ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (мед.-сан. обслуживание). В СССР сеть ж. д. имеет протяженность 74.656
км (1928 г.). В административном и хозяйственном отношениях сеть разбита на 26 отдельных дорог,ведущих свое отдельное хозяйство и управляемых отдельными правлениями дорог, но объединенных в работе единым для всего Союза Народным комиссариатом путей сообщения. Железнодорожное хозяйство включает в себя не только жел.-дор. пути со всеми устройствами, путевые и станционные здания и подвижной состав, но и ряд вспомогательных отраслей, начиная с ж.-д. мастерских и кончая крупными заводами (паровозо- и вагоностроительными, шпалопропиточными и др.). Сюда же присоединяются и жилые здания для рабочих и служащих. Все транспортное хозяйство обслуживается 1.139.000 рабочих и служащих, составляющих вместе со своими семьями так наз. «транспортное население», которое в 1927 г. в СССР было равно 3,5 млн. человек. — В мед.-санитарном отношении ж. д., пассажиры и транспортное население обслуживаются 26 дорожными отделами здравоохранения, подчиненными наркомздравам, в составе которых имеются мед .-сан. управления путей сообщения (или соответствующие им другие транспортные ячейки). С здравотделами областных, губернских и окружных исполкомов дорожные здравотделы увязывают свою работу на основании особого постановления СНК от 23/III 1927 г. В дальнейшем намечено постепенное объединение тех и других здравотделов. Бюджет транспортных здравотделов в 1927/28 г.равнялся 42млн. р., из них 5,6% по госбюджету, 9,1% из средств НКПС, Совторгфлота и др. хоз. органов и 85,3% из страх, фонда леч. помощи. Леч. помощь оказывается в 1.742 врачебных кабинетах (1927—28) и на 12.300 больничных койках (3,5 койки на 1.000 населения). Зубоврачебную помощь оказывают 611 зубоврачебных кабинетов. Фельдшерских пунктов имеется 70. Санитарная организация состоит из 185 сан. районов (1 район на 302
км и на 19.000 населения). Из подсобных учреждений имеется 52 сан.-гиг. лаборатории и 122 дезинфекционных отряда. Борьба с малярией ведется 20 малярийными станциями, борьба с соц. б-нями—24 туб. диспансерами и 12 вен. диспансерами. Для изоляции больных, снятых с поездов, имеется 20 изоляционно-пропускных пунктов, кроме изоляции служащих и для санитарной обработки переселенческих, воинских и других групп, для чего пункты снабжены банями пропускного типа и дезинфекционными камерами. Для перевозки б-ных в б-цы служат сан. вагоны (см.
Вагон), специально оборудованные для этой цели. Охрана материнства и младенчества осуществляется
104 детскими и женскими консультациями, 55 яслями и 1.262 родильными койками. Охрана здоровья детей и подростков обеспечивается 400 врачами 03 Д, 17 детскими профилактическими амбулаториями и сетью педологических кабинетов. Изучение и борьба с проф. заболеваемостью ведется Центральной лабораторией по изучению проф. заболеваемости на транспорте (в Москве) и 6 периферическими психо-физиологическими лабораториями (проф. диспансерами). Широко применяются подвижные установки (в вагонах), к-рые дополняют работу стационарных учреждений, посещая более мелкие промежуточные и отдаленные пункты; таковы: вагоны-зубоврачебные амбулатории, подвижные детские консультации, вагоны-дезинфекционные камеры, вагоны-лаборатории (сан.-гиг. и бактериологические), подвижные малярийные станции, «чумные поезда» или вагоны (в районах, находящихся под угрозой чумных эпидемий), вагоны-выставки сан. просвещения, вагоны-бани и изоляторы и упомянутые выше сан. вагоны (всего свыше 600 вагонов). Для охраны границ от заноса эпидемий из других государств имеются пограничные врачебно-наблюда-тельные пункты с пропускной системой (бани, дезинфекционные камеры, изоляторы), их—три (кроме морских врачебно-наблю-дательных станций). Перевозка заразных больных, прокаженных, душевнобольных и укушенных бешеными животными регулируется особыми правилами. Сан. надзор (текущий и предупредительный) проводится районными сан. врачами, жилищно-санитар-ными и санитарно-пищевыми врачами. Надзор за перевозкой пищевых грузов осуществляется последними совместно с ветеринарными врачами транспорта (см.
Грузы скоропортящиеся). Дезинфекция и дезинсекция пассажирских вагонов (см.
Дезинфекция) и вокзалов, служебных и жилых помещений производится дезинфекционными отрядами в крупных узлах во главе со специальными врачами), механическая очистка и уборка их—соответствующими службами транспорта, а дезинфекция товарных вагонов после перевозки скота—ветеринарно-промывочны-ми станциями НКЗема. Вся указанная работа и деятельность сан. работников регулируется на основе постановления СНК о санитарных органах (7/VIII 1928) особыми положениями, приказами и инструкциями НКЗдр. и НКПС. Основные вопросы строительства и мед.-сан. дела прорабатываются на всесоюзных и дорожных съездах врачей транспорта. Всесоюзных съездов сан. врачей транспорта было четыре: I—в Москве в 1923 году, II—в Ленинграде в 1924 г., III— в Тифлисе в 1925 г. и IV—в Ленинграде в 1928 г. Такие съезды были и в дореволюционное время (1898, 1900, 1902). Съездов транспортных отделов здравоохр. было 3 (в 1922—1924 гг. в Москве). (Проф. вредности железнодорожников—см.
Транспортники.) Лит.: Анастасьев Н., Общие типы инвалидности и смертности профессионального железнодорожного населения, Гиг. и эпад., 1927, JA 3 и 9; Вырубов А., К вопросу о несчастных случаях на железных дорогах, Обществ.-сап. обозр., 1896, № 19; Казанский С, Санитарное дело на транспорте, Гигиена и санитария путей сообщения, 1923,
Ш 3—4; он же, Основные изменения в жизни и деятельности транспортной организации, Труды
III Всесоюзного съезда санитарных врачей транспорта, М., 1926; он же, Инфекционная заболеваемость на железнодорожном транспорте за 1S25 г., Гиг. и эпид., 1927, № 1; он же. Жилищные условия на железнодорожном транспорте, ibid., 1927, № 2; он ш е, Водоснабжение на железных дорогах, ibid., 1927, № 7; о н же, Санитарная организация на транспорте за
10 лет,
ibid., 1927, № 10; он же, Инфекционная заболеваемость на путях сообщения РСФСР в 1926 г., ibid., 1927, № 12; К а
а а н с к и й С, Лысый А. и Щербаков И..Справочник транспорта. врача, М., 1928;Рафес М., Профессиональный травматизм и туберкулез на русских железных дорогах, М., 1925; Р у д о л ь ф и А., К вопросу о санитарном обслуживании переселенцев, Вести, совр. мед., 1927, № 2; Тракман М., Пять лег работы по медико-санитарному обслуживанию транспорта, Пять лет советской медицины, М., 1923; Шухов иЧеховский, Происшествия на железных дорогах и борьба с ними, М., 1928; Щербаков М., Материалы к плану построения лечебной сети на транспорте РСФСР, М., 1927. Периодические издания.—Вестник железнодорожной медицины и санитарии, СПБ, 1912—17; Гигиена и санитария путей сообщения, М., 1922—25; Гигиена и эпидемиология, М., с 1922 г. (отдел гигиены и санитарии транспорта с 1926 г.).
С. Казанский.
Смотрите также:
- ЖЕЛЕЗО, Ferrum (Fe), тяжелый металл, относящийся к VIII группе периодической системы Менделеева. Ат. в.-—55,84(0=16), при чем известны два изотопа с ат. в. в 56 и 54. Чистое Ж. обладает серебристо-белым ...
- ЖЕЛЕЗЫ (лат. glandulae), образования, выделяющие из тела различного рода вещества, к-рые или могут находить в дальнейшем то или иное физиологическое применение (секреты и инкреты) или должны быть просто удалены из организма ...
- ЖЕЛТАЯ ЛИХОРАДКА, острая общая инфекционная болезнь, с преимущественным поражением печени и почек, с быстрым развитием симптомов общей интоксикации, появлением желтухи, альбуминурии и рвоты черными массами, содержащими кровь. Связанная с определенным переносчиком ...
- ЖЕЛТОЕ ПЯТНО, macula lutea, самое чувствительное место сетчатки; является органом центрального зрения. Оно лежит приблизительно на оптической оси и в поле зрения попадает при взгляде б-ного прямо в отверстие офтальмоскопа. [Более ...
- ЖЕЛТОЕ ТЕЛО, corpus lute urn (Malpi-ghi), образование, возникающее в яичнике на месте лопнувшего фоликула (Граафоза пузырька) и признаваемое в наст. время железой с внутренней секрецией. Ж. т. на высоте развития имеет ...