ЛЕСГАФТ

ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837—1909), известный анатом и общественный деятель. Родился в Петербурге в 'буржуазной еврейской семье. Окончил Мед. - хир. академию в 1861 г.; в том же году написал свою докторскую диссертацию «Ъб окончании продольных мышечных волокон прямой кишки» (СПБ, 1865). В 1868 г. избран профессором физ. анатомии в Ка- ^jjj занский ун-т, откуда вскоре вследствие столкновений с начальством был уволен с запрещением заниматься преподавательской деятельностью. В дальнейшем Л. организовал в Петербурге первые курсы по физич. образованию (1875), т. н. «Лесгафтов-ские курсы», преобразованные в 1905 г. в Высшую вольную школу с отделением массовых лекций на заводах. В течение всего этого периода у Л. происходили столкновения с властями, вследствие чего Л. в 1901 г. был выслан из Петербурга, а в 1907 г. была закрыта вольная школа, к-рая однако продолжала существовать нелегально. В 1893 году Л. основал в Петербурге Биологическую лабораторию, преобразованную в 1918 г. в Гос. научный ин-т имени Л., состоящий ныне из физического, физиологического, анатомического, зоологического, микробиологического, экспериментально-патологического и других отделений.—Л. был яркой личностью и оказал большое влияние на современную ему молодежь и ее идеологию. Подобно другим представителям радикальной буржуазии Лесгафт являлся непримиримым врагом царского самодержавия, но вместе с тем не понял исторического значения рабочего движения. Положительные идеи Л. изобилуют типичным обыватель-ско-мещанским идеалом «идеально-норлаль-ной личности», которая в себе самой находит все «нормы» для своего физического, умственного и этического развития. Культ-самодовлеющей и самозовершенствующей-ся личности на базе непрерывной действенности и целеустремленности к абстрактной истине—такова сущность «положительной» программы Лесгафтовского мировоззрения. Поэтому Л. с таким отвращением относился к теории фагоцитоза Мечникова, к дарвинизму,.к увлечению прививками, ко всем теориям, допускавшим развитие, прогресс и победу организма без активного и осознанного участия самого организма в этих процессах. Поэтому же Лесгафт в основу своих научных теорий кладет принцип ламаркизма, а также трактовку последним проблемы формы и функции. Метафизический телеологией Ла марка, его ставка на имманентно присущие организмам потребности, которые из себя и через себя под влиянием внешнего толчка (внешнее условие) изменяют формы организма в определенном, предначертанном направлении, находят горячий отклик у Л., к-рый кладет эти принципы в основу своей теории умственного и физического образования. Лесгафт написал около 70 работ по вопросам анатомического строения человеческого организма, около 30 работ по вопросам педагогики и физ. образования, ряд статей по вопросам наследственности, идеализма в медицине, всего свыше 130 работ. Главнейшие труды Л., вышедшие отдельными изданиями: «Краткий курс общей анатомии человека» (СПБ, 1886); «Отношение анатомии к физическому воспитанию» (Москва, 1888); «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (СПБ, 1888); «Школьные типы» (СПБ, 1890); «Основные проявления ребенка» (СПБ, 1890); «Основы теоретической анатомии» (части 1—2, СПБ, 1892; часть 2, переизд.—Петроград, 1922); «Анатомия человека» (С.-Петербург, 1895; последнее издание—Москва, 1927). Большая часть работ Лесгафта повторно переиздавалась и была переведена на немецкий и французский языки. Лит.: Боголепова Л., П. Ф. Лесгафт как материалист и диалектик в биологии, Моск. мед. ж., 1925, № 4; Памяти Петра Францевича Лесгафта, под ред. Совета СПБ биол. лаборатории П. Ф. Лесгафта, СПБ, 1911 (перечень трудов и письма Л.); Памяти Петра Францевича Лесгафта, к тридцатилетию научного ин-та им. Лесгафта, М., 1924 (перечень трудов Л.).
Смотрите также:
  • ЛЕСЕН Поль (Paul Lecene, 1878—1929), видный хирург и патолог, профессор Парижского ун-та. Учился у Терье, Кеню, Пейро (Terrier, Quenu, Peyrot) и особенно много у Гартмана (Hartmann). В 1919 г. Л. получил ...
  • ЛЕСНАЯ ШКОЛА возникла первоначально как учреждение для оздоровления и обучения физически слабых детей, отстающих по школьным занятиям в силу своего плохого здоровья от своих сверстников. В основе Л. ш. лежит широкое применение ...
  • ЛЕТАЛЬНОСТЬ (франц. lethalite), .смертельность, процентное отношение числа умерших к числу заболевших той же б-нью. Л. исчисляется за определенный период, обычно за год. В Москве напр. в 1926 г. зарегистрировано б-ных скарлатиной ...
  • ЛЕТАЛЬНЫЕ ГЕНЫ, гены (см.), вызывающие смертельный исход в гомозиготном состоянии. Наряду с ними известно большое число полулетальных факторов, приводящих очень часто к рождению различного рода нежизнеспособных уродов или просто тем или ...
  • ЛЕТАРГИЯ (от греч. lethe—забвение и argia—бездействие), летаргический сон, летаргическое состояние, мнимая смерть, похожее на сон состояние неподвижности, возникающее самопроизвольно или под влиянием гипноза и длящееся от нескольких часов до нескольких суток ...