и юношеский, с активным включением в производственный труд взрослых, с оформлением классового сознания и трудовой специализации, ребенок приходит к формам трудового и бытового П. взрослых. Патология П. Для невро-психиатричо-ской клиники, занимавшейся изучением патологии П., изменения П.'представляли интерес в первую очередь как симптомы определенных нозологических единиц, анализ же того или иного отдельного симптома как акта П. отодвигался на второй план. Следует также учесть, что неудовлетворенность субъективно-психологическим подходом и объективистские тенденции появляются в психиатрии значительно раньше, чем в общей психологии. (В особенности здесь выдвигается неврологический подход, давший ряд ценнейших работ, в области учения о локализации болезненных изменений в нервной системе при различных нервно-психич. заболеваниях.) Однако наряду с неврологическим объяснением тех или иных болезненных расстройств сохраняются и йсихоло-го-клинические объяснения и классификаций. Таким образом в главах психиатрии, посвященных . болезненным изменениям поведения, господствует эклектическая установка. Прежде всего достопримечательно, что в классической психиатрии болезненные изменения П. трактуются в соответствии со взглядами идеалистической психологии как патология воли и поступков (Pathologie des Wollen und Han-deln). В соответствии с той же установкой проводится и классификация болезненных изменений П. Несмотря на то, что целый ряд расстройств П/ прекрасно изучен с неврологической стороны (напр. вся группа так наз. психомоторных симптомов, расстройства П., связанные с заболеванием лобной доли мозга), в основу классификации кладутся традиционные категории старой идеалистической психологии. Такая классификация, помимо всех пороков психологической атомистики, страдает еще значительной неполноценностью с точки зрения практической ее пригодности для психиатрической симптоматологии. Практически психиатрия в гораздо большей степени пользовалась такими клинич. симптомами и синдромами, к-рые, будучи хорошо изучены, обычно не укладывались в рамки этой классифика- ции (напр. синдром лобной доли, кататони-ческий .синдром и т. п.). Не изменило этого положения и «поведенческое» течение в психологии, отразившееся также и в психиатрии. Здесь «иоведенчество» свелось однако в основ-
( ном лишь к чисто терминологическим изменениям, к переводу психологической терминологии на язык неврофизиологии (в, таком плане была в основном задумана «патологическая рефлексология» Бехтерева; см.
Рефлексология). Некоторые авторы ограничились лишь заменой общего названия дисциплины (напр. Осипов,. предложивший переименовать психиатрию в «тропопатолотию»), сохранив в полной неприкосновенности всю эмпирическую часть и ее психологическую интерпретацию. Несравненно большее значение, чем поведенческая теория, имело внесение .в психиатрическую клинику объективных методик, в частности методик неврофизиологии, рефлексологии (Бехтерев и его школа, за последние годы Павлов со своей школой). Экспериментальные исследования, проведенные на душевнобольных различных форм заболеваний, дали много материалов, характеризующих изменение их неврофизиол. механизмов. Однако попытки положить эти исследования в основу объяснения самого изменения П. б-ных, в силу своего грубо механистического характера, были обречены на неудачу.—Структурное поведенчество пыталось внести в учение о патологии П. эволюционно-генетическую установку. Таково напр. учение о" распаде личности и догпялашгтт П., о разрушении при некоторых заболеваниях высших, генетически более поздних форм П. и возвращении к более архаическим. Однако во всех этих теориях проявляется формально исторический подход, сбивающийся то на грубое биологизаторство'то на психологию культурного развития, связанную С идеалистич. взглядом на историю. Т. о. в наст, время в области патологии П. имеется огромное количество эмпирического материала, накопленного по линии клин, симптоматологии и казуистики и по линии неврологических и неврофизиол. исследований, но наряду с этим богатейшим фактическим материалом— невероятный теоретический разброд, чаще всего эклектическое переплетение идеалистических и механистических теорий. Ближайшей задачей психопатологии является тщательная переработка всего этого материала на основе марксистско-ленинской методологии. В этой переработке огромную роль должно сыграть классово-историческое понимание П., и под этим углом зрения должны быть использованы вое клин, наблюдения и неврофизиол. исследования. Несомненно, что классово-исторический анализ даст возможность вскрыть социальные корни целого ряда болезненных изменений П. Этот анализ, не исчерпывая причинного объяснения того или иного симптома как патологического состояния, дает все же возможность в совершенно новом научном плане подойти к изучению патогенеза отдельных конкретных болезненных изменений П.
Лит.: Бехтерев В., Общие основы рефлексологии человека, М.—Л,, 1929; он же, Объективная психология, СПБ, 1910; Боровский В., Сравнительная психология, М.—Л., 1926; Выгодский Л. и Л у р и я А., Этюды по истории поведения, М.—Л., 1930; И
в а н о в-С моленский А., Естествознание и наука о поведении человека, М., 1929; Павлов И., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, М.—Л., 4927; о н же, Физиология и патология высшей нервной деятельности, Москва—Ленинград, 1930; он ш е, Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности
(поведения) животных, М.—Л., 1932; Протопопов В., Психология, рефлексология и учение о поведении человека, Харьков, 1929; Психоневрологические науки в СССР (Материалы I -Всесоюзного съезда по изучению поведения человека), М.—Л., 1930; Северцов А., Эволюция и психика, М., 1922; Стенографический отчет I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека, под ред. А. Залкинда, Л.—М., 1930; Т а л,а н к и н, О повороте на психологическом фронте, М., 1931; У о т с о
н Д., Психология как наука о поведении, М.—Л., 1926; Ч у ч
и а р с в 3., Марксизм, психофизиология, условные рефлексы, М.—Л., 1930; Kohler W., Intel] igenzpriifung an Antliropoi-den, Berlin, 1917; ThorndikeE., Animal intelligence, New York, 1911.
В. Ананьев, А. Шнирман.
Смотрите также:
- ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ, сила протяжения, с к-рой каждый участок поверхностной пленки (свободной поверхности жидкости или же любой поверхности раздела двух фаз) действует на смежные части поверхности. Внутреннее давление и П. н. Поверхностный ...
- ПОВЕШЕНИЕ, сдавление шеи петлей, затягиваемой тяжестью тела. Этот вид насильственной смерти, исключая смертную казнь через П., в громадном большинстве случаев встречается как самоубийство и очень редко как несчастный случай; иногда ...
- ПОВРЕЖДЕНИЯ с суд.-мед. точки зрения— механические нарушения целости или функций тканей и органов. П. различаются по местоположению и по характеру орудия, каким они нанесены. По местоположению различают П. головы, груди, живота ...
- ПОГЛОЩАЮЩИЙ КОЛОДЕЦ, колодец, предназначенный для поглощения фекальных, сточных и дренажных вод почвой. Устраивается или в виде ямы большей или меньшей глубины с проницаемыми стенками и дном или в виде шахтного или ...
- ПОДАГРА, podagra (от греч. pous-—нога и •agrios—жестокий), сложное заболевание обмена веществ, характеризующееся острыми приступами болей и воспалительных явлений, преимущественно в суставах, и отложениями мо-чекислых солей в тканях мезенхимы (гл. обр. ...