ПСИХОМЕТРИЯ
ПСИХОМЕТРИЯ, в эмпирической психологии (Вундт и его школа) тот отдел, где излагались опыты с реакциями, позволившие якобы вычислить точное время протекания «чисто психических» процессов. Если в ответ на какое-нибудь простое раздражение (звонок, стук молоточка, зажигание лампочки и т. п.), заранее ему известное, испытуемый отвечал также заранее обусловленным простым движением (напр. нажимом пальца на кнопку контактного ключа), то такой процесс назывался простой или «натуральной» реакцией. Уже в этом столь несложном процессе можно различить два разных типа реагирования. Если все внимание испытуемого будет обращено на движение пальца, то такая реакция постепенно начинает приближаться к полуавтоматическому движению, становится чрезвычайно быстрой и называется «моторной». Другой тип реагирования получится в том случае, если мы предложим испытуемому обратить все внимание на раздражение и нажимать пальцем не раньше, чем он ясно воспримет данное раздражение. Так как это связано с активизацией восприятия (sensus), то эту реакцию называют «сенсорной». Она значительно длиннее моторной. Время, протекшее от подачи раздражения до ответного движения, обычно регистрируется каким-либо точным прибором, по б.ч. хроноскопом
(см.-Гиппа хроноскоп), позволяющим учитывать промежутки времени до 0,001 сек. (к-рая называется «сигмой» и обозначается греческой буквой с). Можно «воспитать» у одного и того же испытуемого оба типа реагирования. Что же касается «натуральных» реакций, то у одних они приближаются к моторным.у других—к сенсор- ным. Таким путем пытались изучать и классифицировать простейшие «волевые» процессы, поскольку предполагалось, что акт реакции включает в себя осознание и решение. Можно усложнять эти опыты и со стороны восприятия и осмышления и со стороны движения. Если испытуемый должен различать данное раздражение из нескольких (предварительно ему показанных), а уже затем реагировать, то такая реакция носит название «реакции различения» и длится обычно еще больше, чем сенсорная. (Моторная реакцияпротекает обычно в пределах от 0,080 до 0,180 сек., сенсорная—от 0,120 до 0,250 сек., реакция различения—0,2—0,4.) Еще длительнее «реакция узнавания», когда испытуемому заранее неизвестно, какое раздражение он получит, и он должен реагировать не ранее, чем узнает данное раздражение. Следующей по сложности идет «реакция выбора», когда испытуемый не только различает раздражения, но и различно регаирует, напр. на один цвет—одним пальцем, на другой—другим. Можно также предложить испытуемому отвечать на предъявленное ему слово другим словом, первым пришедшим ему в голову («реакция свободной ассоциации») или стоящим в определенной связи с ним («ограниченная ассоциация»), напр. подбирать к подлежащему хказуемое или к родовому понятию—видовое и т. п. Наконец можно вызвать у испытуемого суждение и также зарегистрировать время его протекания. При этом для т.н. эмпирической психологии наибольший интерес представляли не абсолютные цифры длительности реакций, а разница между реакциями. «Простейший процесс реакции содержит в себе однако же,—пишет Вундт («Очерк пси» хологии» § 14; 14а),—креме волевого процесса, всегда и чисто физиологические звенья (проведение чувственного возбуждения к мозгу, двигательного—к мускулу). Если мы будем вставлять в процесс реакции дальнейшие психические акты (акты различения, узнавания, простые ассоциации, акты выбора), что конечно возможно только при полной форме реакции, то, вычитая из времени длительности получаемой т. о. сложной реакции время простой реакции, мы можем определить время, нужное для выполнения строго определенных психических процессов. Т. о. получается время узнавания и различения сравнительно простых впечатлений (цветов, букв, коротких слов)=0,03—0,05 сек., время ассоциации воспоминания =0,3—0,8 сек,, время выбора между двумя движениями (правой и левой рукой)=0,06 сек., между десятью движениями (одним из десяти пальцев)=0,4 сек. и т. д.». Предполагалось при этом, что физиол. процесс для простой и сложной реакции примерно одинаковый—проведение возбуждения до центра и отщентра к мышцам, поэтому время, отличающее одну реакцию от другой, считалось временем протекания «чистых психических процессов». Предполагалось, что, вычитая например из времени протекания реакции различения время простой реакции, можно получить время протекания псих, процесса различения, а вычитая из реакции выбора реакцию различения можно получить «чистое время» псих, процесса выбора. Казалось, что удалось измерить псих. процессы, подойти к ним с чисто количественной, математической стороны; поэтому этот раздел опытов с реакцией и получил название психометрии. Волевой акт казался одним из наиболее важных, т. к. «все возможные формы связи псих, образований могут входить также элементами в состав волевого акта» (Вундт, ibid.). Нельзя конечно отрицать значимости опытов с реакциями. Однако толкование этих опытов психологами-субъективистами давалось идеалистическое. Необходимо предположить, что с усложнением реакции усложняются и физиол. процессы, с ней связанные. Поэтому нельзя говорить о «чисто психической» длительности, о чисто психических процессах. Эти попытки выделить «чисто психическое» несомненно ведут к противопоставлению его физическому, т. е. к чистейшему идеализму. Между тем психическое есть свойство высоко организованной материи и вне этой материи оно не существует. Всегда как Субстрат псих, явлений мы должны предполагать физиол. процессы. В человеческой деятельности важнейший момент составляет сознательность и никаким «сведением» к физ.-хим. процессам нельзя исчерпать сущность мышления, как указывал Энгельс («Диалектика природы», механич.. движение). Однако вопрос заключается не столько в «измерении» сознания, сколько в изучении его содержания, классово-идеологических причин, его формирующих, конкретного его проявления под влиянием исторических условий трудовой деятельности человека. Не отрицая поэтому важности опытов с реакциями, считая необходимым расширить их для изучения скорости реагированияприданной конкретной обстановке, что имеет немалое психотехническое значение, мы не можем относить их в какой-то особый отдел «психометрии» и тем более считать его основным отделом психологии.—В другую ошибку впал К. Н. Корнилов («Учение о реакциях человека»), который, правда, отрицал значение опытов с реакцией как основных показателей псих, процессов и возражал против самого названия «психометрия». Но он совершенно лишил акт человеческой реакции волевого характера, сведя его к простому изменению равновесия между организмом и средой. «Среда воздействует на организм и вызывает ответное движение—-реакцию организма». Такое представление принципиально неверно, т. к. оно игнорирует значимость сознания ,(в том числе и классового сознания) и т. к. оно исходит из механистической теории равновесия. С другой стороны, К. Н. Корнилов пытался всю деятельность человека свести к реакциям, отрицая т. о. активность развивающейся конкретно исторической личности с ее сознанием, мыслью и др. псих. свойствами. Теория и практика П. подлежат перестройке в борьбе с идеалистич. и вульгарно материалистич. течениями в психологии.
Лит.: КоониловК., Учение о реакциях человека, М.—Л., 1925; Ланге Н., Психология, гл. IX—Волевая деятельность, Психометрия, М., 1922; Психологическая хрестоматия, под ред. К. Корнилова, гл. IV и VII, М.—Л., 1927; Психология (журнал), т. IV, вып. 1, 1931 (дискуссия по реактологии, ст. Таланкина, Корнилова и др.).
Н. Добрынин. ПСИХОНЕВРОЗЫ,термин,имевшийразноезна-чение в разные времена. В старой психиатрической литературе (в руководствах Шюле, Крафт-Эбинга и др.) под названием П. объединены псих, заболевания «без очевидных пат.-анат. изменений»—«функциональные психозы», к к-рым причислялись: меланхолия, мания, первичное излечимое слабоумие и галлюцинаторное помешательство. Эти «психоневрозы» поражают индивидуумов с нормальным мозгом, являясь т.о. заболеваниями как бы случайными, в противоположность «психическим вырождениям». Брике, а затем Шарко выдвинули другое понимание П.: у них понятие П. почти совпадает по своему содержанию с понятием невроза и обнимает ту группу фнкц. расстройств центральной и вегетативной системы, в к-рой преобладающую роль играет вмешательство психики. Такое понимание П. особенно распространилось в эпоху деятельного изучения гипнотических явлений, когда возможность психогении («идеогении») была доказана экспериментальным путем. Попу-' лярности термина П. много способствовал психотерапевт Дюбуа (Dubois), вся система к-рого была основана на учете и на планомерном устранении психогенных компонентов целого ряда нервных и нервно-соматических заболеваний. В группу П. обычно включаются истерия, неврастения и невроз навязчивых состояний (психастения). В психоаналитической литературе в отдел П. отнесены лишь истерия и невроз навязчивых состояний, возникающие по учению Фрейда психогенным путем, между тем как неврастения и «невроз страха» выделены в особую группу «актуальных неврозов» как развивающиеся на почве соматического истощения или определенных аномалий сексуальной деятельности. А. И. Ющенко, разделяя неврозы на реактивные неврозы, истинные неврозы (neurosis vera) и психоневрозы, относит к последним лишь такие формы, где нервные симптомы всецело коренятся в характерологических особенностях субъекта и фиксируются благодаря целевым установкам психопатической личности и ее «воли к болезни». Вместо понятия психогении В. П. Осипов вводит термин аффекто-гении, полагая, что этим ближе и точнее определяется происхождение заболевания и одновременно как бы устанавливается связь с состоянием вегетативной нерв, системы. В виду преимущественного возникновения П. 'от социальной ситуации Осипов считает возможным включить в их характеристику и последний момент, т.к., по Осипову, психоневрозы пред став ляют«социо-аффекто-генные болезни». Эта сложная характеристика однако может быть 'представлена' в более простом виде, а именно в виде понимания П. как гл. обр. реактивных заболеваний (еще шире психогенных), что подтверждается особенно теми случаями, когда с исчезновением вызвавшей П. причины все явления быстро сглаживаются. Однако и здесь более тяжелые формы П. нуждаются для своего появления в конституциональных моментах, при отсутствии которых психо-травматические ситуации оказывают лишь незначительное действие наличность, никогда не вызывая тяжелых истерий и особенно невроза навязчивых состояний, чисто фнкц. характер к-рого подлежит большому сомнению. За последнее время термин П. постепенно выходит из употребления. Чаще пользуются обозначениями: ситуационный невроз, психогенные реакции, психогенные наслоения и т. д.
Лит.: Dubois P., Психоневрозы и психическое лечение, СПБ, 1912; Raymond, Психоневрозы, М., 1910; ХорошкоВ., О неврозах и психоневрозах с но-золог. точки зрения, Клин. мед.,1924, № 11—12; Юшен-к о О., До еучасного вчення про неврози та психоневро-зи, Врач, дело, 19.30, № 6; С u I p i n M., Psychoneuroses of war and peace, Cambridge, 1920; он же, Recent advances in the study of the psychoneurosss, L., 1931; Schneider K., Die abnormen seelischen Reaktionen, Lpz., 1927. См. также литературу к статьям
Неврозы и
Психиатрия. 10. Каннабих.
Смотрите также:
- ПСИХОНЕВРОЛОГИЯ, комплекс наук о поведении человека. В понимании одних авторов в это понятие входят анатомия и физиология нервной системы, невропатология, психиатрия и психогигиена, психология, психотехника, ...
- ПСИХООРТОПЕДИЯ, одна из форм психотерапии (см.). К психоортопедии относятся все те мероприятия, к-рые имеют целью устранение псих, аномалий регулированием образа жизни и поведения б-ного .> Проводится на стационарных б-ных и ...
- ПСИХОПАТИИ (от греч. psyche—душа и pathos—страдание) представляют собой своеобразное сочетание характерологических черт у людей , находящихся на границе между душевной б-нью и здоровьем. В основе такого сочетания, по Крепелину, лежит «смешение ...
- ПСИХОПАТОЛОГИЯ, или общее учение о псих. б-нях, в отличие от частного учения о псих. б-нях (клиника) ставит своей задачей изучение основных закономерностей возникновения и развития психотических состояний, взаимодействия их с ...
- ПСИХОТЕРАПИЯ (псих, лечение), планомерное пользование псих, средствами для лечения болезней. Под псих, средствами подразумеваются все систематические высказывания и все вообще поведение врача в его целом, поскольку им руководит сознательное намерение вызвать ...