АКУШЕРКА
АКУШЕРКА, лицо, оказывающее помощь женщине во время родов, известна с древних времен: в священных книгах индусов, египтян, евреев упоминается об А. как об особом классе специалисток. Их роль сводилась вначале к утешению страдающей женщины; у греков роль А. точно определялась названием-—«отрезывательницы пуповины»; во Франции А. называли «sages femmes» («умудренные женщины»). Все знания они получали отчасти из собственного опыта, отчасти в семье, где старшей женщине приходилось оказывать помощь в родах младшим членам семьи. Отсюда, повидимо-му,и название «бабка». Древняя Русь тоже знала бабку; им, «приобретшим опыт многолетней практикой» (Рихтер), суждено было вести родовспоможение на протяжении многих сотен лет. Но помощь их была полна предрассудков, суеверий и самого грубого эмпиризма. Первый учебник для повивальных бабок написан в 220 г. хр. з. греком Мосхион. В эпоху Возрождения в XVI в. Ев-хариус Рёсслин написал руководство: «Цветник беременных и акушерок». В XVII в. учреждаются первые школы для А. Голландский ученый Генрих Девентер выпускает в 1696 г. для подготовки А. пособия: «Рассвет акушерок» («Morgenrot der Hebam-men») и в 1701 г.—«Новая путеводная звезда для A.» («Neues Hebammenlicht»). В конце XVII в. в Германии известна. А. Юстина Зигемундин (Justine Siegemundin), написавшая учебник по акушерству. Во Франции в XVII и XVIII вв. известен целый ряд акушерок, представительницей которых является Ляшапель (Lachapelle), ученица знаменитого Боделока (Baudelocque), очень искусная в акушерских операциях и оставившая после себя многотомное сочинение по акушерству. В Россию первая ученая А. была привезена из Германии в 1712 г. невесткой Петра I, женою его сына Алексея.—Начало акушерского образования в России связано с именем врача П. 3. Кондоиди, архиате-ра Медицинской канцелярии в царствование Елизаветы Петровны. В 1754 г. были основаны ДЕе акушерские школы—в Москве и Петербурге. Курс обучения продолжался 6 лет и состоял в теоретическом чтении лекций профессором «бабичьего дела», на нем. и русском языках, по книге Горна (переведенной Пагекампфом, помощником Эразмуса, и изданной в 1764 и 1784 гг.): «Повивальная бабка, или достоверное наставление через вопросы и ответы, каким образом женщине, плодом благословенной, в родах вспоможение чинить», а также по изданной в Москве в 1762 г. книге моек. проф. Эразмуса: «Наставление, как каждому человеку вообще в рассуждении диэты, а особливо женщине в беременности, в родах и после родов себя содержать надлежит». Для практических занятий ученицы работали у практикующих бабок. По окончании практики ученицы держали экзамен и получали после присяги указ от коллегии на звание «присяжных бабок» и право «отправлять бабичью должность». Окончившие курс отправлялись по городам, где делались «старшими А.». Кроме родовспоможения, они привлекались и к исследованию женщин в качестве экспертов при судебных процессах. О своей работе акушерки ежемесячно доставляли отчет во врачебное управление. В 1784 г. при Петерб. воспитательном доме, а в 1801 г. при Московском воспитательном доме были открыты первые повивальные ин-ты. Первым проф. петерб. ин-та был
Амбодик (см.); первым директором и проф. московск. ин-та—В. М.
Рштер (см.). Ин-ты ставили себе целью «снабдить столицы, а особенно губернии, опытными, искусными и образованными повивальными бабками». Курс обучения был трехгодичный, впоследствии—двухгодичный, обучение велось теоретически и практически—в палатах родовспомогательного заведения, незадолго до этого устроенного. По окончании курса, для получения диплома на звание «повивальной бабки», окончившие должны были держать экзамен по акушерству в ун-те.— Во второй половине XIX века акушерские школы стали создаваться и в др. ун-тетских городах за счет государства, земств и городов, а в последние перед революцией годы— ц как частные учебные заведения. В 1890 г. числилось всего 35 школ; в 1900 г.—свыше 40. Большинство их было при губ. земских больницах с годичным сроком обучения, и выпускали они т.н. повивальных бабок I и II разряда. Количество квалифицированных А. в деревне было недостаточно, и в 80-х гг. XIX в. при Московск., Петербургском и Тифлисском повивальных ин^гах были устроены особые школы для сельских повивальных бабок. Повивальные бабки I разряда имели право практики в городах на дому и в родильных учреждениях и в земстве—на самостоятельных акушерских пунктах; повивальные бабки II разряда и сельские повивальные бабки имели право работать лишь в деревне. В обязанности акушерки входило проведение нормальных родов и приглашение врача в случае осложнений. Неизбежность при дальних расстояниях справляться без помощи врача с патологическими родами и повышение квалификации сделали возможным дать А. право в случаях, не требующих применения наркоза и радикального хирургического вмешательства, производить следующие виды пособия: поворот на ножку с извлечением плода, наложение щипцов, ручное отделение последа, наложение швов на промежность. Категорически запрещается А. производство аборта.—В эпоху народничества деятельность А. получила значение обществ, работы, и вначале это была единственная, признаваемая обществом и правительством, самостоятельная работа женщины. Земская деятельность акушерок значительно способствовала обращению населения к мед. помощи в противовес знахарству. Но существование А. в земских больницах не дало должного развития родовспо-можению. До революции наиболее квалифицированные А. являлись в то же время и фельдшерицами (Надеждинские фельдшерско-акушерские курсы в С.-Петербурге, Рождественские фельдш.-акуш. курсы в Москве); земства охотно брали их па участки, где они несли обязанности ном. врачей как по леч. приему, так и в аптеке наравне с фельдшером, лишь попутно проводя и роды. Революция изменила как характер подготовки А. (см.
Акушерство), так и требования, к ним предъявляемые, особенно в деревне. Появление новой отрасли работы по охране материнства и младенчества, развитие сети консультаций для женщин с обязательным патронированием беременных— потребовали новых методов работы. А. нового типа, особенно в деревне, являясь первичным проводником охраны материнства и младенчества, должна обладать необходимыми навыками общественного подхода и умением работать с массой. В ее обязанности входят систематический объезд прилегающих к участку деревень, учет и посещение беременных, выявление патологических случаев, привлечение их в больницу, куль-турно-просвет. работа среди крестьянок в области ухода за беременной, матерью и ребенком, проведение нормальных родов на дому. Весьма важная роль принадлежит А. в деле организации (а иногда и руководства) комиссий по охране материнства и младенчества при волисполкомах и сельсоветах. В связи с этим встал вопрос об освобождении А. от лечебно-хоз. функций при б-це, к-рое проводится постепенно, по мере увеличения штатов мед. участка.
а. Лвгутяева.
Смотрите также:
- АКУШЕРСКИЕ ОПЕРАЦИИ, операции, предпринимаемые во время беременности, родов, в последовом и в послеродовом периодах. Акушерские операции были известны еще в глубокой древности (так, у древних египтян делали кесарское сечение на мертвых, ...
- АКУШЕРСКИЕ РУЧНЫЕ ПРИЕМЫ. К ним относятся: 1) прием Леопольда (Leopold) для определения положения плода в матке в конце беременности или в начале родов; 2) прием Мюллера и Гофмейера (МиПег, -Hofmeyer) для определения ...
- АКУШЕРСКИЕ ЩИПЦЫ, инструмент, заменяющий при родах недостающую или отсутствующую силу влечения (vis a tergo). В этом смысле они являются как бы продолжением рук акушера («железные руки» акушера). (История изобретения инструмента—см. Акушерские ...
- АКУШЕРСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 1 АКУШЕРСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ II АКУШЕРСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ III Краниокласт Брауна (Braun) — наиболее удобная и распространенная модификация; состоит из двух браншей, взаимно перекрещивающихся и закрепляющихся в ...
- АКУШЕРСКИЙ НАБОР, набор А. инструментов и всего необходимого для работы акушера в условиях внебольничной обстановки. А. н. во многом зависит от личных привычек врача, а еще больше—от той обстановки, в к-рой ...